Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа курса'
Данная рабочая программа по курсу «Поликлиника» для студентов VI курса лечебного факультета составлена на основе квалификационной характеристики врач...полностью>>
'Документ'
В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства разработать механизмы, с помощью которых госкомпании смогли бы инвестиро...полностью>>
'Документ'
Образование без воспитания и ложно, и опасно: то, что оно дает, - это всего лишь полуобразование; чванливое, самоуверенное, тщеславное, заносчивое, о...полностью>>
'Доклад'
2. Оценка ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Пермской области. Меры государственного реагирования на нарушения прав и свобо...полностью>>

Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 04 -«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ПРОГРАММА – МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

17. 00. 04 –«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура»

по искусствоведению

Введение

Настоящая программа является первой частью программы (программой-минимумом) кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. В ней представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве и ее методологии, а также вопросы, отражающие современные аспекты методологии искусствоведческих исследований.

Цель экзамена по данной программе состоит в проверке знания аспирантом важнейших этапов исторического развития искусствознания, способности ориентироваться в разнообразии современных научных методологических установок и принципов искусствоведческого исследования.

Аспирант (соискатель) должен представлять общую логику развития искусствознания и особенности современного состояния искусствоведческой науки, должен быть знаком с основными трудами, имеющими этапное значение для истории науки об искусстве, уметь охарактеризовать их содержание, выявить методологические установки авторов и историческую обусловленность этих установок.

Раздел 1. Теория и история искусствознания

1. Искусствоведение как наука

Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: теория искусства, история искусства, художественная критика, музееведение, их функциональные и методологические отличия. Институциональные основы современного искусствознания (образовательные заведения, научно-исследовательские институты, центры, отделы, научно-исследовательская работа в музеях, профессиональные союзы и объединения и т.д.). Организационные формы обмена научной информацией (научные издательства, периодические издания, научные форумы и конференции).

2. Изобразительное искусство и архитектура в системе искусств (проблемы классификации искусств)

Система искусств и ее исторические метаморфозы (от первобытного художественного синкретизма к современной дифференцированной системе искусств).

Проблема видовой и жанровой классификации искусства как одна из важнейших проблем теоретического искусствознания. Онтологический, семиотический и функциональный критерии классификации искусства. Место изобразительного и архитектонического творчества в целостной системе искусств. Виды и разновидности изобразительного творчества. Виды и разновидности архитектонического творчества.

3. Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.
Особенности диссертационного исследования.

Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи. Изучение и каталогизация художественных памятников. Изучение научной литературы. Обобщение материала и выработка научной концепции. Оформление результатов исследования в текст или научное сообщение. Особенности теоретического и исторического исследования. Формы обмена научной информацией (публикации, симпозиумы, конференции).

Искусствоведческое исследование как текст. Виды и жанры научных изданий: монография, научная статья, библиографический (аннотированный) указатель, каталог, диссертация.

Требования к диссертационному исследованию. Задачи и цели кандидатской диссертации. Задачи и цели докторской диссертации. Текст диссертации и автореферата: структура, характер текста и его оформления.

4. Художественная критика, ее функции, формы и задачи

Особенности исторического формирования художественной критики. Место художественной критики в системе современного искусствоведческого знания. Оценочно-субъективная природа критики. Принцип участия критика в живой художественной практике. Проблема "объективности" художественно-критического сознания. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений современного общества (фиксация художественных процессов, просветительство, формулировка "социального заказа"). Жанры критических публикаций: критическое эссе, очерк, обзор, рецензия, портрет, интервью, критико-полемическая статья, критическая биография. Критика как арьергард или авангард искусствоведения.

5. Основные этапы формирования и развития искусствознания

Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания.

Особенности античной мысли об искусстве. Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману. Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов. Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания. Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.

6. Зарождение искусствоведческой мысли в эпоху античности

Место изобразительного искусства в общественной жизни и системе искусств Древней Греции. Особенности понятия искусства. Мусические и технические искусства. Созерцательность античной эстетики (созерцание прекрасного как высшая цель воспитания философа у Платона и Аристотеля). Проблема отношения искусства к действительности. Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве ("Каноне" Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). "Топографическое" направление в литературе об искусстве: "Описание Эллады" Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция "космоса" как стройного целого, подчиненного законам "гармонии и числа" и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга "Законов", диалог "Критий") и Аристотеля (седьмая книга "Политики"). Описание архитектурных памятников у Геродота (пирамиды Египта), Фукидида (архитектура Афин), Плутарха, Страбона (архитектура Александрии), Павсания (образец научного описания - характеристика храма Зевса в Олимпии).

Понимание искусства в Древнем Риме. "Естественная история" Плиния Старшего (I в. н.э.) как главный источник сведений по истории античного искусства (каталог художников, составленный по хронологическому принципу). Описание римской архитектуры в трудах римских историков, энциклопедистов (Варрона, Плиния Старшего). "Десять книг об архитектуре" Витрувия: формулировка учения об ордерах, техническое руководство для строителей.

7. Средневековые представления об изобразительном искусстве и архитектуре

Зачатки искусствоведения в Западной Европе и Византии. Отношение к античному наследию (адаптация идей античности в рамках христианского мировоззрения). Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский). Ведущая эстетическая идея: бог - источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики. Идея "первообраза". Дуализм средневекового мировоззрения. Проблемы искусства и творчества в полемике иконоборцев и иконопочитателей.

Особенности средневековой литературы об искусстве. Практически-технологические, рецептурные руководства: "Руководство живописцев" с горы Афонской Дионисия Фурнаграфиота, "О красках и искусствах римлян" Гераклия, "Схедула" (Schedula - Ученьице) Теофила. Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых.

Поиск "достодолжных пропорций" в эстетике Фомы Аквинского и важнейшем художественно-педагогическом труде зрелого Средневековья - Альбоме Виллара из Оннекура ("книге пропорций").

8. Ренессансная наука о живописи и архитектуре как "свободных искусствах"

Своеобразие ренессансного этапа развития искусства. Новое отношение к античности (изучение памятников античности). Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки. Борьба со схоластическими традициями. Идея первенства живописи над другими искусствами, борьба за введение живописи в круг "свободных искусств".

