Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Симпозиум Маянской С.Д. (Новосибирск, Казань) «Подходы к лечению пациентов с ХСН с синусовым ритмом и фибрилляцией предсердий в практике участкового ...полностью>>
'Программа'
Обсуждается программа исследований модели шаровой молнии в виде тороидального токового слоя внутри вихревого газового кольца. Приведена функциональна...полностью>>
'Документ'
РЕФЕРЕНТНА група – це соціальна група, на яку індивід орієнтує своє поведінку. Термін введений в оборот амер. соціопсихологом Г.Хайменом. У якості ре...полностью>>
'Документ'
Обзорная экскурсия «Откровение Берлина» по одному из самых удивительных и ярких городов на земле, где современность и традиции дополняют друг друга с...полностью>>

Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЭТАП В ЭВОЛЮЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. Определяющей тенденцией современного этапа развития высшего образования является сдвиг с квалификационной концепции на компетентностную. Впрочем, далеко не все с этим согласны. Так, профессора В.Сенашенко, В.Халин, В.Кузнецова замену привычного термина «квалификация» на понятие «компетентность», заимствованное из не свойственных отечественной системе образования контекстов, называют «структурной диверсией» с отсроченными во времени последствиями, целью которой являлось разрушение традиционной структуры, прежде всего – инженерного высшего образования. При этом, утверждают авторы статьи «О Перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения», образовательная статистика продолжает использовать традиционное понятие «специальность», да и кафедральная структура вузов благодаря ее здоровому консерватизму не претерпела заметных изменений.1

Между тем, сравнительный анализ современных требований к выпускнику технического вуза и структуры квалификационных характеристик дипломированного специалиста по ряду направлений свидетельствует о явном расхождении ожидаемых результатов образования от современных общественных потребностей. Как правило, от дипломированного специалиста требуется только знание и умение в области техники и технологии. Как видим, в качественную характеристику выпускника вуза не закладывается единство фундаментальной, специальной, теоретической, общегуманитарной и практической подготовки. В условиях глобализации процессов развития мировой цивилизации, а также неизбежности некоторого разрыва национальных трактовок, крупнейшие международные организации и наиболее развитые образовательные системы выбрали обобщенные интегрированные формулировки требований к выпускникам вузов.1

Всемирная конференция по высшему образованию, состоявшаяся в Париже в октябре 1998 г.,2 в качестве основополагающей миссии высшего образования определила – служить человеку и обществу. Научно-исследовательскими и теоретическими работами, программами в области образования и профессиональной подготовки, деятельностью в области сотрудничества и партнерскими связями с различными секторами общества высшее образование призвано способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее.3

Один из главных выводов Второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию «Профессиональное образование в ХХ1 веке» в Сеуле (1999г.): «Глобализация и революция в информационных и коммуникационных технологиях требует выработки новой парадигмы развития, центром которого является человек… Двадцать первый век принесет с собой радикально иную экономику и общество, что неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование».

Таким образом, становление мировой образовательной системы и её инженерной составляющей происходит постепенно, как результат многолетней совместной работы различных международных комиссий под эгидой ЮНЕСКО, континентальных, региональных и национальных ассоциаций инженерного образования, государственных органов управления сферой высшего образования, вузовской и научно-технической общественности по обмену опытом, согласованию позиций и координации развития высшего (технического) профессионального образования.

С учетом мировых тенденций особенностей и перспектив социально-экономического развития России цели и задачи российской высшей технической школы существенно изменились и формулируются следующим образом:

Обеспечение всесторонней образованности личности как совокупности фундаментальной, общегуманитарной, социально-экономической, математической, компьютерной, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки, а также глубоких теоретических специальных знаний, прочно закрепленных практическими навыками и умением выполнять все требуемые профессиональные действия.

Воспитание личности на основе общечеловеческих ценностей и гуманистических подходов, формирование уважения к традициям, культурному наследию своей страны и человечества, а также глубокого осознания личностной, гражданской и профессиональной ответственности за результаты своего труда.

Формирование коммуникативной готовности личности к участию в различных сферах социальной жизни современного общества: владение методами и средствами обмена информацией, литературной устной и письменной речью на своем родном языке и одном из наиболее распространенных в мире иностранных языков, а также методами цивилизованного общения и управления, этикой коммуникативных действий.

Формирование гибкой, многоступенчатой системы непрерывного образования, способной динамично реагировать на изменение потребностей индивидуумов, социальных групп, общества и рынка интеллектуального труда в обновлении структуры и содержания образовательных программ с различными общими и частными задачами.

Создание условий для реализации многообразия моделей деятельности работников высшей школы, обеспечивающих их достойное материальное положение, благоприятную психологическую атмосферу и эффективное развитие новых знаний, науки, производства, информационного и методического обеспечения, социальных условий и материальной базы высших учебных заведений.

