Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обдаровані діти потребують спеціально розроблених для них навчальних програм. Саме тому вчитель має готуватись до роботи з обдарованими дітьми – змін...полностью>>
'Документ'
Füllest (наполняешь, заполняешь) wieder (снова) Busch (кусты, кустарник: der Busch) und Tal (долину: das Tal)Still (тихо) mit Nebelglanz (туманным бл...полностью>>
'Документ'
Далеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно «разлож...полностью>>
'Документ'
1 РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Российск...полностью>>

Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф. 09 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов профессионального образования

________________ В.И. Кружалин

“___” ________________ 2001 г.

Примерная программа дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 ГОС ВПО второго поколения по специальности: 020300 – «Социология»

Рекомендовано

Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию

Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор

В.И. Добреньков

Москва

2001

Примерная программа дисциплины «Социология организаций» федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300 - «Социология»

Авторы:

БУТЫРИН Григорий Николаевич, канд. ф. н., профессор, МГУ им.М.В.Ломоносова;

БАРКОВ Сергей Александрович, канд. соц. н., доцент, МГУ им.М.В.Ломоносова;

СЛАБОВ Сергей Сергеевич, канд. соц. н., доцент, МГУ им.М.В.Ломоносова.

Рецензенты:

КРАВЧЕНКО Альберт Иванович, д. соц. н., профессор, МГУ им. М.В.Ломоносова;

ЩЕРБИНА Вячеслав Вячеславович, д. соц. н., профессор, Высшая школа экономики.

I. Организационно-методический раздел.

Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить ее важнейшие конкурентные преимущества, создать неповторимый имидж, ускорить ее развитие. Существование человека в организации имеет культурные, экономические, маркетинговые, социальные и психологические составляющие. Каждый из них по-своему важен, и только представляя организацию как сочетание данных разнообразных элементов, можно выявить ее специфику, раскрыть закономерности ее функционирования, особенности ее места в обществе.

1.Целью курса “Социология организаций” является формирование у студентов умения структурировать различные компоненты социального функционирования организаций, систематизировать виды организационных взаимодействий, компетентно управлять своим поведением в компании и оказывать позитивное воздействие на поведение других людей.

2.Задачами курса “Социология организаций” являются:

  1. Определить место организаций в развитии различных социальных процессов современного общества.

  2. Раскрыть специфику организаций как объектов социологического исследования.

  3. Определить основные этапы и базовые концептуальные подходы в рамках исторического развития отечественной и зарубежной социологии организаций.

  4. Выявить основные элементы внутренней среды организации, направления их взаимодействия друг с другом.

  5. Охарактеризовать способы и особенности взаимодействия организаций с различными уровнями их внешнего социально-экономического окружения.

3.Место курса в профессиональной подготовки выпускника. Курс “Социология организаций”, являясь частью общепрофессиональной подготовки специалиста в области социологии, связан многочисленными концептуальными и логическими связями с другими курсами, прежде всего раскрывающими особенности социально-экономических процессов современного общества – “Социология труда и экономическая социология”, “Основы менеджмента”, “Социология коммуникаций” и др. Особенностями преподавания данного курса являются умение наглядно представить современные организационные проблемы, способность сочетать синхронный и диахронный анализ организационных изменений, комплексно исследовать организационно-управленческие составляющие функционирования организаций.

4.Требования к уровню освоения содержания курса.

Для успешного освоения курса “Социология организаций” студент должен предварительно изучить проблематику истории социологии, экономическую теорию, социальную психологию. Изучение курса предполагает активную работу студента в силу достаточно широкого содержания и многочисленных коннотаций раскрываемых проблем с тематикой иных курсов общепрофессиональной подготовки по современному стандарту образования. Для успешного завершения курса необходимо изучения материала лекций, активное участие в практических занятиях, выполнение как минимум одного реферата и сдача экзамена.

II. Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Социология организаций как научная дисциплина: концептуальные интерпретации и историческое развитие

Тема 1. Определение организации как объекта социологического исследования. Предмет и задачи социологии организаций

Понятие организации. Традиционные определения организации. Организация как целевая группа. Организация как экосистема. Категория организации в институциональной экономической теории. Организация и рынок как формы экономической социальности. Характеристики рынка: равенство всех элементов, определяющая роль монетарных оценок, жесткое конкурентное начало. Характеристики организации: наличие иерархии, внемонетарные оценки поведения людей и результатов деятельности, принципиальный акцент на кооперацию. Отличия организационного поведения от поведения в рыночной среде.

"Открытая" и "закрытая" парадигмы в социологии организаций. Формирование моделей открытой и закрытой системы в общей теории систем. процесс адаптации к внешнему окружению. Проблема сохранения стабильности "входа" и "выхода". Зависимость внутриорганизационных процессов от состояния внешней среды. Организация в трактовке классических концепций менеджмента и школы "человеческих отношений" как примеры моделей закрытой системы. Признаки моделей открытых систем. Принципы анализа организаций как открытых систем. Проблема границ организации и организационного поведения.

Тема 2. Системный и экологический подходы в социологии организаций. Организация как система. Взаимозависимость элементов организации. Понятие социотехнической системы. Подсистемы в организации. Применение методов системного анализа к организация различного типа. Организация как общность. Единство формальных и неформальных связей в организации. Организация как экосистема. Понятие "организационной ниши". Энверонменталистские концепции организации.

Тема 3. Основные этапы развития социологии организаций.

Общая логика развития социологии организаций. Взаимовлияние эволюции организационных систем и концепций, их описывающих. Социология организаций как "синтетическая" наука.

Организационная проблематика в рамках теории менеджмента. Организация как объект управления в трудах теоретиков менеджмента: Ф.У.Тейлора, А.Файоля, Г.Форда, Э.Мэйо, Р.Лайкерта, Л.Гьюлика, Л.Урвика, П.Дракера, Э.Девиса, А.Чендлера и др.

Организация как объект внимания социологов. Понятие "организации" и категориальный аппарат социологии. Организационная проблематика в работах классиков социологии Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Р,Мертона, П.Блау, Дж.Хоманса, А.Щюца и др.

Обобщение результатов развития общей и социальной психологии в рамках социологии организаций. "Поведенческие" науки. Становление бихейвиористских моделей организационного поведения. Концепции групповой динамики.

Вклад общей теории систем и кибернетики в развитие социологии организаций. Развитие экономических и правовых теорий функционирования организаций. Интерпретация экономических императивов в рамках социологии организаций.

Этапы развития отечественной социологии организаций. Вклад отчественных специалистов в разработку понятий и методов социологии организаций. Работы Д.М.Гвишиани, В.Г.Подмаркова, Н.И.Лапина, О.И.Шкаратана, А.И.Пригожина, А.И.Кравченко, В.В.Щербины и др.

Тема 4. Эволюция организационных систем.

Организации в доидустриальном обществе. Община как доминирующая форма организации. Традиции как нормообразующие принципы построения организаций. Армия и церковь как примеры крупных организационных систем доидустриального общества. Специфика воздействия государства на процесс функционирования производственных организаций в рамках античного, феодального и азиатского строя.

Изменения принципов построения организаций в эпоху первоначального накопления капитала и раннего капитализма. Значение разделения труда. Влияние протестантской этики на процессы создания и функционирования ранних рыночных организаций.

Становление рыночного общества в VIII-XIX веках. Трансформация традиционных структур организации производства. Исторические формы организации производства: ремесленная мастерская, малое предприятие, крупная корпорация, глобальная корпорация. Рациональные основы построения организационных систем. Приоритетное развитие крупных компаний в конце ХIХ - начале ХХ веков.

Тема 5. Современные тенденции развития организаций.

Тенденция к минимизации количества работников предприятия или подразделения. Малое предприятие как идеал экономической организации. Причины угасания интереса к крупным корпорациям классического типа. Роль общинных связей в современном малом бизнесе. Изменения общественного мнения 80-х, 90-х годов по отношению к малым формам бизнеса. Зарождение и развитие тенденции к децентрализации производства.

