Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ведення книги обліку доходів платників єдиного податку першої і другої груп та платників єдиного податку третьої групи, які не є платниками податку н...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» (для студентов заочной формы обучения юридического факультета БашГУ). – Ст...полностью>>
'Лекция'
«Маркетинговый план» 4 часов Семинар Слушатель/тьютор 8 Работа в Интернете по теме проекта 1 час Практическое занятие слушатель 9 Создание собственног...полностью>>
'Методические рекомендации'
Предназначены для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов, обучающих студентов высших учебных заведений по управленческим сп...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

_________________________

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

_________________________

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

НОРМИРОВАНИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШТАТНОЙ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

Для слушателей ФПК и студентов, специальностей 1-26 02 02 - менеджмент и 1-25 01 07 – экономика и управление на предприятии

Горки 2007

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

_______________________

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ »

Кафедра управления

НОРМИРОВАНИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

Для слушателей ФПК и студентов, специальностей 1-26 02 02 - менеджмент и 1-25 01 07 – экономика и управление на предприятии

Горки 2007

Составили: В.В..БЫКОВ, А. Е. ЧУХМАНОВА

СОДЕРЖАНИЕ

-

Введение……………………………………..………………….………………………….3

1. Общие положения ………………………………………………………………………3

2. Особенности нормирования управленческого труда………........................................7

3. Нормы управленческого труда и методы их установления ………………………….9

4. Определение численности работников управления…………....................................19

5. Совмещение должностей ………………………………………..................................21

6. Практическое задание…………………………………………..……………………..26

Литература……………………………………………………………………………...27

Приложения .................................................................................................……….....28

УДК 631.158.658.310.823.(072)

Нормирование управленческого труда и определение штатной численности работников управления в сельскохозяйственных организациях: Методические указания /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В. В. Б ы к о в, А.Е. Ч у х м а н о в а. Горки, 2007.30с.

Рассмотрены особенности нормирования управленческого труда, порядок и методы расчета норм управленческого труда, порядок определения штатной численности работников управления, условия совмещения должностей.

Для слушателей ФПК и студентов, специальностей 1-26 02 02 - менеджмент и 1-25 01 07 – экономика и управление на предприятии. Приложений 8. Библиогр.10.

Рецензенты: В.Н.РЕДЬКО, Т.Л.ХРОМЕНКОВА, канд. экон наук, доценты.

 Составление. Б ы к о в В.В.,

А.Е. Ч у х м а н о в а, 2007

 Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Под управленческим трудом понимают все виды объективно необходимых работ, выполняемых руководящими работниками, специалистами и техническими работниками аппарата управления. Управленческий труд представляет собой разновидность умственного труда и направлен на обеспечение единства, согласованности, координации, целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые коллективы. Это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль над работой сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта управления и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций.

В условиях формирования социально-ориентированной рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. Это предполагает рационализацию структур и методов управления, установление оптимальной численности работников управления, научной организации их труда.

Основой научной организации управленческого труда является его нормирование. Под нормированием управленческого труда подразумевается определение научно обоснованных норм затрат труда на выполнение различных видов управленческой деятельности.

Самое четкое распределение труда, наилучшая организация рабочих мест, наиболее совершенные приемы и методы работы недостаточны для организации труда на научной основе, если не определить, сколько времени и работников нужно для выполнения данного объема работы. Определение оптимальной численности необходимо не только в интересах экономии затрат на содержание аппарата управления, но и для того, чтобы ликвидировать дублирование, установить содержание функций для конкретных исполнителей, создать условия для совершенствования организации заработной платы и системы материального стимулирования работников.

Для формирования экономного аппарата управления сельскохозяйственными организациями необходимы обоснованные нормативы штатной численности.

Они должны отражать прогрессивныеПРПРРРРРРРРРРРРЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛДД тенденции управления производством, давать возможность правильно определять оптимальный состав и подчиненность управленческого аппарата с учетом конкретных условий каждого сельскохозяйственного предприятия и условий рыночной экономики с социальной ориентацией, разграничивать функции структурных подразделений и исполнителей, а также обеспечивать наиболее эффективную работу управленческих кадров с наименьшей их численностью.

1. БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих для всех отраслей экономики» установлены три категории служащих: руководители, специалисты и технические исполнители [6]. Отнесение должностей служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание их труда (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

К категории руководителей относятся «лица, в рамках устанавливаемых полномочий организующие, направляющие, координирующие и контролирующие деятельность исполнителей»[6].

Категория «Руководители» содержит три группы: руководители предприятий, главные специалисты, руководители подразделений. К руководителям хозяйства относятся работники, осуществляющие общее и административно- хозяйственное руководство предприятием, распорядительство, координацию, подбор, воспитание и расстановку кадров, организацию централизованного оперативного управления, соревнование и т.п. Это директор, (председатель кооператива), их заместители.

