Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего п...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «30» июня 2011 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.042.01 в Московской финансово-промышленной ак...полностью>>
'Исследование'
Фридрих Поль Берг родился 11 ноября 1943 года в Нью-Йорке в семье немецких эмигрантов. В 1965 году окончил Колумбийский университет, получив степень ...полностью>>
'Документ'
Два века назад Россия и молодые Соединенные Штаты вступили в грозный 1812 год, и той и другой угрожала гибель. На нас, на восточном побережье, вот-вот...полностью>>

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры

Утверждаю

Теории и истории международных отношений

Декан факультета

Протокол №________

дата________________

______________________

зав. кафедрой _______________

К.К. Худолей

С.М. Виноградова

Программа учебной дисциплины

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300)

Федеральный компонент, цикл «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД.Ф)

Разработчики:

канд. ист. наук С. В. Лобачев,

канд. ист. наук А. Ю, Павлов

Рецензенты:

Доктор полит. наук С.М.Виноградова

Канд. ист. наук И.В.Чернов

Санкт-Петербург

2004

Пояснительная записка

Теория международных отношений - одна из основных профессиональных дисциплин для студентов-международников. Изучение теории позволяет сформировать научный подход к исследованию международных отношений. Курс предусматривает изучение процессов зарождения научно-теоретической мысли в области международных отношений, формирования основных традиций исследований. Основное внимание уделяется рассмотрению современных теоретических концепций в их развитии. Наряду с изучением теории настоящий курс предусматривает освоение студентами методологии исследований в области международных отношений.

I. Организационно-методические указания

Курс «теория международных отношений» преследует две основные цели: во-первых, создать у студентов представление о существующих научных концепциях и подходах к исследованию международных отношений; во-вторых, познакомить с основами существующих методик внешнеполитического анализа.

Основные задачи курса:

  • Ознакомить студентов с основными этапами развития теории международных отношений.

  • Проследить формирование основных традиций и концепций в области международных отношений.

  • Сформировать понимание о базовых различиях основных традиций и концепций в области международных отношений.

  • Ознакомить студентов с основными современными направлениями политической мысли в области международных отношений.

  • Изучить фундаментальные труды, ставшие основой теоретических концепций в международных отношениях.

  • Проследить эволюцию классических идей в современной теории международных отношений.

Построение курса: Курс состоит из лекций и семинаров. В лекционном материале дается информация о теоретических школах и направлениях, на семинарских занятиях рассматриваются основные проблемы, являющиеся предметом исследований в современных теоретических концепциях.

II. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий. Формы контроля.

Продолжительность изучения 1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Всего аудиторных занятий 68 часов

Из них:

Лекций 34 часа

Семинарских занятий 34 часа

Форма итогового контроля знаний экзамен

Форма промежуточного контроля знаний

Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: 34 часа лекций, 34 часа семинарских занятий, экзамен.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самосто-ятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Основные этапы развития теории международных отношений.

6

2

2

2

2

Классическое наследие теории международных отношений.

6

2

2

2

3

Либеральное направление в теории международных отношений.

6

4

4

2

4

Основы реалистической концепции в теории международных отношений.

6

4

4

2

5

Бихевиоризм и формирование модернистских направлений.

6

2

2

2

6

Радикальные направления в теории международных отношений.

6

2

2

2

7

Неореализм и неолиберализм.

5

2

2

2

8

Участники международных отношений.

6

2

2

2

9

Мораль и право в теории международных отношений.

6

2

2

2

10

Системный подход в теории международных отношений.

6

2

2

2

11

Конфликты в международных отношениях.

6

2

2

2

12

Теория международных отношений и проблема безопасности.

6

2

2

2

13

Мета-теоретические основы современных теорий международных отношений.

5

2

2

2

14

Основы анализа внешней политики.

6

4

4

2

15

Современное развитие теории международных отношений.

6

2

2

2

ИТОГО

88

34

34

30

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль за работой студентов осуществляется на семинарах. Каждый студент в течение семестра должен выступить с небольшим докладом по одной из предложенных тем.

1. Работа на семинарах. Участие в работе семинаров учитываетсяпри выставлении итоговой оценки. В конце каждого семинара преподаватель оценивает работу студента, исходя из следующей шкалы оценок:

0 баллов – студент никак не проявил себя на семинаре, не участвовал в дискуссии, не отвечал на вопросы преподавателя.

1 балл – студент принимал активное участие в семинаре, отвечал на поставленные преподавателем вопросы, задавал вопросы докладчику, участвовал в дискуссии.

В конце семестра каждый студент получает итоговую оценку за работу на семинарах, которая состоит из суммы баллов, полученных в течение семестра. Максимальная оценка – 15 баллов, минимальная – 0 баллов.

Устный доклад на семинаре по одной из предложенных тем. В течение 15-20 минут студент должен изложить суть изучаемой теоретической концепции, ее основные положения, систему аргументации и метод исследования.

Доклад оценивается по следующим критериям:

  • умение связно изложить материал, в данном случае оценивается культура речи, умение привлечь внимание аудитории;

  • умение анализировать литературу по теме доклада;

  • умение сосредоточиться на главном аспекте проблемы;

  • умение правильно построить структуру доклада (введение, основная часть, выводы);

  • умение уложиться в отведенное для доклада время (15-20 минут);

  • умение привлечь внимание аудитории;

  • умение правильно сделать выводы, связав конкретное историческое событие с изменениями в международной системе;

Каждый из указанных аспектов оценивается максимум в 2 балла. Максимальная оценка за качество доклада – 14 баллов.

