Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Нормативы (ежегодные допустимые объемы) и параметры разрешенного использования лесов при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных расте...полностью>>
'Закон'
2.Підстава для розроблення: Закон України «Основи законодавства України про охорону здоров’я» № 2801-XII вiд 19.11.1992 р, розпорядження Кабінету Мін...полностью>>
'Инструкция'
Настоящий открытый отбор организации, способной оказать услуги по техническому обслуживанию автоматизированных рабочих мест (АРМ) АЗС ОАО «Газпромнеф...полностью>>
'Программа'
Программа курса «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образован...полностью>>

В. Е. Борейко Этика и менеджмент заповедного дела

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.Е. Борейко

Этика и менеджмент заповедного дела

ББК 74.200.51

Б 33

Издание подготовлено на средства проекта ГЭФ/ЮНЕП

«Создание сети Учебных Центров

для сотрудников ООПТ Северной Евразии», осуществляемого Эколого-просветительским центром «Заповедники», Москва, Россия

Борейко Владимир Евгеньевич

Этика и менеджмент заповедного дела. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2005, ил. — 328 с. — (Охрана дикой природы. Вып. 53)

ISBN 966–581–785–Х

В книге излагаются этические основы заповедного дела, история отечественных и зарубежных экоэтических идей в создании заповедников и других ОПТ, исследуется этическая составляющая концепции абсолютной заповедности, четко сформулированы принципы заповедности, даются предложения по использованию принципов экологической этики в менеджменте заповедников, национальных парков и других ОПТ.

ББК 74.200.51

© Борейко В.Е., 2005

© Киевский-эколого-культурный центр, 2005

Оглавление

Н.Ф. Стеценко. Предисловие 6

Введение 8

Глава I.

История развития экоэтических идей

в заповедном деле

1. Этика священных рощ 10

2. Этико-эстетический подход пионеров охраны природы 11

3. Современные этические подходы в отечественном

заповедном деле. Роль Ф.Р. Штильмарка и А.А. Никольского

в развитии этики заповедного дела 17

4. Современные этические подходы в зарубежном

заповедном деле 26

5. Украинский феномен. Бурное развитие экологической

этики в украинском заповедном деле 28

Глава II.

Основы экологической этики

1. Что такое экологическая этика 31

2. История экологической этики 32

3. Антропоцентрическое и экоэтическое сознание 33

4. Ценности дикой природы 34

5. Права дикой природы 39

6. Принципы экологической этики 41

7. Экоэтический Императив 42

8. Обязанности человека перед природой 43

9. Доброжелательность, сострадание, уважение

и сочувствие к природе 44

10. Пять категорий человеческих поступков с позиции

экологической этики 45

11. Природоохранная эстетика и заповедное дело 45

12. Заповедники как материализация идей экологической этики 48

13. Цель заповедников с позиции экологической этики 52

14. Суть понятия «охрана природы» 53

Глава III.

