Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающ...полностью>>
'Доклад'
Отрасль морского транспорта является романтической и в то же время достаточно скрытой от широкой общественности в силу многих причин. Какой же образ и...полностью>>
'Конкурс'
В целях поддержки и создания творческих коллективов художественной самодеятельности в трудовых коллективах, выявления талантливых волгодонцев, занима...полностью>>
'Доклад'
Комитетом НП АПР по работе с аудиторскими организациями малого бизнеса в июне-июле 2010 г. был проведен опрос аудиторских организаций и индивидуальны...полностью>>

Третейская оговорка

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Третейская оговорка.

Может быть мало кто об этом знает, и еще меньше этим пользуются, но существует Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О третейских судах в Российской Федерации". А когда возникает спор с контрагентом, начинают жалеть силы и деньги на судебную тяжбу, и навлекают тем на себя потери. Попробуем изучить эту тему для практического применения.

Образовываем третейский суд.

Основные вопросы, которые нужно решить перед тем, как образовать третейский суд, или допустим передать свой спор на решение третейского суда, как правильно заключаются в следующем:

- Сэкономит ли это судебные расходы сторон?

- Быстрее ли будет рассмотрено дело по иску?

Но прежде, чем на них ответить необходимо четко понимать, что из себя представляет третейский суд. Рассмотрим порядок образования третейского суда.

Первое и самое главное отличие третейских судов заключается в том, что данные судебные органы создаются участниками рыночных отношений, а не государственными органами. Третейский суд может быть создан к примеру при любом ООО, ЗАО, ОАО и практически любом юридическом лице.

Что это дает? Об этом чуть позднее. Существует два вида третейских судов: постоянно действующие и созданные для разрешения конкретного спора. Разница уже видна в названии. Первые виды судов рассматривают споры постоянно. Имеют устойчивый судейский состав, помещения для осуществления правосудия и т.д... Чтобы создать такой постоянной действующий суд, организация должна:

1) принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда (т.е. оформить такое решение);

2) утвердить положение о постоянно действующем третейском суде (а значит, предварительно его разработать, причем никаких специальных требований к его содержанию законодательство не предъявляет, но оно должно содержать нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;).

3) утвердить список третейских судей (для обращающихся в суд сторон спора этот список может иметь рекомендательный характер);

4) направить копии перечисленных выше документов в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен данный постоянно действующий третейский суд (т.е. организация, при которой он действует) (ст. 3 Закона 102-ФЗ).

В качестве примера такого постоянно действующего суда можно привести Третейский суд для разрешения экономических споров при Торгово-промышленных палатах субъектов РФ, Третейский суд РАО «ГАЗПРОМ» да и о многих других вы наверно уже слышали.

Создать третейский суд, «созданный для разрешения конкретного спора», гораздо проще. Порядок его образования определяется по соглашению сторон. Все вопросы, связанные с правилами рассмотрения данного конкретного спора соответственно стороны должны определить между собой. Такой порядок может быть прописан непосредственно либо в договоре, спор по которому будет рассматриваться судом либо в отдельном документе. Если же стороны соглашения до возникновения спора не достигали, то в этом случае, к третейскому суду, порядку рассмотрения спора будут применяться общие правила, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О третейских судах в Российской Федерации".

В самом простом, и зачастую оптимальном, варианте стороны могут по обоюдному согласию назначить себе всего одного третейского судью, который, по их мнению, обладает необходимой квалификацией. Однако такой единственный судья (а в общем случае их должно быть три) обязательно должен иметь юридическое образование. Третейским судьей может быть лишь физическое лицо (не организация), однако стороны могут предусмотреть, что это физическое лицо рекомендуется им специализированной организацией из числа ее работников (юридическая, аудиторская фирма, адвокатская контора и т.д.). При этом право на гонорар имеет именно физическое лицо, а никак не рекомендовавшая его фирма. Фирма может взять вознаграждение только за свои «посреднические» услуги по подбору кандидата.

Иные требования (помимо образования) к третейскому судье носят достаточно общий характер:

- он должен быть в состоянии обеспечить беспристрастное разрешение спора,

- не иметь никакой заинтересованности в исходе дела,

- должен быть независимым от сторон.

