Поиск
Рекомендуем ознакомиться
2. характеристика подразделений цнит (2)
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦНИТ
2.1. УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА В МЕЖВУЗОВСКОЙ (РЕГИОНАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Региональная деятельность Центра в 2003 году включала следующие направления работы:
Реализация долгосрочной целевой региональной программы «Создание и развитие системы дистанционного образования в Брянской области» совместно с Администрацией Брянской области и ведущими вузами г. Брянска (ОЦНИТ БГТУ является ответственным исполнителем и осуществляет координацию деятельности всех других исполнителей программы).
Реализация мероприятий по созданию регионального телекоммуникационного узла на базе БГТУ в рамках ФЦП «Электронная Россия».
Участие в работе Совета по защите информации при Главе администрации Брянской области (прил. 1, 2).
Оказание услуг областной, городской и районным администрациям в предоставлении информации с использованием современных средств телекоммуникаций, в том числе установление контактов с зарубежными партнерами.
Оказание телекоммуникационных услуг (электронная почта) вузам, колледжам, школам, библиотекам, музеям, больницам, общественным организациям.
Проведение научно-технических и научно-методических семинаров для работников промышленных предприятий, представителей вузов Брянщины по использованию новых информационных технологий в промышленности и образовании.
Проведение консультаций со специалистами промышленных предприятий и учебных заведений по проблемам внедрения и использования новых информационных технологий.
Организация курсов для представителей промышленных предприятий г. Брянска по использованию современных средств автоматизации инженерной деятельности.
Обслуживание университетской вычислительной техники.
Предоставление в аренду программно-технических комплексов.
Участие сотрудников ОЦНИТ в качестве преподавателей в деятельности Брянского регионального Центра Федерации Интернет-образования, созданного в г. Брянске в июне 2001 г. при содействии нефтяной компании ЮКОС для реализации региональной программы проекта “Поколение.RU”.
В настоящее время в ОЦ НИТ организован узел электронной почты, абонентами которого являются более 110 пользователей. Среди них 4 вуза, 16 школ, 3 колледжа, 2 НИИ, областная библиотека, больница, общественные организации и другие пользователи. Ответственным за работу электронной почты является доц. Кельнер А.А.
2.2. УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2003 году Брянский ОЦ НИТ в составе БГТУ принимал активное участие в следующих международных проектах:
Участие в деятельности Международной ассоциации славянских вузов
В настоящее время в состав международной ассоциации вошли от России – 9 вузов, от Украины – 8, Беларуси – 6, от Югославии – 1, от Молдовы –1, от Чехии – 1. Координатором от России в составе этой ассоциации является БГТУ.
В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации определены следующие: координация и совместная деятельность высших учебных заведений независимых государств, связанных общими для всех историческими и духовными ценностями, в рамках Международной ассоциации славянских вузов; установление взаимовыгодных научных, образовательных и культурных связей на международном уровне между договаривающимися сторонами; развитие взаимопонимания и дружбы между научно-педагогическими коллективами высших учебных заведений и общественными организациями независимых государств; активизация и совместная деятельность вузов в рамках Ассоциации славянских государств на международном рынке образовательных и научных услуг; представление общих интересов и обеспечение взаимодействия с государственными органами договаривающихся сторон, международными и зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами в области образования, науки и культуры.
