Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С промышленным освоением газовых месторождений начали основываться новые населённые пункты, которые стали быстро расти и, словно по мановению волшебн...полностью>>
'Реферат'
В последнее десятилетие в числе излюбленных тем общественного обсуждения оказалась предстоящая "орфографическая реформа". Порой даже пишут ...полностью>>
'Сказка'
Библиотекарь: А что же такое сказка? Вот послушайте, что написано в энциклопедии для детей «Русская литература: от былин и летописей до классики Х1Х ...полностью>>
'Закон'
Христианство создало необходимые условия для рождения науки. Научная астрономия возможна только при условии, если звез¬ды перестали быть богами. Зако...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

(подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы

физической культуры и спорта»)

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

доцент кафедры

философии и социологии С. А. Петушков

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта») для студентов очной формы обучения (5 курса) на Педагогическом факультете ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса

Сформировать у магистрантов системное представление об исследовательском процессе и его специфике в социальных науках, о принципах проведения исследований, признаках качественно проведённого исследования.

1.2. Задачи курса

  1. Сообщить магистрантам информацию об основных этапах исследовательского процесса, о последовательности предпринимаемых исследователем действий.

  2. Показать место и роль исследований в современном обществе.

  3. Показать специфику взаимодействия исследователя с заказчиком, полевыми работниками, респондентами и публикой.

  4. Показать многообразие используемых исследователями методов; научить, в каком случае какой(ие) методы предпочитает использовать исследователь.

  5. Показать способы обработки и анализа информации, получаемой исследователем после окончания полевого этапа.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке магистрантов

Курс «Методология и методика социологического исследования» относится к социально-экономическим знаниям и опирается на дисциплины соответствующего цикла, которые изучаются на бакалавриате. В наибольшей степени курс опирается на дисциплину «Психология» относительно организации исследовательской группы и достижения оптимальности взаимодействия полевого работника и респондента для получения достоверной информации и установления доброжелательных отношений между ними. Также курс опирается на дисциплины «Социология», «Социология физической культуры и спорта», «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта», «Спортивная метрология».

1.4. Требования к уровню подготовленности выпускника

В результате изучения курса «Методология и методика социологического исследования» студент должен:

  • знать структуру и виды социологических исследований, принципы организации и проведения исследования, методы и методики исследований.

  • уметь составить программу исследования, проводить предварительный анализ объекта, разрабатывать методику, обрабатывать получаемые данные, делать выводы и рекомендации.

  • представлять, какие проблемы изучаются при помощи социологических исследований в современном обществе, каковы особенности исследований этих проблем и процессов.

  • владеть способами организации социологического исследования, анализа полученной информации и оформления результатов исследования.

II. Распределение тем по видам занятий

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

СРС

Всего

Всего

лекции

практика

Раздел 1. Социологические исследования в современном обществе

10

6

4

20

30

1

Понятие исследования и его виды.

4

2

2

5

9

2

Функции социологических исследований в современном обществе

4

2

2

5

9

3

История и перспективы социологических исследований

2

2

-

10

12

Раздел 2. Подготовительный этап исследовательского процесса

12

6

6

44

56

4

Компоненты подготовительного этапа

4

2

2

4

8

5

Формирование и обоснование выборочной совокупности

4

2

2

20

24

6

Измерение данных в социологических исследованиях

4

2

2

20

24

Раздел 3. Методы и правила сбора информации

12

6

6

45

57

7

Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент

4

2

2

15

19

8

Анализ документов

4

2

2

15

19

9

Опрос

4

2

2

15

19

Раздел 4. Аналитический этап исследовательского процесса

12

6

6

45

57

10

Обработка первичной информации

4

2

2

20

24

11

Анализ данных

4

2

2

20

24

12

Составление отчёта

4

2

2

5

9

ИТОГО

46

24

22

154

200

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

Раздел I. Социологические исследования в современном обществе.

Тема 1. Понятие исследования и его виды.

Лекционный материал. Понятие исследования и его место в научном процессе. Уровни социального знания. Фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальные исследования: теоретическое и эмпирическое. Прикладные исследования: эмпирическое и экспертное.

Практическое занятие. Задачи проведения социологических исследований. Функции: информационно-познавательная, ценностно-ориентационная, методологическая. Мотивы, побуждающие исследователя проводить исследование.

Самостоятельная работа. Особенности социологических исследований. Насколько возможно обобщение? Использование теории вероятностей. Стохастичность получаемых данных. Выборочный метод при сборе данных. Анализ: приоритетность первичного массива или отвлечённых показателей? Европейская и американская традиции.

Тема 2. Функции социологических исследований в современном обществе.

Лекционный материал. Значение социологических исследований для принятия управленческих решений. Исследовательская культура и её распространение. Факторы распространённости исследований в современном обществе: сциентизм, публичность, плюрализм научных гипотез.

Практическое занятие. Наука как социальный институт. Институциональные функции исследования: диагностика, экспертиза, прогнозирование.

Самостоятельная работа. Взаимодействие исследователя и заказчика. Особенности в прикладных и экспертных исследованиях. Роль заказчика в исследовательском процессе. Публичные, конфиденциальные и академические исследования. Обратное влияние общества и социальных институтов на исследовательский процесс: массовость и популярность вытесняют глубину и профессионализм.

Тема 3. История и перспективы социологических исследований.

Лекционный материал. История социологических исследований. Первые шаги: доминирование неконтактных методов и локальных исследований. Автономность эмпирических исследований от теоретической социологии. Массовое общество: золотой век массовых опросов. Влияние современных тенденций социального развития на исследовательскую практику.

Самостоятельная работа. Британская политическая арифметика и французская моральная статистика. Чикагская школа. Практика массовых опросов в США, Германии, Франции, СССР. Рост неоднородности общества: меньшая представительность обобщённых данных. Рост мобильности городского населения: труднее реализовать выборку. Информационное общество: интеграция исследователей и трансляторов. Компьютеризация исследовательских методик.

Раздел II. Подготовительный этап исследовательского процесса

Тема 4. Компоненты подготовительного этапа.

Лекционный материал. Структура исследования. Подготовительный, полевой и аналитический этапы, их значение. Подготовка и организация исследования. Описание проблемной ситуации. Формирование целей и задач исследования. Определение объекта, предмета и задач исследования. Предварительный анализ объекта. Операционализация понятий и категорий. Выдвижение рабочих гипотез.

Практическое занятие. Выбор темы исследования. Обнаружение и описание проблемной ситуации. Формулировка целей, задач, объекта исследования. Определение территории объекта. Проведение предварительного анализа объекта. Операционализация используемых понятий. Выдвижение гипотез.

Самостоятельная работа. Пути и ресурсы проведения исследований. Формирование исследовательской группы. Параметры исследования, определяемые заказчиком. Задачи исследователя и полевых работников. Принципы обучения полевых работников. Рабочий план исследователя и его показатели. Фактологическое, документальное, финансовое и материально-технологическое обеспечение исследований. Программа исследования и её разделы.

