Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственный заказчик – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный горн...полностью>>
'Документ'
Открытое акционерное общество «Восточный институт огнеупоров», именуемое в дальнейшем Общество, создано путем выделения из Открытого акционерного общ...полностью>>
'Документ'
фахового вступного випробування для зарахування на навчання за ОКР магістр на основі ОКР бакалавра/спеціаліста за спеціальністю 8.05010101 «Інформаці...полностью>>
'Документ'
Завтрак. Переезд в Берлин. ПЕШЕХОДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЛИНУ, во время которой Вы увидите достопримечательности старой и новой столицы Германии: Бранден...полностью>>

Рмление как выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, для их экспорта или помещения под иные таможенные режимы

Главная > Кодекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Соотношение понятийного аппарата Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Таможенного кодекса России

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур определяет таможенное оформление как выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, для их экспорта или помещения под иные таможенные режимы. Необходимо отметить, что вместо понятия «таможенное оформление» при переводе его с английского языка на русский употребляется понятие «таможенная очистка», т.е. освобождение от обязательств, которые возлагаются на лицо, перемещающее товары через границу. Освобождение от обязательств связывается с помещением товаров под определенные условия пользования и распоряжения ими, которые раскрываются в Таможенном кодексе Российской Федерации как таможенный режим (статья 11ТК РФ).

Таможенные формальности в соответствии с указанной выше Конвенцией представляют совокупность действий, которые подлежат совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства. Таким образом, таможенные формальности как понятие по своему содержанию шире, чем таможенное оформление, т.к. включает в себя и такое оформление.

Выполнение таможенных формальностей в Конвенции рассматривается как выполнение соответствующих действий до подачи таможенной декларации на товары и связанные с подачей декларации для «таможенной очистки», т.е. они могут проводиться в два этапа.

Первый этап включает в себя все действия, осуществляемые заинтересованными лицами и таможенным органом с момента ввоза товаров на таможенную территорию до момента помещения их под «таможенную очистку» или в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под таможенный режим.

Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, включают в себя действия по ввозу товаров на таможенную территорию с пересечением таможенной границы и временным хранением товаров под таможенным контролем в специальных помещениях или на участках территории в ожидании подачи декларации на товары.

По выполнении указанных действий заинтересованное лицо должно подать декларацию на товары, представляющую собой заявление, составленное по установленной форме, в котором указываются процедура, подлежащая применению в отношении товаров, и сведения, необходимые для осуществления данной процедуры.

Выделение двух этапов выполнения таможенных формальностей позволяет определить последовательность их проведения и придания особого места подаче декларации на товары, когда определяется в таможенных целях правовой статус товаров. Подача декларации на товары выступает в качестве основного этапа, предшествующие формальности, хотя и носят самостоятельный характер, направлены на подготовку к подаче декларации. Кроме того, обособление таможенных формальностей на основе этапов их осуществления позволяет выделить круг процедур, связанных с подачей декларации на товары.

Выполнение таможенных формальностей, т.е. определенных действий, должно проходить в соответствии с правилами и процедурами, которые содержатся в Генеральном приложении и Специальных приложениях. Кроме правил и процедур, в Конвенции употребляется понятие «операция». Содержание приведенных понятий в Конвенции не раскрывается, однако анализ соответствующих положений позволяет сделать вывод, что процедура представляет собой совокупность действий, выполняемых с соблюдением правил, которые являются правовыми нормами, устанавливающими порядок их совершения. Операция можно рассматривать как отдельное действие в ряду других, установленных конкретной процедурой.

Таможенному оформлению Таможенный кодекс Российской Федерации придает самостоятельное значение, более того, все положения о таком оформлении распространяются на все таможенные операции, которые совершаются по отношению к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу. Несмотря на это закон не раскрывает понятие «таможенное оформление», в то же время подробно останавливается на порядке оформления перемещаемых товаров и транспортных средств.

Анализ соответствующих норм Таможенного кодекса Российской Федерации, посвященных таможенному оформлению, позволяет сделать вывод, что таможенное оформление представляет собой совокупность действий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и таможенных органов по поводу такого перемещения и порядок их совершения, которые осуществляются в рамках таможенных процедур и таможенных операций, установленных законом и иными правовыми актами Российской Федерации. Ограничение таможенного оформления рамками таможенных процедур и таможенных операций вытекает из положений Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми таможенные органы могут совершать определенные действия после завершения таможенного оформления, например, в порядке повторного таможенного контроля (статья 361).

