Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится “10_ декабря” 2009 года в 15 часов на заседании совета Д.212.232.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петерб...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящие Нормы распространяются на все виды строительных и монтажных работ, выполняемых при сооружении контактной сети, включая капитальный ремо...полностью>>
'Документ'
З метою координації роботи, пов'язаної із залученням, наданням та ефективним використанням міжнародної технічної допомоги, Кабінет Міністрів України ...полностью>>
'Документ'
Человечество, а особенно насильственно обогащае­мая знаниями его часть с древнейших времен развивает и совершенствует искусство изготовления вспомога...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта»)

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

доцент кафедры

философии и социологии С. А. Петушков

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса

Сформировать у магистрантов системное представление об исследовательском процессе и его специфике в социальных науках, о принципах проведения исследований, признаках качественно проведённого исследования.

1.2. Задачи курса

  1. Сообщить магистрантам информацию об основных этапах исследовательского процесса, о последовательности предпринимаемых исследователем действий.

  2. Показать место и роль исследований в современном обществе.

  3. Показать специфику взаимодействия исследователя с заказчиком, полевыми работниками, респондентами и публикой.

  4. Показать многообразие используемых исследователями методов; научить, в каком случае какой(ие) методы предпочитает использовать исследователь.

  5. Показать способы обработки и анализа информации, получаемой исследователем после окончания полевого этапа.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке магистрантов

Курс «Методология и методика социологического исследования» относится к социально-экономическим знаниям и опирается на дисциплины соответствующего цикла, которые изучаются на бакалавриате. В наибольшей степени курс опирается на дисциплину «Психология» относительно организации исследовательской группы и достижения оптимальности взаимодействия полевого работника и респондента для получения достоверной информации и установления доброжелательных отношений между ними. Также курс опирается на дисциплины «Социология», «Социология физической культуры и спорта», «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта», «Спортивная метрология».

1.4. Требования к уровню подготовленности выпускника

В результате изучения курса «Методология и методика социологического исследования» студент должен:

  • знать структуру и виды социологических исследований, принципы организации и проведения исследования, методы и методики исследований.

  • уметь составить программу исследования, проводить предварительный анализ объекта, разрабатывать методику, обрабатывать получаемые данные, делать выводы и рекомендации.

  • представлять, какие проблемы изучаются при помощи социологических исследований в современном обществе, каковы особенности исследований этих проблем и процессов.

  • владеть способами организации социологического исследования, анализа полученной информации и оформления результатов исследования.

II. Распределение тем по видам занятий

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

СРС

Всего

Всего

лекции

практика

Раздел 1. Социологические исследования в современном обществе

10

6

4

20

30

1

Понятие исследования и его виды.

4

2

2

5

9

2

Функции социологических исследований в современном обществе

4

2

2

5

9

3

История и перспективы социологических исследований

2

2

-

10

12

Раздел 2. Подготовительный этап исследовательского процесса

12

6

6

44

56

4

Компоненты подготовительного этапа

4

2

2

4

8

5

Формирование и обоснование выборочной совокупности

4

2

2

20

24

6

Измерение данных в социологических исследованиях

4

2

2

20

24

Раздел 3. Методы и правила сбора информации

12

6

6

45

57

7

Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент

4

2

2

15

19

8

Анализ документов

4

2

2

15

19

9

Опрос

4

2

2

15

19

Раздел 4. Аналитический этап исследовательского процесса

12

6

6

45

57

10

Обработка первичной информации

4

2

2

20

24

11

Анализ данных

4

2

2

20

24

12

Составление отчёта

4

2

2

5

9

ИТОГО

46

24

22

154

200

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

Раздел I. Социологические исследования в современном обществе.

Тема 1. Понятие исследования и его виды.

Лекционный материал. Понятие исследования и его место в научном процессе. Уровни социального знания. Фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальные исследования: теоретическое и эмпирическое. Прикладные исследования: эмпирическое и экспертное.

Практическое занятие. Задачи проведения социологических исследований. Функции: информационно-познавательная, ценностно-ориентационная, методологическая. Мотивы, побуждающие исследователя проводить исследование.

Самостоятельная работа. Особенности социологических исследований. Насколько возможно обобщение? Использование теории вероятностей. Стохастичность получаемых данных. Выборочный метод при сборе данных. Анализ: приоритетность первичного массива или отвлечённых показателей? Европейская и американская традиции.

Тема 2. Функции социологических исследований в современном обществе.

Лекционный материал. Значение социологических исследований для принятия управленческих решений. Исследовательская культура и её распространение. Факторы распространённости исследований в современном обществе: сциентизм, публичность, плюрализм научных гипотез.

