Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Само слово «сахар» происходит от санскритского sarkara (гравий, песок или сахар); спустя столетия этот термин вошел в арабский язык как sukkar, в сре...полностью>>
'Доклад'
Настоящий доклад посвящен обсуждению вопроса о том, насколько утвердившаяся у нас неоклассическая теория, с одной стороны помогает понять сегодняшнюю...полностью>>
'Регламент'
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте поприветствовать и поблагодарить всех присутствующих за активное сотрудничество в постоянном формате и за то...полностью>>
'Документ'
Сетевая наркомания, раздвоение личности… Какие причины могут побудить человека все свободное время проводить в интернета? Всегда считала обитателей па...полностью>>

Учебная программа по дисциплине «Экологический мониторинг» федерального компонента цикла дн гос впо второго поколения по направлению подготовки 020800 «Экология и природопользование»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ

ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

________________________________________________________________________________Экологический факультет

Кафедра химической и техногенной экологии

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Экологический мониторинг» федерального компонента

цикла ДН ГОС ВПО второго поколения по направлению

подготовки 020800 «Экология и природопользование», федерального

компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по

специальности 020801 «Экология», федерального

компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по

специальности 020804 «Геоэкология», федерального

компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по

специальности 020802 «Природопользование»

Москва

Издательство МНЭПУ

2008

ББК 67.400(3)я73

Р76

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Проректор по УМР

Химической и - _______ Матюнина техногенной экологии

« » 200 г.

Протокол № 6

от « 16 » января 2007 г.

Зав.кафедрой

__________ Меньшиков В.В.

« » 200 г.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Декан экологического факультета Зав. УМО

_________ Марфенин Н.Н. ______Попов О.И.

« » 200 г. « » 200 г.

Р76 Экологический мониторинг: Учебно­методический комплекс по дисциплине «Экологический мониторинг» федерального компонента цикла ДН ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки 020800 «Экология и природопользование», федерального компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 020801 «Экология», федерального компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 020804 «Геоэкология», федерального компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 020802 «Природопользование» – М.: Изд-­во МНЭПУ, 2008. – 34 с.

Программа разработана на основе многолетних исследований и практической работы учреждений Госкомгидромета, Госкомэкологии, а также личного опыта автора в данной области.

Программа предназначена для студентов очной формы обучения по направлению 511100 «Экология и природопользование».

ББК 67.400(3)я73

А в т о р ы­с о с т а в и т е л и:

Афанасьев Юрий Александрович – д.х.н., профессор

© МНЭПУ, 2008

Введение.

Курс «Экологический мониторинг» включает в себя 9 тем и знакомит студентов с видами мониторинга, его организацией, источниками загрязнителей и методами их анализа. В курсе рассматривается экологический мониторинг Московского региона и ряда других районов РФ и зарубежных стран.

Программа разработана на основе многолетних исследований и практической работы учреждений Госкомгидромета, Госкомэкологии, а также личного опыта автора в данной области.

На основе изучения данного курса выпускники МНЭПУ смогут организовать экологический мониторинг в заданном регионе, правильно выбрать методы анализа загрязнителей, дать научно-обоснованные рекомендации по уменьшению негативных последствий загрязнения окружающей среды и физических воздействий по результатам мониторинга.

Программа предназначена для студентов очной формы обучения по направлению 511100 «Экология и природопользование».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила основные принципы построения глобальной системы мониторинга окружающей среды. Затем были разработаны основные положения об определении цели Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), и в конце 70-х годов ГСМОС начала реализовываться в СССР и других странах Мира на базе национальных гидрометеорологических и мониторинговых служб. В последующие годы системы глобального и национального мониторинга совершенствовались в различных направлениях, их программы расширялись, появлялись новые методы получения данных о состоянии окружающей среды, их обработки, хранения и использования.

В Российской Федерации с 1994 г. национальный мониторинг проводится в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая также развивалась и совершенствовалась.