Применение экологической этики

в заповедном деле

1. Мотивы заповедания с позиции экологической этики 56

2. Этические принципы и правила заповедного дела 57

3. Идея абсолютной заповедности 63

4. Классические принципы заповедности 79

5. Экологическая этика в менеджменте заповедного дела,

управлении заповедниками и другими ОПТ 85

а) Охота и рыбалка 87

б) Питомники 104

в) Регуляционные мероприятия 106

Рубки леса 113

Пожары 117

Сенокошение и выпас 120

Регулирование численности животных 137

Помощь редким видам 143

«Оптимизация» гидрологического режима 148

г) Другие антропогенные воздействия на заповедники 159

д) Зонирование 161

е) Конфликты ценностей дикой заповедной природы 164

6. Экологическая этика в научной работе заповедников 169

7. Заповедное дело и природоохранная биология 186

8. Экологическая этика в экопросветительской

работе заповедников 186

а) Экотуризм 188

б) Студенческие практики 215

в) Экопросвещение на ОПТ 217

г) Популяризация идей экологической этики на базе ОПТ 221

9. Экологическая этика в охране заповедников 223

10. Экологическая этика во внутренней хозяйственной

деятельности заповедников 230

11. Этические критерии и принципы при выборе

и организации ОПТ 232

12. Проблемы малых ОПТ 236

13. «Антизаповедники» 238

14. Экологическая этика в правовых основах заповедного дела 240

15. Государственный реестр территорий дикой природы 244

16. Критика экономической оценки заповедников 245

17. Критика экономического использования заповедников 251

18. Критика идеи интеграции заповедников и других ОПТ

в социально-экономическое развитие регионов 268

19. Современные опасности для заповедников 272

20. Группы риска по отношению к заповедникам 275

21. Мораль и нравственность как главный оплот

заповедного дела 278

22. Люди заповедного дела, их профессиональная этика

и подготовка 280

23. Этический кодекс деятелей заповедного дела (проект) 289

24. Роль экологической этики в развитии общественной

поддержки заповедников 290

25. Меценатство и заповедное дело 294

26. Анализ четырех идеологий заповедного дела 295

27. Заповедное дело будущего. Два варианта развития событий: этические заповедники или «все для народа» 297

28. Заповедное дело в космосе 304

Литература 306

Предисловие

Книга «Этика и менеджмент заповедного дела» поднимает очень нужную и совершенно новую для нас, деятелей заповедного дела, проблему — этическое осмысление охраняемых природных территорий. Написана она известным в Украине, России и других странах СНГ защитником дикой природы и заповедников, директором Киевского эколого-культурного центра Владимиром Евгеньевичем Борейко. Он — автор многочисленных книг по истории заповедного дела, охране природы и экологической этике. Сейчас В.Е. Борейко первым обратился к очень важной теме — применению экологической этики в менеджменте заповедников и национальных парков. Им разработаны этические принципы и правила заповедного дела, этические критерии при выборе новых охраняемых природных территорий, исследованы отечественные и зарубежные этические подходы в заповедном деле, обоснована новая форма природно-заповедного фонда будущего — этические заповедники. В.Е. Борейко доработана предложенная в свое время Г.А. Кожевниковым и Ф.Р. Штильмарком концепция абсолютной заповедности, четко сформулированы принципы заповедности, а также рассмотрены различные пути и методы применения экоэтических принципов и правил в научной и экопросветительской деятельности заповедников, а также в охране заповедных объектов. «Этика и менеджмент заповедного дела» — очень честная и смелая книга и поднимает массу сложных проблем охраняемых природных территорий в Украине и СНГ. Эта работа — огромный вклад в развитие теории заповедного дела, такого важного исследования не было давно.

Следует подчеркнуть, что Государственная служба заповедного дела Минприроды Украины активно поддерживает деятельность В.Е. Борейко и руководимого им Киевского эколого-культурного центра по внедрению идей и принципов экологической этики в практику заповедного дела. Так, Государственной службой заповедного дела Минприроды Украины одобрены рекомендации по проведению этической экспертизы научных исследований, проводимых в заповедниках и национальных парках, разработанные этим Центром, экоэтические идеи внесены также в Концептуальные основы экопросветительской работы заповедников и национальных парков.

Я глубоко уверен, что развитие, популяризация и внедрение идей экологической этики — не только очень важное направление в заповедном деле, но и в целом в охране природы и экологическом просвещении.

Н.Ф. Стеценко,

первый заместитель начальника

Государственной службы заповедного дела

Минприроды Украины

Благодарности

Я благодарю Н.Ф. Стеценко. В.Б. Степаницкого, А.А. Никольского, С.В. Кричевского, В.А. Бриниха, Н.Р. Сухомлинова за предоставление необходимых материалов, руководителя Экоцентра «Заповедники» Н.Р. Данилину, гендиректора Центра охраны дикой природы А.В. Зименко за возможность работы в библиотеках их организаций, а также Н.К. Носкову (Штильмарк) за возможность познакомиться с фондами личной библиотеки Ф.Р. Штильмарка.

Владимир Борейко,

директор Киевского эколого-культурного центра,

член Всемирной комиссии по охраняемым территориям

Международного Союза охраны природы (WCPA/IUCN)

Памяти

Ф.Р. Штильмарка

Введение

Книга «Этика и менеджмент заповедного дела» является первой, насколько мне известно, попыткой обоснования применения экоэтических идей и принципов в теории и практике заповедного дела.

