Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Мы с вами достаточно динамично движемся к завершению курса. Продумывая предыдущую дискуссию, я понял, что неправильно прочитал прошлую лекцию. Поэтом...полностью>>
'Решение'
Заслушав и обсудив информацию первого заместителя главы администрации Сердобского района Зинкина Ю.В. «О проделанной работе по содействию развития ма...полностью>>
'Документ'
1. Самостійне опрацювання лекційного матеріалу на тему: Регіональні організації союзного типу (тема 6 відповідно до календарно-тематичного плану) та ...полностью>>
'Урок'
К сегодняшнему уроку вы подготовили сообщения о цифровых видеокамерах – устройствах, которое намного расширяет возможности современных компьютеров. З...полностью>>

Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социальная структура личности

Основные факторы, влияющие на структуру личности

Социальные проявления личности


ЛИЧНОСТЬ

Коллектив есть социальный организм. Следовательно, он обладает органами управления и координирования. «Опыт коллективной жизни - это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения товарища товарищу...» [3]

От особенностей решаемых задач, которые определяют содержание и характер деятельности коллективов, зависят их структура, характер связей и отношений, объединяющих их членов, воспитательные функции и возможности.

Система ценностей представляет собой сложную социокультурную систему, элементы которой получают соответствующее организационное оформление с заранее заданными функциями и связями. Им в полной Мере присущи особенности свойственные всем социальным системам.

Первой такой особенностью является наличие у системы интегративных качеств, не сводимых к сумме свойств образующих ее элементов.

Другой важной особенностью ценностной системы является органическое единство и взаимодействие элементов, из которых она состоит. Такое единство диктуется предназначением системы программой и технической схемой ее функционирования.

Третья особенность целостных социальных систем естественно вытекает из двух предыдущих и заключается в их внутренней организации как специфическом способе взаимосвязи и взаимодействия образующих систему элементов. Смысл внутренней организации системы выражается в определенной упорядоченности связей элементов, составляющих ее внутреннюю структуру. Организационная система может быть централизованной, когда некоторые ее элементы играют главную, доминирующую роль в процессе ее функционирования, и децентрализованной, если все ее элементы относительно независимы и соединены между собой последовательно или параллельно.

В первом случае речь идет о связях субординации, то есть подчиненности и соподчиненности элементов системы.

Во втором случае - о связях координации согласования. Ясно, что в каждом из этих случаев характер внутренней структуры системы будут иметь принципиальные отличия.

Литература

Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л., Психология, М., Высшая школа, 1989, с. 238-240, 383

Макаренко А. С, Сочинения, М., 1958, т. 5, с. 354-356

Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений, с. 591

Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 23, с. 188

Содержание

Булаев Н.И.

Участникам Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях»

4

Федоров И.Б.

Приветствие участникам конференции

6

Акимова И.А.

Высшее техническое образование и проблемы формирования социальной идентичности

7

Андреев А.Л.

Компетенция инженера

9

Бабанова С.Ю.

Варианты и синонимы и их различительные признаки

23

Багдасарьян Н.Г.

Трансляция культуры и культура трансляции: чему и как учить студента в эпоху перемен?

25

Банникова Н.Ф.

К вопросу о роли исторической подготовки в формировании современного специалиста в техническом вузе

28

Богданова Н.Н., Семенова Е.Л.

Концепция учебного пособия по немецкому языку для технических вузов «немецкий язык для инженеров»

31

Бодрова Е.В., Калинов В.В.

Социокультурный этап в эволюции инженерной деятельности

34

Божич А.С.

Использование мемуарной литературы (воспоминаний русских инженеров) в преподавании курса отечественной истории в технических вузах

38

Большакова И.И.

Проблема изучения гуманитарных предметов в техническом вузе, на примере социологии

42

Быковская Г.А.

Обучающий потенциал краеведения

43

Волкова И.В.

Инновационные направления подготовки студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана

46

Волохова Г.Л.

Инновации в преподавании истории и формирование компетенций инженера

50

Гаврилина Е.А.

Социокультурная компетентность инженера как фактор его профессионализма

53

Галаганова С.Г.

Цивилизационный треугольник или социально-экономическая дихотомия?

57

Ганжа Е.В.

Опыт использования компьютерного тестирования в обучении

61

Гришанова Е.М.

Совершенствование преподавания курса «экономика» в техническом вузе

64

Гришнова Е.Е.

Герменевтика роли гуманитарной кафедры в техническом вузе

65

Давлетшина Н.В.

Образование, как система формирования интеллектуального потенциала нации, становится основной сферой производства инноваций

73

Дауенова Л.А.

Развитие у студентов навыков чтения с использованием компьютера

76

Довженко Л.П.

К вопросу о гуманитарной составляющей университетского технического образования

78

Жданова А.А.

Проблемы гуманизации и гуманиторизации высшего образования

82

Зеленков М.Ю.

О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения

84

Земцов Б.Н.

Содержание курса истории отечества в техническом вузе

93

Иванов М.А.

Аналитический метод преподавания философии

96

Иванова А.С.

К вопросу и методологическом потенциале социально-философского знания

98

Кавинова И.П.

Особенности преподавания философии в техническом вузе, или нужна ли философия инженерам

100

Кансузян Л.В.

Специфика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в техническом университете

103

Киверин С.Ю.

Роль преподавания социологии в технических вузах

106

Кирабаев Н.С.

Современное гуманитарное образование: pro et contra

108

Клишина С.А.

Инновации в гуманитарном образовании: организационные аспекты

114

Коршунова Н.Н.

Традиционные ценности университетского образования

117

Краснощекова Г.А.

Роль учебно-речевых ситуаций, ролевых игр и проектов при формировании продуктивных грамматических навыков

120

Кривых Е.Г., Почегина Л.Ф., Халаева Л.А.

Информационные технологии в преподавании философии: проблемы и перспективы

125

Кузьмина О.В., Фомина Н.Н.

История и культурология в техническом вузе: инновационные подходы к преподаванию

129

Кунц Е.В.

Воспитательное воздействие «истории государства российского» Н.М. Карамзина в учебном процессе студентов технических вузов

133

Легчилин В.В.

Некоторые методологические проблемы построения учебного курса в техническом вузе

136

Малькова Т.П.

Образование в информационном обществе

140

Мапельман В.М.

Философская подготовка в техническом вузе: тенденции

143

Мауль В.Я.

Historia est magistra vitae или смена историко-педагогической парадигмы

148

Мирошниченко Г.А.

Формирование коммуникативной и информационной компетенции студентов на занятиях по философии

153

Мокшанцев Л.В.

Ноосферное образование – новые перспективы преподавания

156

Моторина И.Е.

Информационные технологии как фактор повышения качества преподавания социогуманитарных дисциплин в техническом вузе

159

Назарова И.Р.

Кризис профессионального развития вузовского преподавателя

163

Немцов А.А.

Социогуманитарные ориентиры и установки студенческой молодежи

166

Нехамкин В.А., Душкова З.В.

Исторические личности и их отражение в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах

171

Обыскалова Л.Р.

Роль гуманитарно-художественного образования в подготовке современного специалиста-профессионала

173

Овчар Н.А.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по социологии (на основе тестов федерального интернет-тестирования)

177

Ольштынский Л.И.

Основные направления программы изучения курса «История России» в технических вузах РФ

179

Ореховская Н.А.

Социологический анализ русской ментальности как основы массового сознания

182

Ореховский А.В.

Патриотизм – объединяющая идея России в XXI веке

184

Орлов Г.В.

Вызовам XXI века – новые стандарты и учебники истории

189

Орлова Е.Ю.

Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

192

Панина Г.В.

Компетентностный подход как основа подготовки конкурентоспособного специалиста в глобализирующемся мире

193

Петрунева Р.М., Дулина Н.В.

Научно-методические основы и опыт организации гражданско-патриотического воспитания в вузах Волгограда

197

Позднякова С.А.

