Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
При решении о публикации учитываются актуальность темы, четкая постановка исследуемой проблемы, логика ее решения, научная достоверность и обоснованн...полностью>>
'Документ'
Ректорат та профспілковий комітет Кіровоградського національного технічного університету запрошують Вас взяти участь у проведенні заходів до “Дня нау...полностью>>
'Документ'
В условиях дестабилизации глобальной экономики возникла необходимость выработки адекватного оперативного реагирования и обеспечения регулирования и у...полностью>>
'Документ'
Нейронные сети (Neural Networks) широко используются для решения разнообразных задач. Среди развивающихся областей применения нейронных сетей – обраб...полностью>>

Национальный отчет узбекистан исцаузр спп: многострановый проект по повышению потенциала (мпп) Ташкент-2008

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

УЗБЕКИСТАН

ИСЦАУЗР СПП:

МНОГОСТРАНОВЫЙ ПРОЕКТ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛА (МПП)

Ташкент-2008

СОКРАЩЕНИЯ

АВП

-

Ассоциация водопользователей

АБР

-

Азиатский Банк Развития

ВУЗ

-

Высшее учебное заведение

ВБ

-

Всемирный банк

ВБ РККНС

Проект ВБ «Реконструкция Каршинского каскада насосных станций»

ГТЦ

-

Немецкое общество по техническому сотрудничеству

ИСЦАУЗР

-

Инициативы стран Центральной Азии по устойчивому управлению земельными ресурсами

ИКАРДА(ICARDA)

-

Международный центр сельскохозяйственных исследований в засушливых районах

ИВМИ (IWMI)

-

Международный институт управления водными ресурсами

КБО ООН

-

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием

МФСА

-

Международный фонд спасения Арала

НИИ

-

Научно-исследовательский институт

ННО

-

Неправительственная некоммерческая организация

НРП

-

Национальная Рамочная Программа

НСОП

-

Национальная самооценка потенциала страны по выполнению глобальных экологических конвенций

ПФШ

-

Полевые школы фермеров

ПРДИИВВ

-

Проект Всемирно банка «Реконструкция дренажной и ирригационной инфраструктуры и восстановление ветландов»

ПРООН

-

Программа Развития ООН

СМИ

-

Средства массовой информации

СИДА(SIDA)

-

Канадское Агентство Международного Развития

ТАСИС ТЕМПУС

-

Программа Европейского Союза содействия совершенствованию систем высшего образования в странах Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья

ТИИМ

-

Ташкентский институт ирригации и мелиорации

УУЗР

-

Устойчивое управление земельными ресурсами

ЮСАИД

-

Агентство США по международному развитию

ЮНЕСКО

-

Программа ООН по вопросам образования, науки и культуры

ФАО

-

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН

ЦЕФ(ZEF)

-

Центр исследования развития

ЦАР

-

Центрально-Азиатский регион

ЦРЗ

-

Центр развития землепользования

LSS

-

Стратегия повышения уровня жизни населения Узбекистана

Оглавление

1.Экологические проблемы, препятствия и барьеры, которые существуют в стране в связи с деградацией земель и опустыниванием 4

2.Эффективность текущего состояния интеграции УУЗР в национальные планы, стратегии и другие ключевые документы 7

3.Затраты на текущую и планируемую национальную деятельность направленную на решение проблем деградации земель и экологические проблем. 8

4.Существующие институциональные рамки, направленные на уменьшение деградации земель и достижение УУЗР, их потенциал в развитии потенциала, обучении, ноу-хау, адекватность обеспечения оборудованием и средствами. 11

4.1.Обзор опыта, связанного с обучающими программами по устойчивому управлению земельными ресурсами 11

4.2Оценка потенциала основообразующих учреждений 17

4.3Идентификация потребностей и пробелов в развитии человеческого потенциала и предлагаемые обучающие программы 21