Из конкретных совместных проектов, направленных на развитие и расширение деятельности Ассоциации, выделены следующие виды работ:
подготовка и проведение международных научных конференций по общим и отраслевым направлениям деятельности вузов;
организация международных студенческих научно-технических конференций и семинаров с изданием тезисов докладов;
проведение обмена научно-технической литературой, издаваемой преподавателями и научными работниками вузов, между библиотеками и кафедрами;
подготовка и издание совместных монографии и учебников;
взаимный обмен учебными планами, учебно-методической литературой и обучающими программными средствами;
совместная разработка и использование средств дистанционного обучения вузов-партнеров для подготовки специалистов и магистров;
проведение международных научно-методических конференций и семинаров по современным методам обучения в высшей школе;
участие представителей студенчества вузов в ежегодном фестивале славянской молодежи на границе трех государств (Беларусь-Россия-Украина);
обмен группами студентов для отдыха в спортивно-оздоровительных лагерях;
проведение международных конкурсов научных работ студентов в области общественных и специальных дисциплин;
организация ежегодного издания последовательно в разных государствах, входящих в ассоциацию славянских вузов, научно-образовательного сборника «Вестник славянских вузов»;
разработка и обеспечение информационной поддержки межвузовского WWW-сервера «Виртуальный славянский университет»;
создание межвузовских групп представителей вузов по перспективным направлениям разработки информационных ресурсов (банков данных), отражающих совместную деятельность договаривающихся сторон, в том числе для представления их на мировом рынке образовательных и научных услуг.
Брянский государственный технический университет как вуз-координатор Международной Ассоциации Славянских Вузов от России, провел большую и плодотворную работу.
Важной задачей в вопросе популяризации деятельности Ассоциации, а также продвижении основных идей интеграции в области международного сотрудничества, является участие Международной ассоциации славянских вузов в организации и проведении различных конференций.
В 2003 г. международное сотрудничество университета было главным образом направлено на развитие академической активности преподавателей, аспирантов и студентов. При этом особое внимание было уделено установлению и развитию контактов в области учебно-методической и научной деятельности в рамках Международной ассоциации вузов Славянских государств, где БГТУ выступает координатором от России. Особенно плодотворным в 2003 г. были контактами с вузами Беларуси, в частности с Могилевским-Беларусско-Российским университетом. В 2003г. было организовано 6 встреч делегаций – представителей ректоратов, деканатов и заведующих кафедр, заведующих библиотек, выезд группы студентов на международный конкурс песни, где студентка БГТУ заняла 1 место, совместное издание учебных пособий и научных трудов.
Формирование единой информационной среды "Виртуальный славянский университет".
На международном семинаре в рамках Международной ассоциации славянских вузов, проходившем в г. Гомеле на базе Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого (Беларусь) было принято решение о формировании открытой информационной среды "Виртуальный славянский университет" для реализации задач международного образования и дальнейшей интеграции всех участников Ассоциации по различным направлениям деятельности (образование, наука, культура, общественная жизнь и др.).
По согласованию с вузами–координаторами Международной ассоциации славянских вузов принято решение о формировании определенных разделов Виртуального славянского университета с совместной или параллельной их разработкой. Брянский государственный технический университет (БГТУ) сосредоточил основное внимание на создании программной оболочки для осуществления процесса дистанционного образования, а также на разработке электронных учебников по профессиональной педагогике, бизнес-образованию и истории Брянского края.
В настоящее время частично сформированы следующие разделы:
– профессиональное образование, в виде учебных планов курса и электронного учебника по профессиональной педагогике;
– бизнес-образование, в виде электронного справочника предпринимателя, а также электронных версий издания "Вестника предпринимателя";
– интернет–образование, на основе анализа существующих методик получения образования и повышения квалификации с использованием ресурсов глобальной сети;
– история края (региона) с представлением народных и национальных ремесел;
– база знаний по дисциплине "Технология машиностроения" для студентов машиностроительных специальностей технических вузов;
электронная база данных по диссертациям, в виде банка данных рефератов на докторские и кандидатские диссертации;
электронный каталог публикаций, выпускаемых различными вузами–членами Международной ассоциации славянских вузов.
Ведущими исполнителями являлись сотрудники Брянского ОЦНИТ: инженер-программист Шкумат Е.В., инженер-программист Боровских А.А.
Целевая международная подготовка специалистов
В 2003 г. сотрудниками Брянского ОЦНИТ активно велась работа по организации международной подготовки специалистов.
Начаты работы по созданию в университете международного центра бизнес – этики, в котором выразили желание участвовать ученые из университета Дублина (Ирландия). Для согласования программы этого сотрудничества в 2003 г. в Ирландию выезжал сотрудник ОЦНИТ Андронов М.С.
