Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Дорогие ребята и уважаемые гости! Приглашаю вас на встречу с очень интересным и самобытным поэтом Мариной Цветаевой. Именно так она называла себя - «...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації щодо розробки та застосування рейтингових систем оцінювання успішності студентів з навчальних дисциплін [Текст] / Уклад. В.П. ...полностью>>
'Документ'
«Koнцепция» оптимизации общих положений обязательственного права России представляет сначала (п. 1) актуальное состояние российского законодательства...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является изучение комплекса теоретических и практических вопросов в области управления доходами и расходами...полностью>>

Пояснительная записка Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 02 ─ русская литература включает объем знаний, предусмотренный  типовыми учебными программами по истории русской литературы для филологических факультетов университетов Беларуси,

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

10.01.02 — русская литература


Приказ высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 77

Пояснительная записка

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10.01.02 ─ русская литература включает объем знаний, предусмотренный  типовыми учебными программами по истории русской литературы для филологических факультетов университетов Беларуси, с учетом новых фундаментальных программ по дисциплине, современных научных концепций, приоритетов и особенностей развития литературного процесса.

Цель экзамена ─ выявить знания  историко-литературного материала, этапов и закономерностей развития русской литературы, ее специфики, навыки самостоятельной научной интерпретации художественного произведения и творчества писателя.

В  основу программы положены ключевые вопросы истории древнерусской литературы XI─XVI вв., истории русской литературы XVIII ─ XIX вв.,  истории русской литературы XX в., современной литературы, с привлечением некоторых разделов из курсов истории русской литературной критики и теории литературы. Обозначен круг общих методологических проблем и связанных с ними аспектов историографии. Значительное место отведено художественной специфике литературы,  творческим методам, направлениям, жанрам и стилям. Намечены наиболее важные и актуальные проблемы изучения литературы, включены вопросы о месте и значении таких дисциплин, как текстология и палеонтология, палеография в исследовании древнерусских текстов. Отражены характеристики творческих индивидуальностей писателей в их отношении к литературному процессу. Предлагаются вопросы по типологии методов и направлений, системы жанров и их эволюции.

В список литературоведческих источников включены наиболее значимые монографии по основным проблемам теории и истории литературы, творчеству писателей, научные сборники, учебники,  учебные пособия, которые  помогут аспиранту  при подготовке к экзамену.

Одним из трех основных вопросов экзаменационного билета является вопрос по теме диссертационного исследования. Дополнительный опрос рекомендуется проводить с целью выявления глубины знаний по предмету и степени владения комплексными методологическими подходами к научному изучению художественно-эстетических явлений.

Программа-минимум кандидатского экзамена составлена в соответствии с «Кратким паспортом»  специальности 10.01.02 ─ русская литература (филологические науки).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цели:

  • раскрыть содержание «Программы-минимума» с учетом особенностей исторического развития русской литературы, актуализации проблем литературоведческого характера;

  • дать полное представление о состоянии истории русской литературы, ее этапах, закономерностях и тенденциях развития, степени изученности основных явлений и  проблем в литературоведении;

  • осмыслить специфику жанрово-стилевого развития русской литературы, учитывая проблему традиций и новаторства;

  • отразить эволюционные процессы, наблюдаемые  в русской литературе на протяжении длительного времени, свидетельствующие о художественных импульсах, «взрывных» моментах, творческих поисках, эстетических открытиях, новых интенциях, имеющих место в практике литературы;

Задачи:

  • закрепить знания аспиранта по истории русской литературы, полученные в высшем учебном заведении, и углубить их в соответствии с требованиями кандидатского экзамена;

  • научить разбираться в специфике художественного творчества, литературного процесса, определять место и роль русской литературы в мировом литературном процессе, выявлять взаимодействие и взаимосвязь русской литературы с другими литературами (в первую очередь с  белорусской);

  • сформировать  навыки профессионального литературоведческого анализа, необходимые филологу, преподавателю.