4.4Подходы и инструменты вовлечения местных сообществ и Ассоциаций землепользователей в сотрудничество с заинтересованными сторонами МПП 23

5.Слабые и сильные стороны существующей национальной политики и законодательной базы направленной на уменьшение деградации земель и достижение УУЗР, определения и пробелы в законодательстве. 25

6.Ожидаемый вклад МПП ПМП ГЭФ для достижения существующих национальных экологических целей и целей развития 38

Введение

    Инициатива Стран Центральной Азии по Управлению Земельными Ресурсами (ИСЦАУЗР) является много-страновой программой разработанной в целях борьбы с деградацией земли посредством стимулирования подходов устойчивого управления земельными ресурсами, что в результате приведет к стабилизации/улучшению экологической целостности и повышению жизненного уровня сельского населения в странах Центральной Азии (СЦА).

    ИСЦАУЗР является много-национальным и много-донорским партнерством, созданным для развития Национальных Рамочных Программ (НРП), которые ясно определяют приоритетные области для программных мероприятий, направленных на привлечение координированных инвестиций со стороны доноров и национальных правительств по продвижению УУЗР в регионе.

    Приоритетные проблемы деградации земли и УУЗР, идентифицированные в НРП Узбекистана, требуют: (i) усиление потенциала на локальном, региональном и национальном уровнях; (ii) повышение уровня знаний и информированности общественности; (iii) улучшение инфраструктуры и рыночных механизмов; (iv) интеграции политики устойчивого землепользования в национальные и местные стратегии и системы планирования; (v) улучшение системы инвентаризации земли, мониторинга и оценки; (vi) восстановление агроэкосистем и улучшение практики использования пахотных земель; (vii) сохранение лесов; (viii) сохранение и управление пастбищами; (ix) целевые исследования; (x) интегрированное управление ресурсами и улучшение качества воды; а также (xi) смягчение последствий обсыхания Аральского моря. Эти проблемы не ограничиваются национальными рамками. Они оказывают влияние на экосистемы соседних стран и имеют глобальные последствия.

    Общая цель программы ИСЦАУЗР в Узбекистане состоит в борьбе с деградацией земель посредством усиления и интеграции подходов устойчивого управления земельными ресурсами среди всех заинтересованных сторон, вовлеченных в управление землей. Достижение этой цели приведет к стабилизированной/улучшенной экологической целостности и улучшению уровня жизни в Узбекистане. Эта цель служит дополнением к общим целям других Центрально-азиатских стран, участвующих в ИСЦАУЗР.

    Разрабатываемый многострановый проект по повышению потенциала (MCB FSP) является инициативой при ИСЦАУЗР, которая рассматривает потребность развития национального потенциала для улучшения устойчивого управления землей и преодоления институциональных, политических и других барьеров, определенных в НРП. Предполагаемый полномасштабный проект МПП был принят ГЭФ, в качестве концепции, и готовится официальная документация для подачи в ГЭФ для окончательного одобрения. С этой целью была привлечена группа международных и национальных экспертов. Деятельность команды национальных экспертов направлена на обеспечение учета всех национальных потребностей в формулирование предложений для MCB FSP.

    Работа национальных экспертов базируется на процессах вовлечения заинтересованных сторон в деятельность по подготовке проекта путем широких консультаций и обсуждений, а также на основе имеющегося в их распоряжении опыта, уроков и достижений в соответствующих сферах деятельности.

  1. Экологические проблемы, препятствия и барьеры, которые существуют в стране в связи с деградацией земель и опустыниванием

    Проблема деградации земельных ресурсов представляет собой главную проблему для устойчивости уязвимых экосистем засушливых и полузасушливых земель в Узбекистане преобладающих на территории Республики.

    Экологические проблемы существуют во всех областях Узбекистана, но наиболее серьезные характерны для районов с наивысшей концентрацией населения (Ферганская долина ) и расположенные в среднем и нижнем течении реки Амударьи крупнейшие регионы орошаемого земледелия (Бухара, Хорезм и Республика Каракалпакстан).