Успешно развивались контакты с фондом "Новые горизонты" (США), который ежегодно принимает выпускников БГТУ для 9-месячной стажировки в ведущих вузах Америки. При участии и содействии сотрудников ОЦНИТ в 2003 г. был проведен отбор студентов БГТУ по результатам которого в 2004 г. планируется направить в вузы штата Массачусетс (США) 2-3 выпускника БГТУ. Директор Центра Аверченков В.И. в 2003 г. принимал участие во 2-й конференции, посвященной программам обмена между Россией и США (17-18 ноября 2003 г., г. Вашингтон) (прил. 3).
Проведены переговоры с посольством Мозамбик по участию БГТУ в развитии технического образования в этой стране.
2.3. УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕНТРА
Научно-методическая работа Брянского ОЦ НИТ проводилась в соответствии с планом, утвержденным в ГНИИ ИТТ “Информика” Минобразования РФ.
Количество полученных в 2003 г. грантов – 1 (продолжается с 2002 г.), заключенных договоров - 5, в том числе:
с организациями других отраслей - 0;
в рамках города - 1.
Объем договоров - 1150,00 тыс. руб., в том числе:
по хоздоговорным темам - 0 тыс. руб.;
по бюджетным темам - 650,00 тыс. руб.;
за счет областного бюджета - 500,00 тыс. руб.
Основными НИР в 2003 г. являлись:
Автоматизация распознавания и передачи конструкторско-технологических данных об объектах машиностроения в интегрированных САПР (НТП «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», 150 тыс. руб.).
Разработка теоретических основ автоматизации процесса обеспечения технологичности изделий в условиях применения CALS-технологий (доп. финансирование, 200 тыс. руб.)
Исследование методов отработки конструкций машиностроительных изделий на технологичность в условиях применения интегрированных САПР (CAD/CAM/CAE-систем) (Конкурс на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах вузов и научных организаций Минобразования России, продолжается с 2002 г., 240 тыс. руб.).
Разработка теоретических моделей и механизмов управления качеством производственных и технических систем (доп. финансирование, 60 тыс. руб.)
Создание и развитие системы дистанционного образования в Брянской области (целевая региональная программа, 2003 г., продолжается с 2002 г., 500 тыс. руб.)
Основная направленность демонстрационного зала - создание баз данных и баз знаний в сфере образования и муниципальной информатики, использование CAD/CAM-систем, ГИС, информационных систем в экономике. Демонстрационный зал оснащен современными ПЭВМ типа Pentium II, имеются средства для обработки графической информации и мультимедиа.
Дооснащение демонстрационного зала ОЦ НИТ в 2003 г. проводилось за счет внебюджетного финансирования.
2.4. УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
2.4.1. Контакты с руководством вуза
За время работы Брянского ОЦ НИТ поддерживалось полное взаимопонимание с ректоратом университета. Ежегодно, 4 раза в год, на Совете университета заслушивается отчет о внедрении НИТ в учебный процесс.
Со стороны ректората оказывается всесторонняя помощь в выделении помещений, переоснащении вычислительных лабораторий, внедрении средств НИТ в учебный процесс, а также проводилась поддержка различных организационных мероприятий, проводимых ОЦ НИТ.
Сотрудники ОЦНИТ приняли активное участие в формировании комплексного плана информатизации университета на период до 2005 г. и плана мероприятий по реализации Программы информатизации Брянского государственного технического университета на 2004 г. (прил. 4, 5).
2.4.2. Деятельность отдела АСУ ВУЗ
Главным назначением отдела АСУ-ВУЗ является создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) в подразделениях университета, их системное и техническое сопровождение.
За 2003 г отделом АСУ - ВУЗ проведены работы по следующим направлениям:
• Совершенствование системы автоматизированного управления университетом.
• Обеспечение своевременной обработки данных для организации учебного процесса.
• Подготовка данных для расчёта стипендии и заработной платы.
• Поддержание и развитие компьютерных сетей в университете.
• Ремонт и поддержание в рабочем состоянии вычислительной техники университета.