Тема 5. Формирование и обоснование выборочной совокупности.

Лекционный материал. Сплошное и выборочное исследования, сферы их применения. Понятие выборочной совокупности. Репрезентативность. Виды выборки. Вероятностная и квотная выборки. Случайная ошибка выборки. Проблема реализации выборки. Способы влияния на уровень реализации.

Практическое занятие. Выбор методов исследования в зависимости от поставленных гипотез. Построение рабочего плана. Определение объёма выборочной совокупности. Распределение выборки по территории объекта. Применение методики отбора респондентов. Расчёт случайной ошибки выборки.

Самостоятельная работа. Причины использования выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Виды вероятностной выборки: случайная, механическая, типическая, серийная. Факторы выбора между вероятностной и квотной выборкой. Многоступенчатая выборка. Интересы исследователя и заказчика при формировании выборки. Специфика формирования выборки в качественных исследованиях.

Тема 6. Измерение данных в социологических исследованиях.

Лекционный материал. Количественные и качественные показатели, их измерение. Индикатор. Шкала. Основные шкалы: номинальная, ранговая, интервальная. Требования к шкале. Принципы полноты, однозначности, воспринимаемости.

Практическое занятие. Определение показателей, при помощи которых будет происходить проверка рабочих гипотез. Построение шкал для них.

Самостоятельная работа. Объективные и субъективные индикаторы. Детализация шкалы. Зависимость от точности получаемых данных. Метрическая шкала. Шкала отношений. Шкалы Лайкерта, Гуттмана, Осгуда. Тестовая традиция в шкалировании. Индексы, области их использования в социологических исследованиях.

Раздел III. Методы и правила сбора информации.

Тема 7. Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент.

Лекционный материал. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Наблюдение. Сфера использования. Неконтактность. Одновременность с изучаемым процессом. Эксперимент. Экспериментальная и контрольная группа. Условия для проведения эксперимента.

Практическое занятие. Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов. Разработка методики. Составление показателей и шкал. Описание условий эксперимента и его процедуры. Определение числа экспериментальных и контрольных групп.

Самостоятельная работа. Локальность наблюдения. Виды наблюдения: разовое и систематическое, полевое и лабораторное, открытое и скрытое, отстранённое и включённое. Регистрация фактов наблюдения. Причины нераспространённости эксперимента. Полевой и лабораторный эксперименты. Организация помещения для лабораторного эксперимента. Последовательная и параллельная техника.

Тема 8. Анализ документов.

Лекционный материал. Изучение документов. Темы для исследования методом анализа документов. Контент-анализ и его показатели. Качественные методики анализа документов. Фрейм-анализ. Манифестное и латентное кодирование.

Практическое занятие. Достоинства и недостатки метода анализа документов. Разработка методики. Составление показателей и шкал. Разработка выборки для анализа документов.

Самостоятельная работа. Классификация документов. Письменные, иконографические и фонетические документы. Официальные и личные документы. Первичные и вторичные документы. Приоритеты исследователя при формировании массива документов. Сфера применения контент-анализа.

Тема 9. Опрос.

Лекционный материал. Методическое разнообразие форм опроса. Анкетирование и интервью. Массовые и экспертные опросы. Количественные и качественные формы опроса. Индивидуальные и групповые опросы. Отдельные методики. Интервью лицом к лицу (face to face). Телефонное интервью. Почтовый опрос; проблема возврата анкет. Фокус-группы. Виды вопросов. Правила формулировки вопросов. Правила составления вопросника.

Практическое занятие. Основные требования к составлению вопросника. Составление открытых и закрытых вопросов; контрольных вопросов и вопросов-фильтров. Форма вопроса: конкретизация формулировки и детализация шкалы. Требования к формулировке вопроса. Составление вопросника. Омнибусы и буферизация.

Самостоятельная работа. Причины распространённости опросов в социологических исследованиях. Глубинные опросы. Индивидуальное глубинное интервью. Использование тестов в опросах. Экспресс-опрос. Метод экспертных оценок. Метод Дельфи. Открытые и закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Профильные и фоновые вопросы. Вопросы о фактах, знаниях и мнениях. Требования к полевым работникам при опросе.

Раздел IV. Аналитический этап исследовательского процесса.

Тема 10. Обработка первичной информации.

Лекционный материал. Структура аналитического этапа. Отличие обработки от анализа. Контроль качества первичной информации. Редактирование. Зависимость от эмержентности методики. Кодировка. Группировка: простая и комбинированная. Ряд распределения. Частота. Меры центральной тенденции: мода, средняя, медиана, квартили. Показатели вариации.

Практическое занятие. Кодировка показателей с открытыми шкалами. Построение простого распределения. Расчёт моды, медианы, средней. Определение типа распределения. Графическое оформление простых распределений.

Самостоятельная работа. Внешний и внутренний контроль. Проверка выборки. Использование контролёров. Порядковая и серийно-порядковая кодировка. Кодирование показателей с открытыми шкалами: субъективизм кодировщика. Критерии надёжности работы кодировщика. Графическое представление распределений. Полигон, гистограмма, кумулята. Использование технических средств обработки.

Тема 11. Анализ данных.

Лекционный материал. Цель анализа. Поиск связей между показателями. Определение вектора связи. Причинно-следственная зависимость. Ложная корреляция. Теснота связи. Сильные и слабые связи. Формы анализа. Системный анализ.

Практическое занятие. Определение связей по материалам исследований. Диагностика связей. Построение таблиц сопряжённости. Расчёт парного коэффициента корреляции для измерения тесноты связи.

Самостоятельная работа. Модели системного анализа, критерии, ограничения. Возможности обобщения получаемых закономерностей. Систематизация, типологизация. Виды объяснений. Скрытые связи и их диагностика. Социометрический анализ. Социоматрица. Социограмма. Детерминационный анализ. Специфика анализа в качественных исследованиях. Аналитическое сравнение. Метод идеальных типов. Техника репертуарных решёток.

Тема 12. Составление отчёта.

Лекционный материал. Документы по итогам исследования: отчёт, информационная справка, аналитическая справка. Виды отчётов. Устный отчёт: коммуникация исследователя и заказчика. Краткий отчёт: сообщение о полученных данных. Подробный отчёт: доказательство полученных данных.

Практическое занятие. Составление и оформление краткого отчёта. Презентация об итогах исследования. Составление плана подробного отчёта. Формулирование практических рекомендаций.

Самостоятельная работа. Значение исследовательского отчёта для исследователя, заказчика, публики, науки. Специфика отчёта для фундаментального и прикладного исследования. Структура краткого отчёта. Требования к отчётам: научность и воспринимаемость. Эффективность выводов исследования.

    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Согласно технологической карте дисциплины большинство форм текущего контроля проходит в форме практических заданий. Это связано с прикладным характером дисциплины, значение которой как в том, чтобы сформировать у магистрантов знание о роли исследований, отношения исследователя с заказчиками, полевыми работниками и публикой и о последовательности операций при проведении исследований, но и умения в области основ исследовательского процесса – научить если не организации и проведения исследования в целом, то хотя бы реализации отдельных этапов исследовательского процесса. В рамках базового модуля магистрантам предлагается реализация учебного исследовательского проекта, в рамках дополнительного модуля – выполнение контрольных практических заданий, являющихся ключевыми этапами исследовательского процесса.