Теоретическая и прикладная политология: проблемы взаимосвязи

204

Полякова И.П.

Роль философии в формировании мировоззрения студентов технических вузов

208

Попов В.Я.

Типология становления духовности как одна из проблем формирования компетенций современного специалиста

210

Попова А.А.

Креативный тип педагогики как перспективный метод преподавания социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах

214

Порохня В.С.

Проблемы и перспективы исторического образования студентов технических вузов страны

216

Пронина А.В.

Адаптация студентов-первокурсников к условиям учебной деятельности в вузе

225

Пусько В.С.

Гуманитарный компонент инженерного образования

230

Резниченко В.А.

Современная парадигма инженерной деятельности

235

Ремарчук В.Н.

Социально-гуманитарное образование в технических вузах на пути перемен

239

Самчук М.М., Самчук А.А.

Некоторые аспекты качества преподавания истории отечества в вузе

246

Серебрянская Г.В.

Из опыта организации междисциплинарного аттестационного испытания по ГСЭ дисциплинам в условиях перехода на двухуровневое образование

249

Скворцов А.А.

Концепция контроля качества знаний в соответствии с образовательными стандартами гуманитарных специальностей нового поколения

251

Смирнова Г.А.

Научные студенческие чтения «история и современность» (из опыта работы кафедры истории МГТУ имени Н.Э. Баумана)

255

Соснина Т.Н.

О трансформациях гуманитарной составляющей в российских технических университетах

258

Стегний В.М.

Гуманитарная и социально-экономическая подготовка инженеров в III поколении Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования

262

Суздалева Т.Р., Берснева И.В.

Воспитание толерантности как фактор национальной безопасности

265

Тетюшева С.А.

Работа учебно-методических советов кафедры истории МАИ по совершенствованию методики преподавания отечественной истории

268

Труфанова Е.О.

О преподавании философии в мире (по материалам исследования ЮНЕСКО 2007 г.)

270

Ульянова С.Б.

Формирование и использование фонда обеспечения учебного процесса кафедры (на примере санкт-петербургского государственного политехнического университета)

275

Федоров К.В.

Лекция по истории великой отечественной войны в техническом университете

277

Федосова А.П.

История науки в системе образования

280

Филатова Т.В.

Инновационные процессы и методика обучения в истории

284

Халуторных О.Н.

Политика инженерного образования в современной России

288

Хатунцева Е.А.

Особенности преподавания экономических дисциплин в технических вузах

291

Хисамутдинова Р.Р.

Проблемы качества преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах страны

292

Черемных Н.М.

Философия в техническом вузе: единство знания и понимания

297

Черногорцева Г.В.

Человек в мире и мир человека: о преподавании философии в техническом вузе

301

Чернышева А.В.

Задачи гуманитарного образования в техническом университете и пути их достижения

306

Чирикова О.Б.

Воспитание патриотизма у студентов в ходе преподавания курса отечественной истории

308

Шлыкова Л.А.

Роль госбюджетных научных тем в совершенствовании учебного процесса в техническом вузе (на опыте кафедры истории МАИ)

310

Щеглов И.А.

Социально-гуманитарная компонента в вузе как фактор политической социализации студентов

312

Щербакова О.М.

Об опыте преподавания отечественной истории студентам аэрокосмического факультета МГТУ имени Н.Э. Баумана

316

Якушина Н.В.

подготовке студентов факультета электроники и приборостроения орловского государственного технического университета

320

Ясеницкий И.А.

Система ценностей личности: пути формирования

324

1 С.А. Шаронова. Компетентностный подход и стандарты в образовании. (Сравнительный анализ стран ЕС и России). Социс, № 1, 2008. С. 141

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Грант № 07-06-00089 а

1 См. подробнее: Э. Савицкая. Закономерности формирования модели «культурного человека» // Вопросы философии, 1990, № 5.

1 См.: Электричество. 1914, № 5, с. 133 – 141.

1 См.: S. Fitzpatrick. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921 – 1934. L.; N. Y., 1979.