Должности заместителей руководителя могут устанавливаться для всех видов деятельности организации по усмотрению руководителя:

- заместителя руководителя по производству;

- заместителя руководителя по растениеводству;

- заместителя руководителя по животноводству;

- заместителя руководителя по экономике;

- заместителя руководителя по оперативному управлению;

- заместителя руководителя по идеологической работе.

В следующую группу включаются главные специалисты, которые руководят отдельными отраслями хозяйства или его функциональными группами, осуществляют разработку технологии производства, планирование перспектив развития отраслей, организацию повышения квалификации работников и внедрения передовых приемов технологии, научную организацию труда, руководство эконономической и финансовой работой.

В эту группу руководителей входят главный агроном, главный зоотехник, главный экономист, главный бухгалтер, главный инженер, главный ветврач и др.

К группе «руководителей подразделений» относятся руководители подразделений основного, подсобного и обслуживающего производства. Они осуществляют общее руководство коллективами подразделений (на принципах единоначалия), обеспечивают выполнение производственных планов, организацию рационального использования материальных и трудовых ресурсов, укрепление трудовой дисциплины, решают культурно-бытовые и хозяйственные вопросы. В данную группу руководителей входят управляющие отделениями, начальники производственных участков, заведующие автогаражами, ремонтными мастерскими, животноводческими фермами, бригадиры и их освобожденные заместители.

Вторая категория представлена в классификации «специалистами». Специалисты – это «лица, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики, получившие специальность по высшему (специалисты высшего уровня квалификации) или среднему (специалисты среднего уровня квалификации) образованию, подтвержденному присвоением лицу соответствующей квалификации»[6]. Они осуществляют технологическое руководство производством, организацию работ, внедрение в производство достижений науки и передового опыта, форм и методов организации производства и управления. Специалисты разрабатывают и предлагают руководителям наилучшие решения агротехнических, экономических, организационных, социальных и других задач текущего и перспективного характера. К ним относятся агрономы, зоотехники, ветеринарные, инженерно-технические работники, бухгалтеры, экономисты, маркетологи, юристы, землеустроители, диспетчеры, механики и др.

К третьей категории относятся «технические исполнители». Это «лица, выполняющие регламентированные и методически проработанные, периодически повторяющиеся работы, относящиеся к деятельности соответствующего структурного подразделения, под контролем непосредственного руководителя» [6].

В состав этой категории входят работники по учету и обслуживанию производства: кассиры, учетчики, счетоводы, табельщики, статистики, операторы счетных машин, секретари-машинистки, кладовщики, коменданты, экспедиторы, делопроизводители и др. Они осуществляют сбор, передачу и переработку первичной информации, прием, выдачу и хранение денежных средств, составление и оформление ведомостей, ведение документации и делопроизводства, снабжение хозяйства различными материалами, техникой, оборудованием, проверку их состояния, комплектность, прием, хранение, учет движения и отпуск товарно-материальных ценностей и т.п.

Должности специалистов категорируются (специалист 1-й категории, специалист 2-й категории). Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем организации согласно «Квалификационным справочникам должностей служащих» и на основе рекомендаций аттестационной комиссии. При этом учитываются профессиональные знания, опыт работы, эффективность и качество труда.

Применение «ведущий» устанавливается при выполнении специалистом функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2─3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов 1-йквалификационной категории.

Для должностей специалистов, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование «старший» не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста более высокой квалификации.

Удельный вес численности работников аппарата управления не должен превышать при общей численности работающих: до 350 человек ─ 15%, 351 ─ 500─ 14,5, 551 ─ 650 ─ 14, 651 ─ 700 ─ 13,5, 701 ─ 1000 ─ 13, свыше 1000 ─ 12,5% [4, приложение 9].

В хозяйствах, где фактическая численность работников управления меньше, чем предусматриваемая указанными нормативами, рекомендуется сохранять действующие штаты, упорядочив их наименования в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь.

2. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

Труд по управлению производством является сложным и весьма ответственным. Наравне с трудом рабочих он является производительным и в равной мере необходимым.

Результаты труда руководителей, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства и служащих в форме различного рода планов, приказов, распоряжений, указаний, других решений и предложений реализуются в труде рабочих, непосредственно занятых производством материальных ценностей. Имеющиеся различия в содержании организационно - административной, творческой, правовой и технической работы предопределяют разнообразие характера труда руководителей, специалистов и технических исполнителей: от чисто умственного (при выработке и принятии решений) до, в значительной мере, физического (при сборе информации, проведении анализов почвы, профилактических прививок и т.д.). Это вызывает необходимость особого подхода к организации нормирования труда этой категории работников.