Теоретические задания встречаются дважды: на втором семинарском занятии (на первом предлагается выбрать темы учебных исследовательских проектов) и при тестировании в рамках дополнительного модуля.

На семинарское занятие выносятся следующие вопросы:

- задачи проведения социологических исследований;

- функции социологических исследований, в том числе институциональные;

- мотивы, побуждающие исследователя проводить исследование;

- наука как социальный институт современного общества.

Практических занятий, являющихся формой текущего контроля, планируется 9. Это связано с объёмом и структурой учебного исследовательского проекта. Данный проект имитирует не весь исследовательский процесс, а его подготовительный этап. Это считается адекватным, так как в ходе подготовительного этапа происходит планирование основных операций как полевого, так и аналитического этапов исследовательского процесса. В результате магистрант получает не только представление о процедурах сбора и обработки социологической информации, но и опыт построения подобных показателей. В то же время подготовительный этап выполняется в полной своей форме. Предполагается: чем более обучаемый умеет готовить исследование, тем легче ему будет его проводить.

Подготовительный этап исследовательского процесса состоит из следующих операций:

1. Описание проблемной ситуации. Двойственность этого этапа в том, что исследователь пишет его как для себя (организации, которая проводит исследование), так и для заказчика и публики. В первом случае задача исследователя – собрать как можно больше информации по теме исследования, показать, какая проблема будет исследоваться, в чём её сущность, сформировать собственное к ней отношение. Во втором случае – показать, что он понимает проблему и разбирается в ней; для этого во "внешнем" варианте проблемная ситуация изображается менее противоречивой. Не существует каких-либо стандартов реализации этого этапа. Для "внутреннего" варианта желателен максимальный объём материала, на который исследователь может опираться в дальнейшем.

В предлагаемом варианте магистрант только учится готовить исследование, поэтому его задача сводится к описанию проблемы "для себя". В рамках учебного проекта допустима следующая схема построения первого этапа: описательная модель (как обстоит проблема сейчас), нормативная модель (как могла бы обстоять ситуация при решении проблемы), эксплоративная модель (как может обстоять ситуация, если проблема не будет решаться в будущем).

Критерии оценивания: умение показать актуальность выбранной темы, научную и практическую значимость, знание проблемной ситуации, видение перспектив её развития. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 7 баллов.

2. Определение контуров исследования. – К контурам исследования относятся цель, задачи, объект и предмет исследования. Определяя эти грани, исследователь определяет, что он будет исследовать, а что – нет. Как правило, при грамотно сформированной цели исследования предмет исследования очевиден. Наибольшую сложность представляет выдвижение задач, от количества выдвинутых задач зависит подробность исследования. Масштаб объекта зависит от неоднородности объекта и финансового обеспечения исследования.

Исходя из сказанного выше, магистрант может выделять или не выделять предмет исследования по своему усмотрению, тем более что западная традиция не поддерживает выделение объекта и предмета. Магистрант имеет право выдвигать задачи, не связанные с целью (фоновые), но он должен понимать отличие профильных задач от фоновых и указывать это в своей работе. Магистрант имеет право комментировать свои действия прямо в работе, делая это аккуратно и отделяя от прочей информации, указывая: "Комментарий".

Критерии оценивания: краткость и точность формулировок, соответствие целей, задач и объекта друг другу, количество задач, соотношение профильных и фоновых задач, масштаб объекта исследования. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 5 баллов.

3. Предварительный анализ объекта. – После того, как объект исследования был определён в предыдущем этапе, идёт более углублённый, чем в п.1, его анализ. Цель этого этапа – собрать как можно больше информации для дальнейшего выдвижения гипотез. Как правило, здесь происходит анализ других исследований по данной или схожей тематике, включая предыдущие работы исследователя, если таковые имеются. Разумеется, исследовательской организации, имеющей архив ранее проводимых исследований, проще развёртывать такой этап.

При проведении этот этапа важно иметь в виду следующие моменты: а) отделение фактического материала от комментариев; б) строгое оформление материалов, на которые идёт ссылка.

Источники оформляются следующим образом:

ссылка на монографию

Краснов Б.И. Теория государства и права. / Б.И.Краснов. – М.: Проект, 1996. – С.115.

на статью из сборника статей или коллективной монографии:

Мерлье Д. Статистическое конструирование / Д.Мерлье // Начала практической социологии. – М.: Социо-Логос, 1996. – С. 111-168. Сперва идёт название статьи, затем – название сборника.

на статью в газете:

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №21. – Ст.1924.

на статью в журнале:

Храмцов А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия / А.Ф.Храмцов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №3. – С.131-143.

на телерадиопередачу:

К барьеру // НТВ, 5 февраля 2009, 21:40.

на источник из интернета:

Владимиров В.Н. INTERNET для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? / В.Н.Владимиров // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". – 1996. - №18. Опубликовано на сайте Томского государственного университета /historynet/informatika/posobia.htm.

В этом случае также необходимо указать автора статьи и название материала, по возможности указать неэлектронный ресурс, на котором также опубликован материал. Также указывается дата появления статьи (интернет, как и периодика, обновляется!), в худшем случае – дата просмотра. Если трудно установить точную дату, указывают месяц или даже год.

на источник, уже упоминавшийся ранее в данной работе:

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Указ. соч., с. 71.

Huntington S.P. Op cit, p. 268 (или Ibid, p. 268).

Если количество авторов больше трёх, то указываются только первые трое авторов в том порядке, как они названы в источнике, а далее отмечается "и др."

Вывод: ссылаться можно практически на любой источник, единственное требование – чтобы чётко можно было определить, где (когда) опубликован материал, на который делается ссылка. Смысл ссылок состоит в том, чтобы любой интересующийся мог обратиться к этому материалу, а также проверить достоверность сведений, вызывающих сомнение со стороны заинтересованных лиц. Ссылки являются неотъемлемым компонентом научной и деловой коммуникации.

Критерии оценивания: количество используемых источников, детальность используемых данных или высказываний, связанность с темой исследования, умение выделить из источника главное для проведения данного проекта, наличие комментариев автора к предлагаемым данным и уровень их глубины. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 7 баллов.

4. Операционализация понятий и категорий. - Операционализацией понятия называется его перевод в систему показателей и индикаторов, которые позволяют измерить его основные свойства. Следовательно, операционализации предшествует определение ключевых слов – понятий, которые будут подлежать операционализации. Это могут быть и научные термины, и обыденные понятия, которые понимаются неоднозначно. Задача исследователя – показать, как он понимает эти понятия (интерпретация) и как он их будет измерять в ходе самого исследования (собственно операционализация). Исследователь свободен в том, какую операционализацию понятия он будет использовать при соблюдении базовых принципов – точности и однозначности. Плюрализм операционализаций существенно затрудняет сравнение данных разных исследователей, но без него исследовательская работа лишается творчества.

