Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В 1867 - 1868 г.г. в Японии произошла буржуазная революция "мэйдзи исин". Была свергнута власть сёгунов из феодального дома Токугава и восс...полностью>>
'Сочинение'
Сельские жители не только кормят и поят страну, они бережно хранят историю и традиции родного края. Никаноровская территория – не исключение, здесь ж...полностью>>
'Методические указания'
В настоящее время информационные системы, применяющие базы данных, представляют собой одну из важнейших областей современных компьютерных технологий....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Тема 1. Воспитание: сущность, назначение. Воспитание, его специфика и характерные особенности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Диале...полностью>>

Семья и брак как социальные институты Содержание

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семья и брак как социальные институты

Содержание

Введение 3

4

Глава 1 Семья и брак как социальные институты 5

1. 1 Брак как ядро и основа семьи 5

1.1.1 Сущность института брака 5

1.1.2 Церемония бракосочетания 6

1.1.3 Регулирование брачных отношений 7

1. 2 Семья как социальный институт 8

1.2.1 Определение семьи 8

1. 2.2. Воспитание в семье 8

1. 2.3 Проблема социального одино­чества 10

Глава 2 Тенденции развития семейно-брачных отношений 11

Заключение 14

Список использованных источников 15

Введение

В своей курсовой работе я обращаюсь к теме семьи и брака. Этот вопрос поднят мною неслучайно. Ведь данная тематика актуальна в обществе, особенно среди молодых людей.

В задачи контрольной работы входит рассмотрение понятий семьи и брака, ознакомление с их основными аспектами, функциями, их ролью в социологии общества.

Для раскрытия данной темы я пользовалась источниками литературы, указанными в требованиях.

Хочу заметить, что посредством учебника для вузов Ж.Т. Тощенко я смогла подробно рассмотреть роль семьи, как социального института. В данной литературе четко определено понятие семьи, ее функции, цель ее создания и, собственно, социальный институт семьи.

В учебнике А.И. Кравченко я смогла вынести много полезного материала об институте брака и о его значении, как ядра и основы семьи. В источнике дано подробное значение сущности брака, а также порядок вступления, брачный церемониал и регулирование бракоразводного процесса.

Из книги С.С. Фролова можно вынести много значимой информации о семье в целом, о сущности брака.

Наиболее яркое впечатление на меня произвело прочтение книги Нейла Смелзера.

В этой книге подробно,, на примерах рассматриваются все принципы взаимоотношения в семье, положительные и отрицательные стороны ее создания, а также дается возможность поразмышлять над тенденциями развития институтов семьи и брака и возможностях их преобразования.

В своей контрольной работе я постаралась наиболее четко и конкретно выразить все основные разделы, указанные в содержании и наиболее полно раскрыть данную проблему.

Институты семьи и брака рассмотрены мною со всех сторон, равно как и основные тенденции их развития в будущем.

Глава 1 Семья и брак как социальные институты

1. 1 Брак как ядро и основа семьи

1.1.1 Сущность института брака

Известно, что вступление в половые отношения является чисто физиологическим явле­нием. И оно существует у большей части живых существ. Но в человече­ском обществе сексуальные отношения регулируются помимо этого и комплексом культурных норм: одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам; другие нормы запрещают всту­пление в половые отношения с посторонними людьми; третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения.

Как мы все знаем, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако имеется в виду, что брак в человече­ском обществе считается единственно подходящей, социально одо­бренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного участника в современном обще­стве может служить достаточным поводом для развода

Подумаем, что такое брак?

Брак - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене и наоборот, а их двоих — по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак - это кон­тракт, который заключается между тремя сторонами — мужчиной, женщи­ной и государством. В отличие каких-либо других формальных контрак­тов, существующих в обществе, в нем оговаривается только одна дата – и это дата заключения брачного соглашения. Там не проставлена дата окончания действия контракта. Я думаю, что посредством этого подразумевается, что брачные узы укрепляют людей до конца их жизни. Как мы все знаем, во многих обще­ствах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги клянутся в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и фи­зической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алта­рем считается самой сильной формой укрепления брака1.

Институт брака фактом своего существования свидетельст­вует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отно­шений на одобряемые и неодобряемые, а государство разделило их на разрешен­ные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе чем сейчас, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе — древнем или современном — семья формирует­ся обычно через брак. Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря торжественному заключению брач­ных уз. Это может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, становятся законнорожденными потому, что общество предписа­ло социальные роли матери и отца каждому члену союза, тем самым наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них.

Дети, которые рождены вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, гото­вого выполнить социальную роль отца, может не найтись.