Значительным разнообразием отличается и характер применяемых технических средств инженерно-управленческого труда ─ от простейших ручных инструментов до сложных ЭВМ.

На этой основе представляется возможным не только уменьшить затраты труда на выполнение тех или иных трудовых процессов, но и существенно повысить эффективность работы аппарата управления в целом.

Специфика характера труда в сфере управления предопределяет особенности подхода к разделению и кооперации этого труда. Они выражаются в формировании структурных подразделений и служб аппарата управления и обеспечении их взаимодействия, а также в разделении труда внутри каждого структурного подразделения (службы).

Кооперация труда в структурных подразделениях аппарата управления в значительной степени связана с разделением обязанностей и ответственности работников. Она обуславливается сложностью и интенсивностью труда и предъявляет особые санитарно-гигиенические￿и псехологические трег￿ поия ￿ условиям труда исполнителей.

Нормирование труда руководителей, специалистов и обслуживающего персонала базируется на общих принципах нормирования и имеет много общего с нормированием труда работников, занятых непосредственно в производстве: в частности способов изучения затрат рабочего времени, выбора исполнителя, техники записи, обработки материалов наблюдений, расчета нормативов и норм времени.

Вместе с тем труд по управлению производством характеризуется и рядом особенностей, которые предъявляют определенные требования к его нормированию. К ним относятся:

1) большая степень самостоятельности управленческого персонала по сравнению с работниками физического труда в пределах установленного распорядка рабочего дня;

2) наличие элементов творческой деятельности, трудно поддающейся непосредственному наблюдению и измерению;

3) сезонность производства, которая обуславливает определенную сложность в планировании и оперативности управления, а также в равномерности загрузки работников по периодам года;

4) большое разнообразие выполняемых одним исполнителем управленческих процессов и незначительной повторяемостью составляющих их элементов и многообразие решаемых производственных задач, вызывающих необходимость в различных видах управленческой деятельности;

5) необходимость использования непрерывно поступающей информации, не позволяющей заранее предвидеть и устанавливать весь комплекс составляющих функций элементов, их четкое содержание и порядок выполнения;

6) большая сложность управленческого труда, которая влечет за собой необходимость принятия в отдельных случаях коллективного решения;

7) трудность определения степени интенсивности труда и отсутствие резко выраженных признаков расхода энергии.

Работа по нормированию труда состоит из следующих этапов:

1. Изучение и анализ содержания и характера труда по функциям управления и профессиям, а также организационно-технических условий, в которых он осуществляется.

2. Определение конкретных целей нормирования, требований к разрабатываемым нормам и выбор методов нормирования.

3. Проектирование или выбор оптимальной технологии выполнения управленческих работ, наиболее полно отвечающей прогрессивным организационно-техническим условиям.

4. Разработка и расчет норм.

5. Апробация разработанных норм и оценка их эффективности, анализ условий, при которых осуществляются управленческие операции, уточнение и корректировка.

6. Внедрение утвержденных норм.

3. Н ОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРРУДА И МЕТОДЫ

ИХ УСТПАНОВЛЕНИЯ

Сложность управленческого труда не позволяет применять для всех видов работ одну методику нормирования. Если затраты труда на выполнение элементарных управленческих функций можно определять с помощью хронометражных наблюдений и расчетов, то нормы управленческих работ, состоящих из разнообразных сочетаний элементов и операций, аналитическим путем получить невозможно. В последнем случае надо сочетать расчетно-аналитические данные со статистическими. Поэтому на практике применяется несколько видов нормативов управленческих работ и соответствующих методик их разработки.

При нормировании различают три группы управленческих работников:

- выполняющих массовые, постоянно повторяющиеся работы;

- занятых на малоповторяющихся организационных и других работах;

- руководящие.

Для первой группы работников устанавливаются нормы выработки (нормы времени), второй ─ нормы обслуживания и нормы численности и третьей ─ нормы управляемости.

Нормы управленческого труда представляют собой регламентированные величины затрат времени (необходимой численности) работников определенной квалификации на выполнение одного трудового процесса или функции в целом при организационно-технических условиях и нормальной интенсивности труда.

Они должны:

  • Отражать современный уровень техники, организации производства и труда, а также передовые методы работы;

  • Предусматривать различные варианты технологических процессов труда;

  • Учитывать влияние факторов на продолжительность выполнения трудовых процессов и их отдельных элементов;

  • Содержать необходимые сведения о технических и организационных условиях рабочего места, на которые они рассчитаны;

  • Быть удобными для использования в организациях.

Для нормирования труда руководителей, специалистов и технических исполнителей сельскохозяйственных организаций могут применяться следующие виды норм: времени, обслуживания, численности и управляемости.