И, конечно, нельзя назначить человека третейским судьей принудительно – он должен дать свое согласие (может быть, ему некогда).

Так что сформировать «себе» третейский суд для разрешения конкретного спора для спорящих сторон никаких трудностей не представляет.

Если вы не увидели «большую разницу» между третейскими судами и арбитражными судами, то поясним:

Третейский суд рассматривает споры по своим правилам и в соответствии с указанными в них сроками. Реально ли рассмотреть дело в течение допустим 14 дней? Реально. В то же время до вступления в силу решения арбитражного суда на практике может пройти и 3-4 месяца!

Расходы(пошлины).

«..1. "Третейский сбор" - сбор, уплачиваемый при подаче искового заявления авансом по каждому поданному в Третейский суд иску для покрытия расходов по организации и проведению третейского разбирательства, в том числе общих хозяйственных расходов, связанных с деятельностью Третейского суда, выплаты гонораров третейским судьям, докладчикам, председателю Третейского суда (или заместителю председателя).

2. "Дополнительные расходы сторон" - особые издержки, которые возникают в связи с разбирательством конкретного дела: расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходы по проживанию и т.п., если избранный стороной третейский судья имеет постоянное местопребывание вне места проведения заседаний в г. Москве; суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесенные свидетелями; расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение Третейского суда; иные расходы, определяемые Третейским судом…»

Выдержка из Положения о третейских сборах и расходах Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Расходы в третейском суде понятие абстрактное. Они могут быть выше-ниже размера государственной пошлины, уплачиваемой в арбитражных судах. Но в любом случае стороны достигая соглашение о рассмотрении спора(ов) в том или ином третейском суде решат самостоятельно об их приемлемости.

Третейское соглашение.

На самом деле, если речь идет о третейском соглашении, то под ним понимается соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда. Третейской оговоркой называют «по-простому» данное соглашение сторон, включенное в текст договора, обычно в разделе «Порядок разрешения споров». Сама по себе третейская оговорка самодостаточна. Если в договоре, не исполнение обязательств по которому послужило причиной для возникновения спора, сказано что споры рассматриваются третейским судом, то этого вполне достаточно для того, чтобы стороны передали свой иск в Третейский суд.

Письменная форма третейского соглашения обязательна. Иначе оно будет незаключенным. Каким образом может быть реализована эта письменная форма? Почти так же, как и письменная форма договора. Т.е.:

- как уже упоминалось, оно может быть включено в текст основного договора, споры по которому и подлежат разрешению в третейском суде,

- оно может быть заключено посредством «обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения»,

- в договоре (заключенном в письменной форме) может быть сделана ссылка на отдельный документ, в котором изложено третейское соглашение, причем сделана так, что этот отдельный документ будет считаться неотъемлемой частью договора (ст. 7 Закона 102-ФЗ).

Причем третейское соглашение можно заключить не только в отношении любых споров, вытекающих из конкретного договора, но и выбрать, какие конкретно вопросы передаются на разбирательство третейского суда, а какие подлежат урегулированию в обычном порядке (арбитражном суде). Кроме того, третейское соглашение применяется не только в отношении взаимоотношений, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Закон 102-ФЗ не делает ограничений по характеру правоотношений, кроме как того, что они должны быть гражданскими (п. 2 ст. 1).

Третейское соглашение может быть заключено не только на стадии подписания сторонами договора, в отношении которого стороны хотят установить третейскую оговорку. Оно может быть заключено и позднее, когда договор уже исполняется, и даже когда идет судебное разбирательство (но до принятия решения по спору судом) (п. 4 ст. 5).

Увы, если стороны заключили третейское соглашение – обратного хода нет (разве что по взаимному согласию сторон в общем порядке изменения условий договора) – спор не может быть рассмотрен компетентным судом (арбитражным, общей юрисдикции), а только третейским. Далее, если решение третейского суда не удовлетворит какую-либо из сторон, оно может быть оспорено путем подачи заявления о его отмене «в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда». Но и то это можно сделать, если третейским соглашением не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Кстати, данное условие об оспаривании решения третейского суда, на наш взгляд бессмысленно. Проще тогда собственно изначально исключить третейскую оговорку и рассматривать претензии в общем порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Ведь сроки рассмотрения в этом случае затягиваются..