За выступление на семинаре с докладом, независимо от его качества, студент получает дополнительные 9 баллов.

Общая максимальная оценка за доклад на семинаре – 25 баллов, минимальная – 0 баллов.

2. Итоговый экзамен проводится в форме теста. Ниже приводятся примеры тестовых заданий:

Пример 1.

Выберете один правильный вариант ответа из четырех предложенных.

1. Основной интерес любого государства с точки зрения неореализма это:

а) Экономическое процветание

б) Безопасность

в) Увеличение собственного могущества

г) Увеличение территории

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Пример 2.

Дайте краткое определение следующим понятиям (2-4 предложения):

1. Политический реализм.

2. Неомарксизм.

За каждый ответ студент получает 0, 1 или 2 балла.

Критерии оценки:

0 – ответ неправильный, или ответа нет.

1 – ответ неполный, понятие раскрыто не до конца.

2 – ответ правильный, полный.

Пример 3.

Оцените согласно критерию «истина—ложь».

1. Основным актором международных отношений с точки зрения неолиберализма является государство

2. Неомарксизм относится к радикальному направлению теории международных отношений

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Пример 4.

Пример 3.

  1. Сравните содержание понятие «безопасность» в неореализме и неолиберализме.

  2. В каких теориях и как используется структурный подход?

За каждый ответ студент получает от 0 до 5 баллов.

Критерии оценки:

0 – ответа нет.

1 – ответ несвязный или ошибочный, студент имеет только самое общее представление о предмете.

2 – ответ фрагментарный, студент располагает частичными знаниями о предмете, но эти знания не конкретны, студент знает некоторые факты, но не умеет их анализировать.

3 – ответ неполный или частично правильный, студент располагает знаниями о предмете, приводит факты, но анализирует их плохо.

4 – ответ правильный, но не исчерпывающий, студент обладает хорошими знаниями о предмете, умеет анализировать факты, но допускает незначительные ошибки (в хронологии, терминах)

5 – ответ правильный, полный, исчерпывающий.

Пример 5.

Выберете один или несколько правильных ответов.

Основные методы анализа в международных отношениях:

А) Наблюдение

Б) Сравнение

В) Эксперимент

Г) Контент-анализ

Д) Моделирование

Максимальное количество баллов, которые студент может получить во время итогового теста – 60.

Итоговая оценка выставляется с учетом результатов промежуточной аттестации.

Итоговая оценка выставляется по следующим критериям:

Участие в работе на семинаре

Максимум 15 баллов

Доклад на семинаре

Максимум 25 баллов

Итоговый тест

Максимум 60 баллов

Всего

Максимум 100 баллов

85-100 баллов

Отлично

70-84 балла

Хорошо

40-69 балла

Удовлетворительно

39 и менее баллов

Неудовлетворительно

В случае, если студент по уважительным причинам не мог посещать семинарские занятия, ему, в порядке исключения, предлагается пройти дополнительный итоговый тест, который оценивается максимум в 35 баллов.

III.Содержание курса

Тема 1. Основные этапы развития теории международных отношений.

Зарождение теоретических идей о международных отношениях. Античное наследие. Средневековые концепции. Влияние идей Просвещения. Зарождение основных направлений политической мысли в области международных отношений. Первый этап «Великого спора». Экономические теории в области международных отношений XIX века. Развитие теории международных отношений в период между мировыми войнами. Основные теории международных отношений в послевоенный период, их особенности. Спектр современных теорий.

Тема 2. Классическое наследие теории международных отношений.

Основные понятия теории международных отношений в античный период. Основы реалистической традиции в европейской политической философии: Никколо Макиавелли, Томас Гоббс. Исследование феномена баланса сил в трудах политиков и философов XVIII—XIX века. Основы либеральной теории в европейской политической философии. Альберто Джентили и Гуго Гроций, понятие справедливых и несправедливых войн. Основы международного права. Вклад Жана-Жака Руссо в теорию международных отношений. Идеи о возможности прекращения войн в работе Имануила Канта «К вечному миру». Джереми Бентам. Экономические теории XIX века и теория международных отношений. Меркантилизм и экономический либерализм. Основы марксистской теории.

Тема 3. Либеральное направление в теории международных отношений.

Основные направления развития либеральной теории в послевоенное время. Общая основа и специализации либеральных концепций. Факторы прогресса в международных отношениях. Транснационализм, проблема субъектов международных отношений в либеральной теории. Функционализм. Мораль и право в политике с точки зрения либеральной теории.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление (6)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра в области международных отношений по направлению 522900 Международные отношения при очной форме обучения – 4 года.
  2. Аннотации к программам дисциплин (модулей) (5)

    Программа
    Дисциплина «История России (Отечественная история)» является основой для изучения дисциплин: «Государственное право России и зарубежных стран», «Экономические и политические процессы в СНГ», «Россия в глобальной политике», «Международные
  3. Программа дисциплины «История международных отношений» для специальности 030700. 62 Международные отношения

    Программа дисциплины
    Дисциплина читается студентам первого курса по направлению «Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года.
  4. «Совершенствование логистической системы в территориально-распределенных промышленных комплексах»

    Заседание
    Защита Борисенко А.Н. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Совершенствование логистической системы в территориально-распределенных промышленных комплексах»(РГГУ; научный руководитель – д-р экон.
  5. Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку artistas Espanoles

    Библиографический указатель
    Провал операции "Шаровая молния". Татары в партизанских отрядах Белоруссии в годы Великой Отечественной войны: сборник статей/ Мустафин Р.А.

Другие похожие документы..