Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К. 41 Среда I II III IV V Четверг Петродворец, Университетский пр., д. 8 I II ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА (лекция) доц....полностью>>
'Документ'
Теплоизоляционные материалы относятся к числу эффективных строительных материалов, позволяющих существенно снизить материалоемкость и стоимость конст...полностью>>
'Конкурс'
Рычкова Надежда Григорьевна, лицей №11, учитель начальных классов, Машевская Ирина Петровна, лицей №11, учитель изобразительного искусства и технологи...полностью>>
'Документ'
В в е д е н и е В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кри...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Объёмные требования к экзамену

  1. Понятие исследования и его место в научном процессе.

  2. Особенности социологических исследований.

  3. Фундаментальные и прикладные социологические исследования.

  4. Факторы распространённости исследований в современном обществе.

  5. Специфика взаимодействия исследователя и заказчика.

  6. Влияние современных тенденций социального развития на практику социологических исследований.

  7. Перспективы социологических исследований в современном обществе.

  8. Публичные, конфиденциальные и академические социологические исследования.

  9. Компьютеризация исследовательских методик.

  10. Методологические принципы проведения социологических исследований.

  11. Структура подготовительного этапа исследовательского процесса.

  12. Описание проблемной ситуации.

  13. Предварительный анализ объекта.

  14. Объект и предмет социологического исследования.

  15. Цель и задачи социологического исследования.

  16. Количественные и качественные исследования.

  17. Классификация эмпирических исследований.

  18. Точечные и повторные эмпирические исследования.

  19. Интерпретация и операционализация понятий.

  20. Выдвижение рабочих гипотез.

  21. Методы социологических исследований.

  22. Рабочий план и его показатели.

  23. Разделение ролей исследователя и полевого работника.

  24. Понятие выборки и причины её использования в исследовательском процессе.

  25. Использование вероятностной выборки.

  26. Использование квотной выборки.

  27. Основные измерительные шкалы и принципы их построения.

  28. Классификация документов.

  29. Техники изучения документов.

  30. Социологическое наблюдение.

  31. Классификация вопросов.

  32. Правила формулировки вопросов.

  33. Правила составления вопросника.

  34. Анкетирование и интервью как основные формы опроса.

  35. Телефонное интервью.

  36. Почтовый опрос.

  37. Метод "фокус-группы".

  38. Экспертный опрос.

  39. Тестирование.

  40. Социологический эксперимент.

  41. Социометрическое исследование.

  42. Контроль качества первичной информации.

  43. Редактирование первичной информации.

  44. Кодировка первичной информации.

  45. Группировка первичной информации.

  46. Ряд распределения и его показатели.

  47. Графическое представление рядов распределения.

  48. Использование технических средств обработки.

  49. Анализ данных социологических исследований: описание.

  50. Анализ данных социологических исследований: объяснение.

  51. Анализ данных социологических исследований: проверка рабочих гипотез.

  52. Специфика анализа данных в качественных исследованиях.

  53. Виды отчётов по итогам исследований.

  54. Требования к составлению отчётов.

IV. Форма итогового контроля

Освоение курса «Методология и методика социологического исследования» предполагает в качестве формы контроля экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология.- М.: Акад. проект. - 2003. – 288 с.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник. – М.: Аспект-пресс. - 1995. –285 с.

  3. Бут У. и др. Исследование: 16 уроков для начинающих авторов. - М.: Наука, 2007. – 356 с.

  4. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М., 1998. –228 с.

  5. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подход. Методология. Исследования, Практика. М.: Флинта. - 2005.-384 с.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. 3-е изд. – М.: КДУ.- 2003. –293 с.

  7. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: М.: Аваэстра. - 1993.- 272 с.

  8. Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ. - 2005. – 134 с.

  9. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер. - 2005. – 319 с.

  10. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайского ГТУ. - 1997. –83 с.

  11. Хили Дж. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. СПб.: Питер. - 2005. – 637 с.