Особенности литературы об искусстве. "Книга о живописи" Ченнино Ченнини (посл. четверть XIV в.) как образец литературы об искусстве переходного типа: соединение средневековых технических рецептов и программы нового, ориентированного на реальную действительность искусства. Формирование тенденции к исторической и критической интерпретации явлений искусства: "Комментарии" Лоренцо Гиберти (первый эскиз истории искусства и первая попытка создания автобиографии художника). Трактаты по специальным вопросам - градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро делла Франческа). Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Баттиста Альберти (“О статуе”, 1435, “О живописи”, 1435-36, “О зодчестве”; опубл. в 1485), Леонардо да Винчи ("Трактат о живописи", опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера (“Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях.

Интерес к творческой личности художника - почва для развития биографического жанра и ранних ростков художественной критики. Пьетро Аретино как инициатор художественно-критического жанра в итальянской ренессансной литературе. Новые формы литературы об искусстве (форма непринужденной беседы в "Диалоге о живописи" Лодовико Дольче (опубл. в 1557 г). "Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. "Книга о художниках" Кареля ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи.

Ревизия и критика архитектурной теории Витрувия в "Десяти книгах о зодчестве" Л.Б.Альберти. Изучение и осмысление античной ордерной системы в трактатах Себастьяно Серлио, Андреа Палладио и Джакомо да Виньолы.

9. Искусствознание в странах Западной Европы XVII в.

Основные центры развития искусства и мысли об искусстве. Художественно-критическая мысль как средоточие борьбы различных стилевых течений. Отношение к ренессансным традициям, маньеризму. Сложение эстетических систем барокко и классицизма. Жанровые особенности литературы об искусстве: описательные сочинения, обзоры, хроники художественной жизни, художественно-эстетическая проблематика в эпистолярной литературе.

Проблема оценки "древнего" (античного) и "нового" (современного) искусства в итальянской и французской художественно-критической мысли. Постановка проблемы метода изучения искусства, его понимания и оценки в работах Джулио Манчини "Размышления о живописи" и "Путешествие по Риму". Спор о древних и новых в Парижской Академии. Рационализм и академизм художественной теории сеиченто, отрыв теории от художественной практики. Преобладание классицистских идей и слабая представленность теоретического осмысления явлений барочного искусства, тенденций "натуральности".

Элементы барочной эстетики в работах Марко Боскини "Карта живописного мореплавания", "Богатые рудники венецианской живописи". Формулировка принципов барочной скульптуры и архитектуры Джанлоренцо Бернини.

Классицистская теория Никола Пуссена. Джованни Пьетро Беллори и сложение академической доктрины. Теоретическая программа классицизма в "Поэтическом искусстве" Никола Буалло (1674) и "Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых" А.Фелибьена (1666-1688). "Метод" Шарля Лебрена. Разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией. Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже. "Курс архитектуры" Франсуа Блонделя (1675-1683). Переводы Витрувия и собственные сочинения Клода Перро ("Ордер пяти видов колонн согласно методе древних"): выступление против догматического классицизма.

Литература об искусстве в Германии, Фландрии, Голландии и др. европейских странах (Иоахим Зандрарт, Франц Юниус и др.)

10. Художественная критика и искусствознание в странах

Западной Европы эпохи Просвещения

Главные центры развития искусства и мысли об искусстве в Европе XVIII века. Особенности просветительского этапа развития науки об искусстве. Сенсуализм просветительской эстетики, понятие вкуса.

Развитие художественной критики во Франции. Роль Салонов во французской художественной жизни. Обзоры Салонов как ведущие формы критической литературы об изобразительном искусстве. Споры о задачах художественной критики (оценка творчества или просвещение публики). "Салоны" Дени Дидро.

Компромиссно-синтезирующий характер английской просветительской мысли об искусстве. Сочетание идей барокко, классицизма и реализма в трактате Уильяма Хогарта "Анализ красоты" (1753). Увлечение античной классикой и утверждение ценности национальной готики, признание значения фантазии художника и стремление вывести абсолютные законы искусства (линия красоты).

Господство доктрины классицизма в Италии. Собирание и систематизация исторического материала ("Словарь живописцев" Орланди, 1704, "История итальянской живописи" аббата Ланци, 1789 и т.п.)

Особенности немецкого искусствознания. Вклад в теорию изобразительного искусства Готхольда Эфраима Лессинга. Трактат "Лаокоон" (1766) и проблема границ живописи и поэзии. Введение понятия "изобразительные искусства" вместо "изящные искусства" (перенос акцента с красоты на правду и выделение изобразительно-реалистической функции искусства). Значение деятельности Иоганна Иоахима Винкельмана для развития исторической науки об искусстве. Винкельмановская концепция античного искусства и периодизация его развития.

Архитектурный классицизм XVIII века и особенности его теоретического осмысления. Значение знакомства с подлинными памятниками древнегреческого (не римского) искусства. Идеи "благородной простоты", принцип разумности и естественности. Распространение палладианства в Италии и др. европейских странах. "Инвентаризация" памятников архитектуры (увражи). "Британский Витрувий" (изд. с 1715 г. до начала XIX века). Появление термина "готический" как антонима слова "классический".

11. Западноевропейская наука об искусстве и художественная

критика в эпоху Романтизма и Позитивизма (XIX в.).

Социально-политические последствия Великой французской революции и их значение для развития искусства и искусствоведения. Переоценка ценностей, пересмотр теории искусства его целей и задач.

Романтическое движение и его влияние на искусствоведение. Эстетическое “оправдание” искусства самых различных стран и народов, утрата античностью значения единственной нормы и образца. Развитие новых областей искусствоведческого знания (египтология). Накопление художественных памятников в результате археологических раскопок. Создание общественных музеев.

Лидирующее положение немецкой искусствоведческой школы. Философские основы немецкого искусствоведения. Гегелевская система эволюции искусства. Переход от абстрактного философского теоретизирования к познанию конкретного материала искусства (А.В.Шлегель). Концепция “живописности” Ф.Шлегеля. Утверждение принципа историзма и конкретных научных исследований. Сложение истории искусств в качестве самостоятельной области научных знаний. Развитие традиций исследования истории искусства, заложенных Винкельманом (Г.Мейер, И.Д.Фиорилло, братья С. и М. Буассере).

