Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предло...полностью>>
'Документ'
Центурион со вздохом воткнул в песок шест с Орлом Легиона, который до этого момента он держал на своем плече. Посмотрел по сторонам. Пустыня. Кругом ...полностью>>
'Документ'
Утвердить темы и руководителей выпускных квалификационных работ студентов заочного ускоренного обучения гр. ПИЭ зу специальности 010502.65 «Прикладна...полностью>>
'Документ'
Лисецкий Константин Сергеевич – к.п.н., доцент кафедры общей психологии и психологии развития, декан психологического факультета Самарского государст...полностью>>

Учебное пособие Оренбург, 2007 удк 811. 131. 1(075) ббк 81. 2Фр-923

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Агаркова О.А., Лаврентьева Т.В.

Древние языки.

Латинский язык и античная культура

Учебное пособие

Оренбург, 2007

УДК 811.131.1(075)

ББК 81.2Фр-923

А 23

Рецензенты:

Копачева А.Р., кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и романского языкознания ЧелГУ

Путилина Л.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии и МПФЯ ОГУ

Агаркова О.А., Лаврентьева Т.В.

А 23 Древние языки. Латинский язык и античная культура: учебное пособие. – Оренбург: Издательство «Экспресс-печать» , 2007. – 56 с.

УДК 811.131.1(075)

ББК 81.2Фр-923

© Агаркова О.А., Лаврентьева Т.В., 2007

© Издательство «Экспресс-печать», 2007

Содержание

Предисловие ……………………………………………………………….

Язык как система ………………………………………………………….

Фонетика …………………………………………………………………...

Основные правила чтения ………………………………………….

Правила постановки ударения ……………………………………..

Важнейшие фонетические законы …………………………………

Грамматика ………………………………………………………………...

Глагол ………………………………………………………………..

Категории глагола …………………………………………….

Времена системы инфекта …………………………………...

Повелительное наклонение ………………………………….

Времена системы перфекта ………………………………….

Неличные формы глагола ……………………………………

Имя существительное ………………………………………………

Категории имени существительного ………………………...

Имя прилагательное ………………………………………………...

Категории имени прилагательного ………………………….

Местоимение…………………………………………………………

Категории местомения ……………………………………….

Тренировочные задания и упражнения. Контрольные работы ………...

Античная культура ………………………………………………………..

Басни …………………………………………………………………

Лисица и Виноград …………………………………………...

Волк и Ягненок ………………………………………………..

Лягушка и Вол ………………………………………………..

Стихотворения ………………………………………………………

К Левконое …………………………………………………….

К Мельпомене ………………………………………………...

К Постумию …………………………………………………...

К Помпею Вару ……………………………………………….

К Необуле ……………………………………………………..

К Лесбии ………………………………………………………

Студенческий гимн Gaudeamus …………………………………….

Цитаты из римских авторов ………………………………………..

Цезарь ………………………………………………………….

Катулл ………………………………………………………....

Цицерон ……………………………………………………….

Гораций ………………………………………………………..

Марциал ……………………………………………………….

Овидий ………………………………………………………...

Проперций …………………………………………………….

Публий ………………………………………………………...

Квинтилиан ……………………………………………………

Саллюстий …………………………………………………….

Сенека …………………………………………………………

Терентий ………………………………………………………

Вергилий ………………………………………………………

Тексты для чтения …………………………………………………..

Lupus in fabŭlis ………………………………………………..

Daedǎlus et Icǎrus ……………………………………………..

De Theseo ……………………………………………………..

Постатейный словарь ……………………………………………….

Словарь имен собственных ………………………………………...

Тематика докладов по античной культуре ………………………....4 . ьство "В. Краткий курс грамматики латинского языка и антильтуры.има справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя по

Тесты ……………………………………………………………………….

Ключи к тестам ……………………………………………………………

Литература …………………………………………………………………

Приложение. Таблица терминологических соответствий латинского и современных европейских языков (русского, английского, французского и немецкого) ………………………………………………

Предисловие

Данное учебное пособие предназначено для студентов, занимающихся изучением древних языков и античной культуры и имеет целью помочь студентам в организации индивидуальной работы и самоконтроля по латинскому языку.

Пособие состоит из четырех частей и приложения:

  1. фонетика;

  2. грамматика;

  3. античная культура

  4. тесты и ключи к ним.

В первой части рассматривается фонетический строй классического латинского языка, основные правила чтения и постановки ударения и важнейшие фонетические законы.

Во второй части представлена система частей речи, в которой особое внимание уделяется глаголу, имени существительному, имени прилагательному и местоимению.

Для закрепления теоретического материала, представленного в первых двух частях пособия, предлагаются тренировочные задания и упражнения.

