Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
изделий и конструкций 7010 высшее Производство неметаллических строительных изделий и конструкций 70107 среднее Изготовление металлических конструкци...полностью>>
'Документ'
Информация к размышлению. Великая русская литература как источник знания и понимания своего народа, его культуры. "Боже! Если бы стотысячная, по...полностью>>
'Семинар'
Сопредседатели: Прот. Кирилл Копейкин, ученый секретарь Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, кандидат богословия, к.ф-м.н.; Владимиров Ю...полностью>>
'Диплом'
1. Зачитывается благодарственное письмо организационного комитета IV Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по специальностям напра...полностью>>

Аникому не ведомый 9-летний мальчик Митя Шостакович, еще только начавший музыкальные занятия, сочиняет свою первую пьесу и называет ее «Солдат»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Осипенко Галина Борисовна,

заведующая отделением музыкально – теоретических дисциплин,

педагог музыкально – теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории

Музыкально – литературная гостиная,

посвящённая творчеству

Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Год 1915. Петроград. Серые колонны солдат, гулко печатая шаг, движутся к вокзалам – на фронт. Газеты пестрят списками убитых, сводками о передвижении войск. А никому не ведомый 9-летний мальчик Митя Шостакович, еще только начавший музыкальные занятия, сочиняет свою первую пьесу и называет ее «Солдат». Никто, кроме близких и друзей, не слышал эту пьесу, да автор и не претендует на известность. Просто он не может не высказаться о том, что волнует его самого и окружающих.

Год 1941 год. Война, еще более страшная, вплотную подошла к стенам Ленинграда. Вражеские бомбы и снаряды обезображивают прекрасный город. И теперь уже известный всем композитор, профессор Ленинградской консерватории Д.Д. Шостакович создает свою «Седьмую симфонию» - величественный монумент той грозной и трагической эпохе.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать такую музыку!» - воскликнул тогда один известный американский журналист.

Первое произведение создано мальчиком, второе – прославленным мастером. Нельзя поставить их рядом – так велика между ними разница, но есть нечто общее, что роднит их: интерес к современности, к тому значительному, что совершается вокруг. стремление всё это в музыкальных образах.

Вторая симфония посвящена октябрьской революции.

Будто механическая, мертвящая душу музыка Седьмой симфонии передает звериный облик фашизма.

В одиннадцатой симфонии (1905 год) мы слышим мучительный вопль поверженной толпы, стоны и проклятия палачам.

Двенадцатая симфония (1917 год) пронизана настороженной тишиной Дворцовой площади перед решающим штурмом Зимнего дворца, шквалом звуков, штурма, взметнувшихся победных фанфар.

Для Д.Шостаковича характерно тонкое проникновение в сокровенные глубины человеческой психики. Собирательный образ героя его произведения – это образ человека, наделенного тонкой, чуткой душой, развитым интеллектом и большой восприимчивостью к окружающему.

Произведения Д.Шостаковича очень многозначны: все сложно в этом мире, сложна и музыка, отображающая его. А может ли она быть лишь благозвучной, ласкающей слух, если отображает наше великое и трагическое столетие, на протяжении которого дважды разыгрывались кровавые трагедии, мировые войны, за которые человечество поплатилось десятками миллионов жизней. Д.Шостакович проповедует борьбу – страстную, непримиримую борьбу со злом.

Значение личности композитора Д.Шостаковича не только в великом таланте. Можно быть одаренным художником и оставаться чуждым интересам своего народа. В творчестве же Д.Шостаковича гармонично сочетались огромная художественная одаренность и высокая гражданственность, верное ощущение своей эпохи.

Д.Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Ленинграде. Отец его, инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем музыки. Обладая мягким, приятным баритоном, он с тонким вкусом исполнял на домашних вечеринках романсы и народные песни. Поэтичность, потребность в приобщении к искусству были присущи и другим членам семьи Д.Шостаковича.

Чуткой к музыке была мать будущего композитора. В юности, учась в консерватории, она подавала немалые надежды как пианистка. И хотя раннее замужество и рождение детей помешали осуществлению этих надежд, она навсегда сохранила живой интерес к музыке и стала первой музыкальной наставницей своего сына.