Требования к уровню знаний экзаменуемого соискателя научного звания по специальности 10.01.02 ─ русская литература. Соискатель должен:

  • усвоить необходимый фактический материал по истории русской литературы XI─XXI   вв., ориентироваться в литературном процессе, его закономерностях и тенденциях развития;

  • уметь характеризовать основные литературные направления, течения, литературные школы;

  • знать жанрово-стилевую специфику литературного периода и творчества писателя;

  • профессионально анализировать произведения ведущих писателей с точки зрения художественного мастерства;

  • видеть связь и взаимосвязь русской литературы с мировой (в первую очередь с белорусской);

  • быть осведомленным в основных направлениях и итогах изучения русской литературы по общим разделам и персоналиям, аналитически оценивать вузовские учебники;

  • иметь научное представление о национальной специфике русской литературы, системе ее патриотических,   гуманистических и гражданских идей.

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI─XXI вв.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Древнерусская литература ─ общее достояние литературы русской, белорусской и украинской. Хронологические и географические границы древнерусской литературы. Проблема периодизации. Художественный метод древнерусской литературы. Система жанров, связь жанра и стиля. Текстология и палеография. Текстологическое и палеографическое описание памятников древнерусской литературы.

Становление древнерусской литературы (конец Х ─ первая половина XI вв.) Предпосылки возникновения и особенности становления оригинальной литературы Древней Руси. Начальный этап формирования и развития древнерусской литературы ХI-ХIII вв., и ее роль как общего истока литератур трех братских народов (русского, белорусского, украинского). Литература и письменность. Значение фольклора, византийской и южнославянской письменности в формировании оригинальной древнерусской литературы. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Анонимность мышления и провиденциализм древнерусского книжника. Особенности переводной литературы. Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. Естественнонаучные сочинения. Перевод иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.

Литература  периода расцвета Киевской Руси  (вторая половина XI─XII вв.). Идейно-художественное своеобразие литературы Древней Руси. Полемическая и публицистическая тенденциозность идеи единства Русской земли. Возникновение и развитие летописания на Руси, публицистическая направленность и патриотический пафос первых летописных сводов. Основные темы и жанры, связь с фольклором, особенности языка и стиля. Проблема художественного метода древнерусской литературы. Летописание как один из первых видов литературного творчества. «Повесть временных лет», ее значение для развития русской литературы, современные трактовки. Традиции древнерусского летописания. Проблемы изучения летописей (работы М.Д. Приселкова, А.Н. Насонова, гипотезы В.М. Истрина, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова).  Ораторская проза («Слово о Законе и Благодати» Илариона). Лирико-драматический характер «слов» Кирилла Туровского. «Поучение» Владимира Мономаха, его язык и стиль. Своеобразие житийной литературы («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Евфросинии Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского»). Киево-Печерский патерик: история создания, основные редакции, идейная направленность, литературное значение. «Хождение» как литературный жанр («Хождение» игумена Даниила, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Современные проблемы изучения «Слова о полку Игореве». Переводы и переложения «Слова», его связь с мировой и белорусской литературой. Переводные воинские повести («Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия), их идейно-художественные особенности. Дидактические повести об Акире Премудром и Варлааме и Иоасафе.

Литература периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII─XIV вв.). Начало формирования великорусской, украинской и белорусской народности, влияние этого процесса на  становление и развитие национальных культур и литератур. «Моление Даниила Заточника»: жанр и стиль. «Киево-Печерский патерик» и его литературные особенности. Галицко-Волынская летопись. Повести о татарском нашествии («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»), их  специфика. Художественное своеобразие поучений Серапиона Владимирского. «Слово о погибели Русской земли», его пафос, жанровая специфика и образная система. Риторико-панегирический стиль русской агиографии. Изменение жанровой, композиционной и образной структуры жития. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»: эпическая и книжная традиции. «Житие Александра Невского»: жанрово-стилистические особенности памятника. «Житие митрополита Петра». Переводная литература («Сказание об Индийском царстве»).