Третья хрестоматийная часть включает в себя литературные произведения (басни, стихотворения и прозу), являющиеся аутентичными текстами римских авторов: Федра, Цезаря, Катулла, Цицерона, Горация, Марциала, Овидия, Проперция, Публия, Квинтилиана, Саллюстия, Сенеки, Терентия, Вергилия. Предлагаемые тексты снабжены постатейным словарем и словарем имен обственных, способствующих адекватности перевода и понимания языковых единиц и культорологических реалий. К поэтическим текстам даются переводы на французский и русский языки. Для расширения кругозора студентов в третьем разделе предлагаются цитаты из римских авторов.

В четвертой части представлены тестовые задания, включающие в себя материал по пройденным темам, что позволит студентам осуществить самопроверку и подготовиться к итоговому контролю по изучаемой дисциплине.

Литература включает список работ ученых-филологов, занимающихся проблемами латинского языка.

В приложение помещена таблица терминологических соответствий латинского и современных европейских языков (русского, английского, французского и немецкого), которая позволяет выявить языковые универсалии и показать происхождение современной научной терминологии от праязыка.

Ignorantia non est argumentum

Spinoza

Язык как система

Языковая система – это множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы. Поэтому он рассматривается, исходя из его роли в составе системы языка, т.е. в свете его значимости (функционалоьной релевантности).

Термин «языковая система» может употребляться либо в частном (локальном) смысле – как закономерно организованная совокупность однородных языковых элементов одного уровня, связанных устойчивыми (инвариантными) отношениями («система падежей», «фонологическая система» и др.), либо в обощающем (глобальном) смысле – как закономерно организованная совокупность локальных («подсистем»).

Множество однородных языковых фактов обладает системностью (в локальном смысле), если оно описывается, исчерпывающе и неизбыточно, с использованием формального аппарата (набора элементарных объектов с их признаками и отношениями и правил образования сложных объектов из простых), более простого и экономного, чем эмпирический список исходных фактов.

Нежесткость языковой системы, неодинаковая степень системности различных ее участков, многочисленные случаи асимметрии формы и содержания, борьба консервативной тенденции (устойчивости) с факторами языковой эволюции (такими, как стремление к экономии, к проведению аналогий и достижению регулярности) приводят к тому, что различные подсистемы развиваются с неодинаковой скоростью.

В современном языкознании многомерная характеристика системы языка достигается введением все более сложных, многомерных классификаций, позволяющих объемно представить «признаковое пространство» языковой системы, выявлением импликативных универсалий – т.е. зависимостей между значениями разных признаков (например, если в языковой системе различается род у прилагательных, то в ней есть протвопоставление по морфологическому роду у существительных), установлением относительного веса этих признаков и принимаемых этими признаками значений, а также количественной оценкой результатов. Все это позволяет судить не только о свойствах отдельных языковых систем, но и о человеческом языке в целом как о системе.

Фонетика

Классический латинский язык сохранился только в письменных памятниках. В учебном курсе рассматривается традиционное произношение, дошедшее до нас благодаря непрерывной преемственности изучения латинского языка. Это произношение отражает изменения, которые произошли в звуковой системе классической латыни к концу позднего периода существования Западной Римской империи.

6 гласных букв: а е I o u y

12 гласных звуков: ā ē ī ō ū y (долгие)

ă ĕ ĭ ŏ ŭ y (краткие)

2 дифтонга: au eu

2 диграфа: ae [ε] oe [ø]

19 согласных букв: b c d f g h j k l m n p q r s t v x z

Основные правила чтения

с

[ts]

[k]

перед e, I, y, ae, oe

в остальных случаях

cedo

credo, copia, cupio

s

[z]

[s]

между гласными

в остальных случаях

causa

semper

ti

[tsi]

[ti]

перед гласными

перед гласными, но после согласных s, t, x (в буквосочетаниях sti, tti, xti)

ratio

bestia

qu

[kw]

во всех случаях

aqua, qui

ngu

[ngw]

перед гласными

lingua

ch

[h]

во всех случаях

schola

ph

[f]

во всех случаях

philosophia

rh

th

[r]

[t]

во всех случаях

Pyrrhus

Правила постановки ударения

1. Ударение падает на второй слог от конца, если гласный первого слога долог

Ex.: ve - `nī – re te - `nē – re

2. Ударение падает на третий слог от конца, если гласный второго слога краток

Ex.: `cre – dĕ – re `ta – bŭ – la

3. Гласный перед гласным всегда краток

Ex.: `ve – nĭ – o `te – nĕ – o

4. Гласный закрытого слога долог

Ex.: se-`cūn – dus

Важнейшие фонетические законы

Закон регрессивной ассимиляции согласных

1. d и t перед –s полностью ассимилируются

Ex.: ced + si > cessi

-ss на конце слов упрощается

Ex.: dots > doss > dōs

2. g и b перед s и t оглушаются

Ex.: scrib – si > scripsi

scrib – tum > scriptum

3. d пред c, g, p,f, t, r, l полностью ассимилируется

Ex.: ad + pōno > appōno

ad + cēdo > accēdo

Закон ротацизма

(от названия греческой буквы ρ)

-s интервокальный озвончается > r

Ex.: lauda + se > laudāre

Действие закона ротацизма завершилось к началу Ivв. до н.э.