Если мы не согласны с решением третейского суда.

Хорошо, предположим, все таки сторона не согласная с решением, вынесенным третейским судом, подает заявление в компетентный суд с соблюдением срока, уплатив соответствующую пошлину (2000 руб. – пп. 10 п. 1 ст. 333.21 НК РФ – при подаче заявления в арбитражный суд). Может ли этот суд взять и пересмотреть решение третейского суда и принять решение в пользу недовольной стороны? Нет. Оно может быть в силу п.2 ст.230 АПК РФ только лишь отменено и не более того. В свою очередь Решение третейского суда может быть отменено только в отдельных случаях. Условно эти случаи можно разбить на несколько групп:

- «процедурные огрехи» (третейское соглашение нельзя считать заключенным; решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия; сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена о времени и месте заседания третейского суда и проч.). При этом заявитель должен представить суду тому доказательства;

- невозможность рассмотрения спора в третейском суде (когда спор в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства);

- компетентным судом установлено, что «решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права». Вот она, защита от некомпетентности или недобросовестности и подкупности третейских судей!

И здесь мы упираемся в полномочия третейского суда, в обязательность исполнения принятого им решения. Фактически, заключая третейское соглашение, стороны принимают на себя обязанность добровольно впоследствии исполнить решение третейского суда. В решение третейского суда могут быть указаны порядок и сроки, в течение которых оно подлежит исполнению (например, предусмотрена рассрочка), в противном случае «по умолчанию» оно подлежит немедленному исполнению. Никаких специальных сроков или условий для вступления решения третейского суда в силу (в отличие от вступления в силу решения «обычного» суда) закон не предусматривает. Предполагается, что стороны после вынесения решения третейским судом выполняет его самостоятельно без каких- либо дополнительных условий. Однако в большинстве случаев стороне в пользу которой состоялось решение все таки требуется наличие такого важного документа, как исполнительный лист. Данный документ необходим для принудительного исполнения решения третейского суда в рамках действующего законодательства.

Принудительное исполнение.

Итак, у нас сложилась ситуация, когда проигравшая сторона не желает исполнять решение добровольно. Возможность принудительного исполнения решения третейского суда бесспорна. Такое принудительное исполнение происходит по общим правилам исполнительного производства. Единственное отличие в том, что сам третейский суд не наделен полномочиями выдавать исполнительные листы. Поэтому с решением третейского суда следует обратиться в соответствующий компетентный суд (арбитражный или общей юрисдикции по месту нахождения должника) за выдачей исполнительного листа (что можно сделать в течение целых трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения). И компетентный суд не будет разбираться с правильностью выводов суда третейского – выдаст исполнительный лист и все. Для этого сторона, в пользу которой вынесено решение, подает соответствующие заявление с приложением пакета документов. В нем, помимо самого решения (его копии) должно быть также само третейское соглашение (копия) и документ об уплате госпошлины (размер ее для арбитражного суда составляет 2000 руб.). Также АПК РФ и ГПК РФ предусмотрены дополнительные документы: доказательства направления копии заявления о выдаче исполнительного листа другой стороне спора и доверенность или иной документ на право подписи этого заявления (ст. 237 АПК РФ). В течение трех месяцев (до 04.05.2010 этот срок составлял один месяц) с момента поступления заявления со всеми документами в арбитражный суд оно должно быть рассмотрено, и вынесено определение. Приняв заявление, суд извещает стороны о времени и месте судебного заседания.

Что может сделать проигравшая сторона на этом этапе? Для нее еще не все потеряно. Получив копию заявления о выдаче исполнительного листа, она осознает, насколько все серьезно, активизируется и собирает доказательства для представления на грядущем заседании арбитражного суда. Статьей 239 АПК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче исполнительного листа, и они во многом схожи с основаниями для отмены решения третейского суда. Причем, по ходатайству, исходящему от обеих сторон, суд может истребовать материалы дела третейского разбирательства.