1.1.2 Церемония бракосочетания

Брак — это еще и совокупность обычаев, которые регулируют суп­ружеские отношения как мужчины, так и женщины. В современной европей­ской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание денег во время свадебной церемо­нии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через симво­лическое препятствие.

Эти нормы, как заметил американский социолог К. Дэвис, формируют некую целостную структуру, которую называют ин­ститутом брака. В обществе такой институт выполняет множество принци­пиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание де­тей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Так, я прихожу к выводу, что если брак распространяется на отношения супругов, то семья за­хватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и соци­альной организацией.

Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения ме­жду родителями и детьми.

1.1.3 Регулирование брачных отношений

Как мы знаем, брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относят вопросы о владении имуществом, минимальном возрасте вступления в брак, материальных обязательствах супругов по от­ношению к детям и друг к другу. В обществе предусмотрен также ком­плекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юри­дические основания для расторжения брака, характер процедуры бракосочетания и развода, права и обязанности бывших супругов, связанных с мате­риальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

Таким образом, мы выяснили, что бракэто санкционированный обществом, сексуальный союз оп­ределенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак накладывает определенные обязанности на супругов.

1. 2 Семья как социальный институт

1.2.1 Определение семьи

Если учитывать, что на первые годы жизни ребенка при­ходятся важные «сенситивные пики» развития (эмоции, познава­тельная активность, формирование характера), то семейное воспи­тание предстает практически незаменимым компонентом среди дру­гих социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воз­действия на ребенка в дошкольные годы, семья зачастую лишается их вообще.

Подлинный авторитет семьи завоевывается не просто дидакти­ческими назиданиями, а обра­зом жизни и конечно поведением родителей. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха часто переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется фи­зическая сила, и родители уже не могут его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестны­ми, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими небольшими подарками, заставить его «уважать» себя и прислушиваться к их мнению. Проблема внутрисемейного нравственного авторитета очень актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

1. 2.2. Воспитание в семье

Я думаю, все вы со мной согласитесь, что настоящее воспитание в семье — большой труд: и физический, когда ухаживают за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. Жаль, это требование в должной мере не осознается обществом: воспитание недостаточно стимулируется материально.

Когда человека воспитывают, то развивают как положительные, так и отрицательные эмоции, но «лучший университет, — писал А.С. Пушкин, — счастье. И не зря. Ведь оно довершает воспитание души, которая способна к «доброму и прекрасному». Сущность эмоциональных отноше­ний между родителями и детьми находит свою всеобъемлющую оценку в словах В.А. Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда (а от этой гармонии в сущности зависит моральное здоровье человека) возможны только при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень, очень нужен. Я для кого-то безмерно дорог. Кто-то видит во мне смысл своей жизни. Но и я кем-то очень, очень дорожу, без кого-то не могу жить. Может быть, это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка пере­живаниями радости полноты жизни». Таким образом, В.А. Сухомлинский правильно связывает это переживание с формированием у ребенка социально-психологического базиса его дальнейшего нрав­ственного развития, включая «механизмы» ответственности и воли, достоинства, уверенности в себе. Последнее является противоположностью ком­плексу неполноценности, который снижает вероятность самоутвер­ждения и самореализации личности.

Как мы знаем, наряду с положительными примерами, дети нередко становятся свидетелями корысти, деформированных по­требностей, асоциальных возможностей и путей их удовлетворения, а также убежденности, что добыть материальные блага можно без привлечения труда. И поводом для подобных настроений обычно предстают бесхозяйст­венность, наплевательское отношение ко всему «не своему», природе.

Все это, во-первых, обесценивает в глазах детей и подростков зна­чение труда и его результатов, во-вторых, формирует наплевательское отношение к окружающей среде, подрывает веру в справедливость и незыблемость права и законности 2.

Нередко уродливые явления порождают и столь же уродливые формы реакции на них. Иногда, к примеру, возника­ют «позывы» к алкоголизму, наркомании и другим проявлениям отклоняющегося от нормы поведения и даже преступности.

Изучение причин аморальности, анализ факторов, которые способствуют ее росту, позволяют сделать вывод, что противостоять ей может только нравственно зрелая семья, которая сплочена на базе сугубо человеческих ценностей и интересов. Ведь нельзя не обратить внимание на социальное сиротство: из каждых десяти детей, содержащихся в детдомах, лишь двое не име­ют родителей.

На поведение ребенка, подростка влияют также неполные семьи, в ко­торых снижаются экономические и воспитательные возможности. А так как после развода ребенок чаще всего остается с матерью, а не с отцом, у нее нередко не хватает ни сил, ни времени на общение с ним. Возрастная психология подростков устроена так, что потеря одного из родителей, даже, казалось бы, плохого, часто негативно сказывается на дальнейшем формирова­нии его личности.