Большая работа проводится отделом по созданию, приобретению и адаптации к требованиям вуза программных средств, автоматизирующих такие сферы деятельности университета как учебный процесс, бухгалтерский учет, управленческие функции.
В рамках этого направления за 2003 г. АСУ ВУЗ проведены следующие работы:
• Сопровождение и обновление системы ПАРУС для автоматизации бухгалтерских работ.
• Составление и постоянная корректировка учебных планов совместно с учебной частью университета.
• Обеспечение отчётными ведомостями всех преподавателей на период сессии и зачётной недели.
• Создание программного обеспечения для учёта успеваемости в межсессионный и сессионный период для деканатов и кафедр, а также для назначения стипендий.
• Корректировка списочного состава преподавателей и сотрудников университета для ректората, планово - финансового отдела, отдела кадров.
• Корректировка списочного состава студентов для ректората, деканатов, планово-финансового отдела.
Для управления учебным процессом в 2003 г. внедрена новая клиент-серверная версия системы «Деканат», включающая подсистемы «Контин-гент студентов», «Промежуточная аттестация студентов», «Сессия ».
Смежными подсистемами для системы «Деканат» являются: «Абитуриент», «Начисление стипендии», «Учебное управление».В соответствии с принци-пом общности данных для различных подсистем обмен информацией между ними проводится автоматически.
Для повышения качества и оперативности работы учебного управления университета в планирование учебного процесса, включающего подготовку и ведение учебных планов, мониторинг учебного процесса, планирование и учет учебной нагрузки преподавателей, формирование необходимой документации и отчетности по учебному процессу, заканчивается разработка в соответствии с клиент-серверной технологией системы «Учебное управление», cостоящей из подсистем «Учебные планы», «Расчет учебной нагрузки», которая в дальнейшем должна быть дополнена подсистемой «Расписание занятий».
В планово-финансовом учете были задействованы АРМ «Учет движения контингента студентов», «Проверочный расчет штатного расписания всех групп персонала».
Для расчета заработной платы сотрудников используется система «Учет персонала, труда и заработной платы корпорации »"Парус". С базами данных этой системы через локальную сеть в 2003 г. организована работа расчетного отдела бухгалтерии и отдела кадров, т.к. система автоматизации учета персонала, труда и заработной платы состоит из 2-х модулей - модуля кадрового учета и модуля учета расчетов по заработной плате. Взаимодействие модулей заключается в том, что данные, которые в кадровом учете составляют предмет учета, являются исходными данными для начислений по заработной плате.
Для финансового и бухгалтерского учета адаптирована к условиям вуза комплексная система автоматизации управления учреждениями, состоящими на бюджете - "Парус-предприятие", которая обеспечивает выполнение всех функций и требований бухгалтерского учета , таких как управление денеж-ными средствами и расходами ( платежные документы, касса , банковские счета) , учет дебеторов и кредиторов, учет основных средств, малоценных предметов и т.д. Для функционирования системы компьютеры всех отделов бухгалтерии соединены локальной сетью.
Также сотрудниками отдела АСУ ВУЗ печатался ежемесячный контрольный список профессорско-преподавательского состава, осуществ-лялось участие в подготовке данных и печати ежегодного отчета вуза по форме 3-НК, отчетов по рейтингу, по аккредитации и аттестации вуза для Минобразования России.
Сейчас особо актуальным становится взаимное использование различными подразделениями вуза общих баз данных, концентрирование в них информации для коллективного применения через локальные вычислительные сети. В связи с этим в 2003 г. первоочередной задачей являлось создание внутри вуза единого информационного пространства, которое обеспечивается общими базами данных и локальной вычислительной сетью, объединяющей рабочие места — источники информации.
В 2003 г. была разработана структурная схема информационной системы университета (ИСУ) и начаты работы по ее реализации. Состав автоматизированных функций информационной системы будет базироваться на отработанных задачах действующей системы АСУ ВУЗ при условии их реструктуризации и развития с учетом новых функций и сформулированных принципов построения системы.
