Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
«Как нежная пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей её мерными движениями, а чут...полностью>>
'Документ'
1.1. Ця Інструкція визначає методологічні засади формування у бухгалтерському обліку інфор­мації про основні засоби, інші необоротні матеріальні акти...полностью>>
'Документ'
Эта книга передана посредством ченнелинга от очень вы­сокоразвитых существ системы Сириуса, миссия которых — помочь нам преодолеть одержимость матери...полностью>>
'Документ'
Франция. 1937. На столе генерала Гоше, шефа французской разведки, лежал странный документ. Он представлял собой карту Европы с запланированными гитле...полностью>>

Индия возникновение первых государственных образований в Индии относится к концу II началу Iтысячелетия до н э. Они находились в долине Ганга

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§4. ИНДИЯ

Возникновение первых государственных образований в Индии относится к концу II — началу I тысячелетия до н.э. Они находились в долине Ганга. Сведения о возникающих между ними отношениях и их правовом оформлении весьма отрывочны. Все же религиозно-философ­ские и морально-политические памятники того времени, такие как Артхашастра или Махабхарата, дают возможность составить достаточно-достоверное представление о существовавших в то далекое вре­мя международно-правовых нормах.

Спустя полтысячелетия, к середине VI века до н.э., в Индии, соглас­но раннебуддийским сочинениям, было 16 махаджапанад (великих стран). Другие источники насчитывают их свыше 3086. Естественно, что среди них имели место достаточно частые и развитые международные отношения, нуждавшиеся в правовом оформлении. Действовавшие к середине I тысячелетия до н.э. нормы международного права были весьма разнообразны.

Подобно другим древним цивилизациям, Индия не знала принципа равенства субъектов международного права. Здесь различали три их основные категории: равные, подчиненные (зависимые) и высшие (их современные индийские и английские авторы часто называет королевствами). Но во всех случаях под субъектами, подобно тому как это было в Египте или Двуречье, имелись в виду не сами государства, но именно их монархи. Существовала и довольно сложная градация в отношении зависимых, то есть полусуверенных, государств: вассальные, протежи­руемые, государства-клиенты.

Уже в то время в Индии существовал институт признания. Получив­шее его государство считалось независимым во внутренних и внешних отношениях. Это, однако, не означало реальной гарантии независимо­сти, ибо в силу отсутствия принципа равенства признавался правомер­ным довольно широкий спектр вмешательства. Оно признавалось допу­стимым не только как средство самообороны, но и в превентивных це­лях - для предупреждения возможного нападения другой стороны, а также в "гуманных целях" - для защиты покровительствуемого госу­дарства, сохранения политического равновесия и в некоторых других случаях87.

Достаточно широкое развитие получили и нормы посольского права. Различались три основных ранга дипломатических агентов: полномочные послы, послы, "имеющие ограниченные полномочия", и передающие послания" (т.е. гонцы). Послы первых двух рангов снаб­жались подробными инструкциями, которые определяли их полно­мочия. Заключение договоров о мире и объявление войны были ис­ключительной прерогативой полномочных послов, так как считалось, что именно они в наиболее полной мере представляют особу и лич­ность главы государства. На послов возлагались и другие многочис­ленные обязанности: содействие в реализации уже заключенных договоров и надзор за их исполнением, принятие мер к развитию дружественных отношении и т.п. Формально послы не могли вмеши­ваться во внутренние дела государства, в котором они были аккре­дитованы. Такое вмешательство рассматривалось как интрига и даже как шпионаж. Виновные подлежали высылке. На деле же все обстояло, конечно, иначе: и литературные памятники, и история свидетельст­вуют о многочисленных и даже рекомендуемых случаях тайной дип­ломатии.

Помимо инструкций посол получал верительные грамоты. Он имел право прибыть в столицу государства и на время своей миссии нахо­диться в ней. Послы и гонцы пользовались личной неприкосновенностью: "Пускай мечи обнажены, пусть родичи лежат в крови, пусть речи бранные звучат - нельзя посланца убивать" (Панчатантра)88. Послы могли иметь при себе деньги, дорожные вещи, изделия своей страны, которые не облагались пошлиной. Получившему признание послу предоставлялось право сношения со своим государем. Заключен­ные им договоры подлежали последующей ратификации. Исполнение договоров обеспечивалось посредством обмена заложниками, клятва­ми и поручительством, а также браками.

Вообще следует отметить, что интенсивные междугосударственные отношения привели в Индии к тому, что здесь договорное право полу­чило широкое, развитие и весьма подробное регламентирование. Разли­чались договоры дипломатические, то есть заключаемые в мирное время, и договоры, порожденные войной. Среди первых выделялись договоры под условием (времени, места действия и цели) и без условий - равные и неравные, выгодные и невыгодные. Ко второй категории относились: договоры, предусматривающие выплату дани; договоры об уступке территории и праве сбора налогов; договоры о помощи, означавшие на деле установление вассальных отношений. Отказ от международного договора должен был быть мотивированным. В Древней Индии, таким образом, фактически начал формироваться принцип pacta sunt servanda.