Кажется, «чуя свою погибель», проигравшая сторона может предпринимать различные действия для затягивания получения другой стороной исполнительного листа, а тем временем усиленного скрывать свои активы. Чтобы этого не происходило, существует возможность принятия обеспечительных мер.

Обеспечительные меры.

Обеспечительные меры могут быть двух видов (не столько по содержанию, сколько по «принудительности»). Первый вид – это меры, налагаемые самим третейским судом. «Если стороны не договорились об ином», по просьбе любой из сторон третейский суд может вынести определение о принятии таких обеспечительных мер, которые он сочтет необходимыми. Соответственно такое определение принудительно исполнено быть не может – сторона, от которой требуется предоставление обеспечения, может его предоставить лишь добровольно. Поэтому на практике такой вариант вряд ли устроит заинтересованную сторону. Второй вид – это те меры, которые применяются компетентным судом. Данный вариант требует обращения стороны с заявлением в компетентный суд (п. 3-5 ст. 35 Закона 102-ФЗ). Заявление подается по месту осуществления третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. Требования к его содержанию следует искать в нормах соответствующего Процессуального Кодекса. К заявлению прилагаются «доказательства предъявления иска в третейский суд», определение третейского суда о принятии обеспечительных мер (если таковое было принято), а также документ об уплате госпошлины, размер которой на настоящий момент составляет 200 руб. Компетентный суд рассматривает заявление по правилам процессуального законодательства и выносит свое определение. Если определение положительное, заявителю более не о чем беспокоиться: копия определения будет направлена лицам, на которых судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер. Однако для «тонущей» стороны еще не все до конца потеряно: определение компетентного суда можно обжаловать. Но подача жалобы все равно не приостанавливает исполнение определения.

Итак, процесс идет дальше. Обеспечительные меры были приняты, прошло заседание компетентного суда по рассмотрению вопроса о выдаче исполнительного листа, и исполнительный лист выдан. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа во многом схожи с основаниями для отмены решения третейского суда (п. 2 ст. 46 Закона 102-ФЗ), поэтому, если попытка оспорить решение уже была и провалилась – надеяться больше не на что, тем более при наличии обеспечения.

А дотопят проигравшую сторону расходы на ведение спора. Чтобы не отклоняться от повествования, мы не упоминали о них ранее. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, описан в ст. 15 Закона 102-ФЗ, и данный перечень является открытым. Как будут распределяться эти расходы между сторонами, может быть установлено соглашением сторон. Если такого соглашения нет, суд распределяет их «пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям», т.е. бремя расходов возлагается на проигравшую сторону.

Состав расходов весьма многообразен. Чуть ранее приведенная выдержка из Положения о третейских сборах и расходах Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации дает лишь общее представление о составе расходов, которые возникают либо могут возникнуть при рассмотрении спора в третейском суде.

Здесь есть и расходы, которые осуществляются судом, и расходы свидетелей, и расходы, которые несут стороны. И чтобы получить возмещение своих расходов, в частности, оплату услуг представителя, сторона, выигравшая дело, еще до вынесения решения (или определения) должна заявить требование об их возмещении. И третейский суд может удовлетворить это требование, если сочтет его обоснованным. Это именно право, а не обязанность суда, что призвано пресечь злоупотребления путем завышения заявляемых сумм.

Фиксируется распределение расходов между сторонами в соответствующем определении или решении третейского суда.

Медиация- пробная альтернатива Третейским судам?

Еще один вариант досудебного урегулирования гражданско-правового спора, появившийся совсем недавно, это процедура медиации. Мало кто может похвастаться, что слышал об этом, и немудрено: закон, давший ей жизнь, начнет действовать только с 1 января 2011 года. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" вводит ее как «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Данный способ во многом сродни рассмотрению дела в третейском суде. Здесь также есть медиативная оговорка (аналог третейской оговорке), медиативное соглашение в письменной форме (аналог третейского соглашения), предусмотрена возможность обратиться в организацию, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (аналог постоянно действующих третейских судов).