Как уже указывалось выше, таможенное оформление включает в себя все таможенные процедуры и операции, в т.ч. декларирование. Декларирование как процедура поставлена в ряд других процедур, хотя как представляется ей должно быть отведено отдельное место в виду важности ее осуществления. Проведение других процедур связывается, в конечном итоге, с декларированием. Отсутствие такого места привело к нарушению связи с выбором таможенного режима, который вытекает из декларирования.

Если декларирование рассматривать как процедуру, то при осуществлении данной процедуры необходимо выбрать еще одну процедуру, связанную с таможенным режимом, который определяется как процедура, содержащая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений и т.д. (пункт 22 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации). Таким образом, одна процедура (декларирование) содержит в себе еще одну процедуру (таможенный режим).

Аналогично с таможенным оформлением, которое включает в себя все процедуры, в т.ч. выбор режима. В таком случае все процедуры выступают как нечто самостоятельное без отражения их взаимосвязи, особенно декларирование и выбор режима.

Рассмотренные выше положения Конвенции более отражают такую взаимосвязь, которая как представляется позволяют выделить ее как виды таможенного оформления.

Важным требованием положений, относящихся к таможенному оформлению, является то, что такому оформлению подлежат все товары и транспортные средства (статья 14), перемещаемые через таможенную границу. Закон не содержит никаких изъятий из этого правила.

Другое не менее важное положение сводится к тому, что оформлению подлежат товары и транспортные средства, которые перемещаются через таможенную границу. Товары, которые не отвечают данному признаку, то есть перемещению через таможенную границу, таможенному оформлению не подлежат. Например, продукция морского промысла, добытая или произведенная в Мировом океане, при поставках в другие страны непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации таможенному оформлению в российских таможенных органах не подлежит. Не подлежит таможенному оформлению продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации при ввозе ее на сухопутную российскую территорию, т.к. таможенную территорию Российской Федерации составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды.

В то же время продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в Мировом океане, за исключением российских территориальных вод, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления подлежит таможенному оформлению, т.к. ввоз такой продукции осуществляется с пересечением таможенной границы.

Производство таможенного оформления является необходимым условием для включения во внутренний товарооборот товаров, перемещенных через таможенную границу, в связи с их особым правовым положением, в соответствии с которым никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (статья 15 Кодекса). Распоряжение и пользование товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, допускается в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в частности, проведение грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов, передача товаров и транспортных средств владельцу склада временного хранения и др. Соответствующие разделы и главы Таможенного кодекса Российской Федерации, в которых рассматриваются таможенные процедуры и операции, содержат положения, предусматривающие возможные действия с товарами.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др., что само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод и не нарушает требований Конституции Российской Федерации1.

Особенностью правового положения товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу и не прошедших таможенного оформления, является то, что они находятся под таможенным контролем, то есть под постоянным наблюдением со стороны таможенных органов с возможным проведением различных проверок на предмет соблюдения таможенного законодательства. В связи с тем, что товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем, все действия с ними могут совершаться лишь с разрешения таможенных органов или обязательного их уведомления.

Порядок таможенного оформления зависит от целого ряда обстоятельств. В частности, порядок оформления будет иметь свои особенности в зависимости от перемещения товаров или транспортных средств, от цели перемещения товаров и т.д. Так, товары могут перемещаться для каких-либо производственных, коммерческих целей или без таких целей, например, для удовлетворения личных потребностей при совершении туристической поездки.

Порядок оформления может устанавливаться с учетом видов товаров, видов транспорта, используемого для их перемещения (морской, воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц (например, юридических или физических лиц, возможны упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных категорий лиц).