Считается, что наше заповедное «древо» выросло из трех корней: материального, научного и этического. О материальном и научном в заповедном деле имеются горы литературы. Что же касается этической составляющей — здесь положение совсем иное.

Впервые на проблему влияния морали на создание заповедных участков дикой природы обратили внимание еще в самом начале 20 века российские и украинские пионеры охраны природы — И.П. Бородин, Д.К. Соловьев, Д.Н. Анучин, Г.А. Кожевников, В. И. Талиев, А.П. Семенов-Тян-Шанский и др. Ими был разработан так называемый этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, неоправданно преданый забвению.

В 1990-х годы этические проблемы заповедного дела вновь стали поднимать такие известные российские деятели заповедного дела как Ф.Р. Штильмарк и А.А. Никольский, а Киевским эколого-культурным центром по этой теме был проведен специальный международный семинар.

Однако отдельные идеи и предложения не могли заменить собой всесторонней разработки применения экологической этики в заповедном деле.

В этой связи мне досконально пришлось изучить западную модель экологической этики (наиболее разработанную в современное время), дабы адаптировать и попытаться предложить ее к использованию в такой важной практической отрасли охраны природы как заповедное дело.

Эта книга написана во многом под впечатлением моего общения с выдающимся русским защитником дикой природы и современным классиком заповедного дела, доктором биологических наук Феликсом Робертовичем Штильмарком, (которого я считаю одним из своих учителей), и под воздействием его экоэтических идей об абсолютной заповедности. Как ученик Феликса Робертовича я вижу свой моральный долг в дальнейшей разработке и популяризации идей экологической этики в заповедном деле, у истоков которых он стоял.

Эту книгу нужно рассматривать также как дальнейшее развитие этико-эстетического подхода в охране дикой природы и заповедном деле, предложенного отечественными классиками охраны природы век назад. Более того, сейчас, когда модным становится циничное, прагматичное отношение ко всему, в том числе и к святая-святых охраны природы — заповедникам, эта книга будет являться востребованной вдвойне.

Работая над «Этикой и менеджментом заповедного дела», я тешил себя мыслью, что она поможет воспитать новое, качественно иное поколение деятелей заповедного дела, которые продолжат славные традиции наших великих и благородных соотечественников, пионеров охраны природы. А с «рыночными отношениями» в заповедном деле будет покончено навсегда.

Возможно некоторые мысли и рекомендации покажутся чересчур радикальными или дискуссионными, в связи с чем автор будет рад любым советам и замечаниям по доработке этой книги, направленными по адресу:

02218, Украина, Киев,

ул. Радужная, 31-48, КЭКЦ,

или по электронной почте:

kekz@carrier.kiev.ua

Владимир Борейко

Глава I

История развития

экоэтических идей

в заповедном деле

1. Этика священных рощ

Заповедное дело с давних времен имело морально-религиозные корни. Еще в 1837 г. русский лесовод Г. Вильдермет подметил особое отношение простого народа к заповедным природным участкам как к священным: «Из лесов казенных выделяются заказные рощи в неприкосновенный запас и тогда рощи сии получают от поселян название заповедных. В сем названии заключается для жителей селений нечто священное, ибо рощи, получившие такое название, согласно предначертанию своему, становятся неприкасаемыми» (25).

Знаток русского языка В. Даль, объясняя термин «заповедовать», писал, что заповедание леса проводилось торжественно — «священник с образами, или даже с хоругвями, обходит при народе и старшинах, поют Слава в вышних, и запрещают въезд на известное число лет» (26). Известно и другое его изречение по этому поводу: «Помни праотцов! Заповедного не тронь!» (26).

Исследователь современных языческих марийский рощ Н.В. Морохин пишет: «Само по себе сложившееся в народе отношение к священным рощам оказывается и в наши дни мощным эколого-воспитательным фактором. Уважение, любовь к роще воспитывается наряду с уважением и любовью к традициям, культуре, памяти предков. В роще не позволяется сорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы. Велико ее эстетическое значение, ощущается оно каждым. Эта эффектная деталь ландшафта, нетронутый цивилизацией «чистый» лес, который воплотил непреходящую гармонию природы, ее самовозрождение, необузданность, величие. Любовь и преклонение перед рощей как перед возвышенным определяет подчиненное положение к миру живого и неживого в целом, стремление к гармоничным отношениям с ним» (цит. по: 93).