Классицистские установки французского искусствоведения первой трети XIX в. (Картмер де Кенси, П. де Монтабер). Утверждение романтических идей и романтическая стилистика в искусствоведческих исследованиях Стендаля (раскрытие понятия "современный идеал красоты", вольное смешение жанров, импровизационная манера изложения). Романтическая художественная критика (Э.Делакруа, Т.Готье)

Изучение античного и средневекового искусства в Англии.

Изучение античного искусства и первые опыты исследование памятников средних веков и Возрождения в Италии (Э.К.Висконти, Л.Ланци, Л.Чиконьяра).

Философия позитивизм и ее значение для развития научного знания. Отношение к эмпирическим исследованиям. Расцвет исторической науки в середине XIX в. и его влияние на искусствоведение. Количественный и качественный рост искусствоведческих исследований во второй половине XIX в. Превращение искусствознание в профессиональную университетскую науку. Появление специальных научных журналов ("Gazette des Beaux-Arts" c 1859 г., "Zeitschrift fur bildende Kunst" c 1866 г.). Расширение кругозора исследователей (новые страны и эпохи, увеличение количества памятников, доступных для изучения). Создание универсальных руководств по истории искусства (Шнаазе, Куглер, Шпрингер) и все большая специализация искусствоведов. Я.Буркхардт и исследование искусства итальянского Ренессанса (историческая концепция Ренессанса как эпохи открытия мира и человека, новые принципы периодизации, разработка общих стилистических признаков искусства Ренессанса). Значение “Истории живописи XIX в.” Р.Мутера и работ Ю.Мейер-Грефе для исследования искусства XIX в.

Формирование нового понимания искусства (приход на смену теории подражания теории выражения) и новых методов искусствознания. Перенесение филологического метода анализа в художественно-исторические исследования (О.Ян, Я.Овербек, Х.Урлихс, К.Ф.Румор). Пристальный интерес к изучению архивных источников. Расцвет иконографического метода (на материале античной археологии, древнехристианского искусства). Философско-исторический метод (К.Шнаазе). Эмпирический метод систематизации и описания фактов (Ф.Куглер). Иконографически-филологическое направление (А.Шпрингер). Совершенствование атрибуционного метода (Дж.Морелли – первый опыт теоретической формулировки принципов атрибуции). Развитие биографического метода (И.Д.Пассаван, Г.Гримм, К.Юсти).

Формирование в 80-е гг. в Германии и Австрии школы формального искусствознания (Я.Буркхардт, Г.Вельфлин, А.Гильдебрандт).

Наиболее значительные достижения французского и английского искусствознания в художественной критике (Ш.Бодлер, Дж. Рёскин). Стремление выявить научные основы художественной критики под влиянием позитивизма (“Научная критика” Э.Геннекена 1888).

Главные тенденции в теории архитектуры второй половины XIX в.: функциональная (восходит к эстетическим идеям Дж. Рёскина и К.Морриса), конструктивная (работы Э.Виолле ле Дюка, О.Шуази и Г.Земпера) и формальная (идеи академического классицизма, развиваемые Французской школой изящных искусств). Особенности изучения истории архитектуры (оценка основных исторических этапов Дж.Рёскиным и Э.Виолле ле Дюком). Осмысление проблемы метода и стиля современной архитектуры. Полемика по поводу Хрустального дворца Дж.Пэкстона.

12. Зарубежное искусствознание в ХХ в.

Количественный рост литературы по изобразительному искусству на рубеже XIX-ХХ вв. Стремление к систематичности. Серийная публикация памятников искусства в виде альбомов и иллюстрированных монографий. Инвентаризация памятников в Австрии, Германии, Голландии и др. странах. Обобщающие работы по видам искусства, странам, жанрам, иконографическим темам и т.п. Научная тщательность, популярность изложения, иллюстрированность. Усиливающийся процесс специализации: работы по всеобщей истории искусства становятся коллективными (1905-1929 - 19-титомный труд под редакцией А.Мишеля во Франции; 1913-1930 - 34-томный труд под редакцией А.Бринкманна в Германии). Уникальная авторская работа А.Вентури по истории итальянского искусства (1901-1940, 25 томов). Достижения в лексикографии и библиографии.

Метод сравнительного анализа (К.Фолль). Источниковедение (достижения филологического метода в работах В.Каллаба, Ю. Шлоссера). Новое в антиковедении. Споры о сущности итальянского Ренессанса, систематическое изучение немецкого, нидерландского, французского и испанского Возрождения. Развитие византинистики, медиевистики. Эволюция взглядов на маньеризм и барокко. Исследование проблем искусства XIX и ХХ века.

Трансформация иконографического метода в иконологический. Исследование произведений в их многосторонних связях с религией, поэзией, литературой, мифологией, наукой, с социальными и политическими факторами.

Развитие исторического архитектуроведения. Наука о градостроительстве. Теория “новой архитектуры” в ХХ в. Теоретические концепции "стиля модерн" (Ван де Вельде, О.Вагнер), "новой вещественности" (Г.Мутезиус), футуристические проекты города будущего (поэтизация новой техники в проекте А.Сант'Элиа). Теория функционализма В.Гропиуса. Анализ роли стандартизации в современной архитектуре и индустриализации строительства у Ле Корбюзье. Теория “органической архитектуры” Ф.-Л.Райта. Проблема языка архитектуры как средства общения между людьми в теоретических исследованиях (“архитектура информации” Р.Вентури).

13. Зарождение искусствоведения в России и его развитие в
XVIII – XIX вв.

Истоки отечественной мысли об искусстве. Сведения о художниках и художественных памятниках в русских средневековых летописных и эпистолярных источниках. Постановка вопросов об искусстве в общественно-политической жизни XVI в. (Стоглавый собор 1551 г. и др. соборы) как свидетельство пробуждения критического мышления и борьбы различных идейных направлений.

