Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Процессор электронно-вычислительной машины, это чудо техники, умеет, тем не менее, выполнять лишь простейшие команды. Каким же образом компьютер реша...полностью>>
'Доклад'
Лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекционная болезнь, вызываемая вирусом лейкоза крупного рогатого скота. Для диагностики лейкоза в лабо...полностью>>
'Курсовая'
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, на...полностью>>
'Программа'
Фундаментальная система решений линейного однородного дифференциального уравнения n-го порядка. Определитель Вронского. Теорема о структуре общего реш...полностью>>

Современная подготовка юных спортсменов. Глава №1 Организационные и научно-методические переспективы развития детско-юношеского спорта в России

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современная подготовка юных спортсменов. Глава №1 - Организационные и научно-методические переспективы развития детско-юношеского спорта в России.

Источник: Москомспорт - справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 5 - 21

Фото:  Современная подготовка юных спортсменов

Автор: Никитушкин Виктор Григорьевич

Современное развитие спорта высших достижений целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Система спортивных школ в России, которая складывается на протяжении полувека, достаточно эффективна. Она охватывает 89 территорий России, объединяет около 4500 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомственным и спортивным обществам. На развитие массового спорта ориентировано около 3230 детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации — 1274 специализированных учреждения, в которых трудятся около 58000 штатных специалистов. К систематическим занятиям спортом привлечено более 3 млн детей, подростков, юношей и девушек, из них 63,3 тысячи — высококвалифицированные спортсмены. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров.

По данным В. Г. Бауэра (2005), если эффективность ДЮСШ по подготовке высококвалифицированных спортсменов принять за единицу, то в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) этот показатель в 3,5, в училищах олимпийского резерва (УОР) в 8, в школе высшего спортивного мастерства (ШВСМ) в 20 раз выше. В спортшколах проходят подготовку 43,7 тысячи высококвалифицированных спортсменов, из них в системе спорткомитетов — 40%, органах образования — 28%, ФСО профсоюзов — 15%, других организациях — 16%. Расширение системы спортшкол позволило привлечь к систематическим занятиям спортом 10,7% детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет.

В спорте высших достижений задействовано более 63,3 тыс. спортсменов, или 0,25% от молодежи 16–25-летнего возраста. Спортсмены, проявившие выдающиеся способности, получают элитарное профессиональное образование в 42 училищах олимпийского резерва, действующих в 32 территориях России. Наиболее перспективные спортсмены, независимо от рода их деятельности, продолжают совершенствовать свое мастерство в 97 школах высшего спортивного мастерства 56 территорий России. В указанных учреждениях проходят целенаправленную подготовку более 4 тысяч высококвалифицированных спортсменов, из которых 2,4 тысячи — кандидаты в сборные команды страны основного и резервного составов.

В спортивных школах организовано пять этапов подготовки (табл. 1). Спортивно-оздоровительный этап предусмотрен для тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний. Этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования определены нормативными документами для детских спортивных школ, а этап высшего спортивного мастерства — для СДЮШОР, ШВСМ и УОР. В текущей работе целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для развития детско-юношеского спорта в стране.

Одной из основных является тенденция развития морфометрических показателей. 50–70-е годы прошлого столетия характеризовались бурными процессами акселерации и секулярного тренда (увеличение скорости роста и раннее созревание, повышение характеристик длины и массы тела).

Таблица 1. Основные функции спортивных школ на этапах многолетней подготовки

Этап подготовки

Период,лет

ДЮСШ

СДЮШОР

ШВСМ

УОР

Спортивно-оздоровительный

До 17 лет

+

+

 

 

Начальной подготовки

2-3 года

+

+

 

 

Учебно-тренировочный

4-5 лет

+

+

 

 

Спортивного совершенствования

3 года

+

+

+

+

Высшего спортивного мастерства

3-5 лет

 

+

+

+

 Впоследнее десятилетие наблюдается прекращение акселерации роста и нормального развития ребенка. Вместе с тем отмечается, что в младшем школьном возрасте (7–10 лет) современные дети несколько опережают своих сверстников двадцатилетней давности. Однако в период полового созревания соотношения существенно меняются: современные дети полностью соответствуют по длине тела, то есть сохраняют прежнюю активность ростового развития, но при этом начинают отставать в показателях массы тела, достигая в разнице 2–4 кг, а также в силовых показателях, достигая к 17 годам разницы в 18–20%. Подобные изменения отмечены в странах Прибалтики, в Польше, Чехии, Словакии, России и ряде других.

