Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Школа занимает 1-хэтажное здание. Имеет хорошо оборудованные кабинеты по всем предметам учебного плана. Учебные занятия проводятся в 10 кабинетах. Та...полностью>>
'Интервью'
В результате рассылки пресс-релиза и интервью БЕЛАПАН вышло 6 оригинальных материалов об открытии комнаты в Гродно и работе МОО «Понимание». Эти мате...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; сост.: Л.Н. Родионова, Ю.Р. Руднева. ...полностью>>
'Программа'
Каганский Владимир Леопольдович (автор более 300 научных и научно-публицистических работ по теоретической географии, герменевтике ландшафта и постсове...полностью>>

Проект развития образования программа "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа “Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин
в вузах”

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Программа дисциплины

История экономических учений

Воронеж

2003

Программа дисциплины «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие профессиональные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиям, предъявляемым НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы (составители) Гоголева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Воронежский госуниверситет

Кузнецова Юлия Ивановна, старший преподаватель, Воронежский госуниверситет

Рецензенты:

1. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии и содержании основных работ выдающихся ученых-экономистов, об основных течениях, тенденциях развития экономической теории.

2. Задачи курса

Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по перечисленным выше специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать.

3. Методическая новизна курса.

Методическая новизна курса состоит в следующем:

В преподавании сделан акцент на активизацию самостоятельной работы студентов, как на лекциях, так и на практических занятиях. Достичь этого предполагается следующим образом:

  • на лекционных занятиях излагаются основные проблемы развития изучаемого периода, что дает студентам представление об особенностях развития экономической науки и теоретических направлениях рассматриваемого периода;

  • в процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам предлагается работа с первоисточником с опорой на базовые вопросы, поставленные преподавателем;

  • на практическом занятии анализируются результаты самостоятельной работы студентов и подводятся ее итоги.

Для повышения требований к проводимой студентами работе разработана система промежуточного и итогового контроля. Промежуточный контроль проводится в течение и в середине семестра, он представляет собой а)текущую оценку активности студента на практических занятиях; б)контрольную работу в середине семестра, в которую входят закрытые вопросы, предполагающие выявить, насколько хорошо студенты запомнили основной материал. Проблемная ориентация обучения осуществляется на практических занятиях. По окончании изучения курса в качестве первого этапа итогового контроля предлагается написать контрольную работу, состоящую из закрытых вопросов по всему курсу, которая продемонстрирует, насколько усвоен фактический материал. В случае успешного выполнения этой контрольной, студент отвечает устно на один вопрос проблемного характера. Итоговая оценка представляет собой сумму оценок четырех видов работы: а) за активность на практических занятиях; б) за промежуточную контрольную работу; в) за итоговую контрольную работу; г) за устный ответ на итоговый проблемный вопрос.

Образцы закрытых и проблемных вопросов приводятся в данной программе.

4. Место курса в системе социогуманитарного образования

Дисциплина «история экономических учений» является общепрофессиональной дисциплиной (она вошла составной частью в содержание экономической теории – федеральный компонент нового образовательного стандарта), входящей в программу подготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту, менеджменту, финансам и кредиту. Она рассчитана на слушателей, изучивших вводные курсы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, являющиеся для нее базовыми.

5. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен знать:

  • место истории экономических учений в системе экономических наук;

  • основные этапы развития экономической мысли ( начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.

  • основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

Студент должен уметь:

  • свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории;

  • применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.

П. Содержание курса

  1. Новизна курса:

  • при подготовке курса активно использовались зарубежные учебные пособия с целью приблизить его содержание к международным стандартам;

  • при разработке курса была предпринята попытка максимально приблизить его к проблематике, изучаемой в курсах «Микроэкономика» и «Макроэкономика», с тем, чтобы дать возможность студентам увидеть логику развития современного научного познания экономических явлений;

  • одну из основных своих задач разработчики курса видели в деидеологизации его содержания и использовании единственного критерия оценки анализируемых теорий – вклада в развитие экономической науки;

  • авторы ставили перед собой задачу подготовить такой курс, который был бы сопоставим – по содержанию и изучаемым проблемам – с аналогичными стандартными курсами, изучаемыми в России и за рубежом. При разработке данных материалов авторы познакомились с опытом преподавания «Истории экономических учений» в вузах США и Испании.

  1. Разделы курса.

Введение в науку.

Раздел 1. Экономические учения дорыночной эпохи.

Раздел 2. Экономические учения ХУП-Х1Х веков

Раздел 3. Экономические учения ХХ века

Курс история экономических учений представляет систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. История экономических учений это наука о закономерностях и этапах развития экономических знаний. Изучение ее помогает понять внутреннюю логику, эволюцию и взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, выяснить их связи с происходящими изменениями в реальной экономике.

Изучение истории экономической мысли способствует развитию умения объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

Данная программа составлена на основе опыта преподавания этой дисциплины на экономическом факультете Воронежского госуниверситета, а также с учетом международных традиций и наработок в этой области, с которыми авторы познакомились во время стажировок в университетах США и Испании

.