В священных рощах ничего нельзя было портить либо забирать с собой. Заходили в них не все, только избранные, да и то по большим праздникам и с большой осторожностью. Современные марийцы, например, в свои священные рощи даже зимой по снегу входят по специальным половикам.

В целом можно заключить, что священные рощи всех времен и народов являли собой самый первый пример этического отношения к заповедным природным объектам, пускай еще на примитивном религиозном уровне.

2. Этико-эстетический подход

пионеров охраны природы

В первые десятилетия 20 века в Российской империи сформировалось новое общественное движение — в защиту памятников природы, во главе которого стояли выдающиеся русские и украинские ученые, люди с широкими гуманитарными взглядами: организатор Русского ботанического общества академик И.П. Бородин, президент Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии академик Д.Н. Анучин, петербургский зоолог Д.К. Соловьев, заведующий кафедрой зоологии Московского университета профессор Г.А. Кожевников, приват-доцент кафедры ботаники Харьковского университета В.И. Талиев, президент Русского энтомологического общества профессор А.П. Семенов-Тян-Шанский, петербургский инженер-путеец В.Е. Тимонов и др. Ими был разработан этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле.

В работах этих специалистов акцентируется внимание на этической, эстетической и культурной ценностях дикой природы, утверждается необходимость формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам, вне зависимости от их материальной ценности, поднимается вопрос о праве на существование для дикой природы и праве на жизнь всего живого.

Первым об этическом значении заповедных объектов в 1895 г. заявил профессор В.В. Докучаев: «…государству следовало бы заповедать…больший или меньший участок девственной степи и представить его в исключительное пользование первобытных степных обитателей, каковы вышеупомянутые, ныне вымирающие, организмы» (цит. по: 92). Как мы видим, великий ученый предложил заповедать участок и предоставить его именно в «исключительное пользование» степных видов флоры и фауны, а не для охоты, рыбалки, развлечения и отдыха нации (как в США), других хозяйственных потребностей человека. Таким образом, В.В. Докучаевым был осуществлен настоящий «этический прорыв» в заповедном деле, по которому затем пошли его коллеги.

В своей классической работе «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы», опубликованной в 1909 г., Г.А. Кожевников, впервые в отечественной природоохранной традиции заявил о праве дикой природы на существование: — «Есть такие вопросы, и часто весьма важные, которые прямо и непосредственно не захватывают наших жизненных интересов и о которых в силу этого приходится постоянно напоминать. К числу таких вопросов принадлежит вопрос о праве первобытной природы на существование. Быть может такая формулировка, как «право на существование» звучит несколько странно, но именно так, а не иначе я считаю нужным поставить вопрос» (27). В другой своей работе, опубликованной десять лет спустя, Г.А. Кожевников развивает эту тему, высказывая еще одну принципиально важную этическую идею — то, что охранять дикую природу прежде всего нужно ради нее самой: «Охранять первобытную дикую природу ради нее самой, смотря на прикладные вопросы как стоящие на втором плане — вот основная идея охраны природы… И мне было весьма грустно слышать, что вместо того, чтобы отстаивать идею пользы заповедников, для охраны первобытной природы и научного изучения ее, отстаивать принципиальный, хотя и трудный подход к делу, сразу переходят на защиту идеи более легко осуществимой, но чуждой всякого известного интереса, идеи «охотничьего хозяйства», с охраной природы ничего не имеющей» (28). Г.А. Кожевникову принадлежит и авторство в разработке главного этического принципа заповедного дела — принципа невмешательства (абсолютной заповедности) (доработанного и развитого потом Ф.Р. Штильмарком). В цитируемой выше работе «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы» он писал: — «Всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы (…) Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе…» (27).

