Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования
ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
Кафедра философии и социологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
основной образовательной программы
направления 032100 (68) – Физическая культура
(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы
физической культуры и спорта»)
Рассмотрен и утверждён
на заседании кафедры
«20» марта 2009 г., протокол № 7
Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева
Рекомендован решением Методического совета
« » 2009 г., протокол №
Председатель ________ Е. Ф.Орехов
Автор-разработчик
доцент кафедры
философии и социологии С. А. Петушков
Санкт-Петербург
2009
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
I. Организационно-методический раздел
1.1. Цель курса
Сформировать у магистрантов системное представление об исследовательском процессе и его специфике в социальных науках, о принципах проведения исследований, признаках качественно проведённого исследования.
1.2. Задачи курса
Сообщить магистрантам информацию об основных этапах исследовательского процесса, о последовательности предпринимаемых исследователем действий.
Показать место и роль исследований в современном обществе.
Показать специфику взаимодействия исследователя с заказчиком, полевыми работниками, респондентами и публикой.
Показать многообразие используемых исследователями методов; научить, в каком случае какой(ие) методы предпочитает использовать исследователь.
Показать способы обработки и анализа информации, получаемой исследователем после окончания полевого этапа.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке магистрантов
Курс «Методология и методика социологического исследования» относится к социально-экономическим знаниям и опирается на дисциплины соответствующего цикла, которые изучаются на бакалавриате. В наибольшей степени курс опирается на дисциплину «Психология» относительно организации исследовательской группы и достижения оптимальности взаимодействия полевого работника и респондента для получения достоверной информации и установления доброжелательных отношений между ними. Также курс опирается на дисциплины «Социология», «Социология физической культуры и спорта», «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта», «Спортивная метрология».
1.4. Требования к уровню подготовленности выпускника
В результате изучения курса «Методология и методика социологического исследования» студент должен:
знать структуру и виды социологических исследований, принципы организации и проведения исследования, методы и методики исследований.
уметь составить программу исследования, проводить предварительный анализ объекта, разрабатывать методику, обрабатывать получаемые данные, делать выводы и рекомендации.
представлять, какие проблемы изучаются при помощи социологических исследований в современном обществе, каковы особенности исследований этих проблем и процессов.
владеть способами организации социологического исследования, анализа полученной информации и оформления результатов исследования.
II. Распределение тем по видам занятий
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | СРС | Всего | ||
Всего | лекции | практика | ||||
Раздел 1. Социологические исследования в современном обществе | 10 | 6 | 4 | 20 | 30 | |
1 | Понятие исследования и его виды. | 4 | 2 | 2 | 5 | 9 |
2 | Функции социологических исследований в современном обществе | 4 | 2 | 2 | 5 | 9 |
3 | История и перспективы социологических исследований | 2 | 2 | - | 10 | 12 |
Раздел 2. Подготовительный этап исследовательского процесса | 12 | 6 | 6 | 44 | 56 | |
4 | Компоненты подготовительного этапа | 4 | 2 | 2 | 4 | 8 |
5 | Формирование и обоснование выборочной совокупности | 4 | 2 | 2 | 20 | 24 |
6 | Измерение данных в социологических исследованиях | 4 | 2 | 2 | 20 | 24 |
Раздел 3. Методы и правила сбора информации | 12 | 6 | 6 | 45 | 57 | |
7 | Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент | 4 | 2 | 2 | 15 | 19 |
8 | Анализ документов | 4 | 2 | 2 | 15 | 19 |
9 | Опрос | 4 | 2 | 2 | 15 | 19 |
Раздел 4. Аналитический этап исследовательского процесса | 12 | 6 | 6 | 45 | 57 | |
10 | Обработка первичной информации | 4 | 2 | 2 | 20 | 24 |
11 | Анализ данных | 4 | 2 | 2 | 20 | 24 |
12 | Составление отчёта | 4 | 2 | 2 | 5 | 9 |
ИТОГО | 46 | 24 | 22 | 154 | 200 |
III. Содержание курса
3.1. Разделы, темы, их краткое содержание
Раздел I. Социологические исследования в современном обществе.
Тема 1. Понятие исследования и его виды.
Лекционный материал. Понятие исследования и его место в научном процессе. Уровни социального знания. Фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальные исследования: теоретическое и эмпирическое. Прикладные исследования: эмпирическое и экспертное.
Практическое занятие. Задачи проведения социологических исследований. Функции: информационно-познавательная, ценностно-ориентационная, методологическая. Мотивы, побуждающие исследователя проводить исследование.
Самостоятельная работа. Особенности социологических исследований. Насколько возможно обобщение? Использование теории вероятностей. Стохастичность получаемых данных. Выборочный метод при сборе данных. Анализ: приоритетность первичного массива или отвлечённых показателей? Европейская и американская традиции.
Тема 2. Функции социологических исследований в современном обществе.
Лекционный материал. Значение социологических исследований для принятия управленческих решений. Исследовательская культура и её распространение. Факторы распространённости исследований в современном обществе: сциентизм, публичность, плюрализм научных гипотез.