  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ОМЕГА-Л. - 2007. –567 с.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука. - 1982. – 199 с.

  2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. – М., 1998. –239 с.

  3. Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения: Методические рекомендации организации и проведения выборочных массовых опросов. М.: ИСИ. - 1985. – 58 с.

  4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Никколо М, 2001.- 280 с.

  5. Белановский С. А. Свободное интервью как метод социологического исследования // Социология - 4М, 1991, т. 2. - С.5-20.

  6. Брейс А. Анкетирование. Днепропетровск, 2005. – 312 с.

  7. Бурдье П. Общественное мнение не существует / Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. - С.159-178.

  8. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Я. Стандартизированное интервью: Проблемы организации // Социологические исследования. 1997. - № 10. - С.131-137.

  9. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. - С.100-105.

  10. Докторов Б. 3. О надежности измерения в социологичес­ком исследовании. Л.: Наука. - 1979. – 128 с.

  11. Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при по­чтовом опросе // Социс, 1981, № 3. - С.127-133.

  12. Клюев Л.В. Пилотаж анкеты // Социология – 4М, 1995, т.5/6.

  13. Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологических исследованиях // Социология – 4М, 1995, т.5/6.

  14. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования, 1990, № 1. - С.98-104.

  15. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Соц.-психол. центр. - 1996. – 391 с.

  16. Методы сбора информации в социологических ис­следованиях. (отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова). М.: Наука. - 1990. - 225 с.

  17. Мосичев А.В. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований / Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов. 1992-1996). М.: ИСРосАН. – 1996. - С.20-39.

  18. Мудрец Т.Б. Морев В.А. И мы начали играть (Психологические методы обучения интервьюеров) // Социология - 4М, 1996, № 7. - С.160-166.

  19. Мягков А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов // Социс, 2003, № 2.

  20. Назарова И.Б. Непроведение опроса и отказ от интервью // Социологический журнал. 1998. № 1/2. - С. 161-167.

  21. Орлов А.И. Общий взгляд на статистику объектов нечисловой природы / Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука. – 1985. - С.58-92.

  22. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального по­ведения: от опросов к моделям // Вопросы социо­логии, 1994, № 5. - С.3-26.

  23. Патрушев В. Д. Методика изучения бюджета вре­мени трудящихся // Социс, 1980, № 1, с. 129-139.

  24. Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2002. - 158с.

  25. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии // Социология - 4М, 1995. № 5/6, с. 190-213.

  26. Тарарухина М. И., Ионцева М. В. Техника реперту­арных решеток Дж. Келли. // Социология - 4М, 1997, т. 8, с. 114-138.

  27. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир. - 2000. - 350 с.

  28. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ. - 2007. – 287 с.

  29. Толстова Ю. Н. Одномерное шкалирование: тесто­вая традиция в социологии. // Социология - 4М, 1997, т. 8, с. 54-65.

  30. Толстова Ю. Н. Сопоставимость результатов клас­сификации при использовании различных шкал. //Социс, 1978, № 3, с. 178-189.

  31. Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. – М.: Наука. - 1982. –168 с.

VI. Словарь основных терминов и понятий

Академическое исследование (scientic research) – исследование, доступ к которому закрытым не является, но вследствие сложности содержания которого сведения о нём публикуются в специализированных изданиях и доступны ограниченному кругу лиц.

Аналитический этап исследовательского процесса – получение на основании первичной информации выводов по выдвигаемым гипотезам. Состоит из обработки, анализа и составления отчёта.

Анализ – поиск закономерностей между показателями на основании полученного по итогам сбора и обработки массива данных. Как правило, делается исследователем или экспертом. Включает в себя определение связей между переменными, определение характера связи и измерение тесноты связи.

Анкета – вопросник, предоставляемый респонденту для самостоятельного заполнения.

Анкетирование – вариант опроса, при котором респондент самостоятельно отвечает на вопросы исследования. В отличие от интервью здесь минимален контроль полевого работника за ситуацией сбора информации, может происходить вмешательство третьих лиц, нарушаться композиция вопросника и т.д.

Буферный вопрос – не относящийся к проверяемым гипотезам, выдвигаемый исследователем при построении вопросника дополнительно с целью разрушения логических цепочек внутри вопросника и минимизации влияния самих вопросов на респондентов, которые образуют выборочную совокупность, но не объект.

Валидность – способность шкалы измерять показатель, которому она соответствует.

Верификация – проверка истинности теоретических положений эмпирическим путём.

Вероятностная выборка – разновидность выборки, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет одинаковые шансы попасть в выборку. Более простой вид выборки, применяется при более однородных объектах, части которого не удалены значительно друг от друга.

Включённое наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав наблюдаемого объекта, взаимодействует с его участниками, при длительном контакте получает от них статус и роль. Как правило, используется в качественных исследованиях. Противоположность – отстранённое наблюдение.

Выборочная совокупность (выборка) – множество лиц, являющихся источником информации для исследователя. В социологических исследованиях состоит, как правило, из индивидов или из социальных объектов, но при использовании метода анализа документов будет состоять из документов.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое исследователем и требующее проверки в ходе исследования.

Группировка – распределение первичной информации по заданным показателям в соответствии с целями и задачами исследования. Данные, распределённые по показателям, позволяют сделать вывод по отдельным показателям и являются источником для анализа.

Детализация – количество индикаторов шкалы. Чем выше детализация, тем точнее шкала, но тем затруднительнее процесс сбора информации. Оперируя детализацией, исследователь устанавливает меру точности измерения конкретного показателя.

Документ – носитель информации, которая используется в исследовании. По существу, документом для исследователя выступает любой след происходящего ранее процесса.

Заказчик – лицо, финансирующее исследование и являющееся основным адресатом результатов исследования. Может устанавливать параметры исследования – цель, задачи, объект и его территорию, сумму расходов. Многие параметры исследования – результат диалога заказчика и исследователя.

Закрытый вопрос – вопрос, при ответе на который респондент должен выбрать один из предлагаемых ему вариантов; попытки дать другой ответ считаются отсутствием ответа. При закрытом вопросе респонденту предъявляется шкала.

Измерение – получение количественного выражения характеристик исследуемого объекта; происходит путём использования показателей и индикаторов.

Индикатор – значение показателя, позволяющее сделать вывод о его качественном состоянии. В социологических исследованиях индикатором может быть как фактическое значение, так и мнение, высказывание. Одни показатели могут быть индикаторами для других, более сложных.

Интервью – вариант опроса, при котором специально обученный и проинструктированный полевой работник задаёт вопросы респонденту. При этом достигается контроль за поведением респондента, обеспечивается последовательность вопросно-ответного хода и пресекается вмешательство третьих лиц. Деятельность интервьюера также может быть источником искажений.

Интерпретация – истолкование содержания понятий, используемых исследователем. Объектом являются понятия, смысл которых неоднозначен и поэтому требует уточнения, а также если исследователь вносит в это понятие новый смысл. Исследователь имеет право интерпретировать понятие согласно собственному видению темы исследования и в зависимости от замысла исследования; но любая его трактовка должна быть однозначно воспринимаемой.

Исследование – элемент познавательного процесса, в рамках которого происходит выработка новых знаний. Исследование носит научный характер, если является объективным и воспроизводимым. В отличие от познавательного процесса имеет конкретные рамки: цель, объект, предмет, задачи.

Качественное исследованиеего цель и задачи не требуют представить данные в количественном виде. Не требует использования объёмной выборочной совокупности, что компенсируется углублённым изучением локальных объектов. Не требует высокой точности, что компенсируется поиском новой, оригинальной информации о предмете исследования. Как правило, носит прикладной характер; происходит поиск новых способов решения проблемы. В науке может выступать предварительным исследованием по отношению к количественному, когда происходит исследование малоизученных объектов.

Квотная выборка – разновидность выборки, когда при её формировании исследователь распределяет, сколько каких единиц объекта ему понадобится при сборе информации. Это распределение должно опираться на знание исследователем структуры объекта, но в отличие от вероятностной выборки оно всё равно считается волюнтарным.

Кодировка – процесс упорядочивания первичной информации, когда каждому индикатору шкалы присваивается кодовое значение. Для заранее разработанных шкал происходит элементарно, но представляет трудоёмкую задачу при работе с открытыми вопросами или дополнительно поступившей информации.

Количественное исследование – цель и задачи которого требуют представить итоговые данные в количественном виде: выявить уровень проблемной ситуации, степень распространённости исследуемого признака и т.д. Требует объёмной выборочной совокупности. Как правило, носит фундаментальный характер.

Контроль качества – проверка первичной информации на достоверность и точность. Включает в себя проверку источников информации, проверку работы полевых работников на предмет соблюдения ими инструкций, проверку самой информации (см. например Контрольные вопросы).

Контрольные вопросы – вопросы, проверяющие искренность ответов респондентов.

Конфиденциальное исследование (private research) – исследование, материалы которого носят закрытый характер и результаты направляются исключительно заказчику и лицам, им указанным. Как правило, выходит за рамки научного дискурса.

Лабораторное исследование – проходящее на территории исследователя, которую он контролирует или меняет в зависимости от целей исследования. Как правило, проходит при проверке влияния на респондентов нетипичных условий, чаще всего при эксперименте.

Методика – применение метода в ходе конкретного исследования. Поскольку вариантов применения метода бесчисленное множество, методика является авторской.

Методология – наука о методах; применительно к исследовательскому процессу – знание исследователем методов, применяемых при изучении данного класса объектов, и способность исследователя оптимально выбирать методы исследования.

Мода – значение признака (индикатор шкалы), имеющее наибольшую частоту в ряде распределения.

Наблюдение – метод сбора информации об объекте в процессе его непосредственного восприятия.

Обработка – процесс перевода первичной информации, полученной по итогам полевого этапа, в упорядоченный массив данных.

Объект исследования – часть реального мира, информация о состоянии которой является целью исследовательского процесса.

Операционализация – перевод понятий в систему показателей и индикаторов, которые позволят регистрировать и измерять признаки исследуемого объекта. Результатом операционализации является возможность измерения, относится объект к данному понятию или нет.

Опрос – метод сбора информации, при котором информация от респондента поступает путём использования вопросно-ответного хода. В первую очередь используются для изучения мнений и мотивов поведения людей.

Открытое наблюдение – сбор информации в условиях, когда объекты наблюдения знают, что за ними ведётся наблюдение. Противоположность – скрытое наблюдение.

Открытый вопрос – вопрос, на который респондент отвечает в свободной форме. Это не означает отсутствия шкалы; шкала есть, но респондент и полевой работник её не видят. После сбора информации, при кодировке, свободные ответы респондентов будут упорядочены по шкале.

Отчёт об итогах исследования – документ, описывающий итоги исследователя. Отчёты отличаются степенью точности и подробности. Выделяют устный отчёт, который является по существу презентацией итогов исследования; письменный краткий отчёт, показывающий итоги исследования, и письменный подробный, показывающий, как эти итоги были получены.

Панельное исследование – измерение одной и той же выборки спустя некоторое время. Позволяет исследовать динамику конкретного объекта, его жизненный путь. Основной проблемой является текучесть выборки.

Пилотажное исследование – исследование, в ходе которого происходит апробация на уменьшённой модели объекта разработанной исследователем методики.

Подготовительный этап исследовательского процесса – подготовка к сбору информации. Отличается трудоёмкостью, так как подготовка к исследованию требует максимальной детальности. В ходе подготовительного этапа должно быть определено, что измеряется, как измеряется, какие гипотезы проверяются, при помощи каких методов, какие средства на это будут потрачены и т.д.

Поисковое исследование – проходит при малом объёме знаний исследователе об объекте, представляет из себя сбор информации об объекте, достаточной для выдвижения гипотез. Часто предшествует полноценному исследованию.

Поле – территория повседневного нахождения объекта, на которой он уверенно себя чувствует и находится в обычном состоянии, которое и измеряется исследователем. В более широком смысле – территория нахождения объекта, в свойства которой не вмешивается исследователь. Если сбор информации происходит в условиях поля, такое исследование называется полевым, оно противоположно лабораторному.

Полевой работник – участник исследователя, которому исследователь поручает работу технического характера – сбор информации, обработку. Поскольку это трудоёмкая работа, набирается и обучается множество полевых работников. Как правило, задача полевого работника – действовать по инструкции, которую разрабатывает исследователь. Должен быть неспециалистом по теме исследования.

Полевой этап исследовательского процесса – этап сбора информации при помощи выбранных ранее методов и разработанных методик. Несмотря на своё название, не всегда происходит в условиях поля.

Предмет исследования – сторона объекта, изучаемая в данном исследовании.

Прикладное исследование – исследование, нацеленное на применение теоретических знаний к отдельной практической ситуации или их множеству.

Программа исследования – документ, в котором исследователь фиксирует основы будущего исследования – цели, задачи, гипотезы, методы, рабочий план. По существу, является основным плановым документом исследования. Особую роль играет при взаимодействии внутри исследовательской группы и при взаимодействии исследователя с заказчиком. Как правило, носит закрытый, служебный характер.

Публичные исследования (public research) – исследования, результаты которого публикуются в СМИ, то есть доступны неограниченному кругу лиц. В наибольшей степени выполняют институциональные функции научного исследования и способствуют распространению исследований в обществе, в то же время создают у публики упрощённое представление об исследовательском процессе.

Рабочий план – документ, в котором фиксируется последовательность действий исследовательского процесса, указываются затраты, сроки и ответственные за реализацию. Основной документ организационного этапа программы исследования.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности отображать структуру объекта. Обязательное условие для точного применения выборки.

Респондент – лицо, являющееся для исследователя источником первичной информации. Элемент выборочной совокупности.

Самонаблюдение – способ сбора информации, когда респондент по составленной исследователем схеме сам регистрирует информацию о своём поведении.

Сенситивные (деликатные) вопросы – вопросы, направленные на получение информации, которую респонденты предпочитают утаивать. Получение такой информации при помощи опроса представляет из себя проблему и такие вопросы лучше задавать в безличной, гипотетической форме.

Социометрия – направление в социологии и социальной психологии, изучающее статусы и отношения участников малых групп путём измерения их (не)выборов.

Теория – форма научного знания, абстрагирующая конкретное знание до общего уровня, следующего основой для действий в конкретных случаях. Теория должна быть достоверной, верифицируемой (проверяемой путём обращения к практике), обобщённой, способной к построению новых теорий.

Тест – множество показателей, каждому индикатору которых присваивается балльное значение, и при обработке считается сумма баллов для каждого респондента. При тестировании показатели являются связанными (эмержентными). Традиционно тест предназначен для вывода по элементу исследуемой совокупности.

Трендовое исследование – исследование при помощи одной и той же методики спустя промежуток времени (часто значительный). Классический способ для исследования длительных процессов. При длительных промежутках времени более адекватными для него будут неконтактные методы.

Фундаментальное исследование – исследование, нацеленное на получение новых или проверку известных ранее теоретических знаний.

Цель исследования – предполагаемый результат, которого ожидает исследователь до начала исследовательского процесса.

Шкала – последовательно заданная совокупность индикаторов показателя.