В курсе «Экологический мониторинг» рассматриваются различные классификации мониторинга окружающей среды, их различия и развитие. Основываясь на территориально-географическом подходе к классификации мониторинга, рассматриваются принципы организации и осуществления мониторинга от Земного шара в целом до отдельного предприятия (небольшого географического объекта). Рассматриваются различные методы мониторинга окружающей среды, в том числе химические, физические, биологические или прямые аналитические, автоматические, дистанционные, аэрокосмические. Наряду с мониторингом химического загрязнения уделено внимание мониторингу физических воздействий на окружающую среду, биологическому и радиохимическому загрязнению.

В отдельных разделах курса рассмотрены вопросы переноса загрязняющих веществ в окружающей среде, его расчета, прогноза и нормирования.

Должное внимание уделено и результатам мониторинга РФ и ее регионов в 90-х годах ХХ века, а также состоянию окружающей среды по данным мониторинга в СССР и других странах в 80-х годах.

Соответствие курса Государственному образовательному стандарту обусловлено высокой научностью и глубокой связью с практикой всех рассматриваемых вопросов. Курс отличается рассмотрением всех вопросов и вариантов мониторинга и его результатов как с общетеоретических, так и с практических позиций. Значительное внимание уделяется международному сотрудничеству при проведении мониторинга.

Данный курс на примерах проведения мониторинга развивает у студентов эколого-политологическое мышление, учит принятию обоснованных решений различных экологических проблем.

1.1. ЦЕЛЬ КУРСА

Целью курса “Экологический мониторинг” является: обучение студентов умению организовать мониторинг в заданном районе, правильно определить источники загрязнений и физических воздействий в нем, выбрать оптимальные методы анализа загрязнителей, дать рекомендации по уменьшению негативных последствий загрязнения и физических воздействий в изучаемом районе, а также ознакомить студентов с организацией и результатами мониторинга в Европе, Российской Федерации, Московском регионе.

1.2. ЗАДАЧИ КУРСА

Задачи данного курса можно сформулировать следующим образом:

  • дать представление об организации и проведении мониторинга различных уровней (от глобального до локального);

  • показать пути и механизмы переноса загрязняющих веществ в окружающей среде, из значение при организации мониторинга и нормирования поступления загрязняющих веществ в окружающую среду;

  • провести анализ состояния природной окружающей среды в СССР, РФ (с 1992 г.) и ряде других стран по данным мониторинга в различные периоды времени;

  • рассмотреть организацию и некоторые итоги мониторинга абиотических объектов, мониторинга физических воздействий и биомониторинга;

  • научить студентов проводить математическую обработку результатов наблюдений, расчетов переноса загрязняющих веществ в различных средах;

  • показать роль нормативных документов в организации и проведении мониторинга, использованию его результатов.

1.3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Экологический мониторинг» обобщает знания, полученные при изучении биологических, физических, химических, географических проблем экологии, показывает источники информации и методы ее получения для всестороннего изучения экологии различных регионов. В курсе используются данные о влиянии загрязнителей и физических воздействий на различные среды, в том числе и на биоту.

Освоение данного курса позволяет выпускникам правильно организовать и провести мониторинг заданной территории или объекта и на основе его результатов принять научно-обоснованные решения по охране окружающей среды в заданном районе.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студенты, успешно освоившие курс «Экологический мониторинг», должны:

  • знать основные принципы организации и проведения мониторинга различных уровней (от глобального до локального);

  • знать основные нормативные документы, определяющие проведение мониторинга и использование его результатов;

  • знать общие законы переноса загрязняющих веществ в различных средах и уметь использовать их при организации мониторинга;

  • знать информацию о состоянии окружающей среды, полученную при проведении мониторинга в 80­90-х годах ХХ века, прежде всего относящуюся к РФ;

  • уметь проводить математическую обработку результатов наблюдений, их анализ и представление для хранения в банках данных и различных вариантов использования;

  • уметь проводить расчеты распространения загрязняющих веществ в окружающей среде;

  • уметь давать рекомендации по охране окружающей среды и рациональному природопользованию на основе анализа результатов мониторинга.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Темы и содержание лекций

Тема 1. Введение. Глобальный мониторинг.