Интеграция в мировую образовательную систему, взаимодействие с различными национальными образовательными системами, создание и реализация совместных научных, научно-методических программ и проектов, обмен идеями, преподавателями, аспирантами и студентами, поэтапная взаимная адаптация интегративных требований к уровню подготовки выпускников и взаимное признание документов о высшем образовании.1

Сбалансированные требования к выпускнику вуза, его профессионализму, фундаментальной образованности, специальной (теоретической и практической) подготовке, осознанному отношению к труду, специальности и ответственности перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности, выдвинутые мировым сообществом, включают в себя и формирование новых подходов к преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые должны изучаться не только как общеобразовательные, но и как вооружающие студентов методами решения инженерных задач во взаимосвязи с экономическими, правовыми, управленческими, экологическими, социальными, психологическими и другими аспектами их будущей профессиональной деятельности. Технические науки, изучающие закономерности функционирования техники в силу ее двойственной природы, совмещающей в себе естественное и искусственное, природное и социокультурное, находятся на стыке наук о природе и наук об обществе и человеке. А это означает, что в инженерном образовании при постановке преподавания технических наук, составляющих его основу, необходимо в принципе использовать «язык» гуманитарных наук, язык культуры, раскрывающий «человеческие измерения» техники как способа человеческого существования и деятельности. Специалист – выпускник высшего учебного заведения – представляет собой, с одной стороны, личность, с другой – работника. Специалиста как работника характеризуют профессиональные знания, умение и навыки для выполнения им профессиональных обязанностей. Специалист как личность характеризуется жизненными ценностями, мотивацией, социальными, экономическими, политическими, социокультурными нормами, выходящими за пределы профессионально необходимых.

Гуманитарные знания специалиста находятся на «границе» его как работника и как личности, связывают то и другое. Специалисту как личности гуманитарное знание позволяет видеть общество не на уровне обыденного сознания, основные детерминанты которого – непосредственный жизненный опыт или сознание, сформированное средствами массовой информации, а на уровне последовательного теоретического, системного сознания, что позволяет видеть «человеческое лицо» техники и технико-технологических решений для среды обитания человека и для него самого как природного и социального феномена. Гуманитарное образование не вносится «извне» в инженерную профессию со стороны безальтернативной государственной идеологии, а вытекают из внутренней логики самой инженерной деятельности, где выполняет конкретные функции, главные из которых – общекультурная и профессиональная. Выполнение этих функций идет через расширение противоречий между гуманитаризацией и технократизацией, фундаментализацией и профессионализацией в подготовке инженера.1

Исходя из сказанного, сверхзадачей программ подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях становится формирование у обучаемых не только знаний, умений и навыков решения отдельных частных инженерных задач на микроуровне, но и для аналогичной деятельности на более высоких уровнях, включая макроуровень, где техносистема, являющаяся объектом той или иной специальности, рассматривается в целом, причем не изолировано, а в ее реальной взаимосвязи с другими техническими системами, внешней природной средой и социумом. Гармоничный синтез двух ветвей человеческой деятельности и двух ветвей знания (гуманитарного и технического) определяет наиболее продуктивную перспективу развития образования. Этот этап в эволюции инженерной деятельности можно назвать социокультурным.

В этой связи проблема гуманизации и гуманитаризации образований требует нового осмысления и развития.

Литература

Бабкин В.Ф. Перевозчикова Л.С. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования.// Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т,2001.

Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика./ Под ред. В.М. Жураковского - М.,1998

Европейские университеты в контексте перемен XXI века/ALMA MATER.- Вестник Высшей Школы, 2006 - №4

В.Сенашенко, В.Халин, В.Кузнецова. О Перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения//Высшее образование,2007.- №3.

БОЖИЧ А.С. (Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВОСПОМИНАНИЙ РУССКИХ ИНЖЕНЕРОВ) В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В последнее время российские издательства утратили интерес к мемуарной литературе. Между тем, ХХ век оставил нам бесценное мемуарное наследие, особое место в котором занимают воспоминания русских (советских) выдающихся инженеров. Этот род литературы интересен уже тем, что в нем отражены все аспекты жизни и деятельности технической интеллигенции в разные периоды истории нашего государства – с конца ХIХ до второй половины ХХ века. В последнее время такие воспоминания если и пишутся, то в основном они хранятся в рукописном виде в семьях, или сдаются в специализированные хранилища. До их публикации в серьезных издательствах дело не доходит.

Писать воспоминания в среде технической интеллигенции долгое время было не принято, и только речи на траурных церемониях с воспоминаниями о уже покойных выдающихся представителях технической мысли появлялись в сборниках, объединенных общим названием «Памяти…». Один из первых таких сборников – «Памяти Виктора Карловича Делла-Вос», вышедший в Москве в 1891 году, был посвящен личности первого директора Императорского Высшего Технического Училища и первого президента Технического общества В.К. Делла-Вос. Один из последних – «Памяти профессора Николая Егоровича Жуковского» – вышел из печати уже в 1922 году в советской России. Потом традиция издания таких сборников была утрачена.