Тенденция к совладению предприятиями. Значение кампаний по приватизации начала 80-х годов в Великобритании и США. Поражение профсоюзов в их кампании против совладения. Совладение как объективная основа сотрудничества менеджеров и работников. Новые организационные формы распределения акций среди работников компании (ESOP и др.). Принцип обязательного владения акциями: достоинства и недостатки. Становление гибких организационных структур. "Холмообразные" и сетевые структуры. Формализация неформальных связей в современных организациях. Проблема взаимозаменяемости работников и их приобщенности к целям организации. Возможные пути решения. Гибкое строение фирмы как ответ на постоянно изменяющееся внешнее окружение.

Развитие систем телекоммуникаций и их использование в бизнесе. Информация как экономическая основа современного общества. Телекоммуникации и новые возможности малых организаций. Экономические и технические причины разделения (географического и организационного) производства и генерации идей в современной экономике.

РАЗДЕЛ II . Внутренняя среда организаций

Тема 6. Организационные структуры

Принцип доминирования функций над структурой организации как основа структурных преобразований. Задача определения функций организаций. Применение структурно-функцивнального подхода к анализу деятельности организаций.

Выделение экономической и социальной подструктур предприятия как исходный пункт анализа организационной структуры. Использование большинства людей в качестве бизнесменов, а не чиновников как требование к экономической подструктуре. Специфика социальной подструктуры различных предприятий.

Виды организационных структур. Американская и российская типологии организационных структур. Преимущества и недостатки линейных, функциональных, линейно-функциональных. дивизиональных и матричных структур. Организационная структура и этап жизненного цикла организации.

Количество структурных уровней. Проблема его сокращения или увеличения. Применение принципа иерархии к построению и преобразованию организационной структуры.

Понятие гибкой и жесткой структуры. Обеспечение четкого выполнения принятых решений и возможности решения нетрадиционных задач в рамках одной организационной структуры.

Создание межфункциональных, межподраэделенческих коллективов. Задачи, решаемые такими коллективами - координация работы различных подразделений, комплексное решение новых задач, обмен опытом управления. Значение комитетов в современных компаниях. Недостатки межфункциональных коллективов.

Возможность подготовки и проверки будущих руководящих кадров в рамках организационной структуры. Проблема продвижения кадров и построения карьеры в организации. Необходимость участия будущих руководителей в работе межподразделенческих коллективов (комитетов).

Сочетание единоначалия и коллегиальности принятия в организации. Необходимость их разумного согласования. Конкретные люди как основа построения организационной структуры. Применение социометрических и других социологических методов при исследовании неформальной структуры коллектива.

Тема 7. Формы организации бизнеса.

Формы организации бизнеса в зависимости от масштабов деловых операций. Факторы, ограничивающие размер и сферу деятельности предприятия. Исторические и законодательные традиции в регулировании форм организации бизнеса Современные тенденции в организации бизнеса.

Индивидуальное, частное предпринимательство (ПБОЮЛ). Масштабы частные предприятий. Рыночные ниши индивидуального предпринимательства. Экономическая свобода и экономическая ответственность предпринимателя как владельца фирмы. Регистрация и налогообложение частного бизнеса в различных странах.

Товарищество. Полное товарищество. Причины возникновения товариществ. Проблема взаимоотношений партнеров. Условия успешной работы товариществ.. Товарищества и партнерства в англосаксонской системе права: общее и различия. Специфика управленческих отношений в товариществах. Преимущественные сферы применения товариществ. Товарищество на вере или коммандитное товарищество. Понятие главного партнера. Экономическая функция коммандитистов. Основные проблемы товариществ. Распределение прибыли. Возможности выхода из товариществ.

Общество с ограниченной ответственностью. Особенности исторического развития правовой и экономической категории "ограниченной ответственности". ООО в европейско-континентальной традиции регулирования предпринимательства. Механизмы управления ООО.

Акционерное общество. ОАО и ЗАО. Акционерный капитал. Особенности экономической и управленческой роли акционера. Акционерное управление. Совет директоров. Наблюдательный совет в Германии в рамках трехступенчатой модели управления. Проблема взаимоотношений менеджеров и акционеров. Возможности финансирования АО. Структурные изменения корпораций. Слияние и разделение корпораций. Конгламеративный бизнес.

Кооператив как форма организации бизнеса. Историческое развитие кооперативов. Социалистические принципы построения форм организации бизнеса. Возможности использования кооператива как формы организации бизнеса в современных условиях.