Все это в целом указывает на серьезные, принципиальные ухудшения функциональных возможностей растущего организма современных детей, особенно начиная с периода полового созревания, то есть с 12–13-летнего возраста, а также ухудшение состояния здоровья. При рассмотрении перспектив развития детско-юношеского спорта необходимо отметить тенденцию экономической целесообразности. Одна из главных проблем  управления деятельностью спортшкол — экономические методы, когда на первый план выдвигается стимулирование профессионального роста педагогического коллектива. Это требует строгого планирования и учета всех параметров процесса подготовки. Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, предусмотрены основные критерии оценки работы тренеров на каждом этапе многолетней подготовки, материальное поощрение руководителей, специалистов и служащих, а также повышение нормативов оплаты труда тренеров. Это в определенной мере способствует сохранению в спортивных школах высококвалифицированных специалистов. В целом, сложившаяся в России система воспитания спортивного резерва позволяет обеспечить подготовку конкурентоспособного пополнения сборной команды России. По олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2 МСМК, 8 МС, 29 КМС и 5 тренеров высшей квалификации.

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня, его необходимо готовить 10–12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7, 28, 168 и более 2 тыс. занимающихся на этапах многолетней подготовки. Отсюда появляется возможность прогнозирования резерва как источника пополнения сборной России по видам спорта. Для этого необходимо выработать идеологию развития видов спорта, суть которой — в определении необходимой потребности в высококвалифицированных спортсменах, отвечающей экономической целесообразности и эффективности развития.

Непременным условием воспитания юных спортсменов для участия в первенствах мира, Европы и Олимпийских играх является тенденция увеличения централизованной подготовки сборных команд России с оптимальным объемом соревновательной деятельности.

Достижения советских (российских) спортсменов и рост результатов на Олимпийских играх 1952–1996 годов общеизвестны, они повышались, в основном, за счет централизованной подготовки (до 75%) и соревновательных факторов (до 30%), что было обусловлено повышением тренировочных нагрузок, интенсивности соревновательной деятельности, усложнением спортивной техники. Все это требует от спортсменов целенаправленной профессиональной подготовки.

Непременной тенденцией развития детско-юношеского спорта является научная разработка актуальных вопросов методики спортивной тренировки.

Разработка актуальных вопросов юношеского спорта прошла несколько этапов: от изучения частных разделов, характерных для работ 50–60-х годов, до крупных обобщающих публикаций последних десятилетий, в которых вскрыты важнейшие закономерности, присущие спортивной подготовке различных контингентов спортсменов в связи с их возрастно-половыми особенностями и этапами многолетней подготовки. В этом направлении достигнуты значительные успехи.

В целом можно считать, что в настоящее время к числу наиболее разработанных разделов системы подготовки юных спортсменов относится следующее:

  • методика развития физических качеств в возрастном аспекте;

  • система построения многолетней подготовки юных спортсменов;

  • нормирование и структура тренировочных нагрузок;

  • система отбора юных спортсменов;

  • методика комплексного контроля за подготовленностью учащихся спортивных школ;

  • организационно-методические основы юношеского спорта.

На основе накопленных знаний в настоящее время активно ведется разработка проблемы индивидуализации спортивной тренировки. В процессе тренировки необходимо соблюдать индивидуальный подход к занимающимся, учитывать их личные особенности для наиболее полного развития физических качеств. Одним из главных направлений здесь была разработка методологии исследования изучаемой проблемы. Наряду с этим были исследованы индивидуальные особенности физической подготовленности юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта. В перспективе на начальных стадиях ее изучения необходимо изучить следующие вопросы.

На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент.

В дальнейшем (этапы углубленной спортивной тренировки и спортивного совершенствования) необходимо изучать индивидуальные характеристики во всей их совокупности. Результаты собственных исследований показали, что в развитии физических качеств спортсмены разделяются по индивидуально-групповым характеристикам, генетически заложенным в организме индивида.

Все рассмотренное послужит основой для разработки индивидуальных и индивидуально-групповых программ подготовки юных спортсменов в процессе многолетней тренировки.

Мы кратко охарактеризовали далеко не все проблемы, решение которых имеет существенное  значение для дальнейшего совершенствования теории и методики юношеского спорта, системы подготовки спортивных резервов.

1.1. Разновидности спортивных школ и возрастные границы обучения в них

В подготовке спортивного резерва для сборных команд России основополагающую роль играют спортивные школы. Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации складывалась на протяжении полувека и носит достаточно устойчивый характер. Меняется только название спортшкол, а общее их количество имеет тенденцию к ежегодному увеличению.

Анализ данных о функционировании спортивных школ за последние годы позволяет сделать вывод о том, что наблюдается рост количества спортивных школ и численности занимающихся в них. В настоящее время в спортивных школах развивают 104 вида спорта, в том числе 50 — олимпийских. Важным показателем их качественной работы является количество подготовленных спортсменов-разрядников.