Успехи его поначалу не были блестящими, и ничто не предвещало того, что вихрастый, не очень покладистый мальчик станет впоследствии выдающимся музыкантом. Тем не менее, играя несложные пьесы, он неожиданно проявлял замечательно цепкую музыкальную память, абсолютный слух, а вскоре и упорство, что облегчило ему дальнейшие занятия, сделало их более интенсивными.

Развитие талантливого юноши уже в стенах Петроградской консерватории протекало стремительно и бурно. Окружающих – и профессоров, и студентов - поражала яркая разносторонняя одаренность Д.Шостаковича, блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры.

К окончанию консерватории Д.Шостакович создает Первую симфонию, которая определила его место в советской симфонической музыке. Д.Шостакович написал всего 15 симфоний.

Мы еще раз обращаемся к Седьмой симфонии. 1941 год. Война перевернула всё, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там, в осажденном Ленинграде, оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор Д.Д. Шостакович.

В его душе зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей.

История мирового искусства еще не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то время событий. Симфония была написана за несколько месяцев.

Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых, враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.

Самая значительная - первая часть симфонии. В музыке крайних разделов воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, по-звериному жестокий образ разрушительной силы, музыкальная характеристика которого дана в среднем разделе первой части. Этот образ уникален в мировой музыке сочетанием зловещей фантастичности и предельной конкретности: страшный сгусток всего самого мрачного, безобразно-уродливого, что может возникнуть не только в реальном, но и в вымышленном мире, но это не карикатура, а источник трагедии. Столкновение двух враждебных начал составляет содержание всей первой части симфонии.

Звучит фрагмент 1 части 7 симфонии

Седьмая симфония в Москве

Наверное, помните Вы,

Как стужа тогда пронизала

Ночные кварталы Москвы,

Подъезды Колонного зала,

Была непогода скупа,

Снежком припущенная малость,

Как будто бы эта крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,

С уныло ползущим трамваем,

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

И эта ненастная мгла,

В траншеях свиставшая хмуро,

Никем до него не была

Расписана как партитура.

Над миром катилась гроза,

Еще никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Как дом, от полов до стропил,

Охваченный пламенем сразу,

Оркестр, обезумев, вопил

Одну музыкальную фразу.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком

Проснулись, зажглись, просияли.

Как будто из мрака ночей

Дошли к нам порывы метели.

И стразу у всех скрипачей

С подставок листы полетели.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила ее канонада.

Она прорывала кольцо

Блокадных ночей Ленинграда.

Гудела в глухой синеве,

Весь день пребывала в дороге.

И ночью кончалась в Москве

Сиреной воздушной тревоги.

Михаил Матусовский

Исполняются следующие произведения Д.Д. Шостаковича в исполнении учащихся (или звучит фонограмма):

  1. Лирический вальс;

  2. Элегия;

  3. Вальс-шутка;

  4. Полька;

  5. Фантастический танец;

  6. Романс в исполнении струнного ансамбля.

Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется стихотворением А.А. Ахматовой «Музыка», которое посвящается Д.Д. Шостаковичу.

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся,

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза,

Иль будто все цветы заговорили.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Акими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье

    Закон
    Правители, Законодатели действуют по указанию Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременно Должно знать, как искони мятежные страсти волновали
  2. Дмитрий и Надежда Зима Тайна имени Диагностика кармы имени Часть Имя, карма и психоанализ Два слова от (1)

    Документ
    Так уж случилось, что в рамках традиционной науки вопрос о влиянии имени человека на его жизнь и судьбу принято относить либо к разряду досужих домыслов, либо и вовсе к шарлатанству.
  3. Дмитрий и Надежда Зима Тайна имени Диагностика кармы имени Часть Имя, карма и психоанализ Два слова от (2)

    Документ
    Так уж случилось, что в рамках традиционной науки вопрос о влиянии имени человека на его жизнь и судьбу принято относить либо к разряду досужих домыслов, либо и вовсе к шарлатанству.

Другие похожие документы..