Весьма развитыми были в Индии второй половины I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э нормы войны. Законы Ману подчеркивали, что война является крайним средством разрешения споров когда исчерпаны все .мирные возможности. Индусы различали репрессалии и собственно войну. Началу ее должно было предшествовать предъявление ультиматума (pratapa). Только после этого следовало официальное объявление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных диплома­тических отношений, но не исключало обмена специальными миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права "дружественной защиты". Торговля с ними и другие формы сношений рассматривались как враждебный акт. Подданных противной стороны, поскольку они оказывались лишенны­ми правовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их иму­щество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

Зато в отношении ведения военных действий и применения оружия существовали многочисленные ограничения (правда, история свиде­тельствует, что они нередко нарушались). Считалось недопустимым убивать стариков, детей и женщин, а также парламентариев и сдавших­ся в плен. В равной мере не должны были убиваться раненые (в зависи­мости от характера и тяжести ранения). В Законах Ману читаем: "Пусть не убивает ни сошедшего на землю (если сам он остался на колеснице), ни сложившего руки (с мольбой о пощаде)... ни сидящего, ни говоряще­го "я твой" (VII.9). Ни спящего, ни того, у которого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного, ни не сражающегося, а (только) смотрящего, ни сражающегося с другим (VII.92). Ни у того, у которого сломано оружие, ни пораженного (болезнью), ни тяжело раненного, ни устрашенного, ни обратившегося в бегство (VII.93)"89.

Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения. Их хранители, равно как и хранители мостов, колодцев и т.п., пользовались неприкосновенностью. Это касалось и некоторых других категорий населения. Все они признавались, как бы сказали те­перь, некомбатантами.

Предусматривали действовавшие нормы международного права и некоторые ограничения в видах оружия и способах их использования. Те же Законы Ману (VII.90) содержали правило: "Когда сражается с врагами, пусть не убивает врага ни вероломным оружием, ни зубчаты­ми стрелами, ни ядовитыми, ни имеющими наконечники, раскаленные в огне".

Пленных, согласно правилам Махабхараты, нельзя убивать, а те из них, кто был ранен, даже должны быть отпущены на свободу.

Что касается имущества врага, то его захват во время военных действий считался правомерным. Это была законная добыча, часть ко­торой поступала царю, а другая - тем, кто ею непосредственно овладела

Законным считался и шпионаж. Но им не могли заниматься парла­ментеры. Иначе они лишались неприкосновенности.

Воюющие стороны нередко разрешали иностранцам вести торговлю. С этой целью им выдавались специальные документы.

Интересно отметить, что в Индии были довольно подробно разработаны нормы ведения войны на море. Торговые корабли, принадлежав­шие вражескому государству, могли быть захвачены и уничтожены. Корабли, следовавшие во вражескую страну и даже в нейтральное го­сударство, но имевшие па борту вражеский груз, уничтожались. Анало­гичная судьба ожидала и вражеский груз на нейтральном судне. Единственное исключение из этого правила составляли нейтральные суда и находившиеся на их борту нейтральные грузы, адресованные врагу. Они могли избежать подобной участи, если соглашались изменить маршрут и идти в отечественные порты90.

Знало то время и институт морской блокады. Она могла правомерно существляться в отношении вражеских портов и побережья в целом. Нарушение блокады, а равно контрабанда карались первоначально уничтожением судна и груза, а позже - их конфискацией. При этом ви­новные подлежали уголовной ответственности по законам захвативше­го их государства.

Война обычно заканчивалась либо полной капитуляцией, либо заключением мирного договора. С его вступлением в силу возобновля­ли действие и заключенные до войны договоры.

Не участвующие в войне государства пользовались правами ней­тральных держав (asana). Нейтралитет не требовал специальной декла­рации. Формы его были весьма разнообразны и гибки. Современные исследователи отмечают, что международное право Индии выделяло в качестве основных следующие состояния нейтралитета: 1) нерешительное (колеблющееся) государство; 2) государство, не участвующее в военных действиях, но оказывающее давление на враждебные стороны; 3) государство, заботящееся об оказании помощи слабому; 4) поддерживающее одну из сторон посредством оказания помощи в переговорах91. Вообще в Индии того времени довольно широко использовались посред­ничество и обращение к третейскому разбирательству. В известной сте­пени на этом, возможно, сказалось широкое распространение буддизма и его морально-философских основоположений, в число которых вхо­дило требование не нападать на соседние государства, объединять уси­лия в мирном решении проблем и оправдание войны только в случае самообороны. "Ибо никогда в этом мире ненависть не прекратится не­навистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма"92. Конечно, не следует преувеличивать значение этих норм, реальная жизнь была куда более суровой, но определенное сдерживаю­щее влияние в силу своего громадного авторитета буддийская религия могла оказывать и оказывала93.

Как видим, развитие международного права в Древней Индии в ряде случаев не только отличалось большей детализацией и разработан­ностью, чем в соответствующее время в Греции и Риме. Оно и содержало ряд более гуманных норм. Возможно, их наличие определялось не только религиозными, но в еще большей мере социально-экономически­ми особенностями развития региона. В частности, тем, что рабовладель­ческие отношения не получили здесь столь широкого и жестокого рас­пространения, а влияние родоплеменных отношений было куда более значительным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чернобров. "Над пропастью нераскрытых тайн"

    Документ
    которого мы не знали Иноземляне Космос прочно вошел в наше сознание.
  2. Валерий Демин Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

    Документ
    Но ты учись вкушать иную сладость, Глядясь в холодный и полярный круг. Бери свой челн, плыви на дальний полюс В стенах из льда - и тихо забывай, Как там любили, гибли и боролись И забывай страстей бывалый край.

Другие похожие документы..