Литература периода объединения и духовно-культурного возрождения северо-восточной Руси (вторая половина XIV ─ первая половина XV вв.). Древняя Русь в период монголо-татарского ига. Общая характеристика памятников,  входящих в состав Куликовского цикла, их источники и стиль. Художественное своеобразие стиля «Задонщины», связь этого памятника со «Словом о полку Игореве». «Сказание о Мамаевом побоище», его стиль. Развитие жанра исторической повести. Вопрос о русском предвозрождении. Творчество Епифания Премудрого (принципы изображения человека, особенности стиля).  «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»: специфика художественной образности, стиль. История бытования «Жития» в русской литературе.  Характеристика творчества Пахомия Логофета-агиографа. 

Литература периода образования единого русского государства (вторая половина XV─XVI вв.) Основные темы и проблематика древнерусской литературы этого периода. Теория «Москва ─ третий Рим», ее отражение в памятниках. «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера, ее влияние на формирование стиля древнерусской литературы. «Послание владычне на Угру» Вассиана Ростовского  как памятник красноречия и политической мысли. Процесс перемещения византийских сюжетов («Сказание о Вавилоне  граде» и др.). Соотношение в произведениях факта и художественного вымысла («Повесть об Иверской царице Динаре», «Повесть о Мутьянском воеводе Дракуле»). Переводные повести (книга басен «Стефанит и Ихнилат»). Личность и деятельность преподобного Иосифа Волоцкого. Новгородская литература XV века. Псковская литература, ее своеобразие. Тверская литература. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина: язык и стиль.

Литература централизованного государства (XVI в.). Особенности литературного процесса. Переводческая деятельность и сочинения Максима Грека. Расцвет публицистики (Иван Пересветов, письма А.Курбского, письма Ивана Грозного). Начало книгопечатания в Москве. «Домострой», его художественные особенности. Разрушение житийного канона в «Повести о Петре и Февронии». Воскресенская летопись. Никоновский летописный свод. «Казанский летописец», его специфика, своеобразие стиля. «Сказание о киевских богатырях», его связь с фольклором. «История о Казанском царстве»: литературные традиции, связь с фольклором.

Литература переходного периода: от древнерусской к литературе нового типа (XVII в.). Отражение социальных противоречий эпохи («Повесть 1606 года», «Иное сказание», повесть о Скопине-Шуйском, «Летописная книга» С.И. Шаховского и др.). Обновление форм исторического повествования, новые принципы изображения характеров, начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы («Сказание» Авраамия Палицына). Изменение традиционных жанровых форм жития («Житие Юлиании Лазаревской»). Демократизация жанра исторической повести («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), ее связь с фольклором и книжной традицией. Эволюция жанра повести. Появление новых жанров: бытовая повесть, сатира, виршевая поэзия, «комедия». Зарождение   барокко. Проблема барокко в литературе Древней Руси. Переходный характер литературы (от древнерусского периода к литературе XVIII в.). Бытовая повесть («Повесть о Горе Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Карпе Сутулове»), ее проблематика, художественное своеобразие, особенности жанра и стиля. Демократическая сатира («Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове») и антиклерикальная  («Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о попе Савве» и др.). Приемы и средства сатиры, использование пародии и аллегории. Переводная литература, ее характер (сб. «Великое зерцало»,  «Апофегматы», сборник новелл «Фацеции»). Рыцарский роман. Раскол в русской церкви и его значение. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»: специфика жанра, языка и стиля. Стихотворство и причины его возникновения. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого, его просветительская роль и значение в развитии литературы, русской и белорусской культуры. «Комедия притчи о блудном сыне»: проблематика и жанровое своеобразие. Последователи Симеона Полоцкого. Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Зарождение придворного театра. Первая русская пьеса «Артаксерксово действо». Интермедии и их отношение к школьной драме. Зарождение классицистического стиля.        