Желательно, чтобы магистрант использовал разные приёмы операционализации: через соседние понятия, через противоположные понятия, через перечисление, "дерево", "шкалу", через формы проявления. Исчерпывающего перечня приёмов операционализации нет, главное – добиться точного измерения явления. Если понятие выглядит совершенно неоперациональным, измерять нужно не его, а его разновидности или формы проявления. Необходимо помнить, что операциональные признаки должны быть достаточно простыми, чтобы их измерение не составляло труда. Необходимо смотреть, все ли неоднозначно понимаемые слова и термины были операционализованы; в случае появления таких понятий в ходе дальнейших этапов работы они также должны быть операционализованы.

Критерии оценивания: краткость и точность формулировок, заданность способов измерения, свойственно ли явлению состояние, указанное в понятии. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 8 баллов.

5. Гипотезой называется предположение, выдвигаемое исследователем с целью проверки в ходе исследования. По каждой задаче исследования должна быть выдвинута хотя бы одна гипотеза; в общем исследователь решает, сколько гипотез он выдвигает – чем больше гипотез выдвинуто, тем подробнее исследование, но тем больше ресурсов и усилий потребуется при его реализации. В отличие от достоверной или заведомо ложной информации гипотеза является вероятностным суждением. Исследователь имеет право выдвигать противоречащие друг другу гипотезы, но сумма их вероятностей не должна превышать 1. Ситуация, когда гипотеза по итогам исследования опровергается, является такой же нормальной, как и при подтверждении гипотезы. Наименее желательной является ситуация неопределённости, когда по итогам исследования нельзя сделать вывод, подтверждается гипотеза или опровергается. При вероятности гипотезы р=0,5 такая неопределённость максимальна.

Существуют специальные способы расчёта вероятности гипотез, но их изучение и применение находится за рамками объёмных требований. Поэтому допустимо, что вероятность гипотезы магистрант будет ставить интуитивно; при поисковых исследованиях такой вариант встречается часто. Магистрант имеет право выдвигать фоновые гипотезы, но он должен понимать их отличие от профильных, указывать, какие гипотезы являются фоновыми, соотношение профильных и фоновых гипотез является критерием оценивания. Рекомендуется следующая нумерация гипотез: 1.1., 1.2. (гипотеза 1 к задаче 1) или 1а, 1б.

Критерии оценивания: количество выдвинутых гипотез, их связанность с задачами исследования, оригинальность предлагаемых суждений. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 8 баллов.

6. Выбор методов исследования. – Выдвижением гипотез заканчивается методологический раздел подготовительного этапа, после его завершения исследователь может приступать к выбору методов исследования. Это делается именно после выдвижения гипотез, так как разные гипотезы требуют проверки разными методами. Естественно, возможна ситуация, когда все гипотезы требуют проверки при помощи одного метода, но более оптимальна ситуация, когда при проверке гипотезы используется комбинация нескольких методов. Все методы имеют свои изъяны, и использование одного метода может компенсировать недостатки другого.

Этот этап не выглядит трудоёмким. Достаточно чётко указать, к какой гипотезе какой метод выбран. Недопустимо путать метод и методику. Если автор уверен не только в методе, но и в методике (хотя на данной стадии это выглядит преждевременным), он может указать это следующим образом: опрос (телефонное интервью), наблюдение (включённое наблюдение). При этом проверка одной гипотезы в рамках одного метода может осуществляться несколькими методиками.

Критерии оценивания: количество выбранных методов, их соответствие выдвинутым гипотезам. За выполнение этого этапа магистрант получает от 2 до 5 баллов.

7. Рабочий план. - Он представляет из себя документ, в котором фиксируется последовательность проводимых в ходе исследования мероприятий, реализация которых требует расходов и проводится руками не самого исследователя. Он является одновременно и бюджетом исследования, поскольку в нём фиксируется распределение ресурсов исследования по мероприятиям, и планом, поскольку в нём указаны сроки исполнения мероприятия. Составление рабочего плана и контроль за его соблюдением требует не сколько исследовательских, сколько менеджерских навыков, поэтому за этот этап в крупных исследовательских организациях часто отвечает не исследователь, а менеджер исследовательского проекта.

В итоге рабочий план учебного исследовательского проекта включает в себя следующие элементы:

  • Мероприятие (единица рабочего плана)

  • Ресурсы, которые планируется затратить на данное мероприятие. В итоге подсчитывается сумма ресурсов.

  • Критерий выполнения – при каких достигнутых результатах мероприятие можно считать выполненным.

  • Сроки выполнения мероприятия.

  • Ответственный – в условиях учебного проекта заполнение этой графы формально, но обучаемые должны знать, что в реальных документах она всегда присутствует.

  • Примечания – здесь указывается всё, что авторы сочли нужным, но что не относится к предыдущим пунктам.

Критерии оценивания: число указанных мероприятий, подробность критериев выполнения, реалистичность суммы расходов и сроков выполнения. За выполнение этого этапа магистрант получает от 2 до 5 баллов.

8. Формирование выборочной совокупности. - Выборочная совокупность (выборка) – множество элементов, являющихся источником информации для исследователя. При использовании методов наблюдения, опроса и эксперимента определение выборки звучит точнее: часть объекта, отобранная исследователем для сбора информации об объекте. Иначе обстоит дело при использовании метода анализ документов: объектом социологического исследования будет некоторое множество людей, а выборкой – некоторое множество документов. В этом случае выборкой будет не часть объекта, а множество документов, содержащее информацию о части объекта, отражающую состояние объекта в целом.

При формировании выборки магистрант должен исходить из выбранных в этапе 6 методов и указанной в этапе 7 сумме ресурсов. Вероятно, для разных методов будут использоваться разные выборки, для анализа документов это будет обязательно. Других правил нет, всё зависит от специфики выдвинутых гипотез, касаются они одной части объекта или разных.

В рамках этапа требуется выполнить следующие операции:

1). Определить объём выборки n. Необходимо помнить, что эта величина зависит от объёма объекта N или от оценки этой величины, требуемой точности данных Δ, соотношения исследуемого показателя р и коэффициента вариации V, а также от бюджета исследования. Поскольку р и V измеряются для отдельных показателей, то n измеряется гипотетически для каждого показателя, а затем берётся наибольшее из возможных значений (с учётом бюджета исследования).

2). Распределение выборки по точкам. Рекомендуется брать максимальное количество точек и соответственно минимальное количество единиц объекта внутри точки, чтобы свести к минимуму зависимость от особенностей каждой точки и произвольный выбор полевого работника элементов объекта внутри точки (в последнем случае можно задействовать механический отбор). Для выборок документов аналогичной операцией будет распределение массива документов по периоду; в роли точки может выступать хранилище официальных или архивных документов.