В последнее время утрачен интерес и к мемуарам технических специалистов, хотя некоторые редкие издания такой литературы сразу привлекают внимание специалистов. Однако в начале ХХ века картина была совсем другая.

Вышедшие в 1914 году в С.- Петербурге воспоминания инженера Л.Н. Любимова («Из жизни инженера путей сообщения») получили широкий общественный резонанс, и только начавшаяся Первая мировая война затмила собой это событие в русской культурной жизни. Структура и содержание именно этих мемуаров задали тон всей последующей мемуарной литературе, т.е. послужили некоторым образцом, которому подражали и будущие авторы – академик А.Н. Крылов, академик М.А. Павлов, академик А.М. Терпигорев и многие другие.

Л.Н. Любимов подробно описал свое детство, отрочество и годы учебы на физико-математическом факультете Московского университета и в Институте путей сообщения. Из текста воспоминаний явствует, что их автор уделял большое внимание и своему гуманитарному самообразованию. Он подробно описывает свои литературные пристрастия и, уже как свидетель события, - открытие памятника А.С. Пушкину в начале Тверского бульвара в 1878 году. Среди участников этого события были и выдающиеся русские писатели – Тургенев, Достоевский, Островский, Гончаров, Григорович, Писемский и некоторые другие. Интересна следующая фраза мемуариста, много говорящая о его литературных вкусах: «Грустно и тяжело, что все эти могиканы (так в тексте – А.Б.) литературного творчества сошли уже «под темны своды», и детям нашим приходится захлебываться литературной порнографией всяких Максимов Горьких и Леонидов Андреевых» (2, с. 10).

В воспоминаниях Л.Н. Любимова содержится крайне подробное описание подвижнической деятельности железнодорожных инженеров при строительстве железных дорог в 1880-е и 1890-е годы, в частности – Московско-Рязанской и Курско-Харьково-Азовской. Особый интерес и для историков, и для технических специалистов представляет детальное описание подробностей знаменитого крушения императорского поезда близь станции Борки 17 октября 1888 года. В книге дан и анализ возможных причин этого крушения, опубликованы уникальные фотографии.

Не меньший интерес представляет и описание строительства знаменитого Симплонского туннеля в Альпах, в котором принимал участие и сам автор. Он называет этот туннель одним из величайших сооружений начала ХХ века (2, с. 131-132), причем данное описание сопровождается кратким очерком строительства туннелей в Европе.

Л.Н. Любимов заканчивает свою книгу воспоминаний заключением под характерным названием «Несколько слов в защиту инженеров путей сообщения».

Написанные уже в советское время академиком А.Н. Крыловым «Мои воспоминая» очень напоминают по структуре воспоминания Л.Н. Любимова, но по своему содержанию они гораздо глубже и разностороннее освещают проблематику инженерного труда в дореволюционной и постреволюционной России. Сегодня эти воспоминания могут считаться своего рода классикой мемуарного жанра. А.Н. Крылову принадлежит первенство в описании развития инженерного дела через биографии незаурядных, выдающихся инженеров, – в частности, П.А. Титова и С.К. Джевецкого. А.Н. Крылов вслед за Л.Н. Любимовым показал повседневную жизнь русского инженера, раскрыл практически все стороны жизни и деятельности русской технической интеллигенции в конце ХIХ – первой половине ХХ века.

В воспоминаниях А.Н. Крылова наглядно представлены современные ему этапы развития русского кораблестроения. Еще более наглядно и выпукло показаны взаимоотношения технической интеллигенции и министерской бюрократии в условиях царской России.

Очень часто в текст воспоминаний встраиваются технические данные, таблицы, примеры производственных расчетов, что представляет особую ценность – воспоминания А.Н. Крылова, кроме всего прочего, учат думать и анализировать.

А.Н. Крылов приводит историю учреждения в Петербурге Политехнического института, которое последовало вслед за его докладной записки министру финансов Витте после посещения Берлинской высшей технической школы. В тексте дана попредметная программа преподавания технических и естественнонаучных дисциплин в данной школе, а также описание студенческих проектных работ (1, с. 100-103).

Многочисленные отступления в форме анекдотов, вопреки распространенному мнению, только придают воспоминаниям А.Н. Крылова особую пикантность. Достойно внимания и описание первой научной миссии за границу от советской Академии наук, в которой участвовал А.Н. Крылов, его авторитетное мнение об уровне установленных тогда научно-технических контактов между СССР и западноевропейскими странами, о качестве первых закупок в Германии технического оборудования для восстановления отечественного кораблестроения и обустройства железных дорог. Все это, несомненно, представляет особый интерес и для современных студентов технических вузов: в воспоминаниях А.Н. Крылова они откроют для себя иную, гораздо более высокую культуру и эпохи, и отдельной личности.