    Причинами деградации земель в Узбекистане являются как природные, так и антропогеные факторы. К природным факторам относятся: обилие солнечной радиации; активный ветровой режим, характерный для аридных территорий; высокая испаряемость, большая неоднородность генезиса почвообразующих пород, сложность рельефа, геоморфологии и гидрогеологии и т.д.

Антропогенные факторы: Более 95% сельскохозяйственной продукции производится на орошаемых землях. В сельскохозяйственных районах освоение и орошение земель без должного соблюдения агротехнических приемов обработки почв и возделывания культур приводит к их засолению и выведению из хозяйственного оборота. Ежегодно 20 тыс.га выводится ежегодно из оборота по причине высокого засоления и заболачивания. Свыше 58% мелиоративного фонда земель подвержено природному засолению.

Экстенсивное освоение и орошение земель, начиная с 1960-х годов, привело к широкому развитию вторичного засоления и связанным с этим процессам опустынивания и деградации природных экосистем. Вторичное засоление почв происходит в условиях высокого уровня грунтовых вод и неадекватности/отсуствии дренажа. Переполивы и высокие потери воды из каналов и полей орошения вызывают быстрый подъем уровня грунтовых вод и накопление солей в корневой зоне. В настоящее время площади вторичного засоления почв составляют 53% орошаемых угодий.

    Пахотные земли занимают только 15,2% сельскохозяйственных земель, а 83,2 % составляют травокосные и пустынные пастбищные угодья Пастбищное животноводство страны базируется в регионах с низким природно-ресурсным потенциалом, его технологический цикл носит в основном экстенсивный характер и всецело зависит от природно-кормовых условий. Управление пастбищами, находящимися в распоряжении фермерских и дехканских хозяйств, осуществляется не адекватным образом. Низкая производительность, обусловленная природно-климатическими условиями, отсутствие контроля над соотношением численности поголовья скота и нормами нагрузки на гектар привело к перевыпасу и потере видового состава растений. Стравливание пастбищ, особенно около населенных пунктов вносит значительный вклад в деградацию земель в Узбекистане.

По последним оценкам свыше 16,4 млн.га, т.е. 73% общей площади пастбищных угодий и сенокосов, подвержено деградации почв и опустыниванию по причине стравливания пастбищ, влияния техногенных факторов и изменения климата. Дегрессия пастбищ приводит к потере их кормовой емкости.

Естественная уязвимость пастбищных экосистем усиливается действиями местных сообществ, которые, пытаясь увеличить личные доходы, чрезмерно эксплуатирует пастбищные угодья. К таким действиям относятся перевыпас и выбивание пастбищ, чрезмерная вырубка древесно-кустарниковой растительности, бессистемная эксплуатация сети дорог и др.

Техногенные воздействия (добыча полезных ископаемых, бессистемная сеть дорог, рубка древесины и кустарнинов для топлива и др) вносят значимый вклад в стравливание пастбищ и разрушение низкопродуктивных пустынных фитоценозов на обширных территориях. Вокруг населенных пунктов происходит интенсивное уничтожение растений на топливо. Большие нагрузки приходятся на пастбища вокруг колодцев и скважин. Расширяются территории деградиро­ванных пастбищных прикишлачных и приколодезных участков (35-40%). В радиусе от 2-3 до 5 км от колодцев коренная растительность пустынь в результате перевыпаса претерпевает сильные изменения, а в полукилометре вокруг них она выбивается полностью.