Коренной перелом в русском искусстве XVII в.: формирование зачатков светского мировоззрения и первое знакомство с европейскими формами художественной культуры. Становление художественно-теоретической мысли. Борьба консервативных и новых тенденций в изобразительном искусстве и ее отражение в литературе. Глава "Об иконном писании" в "Житии" Аввакума: защита традиционного аскетического канона в искусстве. Записка Симеона Полоцкого царю об иконописании: формулировка новых художественных принципов. Деятельность Оружейной палаты как своего рода "Академии", объединившей разнообразные художественные силы во второй половине XVII в. "Сочинение об искусстве" Иосифа Владимирова (1665-1666) и "Слово к люботщательному иконного писания" Симона Ушакова (1666-1667) - первые русские сочинения по теории искусства. Идия "световидной" и "живоподобной" живописи. Взгляды на положение художника и задачи творчества.

Активное формирование новых светских форм культуры в XVIII в. Записки Я.фон Штелина - первая попытка создания истории русского искусства. Эстетическое и теоретическое осмысление новых задач искусства и роль в этом императорской Академии художеств (осн. в 1758 г.). Издание во второй половине XVIII в. переводных трактатов по эстетике. Усвоение доктрин классицизма и современных эстетических принципов европейского (прежде всего французского) искусства. Появление первых русских учебных пособий и трактатов: "Рассуждение о свободных художествах" П.Чекалевского (1792), "Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах" Ивана Урванова (1793).

Разработка в первой трети XIX в. классицистических доктрин в опоре на западноевропейских теоретиков (И.И.Виен, А.А.Писарев). Появление первого периодического издания по вопросам искусства (“Журнал изящных искусств”, 1807). Новое романтическое понимание искусства в критических статьях К.Н.Батюшкова, Н.И.Гнедича, В.Кюхельбекера, В.Ф.Одоевского, Д.В.Веневитинова, Н.В.Гоголя. Перевод работ немецких романтиков и оригинальное теоретическое обобщение законов творчества (“Опыт науки изящного” А.М.Галича, 1825). Апология академического романтизма в статьях П.П.Каменского, Н.В.Кукольника, С.П.Шевырева. Первые попытки обобщения процесса развития русского зодчества в архитектурной науке. Вклад историков (Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева) в создание истории отечественной архитектуры. Авторские публикации Тома де Томона, Л.Руска, О.Монферрана, А.Н.Воронихина.

Историко-художественная концепция А.И.Герцена. Научно-теоретическая и критическая деятельность В.Г.Белинского. Значение эстетической концепции Н.Г.Чернышевского (“Эстетические отношения искусства к действительности”. 1855).

Развитие художественной критики (журнальные публикации в “Отечественных записках”, “Современнике”, “Памятнике искусств”). Утверждение эстетических позиций реализма (В.В.Стасов, Н.А. Добролюбов).

Ф.И.Буслаев как родоначальник иконографической школы в русском искусствознании. Исследования древнерусского искусства. Рождение русской византинистики – Н.П.Кондаков. Школа Кондакова: Е.К.Редин, Д.В.Айналов, Ф.И.Шмит, М.В.Ростовцев. Международный резонанс русской византологии.

Марксистское искусствознание: В.Плеханов.

Развитие русского архитектуроведения во второй половине XIX в. Издание специального "архитектурного и художественно-технического" журнала "Зодчий" (1872), посвященного вопросам теории и истории архитектуры.

14. Отечественное искусствознание в ХХ в.: основные этапы и
направления.

Изменение статуса истории искусства (до 10-х гг. фактически вспомогательная дисциплина при классической филологии и археологии). Создание Петербургского института истории искусств (1912, открыт В.П.Зубовым) - первый шаг становления искусствознания как самостоятельной науки в России.

И.Э.Грабарь – руководитель издания первой научной “История русского искусства” (1909-1916). Усвоение методов европейского формального искусствоведения. Переводы трудов Вельфлина, Гильдебрандта. "История живописи всех времен и народов А.Бенуа (1912-1917) - первый искусствоведческий труд в России, написанный с ориентацией на художественную форму как высший критерий научной оценки.

Методологические искания в советском искусствознании 20-х гг. Стремление к преодолению формального искусствознания, к культурно-историческому истолкованию художественной формы (понятие "внутренней формы") в работах А.Габричевского, Б.Виппера, А.Бакушинского, Д.Недовича. Интерес к социологической проблематике. Ортодоксальное следование плехановским принципам марксистского искусствознания (В.Фриче). Формально-социологический метод И.Иоффе (выявление социокультурного бытия через анализ художественного памятника). Партийная художественная критика (А.Луначарский, Вяч. Полонский).

Деятельность научно-исследовательских центров: Государственная Академия художественных наук (ГАХН), Научно-исследовательский институт археологии и искусствознания, Государственный институт истории искусств, Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (МИХМ), Всесоюзная академия архитектуры.

Утверждение марксистско-ленинской методологии в искусствознании 30-х гг. Борьба с формализмом и разработка эстетической программы "социалистического реализма" - главные задачи советской искусствоведческой науки. Изоляция от европейского искусствознания.

Новый интерес к зарубежному научному опыту, начиная с 60-х гг. Активизация методологических научных поисков: точные методы (искусствометрия), семиотика, иконология, культурологическое искусствознание.

Основные направления искусствоведческих исследований: “традиционное” (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета), социологическое (исследование проблем организации художественной жизни), формально-аналитическое (проблемы поэтики, формообразования), структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства), культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).

Современные центры научно-исследовательской работы.

Раздел 2. Методология искусствознания (историко-персональный аспект)

1. Теория архитектуры в античности (Витрувий).

"Десять книг об архитектуре" Витрувия - единственный сохранившийся античный трактат по архитектуре. Обобщение опыта греческого и римского зодчества. Структура и содержание трактата. Круг градостроительных, инженерно-технических и художественных вопросов, рассмотренных в трактате. Представление об идеальном архитекторе. Основная эстетическая формула Витрувия: "Прочность, польза и красота". Формулировка учения об ордерах. Техническое руководство для строителей. Антропоморфизм архитектурных пропорций.

2. Теоретики архитектуры Ренессанса (Альберти, Виньола,
Палладио).

Ревизия и критика архитектурной теории Витрувия в "Десяти книгах о зодчестве" (1485) Леона Баттиста Альберти. Строение и содержание "нового Витрувия". Утверждение значения архитектуры как науки и искусства. Новая эстетическая триада: необходимость, польза, удовольствие. Разграничение понятий красоты и украшения.