Слова, вошедшие в латинский язык после этого времени, сохранили интервокальный –s.

Ex.: philosophia, rosa

Закон редукции кратких гласных

1. Любой краткий гласный в серединном открытом слоге > ĭ, если за ним не следует r

Ex.: mittĭ – te < mittĕ – te

2. ă в закрытом серединном слоге > ĕ

Ex.: căptum > ac + cĕptum

făctum > per + fĕctum

3. ŏ > ŭ в закрытом конечном слоге

Ex.: lupŏs > lupŭs

bellŏm > bellŭm

4. ĭ > ĕ в серединном слоге перед –r, возникшим в результате ротацизма

Ex.: capĭ – se > capĕ – re

5. ĭ > ĕ в конце слова

Ex.: capĭ > capĕ

Грамматика

Система частей речи латинского языка

Части речи – классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств. В латинском языке различаются знаменательные части речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие) и служебные (союз, предлог). К знаменательным частям речи традиционно относят также числительные и местоимения.

Иерархия признаков, лежащих в основе выделения частей речи по-разному понимается в разных лингвистических школах. Традиционно на первый план вядвигались морфологические признаки, что обусловлено ориентацией европейского языкознания на флективные и агглютинативные языки.

Каждая часть речи характеризуется особой системой грамматических категорий. Будучи выражены морфологически, наборы грамматических категорий охватывают все слова данной части речи или основное ядро этих слов. На этом основан морфологический критерий выделения частей речи в неаморфных языках. Так, в латинском языке существительному свойственны число, падеж и род (как словоклассифицирующая категория), прилагательному – степени сравнения, число, падеж и род (как словоизменительная категория).

Глагол (Verbum)

Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого.

Категории глагола

I.Наклонение (Modus)

Изъявительное (Indicatīvus)

Повелительное (Imperatīvus)

Сослагательное (Conjunctīvus)

реальное действие

волеизъявление, приказание

действие предполагаемое, желаемое

II. Время (Tempus)

(характеризует действие не только по длительности, но и по степени его завершенности)

В латинском языке существует две группы времен, объединяющихся по способу образования вокруг противостоящих друг другу основ – основы инфекта и основы перфекта.

Изъявительное (Indicatīvus)

Повелительное (Imperatīvus)

Сослагательное (Conjunctīvus)

времена системы инфекта

времена системы перфекта

1. praesens

времена системы инфекта

времена системы перфекта

1. praesens

2. imperfectum

3. futurum I

1. perfectum

2. plusquam-perfectum

3. futurum II

1. praesens

2. imperfectum

1. perfectum

2. plusquam-perfectum

незаконченность по времени

законченность по времени

незаконченность по времени

законченность по времени

III. Залог (Genus)

Действительный (Actīvum)

Страдательный (Passīvum)

IV. Число (Numĕrus)

Единственное (Singulāris)

Множественное (Plurālis)

V. Лицо (Persōna)

1. ĕgŏ – я

1. nōs – мы

2. tū – ты

2. vōs – вы

Роль личных местоимений 3-го лица ед. и мн. числа выполняют указательные местоимения, система которых хорошо развита в латинском языке и которые отличаются оттенками значений

Правильные глаголы делятся в зависимости от конечного гласного основы инфекта на 4 спряжения.

Окончания основ инфекта

I – ā- (ornā-)

II – ē- (monē-)

IIIa – ĕ- (mittĕ-)

IIIb – ĭ- (capĭ-)

IV – ī- (audī-)

Основы и основные формы глагола

Для образования временных форм глагола служат его основы, их три. Основы представлены в основных формах глагола (их четыре, они даются в словаре).

  1. Основа инфекта. Эта основа выделяется из первой формы (1-е лицо ед. число praesens indicatīvi actīvi).

Основа инфекта оканчивается на:

Тип спряжения

Конечный гласный основы инфекта

Суффикс инфинитива

I

- ā-

-āre

II

- ē-

-ēre

III

- ĕ-, - ĭ-

-ĕre

IV

- ī-

-īre

2. Основа перфекта. Эта основа выделяется из второй формы (1-е лицо ед. число perfectum indicatīvi actīvi).

Например: audivī → audiv-

ornavī → ornav-

3. Основа супина. Эта основа выделяется из третьей формы (supīnum – отглагольное существительное).

Например: audītum → audīt

оrnātum → ornāt

Четвертая форма – это инфинитив, или неопределенная форма глагола.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научный журнал

    Документ
    Журнал «Вестник гуманитарного института ТГУ» издается Тольяттинским государственным университетом. В журнале публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии,
  2. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.

Другие похожие документы..