Традиции древнерусской литературы в литературе последующих времен. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями XVIII-XXI вв. Интертекстуальность древнерусской литературы. Общекультурное и художественное значение древнерусской литературы.

История русской медиевистики. Древнерусская литература в трудах представителей мифологической, культурно-исторической школы.  Вопросы сравнительно-исторического исследования средневековых литератур в работах А.Н. Веселовского. А.А. Шахматов и начало текстологического изучения древнерусской литературы.  Значение работ В.Н. Перетца, А.С. Орлова, Н.К. Гудзия, И.П. Еремина, В.П. Андриановой-Перетц, А.М. Панченко, Л.И. Сазоновой для изучения древнерусской литературы. Труды академика Д.С. Лихачева и их значение. Этапы изучения древнерусской литературы. Актуальные проблемы древнерусской литературы в современном литературоведении. Анализ учебников и учебных пособий по древнерусской литературе.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII в.

Специфические черты русской литературы ХVIII в. как литературы века Просвещения. Проблема периодизации.  Своеобразие и основные этапы развития русской литературы этого периода, ее особенности.  Создание основ литературной теории художественного творчества. Разработка новых средств поэтической выразительности, процесс совершенствования литературного языка. Эволюция эстетических и литературно-теоретических воззрений русских писателей ХVIII в. Основные этапы становления  русского стихосложения. Современное состояние науки о литературе данного периода, спорные вопросы ее изучения.

Литература Петровской эпохи (конец ХVII в. ─ 20-е годы ХVIII в.). Отражение петровских реформ, развитие просвещения и науки. Новые тенденции в литературе. Первая русская газета («Ведомости»). Начало борьбы за национальный русский литературный язык. Рукописные анонимные повести. Книжное стихотворство. Панегирическая лирика. Зарождение любовной лирики, ее связь с фольклором. Ораторское искусство (Феофан Прокопович, Гавриил Бужинский, Иосиф Туробойский). Создание публичного русского театра. Школьный и придворный театр. Народные игрища. Интермедии и их роль в развитии русской комедии. Народная литература петровского времени. Старообрядческая литература ХVIII в. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Гражданская публицистика. Трагедокомедия «Владимир», ее новаторские черты. Лирика Феофана. «Пиитика» и ее значение для становления русского классицизма.

