Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
на который следует переводить взысканные денежные суммы) дата подпись фамилия, имя,...полностью>>
'Урок'
Цель: Обобщить сведения о народной и литературной сказке, определить главное отличие литературной сказки от народной на примере сказок Андерсена («Дик...полностью>>
'Документ'
Процесс реформирования электроэнергетики зашел в тупик. Ни одна из ранее поставленных целей не достигнута в полной мере, по многим показателям эффект...полностью>>
'Программа'
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу , в то время как великий океан истины расстилае...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 18 «Геоурбанистика» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

Утверждено

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №______

Зав. кафедрой _____ /Р.А. Бураев/

Согласовано

«___» _________________ 200__ г.

Декан БФ ______ /А.Ю. Паритов/

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2008

Автор-составитель:

Гонгапшев Р.М.

Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.

Шифр ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Аннотация

Целью создания настоящего Учебно-методического комплекса по «Геоурбанистика», одной из естественнонаучных дисциплин в системе университетского географического образования, является повышение качества знаний студентов на основе сочетания классических и современных (инновационных) методов обучения. УМКД содержит рекомендованный Учебно-методическим объединением университетов Минобразования РФ (Учебно-методическое обеспечение направления и специальности География. М., 2002) перечень разделов, в том числе Рабочая учебная программа, Учебно-методическое обеспечение дисциплины, Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине, Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины.

Данный Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоурбанистика» опирается на такие предметы, как Социально-экономическая география России и мира, Регионоведение, Страноведение и др. УМКД «Геоурбанистика» рассчитан на студентов 4 курса и 3 курса СП географического отделения.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 200__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.18 «Геоурбанистика»

для студентов, обучающихся по специальности

020401 – География

Нальчик 2008 г.

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ассистент, Гонгапшев Р.М. / ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №____

от «___»_________________200__г.

Заведующий кафедрой________________ Р.А. Бураев.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________200__г.

Председатель ______________ А.Ю. Паритов

(подпись)

пояснительная записка

Урбанизация – глобальный, охвативший весь мир исторический процесс. Для географической науки изучение проблем урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное значение. Актуальность вопроса заключается в том, что никогда раньше проблемы изучения урбанизации, эволюции города, формирования городских систем, оценки их значения в развитии общества не были в стране столь остры, как на пороге 21 века. Они волнуют не только ученных и практиков самых различных областей знаний, но и рядовых граждан, три четверти которых - горожане.

Следует подчеркнуть исключительную сложность и междисцип­линарный характер проблем урбанизации. Экологический и социаль­ный совет ООН в одной из своих резолюций назвал проблему развития городов самой важной из проблем, стоящих перед человечеством, после проблемы сохранения мира на Земле. Нет недостатка в других драматических заявлениях и предостережениях о сложности и глобальной важности этой проблемы. Действительно ли «человек потерпел поражение в городах», как заявлял известный греческий урбанист К. Доксиадис, полагая, что если не будет найден новый подход к проблемам города, то нас ждет катастрофа? Проблемы городов на самом деле необычайно сложны и важны и могут быть решены лишь на основе глубоких социально- экономических преобразований и принципиально новых научно обоснованных подходов.

Архитекторы, географы, экономисты, социологи, демографы, представители многих других наук проявляют особый интерес к проблемам городов и урбанизации, поскольку с ростом городов и городского населения возросла необходимость более детального изучения данной тематики. Важное значение в исследовании формирования и развития городских поселений, характера размещения и структуры городского населения, заключается в том, что невозможно планирование и дальнейшее развитие урбанизации без знания фундаментальных свойств городов.

По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан составляет 73% общей численности населения страны. В том числе и в Кабардино-Балкарской Республике уровень урбанизации составляет 56,6% характеризующий динамику повышения роли городов в организации производства, которая охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 1087 городов и 2022 поселка городского типа. Значительный удель­ный вес городского населения приходится на долю больших горо­дов и крупных городских агломераций. Из общей численности городских поселений 12 являются городами-миллионерами, в ко­торых проживает 15% населения страны. Большая часть их прихо­дится на европейскую территорию страны и Урал. На уровне административных районов наиболее урбанизиро­ваны Московская и Ленинградская области, где высокий удель­ный вес городского населения сочетается с высокой долей насе­ления городов-миллионеров.

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в соци­альной, демографической структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения людей. Современная ур­банизация значительно изменила ход развития поселений. Уси­ливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредото­чением производства и населения на смежных территориях. Воз­растает значение укрупненных городов как центров экономичес­кого и культурного влияния на прилегающие поселения. Боль­шой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация — одна из качественно новых форм современного городского расселения. Крупнейшими городскими агломерация­ми России являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская.