Витрувианская "Академия доблести" и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562). Отвлеченно-формальный принцип изложения ордерной системы: модульный принцип целых чисел, упрощение числовых отношений и пропорций. Канонизация архитектурных форм античности. Положительная и отрицательная роль труда Виньолы в истории европейской архитектуры.

"Четыре книги об архитектуре" (1570) Андреа Палладио как завершитель исканий итальянского Возрождения в архитектуре. Творческий синтез витрувианских наставлений и современных строительных программ. Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма. Палладио и палладианство.

3. Ренессансная теория живописи (Леонардо да Винчи, А.Дюрер)

Трактовка живописи как "свободного искусства (науки)" в "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи. Полемика со средневековыми взглядами на искусство: первенство живописи, живопись как наука, основанная на изучении натуры. Теоретическое обоснование воздушной перспективы.

Замысел "Книги о живописи" Альбрехта Дюрера и осуществленные фрагменты этого замысла (“Руководство к измерению циркулем и линейкой”, 1525, “Наставление к укреплению городов, замков и крепостей”, 1527, “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Поиски идеальных пропорций и интерес к многообразию реальных природных форм.

4. Дж.Вазари и его роль в становлении исторического
искусствознания

"Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. Теоретические основы трех искусств “рисунка”: живописи, скульптуры и архитектуры. Создание концепция исторического развития мирового искусства (на основе идеи органического развития: юность, зрелость, старческое увядание) и выделение основных этапов - античности, Средневековья, Ренессанса). Введение термина "возрождение" (rinascita). Особенности исследовательской работы Вазари: новеллистические вольности и поиск методов научного исследования. Разработка критериев оценки художественного произведения (подражание природе и подражание манерам выдающихся мастеров, значение интуиции, вкуса). Понятие “манера” и стилистический анализ Вазари. Отражение в теоретических взглядах Вазари художественных принципов Возрождения и идей маньеризма. Понятия красоты (пропорции, основанные на измерении) и грации (определяется вкусом, интуицией) как основные эстетические принципы творчества. Воздействие труда Вазари на последующую искусствоведческую литературу.

5. И.И.Винкельман как родоначальник историко-генетического изучения искусства

Значение деятельности Винкельмана для развития исторической науки об искусстве. "История искусства древности" (1764): структура и содержание. Концепция античного искусства и ее влияние на становление классицизма в Германии и других странах. Новый подход к изучению истории искусства. Исследование искусства как целостного органически развивающегося явления. Формулировка понятия стиля как определенного этапа в развитии художественного мировосприятия. Историческая периодизация древнегреческого искусства. Особенности аналитического метода Винкельмана.

6. Д. Дидро и становление профессиональной художественной
критики.

"Салоны" Дени Дидро (1759-1781). Содержательные и стилистические особенности сочинения Дидро. Воплощение философских и эстетических идей Просвещения.

Выявление социальных корней искусства. Постановка перед художником задачи передачи общественного облика человека. Формулировка методов нового буржуазного реализма (на основе стилевых систем сентиментализма и классицизма). Утверждение просветительских задач искусства. Эстетические взгляды и предпочтения Дидро.

Стилистические особенности критических работ Дидро (независимость сюжетного и технического анализа изобразительных произведений, характер описания, объяснения, интерпретации). Педагогические функции критики Дидро ("воспитывать художников и профанов"). Влияние Дидро на критическую литературу XIX в.

7. Теория и история архитектуры в XIX в. (Э.Виолле ле Дюк, Г.Земпер).

Воздействие позитивизма на архитектурную науку второй половины XIX в.

“Беседы об архитектуре” Э.Виолле ле Дюка (1858-1868) – компендиум историко-теоретического и практического архитектуроведения XIX в. Концепция истории развития архитектуры. Выявление трех источников европейской архитектуры: греческая, римская и средневековая архитектура. Критика архитектуры классицизма и современного состояния архитектурного дела (выявление причин упадка). Проблема метода архитектуры XIX в. Понимание стиля как сочетание функциональности и композиционного единства. Принцип правдивости в архитектуре. Констатация разрыва между архитектором и инженером.

“Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика” Г.Земпера (1879). Материалистическая направленность исследования, интерес к фактуре и свойствам материала, техническим возможностям, назначению художественного произведения. Поиски нового стиля в современной архитектуре и связанных с нею искусствах.

 

8. Формальная школа в европейском искусствознании

(Я. Буркхардт, Г.Вельфлин, А. фон Хильдебранд)

Формирование основ формально-стилистического метода в работах Я.Буркхардта (“Чичероне” 1855, “История Возрождения в Италии” 1867, “Очерки по истории искусств в Италии” 1898). Разработка общих стилистических признаков ренессансного искусства. Изучение истории искусства не по художникам и школам, а по задачам и видам искусства.

Абсолютизация художественной формы. Формально-аналитические исследования.

Задача создания истории искусства без имен, поставленная Г.Вельфлиным. Выделение пяти пар основных понятий истории искусства: линейное-живописное, щрительное-осязательное, тектоническое – атектоническое.

Выход Вельфлина за пределы чистого формализма: выявление связи оптических законов с психологией эпохи.

Противопоставление искусства и действительности в работе А.Хильдебранда “Проблема формы в изобразительном искусстве” (1893). Сравнение “формы бытия” (реального облика вещей) с “формой воздействия” (включение их в особую систему художественного целого). Учение о пространственной форме. Сфера чисто зрительных форм как суть изобразительного искусства. Популярность трактата и его воздействие на художников и искусствоведов.

9. Методология культурно-исторического исследования (М.Дворжак)

Культурно-историческая ориентация искусствоведческих исследований во второй половине XIX в. благодаря приходу в искусствоведение ученых из других областей знания (прежде всего историков).

Значение венской школы искусствознания (реакция на позитивизм и эмпиризм). Интерес к духовному началу в искусстве. Исследование духовных потребностей времени.

История искусства как часть всеобщей история духа в концепции М.Дворжака (связь с эстетикой современного Дворжаку экспрессионизма). Интерес к мировоззрению, запечатленному в художественных формах. Выявление духовно-мировоззренческих предпосылок в раннехристианском, средневековом, ренессансном искусстве и маньеризме (интерес к эпохам идеалистического мировоззрения). Генетическое объяснение развития искусства.