Г.А. Кожевников полагал, что по своей духовности заповедники близки к монастырям: «Устройство заповедника вполне согласуется с самой идеей монастыря, для которого общение с нетронутой, первобытной природой дает превосходную почву для созерцания и самоуглубления, а хозяйственная эксплуатация природы, наоборот, вводит в круг мирской суеты, от которой бежит монашествующий, соприкасает его с денежными интересами, с вопросами продажи, прибыли, наживы, столь чуждыми идее иночества» (115)

Академик И.П. Бородин в своей пионерной работе «Охраняйте памятники природы», опубликованной в 1914 г., назвал заповедное дело «нашим нравственным долгом перед родиною, человечеством и наукою». По его мнению, заповедники — это «такие же уники, как картины, например, Рафаэля, — уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности» (30).

В.И. Талиевым в том же 1914 г. была высказана другая принципиальная идея: он впервые подошел к рассмотрению красоты дикой природы не как инструментальной ценности, а как ценности идеальной, самоценной: «Красота природы имеет собственную высокую ценность: она должна быть охраняема независимо от узкопрактических задач!» (29). Другими словами, В.И. Талиев сделал очень важное этическое заключение, призвав к защите красоты природы не в силу ее утилитарной полезности для человека, а ради нее самой.

Одним из самых радикально мыслящих пионеров охраны природы был, без сомнения, петербургский профессор-зоолог А.П. Семенов-Тян-Шанский, известный также как поэт, переводчик Горация, знаток Пушкина и военно-морского дела России.

В 1919 г. в академическом журнале «Природа» им была опубликована ставшей классической статья «Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждения». В ней он развил этические вопросы охраны дикой природы и заповедного дела: «Ведь, есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней особенно уместно в наше время разгара чисто-материалистических стремлений и, несмотря на высоту подъема волны социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это — сторона вопроса чисто этическая. Не говоря о том, что нетронутая человеком природа дает ему ничем не заменимые эстетические наслаждения, возвышая его душу, — на нас лежит и большой нравственный долг перед природой, сыновий долг перед матерью.

Природа не только выкормила нас; она нас в свое время развила и воспитала; она нас и ныне кормит, учит и воспитает (…).

Создавая и уважая законы всякого разумного общежития, мы не можем не сознавать, что на земной поверхности имеет высшее право свободного существования все на ней от века живущее» (4).

В своих работах А.П. Семенов-Тян-Шанский неоднократно писал о необходимости защиты «священного права на жизнь» всех живых существ — «когда человек облагородится настолько, что для него станет священным право на жизнь, как всех ему подобных, так и всего того, чему предуказано жить и цвести на земле наряду с человечеством не стесненным в своем творчестве природой…» (32).

А.П. Семенов-Тян-Шанский, также как И.П. Бородин и другие пионеры охраны природы, тесно связывал развитие экоэтических идей с защитой заповедных объектов. В 1912 г. он писал: «Ради сохранения … «резервов свободной природы», (…) надо систематически воспитывать в населении чувство сострадательной любви ко всему живущему, ко всему имеющему право существования наряду с человеком. Нравственное воспитание должно умерять развитие узко — и подчас тупо-утилитарных взглядов, которые так часто доминируют в крестьянской среде» (31).

Ну и совсем замечательно звучит фраза А.П. Семенова-Тян-Шанского, что «свобода необходима для природы также, как она необходима для людей» (цит. по:33). Именно эту свободу дикой природе, по идее, и должны обеспечивать заповедники.

Д.К. Соловьевым был выдвинут еще один важный этический принцип заповедного дела — создание заповедников навсегда. В 1918 г. в своей классической работе «Типы организаций, способствующих охране природы», он писал: «Заповедником (постоянным) называется определенная площадь, объявленная неприкосновенной навсегда… Условие заповедности «навсегда» является чрезвычайно важным в деле сохранения первобытной природы» (47).

В этом же году, подготавливая докладную записку «Охрана природы в разных странах в связи с вопросом о постановке этого дела в России» в правительство Ленина, Г.А. Кожевников остановился на том, что «предлагается называть специально «заповедником» определенную площадь, объявленную неприкосновенной навсегда» (49).

Д.К. Соловьев выдвинул и такую важную принципиальную идею: «Экономические интересы при создании подобных заповедников отсутствуют, а преобладают исключительно моральные, научные, эстетические и гигиенические» (47).