Таким образом, порядок таможенного оформления можно представить в виде определенных правил, по которым совершается такое оформление, выполняются таможенные формальности. Пункт 3 статьи 58 Таможенного кодекса Российской Федерации наряду с порядком производства таможенного оформления предусматривает технологии оформления, содержание которых не раскрывается. В то же время возникают вопросы по соотношению этих понятий, их взаимодействию, поскольку технология также является определенным порядком. В связи с этим достаточно сложно сделать вывод в каком случае устанавливается порядок оформления, а в каком – технология оформления. Тем более, что в других разделах и главах Таможенного кодекса Российской Федерации технологии таможенного оформления не упоминаются.

Таможенное оформление связывается с совершением таможенных операций и таможенных процедур. Таможенные операции это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, которые совершаются лицами и таможенными органами в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенная процедура – совокупность положений предусматривающих порядок совершения операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Таким образом, таможенная процедура может включать в себя целый ряд операций.

Таможенные операции и процедуры совершаются в определенном порядке и последовательности, которые составляют таможенное оформление. Закон определяет обстоятельства, при которых начинается оформление. Такие обстоятельства необходимо увязывать с ввозом или вывозом товаров. При ввозе товаров оформление начинается с представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации или устного заявления, а также совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить такое оформление, например, проход по «зеленому коридору».

Таможенный кодекс Российской Федерации может предусматривать обязательное получение разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций, например, при внутреннем таможенном транзите, временном хранении и т.д. В таких случаях разрешение выдается незамедлительно, если разрешение должно иметь письменную форму, то порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В качестве субъектов таможенного оформления выступают таможенные органы и лица, перемещающие товары. Такими лицами могут быть российские лица, заключившие внешнеторговую сделку, или от имени которых либо по поручению которых такая сделка заключена. Если перемещение товаров происходит без заключения внешнеторговой сделки, то в качестве субъектов могут выступать лица, имеющие право владения или право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, иные лица, которые могут совершать юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Таможенное оформление при вывозе товаров начинается с представления таможенной декларации или устного заявления, а также совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить оформление.

Завершение таможенного оформления сопровождается совершением операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, а также для уплаты таможенных платежей. Например, таможенное оформление во всех случаях завершается после выпуска товаров для свободного обращения, когда товары поступают в полное распоряжение лица, их переместившего, а также после фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенных режимах, не предусматривающих последующий обратный ввоз таких товаров.

По общему правилу оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время их работы. Режим работы таможенных органов должен устанавливаться с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеторговой деятельности. По запросу, который должен быть обоснован, заинтересованного лица отдельные таможенные операции могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Таможенное оформление предполагает представление необходимых документов, содержащих определенные сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Представление таких документов является обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Таможенный кодекс Российской Федерации перечисляет виды документов, которые используются при таможенном оформлении: транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы, таможенные документы. Транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Среди используемых документов следует выделить таможенную декларацию, представляющую собой документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган. Формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Для соблюдения интересов участников внешнеторговой деятельности закон устанавливает обязанность соответствующих федеральных органов исполнительной власти устанавливать перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам, которые подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие такие перечни, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При таможенном оформлении может возникнуть надобность в присутствии заинтересованных лиц или их представителей, в связи с чем таможенные органы наделяются правом требовать их присутствия.

Таможенное оформление производится на русском языке, в то же время могут приниматься и использоваться документы на иностранных языках.

Перемещаемые товары могут подвергаться санитарно-карантинному, фитосанитарному, ветеринарному и другим видам государственного контроля, в таких случаях таможенное оформление завершается в последнюю очередь.

Закон допускает проведение таможенного оформления в первоочередном порядке, поскольку перемещаться могут товары, необходимые для устранения последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, подвергающиеся быстрой порче и другие. Помимо первоочередного оформления указанных товаров допускается упрощенный порядок их оформления, с исключением некоторых требований, присущих обычному порядку (например, в качестве декларации может приниматься письменное заявление заинтересованного лица).

Положения Таможенного кодекса Российской Федерации допускают использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Такие процедуры могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах заинтересованных лиц, хранение товаров на своих складах и другие, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Упрощенные процедуры устанавливаются ФТС России в отношении отдельных лиц при условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 68 Кодекса.

1 Собрание законодательства РФ. 1999. № 21. Ст.2669.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Льготы Лекарственное обеспечение (3)

    Документ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.12.2005 N 49/292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ОБЪЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН И ГРАЖДАН,

Другие похожие документы..