3). Расчёт случайной ошибки выборки Δ=√(р*(1-р))/n. Необходимо помнить, что для квотных выборок Δ будет рассчитывать для каждой квоты отдельно. Автор должен указывать в начале каждой выборки, вероятностная она у него или квотная.

Критерии оценивания: предлагаемый объём выборочной совокупности, распределение массива по территории объекта исследования, соответствие специфике метода исследования, величина случайной ошибки выборки. За выполнение этого этапа магистрант получает от 4 до 10 баллов.

9. Разработка методики исследования. - Методика – применение метода в ходе конкретного исследования. Если новые методы исследования в обозримой перспективе едва ли удастся открыть, то вариантов их применения и комбинирования бесчисленное множество. По существу, каждая методика является авторской, за исключением трендовых исследований (проводятся по той же методике для изучения динамики объекта) и апробации известных методик к новым темам исследований. Исследователь может использовать несколько методик даже в рамках одного метода. Элементом методики является показатель. Разработать методику означает сформировать некоторое множество показателей, достаточное для проверки гипотезы исследования.

Итак, магистрант должен помнить, что для каждого метода, указанного в этапе 6, он должен разработать хотя бы одну методику. В рамках этапа требуется выполнить следующие операции: а) формирование показателей; б) построение шкал для показателей; в) для контактных методов (опрос, эксперимент) – составление композиции методики (последовательности показателей); г) составление схемы анализа по каждому показателю – при каких значениях показателя гипотеза будет считаться верной (кроме фоновых показателей в контактных методах).

При формировании показателей необходимо исходить из того, что с одной стороны, количество показателей должно быть достаточным для проверки гипотезы; с другой стороны, их количество не должно быть утомительным для респондента и полевого работника. Рекомендуется сводить на нет достаточно большое количество показателей на нет их простотой и разнообразием. При использовании метода анализа документов первостепенно не количество показателей, а их соответствие указанным в выборке документам.

При построении шкал нужно исходить из неоднозначного влияния детализации шкалы на сбор информации. Рекомендуется использовать шкалы с малой детализацией, за исключением использования анализа документов, компенсируя это ростом числа показателей. При использовании контактных методов показатели с похожими шкалами желательно расставлять на удалении друг от друга.

При составлении композиции необходимо исходить из того, что начинать методику лучше с более простых показателей, в конце также ставить более простые, особенно для объёмных методик; при этом сложные показатели лучше вообще по возможности не использовать и тем более не ставить их блоками. Необходимо добиваться независимости показателей друг от друга, для чего показатели с похожей тематикой и показателями по одной гипотезе желательно расставлять на удалении друг от друга, при необходимости вводя для этого дополнительные показатели (буферы).

Критерии оценивания: количество используемых показателей, соответствие их специфике метода. Требования к показателям и шкалам зависят от выбранного исполнителем метода. За выполнение этого этапа магистрант получает от 4 до 10 баллов.

Итак, по итогам выполнения учебного исследовательского проекта в зависимости от качества проделанной работы магистрант получает от 27 до 65 баллов. Содержание этапов магистрант определяет самостоятельно: он сам описывает проблемную ситуацию, ставит цели и задачи исследования, выдвигает гипотезы и т.д. Преподаватель проверяет правильность выполнения этапов, соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к социологическим исследованиям, логике исследовательского процесса, а также соответствуют ли этапы друг другу.

Данная форма самостоятельной работы магистрантов рассчитана на регулярный характер их работы. Ошибки на одном этапе не компенсируются достоинствами другого этапа; работа не будет являться выполненной. От ошибок на первых этапах может измениться содержание последующих; поэтому наиболее оптимальным является вариант, когда магистрант приступает к этапу только после того, как закончил предыдущий.

    1. Объёмные требования к экзамену

  1. Понятие исследования и его место в научном процессе.

  2. Особенности социологических исследований.

  3. Фундаментальные и прикладные социологические исследования.

  4. Факторы распространённости исследований в современном обществе.

  5. Специфика взаимодействия исследователя и заказчика.

  6. Влияние современных тенденций социального развития на практику социологических исследований.

  7. Перспективы социологических исследований в современном обществе.

  8. Публичные, конфиденциальные и академические социологические исследования.

  9. Компьютеризация исследовательских методик.

  10. Методологические принципы проведения социологических исследований.

  11. Структура подготовительного этапа исследовательского процесса.

  12. Описание проблемной ситуации.

  13. Предварительный анализ объекта.

  14. Объект и предмет социологического исследования.

  15. Цель и задачи социологического исследования.

  16. Количественные и качественные исследования.

  17. Классификация эмпирических исследований.

  18. Точечные и повторные эмпирические исследования.

  19. Интерпретация и операционализация понятий.

  20. Выдвижение рабочих гипотез.

  21. Методы социологических исследований.

  22. Рабочий план и его показатели.

  23. Разделение ролей исследователя и полевого работника.

  24. Понятие выборки и причины её использования в исследовательском процессе.

  25. Использование вероятностной выборки.

  26. Использование квотной выборки.

  27. Основные измерительные шкалы и принципы их построения.

  28. Классификация документов.

  29. Техники изучения документов.

  30. Социологическое наблюдение.

  31. Классификация вопросов.

  32. Правила формулировки вопросов.

  33. Правила составления вопросника.

  34. Анкетирование и интервью как основные формы опроса.

  35. Телефонное интервью.

  36. Почтовый опрос.

  37. Метод "фокус-группы".

  38. Экспертный опрос.

  39. Тестирование.

  40. Социологический эксперимент.

  41. Социометрическое исследование.

  42. Контроль качества первичной информации.

  43. Редактирование первичной информации.

  44. Кодировка первичной информации.

  45. Группировка первичной информации.

  46. Ряд распределения и его показатели.

  47. Графическое представление рядов распределения.

  48. Использование технических средств обработки.

  49. Анализ данных социологических исследований: описание.

  50. Анализ данных социологических исследований: объяснение.

  51. Анализ данных социологических исследований: проверка рабочих гипотез.

  52. Специфика анализа данных в качественных исследованиях.

  53. Виды отчётов по итогам исследований.

  54. Требования к составлению отчётов.

IV. Форма итогового контроля

Освоение курса «Методология и методика социологического исследования» предполагает в качестве формы контроля экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология.- М.: Акад. проект. - 2003. – 288 с.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник. – М.: Аспект-пресс. - 1995. –285 с.

  3. Бут У. и др. Исследование: 16 уроков для начинающих авторов. - М.: Наука, 2007. – 356 с.

  4. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М., 1998. –228 с.

  5. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подход. Методология. Исследования, Практика. М.: Флинта. - 2005.-384 с.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. 3-е изд. – М.: КДУ.- 2003. –293 с.

  7. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: М.: Аваэстра. - 1993.- 272 с.

  8. Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ. - 2005. – 134 с.

  9. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер. - 2005. – 319 с.

  10. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайского ГТУ. - 1997. –83 с.

  11. Хили Дж. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. СПб.: Питер. - 2005. – 637 с.

  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ОМЕГА-Л. - 2007. –567 с.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука. - 1982. – 199 с.