3. Темы и краткое содержание

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ

Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории.

Раздел 1. Экономические учения дорыночной эпохи.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

Экономическая мысль Древнего мира. Экономическая мысль Древнего Востока: особенности формы выражения. Классификация основные письменные источники по истории хозяйства Древнего Востока. Экономическая проблематика древневосточных сочинений. Основные достижения экономической мысли Древнего Востока.

Экономическая мысль античного мира. Отражение особенностей социально-экономического устройства античного общества на содержании и формах выражения социальной мысли этого периода. Эволюция экономических воззрений в Древней Греции. Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Ксенофонт и описание натурального хозяйства. Основные экономические категории в интерпретации Платона. Экономические размышления Аристотеля – первое исследование рыночного хозяйства. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме. Первая модель обмена. Проблема эквивалентного обмена.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Факторы, повлиявшие на развитие экономической мысли эпохи средневековья. Экономическая мысль в рамках церкви. Светская экономическая мысль. Основные проблемы, анализировавшиеся в эпоху средневековья.

Экономическая мысль периода раннего средневековья. Причины застоя и кризиса. Сравнение экономической мысли эпохи античности и экономических представлений ранних христиан.

Экономическая мысль классического средневековья. Каноническая доктрина ХП века. Схоластика как метод исследования. Значение античных сочинений для развития средневековых представлений об обществе и экономике. Сохранение античных традиций.

Экономическая мысль в светской среде. Идеология и право вольных городов.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Предпосылки развития буржуазной экономической мысли. Развитие экономики и становление новой системы ценностей.

Первые критики церковной системы взглядов: гуманисты и представители реформации. Особенности проблематики и формы изложения.

Меркантилизм – первая попытка разработки программы экономического поведения. Две стадии развития меркантилизма. Теория торгового баланса и ее эволюция. Обоснование протекционизма. Взгляды на роль государства. Меркантилизм – программа развития экономики на основе торгового капитала. Основные достижения меркантилизма. Особенности меркантилизма в отдельных странах.

Раздел 2. Экономические учения ХУП-Х1Х веков

ТЕМА 4. СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Исторические условия возникновения концепции экономического либерализма, основанной на принципах laisser faire.

Общие характерные признаки «классической школы» и основные этапы ее эволюции.

Две точки зрения на «классическую школу» - марксистская и западноевропейская.

Экономические взгляды У. Петти. Особенности трактовок категорий – богатство, деньги, стоимость, доходы, цена земли.

П. Буагильбер об определяющей роли сельского хозяйства, о богатстве и бедности.

Экономическая школа физиократов. Учение о чистом продукте. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кэне. А. Тюрго: проблема ценности. Физиократы против государственного вмешательства в экономику.

ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ А. СМИТА.

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии. Система «естественной свободы» в его «Исследовании о природе и причинах богатства народов». А Смит об источниках роста богатства, экономических законах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале, его структуре, о доходах основных классов общества. Формирование экономической науки как системы.

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОСЛЕ А.СМИТА

Д.Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Развитие трудовой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли. Принцип сравнительных преимуществ.

Ж.Б.Сей и его «Трактат политической экономии». Теория трех факторов производства и стоимости. «Закон рынков» Ж.Б. Сея или концепция о бескризисном экономическом росте в условиях laisser faire.

Т. Мальтус: «Закон народонаселения» и теория реализации.

Дж.С.Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.

Основные социально-экономические проблемы в «Капитале» К. Маркса. Трактовка категорий «стоимость», «двойственный характер труда», «капитал», «заработная плата». Теория прибавочной стоимости. Теория ренты.

ТЕМА 7. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В 70-80-Х ГОДАХ Х1Х ВЕКА.

Новая историческая школа Германии: исторические и теоретические истоки, особенности методологических подходов, определения предмета исследования. Основные достижения. Эволюция новой исторической школы. Социальная школа.

Предпосылки возникновения, сущность и особенности маржинализма. Этапы «маржинальной революции», их общие и отличительные признаки. Предшественники маржинализма: Г. Госен, И. Тюнен, А. Курно, Ж. Дюпюи.

Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем – Баверк. Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Маржинальная теория У. Джевонса.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса.

ТЕМА 8. СТАНОВЛЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

А Маршал – основоположник «кембриджской школы» маржинализма, родоначальник «экономикса». Теория спроса, предложения, цен и доходов.

Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка. Концепция « статистики» и «динамики».

Теория предельной производительности основных факторов и распределения доходов.

Совершенствование концепции макроэкономического моделирования «лозанской школы» в трудах В. Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето» как модель оптимизации народного хозяйства.

Раздел 3. Экономические учения ХХ века

ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

Исторические предпосылки возникновения американского институционализма, предмет исследования, методология. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса».

Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.

Конъюктурно-статистический институционализм У. Митчела, его теория циклов.

А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния».

Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Сущность теории эффективного спроса. Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Основной психологический закон. Значение инвестиционного спроса. Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь.