Литература 1730 ─ 1750-х гг. Становление русского классицизма. Русский классицизм как ведущее литературное направление русской литературы ХVIII века. Социально-политические корни и национальное своеобразие русского классицизма; философские и эстетические предпосылки классицизма. Спорные вопросы изучения внутренних течений в русском классицизме. Предклассицизм Кантемира. Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков — основоположники русского классицизма в его теории и художественной практике. Поэтика русского классицизма. Традиции древнерусской сатирической повести в рукописной литературе 1730 ─ 1750-х гг. Первые литературные журналы. Борьба русского классицизма за создание литературного языка. Творчество А.Д. Кантемира. Кантемир ─ родоначальник сатирического направления в русской литературе ХVIII в. Основные приемы сатирической типизации, жанровые особенности, стиль и язык его сатир. Реформа силлабики («Письмо Харитона Макентина...»). Жанровый диапазон творчества Кантемира. Поэтика Кантемира. Переводы Кантемира. Кантемир и общеевропейская сатирическая традиция.  Творчество В.К. Тредиаковского. Этапы творчества. Обоснование необходимости перехода к силлабо-тоническому стихосложению в трактатах Тредиаковского (1735-1752); связь реформы стихосложения с ритмическими принципами народного тонического стиха.  Классицизм Тредиаковского («Ода торжественная о сдаче города Гданска», «Эпистола к Аполлину», переводы Буало, Горация). Жанровое разнообразие лирики. Стиль и язык его произведений. Создание гекзаметра и основ эпического стиля. «Тилемахида». Переводы псалмов. Тредиаковский как зачинатель русской филологии, его попытки "обмирщения" литературного языка. Роль Тредиаковского в русской литературе.  Творчество М.В. Ломоносова. Ранние произведения. Филологические труды Ломоносова. Разработка теории силлабо-тонического стихосложенияПисьмо о правилах российского стихотворства»).  Основополагающее значение трудов  Ломоносова в развитии русского литературного языка (трактат «О пользе книг церковных в российском языке», «Риторика»). Роль Ломоносова в создании нормативной поэтики русского классицизма. Ломоносов — создатель жанра «оды-рекомендации». Научно-философская поэзия. Героическая поэма Ломоносова. Сатирические произведения. Ломоносов-драматург. Аспекты поэтики Ломоносова. Роль его личности и творчества в русской  литературе. Творчество А.П. Сумарокова. Сумароков как теоретик нового литературного стиля (эпистола «О русском языке», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Критика на оду» и др.). Особенность позиции Сумарокова  (статья «О стопосложении»). Сумароков – теоретик русского классицизма.  Лирический герой од Сумарокова.  Проблема сатирических жанров в его творчестве, развитие традиций Кантемира. Сумароков – создатель современной формы русской басни. Формирование жанровой системы русской классицистической драматургии. Эволюция жанра трагедии в творчестве Сумарокова («Аристона», «Семира», «Димитрий Самозванец» и др.). Комедии Сумарокова, их связь с европейскими образцами («Тресотинииус»). Преемники Сумарокова в русской литературе. .

Литература конца 1760 ─ 1780-х гг. Развитие русского классицизма и его кризис. Своеобразие нового этапа эпохи Просвещения. Новые достижения русского классицизма в творчестве Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева, В.В. Капниста и др.  Трансформация нормативной поэтики классицизма в творчестве Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, М.М. Хераскова. Система жанров. Формирование элементов сентиментализма, появление реалистических тенденций. Народная литература. Журналистика (журнальная сатира, ее жанры). Роль «Всякой всячины» в общественной жизни. Журналы прогрессивного направления («И то и сио», «Смесь», «Поденщина» и др.). Творчество Н.И. Новикова. Утверждение принципов социальной сатиры («Трутень»). Сатирические произведения Новикова.  Просветительская и книгоиздательская деятельность Новикова.

Пути развития национальной драматургии. Теория и история жанра комедии. Литературные традиции комедий Сумарокова; переход от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии. «Слезные» комедии Лукина, его теоретические позиции и борьба с Сумароковым. Сатирическая и антикрепостническая направленность комедий Веревкина и комических опер Попова, Аблесимова, Матинского. Взаимодействие с русским фольклором. Сценическая история комедии-сатиры Капниста («Ябеда»). Значение комедий и комической оперы Княжнина в истории жанра. Комедии Фонвизина — вершина драматургии XVIII века. Появление новых драматических жанров («слезная комедия», «мещанская драма»). Теория «преложения на наши нравы» иноземных образцов В.И. Лукина. Драматургическое творчество Екатерины II. Трагедии Н.П. Николева «Сорена и Замир», «Святослав», их жанровое своеобразие. Масонское направление в жанре трагедии. Драматургическое творчество М.М. Хераскова («Юлиан Отступник», «Друг несчастных», «Милана» и др.). Комическая опера, ее жанровая специфика («Анюта» М.И. Попова, «Розана и Любим» Н.П. Николева, «Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина). Связь комической оперы с сентиментализмом. Творчество Я.Б. Княжнина. Признаки раннего сентиментализма в поэзии Княжнина. Княжнин и Карамзин. Мелодрама «Орфей».  Перевод поэм Вольтера и Марино. Комедии Княжнина: проблематика, средства создания комического («Хвастун», «Чудаки» и др.). Трагедии Княжнина («Владимир и Ярополк», «Росслав», «Вадим Новгородский»), их проблематика и поэтика. Княжнин и Грибоедов. Творчество Д.И. Фонвизина. Ранние переводы. Сатирический пафос «Послания к слугам моим». Комедия «Корион». «Бригадир» ─ комедия нравов. Публицистика Фонвизина.  «Недоросль»: проблематика и поэтика. Оценка комедии в критике. Перевод комедии на белорусский язык К.Крапивой. Сочинения Фонвизина 1780-х гг. Полемика с Екатериной II. Фонвизин и западноевропейское искусство. Мемуары. Фонвизин и Пушкин. Фонвизин и Гоголь.