Нормы времени (нормы выработки) представляют собой затраты времени, установленные на выполнение трудового процесса одним работником управления или их группой при определённых организационно-технических условиях (или установленный объём работы, который должен быть выполнен за рабочий день, смену). Они выражаются в человеко-часах и применяются для нормирования труда работников, выполняющих функции со стабильным объёмом трудовых процессов (машинописные, делопроизводительные, по учёту труда и зарплаты, планово-экономические и др.). Например, норма времени на составление ведомости на зарплату 100 работникам – 5 чел.-ч (3 млн. на 1 работника), норма времени для выдачи наряда рабочим бригады численностью 20 чел. – 15 мин (45 с. на 1 рабочего); для составления хозрасчётного задания производственному участку – 10,8 часов, для печатания одной страницы простого текста через два интервала – 10 мин и т.д.

Для разработки этих норм используют отчётно-статистические данные о трудоёмкости работ за прошедшие периоды, а потом корректируют их с помощью хронометражных наблюдений.

Нормы времени рассчитывают тремя способами: по нормативам, по типовым нормам и путём изучения затрат рабочего времени с помощью специальных наблюдений.

При расчётах норм времени по нормативам операции, которые подлежат нормированию, расчленяют на элементы, для каждого из них заранее устанавливают нормативы продолжительности выполнения основной, вспомогательной и подготовительно-заключительной работы, обслуживания рабочего места, а также время краткосрочных перерывов для отдыха. Рассчитывают также трудоёмкость выполнения отдельных работ и общую трудоёмкость всех работ в сфере управления. Необходимую численность управленческих работников на предприятии определяют делением трудоёмкости всех работ на полезный фонд рабочего времени одного работника, т.е. исключая потери времени на отпуск, по болезни, выполнение поручений государственных органов и общественных организаций и т.д.

Норма обслуживания – это количество работников, хозяйственных подразделений, единиц оборудования, машин, гектаров, голов скота, других объектов управления, которое должно обслуживаться одним работником или их группой (кассир, кладовщик, учетчик, специалист сельского хозяйства). Например, для главного зоотехника норма обслуживания свыше 800 усл. гол. скота; затем одна должность зоотехника на каждые 1100 усл. гол. скота; для бухгалтера (счетовода, учётчика) количество должностей устанавливается в зависимости от численности среднегодовых работников и объемов реализации продукции. При наличии среднегодовых работников до 350 чел. один на каждые 70 чел. и т.д. Дополнительно одна должность на каждый 1 млн. у. е. денежной выручки (приложение 1).

Норма численности – это необходимая численность работников, устанавливаемая для выполнения всех трудовых процессов по закреплённым за службой функциям. Например, для выполнения функций, присущих агрономической службе, в организации с условной уборочной площадью 7000 га назначаются три агронома (вместе с главным).

Норма управляемости устанавливается для руководителей предприятий или подразделений и измеряется оптимальным числом работников, непосредственно подчиненных одному руководителю: для директора унитарного предприятия, акционерного общества, председателя кооператива – числом непосредственно подчиненных ему руководителей подразделений, служб, главных специалистов; для начальников производственных участков, цехов, управляющих отделениями – числом непосредственно подчиненных ему бригадиров, заведующих фермами, специалистов, для бригадиров растениеводческих и животноводческих бригад (ферм) – числом непосредственно подчинённых ему звеньевых, рабочих, членов кооператива.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к практическим занятиям Форма

    Методические указания
    Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Энергетические установки электростанций» для студентов очной и заочной формы обучения специальности 050718,
  2. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Теория отраслевых рынков»

    Методические указания
    4. Покажите с помощью графика выбора фирмой монополистом объема и цены , максимизирующих прибыль, как изменится выбор монополиста при введении регулируемой государством цены на различных уровнях.
  3. Методические указания к практическим занятиям для врачей-интернов хирургического профиля Донецк, 2009

    Методические указания
    Методичні вказівки призначені для лікарів-інтернів хірургічного профілю, що займаються на кафедрі оперативної хірургії і топографічної анатомії. В методичних вказівках сформульовано актуальність тем, цілі навчання (загальну мету та конкретні цілі).
  4. Методические указания к практическим занятиям для врачей-интернов специальности «общая практика-семейная медицина»

    Методические указания
    ПЕДИАТРИЯ: Методические указания к практическим занятиям для врачей-интернов специальности «Общая практика-семейная медицина» / Нагорная Н.В., Острополец С.
  5. Методические указания к практическим занятиям для студентов экономических специальностей 2011

    Методические указания
    Содержание и правила оформления отчета о прохождении 1-ой организационно-экономической практики для студентов специальности 1-270101-16 «Экономика и организация производства (легкая промышленность)»

Другие похожие документы..