  2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. – М., 1998. –239 с.

  3. Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения: Методические рекомендации организации и проведения выборочных массовых опросов. М.: ИСИ. - 1985. – 58 с.

  4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Никколо М, 2001.- 280 с.

  5. Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология - 4М, 1991, т. 2. - С.5-20.

  6. Брейс А. Анкетирование. Днепропетровск, 2005. – 312 с.

  7. Бурдье П. Общественное мнение не существует / Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. - С.159-178.

  8. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Проблемы организации // Социологические исследования. 1997. - № 10. - С.131-137.

  9. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. - С.100-105.

  10. Докторов Б. 3. О надежности измерения в социологичес­ком исследовании. Л.: Наука. - 1979. – 128 с.

  11. Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при по­чтовом опросе // Социс, 1981, № 3. - С.127-133.

  12. Клюев Л.В. Пилотаж анкеты // Социология – 4М, 1995, т.5/6.

  13. Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологических исследованиях // Социология – 4М, 1995, т.5/6.

  14. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования, 1990, № 1. - С.98-104.

  15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Соц.-психол. центр. - 1996. – 391 с.

  16. Методы сбора информации в социологических ис­следованиях. (отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова). М.: Наука. - 1990. - 225 с.

  17. Мосичев А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований / Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992-1996). М.: ИСРосАН. – 1996. - С.20-39.

  18. Мудрец Т.Б. Морев В.А. И мы начали играть (Психологические методы обучения интервьюеров) // Социология - 4М, 1996, № 7. - С.160-166.

  19. Мягков А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов // Социс, 2003, № 2.

  20. Назарова И.Б. Непроведение опроса и отказ от интервью // Социологический журнал. 1998. № 1/2. - С. 161-167.

  21. Орлов А.И. Общий взгляд на статистику объектов нечисловой природы / Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука. – 1985. - С.58-92.

  22. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального по­ведения: от опросов к моделям // Вопросы социо­логии, 1994, № 5. - С.3-26.

  23. Патрушев В. Д. Методика изучения бюджета вре­мени трудящихся // Социс, 1980, № 1, с. 129-139.

  24. Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2002. - 158с.

  25. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии // Социология - 4М, 1995. № 5/6, с. 190-213.

  26. Тарарухина М. И., Ионцева М. В. Техника реперту­арных решеток Дж. Келли. // Социология - 4М, 1997, т. 8, с. 114-138.

  27. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир. - 2000. - 350 с.

  28. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ. - 2007. – 287 с.

  29. Толстова Ю. Н. Одномерное шкалирование: тесто­вая традиция в социологии. // Социология - 4М, 1997, т. 8, с. 54-65.

  30. Толстова Ю. Н. Сопоставимость результатов клас­сификации при использовании различных шкал. //Социс, 1978, № 3, с. 178-189.

  31. Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. – М.: Наука. - 1982. –168 с.

VI. Словарь основных терминов и понятий

Академическое исследование (scientic research) – исследование, доступ к которому закрытым не является, но вследствие сложности содержания которого сведения о нём публикуются в специализированных изданиях и доступны ограниченному кругу лиц.

Аналитический этап исследовательского процесса – получение на основании первичной информации выводов по выдвигаемым гипотезам. Состоит из обработки, анализа и составления отчёта.

Анализ – поиск закономерностей между показателями на основании полученного по итогам сбора и обработки массива данных. Как правило, делается исследователем или экспертом. Включает в себя определение связей между переменными, определение характера связи и измерение тесноты связи.

Анкета – вопросник, предоставляемый респонденту для самостоятельного заполнения.

Анкетирование – вариант опроса, при котором респондент самостоятельно отвечает на вопросы исследования. В отличие от интервью здесь минимален контроль полевого работника за ситуацией сбора информации, может происходить вмешательство третьих лиц, нарушаться композиция вопросника и т.д.

Буферный вопрос – не относящийся к проверяемым гипотезам, выдвигаемый исследователем при построении вопросника дополнительно с целью разрушения логических цепочек внутри вопросника и минимизации влияния самих вопросов на респондентов, которые образуют выборочную совокупность, но не объект.

Валидность – способность шкалы измерять показатель, которому она соответствует.

Верификация – проверка истинности теоретических положений эмпирическим путём.

Вероятностная выборка – разновидность выборки, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет одинаковые шансы попасть в выборку. Более простой вид выборки, применяется при более однородных объектах, части которого не удалены значительно друг от друга.

Включённое наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав наблюдаемого объекта, взаимодействует с его участниками, при длительном контакте получает от них статус и роль. Как правило, используется в качественных исследованиях. Противоположность – отстранённое наблюдение.

Выборочная совокупность (выборка) – множество лиц, являющихся источником информации для исследователя. В социологических исследованиях состоит, как правило, из индивидов или из социальных объектов, но при использовании метода анализа документов будет состоять из документов.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое исследователем и требующее проверки в ходе исследования.

Группировка – распределение первичной информации по заданным показателям в соответствии с целями и задачами исследования. Данные, распределённые по показателям, позволяют сделать вывод по отдельным показателям и являются источником для анализа.

Детализация – количество индикаторов шкалы. Чем выше детализация, тем точнее шкала, но тем затруднительнее процесс сбора информации. Оперируя детализацией, исследователь устанавливает меру точности измерения конкретного показателя.

Документ – носитель информации, которая используется в исследовании. По существу, документом для исследователя выступает любой след происходящего ранее процесса.

Заказчик – лицо, финансирующее исследование и являющееся основным адресатом результатов исследования. Может устанавливать параметры исследования – цель, задачи, объект и его территорию, сумму расходов. Многие параметры исследования – результат диалога заказчика и исследователя.

Закрытый вопрос – вопрос, при ответе на который респондент должен выбрать один из предлагаемых ему вариантов; попытки дать другой ответ считаются отсутствием ответа. При закрытом вопросе респонденту предъявляется шкала.

Измерение – получение количественного выражения характеристик исследуемого объекта; происходит путём использования показателей и индикаторов.

Индикатор – значение показателя, позволяющее сделать вывод о его качественном состоянии. В социологических исследованиях индикатором может быть как фактическое значение, так и мнение, высказывание. Одни показатели могут быть индикаторами для других, более сложных.

Интервью – вариант опроса, при котором специально обученный и проинструктированный полевой работник задаёт вопросы респонденту. При этом достигается контроль за поведением респондента, обеспечивается последовательность вопросно-ответного хода и пресекается вмешательство третьих лиц. Деятельность интервьюера также может быть источником искажений.

Интерпретация – истолкование содержания понятий, используемых исследователем. Объектом являются понятия, смысл которых неоднозначен и поэтому требует уточнения, а также если исследователь вносит в это понятие новый смысл. Исследователь имеет право интерпретировать понятие согласно собственному видению темы исследования и в зависимости от замысла исследования; но любая его трактовка должна быть однозначно воспринимаемой.