Дисциплина «Геоурбанистика» носит интегрально-прикладной характер, завершая социогуманитарный и естественнонаучный блоки высшего образования по специальности «География». В качестве теоретической основы дисциплины выступают фундаментальные естественнонаучные (демография, социология и др.), общепрофессиональные (география, геополитика, антропогенное ландшафтоведение и др.) и экономические (экономика, прикладная информатика в экономике и др.) дисциплины.

Цели и задачи изучения дисциплины

«Геоурбанистика»

Цель дисциплины: дать методологическую основу в изучении свойств и проблем городов и их систем, показать роль городов в организации пространства, их структуру и динамику развития, рассмотреть исторические этапы развития городов; сущность, теоретические основы и современные проблемы городов и урбанизации; осветить историю формирования сети городов России, охарактеризовать особенности их географии.

Задачи дисциплины:

- раскрытие задач курса с целью подготовить студентов к пониманию сложных проблем городов и урбанизации;

- охарактеризовать историко-географические, социальные, экономико-географические аспекты развития городов и их систем;

- раскрыть сложные, получившие глобальный характер процессы урбанизации;

- показать значение и содержание географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения;

- познать город как своеобразный «демографический котел», в котором происходят сложные социальные и демографические процессы;

- анализ города как экономического центра, средоточия промышленности и населения, составляющие особую территориальную общность;

- рассмотрение проблем устойчивости городского ландшафта, где природа подвергается суровому испытанию на прочность.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Геоурбанистика»

Студент, полностью прослушавший дисциплину «Геоурбанистика», должен:

- знать географические идеи и концепции необходимые для раскрытия фундаментальных свойств города;

- иметь представления о многогранности города как социального организма, фокуса территории, коммунально-хозяйственного комплекса требующего участия в исследовании его проблем представителей многих наук;

- знать экономическую базу города, состоящую из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей;

- владеть периодикой основных исторических этапов развития городов;

- знать исходные понятия и определения терминов урбанизация, агломерация, конурбация, мегалополис, дельтаполис, и т.д.;

- знать классификацию и типологию городов по качественным и количественным критериям;

- уметь раскрыть основополагающую роль экономико-географического положения в развитии городов;

- иметь представление о городах как опорных каркасах расселения выполняющих районообразующую и районоорганизующую роль;

- знать сущность и основы развития новых пространственных форм расселения.

При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «Геоурбанистика» будут использованы демонстрационные материалы: таблицы, фотографии, слайды, презентации, короткометражные видеофильмы, карта-схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки.

Номер семестра

Учебные занятия, час

Число курсов. проект. (работ), расчет. заданий

Форма итогов аттестац. (зачет, экзамен)

Общий объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

семин.

практ.

VIII

68

34

17

17

14

-

экзамен

Тематический план дисциплины

Тематический план дисциплины «Геоурбанистика», 4 ОП, VIII семестр

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Методологические основы географии городов. Город как

объект географии

4

2

2

Основные исторические этапы развития городов

6

4

2

Формирование сети российских городов

8

4

4

Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации

28

10

18

Город в расселении и территориальной структуре хозяйства

6

4

2

Региональные системы городов

10

6

4

Экологические, демографические и экономические проблемы городов

6

4

2

ИТОГО:

68

34

34

Тематический план дисциплины «Геоурбанистика», 3 СП, VI семестр

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Методологические основы географии городов. Город как

объект географии

4

2

2

Основные исторические этапы развития городов

6

4

2

Формирование сети российских городов

8

4

4

Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации

28

10

18

Город в расселении и территориальной структуре хозяйства

6

4

2

Региональные системы городов

10

6

4

Экологические, демографические и экономические проблемы городов

6

4

2

ИТОГО:

68

34

34

Содержание дисциплины «ГЕОУРБАНИСТИКА»

1. Лекции, их содержание, объем в часах – 34 ч.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13. «Экономическая и социальная география мира» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  2. Итоги гак; > Трудоустройство и востребованность выпускников; > Управление качеством подготовки специалистов; Условия, определяющие качество подготовки специалистов

    Документ
    Географический факультет в структуре Иркутского госуниверситета (действующего с 1918 г.) образован 22 декабря 1948 г. по приказу МВиССО СССР. В настоящее время на географическом факультете действуют пять кафедр:
  3. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..