В условиях песчаных и щебнистых пустынь беспорядочное передвижение по территории геологоразведочной техники сильно разбивает верхние горизонты почвогрунтов на значительных площадях, что негативно сказывается на сохранности почвенного покрова. Здесь развиваются процессы дефляции и водной эрозии почв, а также уничтожается и без того незначительный гумусовый слой. Разработка месторождений полезных ископаемых способствует расширению техногенных ландшафтов .с промышленными предприятиями, населенными пунктами и развитой сетью транспортных магистралей (различных дорог, трубопроводов, линий электропередач). Передвигающаяся техника и автотранспорт являются причиной возникновения здесь очагов эрозии почв. На значительных площадях вокруг промышленных комплексов и населенных пунктов ландшафты пустынь загрязняются отходами производства и бытовым мусором. Техногенные ландшафты и прилегающие сферы их влияния сокращают площадь естественных экосистем, что ведет к сокращению биоразнообразия на осваиваемых территориях.

Узбекистан является мало-лесистой страной - лес покрывает только 5,3% территории страны. Однако леса и другие территории, покрытые естественной растительности играют существенную роль, как в хозяйственном, так и в природоохранном отношении. Они способствуют защите и восстановлению земельных ресурсов, предотвращению эрозии, и сохранению биоразнообразия. Эксплуатация коммерческой древесины в Узбекистане не разрешена по причине низкого процента покрытой лесом площади и важности защитных функций и роли лесных ресурсов для улучшения биоразнообразия и экологии. Однако в настоящее время имеет место уменьшение площади лесов в Республике вследствие вырубки деревьев на топливо местным населением, использования лесов для крупномасштабного растениеводства и разведения скота; и неконтролируемых лесных пожаров, часто начинающихся при очистке земли или охоте на диких животных. Недостаток финансирования для восстановления лесов и создания лесных плантаций, усугубляют процессы деградации и неустойчивость природной среды. Особенно большой урон нанесен Бухарскому заслону, где были вырублены кустарниковые на площади более 150 тыс. га, эффективно ограждавшие зоны хозяйственной деятельности от барханов и эоловых отложений. Это привело к усилению процессов ветровой эрозии и опустыниванию подвижных песков, что оказывает необратимый ущерб этим ценным природным экосистемам.

    Наиболее значительным нарушением экосистем и самым крупным антропогенным бедствием в Узбекистане стало высыхание Аральского моря и дельты Амударьи. Нынешнее состояние этих регионов символизирует собой крупнейшую проблему, проистекающую из национальной практики водопользования и ведения сельского хозяйства в стране и регионе. Экологический кризис в Приаралье значительно усилил подверженность местного населения отрицательному воздействию связанных с ним проблем в сфере экономики, здравоохранения и социальной защиты.

    Сейчас дельта Амударьи, площадью около 700 тыс. га, как нормальная дельтовая экосистема уже не функционирует. Изменения в почвенном профиле и покрове, сопровождаются четким проявлением солончаковых процессов. Происходит упрощение структуры растительного покрова дельты путем зарастания обширных территорий гелофитами (солянками, солеросами, тамариксами и др.).В результате сокращения стока реки в дельту и отступления береговой линии Аральского моря пересохло более 50 пресноводных озер, вдвое сократились площади тугаев, в 6 раз.

    Истощение природных ресурсов и соответственно деградация экосистем приводит к уменьшению их регенеративной способности, что наиболее болезненно сказывается на сельскохозяйственном населении. Доходы фермеров уменьшаются, миграция и уровень малообеспеченности растет. В то время как малообеспеченность усугубляет экологическую деградацию, так и экологическая деградация усиливает проблемы малообеспеченности.

  1. Эффективность текущего состояния интеграции УУЗР в национальные планы, стратегии и другие ключевые документы

        С обретением независимости Республика Узбекистан продемонстрировала высокий уровень достижений в выполнении обязательств по глобальным конвенциям, особенно в проведении исследований и подготовки необходимых планов действий. Среди наиболее значимых разработанных документов «Национальный План Действий по Охране Окружающей среды 1999-2005» (НПДООС, 1998), «Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием» (НПД, 1999 г.), «Национальная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия» (1999 г.), «Концепция и стратегия по устойчивому развитию» (2000г.), «Повестка дня на XXI век», «Стратегия повышения благосостояния населения Узбекистана на 2008-2010 гг.» (2007). 19 сентября 2008 г. постановлением Кабинета Министров (№212) была утверждена «Программа действий по охране окружающей среды на 2008-2012 гг.».