Исследование – элемент познавательного процесса, в рамках которого происходит выработка новых знаний. Исследование носит научный характер, если является объективным и воспроизводимым. В отличие от познавательного процесса имеет конкретные рамки: цель, объект, предмет, задачи.

Качественное исследованиеего цель и задачи не требуют представить данные в количественном виде. Не требует использования объёмной выборочной совокупности, что компенсируется углублённым изучением локальных объектов. Не требует высокой точности, что компенсируется поиском новой, оригинальной информации о предмете исследования. Как правило, носит прикладной характер; происходит поиск новых способов решения проблемы. В науке может выступать предварительным исследованием по отношению к количественному, когда происходит исследование малоизученных объектов.

Квотная выборка – разновидность выборки, когда при её формировании исследователь распределяет, сколько каких единиц объекта ему понадобится при сборе информации. Это распределение должно опираться на знание исследователем структуры объекта, но в отличие от вероятностной выборки оно всё равно считается волюнтарным.

Кодировка – процесс упорядочивания первичной информации, когда каждому индикатору шкалы присваивается кодовое значение. Для заранее разработанных шкал происходит элементарно, но представляет трудоёмкую задачу при работе с открытыми вопросами или дополнительно поступившей информации.

Количественное исследование – цель и задачи которого требуют представить итоговые данные в количественном виде: выявить уровень проблемной ситуации, степень распространённости исследуемого признака и т.д. Требует объёмной выборочной совокупности. Как правило, носит фундаментальный характер.

Контроль качества – проверка первичной информации на достоверность и точность. Включает в себя проверку источников информации, проверку работы полевых работников на предмет соблюдения ими инструкций, проверку самой информации (см. например Контрольные вопросы).

Контрольные вопросы – вопросы, проверяющие искренность ответов респондентов.

Конфиденциальное исследование (private research) – исследование, материалы которого носят закрытый характер и результаты направляются исключительно заказчику и лицам, им указанным. Как правило, выходит за рамки научного дискурса.

Лабораторное исследование – проходящее на территории исследователя, которую он контролирует или меняет в зависимости от целей исследования. Как правило, проходит при проверке влияния на респондентов нетипичных условий, чаще всего при эксперименте.

Методика – применение метода в ходе конкретного исследования. Поскольку вариантов применения метода бесчисленное множество, методика является авторской.

Методология – наука о методах; применительно к исследовательскому процессу – знание исследователем методов, применяемых при изучении данного класса объектов, и способность исследователя оптимально выбирать методы исследования.

Мода – значение признака (индикатор шкалы), имеющее наибольшую частоту в ряде распределения.

Наблюдение – метод сбора информации об объекте в процессе его непосредственного восприятия.

Обработка – процесс перевода первичной информации, полученной по итогам полевого этапа, в упорядоченный массив данных.

Объект исследования – часть реального мира, информация о состоянии которой является целью исследовательского процесса.

Операционализация – перевод понятий в систему показателей и индикаторов, которые позволят регистрировать и измерять признаки исследуемого объекта. Результатом операционализации является возможность измерения, относится объект к данному понятию или нет.

Опрос – метод сбора информации, при котором информация от респондента поступает путём использования вопросно-ответного хода. В первую очередь используются для изучения мнений и мотивов поведения людей.

Открытое наблюдение – сбор информации в условиях, когда объекты наблюдения знают, что за ними ведётся наблюдение. Противоположность – скрытое наблюдение.

Открытый вопрос – вопрос, на который респондент отвечает в свободной форме. Это не означает отсутствия шкалы; шкала есть, но респондент и полевой работник её не видят. После сбора информации, при кодировке, свободные ответы респондентов будут упорядочены по шкале.

Отчёт об итогах исследования – документ, описывающий итоги исследователя. Отчёты отличаются степенью точности и подробности. Выделяют устный отчёт, который является по существу презентацией итогов исследования; письменный краткий отчёт, показывающий итоги исследования, и письменный подробный, показывающий, как эти итоги были получены.

Панельное исследование – измерение одной и той же выборки спустя некоторое время. Позволяет исследовать динамику конкретного объекта, его жизненный путь. Основной проблемой является текучесть выборки.

Пилотажное исследование – исследование, в ходе которого происходит апробация на уменьшённой модели объекта разработанной исследователем методики.

Подготовительный этап исследовательского процесса – подготовка к сбору информации. Отличается трудоёмкостью, так как подготовка к исследованию требует максимальной детальности. В ходе подготовительного этапа должно быть определено, что измеряется, как измеряется, какие гипотезы проверяются, при помощи каких методов, какие средства на это будут потрачены и т.д.

Поисковое исследование – проходит при малом объёме знаний исследователе об объекте, представляет из себя сбор информации об объекте, достаточной для выдвижения гипотез. Часто предшествует полноценному исследованию.

Поле – территория повседневного нахождения объекта, на которой он уверенно себя чувствует и находится в обычном состоянии, которое и измеряется исследователем. В более широком смысле – территория нахождения объекта, в свойства которой не вмешивается исследователь. Если сбор информации происходит в условиях поля, такое исследование называется полевым, оно противоположно лабораторному.

Полевой работник – участник исследователя, которому исследователь поручает работу технического характера – сбор информации, обработку. Поскольку это трудоёмкая работа, набирается и обучается множество полевых работников. Как правило, задача полевого работника – действовать по инструкции, которую разрабатывает исследователь. Должен быть неспециалистом по теме исследования.

Полевой этап исследовательского процесса – этап сбора информации при помощи выбранных ранее методов и разработанных методик. Несмотря на своё название, не всегда происходит в условиях поля.

Предмет исследования – сторона объекта, изучаемая в данном исследовании.

Прикладное исследование – исследование, нацеленное на применение теоретических знаний к отдельной практической ситуации или их множеству.

Программа исследования – документ, в котором исследователь фиксирует основы будущего исследования – цели, задачи, гипотезы, методы, рабочий план. По существу, является основным плановым документом исследования. Особую роль играет при взаимодействии внутри исследовательской группы и при взаимодействии исследователя с заказчиком. Как правило, носит закрытый, служебный характер.

Публичные исследования (public research) – исследования, результаты которого публикуются в СМИ, то есть доступны неограниченному кругу лиц. В наибольшей степени выполняют институциональные функции научного исследования и способствуют распространению исследований в обществе, в то же время создают у публики упрощённое представление об исследовательском процессе.

Рабочий план – документ, в котором фиксируется последовательность действий исследовательского процесса, указываются затраты, сроки и ответственные за реализацию. Основной документ организационного этапа программы исследования.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности отображать структуру объекта. Обязательное условие для точного применения выборки.

Респондент – лицо, являющееся для исследователя источником первичной информации. Элемент выборочной совокупности.

Самонаблюдение – способ сбора информации, когда респондент по составленной исследователем схеме сам регистрирует информацию о своём поведении.

Сенситивные (деликатные) вопросы – вопросы, направленные на получение информации, которую респонденты предпочитают утаивать. Получение такой информации при помощи опроса представляет из себя проблему и такие вопросы лучше задавать в безличной, гипотетической форме.