10. Методология иконографического исследования
(Н.П.Кондаков и др.)

Изучение Н.П.Кондаковым византийского и древнерусского искусства. Сложение принципов иконографического анализа. Установление иконографических типов, эволюционирующих в истории искусства, но восходящих к определенной конкретной реальности. Примат содержательности изобразительных форм. "Теория влияний". Использование сравнительно-исторических приемов (на материале византийского и раннеитальянского искусства).

Школа Кондакова: Е.К.Редин, Д.В.Айналов, Ф.И.Шмит, М.И.Ростовцев. Международный резонанс русской византологии.

11. Иконологический метод (Э.Панофский)

Зарождение иконологии в недрах иконорафического метода как его продолжение и обогащение (нач. ХХ в.).

Концепция "внутреннего смысла" у Э.Панофского. Целостная характеристика визуальтного образа. Три этапа анализа произведения: предыконографический (сфера "чувственных знаков" и "смысл феноменов", иконографический (идентификация сюжета) и иконологический (интерпретация, обнаружение "внутреннего смысла"). Средства интерпретации и контролирующие принципы интерпретации. Установление связи между произведением искусства и историческим процессом (с религией, поэзией, литературой, мифологией, наукой, с социальными и политическими факторами в общественной жизни). Систематизация произведений по их значению, а не по технике или качеству исполнения.

12. Психологические ракурсы изучения искусства (Л.С.Выготский, Р.Арнхейм)

Гештальтпсихология как методологическая основа работ Р.Арнхейма. Применение принципов гештальтпсихологии к анализу художественного творчества и художественного восприятия. Выявление активного творческого характера визуального восприятия. Содержание акта визуального восприятия: активное изучение объекта, его визуальная оценка, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их организация в целостный визуальный образ. Идея "визуального мышления".

Ориентация на естественнонаучные методы в изучении искусства у Л.С.Выготского. Восприятия искусства как объект научного анализа. Психологический анализ "эстетических знаков". Психология искусства через исследование формы и материала искусства.

13. Семиотический подход в искусствознании (Ю.Лотман, С.Даниэль)

Семиотика как наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе. Трактовка искусства как знаковой системы, художественного произведения как "языкового" выражения. Исследование "грамматики" художественного языка. Выявление логики "изобразительного текста". Морфологический анализ структуры художественного образа (структурный метод) и выявление значений отдельных структурных элементов (семиотическая интерпретация).

Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М.Лотмана, С.М.Даниэля, Б.А.Успенского.

14. Методологические подходы в современном отечественном
искусствознании

Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М.Алпатова ("Художественные проблемы искусства Древней Греции", "Художественные проблемы итальянского Возрождения"). Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В.Лазарева. Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д.Сарабьянова ("Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования").

Системный подход и его особенности. Влияние культурологии на искусствоведение и процесс "культурологизации" искусствоведческого знания.

Проблемы современной теории искусства. Принцип историзма в рассмотрении теории искусства у Б.Р.Виппера ("Введение в историческое изучение искусства").

 

 

 

Рекомендуемая основная литература

Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблема терминологии // Вопросы искусствознания. Вып. 1-2. - М., 1995. - С. 42-83.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1-2. - М., 1948-49.

Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. Истоки реализма в искусстве Западной Европы. - М.-Л.:, 1939.

Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства (Методические указания). - М., 1943.

Алпатов М.В. Содоклад об искусствоведении и художественной критике (на первом съезде советских художников) - М., 1957.

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М., 1987.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1987.

Альберти Л. -Б. Десять книг о зодчестве. –Т. I, 2. – М., 1935-1936.

Античные мыслители об искусстве. Сост. Б.Ф.Асмус. – М., 1937.

Аристотель Поэтика. - Л., 1927.

Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. - М., 1989.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М., 1994.

Баженов В.И. Слово на заложение Кремлевского дворца // Снегирев В. Архитектор В.И. Баженов. – М., 1937.

Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М., 1994.

Баткин Л. Искусствоведение и культурология // Пристрастия: Избр. эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е. - М., 2002.

Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. Вып. 2. - М., 1996. - С. 521-559.

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. –Т. 1-4. – СПб., 1912-1917.

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. – М., 1999.

Бернштейн Б.М. “Кризис искусствознания” и институциональный подход. // Советское искусствознание. Вып. 27. - М., 1991. - С. 269-297

Бернштейн Б.М. История искусств и художественная критика // Советское искусствознание’73. - М., 1974.

Большая иллюстрированная энциклопедия древностей / Под ред. Д.Гейдова и др. – Прага, 1980.

Бурков Б.И. Критика как литература. - М., 1976.

Вагнер Г.К. Методологические предпосылки изучения стиля древнерусского искусства // Советское искусствознание’77. Вып. 2. - М., 1978. - С. 266-290.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Под общ. ред. А.Г.Габричевского. – Т. 1-5. – М., 2001.

Ванслов В.В. Эстетика Гегеля и судьбы искусства // Советское искусствознание’75. - М., 1976. -С. 237-254.

Вельфлин Г. Истолкование искусства. - М., 1922.

Вельфлин Г. Классическое искусство. – СПб., 1912.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб., 1994.

Вельфлин Г. Ренессанс и Барокко. – СПб., 1913.

Верещагина А.Г. Русская художественная критика 20-х годов XIX века. Очерки. – М., 1997.

Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца XVIII – начала XIX веков. Очерки. – М., 1992.

Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины и второй половины XVIII века. Очерки. – М., 1991.

Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. – М., 1979.

Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М., 1986.

Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Пер. с нем. и подгот. изд. И.Е.Бабанова. - СПб., 2000.

Виньола Д. Правила пяти ордеров архитектуры. – М., 1939.

Виолле-ле-Дюк. 17 лекций об архитектуре. – Т. 1, 2. – М., 1937-1938.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп.– М., 1985.

Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М., 1936.

Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.– Т. 1-4. – СПб., 2000-2001.

Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб., 1993.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. В 3-х томах. - СПб., 1995-1997.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. - М., 1988.

Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избр. труды. - М., 1972.

Врангель Н.Н. Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура. –Т. 1, 2. – СПб., 1904.

Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост. И.А. Лаврухина. – СПб, 2000

Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб., 2000.

Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002.

