Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Во введении необходимо отразить актуальность, значение и возможности технико-экономического анализа в деле повышения эффективности производства и кач...полностью>>
'Конкурс'
р. МОУ Седельницкая СОШ Гаранина Яна Листая любимые страницы лауреат Верхнеландеховский м.р. МОУ Мытская СОШ Игнатьева Екатерина, класс Я и мама читае...полностью>>
'Контрольная работа'
Как указывал Маркс, развитие политической экономии шло в ногу с реальным развитием противоречий, свойственных буржуазному обществу. Буржуазная политэ...полностью>>
'Документ'
День русского языка: торжественная линейка, коллективные игры по классам на переменах и использованием заданий по орфографии, пунктуации, стилистике ...полностью>>

Учебное пособие Оренбург, 2007 удк 811. 131. 1(075) ббк 81. 2Фр-923

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наречие (Adverbum)

Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступающих в синтаксической функции обстоятельства или определения, реже сказуемого.

Степени сравнения наречий

Положительная

Сравнительная

Превосходная

gradus positīvus

gradus comparatīvus

gradus superlatīvus

fere

ubi

почти

где, когда

multum

primum

facĭle

cito

brevi

много

сначала

легко

быстро

вскоре

altius

latius

celerius

felicius

pejus

выше

шире

быстрее

счастливее

хуже

alte

late

libĕre

pulchre

высоко

широко

свободно

красиво

celerĭter

fortĭter

felicĭter

sapienter

быстро

храбро

счастливо

мудро

Тренировочные задания и упражнения

1. Прочитайте слова, определите дифтонги:

Graecia, foedus, caecus, auditorium, oeconomus, auris, neuter, Paulus, Croesus, aera, causa, caedo, poena, praedium, Augustus, proelium, laevus, audacia, haud, coeptum.

2. Прочитайте слова, объясните правила произношения согласного:

Caesar, Bacchus, cura, cera, socius, agricola, causa, Cicero, cado, Sicilia, Cyclops, credo, accuso, receptum, cognomen, circum, auctores, merces, lucrum, cibus.

3. Прочитайте слова, объясните произношение сочетания ti:

Laetitia, bestia, actio, cognitio, Latium, Latini, emptio, legitimus, accusatio, militi, justitia, venditio, particeps, sapientia, militia, Attius, gratia, obstinatus, ratio.

4. Руководствуясь правилами чтения, разместите приведенные ниже слова по графам таблицы в соответствии с транскрипционными знаками:

С [ts]

C [k]

S [z]

S [s]

ti [tsi]

ti [ti]

Auctor, bestia, canis, celĕre, colĕre, cornus, fructus, initium, lucis, mortis, signum, spes, quaesīvi, ultĭmus, secundus, aestas, divīsum, hic, haec, institūtum, juvĕnis, sapiens, studium, coeptum, cultus, felīcis, passus, summus, classis, acceptum, petītum, itinĕris.

5. Разделите слова на слоги, поставьте ударение:

Dicĕre, tacēre, scribĕre, debēre, audīre, interrogāre, facĕre, laborāmus, debēmus, audīmus, credĭmus, audīte, scribĭte, laudāte, credĭte, respondeo, audio, taceo, consentio, comprehendo, praetermitto, convalesco, beāta, natūra, monstrāre, scientia, supĕrant, defendunt, humānus, disciplīna, insŭla, capiunt, amīcus, epistŭla, domĭnus, amicitia, consilium, sapientia, magister, praesidium, monumentum, tenĕbrae, arātum, relĭquus, antīquus.

6. Определите тип спряжения глагола по форме инфинитива:

ornāre

habēre

dormīre

legĕre

monstrāre

scribĕre

debēre

laborāre

docēre

audīre

agĕre

amāre

cedĕre

sentīre

credĕre

pugnāre

agĕre

dăre

tacēre

valēre

numerāre

venīre

reddĕre

sperāre

mittĕre

manēre

movēre

7. Добавьте к основе глагола личное окончание в соответствии с русским переводом:

habē-

dormī-

legĕ-

monstrā-

scribĕ-

debē-

laborā-

docē-

audī-

agĕ-

amā-

dā-

ты имеешь

я сплю

мы собираем

они показывают

вы пишите

он должен

она работает

они обучают

я слушаю

вы делаете

ты любишь

они дают

valē-

numerā-

venī-

reddĕ-

sperā-

mittĕ-

tacē-

movē-

sentī-

credĕ-

pugnā-

capĕ-

ты здоров

он считает

я прихожу

вы возвращаете

я надеюсь

они посылают

вы молчите

ты двигаешь

мы чувствуем

она верит

я пугаю

он берет

  1. Определите формы глагола:

delēbam

portā!

Gignes

fero

pellēris

portabantur

incolĭtur

parābant

pellĕ!

Vincēmus

volunt

curābuntur

capiebamĭni

curāte!