Социометрия – направление в социологии и социальной психологии, изучающее статусы и отношения участников малых групп путём измерения их (не)выборов.

Теория – форма научного знания, абстрагирующая конкретное знание до общего уровня, следующего основой для действий в конкретных случаях. Теория должна быть достоверной, верифицируемой (проверяемой путём обращения к практике), обобщённой, способной к построению новых теорий.

Тест – множество показателей, каждому индикатору которых присваивается балльное значение, и при обработке считается сумма баллов для каждого респондента. При тестировании показатели являются связанными (эмержентными). Традиционно тест предназначен для вывода по элементу исследуемой совокупности.

Трендовое исследование – исследование при помощи одной и той же методики спустя промежуток времени (часто значительный). Классический способ для исследования длительных процессов. При длительных промежутках времени более адекватными для него будут неконтактные методы.

Фундаментальное исследование – исследование, нацеленное на получение новых или проверку известных ранее теоретических знаний.

Цель исследования – предполагаемый результат, которого ожидает исследователь до начала исследовательского процесса.

Шкала – последовательно заданная совокупность индикаторов показателя.

Эксперимент – метод сбора информации путём наблюдения реакции респондентов (испытуемых) на вводимый исследователем фактор (стимул). Влияние фактора выясняется путём сравнения экспериментальной и контрольной групп, причём число контрольных групп должно соответствовать числу их отличий от экспериментальной группы.

Эксперт – специалист по теме исследования. Исследование называется экспертным, если эксперты являются источником сбора информации об объекте исследования. Оптимально использовать такие исследования в качестве поисковых или предварительных, подготавливающих основные исследования.

Эмпирическое исследование – исследование, источником которого являются фактические данные.

VII. Методические рекомендации для преподавателей

Согласно технологической карте дисциплины большинство форм текущего контроля проходит в форме практических заданий. Это связано с прикладным характером дисциплины, значение которой как в том, чтобы сформировать у магистрантов знание о роли исследований, отношения исследователя с заказчиками, полевыми работниками и публикой и о последовательности операций при проведении исследований, но и умения в области основ исследовательского процесса – научить если не организации и проведения исследования в целом, то хотя бы реализации отдельных этапов исследовательского процесса. В рамках базового модуля магистрантам предлагается реализация учебного исследовательского проекта, в рамках дополнительного модуля – выполнение контрольных практических заданий, являющихся ключевыми этапами исследовательского процесса.

Теоретические задания встречаются дважды: на втором семинарском занятии (на первом предлагается выбрать темы учебных исследовательских проектов) и при тестировании в рамках дополнительного модуля. По итогам семинарского занятия магистрант может получить от 2 до 5 баллов. Критериями успешности участия в дискуссии является усвоение терминологического аппарата и самостоятельность размышления.

Малое количество магистрантов позволяет строить учебные занятия в форме индивидуальных практических занятий. На первом занятии рекомендуется провести собеседование с магистрантами, выяснив их знания о мире исследований и предложив им выбрать тему учебного исследовательского проекта. Желательно, чтобы они сделали этот выбор на первом семинарском занятии, для чего допустим вариант, когда до магистрантов доводят информацию о необходимости выбора темы уже на первом занятии. Принципиально, чтобы магистрант сам выбирал тему учебного исследовательского проекта, чтобы она была совместима с его научными и профессиональными интересами, с его опытом, чтобы он мог раскрыть себя, работая с данной темой.

Рекомендуется следующая организация практических занятий: магистрант показывает преподавателю задание, данное ему по плану, задаёт вопросы, происходит обсуждение вызвавших сложность моментов. Магистрант получает задание, частично которое он старается выполнить в течение занятия, остальное переходит в форму домашнего задания на следующее занятие.

Технологической картой дисциплины предусмотрено 9 форм текущего контроля в виде практических занятий. Они соответствуют 9 частям подготовительного этапа исследовательского процесса. Это своего рода график прохождения магистрантом учебного исследовательского проекта, который необходимо контролировать. С другой стороны, полное выполнение учебного исследовательского проекта магистрантом не является обязательным условием для допуска к промежуточному контролю. Но от степени выполнения учебного исследовательского проекта зависит, сколько баллов наберёт магистрант в течение семестра, что будет влиять на его итоговую оценку.

Критериями успешности выполнения учебного исследовательского проекта является использование и понимание терминологического аппарата, глубина исследовательского замысла, актуальность и оригинальность предлагаемых решений, связанность этапов между собой и цели исследовательского проекта. К выполнениям этапов учебного исследовательского проекта рекомендуются следующие критерии оценивания:

- "Описание проблемной ситуации" – умение показать актуальность выбранной темы, научную и практическую значимость, знание проблемной ситуации, видение перспектив её развития;

- "Определение целей, задач и объекта исследования" – краткость и точность формулировок, соответствие целей, задач и объекта друг другу, количество задач, соотношение профильных и фоновых задач, масштаб объекта исследования.

- "Предварительный анализ объекта" – количество используемых источников, детальность используемых данных или высказываний, связанность с темой исследования, умение выделить из источника главное для проведения данного проекта, наличие комментариев автора к предлагаемым данным и уровень их глубины.

- "Операционализация" – краткость и точность формулировок, насколько заданы способы измерения, свойственно ли явлению состояние, указанное в понятии.

- "Выдвижение рабочих гипотез" – количество выдвинутых гипотез, их связанность с задачами исследования, оригинальность предлагаемых суждений.

- "Определение методов исследования" – количество выбранных методов, их соответствие выдвинутым гипотезам.

- "Рабочий план" - число указанных мероприятий, подробность критериев выполнения, реалистичность суммы расходов и сроков выполнения.

- "Формирование выборочной совокупности" – предлагаемый объём выборочной совокупности, распределение массива по территории объекта исследования, соответствие специфике метода исследования, величина случайной ошибки выборки.

- "Разработка методики исследования" – количество используемых показателей, соответствие их специфике метода. Требования к показателям и шкалам зависят от выбранного исполнителем метода.

За выполнение всех этапов учебного исследовательского проекта магистрант может получить от 27 до 65 баллов. Содержание этапов магистрант определяет самостоятельно: он сам описывает проблемную ситуацию, ставит цели и задачи исследования, выдвигает гипотезы и т.д. Преподавателю рекомендуется проверять правильность выполнения этапов, соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к социологическим исследованиям, логике исследовательского процесса, а также соответствуют ли этапы друг другу.

Данная форма самостоятельной работы магистрантов рассчитана на регулярный характер их работы. Ошибки на одном этапе не компенсируются достоинствами другого этапа; работа не будет являться выполненной. От ошибок на первых этапах может измениться содержание последующих; поэтому наиболее оптимальным является вариант, когда магистрант приступает к этапу только после того, как закончил предыдущий.

Промежуточный контроль в форме экзамена включает в себя устный опрос по билетам, включающим 3 вопроса по курсу, каждый из вопросов может быть оценен до 10 баллов.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществления
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерских
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  5. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых

Другие похожие документы..