Рецепты Дж. Кейнса. Механизм регулирования национальной экономики. Регулирование спроса через бюджетную политику. Теория предельной склонности к потреблению и мультипликатор.

Превращение кейнсианства в ведущее направление западной экономической теории.

ТЕМА 10. НЕОКЕЙНСИАНСТВО.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.

Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Модель экономического роста Р.Харрода и Е. Домара. Программа государственного регулирования Р.Харрода. Значение теории Харрода для развития экономической теории роста. Теория цикла Хансена. Теория мультипликатора-акселератора. Программа государственного регулирования экономического цикла.

Теоретические недостатки кейнсианства. Проблема общей теоретической системы и попытки ее создания с помощью неоклассической микроэкономики. Неоклассический синтез. Упрощенная модель Кейнса. Модель IS-LM Хикса, ее роль. Кейнсианские попытки связать товарный, денежный рынки с рынком труда. Достижения и недостатки неоклассического синтеза.

Современное посткейнсианство и его направления.

ТЕМА 11. ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Чикагская (монетарная) школа неолиберализма. Количественная теория денег М. Фридмена. «Денежное правило» М. Фридмена. Монетаристские рекомендации регулирования инфляции.

Теория экономики предложения: исходные положения. Проблема инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая А. Лаффера и практика налогообложения. Использование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тетчеризме.

Основные положения теории рациональных ожиданий. Прогнозы фирм и «нейтрализация» экономической политики правительства.

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Германский неолиберализм и его теоретические истоки. Обоснование «третьего пути» – фрайбургская школа и теория социального рыночного хозяйства. Особенности взглядов Ойкена и Мюллер-Армака на социальные проблемы и регулирование монополии и конкуренции.

Неоавстрийская школа. Ф.Хайек, Л.Мизес, И.Кирцнер. Особенности субъективизма неоавстрийцев. Учение о спонтанном рыночном хозяйстве Ф.Хайека. Экономический либерализм Л.Мизеса. Позиция неоавстрийцев в отношении государственного вмешательства в макроэкономическое регулирование.

Эволюция институционального направления. Особенности методологических подходов. Особенности институциональной экономики на разных этапах развития. Особенности современного этапа: новая институциональная экономика и неоинституционализм. Черты неоинституционализма, позволяющие говорить о нем, как о самостоятельной исследовательской программе в экономической теории. Трехуровневая система анализа в неоинституциональной экономике.

ТЕМА 13. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

М.И. Туган-Барановский о зависимости между ценностью блага и его трудовой стоимостью («теорема Туган-Барановского»). Социальная теория распределения. Учение о природе кооперации и ее формах. Выводы ученого о системе государственного социализма и централизации управления.

Вклад Н.Д. Кондратьева в теорию кооперации сельского хозяйства. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.

Вклад российских ученых в разработку математических методов экономического анализа. В.К. Дмитриев – один из первых экономистов-математиков в России. Его метод исчисления полных затрат труда на производство продукции.

Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Российская основа метода «затраты - выпуск» В. Леонтьева. Разработка балансовых методов анализа экономики.

Разработка Л.В. Канторовичем метода линейного программирования.

Темы и планы практических занятий

Практическое занятие к теме 1.

Особенности экономических взглядов в странах древнего Востока и в древней Греции.

  1. Экономическая проблематика в Ветхом завете.

  2. Экономические воззрения древнего конфуцианства.

  3. Аристотель о развитии обмена.

Практическое занятие к теме 10.

Работа Хикса «Стоимость и капитал».

  1. Особенности изложения Хиксом неоклассической микроэкономической теории (гл.1,УШ).

  2. Проблема макроэкономического равновесия и причины его несовершенства (гл.ХХ, ХХП).

  3. Программа стабилизации (гл.ХХ1).

  4. Взгляды Хикса на экономический цикл (гл.ХХ1У)

  5. Значение работы Хикса (вступительная статья Р.Энтова).

Практическое занятие к теме 11.

Работа М.Фридмена «Если бы деньги заговорили».

  1. Количественная теория денег в интерпретации неоклассиков (разд П).

  2. Объяснение причин инфляции (разд.Ш. пп.1-3)

  3. Роль монетарной политики (разд.1У).

  4. Макроэкономическая политика монетаристов (разд.У).

Практическое занятие к теме 12.

Работа Кирцнера И. « Конкуренция и предпринимательство»

  1. Проблема равновесия в реальной экономике (с.11-13, 35-38, 78-80)

  2. Роль предпринимательства в рыночном процессе (часть 2).

  3. Содержание конкуренции (часть 3).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (4)

    Программа
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  2. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (7)

    Программа
    Программа дисциплины «Модели человека в структуре экономической мысли» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра)
  3. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (1)

    Программа
    Программа дисциплины «Национальное счетоводство» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные
  4. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (2)

    Программа
    Программа дисциплины «Сравнительный анализ экономических систем» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (5)

    Программа
    Программа дисциплины «Экономическая история» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие

Другие похожие документы..