Falluntur

amābit

scribĭmus

docēris

delebĭtur

pellebāmur

valebātis

mittit

scribēmus

vincĭtur

9. Определите формы глагола:

deleverātis

raptae sunt

fūgĕris

petīvi

nomināti erunt

instructus erit

positĭ errant

petiverāmus

instructus es

posuerĭtis

rapuit

promissae eru

coacti sunt

confecta erat

coēgerĭmus

jēci

servāta erat

expositae erĭtis

divisa erunt

educavērant

divisērunt

necavĕrit

jacti erant

educātae sunt

10. Определите формы инфинитива:

respondēre

delēri

raptus esse

putavĭsse

mutatūrus esse

raptum iri

nominātum iri

putāre

premi

instructum esse

finivĭsse

cursūrus esse

dirŭtum iri

promissum iri

appellāri

cupĕre

conjunctus esse

pressĭsse

positūrus esse

finītum iri

pictum iri

rapi

nomināta esse

pinxĭsse

11. Определите формы глагола:

cupio

cres

regent

studēte

potĕram

posse

fugĕrem

manent

regas

fugĕ

audiēbam

servāre

servīrem

legāmus

scribĭmus

finiēmus

scribĭte

movebātis

regĕre

cuperĕmus

laudet

audient

laudāte

tenēbant

12. Напишите основные формы и проспрягайте глаголы во временах инфекта действительного залога:

Amo, dormio, doceo, vivo, moveo, numĕro, audio.

13. Напишите основные формы и проспрягайте глаголы во временах инфекта страдательного залога:

Debeo, spiro, lego, noto, narro, orno, taceo.

14. Напишите основные формы и образуйте повелительное наклонение глаголов:

Divido, impero, lego, scribo, valeo, vivo, dormio, rideo, colo, cognosco.

15. Определите тип склонения существительных:

ira, ae f

caelum, I n

judex, ĭcis m

dies, ēi m, f

calcar, āris n

manus, us f

dens, ntis m

tabŭla, ae f

amīcus, I m

terror, ōris m

res, ēi f

anĭmal, is n

usus, us m

canis, is m, f

socius, I m

anĭma, ae f

ordo, ĭnis m

acies, ēi f

mare, is n

gradus, us m

pars, partis m

otium, I n

corpus, ŏris n

spes, ēi f

16. Определите тип склонения существительных по форме genetīvus plurālis:

rērum

horārum

militum

navium

graduum

fatōrum

annōrum

diērum

disciplinārum

pedum

animalium

fructuum

oculōrum

verbōrum

portārum

aciērum

carminum

marium

usuum

virōrum

populōrum

vitārum

hominum

hostium

17. Образуйте указанные падежные формы существительных I склонения, добавив соответствующие конечные элементы:

concordi- (nom. sg.)

silv- (dat. sg.)

vit- (abl. sg.)

lingu- (acc. sg.)

vi- (gen. pl.)

schol- (acc. pl.)

incŏl- (dat. pl.)

naut- (nom. sg.)

potenti- (gen. sg.)

fili- (abl. sg.)

pugn- (acc. sg.)

terr- (abl. pl.)

insŭl- (dat. sg.)

victori- (nom. sg.)

aqu- (abl. sg.)

besti- (acc. sg.)

littĕr- (gen. pl.)

fabŭl- (acc. pl.)

memor- (dat. pl.)

lingu- (dat. sg.)

port- (abl. sg.)

pecuni- (acc. sg.)

scienti- (gen. pl.)

stell- (acc. pl.)

  1. Определите падежные формы существительных I и II склонений:

bestiae

litterārum

terras

vita

agri

virōrum

pueros

insulārum

portae

scholas

via

loci

discipulōrum

stellārum

magistros

nautas

aqua

libros

belli

verbōrum

memoriae

concordia

linguas

locos

19. Определите падежные формы существительных III склонения:

civitāte

sorōrem

homĭnis

dolōri

virtūte

civium

virgĭnem

dentĭbus

flumĭnis

leges

animalium

montĭbus

parti

labōris

flore

arti

hostium

honōrĭbus

milĭti

capĭte

arbŏris

fratrum

ovĭbus

genĕra

20. Определите падежные формы словосочетаний:

insŭla altĕra

illius nautae

magistro bono

bestiam unam

exemplis pulchris

linguārum nostrārum

incolārum aliārum

ager noster

stellae tuae

fabŭlā istā

librum bonum

nautis malis

scholārum istārum

viri sani

ille liber

exemplo uno

silvam pulchram

insŭlis vestris

amicōrum meōrum

fabulārum vestrārum

vitae unius

discipŭlo sano

vitā longā

istis magistris

21. Определите падежные формы словосочетаний:

eam domum

cum omni exercĭtu

eōrum animalium velōcium

is mons altius

tui ocŭli acres

navĭbus velocĭbus

cives justos

ante lucem

eo diē longo

illōrum cornuum

ille homo sapiens

multae urbes

ab illis auctorĭbus

per omnia maria

de rē publicā

contra omnem aciem

omnium sensuum nostrōrum

ea laus

ei homĭnes boni

cum omnĭbus praesidiis

inter vetĕres duces

proelio acri

istārum noctium

is fructus dulcis

22. Определите положительную степень прилагательных, приведенных в сравнительной и превосходной степени:

pejor

plura

longius

maximus

pauperrĭmum

pessĭma

melior

plurĭma

longissĭmus

major

optĭmus

minus

pauperior

longior

pejus

melius

minĭmus

pessĭmus

longissĭma

optĭmus

minor

majus

minĭma

pauperius

Античная культура

Термин «античность» характеризует культуру Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура опиралась на развивавшееся на протяжении веков усное народное творчество и переняла от него как енкоторые внешние черты (формульность фольклора), так и определявшую его содержание мифологичность.

Древние римляне, имевшие собственные верования (от них остались лишь отдельные следы), не позже VI - начала V века до нашей эры начали заимствовать греческую мифологию, присваивая греческим богам имена римских божеств. Параллельно разрабатывался «римский миф» - легенды о создании Рима Ромулом, об Энее, о гусях, спасших Рим и т.д. «Римский миф» в наиболее общей форме предстает у Вергилия как идея о предназначении Рима справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя покорных.

«Золотой век» древнеримской литературы – I век до нашей эры, когда жили и творили поэты Вергилий, Гораций, Овидий, оратор Цицерон, политик. Полководец и автор «Записок о галльской войне» и «Записок о огражданской войне» Ю. Цезарь.

Античная культура оказала огромное влияние на развитие всей последующей культуры.

Басни

Vulpes et Uva

Famé coacta vúlpes alt(a) in vínea

Uv(am) áppetebat súmmis saliens víribus.

Quam tánger(e) ut non pótuit, discedéns ait:

«Nondúm matura (e)st, nól(o) acerbam súměre».

Qui, fácere quae non póssunt, verbis élevant,

Adscríber(e) hoc debébunt exemplúm sibi.

(Phaedrus)

Лисица и Виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

(И.А. Крылов)

Lupus et Agnus

Ad rív(um) eundem lúpus et agnus vénerant,

Sití compulsi; superior stabát lupus

Longéqu(e) inferior ágnus: tunc fauc(e) ímproba

Latr(o) íncitatus iúrgii caus(am) íntulit.

«Cur», ínquit, «turbuléntam fecistí mihi

Aquám bibenti?». Lániger contrá timens:

«Qui póssum, quaeso, fácere, quod quererís, lupe?

A té decurrit ád meos haustús liquor».

Repúlsus illevéritatis víribus:

«Ant(e) hós sex menses mál(e)», ait, «dixistí mihi».

Respóndit agnus: «Équidem natus nón eram».

«Pater hércle tum tuus», ínquit, «maledixít mihi».

Atqu(e) íta correptum lácerat iniustá nece.

Haec própter illos scrípta (e)st homines fábula,

Qui fíctis causis ínnocentes ópprimunt.

(Phaedrus)

Le Loup et l’Agneau

La raison du plus fort est toujours la meilleure:

Nous l’allons montrer tout à l’heure.

Un agneau se désaltérait

Dans le courant d’une onde pure;

Un loup survient à jeun, qui cherchait aventure,

Et que la faim en ces lieux attirait.

– Qui te rend si hardi de troubler mon brevage?

Dit cet animal, plein de rage:

– Tu seras châtié de ta témérité

– Sire, répond l’agneau, que Votre Majesté

Ne se mette pas en colère;

Mais plutôt qu’elle considère

Que je me vais désaltérant

Dans le courant

Plus de vingt pas au-dessous d’elle,

Et que par conséquent, en aucune façon,

Je ne puis troubler sa boisson.

– Tu la troubles, reprit cette bête cruelle.

Et je sais que de moi tu médis l’an passé.

– Comment l’aurais-je fait si je n’étais pas né?

Reprit l’agneau, je tète encore ma mère.

– Si ce n’est toi, c’est donc ton frère.

– Je n’en ai point. – C’est donc quelqu’un des tiens;

Car vous ne m’épargnez guère,

Vous, vos bergers et vos chiens.

On me l’a dit: il faut que je me venge.

Là-dessus, au fond des forêts

Le loup l’emporte et puis le mange,

Sans autre forme de procès.

(J. de La Fontaine)

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». –

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». –

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» –

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», –

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». –

«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –

«Ах, я чем виноват?» – «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал – и в темный лес Ягненка поволок.

(И.А. Крылов)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научный журнал

    Документ
    Журнал «Вестник гуманитарного института ТГУ» издается Тольяттинским государственным университетом. В журнале публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии,
  2. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.

Другие похожие документы..