Тема 8. Технология как основа построения организаций. Организация как социотехническая система.

Понятие операционной системы организации. проектная операционная система. Мелкосерийное производство. Крупносерийное, массовое производство. непрерывное производство. Мгновенные, посреднические и интенсивные технологии (Дж.Томпсон). Технология как структурообразующий фактор. Зависимость пространственного построения организаций от типа технологии.

Понятие эффективности операционной системы организации. Проблемы определения эффективности. Бухгалтерская и социально-экономическая интерпретации эффективности. Попытки учета будущих возможностей организации при определении эффективности.

Возможности передачи технологии. Собственность на технологию. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право. патент, промышленный образец, "know-how". Товарные марки и товарные знаки. Требования, предъявляемые к товарному знаку. Регистрация товарных знаков. Условия лицензионных соглашений. Франчайзинг. Специфика развития организации на основе контрактных отношений.

Социальные проблемы, связанные с функциони 5 и вспомогательных функций при осуществлении производственных процессов в современных организациях.

Тема 9.Организационная культура.

Понятие организационной культуры. Прагматический и феноменологический подходы к определению организационной культуры. Уровни организационной культуры: видимые регуляторы, измеряемые ценности, базовые предположения. Нормы и ценности организационной культуры. Историческая обусловленность организационной культуры. Специфические черты организационной культуры современного российского бизнеса. Организационная культура и макрокультурная среда, влияние национальных и региональных факторов. Специфика процесса социализации как приобщения к организационной культуре.

Типологии организационной культуры. Типологии организационных культур в контексте сопоставления национальных бизнес-культур (У.Оучи,Г.Хофштеде, Г.Лэйн и Дж.Дистефано). Классификация организационных культур С.Ханди. Проблема управленческих оснований для классификации организационных культур.

Организационная культура малого и среднего бизнеса. Общинность как черта организационной культуры. Быстрые реакции на изменение окружения. Проблемы самостоятельности и риска. Отражение феномена рыночного риска в организационных культурах.

Организационная культура крупных корпораций. Необходимая формализация межличностных отношений. Внешние атрибуты организационной культуры: гимн, лозунги, форма, стандарты общения.

Развитие организационной культуры. Роль основателя организации в процессе становления ее культуры. Этапы развития организации и изменения в организационной культуре. Организационное развитие как целенаправленный процесс изменения норм и ценностей компании.

Управление организационной культурой, ее различными уровнями. возможность управления культурой. Культурообразующий контекст латентных функций управленческих решений. Необходимость диагностики организационной культуры. Информирование, воспитание, радикальное реформирование как методы изменения культуры компании..

Тема 10. Персонал организации.

Значение управления персоналом для успешного функционирования организаций в современных условиях. Теоретические подходы к управлению трудовыми ресурсами фирмы. Изменение функций служб управления персоналом в российских организациях.

Планирование персонала: сущность и методы. Зависимость планов по персоналу от производственных планов. Специфика стратегического и текущего планирования в рамках управления персоналом.

Работа организации на рынке трудовых ресурсов. Определение тенденций социально-экономического развития, оказывающих влияние на состояние рынка труда. Рекрутирование кандидатов на вакантные должности. Специфика рекламы и паблик релейшенз как методов набора персонала. Контакты организации с посредниками (биржами труда, агентствами по рекрутированию и трудоустройству) на рынке трудовых ресурсов.

Отбор кадров. Методы отбора кадров. Оценка трудовой деятельности. Методы оценки трудовой деятельности. Оценка труда и определение вознаграждения. Консультационные функции оценки трудовой деятельности.

Развитие персонала. Обучающие технологии. Метод ротации. Модели вертикального и горизонтального роста. Управление карьерой работников. Взаимный учет потребностей производства и желаний человека в процессе планирования карьеры. Особенности карьеры работников в децентрализованных компаниях.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Тема 11. Клиентная среда организации.

Понятие клиента. Клиенты и посредники. Посредники как клиенты. Особенности рыночного поведения покупателя. Рациональные и нерациональные мотивы поведения. Влияние социально-культурного окружения на поведение клиента.