1 Hughes, T. P. Networks of Power. Electrification in Western Society, 1880-1930. Baltimore: John Hopkins University Press, 1983.

1 См.: M. Callon. Society in the Making: The Study of Technology as a Tool of Sociological Analysis // The Social Construction of Social Systems. New Directions in Sociology and History of Technology. Cambr. (Mass.) L., 1987.

1 См.: В.Г. Горохов. Развитие инженерной деятельности и роль социальной оценки техники // Лефортовские чтения. Техника и общество: исторические и философские проблемы. Тезисы докладов. М., 2007.

2M. Decker, A. Grunwald. Rational Technology Assessment as Interdisciplinary Research. In: Interdisciplinarity in Technology Assessment. Implementation and its Chances and Limits. M. Decker (ed.). Berlin: Springer, 2001, pp. 33

1 См.: В.А. Параин. Инженерно-техническое образование в США. М., 1969.

1 См., например, Багдасарьян Н.Г. Кто встанет за кафедру завтра?// Высшее образование в России, 2006, №5.

1 В.Сенашенко, В.Халин, В.Кузнецова. О Перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения//Высшее образование, 2007- №3.- С.26.

1 Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество инженерной подготовки, инженерная педагогика. - М., 1998. - С.17-18

2 Европейские университеты в контексте перемен XXI века/ALMA MATER.- Вестник Высшей Школы,2006. - №4 – С.12-16.

3 Европейские университеты в контексте перемен XXI века/ALMA MATER.- Вестник Высшей Школы,2006. - №4 – С.12-16.

1 Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика./ Под ред. В.М.Жураковского - М.,1998.- С.203-204.

1 Бабкин В.Ф. Перевозчикова Л.С. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования.// Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т. -2001- 219с.

1 Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика. - Под ред. В. М. Жураковского. - М.: Техполиграфцентр, 1998. - С. 17-18.

1 О парадигмах развития современных университетов см., Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. - М: ИНФРА-М, 2003. - С.307-336.

2 Об отличии этих моделей см., напр., Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С.337-347.

1 Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,1998. - С.37-38.

1 Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // Вестник образования России. – 2007. – № 20. – С. 43, 45.

1 См., например: Магарил С.А. Почему Россия – страна образованных нищих? // Независимая газета. – 2002, 26 января.

1 См.: Мирзоев С. Гибель права: легитимность в «оранжевых революциях». – М.: Изд-во «Европа», 2006. – С. 12-17.

1 См.: Суверенитет. Сборник / Сост. Н. Гараджа. – М.: Европа, 2006. – С. 78-79.

1 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы: Государственная программа // Российская газета. – 2001, 12 марта.

1 См.: Магарил С.А. Невыученные уроки // Литературная газета. – 2007. – № 31.

1 Речь идет об аудиторной нагрузке (прим. автора).

1 Чернобаев А.А., Зуев М.Н., Горелов И.Е. История России. Учебник для технических вузов. М., 2007; Личман Б.В. История России для технических вузов: учебное пособие. М., 2005; Чапек В.Н. История России для технических вузов; Отечественная история для технических вузов. Под редакцией Фортунатова В. В.. СПб. 2005.

1 См.: Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995. Часть 1.

1 Розин В.М. Понятие и современные концепции техники.- М., 2006. С.249.

1 Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактические аспекты) - Дисс. доктора пед. наук. - М.,1997, 325с.

2 Полат Е.С. Метод проектов на уроке ИЯ // ИЯШ. - 2000. - №2/3, С. 3-10.

1 Например: Фомина Н.Н. Информационные технологии и гуманитарное образование: методологические и технологические аспекты преподавания.//Философия и образование: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. – СПб., 2005. С. 87-97. Кузьмина О.В., Фомина Н.Н. Методика и технология применения информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин.- Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в гуманитарном образовании», 24-25 апреля 2008 г..Пятигорский государственный лингвистический университет и др.

1 Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999, С.461.

1 Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983, С. 134.