1. 2.3 Проблема социального одино­чества

Социологов все больше и больше интересует проблема социального одино­чества и его влияния на формирование и жизнедеятельность человека, как личности. Давайте обратим на нее особенное внимание. Социологические данные польских специалистов, посвятивших работу вос­питанию детей в детских домах, показали, что уровень эмоциональ­ного и интеллектуального развития у этих детей намного ниже, чем у воспитывающихся в семье. Конечно, семьи также бывают разные. Не случайно многие подростки высказывают мне­ние, что семья в основном занимается их материальным обеспече­нием (одеждой, пищей, жильем и т.д.), что взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания это делать.

В результате именно нефор­мальные группы служат тем психологическим «убежищем», которо­го недостает ребенку в семье. Особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль немного ослаблен, хотя его ком­поненты могли бы быть сегодня эффективными средствами социа­лизации подрастающего поколения3.

Таким образом, подготовка молодого человека к жизни требует комплексных действий се­мьи как социального института. Рост числа факторов, которые воздействуют на, особенно в крупных городах, увеличение неопределенно­сти, борьба отжившего, но не сдающего свои позиции, с новым предполагают активизацию деятельности всех звеньев социализации человека. При этом наиболее высоким потенциалом обладает полная ( где оба супру­га) семья, которая максимально реализует свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы.

Это разграничение двух сторон брачно-семейных отноше­ний — их взаимодействия с социальными процессами, нормами, установками и внутренним содержанием — помогает нам определить основные показатели социального потенциала семьи. Например к ним относится мера учета общественных интересов, развитость духовных потребностей, распределение бытовых забот между членами семьи, частота общения между родителями и детьми.

Можно предположить, что чем эти показатели обоснованнее, тем сильнее положительное влияние семьи на становление личности ре­бенка, тем эффективнее ее воспитательная дееспособность.

Глава 2 Тенденции развития семейно-брачных отношений

Каково значение перемен в семейной жизни? Я думаю, что на этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают "мрак и гибель". Они считают, что семья достигла своего глубокого распада, и этот процесс, к сожалению, необратим. На взрослых людей завтрашнего дня несомненно отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.

Однако я придерживаюсь другого мнения и надеюсь, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов.

Существует еще множество различных предсказаний о будущем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил возможность семи тенденций в развитии будущей семьи. Среди них:

  • сохранение современной семьи;

  • возврат к традиционной семье;

  • уничтожение семьи;

  • возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций и т.д.);

  • создание "ненастоящих" семей, основанных на общих интересах и потребностях.

Я думаю, что то, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. Ведь с другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания "мрака и гибели" отражают скорее тревогу исследователей, но не реальную ситуацию. В конце концов признаков полного уничтожения семьи на данный момент не наблюдается.

Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. На семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится.

Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми, возможно сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих вроде бы устойчивых функций. Так, функция воспроизведения, которая сейчас присуща семье, будет осуществ­ляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в намного большей мере разделена между семьей и посторонними. Дружеское расположе­ние и эмоциональную поддержку скорее всего можно будет обрести не только в семье. Таким образом, я думаю, что семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией, регулированием интимных отношений.

Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость но, безусловно, не исчезнет из общества.

Заключение

В ходе работы над представленной темой были рассмотрены институты семьи и брака. Выявлены их сущности, цели, традиции, роль в обществе, основные тенденции развития.

Я думаю, что раскрытие данной темы поможет широкому кругу людей более четко представить себе значение и назначение этих терминов.

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак —это институт, регулирующий отношения между полами, а се­мья—институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определе­нию Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности.

Список использованных источников

  1. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.

  2. Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. – 588 с.

  3. Смелзер Н. Социология: перевод с английского. – М.: феникс, 1994. – 688 с.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для вузов – 3 издание, перераб. и доп. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 640 с.

  5. Фролов С.С. Социология, . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997. – 567с.

  1. 1Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. – 588 с.

2 Фролов С.С. Социология, . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997. – 567с.

  1. 3 Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План урока. Семья и брак как социальные институты общества. Тенденции развития современной семьи

    Урок
    Образовательная: раскрыть содержание важнейших понятий темы «семья», «брак», «функции семьи»; рассмотреть институт семьи как важнейшую ценность общества, условия вступления в брак и условия, препятствующие заключению брака.
  2. Молодая семья как социальный институт на переходном этапе общества (на материалах республики бурятия)

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 12 ноября 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 67 , г.
  3. Содержание курса (1)

    Реферат
    развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления,
  4. Лекция семья как социальный институт и малая трулпа соотношение понятий «Брак»

    Лекция
    Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить.
  5. Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре методологии социологического исследования социологического факультета Московского государственного университета им. М.

Другие похожие документы..