Тенденции развития поэзии. Теория жанра оды, ее место в жанровой системе русского классицизма. Лирическое и эпическое начала в системе русской оды, их соотношение и взаимодействие. «Повествовательная» образность в структуре оды. Жанрово-стилистические модификации русской оды в процессе ее исторического развития в XVIII веке. Связь с европейскими и античными одическими традициями.

Историко-литературные предпосылки русской классицистической эпопеи. Теория эпопеи в русском классицизме. Поздняя эпическая поэма XVIII века. Дидактическая поэма в системе русского классицизма (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Херасков); ироническая поэма XVIII века (Майков, Чулков); «легкая» поэма И.Ф. Богдановича; массовая поэма (Херасков, Владыкин); героическая поэма (Херасков);  просветительски-эпикурейская поэма (Козельский, Дмитриев-Мамонов). Сказочно-богатырская поэма Карамзина, Львова, Радищева. Развитие сатирических и пародийных жанров в поэзии (В.Майков). Жанр басни. И.И.Хемницер-баснописец. Развитие прозы (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин, М.И. Попов, Н.Г. Курганов и др.). Становление русского романа. Жанровое разнообразие прозы, интерес к фольклору. Творчество Г.Р. Державина. Державин и классицизм. Начальный период творчества, продолжение традиций Ломоносова и Сумарокова. Разрушение классицистической поэтики в одах («Ключ», «На смерть князя Мещерского» и др.). Новаторский характер оды «Фелица». Гражданская тематика поэзии Державина. Героико-патриотические оды («Заздравный орел», «На взятие Измаила» и др.). Поэтика од Державина.  Анакреонтическая поэзия Державина. Драматургия Державина. Державин в Белоруссии и о Белоруссии («Мнение об отвращении в Белоруссии голода…», «Записки», ода «На отсутствие ее величества в Белоруссию» и др.). Поэтическое мастерство Державина. Традиции Державина в русской поэзии. Державин как предшественник Пушкина. Оценка творчества Державина в критике. Державин в современном литературоведении.