Практическое занятие. Наука как социальный институт. Институциональные функции исследования: диагностика, экспертиза, прогнозирование.

Самостоятельная работа. Взаимодействие исследователя и заказчика. Особенности в прикладных и экспертных исследованиях. Роль заказчика в исследовательском процессе. Публичные, конфиденциальные и академические исследования. Обратное влияние общества и социальных институтов на исследовательский процесс: массовость и популярность вытесняют глубину и профессионализм.

Тема 3. История и перспективы социологических исследований.

Лекционный материал. История социологических исследований. Первые шаги: доминирование неконтактных методов и локальных исследований. Автономность эмпирических исследований от теоретической социологии. Массовое общество: золотой век массовых опросов. Влияние современных тенденций социального развития на исследовательскую практику.

Самостоятельная работа. Британская политическая арифметика и французская моральная статистика. Чикагская школа. Практика массовых опросов в США, Германии, Франции, СССР. Рост неоднородности общества: меньшая представительность обобщённых данных. Рост мобильности городского населения: труднее реализовать выборку. Информационное общество: интеграция исследователей и трансляторов. Компьютеризация исследовательских методик.

Раздел II. Подготовительный этап исследовательского процесса

Тема 4. Компоненты подготовительного этапа.

Лекционный материал. Структура исследования. Подготовительный, полевой и аналитический этапы, их значение. Подготовка и организация исследования. Описание проблемной ситуации. Формирование целей и задач исследования. Определение объекта, предмета и задач исследования. Предварительный анализ объекта. Операционализация понятий и категорий. Выдвижение рабочих гипотез.

Практическое занятие. Выбор темы исследования. Обнаружение и описание проблемной ситуации. Формулировка целей, задач, объекта исследования. Определение территории объекта. Проведение предварительного анализа объекта. Операционализация используемых понятий. Выдвижение гипотез.

Самостоятельная работа. Пути и ресурсы проведения исследований. Формирование исследовательской группы. Параметры исследования, определяемые заказчиком. Задачи исследователя и полевых работников. Принципы обучения полевых работников. Рабочий план исследователя и его показатели. Фактологическое, документальное, финансовое и материально-технологическое обеспечение исследований. Программа исследования и её разделы.

Тема 5. Формирование и обоснование выборочной совокупности.

Лекционный материал. Сплошное и выборочное исследования, сферы их применения. Понятие выборочной совокупности. Репрезентативность. Виды выборки. Вероятностная и квотная выборки. Случайная ошибка выборки. Проблема реализации выборки. Способы влияния на уровень реализации.

Практическое занятие. Выбор методов исследования в зависимости от поставленных гипотез. Построение рабочего плана. Определение объёма выборочной совокупности. Распределение выборки по территории объекта. Применение методики отбора респондентов. Расчёт случайной ошибки выборки.

Самостоятельная работа. Причины использования выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Виды вероятностной выборки: случайная, механическая, типическая, серийная. Факторы выбора между вероятностной и квотной выборкой. Многоступенчатая выборка. Интересы исследователя и заказчика при формировании выборки. Специфика формирования выборки в качественных исследованиях.

Тема 6. Измерение данных в социологических исследованиях.

Лекционный материал. Количественные и качественные показатели, их измерение. Индикатор. Шкала. Основные шкалы: номинальная, ранговая, интервальная. Требования к шкале. Принципы полноты, однозначности, воспринимаемости.

Практическое занятие. Определение показателей, при помощи которых будет происходить проверка рабочих гипотез. Построение шкал для них.

Самостоятельная работа. Объективные и субъективные индикаторы. Детализация шкалы. Зависимость от точности получаемых данных. Метрическая шкала. Шкала отношений. Шкалы Лайкерта, Гуттмана, Осгуда. Тестовая традиция в шкалировании. Индексы, области их использования в социологических исследованиях.

Раздел III. Методы и правила сбора информации.

Тема 7. Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент.

Лекционный материал. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Наблюдение. Сфера использования. Неконтактность. Одновременность с изучаемым процессом. Эксперимент. Экспериментальная и контрольная группа. Условия для проведения эксперимента.

Практическое занятие. Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов. Разработка методики. Составление показателей и шкал. Описание условий эксперимента и его процедуры. Определение числа экспериментальных и контрольных групп.

Самостоятельная работа. Локальность наблюдения. Виды наблюдения: разовое и систематическое, полевое и лабораторное, открытое и скрытое, отстранённое и включённое. Регистрация фактов наблюдения. Причины нераспространённости эксперимента. Полевой и лабораторный эксперименты. Организация помещения для лабораторного эксперимента. Последовательная и параллельная техника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществления
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерских
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  5. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых

Другие похожие документы..