Референтные группы. Лидеры мнений. Учет специфики клиентной среды при разработке стратегии компании. Принятие клиентом решения о покупке.

Маркетинговая стратификация общества. Высший, средний и низший классы. Особенности поведения классов. Сегментирование рынка. Принципы выделения сегментов. политика фирмы по отношению к различным сегментам рынка.

Компания и торгующие организации. Виды торговли и торговых организаций. Эволюция методов продаж в XIX-XX веках. Традиционная торговля. Социально-экономическая роль мелкой торговли. Значение крупных торговых организаций в современных условиях. Роль продавца. Маршандайзинг. Учет социальных императивов в торговой политики фирмы. Значение развития систем телекоммуникаций для торговли.

Тема 12. Организации в современной конкурентной среде.

Понятие конкурента. Множественность интерпретаций понятия "конкурент". Проблема определения конкурентов для организации. Понятие товаров-заменителей.

Методы и принципы исследования конкурентов. Анализ прямой и косвенной информации. Выявления скрытых намерений. Политика "лживой откровенности".

Конкурентные стратегии. Симметричные и асимметричные реакции. Учет политики конкурентов в процессе стратегического планирования. Сценарные планы развития организации. Зависимость состояния конкурентной борьбы от типа рынка. Чистая, монополистическая, олигополистическая конкуренция. Зависимость конкуренции от стадии экономического цикла. Этап жизненного цикла как фактор определяющий параметры конкурентной борьбы. Конкуренция в товарной политики. Ценовая конкуренция. Конкуренция в торговой политике. Конкуренция в рекламе и паблик релейшинз.

Отраслевая специфика конкуренции. Понятие "квази-конкурентных" отраслей. Конкуренция и рыночная инфраструктура. Поддержание конкуренции как задача государства. Экономические ограничения принципов классической конкурентной борьбы в современных условиях.

Тема 13. Взаимодействие организации с макросоциальной средой. Миссия организации

Современный мир как мир организаций. Морально-ценностные аспекты экономического поведения организаций и бизнес-культуры. Принцип "pacta sunt servanda". Этические аспекты предпринимательства в период первоначального накопления капитала. Отношение к предпринимателям в развитых рыночных обществах. Социальная ответственность предпринимателя. Сущность и значение благотворительной деятельности. Экономическая эффективность и моральная ответственность предпринимательства. Социально ответственный и экологический менеджмент.

Эгоистические мотивы и общественные функции предпринимателя. Этические проблемы "невидимой руки рынка". Роль государственных, общественных и образовательных институтов в формировании предпринимательской этики.

Корпоративная этика. Процессы взаимодействия бизнес-культур. Понимание национальных и культурных особенностей как залог успешной деятельности глобальных компаний.

Организация и связи с общественностью. Аспекты создания положительного имиджа организации. Финансирование культурных и образовательных программ. Спонсорская деятельность.

Тема 14. Функционирование организаций на международном рынке

Понятие международного бизнеса. Причины выхода компаний на зарубежные рынки. Организационные формы выхода на внешние рынки.. Экспорт. Инвестиции. Контрактные взаимоотношения.

Понятие многонациональной, транснациональной, глобальной компании. Принципы размещения производства. Планирование международных операций.

Распределение властных полномочий в многонациональных компаниях. Проблема выбора места для принятия решений. Роли центральной штаб-квартиры и филиалов в процессе разработки функциональных стратегий в области маркетинга, НИОКР, финансирования, инвестиций, трудовых ресурсов.

Организационные структуры многонациональных компаний. Развитие гибких и этархических структур. Полномочия филиалов и представительств. Проблемы разделения собственности, прибыли, ответственности между филиалами и центром.

Контроль в международном бизнесе. Проблемы оценки филиала и его руководителя. Критерии оценки. Методы и формы контроля. Проблемы отчетности. Необходимость контроля качества при реализации лицензионных и франчайзинговых соглашений.

Карьера менеджера в многонациональной компании. Проблемы перемещения управленцев. Подготовка и обеспечение эффективных перемещений. Вопросы заработной платы и компенсаций при переводе работника из страны в страну. Этапы и направления карьеры в международном бизнесе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..