Не менее интересны в наши дни «Воспоминания металлурга», написанные академиком М.А. Павловым. В этих воспоминаниях целых две главы посвящены описанию учебы в Горном институте в Петербурге в самом начале 1880-х годов. Вслед за этим дано подробнейшее описание студенческой летней практики (съемки и нивелировки) после первого курса и посещения Юзовского металлургического завода.

Весьма характерным представляется эпизод с посещением студентами Петровского завода в Енакиево, который в те годы принадлежал Русско-Бельгийскому обществу. Павлов особо указывает на то, что инженеры доменного цеха по приказу своих бельгийских хозяев скрывали технические данные от русских студентов, хотя завод находился на территории Российской империи.

С воспоминаниями М.А. Павлова перекликаются «Воспоминания горного инженера» академика А.М. Терпигорева, окончившего Петербургский Горный институт на десять лет позже М.А. Павлова. А.М. Терпигорев отдал дань и производственной работе, и преподаванию в технических школах и вузах, в частности, в Екатеринославском высшем горном училище и (уже в советский период) в Московской Горной академии. В книге воспоминаний дан тщательный анализ содержания курсов технических дисциплин в дореволюционное время и в советский период.

Уже только обращение к мемуарам указанных выше четырех авторов дает наглядное представление о том, какой бесценный опыт инженерной практики, какой объем технической и личной культуры заложен в воспоминаниях лучших представителей русской технической интеллигенции. Обращение к этому опыту должно носить не эпизодический, а систематический характер. Осмыслению этого опыта через знакомство с текстом мемуаров в контексте изучения данной исторической эпохи поможет проведение соответствующих семинарских занятий. Наиболее характерные страницы мемуаров могут быть вставлены в текст читаемых лекций, что, несомненно, придаст им особую наглядность. Более того, авторам мемуаров могут быть посвящены и тематические коллоквиумы. Показ эпохи через индивидуальную историю личности русского технического интеллигента – непростая, но очень интересная и благородная задача, ибо, к сожалению, сегодня большинство этих людей забыты потомками.

Литература

Крылов А.Н. Мои воспоминания.- М., 1943

Любимов Л.Н. Из жизни инженера путей сообщения.- С.-Пб., 1914

Павлов М.А. Воспоминания металлурга. – М., 1945

Терпигорев А.М. Воспоминания горного инженера. – М., 1956

БОЛЬШАКОВА И.И. (Москва)

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ, НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИИ

Образование не должно сводиться к достижению определенных знаний и навыков, а служит основой формирования всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к постоянно изменяющемся требованиям.

Образование, в широком смысле слова, обеспечивает процесс социализации личности. К сожалению, возникает проблема непонимания студентами ценностей изучения гуманитарных дисциплин. Современное развитие общества делает необходимым взаимодействие различных отраслей знаний.

Соотнести явления современности с закономерностями общественного развития вызывает осложнения, т.к. багаж гуманитарных знаний студентов оставляет желать лучшего. Однако, именно знание гуманитарных предметов формирует способ мышления, который помогает реализоваться личности.

Соответственно, важно не только изучать предмет в определенном объеме, но и приобщать студентов к мысли о необходимости овладения знаниями гуманитарных предметов как звена мировой культуры.

Необходимо дискуссионное общение студента и преподавателя, готового к обсуждению волнующих вопросов.

Утрата многих студентов способности работать с печатными источниками, быстро считывать текст, воспринимать контекст написанного должна восполняться активной дискуссионной работой на семинарских занятиях. Уровень общей культуры студентов является отражением социокультурной ситуации в обществе.

Нагрузка в режиме этих задач ложится на плечи гуманитарных дисциплин, в том числе, социологии.

Необходимо отказаться от деления предметов на профилирующие и непрофилирующие, студенты должны овладевать таким количеством знаний, которые позволит им расширять их самостоятельно. К сожалению, остро не хватает учебной литературы, необходимой студентам при самоподготовке. Возможно, при условии, что в учебный план входит курс общей социологии, ввести спецкурсы по изучению отдельных социологических дисциплин, по направлениям: социология права, социология труда, экономическая социология и т.д.

У студентов необходимо формировать умения использовать полученные знания при изучении других дисциплин. Например, базисные понятия политологии и политической социологии совпадают, а социологические исследования составляют одну из основ маркетинга.

Для выполнения этой задачи необходимо в преподавании других дисциплин, увеличить долю апелляций к социологическим знаниям, а преподаватели социологии, в свою очередь, должны ссылаться на теории других дисциплин.

БЫКОВСКАЯ Г.А. (Воронеж)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  2. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление» для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Программа дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление» для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..