Отличия процедуры медиации заключаются в сравнительной простоте на фоне третейского разбирательства:

- закон «О третейских судах» достаточно подробно описывает требования, в том числе профессиональные, к третейским судьям, а деятельность медиатора можно осуществлять и на непрофессиональной основе (если спор еще не был передан на рассмотрение суда, третейского суда). Так, медиатором может быть физическое лицо, достигшее 18 лет, обладающее полной дееспособностью и без судимости («сын юриста» вполне подойдет) (ст. 15, 16);

- порядок проведения самой процедуры устанавливается в соглашении о проведении процедуры медиации (ст. 11).

Но есть и принципиальные отличия. Среди них можно выделить:

во-первых, процедура медиации может применяться к трудовым спорам (кроме коллективных), спорам из семейных правоотношений, а также любых гражданских правоотношений (в т.ч. связанных с предпринимательской деятельностью) (ст. 1 Закона 193-ФЗ);

во-вторых, к данному способу можно прибегнуть как до обращения в суд или третейский суд, так и уже в ходе судебного разбирательства (подобно мировому соглашению) (ст. 4);

в-третьих, итог процедуры медиации сводится к помощи в заключении сторонами медиативного соглашения, которое исполняется сторонами добровольно. Если процедура медиации была проведена на стадии судебного разбирательства, достигнутое медиативное соглашение может быть утверждено судом (третейским тоже) в качестве мирового соглашения. Если медиативное соглашение заключено без обращения в суд, то оно имеет характер гражданско-правовой сделки (ст. 12);

в-четвертых, деятельность медиатора предпринимательской не является. Процедура медиации может осуществляться как на платной основе, так и бесплатно (ст. 10). Правда, при ее проведении через организацию, такие услуги являются возмездными;

в-пятых, предусмотрено создание саморегулируемых организаций медиаторов.

Теперь, когда вступит в силу Закон о медиации, спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (п. 5 ст. 5 Закона 102-ФЗ).

Таким образом, мы видим, как совершенствуется наше законодательство, как депутаты стараются обеспечить «наиблагоприятнейшие условия» для ведения предпринимательской деятельности и экономию государственных средств на судебный аппарат. А после этой статьи, надеемся, наши читатели будут «иметь в виду» различные варианты улаживания споров со своими контрагентами.

Выводы из настоящей статьи:

Третейский суд, а в будущем возможно и «медиация», являются весьма известным способом разрешения споров. Уверены, что такое словосочетание, как «третейский суд» слышали практически все. Но вот суть данных судов, а также их отличие для многих остаются по прежнему либо неизвестными, либо «загадочными». Думаем, что из общего содержания настоящей статьи Вам удалось сделать соответствующие выводы. Для нас преимущество третейских судов заключается в том, что:

- Мы совместно можем выбрать конкретного судью, который по нашему мнению рассмотрит наш спор действительно бесстрастно.

- Наш спор будет рассмотрен в короткие сроки

- Наш спор не публичен. Его суть останется не известным широкой категории.

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Третейское разбирательство

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для спецкурса «Третейское разбирательство» и содержит в себе комплекс материалов для получения теоретических основ по данному предмету, вопросы для самоконтроля, примерный перечень
  2. Положение о третейском суде при Некоммерческом партнерстве «Организация частной системы здравоохранения Омской области»

    Статья
    Третейский суд при Некоммерческом партнерстве» «Организация частной системы здравоохранения Омской области» (далее – Третейский суд) является самостоятельным, постоянно действующим судебным органом, созданным в целях предоставления
  3. Регламент третейского суда для разрешения экономических споров при вятской торгово-промышленной палате

    Регламент
    1. Третейский суд при Вятской торгово-промышленной палате (далее - Третейский суд) является самостоятельным, постоянно действующим Третейским судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и
  4. В сбор и обобщение юридической практики

    Документ
    Компетенция и статус третейских судов при рассмотрении гражданских споров. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
  5. Ярков Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Яковлев В.Ф. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Другие похожие документы..