1 Маслова Н.В.. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология. М.: 2002

1 Бердяев Н.А. « Психология русского народа»/Судьба России, Репринтное воспроизведение издания 1918 г.,-М.: Философское общество СССР,1990,с.38.

2 Лихачев Д.С. О национальном характере русских \\ Вопросы философии 1990,№4,с.26.

2 Моральный кодекс народа – совокупность принципов, норм, правил межличностных, межэтнических отношений, к самому себе и окружающему миру, реализуемых в национальных обычаях, традициях, ритуалах и церемониях через механизмы этнических установок и стереотипов, оформленных в мифах, пословицах и поговорках, памятниках культуры и искусства, политико - правовых актах, в неписанных законах морали. Моральный кодекс существует объективно по содержанию и субъективно по форме. Это свод законов чести народа, его понятий об идеальных носителях морали родного этноса, его « нравственный Бог».

1 Тайная реформа. Интервью президента РАМН академика М.И. Давыдова. //Литературная газета №29. 18 – 24 июля 2007.

2 Бачинин В.В. О консолидирующем универсализме христианской идеи. //Социологические исследования. 2005. №1. С.142

3 Зорин А. Заветная триада: Меморандум С.С. Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность». // Зорин А. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVII - первой трети XIX века. М., 2001. С.337 – 374.

1 Ленин В.И. О компромиссах. // Избранные произведения: в 3т. Т.2. М., 1968. С.159.

1 Hantngton S. Robust nationalism. // The Nationally Interest. Wash., Winter 1999/2000/ Issue 58.

2 Зиновьев А.А. Философия как часть идеологии. // Государственная служба. 2002. №3. С.20.

1 Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству. М., 2004. С.406.

2 Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народу России, Отечеству. М., 2004. С.410.

1 Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.-264

1 Интероперабельность – высокая способность к взаимодействию

1 Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике // Вестник инженеров.1915. № 3. С. 99.

2 Инженерная этика в России и США: История и социально-политический контекст. - М.: Наука, 1997. - С.349

1 См.: Гуманитарная подготовка инженеров и специалистов в Пермском государственном техническом университете: опыт, проблемы, перспективы / Под научн. ред. проф. В.Н.Стегния: 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Луч», 2001, – 320 с.; Система воспитания инженеров и специалистов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы / Под. научн. ред. проф. В.Н. Стегния. Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2003. – 210 с.

2 Социологическое исследование проводилось среди студентов Пермского государственного технического университета в 2008 г. Было опрошено 800 студентов очного отделения II и IV курсов.

1 См.: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2011 гг.». М., 2006

2 Мыслить без штампов // Мир образования - образование в мире. 2007. № 4. С. 5.

1 Российская история: теория изучения и методы преподавания // Отечественная история. 2008. № 6. С.172 - 173.

1 Philosophy. A School of Freedom. Teaching philosophy and learning to philosophize: Status and prospects. Paris: UNESCO, 2007. P.279.

2 Из 192 государств-членов ЮНЕСКО.

1 Полонский В.М. Белка в колесе: почему педагогика стоит на месте // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. 2006. № 3,. С. 173.

1 Полонский В.М. Белка в колесе: почему педагогика стоит на месте // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. 2006. № 3,. С. 174.

1 См.: Тартарашвили ТА. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технического профиля: Опыт вузов США. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

1 Выборка 635 человек – 2002 год, 595 человек – 2006 год. Квота – 20%, исходя из расчета общего количества обучающихся на втором курсе МГТУ им. Н.Э. Баумана. В процентных данных первая цифра соответствует 2002 г., а вторая 2006 г.

2 См.: Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. Чупров В.И. – М.: Наука, 1992; Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М.: Мол. гвардия, 1993; Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. – М.: Институт молодежи – Голос, 1999.

1 Шабанова М.А. Свобода и независимость в меняющемся обществе. Социологический аспект // Социологический журнал. – 1996. - № ¾. – С. 86-87.

368



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  2. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление» для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Программа дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление» для направления 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..