Функциональная макроструктура ИСУ будет состоять из следующих функциональных подсистем: административное управление университетом; планирование учебного процесса; контроль учебного процесса; абитуриент; деканат; кафедра; студенческий состав; наука; кадры; система автоматизации документооборота: финансово-бухгалтерская подсистема; подсистема хозяйственной деятельности; подсистема послевузовского образования (аспирантура, докторантура, диссертационный совет); центр мультимедийных интеллектуальных систем обучения, профориентации, отбора и переподготовки кадров; учебно-научно-исследовательский центр сетевых информационных технологий и дистанционного обучения; центр программных систем и баз данных ИСУ; сервис-центр контроля, диагностики и обслуживания ИСУ.
Разрабатывается подсистема, объединяющая программу "Формирование и расчет штатного расписания различных групп персонала" планово-финансового учета с базой данных "Сведения о профессорско-преподавательских кадров", используемой в отделе кадров.
Также в 2003 г. своевременно осуществлялся ремонт и поддержание в рабочем состоянии вычислительной техники университета. Было отремонтировано более 20 единиц компьютерного оборудования.
2.4.3. ЦНИТ и вузовские телекоммуникации
В 2003 г. проводилось дальнейшее развитие локальных вычислительных сетей Брянского государственного технического университета.
Поддерживалась работа по созданию библиотечной компьютерной системы, для которой создан библиотечный робот, обеспечивающий модемную связь в пределах города с любым компьютерным абонентом, а также обеспечен доступ к информационным ресурсам библиотеки через WWW с использованием Internet/Intranet-технологий.
Завершена работа по переводу центральных общеуниверситетских и почтовых серверов на операционную систему Linux.
БГТУ в 2003 г. стал владельцем нового домена .
Разработан и постоянно обновляется университетский WWW-сервер (http://www.tu-bryansk.ru). По основным разделам сервера представлены русская и английская версии страниц.
За 2003 г. достигнуты значительные результаты в совершенствовании доступа к ресурсам сети Интернет.
В соответствии с федеральной целевой программой “Электронная Россия” в 2003 г. как и в 2002 г. Брянскому государственному техническому университету выделено федеральное финансирование в размере 2 млн. руб. на капитальное строительство в области телекоммуникаций и 1 млн. руб. на приобретение телекоммуникационного оборудования.
Все работы по этому направлению проводились сотрудниками Брянского ОЦНИТ в соответствии с разработанным ранее инвестиционным проектом “Создание узла телекоммуникационной и информационной инфраструктуры на территории города Брянска”.
Сущность проекта заключается в создании на базе Брянского государственного технического университета регионального телекоммуникационного центра, обеспечивающего дальнейшее эффективное построение информационной инфраструктуры на территории города и в пределах Брянской области в целом, а также последующую интеграцию этой инфраструктуры в общероссийское и мировое информационное пространство. В результате реализации проекта будут созданы условия для реализации 500 точек доступа к сети Интернет/Интранет со скоростью до 15 Мб/с.
Одной из главных задач создаваемого телекоммуникационного центра является создание в Брянской области единой информационно-образовательной среды, которая должна стать основой для развития методов и организационных форм открытого образования и проведения модернизации в регионе профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий.
Создание современного узла телекоммуникаций будет способствовать развитию научных школ в сфере информационных технологий, обеспечит расширение деятельности учебно-научно-инновационных центров, научных парков и малых предприятий, созданных в рамках Брянских университетов.
БГТУ является головной организацией в реализации территориальной (областной) программы “Создание и развитие региональной системы дистанционного образования Брянской области на 2000-2004 г.г.”, поэтому организация узла телекоммуникационной инфраструктуры позволит:
расширить возможности дистанционного образования для реализации основных образовательных программ для подготовки и переподготовки специалистов, в т.ч. преподавателей, осуществляющих обучение студентов и учащихся специальным курсам в области информационно-телекоммуникационных технологий;
способствовать экспорту услуг в области дистанционного образования через создание на базе БГТУ Виртуального славянского университета совместно с вузами Беларуси и Украины;
Предполагается широко использовать современные средства телекоммуникаций для поддержки учебного процесса, проводимого в БГТУ по Президенской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.