Несмотря на определенные социально-экономические трудности прошедшего периода, стабильные показатели соотношения числа занимающихся в спортивных школах на различных этапах спортивной подготовки по годам в определенной степени подтверждают рациональное построение системы подготовки спортивного резерва. Из числа детей, начавших заниматься спортом в спортивных школах, около 9,5 тысяч доходят до этапа подготовки высшего спортивного мастерства. При этом в системе ДЮКФП, ДЮСШ,СДЮШОР регулярно занимаются спортом только 16,7% детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет от общего количества детей этого возраста в России. Этот показатель приближается к уровню социального норматива (20%).

В системе подготовки спортивного резерва 69,1% учащихся обучаются на этапах спортивно-оздоровительном и начальной подготовки, 28,3% — на этапе начальной специализации и углубленной тренировки, 2,6% занимаются спортом высших достижений. Учебно-тренировочный процесс осуществляют более 102 тыс. тренеров преподавателей, из которых 58,2 тыс. являются штатными, из них 63,3% имеют квалификационные категории. В спортивных школах всех видов и типов проходят подготовку 63,3 тыс. высококвалифицированных спортсменов (358 — ЗМС, 2055 — МСМК, 12 тыс. — МС, 48,9 тыс. — КМС).Только в ШВСМ и УОР проходят подготовку 5,5 тыс. кандидатов (основного, стажеров ирезервного составов) в сборную команду России (табл. 2).

Эффективность функционирования спортивных школ по подготовке высококвалифицированных спортсменов определяется процентным соотношением (МСМК–КМС) к потенциалу (контингенту занимающихся, тренерским кадрам, финансированию). Если принять эффективность ДЮСШ за единицу, то в СДЮШОР этот показатель в 3,5, в УОР в 8, ШВСМ в 20 раз выше. Наличие высококвалифицированных спортсменов в спортшколах системы спорткомитетов составляет 40,4%, органов образования — 27,9%, ФСО профсоюзов — 15,4%, других организаций (Минобороны, ФСО «Юность России», «Атоммаш», МПС, ФСО «Динамо») — 16,3%, в них количество игровых отделений составляет: волейбол — 822, баскетбол — 627, ручной мяч — 762.

По подготовке высококвалифицированных спортсменов наиболее эффективно работают спортшколы г. Санкт-Петербурга, Москвы, Северо-Осетинской республики, Кемеровской области, Красноярского и Приморского краев.

На одного тренера ДЮСШ приходится 35 занимающихся, а на одного педагога дополнительного образования ДЮКФП — 21. При этом наличие высококвалифицированных спортсменов в ДЮКФП в 18 раз ниже, чем в ДЮСШ. Создание на территориях полного технологического цикла подготовки спортсмена от новичка до кандидата в сборную команду России сохраняет элементы целого принципа преемственности. На некоторых территориях России нет ШВСМ или УОР, в то время как эффективность этих учреждений соответственно в 15 и 4 раза выше, чем в СДЮШОР.

Таблица 2. Основные показатели деятельности спортивных школ

Показатели

ДЮСШ, ДЮКФП

СДЮШОР

ШВСМ

УОР

Всего

Количество учреждений

3230 669

1274

97

42

5312

Количество занимающихся

3165360

13677

7096

3186133

Из них на этапе СС, ВСМ

67785

8333

5360

81478

Проходят подготовку: ЗМС

358

716

32

1106

МСМК

2055

1285

251

3591

МС

11988

3329

1139

16456

КМС

48911

3115

2974

55000

Всего тренеров

97230

1915

978

100123

Из них штатных

55171

826

295

56292

Имеют квалификационные категории

42282

923

277

43482

Эффективность функционирования, %

Контингент занимающихся

99,35

0,43

0,22

 

Тренерские кадры

97,1

1,9

0,97

 

Общие расходы

87,2

8,5

4,2

100

Наличие МСМК, МС, КМС

83,9

10,3

5,8

100



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Источник (6)

    Документ
    Источник: Москомспорт - справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 99 - 109
  2. Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма

    Документ
    Редакционная коллегия: Е. А. Шуняева, канд пед наук, доцент (отв. ред.); Е. Е. Елаева, канд. мед. наук, доцен; Е. А. Якимова, канд. биол. наук, доцент
  3. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в области пулевой стрельбы 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Диссертация
    Защита состоится 16 марта 2012 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.
  4. Методика спортивной подготовки юных конькобежцев на начальном этапе в условиях крытых катков 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Диссертация
    Защита состоится: 10 марта 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.
  5. Методическое пособие Ярославль 2007 год Печатается по решению научно- методического совета по присвоению

    Учебно-методическое пособие
    Содержательно-организационные модели пропаганды здорового образа жизни в подростковой среде (из опыта работы учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области): Методическое пособие.

Другие похожие документы..