Гартман К. Стили. Ч. 1, 2. – М., 2000.

Герман М. Постмодернистская критика. Отечественный вариант // Вопросы искусствознания 1994., № 1. - С. 101-110.

Герцен А. И. Об искусстве. – М., 1954

Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. - Л.-М., 1936.

Гиберти Л. Комментарии. – М., 1937.

Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. Вып. 25. - М., 1989. - С. 275-305.

Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. – М., 2001.

Грабарь И.Э. О русской архитектуре. – М., 1969.

Гращенков В.Н. Георг Вейзе об итальянском Возрождении // Советское искусствознание’79. Вып. 2. - М., 1980.

Гращенков В.Н. Э.Гомбрих - источник и теоретик искусства, исследователь, скептик // Советское искусствознание. № 25. - М., 1989. - 268-274..

Гропиус В. Границы архитектуры. – М., 1971.

Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам: Словарь-справочник. 2-е изд. – М., 1999.

Данилова И.Е. О Мих. Влад. Алпатове // Советское искусствознание. № 24. - М., 1989. - С. 261-277.

Даниэль С. Беспредметное искусствознание / Вопросы искусствознания. — 1994. —№ 1. — С. 111-112.

Даниэль С.М. Искусство видеть. - Л., 1990.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века.- Л., 1986.

Даниэль С.М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Советское искусствознание. Вып. 20. - М., 1986. - С. 255-269.

Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб., 2001.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.– Т 1,2. –М., 1978

Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. – М., 1934.

Делакруа Э. Дневник / Ред. М.В.Алпатов. – Т. 1, 2. – М., 1961.

Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. – М., 1961.

Дидро Д. Дневники. Письма. Трактаты. – Т. 1, 2. – Л.-М., 1957.

Дмитриева М. Винкельман и метаморфозы классического идеала. Искусство Германии конца - первой трети в. // Советское искусствознание’81. Вып. 1. - М., 1982. - С. 242-255.

Дондурей Д.Б. Искусство и публика: о новых социальных функциях современной критики // Советское искусствознание’80. Вып. 2. - М., 1981. - С. 169-201.

Дягилев С.П. Д.Г.Левицкий. – СПб., 1902.

Евсина Н.А. Архитектурная теория в России 2-й половины XVIII - начала XIX веков. - М., 1985.

Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII век. - М., 1975.

Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве.

Заварихин С.П. Русская архитектурная критика. - Л., 1989.

Задачи и методы изучения искусства. - Л.,1924.

Зедльмайер Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. - СПб., 2000.

Зедльмайр Х. История искусства как история духа // Вопросы искусствознания. Вып. 2. - М., 1998. - С. 6-18.

Зедльмайр Х. Проблемы интерпретации // Вопросы искусствознания. Вып. 1. - М., 1998. - С. 490-524.

Зубова Т.Д. Вас. Серг. Воронов (11887-1940) // Советское искусствознание’80. Вып. 1. - М., 1981. - С. 265-280

Иванов В.В., Топоров В.Н. Структурно-типологический подход к семантической интерпретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Труды по знаковым системам. Вып. 8. - Тарту, 1977.

Иоффе И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства. - Л., 1927.

Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

Искусство Западной Европы: Германия, Нидерланды: Энциклопедический словарь. – М., 2000.

Искусство Западной Европы: Италия, Испания: Энциклопедический словарь. – М., 1999.

Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. – СПб., 2000.

Искусство России: Энциклопедический словарь. – М., 2000.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия: В 5 т. - М., 1962-1981.

Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. – М., 1988.

История европейского искусствознания: вторая половина XIX - начало ХХ в./ Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1-2. – М., 1969.

История европейского искусствознания: вторая половина XIX в / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1966.

История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1963.

История европейского искусствознания: первая половина XIX в / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1965.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти т. / Под ред М.Ф. Овсянникова. – М., 1962–1967.

История эстетической мысли. Т.1–5. – М., 1985–1990.

Каган М.С. Искусство в системе культуры // Советское искусствознание’78. Вып. 2. - М., 1979. - С. 239-273.

Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1972.

Каган М.С. Художественная критика и научное изучение искусства // Советское искусствознание’76. Вып. 1. - М., 1977. - С. 239-273.

Кантор А.М. О стиле и стилистическом анализе // Советское искусствознание’77. Вып. 1. - М., 1978. - С. 248-255.

Кауфман Р.С. А.Бенуа - художественный критик // Советское искусствознание’81. Вып. 1. - М., 1982. - С. 224-241.

Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. - М., 1985.

Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX в до 1941 г. - М., 1978.

Кес Д. Стили мебели. 2-е изд. – Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1981.

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1987.

Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М., 1986.

Ковалев А.А. Самосознание критики. Из истории советского искусствознания 1920-х гг. // Советское искусствознание. Вып. 26. - М., 1990. - С. 344-380.

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. – Т. 1-2. – М., 1998.

Крамской И. Н. Об искусстве. – М., 1960

Крамской И.Н. Письма, статьи. – Т. 1, 2. – М., 1965-66.

Красовский А.К. Гражданская архитектура. – СПб., 1851.

Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И.Буслаев, Н.П.Кондаков: методы, идеи, теории). - М., 1985.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. (Сб. ст.) - М., 1971.

Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Ст. и мат. - М., 1978.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М., 1986.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. - М., 1980.

Лазарев В.Н. О методологии современного искусствознания // Советское искусствознание’77/2. - М., 1978. - С. 311-316.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х т. - М., 1956-1978.

Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Ст. и исслед. - М., 1970.

Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. - М., 1974.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М., 1972.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Т 1, 2. – М. – СПб, 2000

Леонардо да Винчи. Книга о живописи. – М., 1934.

Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. - М., 1957.

Либман М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. - М., 1964

Либман М.Я. Социальные факторы в искусстве и их роль в методологии исследования. // Советское искусствознание’78. Вып. 2. - М., 1979. - С. 226-238.

Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000.

Лукомский Г.К. Старый Петербург. – Пг., 1916.

Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве / Сост. И.А.Сац. - Т. 1, 2. - М., 1967.

Майков Л.Н. Симеон Полоцкий о русском иконописании. – СПб., 1889.

Малевич К.С. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. Т. 3: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Письма к М.О.Гершензону (1918-1924). - М., 2002.