        Однако во многих программных документах отсутствуют четкие связи с процессом национального планирования и бюджетом, что ограничивает возможность разработки и реализации предложений по инвестициям и техническому содействию. Примером может служить Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием (НПД БО) (1999), которая была разработана в 1999 г. с привлечением ведущих специалистов научных организаций, Министерств и ведомств республики. Сильной стороной НПД БО является то, что она с научной точки зрения рассматривает и анализирует процессы опустынивания в стране. Детально рассматривает природу деградации земель и роль антропогенного воздействия на хрупкие экосистемы региона. Адекватно представлены также динамика процессов опустынивания в Узбекистане, их основные причины и следствия. Но в связи с отсутствием в НПД БО определенного перечня мероприятий или проектов приемлемых для включения в национальный бюджет, она рассматривается больше как национальный отчет, а не как программа развития.

    Кроме того, в Узбекистане разрабатываются и выполняются целевые программы направленные на решение насущных национальных проблем, в том числе в области управления земельными ресурсами, а также секторальные планы и программы такие как «Национальная программа по улучшению использования земельного фонда, сохранению, повышению и воспроизводству плодородия почв на период с 2001 по 2010 г.»; «Государственная программа по мелиоративного улучшения орошаемых земель на 2008-2012 годы», «Программа улучшения обеспечения населения питьевой водой и природным газом на период до 2010 г.», «Программа мер по ликвидации последствий маловодья в Приаралье», «Схема развития водоснабжения на период до 2010 г».

    В настоящее время правительственные органы, занимающиеся вопросами рационального использования природных ресурсов и управления окружающей средой не имеют единых подходов и единых механизмов позволяющих координировать деятельность с целью эффективной реализации рациональной практики по организации окружающей среды. Такое положение дел приводит к ситуации, когда не только каждая отрасль национальной экономики, но даже и отдельные учреждения, непосредственно занимающиеся вопросами управления окружающей средой разрабатывают свои собственные ведомственные планы действий, которые не учитывают планы, принятые в других отраслях экономики и, таким образом не вносят дополнительного вклада в деятельность друг друга. Такая разобщенность еще более усиливается низким уровнем понимания, существующего среди сотрудников соответствующих отраслевых министерств и природоохранных ведомств, в отношении реальной ценности экологических продуктов и услуг и их значения для устойчивого развития государства.

        В этих условиях эффективное внедрение принципов УУЗР в Узбекистане в национальные планы, стратегии могут быть решены только в том случае, когда все соответствующие заинтересованные стороны на национальном уровне будут иметь общее стратегическое видение в отношении необходимости внедрения подходов устойчивого управления земельными ресурсами и предпримут усилия по совместному разрешению проблем при максимальной экономической эффективности. Это может быть достигнуто путем использования ряда инструментов, которые послужат усилению координации и укреплению сотрудничества между заинтересованными сторонами. Таким образом, большое значение приобретает совершенствование национальной системы планирования окружающей средой посредством создания адекватного национального потенциала для интеграции УУЗР в национальную политику и законодательство.

  1. Затраты на текущую и планируемую национальную деятельность направленную на решение проблем деградации земель и экологические проблем.

        По оценке АБР ежегодные потери сельскохозяйственной производительности оцениваются в 31 млн. долларов США, а экономические потери от вывода земель из сельхозоборота, вследствие их высокой засоленности оцениваются в 12 млн. долларов США.

        Недополученный урожай хлопкового волокна (при цене за 1 тонну 1500 USD, 2004) по причине не использования 400 тыс. га культивируемых земель оценивается в 571,5 млн. долларов США.