Практическое занятие. Наука как социальный институт. Институциональные функции исследования: диагностика, экспертиза, прогнозирование.
Самостоятельная работа. Взаимодействие исследователя и заказчика. Особенности в прикладных и экспертных исследованиях. Роль заказчика в исследовательском процессе. Публичные, конфиденциальные и академические исследования. Обратное влияние общества и социальных институтов на исследовательский процесс: массовость и популярность вытесняют глубину и профессионализм.
Тема 3. История и перспективы социологических исследований.
Лекционный материал. История социологических исследований. Первые шаги: доминирование неконтактных методов и локальных исследований. Автономность эмпирических исследований от теоретической социологии. Массовое общество: золотой век массовых опросов. Влияние современных тенденций социального развития на исследовательскую практику.
Самостоятельная работа. Британская политическая арифметика и французская моральная статистика. Чикагская школа. Практика массовых опросов в США, Германии, Франции, СССР. Рост неоднородности общества: меньшая представительность обобщённых данных. Рост мобильности городского населения: труднее реализовать выборку. Информационное общество: интеграция исследователей и трансляторов. Компьютеризация исследовательских методик.
Раздел II. Подготовительный этап исследовательского процесса
Тема 4. Компоненты подготовительного этапа.
Лекционный материал. Структура исследования. Подготовительный, полевой и аналитический этапы, их значение. Подготовка и организация исследования. Описание проблемной ситуации. Формирование целей и задач исследования. Определение объекта, предмета и задач исследования. Предварительный анализ объекта. Операционализация понятий и категорий. Выдвижение рабочих гипотез.
Практическое занятие. Выбор темы исследования. Обнаружение и описание проблемной ситуации. Формулировка целей, задач, объекта исследования. Определение территории объекта. Проведение предварительного анализа объекта. Операционализация используемых понятий. Выдвижение гипотез.
Самостоятельная работа. Пути и ресурсы проведения исследований. Формирование исследовательской группы. Параметры исследования, определяемые заказчиком. Задачи исследователя и полевых работников. Принципы обучения полевых работников. Рабочий план исследователя и его показатели. Фактологическое, документальное, финансовое и материально-технологическое обеспечение исследований. Программа исследования и её разделы.
Тема 5. Формирование и обоснование выборочной совокупности.
Лекционный материал. Сплошное и выборочное исследования, сферы их применения. Понятие выборочной совокупности. Репрезентативность. Виды выборки. Вероятностная и квотная выборки. Случайная ошибка выборки. Проблема реализации выборки. Способы влияния на уровень реализации.
Практическое занятие. Выбор методов исследования в зависимости от поставленных гипотез. Построение рабочего плана. Определение объёма выборочной совокупности. Распределение выборки по территории объекта. Применение методики отбора респондентов. Расчёт случайной ошибки выборки.
Самостоятельная работа. Причины использования выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Виды вероятностной выборки: случайная, механическая, типическая, серийная. Факторы выбора между вероятностной и квотной выборкой. Многоступенчатая выборка. Интересы исследователя и заказчика при формировании выборки. Специфика формирования выборки в качественных исследованиях.
Тема 6. Измерение данных в социологических исследованиях.
Лекционный материал. Количественные и качественные показатели, их измерение. Индикатор. Шкала. Основные шкалы: номинальная, ранговая, интервальная. Требования к шкале. Принципы полноты, однозначности, воспринимаемости.
Практическое занятие. Определение показателей, при помощи которых будет происходить проверка рабочих гипотез. Построение шкал для них.
Самостоятельная работа. Объективные и субъективные индикаторы. Детализация шкалы. Зависимость от точности получаемых данных. Метрическая шкала. Шкала отношений. Шкалы Лайкерта, Гуттмана, Осгуда. Тестовая традиция в шкалировании. Индексы, области их использования в социологических исследованиях.
Раздел III. Методы и правила сбора информации.
Тема 7. Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент.
Лекционный материал. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Наблюдение. Сфера использования. Неконтактность. Одновременность с изучаемым процессом. Эксперимент. Экспериментальная и контрольная группа. Условия для проведения эксперимента.
Практическое занятие. Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов. Разработка методики. Составление показателей и шкал. Описание условий эксперимента и его процедуры. Определение числа экспериментальных и контрольных групп.
Самостоятельная работа. Локальность наблюдения. Виды наблюдения: разовое и систематическое, полевое и лабораторное, открытое и скрытое, отстранённое и включённое. Регистрация фактов наблюдения. Причины нераспространённости эксперимента. Полевой и лабораторный эксперименты. Организация помещения для лабораторного эксперимента. Последовательная и параллельная техника.
Похожие документы:
Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности
Методические указанияПрактические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работеУчебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплексВ системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществленияУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»
Учебно-методический комплексЦель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерскихМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности
Методические указанияОсновная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформировать основы профессионального мышления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологическихПрограмма учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»
ПрограммаОсновной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых