Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Ббк 74 212. 0 П28
ББК 74 212.0
П28 УДК 658.386.012:331.86
П28 Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
В учебнике раскрыты законы профессиональной педагогики, новое содержание 7тофессион£льного образования, инновационные технологии обучения, про-"ктиХание педагоГическиХ систем, новые формы и методы обучения и воспита-„ияТащихся, комплексное применение средств обучения в учебном процессе, управление профессиональным образовательным учреждением и другие актуаль-ные вопросы.
ISBN 5-85449-092-7
4307000000 — 092 50(03) — 97
•
© Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессиональная школа длительное время ориентировалась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию мастерства ее выпускников. Это не стимулировало должным образом повышение профессиональной квалификации и компетентности, стремление к пожизненному образованию и самообразованию. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах; стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Сегодня речь идет о формировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе — не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею.
Поэтому так важно сегодня создавать новое поколение учебников, в том числе по новой научной дисциплине — профессиональной педагогике, интерес к которой за последние годы возрос в силу ряда причин. Назовем некоторые из них:
развиваются новые типы учебных заведений: гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, реальные, коммунальные, аграрные, фермерские учебные заведения;
развиваются и авторские частные профессиональные школы, работающие по собственным концепциям;
создаются инженерно-педагогические институты, индустриально-педагогические техникумы и педагогические колледжи;
профессиональная педагогика все теснее взаимодействует с другими науками, разрабатывая на стыке со смежными областями знаний новые концепции и теории, которые предстоит реализовать на практике;
профессиональные учебные заведения все чаще предоставляют населению образовательные услуги; организуют собственное производство по выпуску товарной продукции; развивают прогрессивные
3
формы организации труда: бригадный и арендный подряды, кооперативную деятельность, в том числе и межучилищную; создают вспомогательные службы (магазины, ателье, мастерские, учебные кооперативы) ; оказывают услуги по договорам предприятиям и различным учреждениям; представляют коммерческим структурам в аренду излишние площади, орудия труда; вступают в бартерные отношения с другими профтехучилищами и др.;
Профессиональная педагогика изучает закономерности образования, воспитания, обучения и развития учащихся, разрабатывает принципы обучения и воспитания, информационные и педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений и систему их управления. Она обобщает знания о педагогических теориях, способах проектирования инновационных технологий, путях дальнейшего развития системы. Это наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения рабочего класса, о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Эти и другие положения отражены в данном учебнике, который ориентирует педагогические коллективы на гуманистические воспитательные цели, на создание организованного опыта, раскрывает перспективы педагогического творчества и суть инновационных процессов в сфере профессионального образования. В учебнике по-новому освещаются вопросы содержания обучения и воспитания в профессиональной школе и на производстве, методы и формы педагогической деятельности, обосновывается лич-ностно ориентированный подход к образовательной деятельности.
Профессиональная педагогика как ветвь общей педагогики формируется вместе с совершенствованием системы профессионально-технического образования. Наука эта сравнительно молодая, во многом только развивающаяся. Как и другие науки, она имеет свой категориальный и понятийный аппарат, свои качественные особенности, обусловленные своеобразием тех явлений, которые изучает данная наука и которые составляют ее фундамент.
В настоящее время разработаны новые концепции профессионального образования, которые отвергают многие устоявшиеся представления о содержании, методах и организационных формах подготовки и повышения квалификации рабочих. Профессиональная педагогика отражает этот вопрос. Авторы отдают себе отчет в том, что любая наука значительно шире, чем ее изложение как учебного предмета, который изучается в инженерно-педагогических институтах, на индустриально-педагогических факультетах педагогических институтов, в индустриально-педагогических техникумах и педагогических колледжах.
Надеемся, что изложенные здесь материалы помогут студентам приобрести необходимые знания для своей будущей профессиональной деятельности; обогатят их педагогическими знаниями; новыми образовательными технологиями и результатами инновационной деятельности, что в дальнейшем позволит им аналитически подходить к своей работе и делать ее максимально продуктивной.
4
Очевидно, изложенные в учебнике теоретические и методические положения могут быть использованы и другими категориями работников различных систем профессионального образования, в частности, преподавателями и мастерами производственного обучения:
совершенствовать свою квалификацию для выполнения новых более сложных функций;
сосредоточить внимание на показе путей и средств реализации новых концепций профессионально-технического образования, на формировании активной творческой личности;
разрабатывать новые подходы к овладению педагогическими знаниями;
создавать новые более эффективные средства, методы и формы обучения и воспитания;
проектировать развивающие педагогические процессы, организовывать для учащихся такую среду обучения, при которой они раскрывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали профессиональным мастерством.
Учебник «Профессиональная педагогика» поможет педагогам обеспечивать взаимодействие законов производства и законов педагогики и на этой основе соединять учебный и производственный процессы, обеспечивать их интеграцию.
Новые подходы к профессиональной подготовке высококвалифицированных рабочих, изложенные в учебнике, потребуют коренной перестройки методических организаций, педагогических советов, методических комиссий, методических кабинетов профессиональных учебных заведений и учебно-методических советов предприятий.