Литература последних десятилетий ХVIII в. Сентиментализм. Просветительский реализм. Сложность и противоречивость литературного процесса  последних десятилетий ХVIII в. Кризис просветительского рационализма. Гуманистические идеалы эпохи. Просветительский реализм, его идейно-художественные открытия. Русский сентиментализм как литературное направление. Основные тенденции раннего русского сентиментализма 1760-1775 гг. в лирическом, эпическом и драматургическом родах. Становление поэзии сентиментализма. Элементы предромантизма в поздних поэмах М.М. Хераскова. Развитие русской сентиментальной прозы (В.А. Левшин, М.Н. Муравьев, П.Ю.Львов и др.). Мемуарная литература (Е.Р. Дашкова, Екатерина II и др.). Сатирические комедии В.В. Капниста, их жанровое и художественное своеобразие  («Ябеда»). Капнист и Гоголь. Капнист и Островский. «Купеческая» комедия (П.А. Плавильщиков, О.Чернявский) и творчество А.Н. Островского. Русский сентиментализм 1776 -1788 гг., сентиментальная комическая опера. Поэзия Муравьева. Сентиментализм и масонство. Русский сентиментализм 1789-1796 гг. Развитие и борьба дворянского и демократического течений. Радищев и Карамзин. Последние повести Карамзина. Кризис русского сентиментализма. Творчество А.Н. Радищева. Социально-политические, философские и эстетические воззрения Радищева. Ода «Вольность»: идейно-художественные особенности, композиция, стиль. «Путешествие из Петербурга в Москву»: проблематика и поэтика. Полемика вокруг «Путешествия». Заключительный период творчества. Поэзия Радищева и ее новаторские черты. Литературно-теоретические статьи. Радищев и русская литература XIX в. (поэты-радищевцы, А.С. Пушкин, А.И. Герцен).  Творчество Н.М. Карамзина. Начало литературной деятельности. Издание «Московского журнала» и публикация в нем «Писем русского путешественника». Проблематика и стиль «Писем».  Своеобразие жанра сентиментальной повести.  «Бедная Лиза» ─ вершина русского сентиментализма. Идейно-художественные особенности повести «Наталья, боярская дочь». Предромантические тенденции в повестях Карамзина («Остров Борнгольм» и др.). Историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Поэзия Карамзина и ее жанровые особенности. Карамзин – историк, публицист, литературный критик. Реформа русского литературного языка Карамзина. Борьба вокруг реформы Карамзина в конце XVIII — начале XIX века.  Творчество М.Н. Муравьева. Философские, эстетические и политические воззрения Муравьева. Классицистические традиции (сб. «Басни в стихах», «Оды»). Переход на позиции сентиментализма. Поэтическое новаторство Муравьева. Научная поэзия Муравьева и ее отличие от научной поэзии Ломоносова. Художественные открытия Муравьева. Творчество И.И. Дмитриева. Жанрово-стилистическое многообразие поэзии Дмитриева, ее художественные особенности. Сб. «И мои безделки». Дмитриев-баснописец. Песни-романсы Дмитриева, их связь с народной лирической песней. Дмитриев и Пушкин. Дмитриев и Крылов. Творчество И.А. Крылова. Ранние комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники»), их проблематика и стиль. Философские «Письма». Традиции Н.И. Новикова, Ф.А. Эмина, Д.И. Фонвизина в творчестве Крылова. Особенности сатирической типизации в произведениях Крылова. Повесть «Каиб». «Шутотрагедия» «Трумф, или Подщипа», ее пародийный характер. Связь сатирических произведений Крылова с последующим басенным творчеством.

Итоги развития русской литературы ХVIII в. Национальное своеобразие. Связь русской литературы с мировой и белорусской литературой.

Итоги изучения русской литературы ХVIII в. Основные научные направления в  изучении русской литературы ХVIII века. Пушкин и Белинский о литературе ХVIII века. Борьба революционных демократов против фактографического подхода к изучению литературы в либеральном и консервативном дворянском литературоведении. Принципиальное значение статьи Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины». Дореволюционные курсы русской литературы ХVIII века (Галахов, Караулов, Порфирьев, Пыпин, Сиповский, Архангельский, Петухов). Выдающееся значение работ Г.А. Гуковского по истории русской литературы ХVIII века.

Успехи и достижения современного литературоведения в изучении русской литературы XVIII века (Д.Д. Благой, П.Н. Берков, А.Н. Соколов, Г.П. Макогоненко, К.В. Пигарев, Г.Н. Поспелов, А.В. Западов, В.А. Западов, П.А. Орлов, Г.В. Москвичева,  Н.Д. Кочеткова, С.И. Николаев,  Ю.В. Стенник, Ю.М. Лотман и др.). Анализ учебников и учебных пособий по истории русской литературы XVIII в.

Изучение творчества А.Д. Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина в литературоведении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства

    Закон
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ПРИВЕДЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2006-2008 ГОДЫ 147
  2. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного

    Публичный отчет
    Оценка программно-информационного обеспечения учебного процесса по блокам дисциплин учебного плана. Наличие выхода в международные и российские информационные сети

Другие похожие документы..