Определение понятия мониторинга. Экологический мониторинг загрязнений окружающей cреды. Мониторинг климата. Мониторинг человека. Глобальный, национальный, региональный и локальный (импактный) мониторинг. Фоновый мониторинг. Мониторинг физических и биологических воздействий на окружающую среду. Обзор видов мониторинга, их организации и взаимосвязи. Выработка мер по защите биосферы, а также другие пути использования результатов мониторинга.

Природные и антропогенные источники загрязнения окружающей среды. Мониторинг источников загрязнения.

Трансграничный перенос загрязнений. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Задачи и организация глобального мониторинга. Объекты глобального мониторинга: атмосфера, гидросфера, почва, биота. Сеть станций для проведения наблюдений в системе глобального мониторинга. Перечни определяемых загрязнителей. Оксиды углерода, серы, азота. Озон. Взвешенные частицы. Свинец, кадмий, ртуть, мышьяк. Полиароматические углеводороды. Пестициды. Кислотность (рН). Главные катионы и анионы.

Радиоактивность. Электромагнитные поля. Микроорганизмы. Гидрометеорологические параметры.

Тема 2. Объекты и методы глобального мониторинга.

Основные контролируемые параметры и нормирование загрязнения окружающей среды: воздуха, воды, почвы, растительности, продуктов питания. (ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ). Критерии состояния здоровья населения, фауны и флоры.

Мониторинг абиогенных составляющих окружающей среды.

Отбор проб среды, их предварительная обработка. Выбор оптимальных методов химического анализа загрязнителей. Математическая обработка результатов анализов. Международная и национальная тарификация методов анализа. Стандартизация методов анализа.

Программы мониторинга в рамках ВМО. Программа ЕМЕП. Программа МАБ.

Использование результатов глобального мониторинга для решения экологических проблем отдельных стран и регионов.

Тема 3. Национальный экологический мониторинг.

Организация и задачи. Общегосударственная система наблюдения и контроля (ОГСНК) в России. Ведомства и организации, ведущие наблюдения за окружающей средой. Единая Государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в РФ.

Роль и функции Министерства природных ресурсов РФ в ЕГСЭМ. Функции Росгидромета в ЕГСЭМ. Мониторинг земель, недр, лесов, обитателей вод, водной среды, геологической среды, промышленной безопасности, воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья человека, источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Задачи Минобороны РФ, Минатома РФ, Роскартографии и ряда других ведомств в разработке, развертывании и развитии ЕГСЭМ. Передача функций Госкомэкологии МПР.

Системы сбора и передачи информации, ее использование органами управления. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской федерации. Банки данных о состоянии окружающей среды.

Сеть станций наблюдения, их оснащение и сотрудничество. Специфика перечня и источников загрязнителей при проведении национального и регионального мониторинга.

Некоторые особенности национального мониторинга в США, Великобритании и т. д.

Организация и основные результаты национального мониторинга в РФ по отдельным природным средам, объектам и регионам.

Тема 4. Перенос загрязняющих веществ в окружающей среде. 1.

Классификация загрязнителей и их источников. Среднее время жизни загрязнителя в атмосфере и дальность их распространения. Виды источников загрязнения атмосферы и водной среды, их влияние на распространение загрязнителей.

Общие законы распространения загрязнителей в различных средах. Законы диффузии Фика. Решение дифференциальных уравнений диффузии для различных сред и условий распространения загрязнителей.

Распространение загрязнителей в различных средах без перемешивания. Молекулярная диффузия в атмосфере и водной среде. Распространение загрязнителей в почве и донных осадках.

Тема 5. Перенос загрязняющих веществ в окружающей среде 2.

Распространение загрязнителей в средах с перемешиванием.