Питерский инженер-путеец, деятель охраны природы В.Е. Тимонов в статье, опубликованной в 1917 г., подчеркивал тесную связь между памятниками природы и духовностью. «Для непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы» (цит. по: 92). Эту же идею, только в несколько ином ракурсе высказал известный российский пионер охраны природы, профессор-географ В.П. Семенов-Тян-Шанский: «У заповедной рощи есть и другая сторона, а именно она представляет совершенно свежий, нетронутый объект для новых исканий, новых вдохновлений в области искусств и науки» (цит. по: 91).

Огромный вклад в развитие этических идей заповедного дела внесли украинские ученые и общественные деятели. Приват-доцент Харьковского университета В.И. Талиев сразу же после февральской революции 1917 г. выпустил специальный плакат-воззвание, в котором объяснял общественности этические и нравственные мотивы защиты памятников природы: — «Эти «памятники» нужны не только непосредственно для науки: они должны быть дороги для всего народа, для каждого, как воспоминания того отдаленного прошлого, при котором жили наши деды и прадеды и слагались история и культура каждой страны. Они должны служить естественным живым музеем под открытым небом для воспитания подрастающих поколений и умственного отдыха трудящихся масс» (цит. по: 92). Идеи В.И. Талиева об этической и нравственной ценностях ОПТ продолжил в 1935 г. западноукраинский деятель заповедного дела лесной инженер Б. Лучаковский: «Памятники природы не безделица, а живые музеи пейзажа, флоры и фауны. Они имеют свое великое моральное значение, как убежище, где человеческий дух очищается от бесполезных земных забот, оживает, бодрится и становится благороднее, как будто приближается человек к своему творцу…» (цит. по: 92).

Непреходящую этическую ценность заповедников высоко ценил такой выдающийся общественный и политический деятель Украины как митрополит А. Шептицкий. В 1934 г. по случаю создания первого на землях греко-католической церкви кедрового заповедника на горе Яйцо, он подписал специальную грамоту, в которой было сказано: «Имея ввиду большое значение, которое имеет для науки и культуры Украинского Народа творение из ценных участков нашей земли отдельных заповедников, которые навсегда существовали бы для грядущих поколений, из которых бы молодежь черпала бы любовь к родной земле и училась бы познавать ее красоту, и которые были бы великим неиссякаемым источником для научных естествоиспытательных опытов и исследований и создавали бы общую национальную ценность, чтоб дать основы будущему украинскому национальному парку в Карпатах… Мы создали…Кедровый заповедник…» (цит. по: 92). Хочется подчеркнуть, что в своей грамоте о создании заповедника митрополит А. Шептицкий также сформулировал (независимо от Г.А. Кожевникова и Д.К. Соловьева) важнейший этический принцип заповедного дела и классический принцип заповедности — заповедники должны создаваться навсегда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение Туризм

    Документ
    Туризм в воображении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры,
  2. Заповедные территории и люди (2)

    Документ
    Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск I / Эколого-просветительский Центр "Заповедники" - М., 2001.
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экологическая этика

    Рабочая программа
    Основной целью курса является формирование у студентов представления об этических нормах, моральном поведении в отношении природной среды, экологических систем, популяций живых организмов.
  4. Константину Павловичу Иванцеву, котоpый научил меня видеть и ценить кpасоту в пpиpоде. Владимир Борейко 20 июля 1997 г. Предисловие ко второму изданию Эта книга

    Книга
    БлагодарностиЯ пpизнателен Евгению Симонову, Антону Стpучкову, Дугласу Уинеpу, Константину Гоpбу, Михаилу Поддубному, Маpине Кулешовой, Hаталье Данилиной за поддеpжку и пpедоставление мне интеpесных матеpиалов, котоpые я использовал
  5. В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ эстетика в вузе ббк 74. 200. 51 Б 33 От автора Всех, кого заинтересовала эта книга

    Книга
    Всех, кого заинтересовала эта книга, прошу направлять свои замечания, советы и размышления по адресу: 02218, Украина, Киев, ул Радужная 31-48, КЭКЦ или по электронной почте: kekz@carrier.

Другие похожие документы..