Малиновский К.В. Работа Я.Штелина над первой историей искусства в России // Советское искусствознание’81. Вып. 1. - М., 1982. - С. 242-255.

Мандер К.ван Книга о художниках. - М., 1940.

Манин В.С. Жанры искусства в свете их сущности // Советское искусствознание. № 20. - М., 1986. - С. 196-227.

Маркузов В.Ф. А.Г.Габричевский (1891-1968) // Советское искусствознание’76. Вып. 1. - М., 1976.

Мартынов В.М. Искусствознание и искусствометрия. // Советское искусствознание’74. - М., 1975. - С. 262-283.

Мастера архитектуры об архитектуре. / Общ. ред. А.В.Иконникова. – М., 1972.

Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов./ Ред. А.А.Грубер и др. Т. 1-7. – М., 1965-1970.

Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995.

Мировая живопись. Энциклопедия. — М., 2000.

Мифологический словарь. – М., 1991.

Мифы народов мира: В 2-х тт. – М., 1994.

Михайлов Б. Социологическая проблематика в искусствознании 20-х гг. // Вопросы искусствознания. Вып. 1. - М., 1998. - С. 259-265.

Михайлов Б.Б. О некоторых методологических поисках советского искусствоведения // Советское искусствознание’75. - М., 1976. - С. 282-298.

Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. - М., 1967

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1986.

Муриан Й. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи // Вопросы искусствознания. Вып. 2. - М., 1996. - С. 560-568.

Мутер Р. История живописи в XIX веке. – Т. 1-3. – СПб., 1899-1901.

Опочинская А.И. Из истории советской науки об архитектуре (Всесоюзная академия архитектуры) // Советское искусствознание. Вып. 20. - М., 1986. - С. 270-300.

Павсаний. Описание Эллады. – М., 1938.

Палладио А. Четыре книги об архитектуре. – Т. 1-2. – М., 1936-1938.

Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер. с нем. Ю.Н.Попова. - Изд. 2-е, испр. - СПб., 2002.

Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 1999.

Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада. - М., 1998.

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи по истории искусства. - СПб., 1999.

Полевой В.М. О типологии изобразительного искусства // Советское искусствознание’79. Вып. 2. - М., 1980. - С. 267-279.

Попов Ч. Эстетические проблемы иконологии // Советское искусствознание. Вып. 25. - М., 1989. - С. 249-267.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. В 2-х кн. - М., 1986.

Поспелов Г.Г. И.Э.Грабарь и некоторые моменты современного искусствоведения // Советское искусствознание’82. Вып. 2. - М., 1983. - С. 234-251..

Проблемы искусствознания и художественной критики. Межвуз. сб. / Под. ред. Н.Н. Калитиной. - Л., 1982.

Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса: их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения. // Советское искусствознание’77. Вып. 2. – М., 1978. - С. 233-265.

Пуссен Н. Письма. –М.-Л., 1939.

Рихтер Ф.Ф. Памятники древнерусского зодчества. – М., 1850-56.

Рубцов Н.Н. Критический анализ "философии истории искусства" или "теории иконологической интерпретации" Э.Панофского. Автореф. дис…канд. филос. - М.: МГУ, 1979.

Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. – Т. 1. – М., 1961.

Савостьянов Е.И. Проблема искусства социалистического реализма в советской художественной критике 30-х гг. // Советское искусствознание’78. Вып. 1. - М., 1979. - С. 307-338.

Сапего И.Г. Некоторые аспекты анализа произведения изобразительного искусства. // Советское искусствознание’77. Вып. 1. - М., 1978. - С. 256-271.

Сарабьянов Д. Некоторые методологические вопросы искусствознания в ситуации исторического рубежа // Вопросы искусствознания. Вып. 1-2. - М., 1995. - С. 5-14.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. - М., 1980.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х гг. Очерки. - М., 1971.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись начала ХХ в. (Новые направления). - Л., 1973.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. - М., 1998.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. - М., 1989.

Семиотика и искусствометрия. Сб. статей. – М., 1972.

Семиотика и искусствометрия. Сб. статей. – М., 1972.

Славина Т.А. Исследователи русского зодчества. - Л., 1983.

Словарь античности. – М., 1989.

Словарь искусств / Пер. с англ. - М., 1996.

Собко Н.П. Словарь русских художников. – СПб, 1893-99.

Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. – СПб., 1846-53.

Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах. – М., 1952

Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. – М., 1975.

Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1889.

Тасалов В. Человеческое и универсальное в теоретическом искусствознании // Вопросы искусствознания. 1998. № 2. - С. 98-126.

Толстой В.П. Об основных понятиях монументального искусства // Советское искусствознание’80. Вып. 2. - М., 1981. - С. 202-221.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М.., 1991.

Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-XIX веков. - М., 1987.

Тэн И. Философия искусства. – М., 1933.

Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. – СПб., 1793.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М., 1995.

Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антология. – М., 1993.

Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб., 1993.

Фриче В. Проблемы искусствоведения. - М.-Л., 1931.

Фриче В.М. Социология искусства. - М.-Л., 1926.

Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия – Голландия. – М., 1966

Хогарт У. Анализ красоты. – Л., 1987.

Чекаленский П.П. Рассуждения о свободных художествах. – СПб., 1782.

Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. – М., 1933.

Чернышевский Н. Г. Об искусстве. – М., 1950

Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1987.

Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 6., – М., 1957.

Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К.В.Малиновский. – М., 1990.

Щукина Т.С. Самооценка и оценка в современной художественной критике // Советское искусствознание’81. Вып. 1. - М., 1982. - С. 10-31.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. – СПб., 1994.

Ягодовская А.Т. Некоторые методологические аспекты литературно-художественной критики 70-х гг. // Советское искусствознание’79. - М., 1980. - С. 280-311.

Яковлева Н.А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа. Уч. пособ. – Л., 1986.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  2. Методические рекомендации для аспирантов прием 2011 г. Москва 2011

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2011 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой и докторантурой; сост.
  3. Программы развития муниципального 32 образования «северодвинск» 32

    Документ
    Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства
  4. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база г. Магнитогорска

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  5. План мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства

    Закон
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ПРИВЕДЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2006-2008 ГОДЫ 147

Другие похожие документы..