Турбулентная диффузия. Коэффициенты турбулентной диффузии. Рассеяние загрязнителей при выбросе из дымовых труб, факторы его определяющие, общие закономерности, методы расчета по ОНД-86. Рассеяние загрязнителей в водной среде, его расчет для рек, водохранилищ, морей.

Межфазный перенос загрязнителей. Принципы моделирования трансграничного и местного переноса загрязнителей.

Тема 6. Фоновый мониторинг.

Обоснование необходимости фонового мониторинга. Организация глобального фонового мониторинга в рамках международных программ ГСМОС, БАПМОН и ЕМЕП. Выбор и репрезентативность точек проведения наблюдений при фоновом мониторинге.

Базовые и региональные станции фонового мониторинга, требования к ним. Расширенные и сокращенные программы наблюдений. Сопостовимость результатов наблюдений.

Перенос загрязняющих веществ в фоновые районы и возможности его расчета. Биосферные заповедники. Их сеть в СССР – РФ (с 1992 г.), странах Восточной Европы и других странах мира. Программы наблюдений в биосферных заповедниках. Гидрометеорологические наблюдения. Особенности выбора методов анализа загрязняющих веществ при проведении фонового мониторинга.

Основные результаты многолетних наблюдений в биосферных заповедниках. Фоновое загрязнение воздуха, атмосферных осадков, природных вод, донных отложений, почвы и растительности в РФ и других странах мира по данным биосферных заповедников. Влияние метеорологических условий, времен года на фоновые загрязнения. Некоторые итоги многолетних наблюдений за фоновыми загрязнениями на примере Кавказского биосферного заповедника – одного из наиболее чистых районов в европейской части РФ.

Тема 7. Региональный экологический мониторинг.

Мониторинг г. Москвы и Московской области как пример регионального мониторинга. Средства и задачи мониторинга Московского региона. Источники загрязнителей, их ведомственная принадлежность, размещение и мощность. Мониторинг атмосферы и атмосферных осадков. Мониторинг водных объектов. Аналитические средства проведения мониторинга.

Стационарные, передвижные и подфакельные посты. Автоматизированные и аэрокосмические системы мониторинга. Оптимизация этих систем, определяемые параметры, их обработка.

Мониторинг физических факторов воздействия в г. Москве. Шумовое, электромагнитное и радиационное загрязнения, их источники и методы мониторинга. Медико-экологический мониторинг.

Основные итоги мониторинга Московского региона и потребители информации. Организация и основные результаты экологического мониторинга других субъектов Федерации.

Тема 8. Локальный экологический мониторинг. Автоматические методы контроля ОС.

Специфика задач и организации локального мониторинга. Источники информации о состоянии окружающей среды при локальном мониторинге.

Примеры локального мониторинга. Мониторинг промышленного предприятия. Мониторинг района размещения ТЭС. Радиационный, химический и биологический мониторинг в регионе АЭС. Мониторинг теплового загрязнения. Мониторинг ионизирующих излучений. Мониторинг загрязнения окружающей природной среды природными и искусственными радиоактивными изотопами (радиохимический мониторинг). Мониторинг регионов интенсивной геологической разведки и добычи полезных ископаемых. Мониторинг воздуха и атмосферных осадков в городе с населением до 500 тыс. человек (на примере города Братска и др.).

Мониторинг источника загрязнения. Мониторинг особо опасного объекта. Системы автоматического контроля.

Тема 9. Экологический мониторинг морей. Авиа-космические методы контроля ОС. Организация и методы мониторинга прибрежной зоны и открытой части морей.

Международный региональный мониторинг морских регионов на примерах Черного и Балтийского морей. Наблюдение за состоянием морской биоты на региональном уровне на примере Черного моря. Особенности мониторинга Каспийского и Азовского морей. Мониторинг северных и восточных морей РФ. Мониторинг морских эстуариев.

Основные итоги морского мониторинга в РФ.

Авиационные и космические методы контроля состояния морей (и др. территорий). Их преимущества и недостатки.

Тема 10. Биомониторинг. Мониторинг физических воздействий и геофизических явлений.