В рамках проектного предложения сотрудниками ОЦНИТ были проработаны следующие вопросы и выполнены этапы работ:
Разработана Программа развития единой образовательной информационной среды Брянской области с обоснованием необходимости узла телекоммуникаций.
Подготовлена общая концепция развития узла телекоммуникационной и информационной инфраструктуры на базе БГТУ, определены с учетом перспективного развития университета компьютерные залы, классы и отдельные рабочие места, имеющие выход в Интернет. При этом согласованы проектные решения с ОАО “Брянсксвязьинформ” для того, чтобы предусмотреть при реализации этой организацией проекта “Создание мультисервисной сети передачи данных в Брянской области” возможность использования мультисервисной сети для построения опорного сегмента региональной образовательной телекоммуникационной сети.
Разработан детальный проект разводки кабельной системы телекоммуникационной сети внутри учебных и учебно-лабораторных корпусов университета.
Проведено обоснование выбора аппаратной части узла телекоммуникаций.
Проведен поиск всех организаций в регионе, выполняющих проектно-сметные, монтажно-строительные и пуско-наладочные работы в области создания современных телекоммуникационных систем.
Проведено согласование с руководством ОАО “Брянсксвязьинформ” (Министерство связи) и городской телефонной станцией по подключению к волоконно-оптическим каналам и выходу на каналы связи ОАО “Ростелеком”.
Получены от специалистов Брянской городской телефонной сети технические условия на организацию волоконно-оптической линии связи от БГТУ до ближайшей АТС 55, а также на организацию ВОЛС с использованием канализации ГТС между учебными и учебно-лабораторными корпусами.
Заключен договор на выполнение проектно-сметных работ по созданию узла телекоммуникаций с ОАО “ГПИСТРОЙМАШ”.
Оформлены инженерные решения по организации на базе БГТУ регионального телекоммуникационного центра в виде проектно-сметной документации.
Рассмотрены возможности региональных организаций и проверены их лицензии для участия в качестве подрядчиков на выполнение строительных работ по созданию узла телекоммуникаций.
Определены на конкурсной основе подрядчики для прокладки телекоммуникационных каналов и подключения их к конечному оборудованию.
Приобретено телекоммуникационное оборудование.
Осуществлена прокладка ВОЛС ко всем 4-м корпусам университета.
Выполнена прокладка и настройка внутрикорпусных сетей на основе «витой пары».
Осуществлен монтаж и настройка оборудования телекоммуникационного узла (центрального коммутатора и маршрутизатора сети switch Catalist 3550-12, сервера доступа Cisco 2509RJ) и внутрикорпусных сетевых устройств switch Catalist 2950G-24, 2950T-24, 2950-24 (прил. 6).
Предоставлен полноценный доступ в Интернет по новому каналу кафедрам и подразделениям в 2-х учебных корпусах университета. В настоящее время активно ведется работа по подключению к ресурсам Интернет остальных учебных корпусов.
Похожие документы:
2. характеристика подразделений цнит (1)
ДокументРеализация долгосрочной целевой региональной программы «Создание и развитие системы дистанционного образования в Брянской области» совместно с Администрацией Брянской области и ведущими вузами г.2. характеристика подразделений цнит (3)
ДокументРеализация долгосрочной целевой региональной программы «Создание и развитие системы дистанционного образования в Брянской области» совместно с Администрацией Брянской области и ведущими вузами г.1 Базовые организации Центра
ДокументВ соответствии с рекомендациями Министерства в 1993 г. в состав ОЦ НИТ был включен вычислительный центр университета. В настоящее время в университете функционирует научно-методический совет по НИТ.Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
ДокументГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.Компакт-диски содержат изложение всего школьного курса по конкретной дисциплине и тесты для проверки усвоения материала
Изложение1С:Репетитор. Образовательные продукты компании "1C" Компания "1С" представляет на своем сайте серию мультимедийных образовательных продуктов "1С:Репетитор", предназначенных для изучения следующих дисциплин