        По оценкам 2005 г., в результате Аральского кризиса прямые и косвенные социально-экономические издержки составили для Узбекистана 144 млн. долларов США в год ( что приблизительно равно 5.7 доллара США на душу населения и 1.8 % ВВП)

        По предварительным оценкам GEF WEMP общие сельскохозяйственных потери составляют 919 млн. долларов США в год, из которых 529 млн. $ приходится на бассейн Сырдарьи и 390 млн. $ в бассейне Амударьи

        Текущие тенденции деградации и снижение восстановительной способности экосистем сильнее всего отражается на сельском населении: снижаются доходы фермеров, растет миграция и уровень малообеспеченности.

        По оценкам Минсельводхоза РУз общая потребность первоочередных интервенций на улучшение мелиоративного состояния земель и повышение водообеспеченности земель, реконструкцию и совершенствование ирригационной и дренажной инфраструктуры на период с 2001 по 2010г, составляет 1463 млрд. сумов (3,46 млрд. дол.), из которых 58% предполагалось покрыть за счет государственных капиталовложений и 24,0% - за счет водопользователей, в частности АВП. Остальные 18% - за счет иностранных инвестиций. При этом, удельная стоимость реабилитации и улучшения земель оценивалась в среднем до 800 - 1000 $ на гектар орошаемых земель.

        Однако финансовые возможности фермерских хозяйств и АВП весьма ограничены и не достаточны для покрытия расходов на обслуживание и содержание инфраструктуры, осуществление мер по сохранению и повышению продуктивности земли, и крайне нуждаются в целевых бюджетных и иностранных инвестициях

        Субсидирование в сельском хозяйстве в Узбекистане, направлено преимущественно на водный сектор республики. По оценкам 2002 г. в целом на восстановление инфраструктуры ирригации и дренажа было потрачено приблизительно от 415 до 435 миллионов долларов США в год или от 98 до 104 долларов на 1 га орошаемой площади. Тогда как, по различным источникам удельные потребности в капитальных вложениях на эксплуатацию и техобслуживание оборудования оценивались в 150 долларов США на гектар в год.

        Стратегия повышения благосостояния населения на 2008-2010 гг. предполагает, что доля инвестиций в сельское хозяйство составит около 18% от общего объема бюджетных инвестиций в стране и оценивает потребности в инвестициях по сельскому хозяйству для реализации этой стратегии на период с 2007 по 2010 гг в 2334 млрд.сум (1,76 млрд долларов США )( табл.1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глобального Экологического Фонда (гэф), в рамках Программы проон «Охрана окружающей среды для устойчивого развития», Кыргызская Республика подготовила «Четвертый национальный отчет

    Публичный отчет
    В 2008 г., в соответствии с обязательствами Кыргызстана, вытекающими из присоединения к Конвенции о биоразнообразии при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), в рамках Программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого
  2. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (4)

    Публичный отчет
    Научный руководитель, заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК, член-корреспондент Академии «Экология», кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.
  3. Правительство Республики Казахстан в установленные сроки. 5 сентября т г. Правительством принято решение

    Решение
    По пункту 1. Проведение анализа, систематизация и совершенствование законодательства и разработка нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
  4. Проекты и программы в сельскохозяйственном секторе Декабрь 2008 г

    Бюллетень
    Комп. 1. а) Правительство КР утвердило Типовое Положение о порядке и условиях предоставления земель ФПС в аренду своим постановлением от 22 июня 2007 г.
  5. Программа Развития ООН страна: Таджикистан Проектный Документ Программа развития сообществ 2010-2012 Результаты undaf: Хорошая система

    Программа
    Результаты UNDAF: Хорошая система управления и социально-экономический рост совместно подкреплены в целях сокращения бедности, раскрытия человеческого потенциала, защиты прав и улучшения основных общественных функций; Улучшен доступ

Другие похожие документы..