Основы биомониторинга. Понятие о биоиндикаторах. Растения – биоиндикаторы состояния воздушной и водной сред. Лишайники как один из видов биоиндикаторов загрязнения атмосферы в городах и районах крупных промышленных предприятий. Древесная растительность как биоиндикатор состояния атмосферы и почв города. Концентрирование загрязнителей гидробионтами. Микробиологическое тестирование загрязнения поверхностных вод.

Международные программы биомониторинга.

Мониторинг электромагнитных полей и шума. Источники этих физических воздействий на ОС. Организации, ведущие их мониторинг.

Землетрясения, извержение вулканов, сходы снежных лавин и другие природные катастрофы. Их причины и мониторинг. Организации, ведущие мониторинг, системы оповещения населения.

Тема 11. Итоги глобального мониторинга основных загрязняющих веществ.

Мониторинг трансграничного переноса тяжелых металлов и оксидов неметаллов, их концентрации и плотности выпадения в различных районах Земного шара. Мониторинг нефтяных загрязнений и их происхождения в поверхностных и морских водах. Мониторинг других органических соединений (фенолы, пестициды, ПХБ, диоксины, ОВ и т. п.), их источники и прогноз.

Проблемы загрязнения ОС диоксинами. Их мониторинг, методы, возможности и потребности.

Мониторинг природных радиоактивных загрязнений. Эксплуатация ядерных объектов, ядерные катастрофы, испытание ядерных зарядов, мониторинг их последствий и глобальный прогноз радиоактивного загрязнения Земли. Мониторинг местных радиоактивных загрязнений.

Тема 12. Основные итоги мониторинга РФ. Заключение.

Ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ, содержание, разработка, использование.

Обзор итогов экологического мониторинга территории РФ в конце ХХ-го начале ХХI-го веков (города, поверхностные и морские воды, растительный и животный мир).

Классические и новейшие методы мониторинга. Роль мониторинга в решении экологических проблем сегодня и в будущем.

Распределение часов по темам и видам работ.

Учебно-тематический план для студентов очного отделения

экологического факультета

Номера и наименование разделов и тем

Всего часов учебных занятий

Аудиторные занятия

В том числе

Самостоят. работа

Виды контроля

Лекции

Семинары

Контрольные работы

6 семестр

Тема 1. Виды мониторинга

1

1

1

-

-

-

-

Тема 2. Глобальный мониторинг

14

4

2

2

-

10

-

Тема 3. Национальный и региональный мониторинг

26

6

4

2

К.р.

20

К.р.1

Тема 4. Фоновый мониторинг

14

4

2

2

-

10

-

Тема 5. Поведение загрязнителей в окружающей среде

26

6

4

2

К.р.

20

К.р.2

Тема 6. Локальный мониторинг

23

7

5

2

-

16

-

Тема 7. Итоги мониторинга и рекомендации по уменьшению последствий загрязнения окружающей среды.

14

4

2

2

Защита рефератов

10

Рефераты.

Тема 8. Заключение

2

2

2

-

-

-

-

Всего часов

118

32

22

12

-

86

Экзамен

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная.


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебна программа по дисциплине «Математическое моделирование в экологии» федерального компонента цикла дн гос впо второго поколения по направлению подготовки 020800 «Экология и природопользование»

    Программа
    Р76 Математическое моделирование в экологии: Учебно­методический комплекс по дисциплине «Математическое моделирование в экологии» федерального компонента цикла ДН ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки 020800 «Экология
  2. Учебная программа по дисциплине «Правовые основы природопользования» федерального компонента

    Программа
    Р76 Правовые основы природопользования: Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Правовые основы природопользования» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного
  3. Промышленная экология) учебно­-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (часть 1

    Документ
    по дисциплине «Прикладная экология (часть 1. Промышленная экология)» федерального компонента цикла ДН ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки 020800 «Экология и природопользование»,
  4. Публичный доклад федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Доклад
    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.

Другие похожие документы..