Учебник создан большим коллективом ученых и методистов под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, академика Российской Академии образования и Нью-Йоркской академии наук Баты-шева Сергея Яковлевича. Им же осуществлено научное редактирование. Главы и отдельные параграфы написаны следующими авторами: академиком Батышевым С.Я. (§§1,2,3,4 главы I, глава III, §5 главы VII, §§1,2,3 главы XIII); доктором пед. наук Романцевым Г.М. (§5 главы I, §1 главы XII); академиком РАО Гершунским Б.С. (§1 главы II); академиком РАО Новиковым A.M. (§2 главы II, §1 главы IV); членом-корреспондентом РАО Осовским Е.Г. (§3 главы II); академиком РАО Мухаметзяновой Г.В. (§4, п. 5.2 §5 главы II); канд. пед. наук Хововым О.Б. (п. 5.1 §5 главы II, §6 главы IV, §8 главы IX); доктором пед. наук Стариковым ИМ. (глава III); доктором пед. наук Шамрай Н.Н. (§2 главы IV); доктором пед. наук Дудиной ММ. (§3 главы IV); канд. пед. наук Скакуном В.А. (§4 главы IV, главы VI, VIII (в соавторстве), §9 главы XI); доктором психол. наук Зее-ромЭ.Ф. (§5 глава IV); доктором пед. наук Лейбовичем А.Н. (§1 главы V); доктором пед. наук Ермоленко В.А. (§§2,3 главы V); доктором пед. наук Ибрагимовым Г.Н. и канд. пед. наук Ибрагимовой Е.М. (§§1,2,3 главы VII); канд. пед. наук Халиуллиным И.А. (§4 гла-
5
вы VII); членом-корреспондентом РАО Назаровой Т.С. и доктором пед. наук Полат Е.С. (глава VIII); членом-корреспондентом РАО Монаховым В.М. (§1 главы IX); доктором пед. наук Роберт И.В. (§2 главы IX); доктором пед. наук Гордеевым Р.Т. и доктором пед. наук Юрасовым А.В. (§3 главы IX); доктором пед. наук Чернилевским Д.В. (§§4-Чг7 главы IX); академиком РАО Шакуровым Р.Х. (§5 главы IX, §§1,6 главы XI); доктором тех. наук Зиновкиной М.М. и доктором пед. наук Степановым А.А. (§6 главы IX); членом-корреспондентом РАО Коротовым В.М. (§1 главы X); членом-корреспондентом РАО Таланчуком Н.М. (§2 глава X); академиком РАО Филоновым Г.Н. и доктором пед. наук Фокиным В.А. (§3 главы X); доктором пед. наук Рожковым М.И. (§§4 и 5 главы X); членом-корреспондентом РАО Воловичем Л.А. (п. 6.1 §6 главы X); доктором пед. наук Осиновым П.Н. (п. 6.2 §6 главы X); доктором пед. наук Гейжан Н.Ф. (п. 6.3 §6 главы X); доктором пед. наук Чистяковой С.Н. (§7 главы X); доктором пед. наук Соколовым А.Г. (§§1,2,3,4,5,7 и 9 главы XI); членом-корреспондентом РАО Батышевым А.С. (§5 главы VII, §4 главы VIII, §8 главы XI); доктором пед. наук Ломакиной Т.Ю. (§2 главы XII); доктором пед. наук Сибирской М.П. (§3 главы XII); доктором пед. наук Сенченко И.Т., доктором пед. наук Путилиным В.Д. и доктором пед. наук Варнаковой Е.Д. (§8 главы X).
ГЛАВА I
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
§4 ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ РАБОЧИХ КАДРОВ
Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо подчеркнуть, что каждый этап развития производительных сил порождает новые тенденции, которые усиливают влияние производственных факторов на изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, которым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном процессе.
Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) управляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) налаживает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.
В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится
7
удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержательности.
Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осуществлении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицированного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий).
Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразмеров, использует более 100 марок металлов и неметаллических материалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь заданных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сварочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных работ и ряда других.
Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определенного типа и конструкции, а также знать правила применения режущих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измерительных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазывающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака.
В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необходимо было знать устройство однотипных станков, наиболее распространенных универсальных приспособлений и их применение; назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки.
В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности.
8
В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.
В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появлению станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и даже наладку оборудования.
В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объединяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудования, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и станков и др.
У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расчетов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленности наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-технической подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений должны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания подготовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профессиям.
В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрасли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист завалочной машины, вальцовщик.
В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслуживанием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами.
В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп-
9
равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессорных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%.
Техническое совершенствование производства в угольной промышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих механизированного труда. Так, увеличивается численность машинистов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается численность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения.
Произошли значительные изменения и в строительстве благодаря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного дома заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время профессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтажник выполняет все общестроительные работы.
Большие изменения происходят в профессионально-квалификационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.
Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек.
Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ремонтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увеличением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицепных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракторист гусеничных тракторов.
В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее
10
время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% более высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и содержании профессий механизаторов. При быстром переналаживании сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наименований сменного оборудования, может выполнять работу бульдозера, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержания труда традиционной профессии тракториста. Это уже не просто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, механизатор сельскохозяйственного производства, владеющий многими смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы.
Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех отраслях промышленности все более сокращается удельный вес затрат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремонтом. Это требует от рабочего сознательного использования широкого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения существенных изменений в содержание обучения по профессиям.
Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.
Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих становится обязательным условием успешного труда.
Политика в области профессионально-технического образования должна опираться на новые, адекватные экономической реформе системы и методы подготовки рабочих.
fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ
Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо исследовать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтехучилищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану.
Похожие документы:
Библиографический указатель декабря 2006 г декабрь 2007 г
Библиографический указательРекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов,Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г
Библиографический указательРекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки имени И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России.