Эксперимент – метод сбора информации путём наблюдения реакции респондентов (испытуемых) на вводимый исследователем фактор (стимул). Влияние фактора выясняется путём сравнения экспериментальной и контрольной групп, причём число контрольных групп должно соответствовать числу их отличий от экспериментальной группы.

Эксперт – специалист по теме исследования. Исследование называется экспертным, если эксперты являются источником сбора информации об объекте исследования. Оптимально использовать такие исследования в качестве поисковых или предварительных, подготавливающих основные исследования.

Эмпирическое исследование – исследование, источником которого являются фактические данные.

VII. Методические рекомендации для преподавателей

Согласно технологической карте дисциплины большинство форм текущего контроля проходит в форме практических заданий. Это связано с прикладным характером дисциплины, значение которой как в том, чтобы сформировать у магистрантов знание о роли исследований, отношения исследователя с заказчиками, полевыми работниками и публикой и о последовательности операций при проведении исследований, но и умения в области основ исследовательского процесса – научить если не организации и проведения исследования в целом, то хотя бы реализации отдельных этапов исследовательского процесса. В рамках базового модуля магистрантам предлагается реализация учебного исследовательского проекта, в рамках дополнительного модуля – выполнение контрольных практических заданий, являющихся ключевыми этапами исследовательского процесса.

Теоретические задания встречаются дважды: на втором семинарском занятии (на первом предлагается выбрать темы учебных исследовательских проектов) и при тестировании в рамках дополнительного модуля. По итогам семинарского занятия магистрант может получить от 2 до 5 баллов. Критериями успешности участия в дискуссии является усвоение терминологического аппарата и самостоятельность размышления.

Малое количество магистрантов позволяет строить учебные занятия в форме индивидуальных практических занятий. На первом занятии рекомендуется провести собеседование с магистрантами, выяснив их знания о мире исследований и предложив им выбрать тему учебного исследовательского проекта. Желательно, чтобы они сделали этот выбор на первом семинарском занятии, для чего допустим вариант, когда до магистрантов доводят информацию о необходимости выбора темы уже на первом занятии. Принципиально, чтобы магистрант сам выбирал тему учебного исследовательского проекта, чтобы она была совместима с его научными и профессиональными интересами, с его опытом, чтобы он мог раскрыть себя, работая с данной темой.

Рекомендуется следующая организация практических занятий: магистрант показывает преподавателю задание, данное ему по плану, задаёт вопросы, происходит обсуждение вызвавших сложность моментов. Магистрант получает задание, частично которое он старается выполнить в течение занятия, остальное переходит в форму домашнего задания на следующее занятие.

Технологической картой дисциплины предусмотрено 9 форм текущего контроля в виде практических занятий. Они соответствуют 9 частям подготовительного этапа исследовательского процесса. Это своего рода график прохождения магистрантом учебного исследовательского проекта, который необходимо контролировать. С другой стороны, полное выполнение учебного исследовательского проекта магистрантом не является обязательным условием для допуска к промежуточному контролю. Но от степени выполнения учебного исследовательского проекта зависит, сколько баллов наберёт магистрант в течение семестра, что будет влиять на его итоговую оценку.

Критериями успешности выполнения учебного исследовательского проекта является использование и понимание терминологического аппарата, глубина исследовательского замысла, актуальность и оригинальность предлагаемых решений, связанность этапов между собой и цели исследовательского проекта. К выполнениям этапов учебного исследовательского проекта рекомендуются следующие критерии оценивания:

- "Описание проблемной ситуации" – умение показать актуальность выбранной темы, научную и практическую значимость, знание проблемной ситуации, видение перспектив её развития;

- "Определение целей, задач и объекта исследования" – краткость и точность формулировок, соответствие целей, задач и объекта друг другу, количество задач, соотношение профильных и фоновых задач, масштаб объекта исследования.

- "Предварительный анализ объекта" – количество используемых источников, детальность используемых данных или высказываний, связанность с темой исследования, умение выделить из источника главное для проведения данного проекта, наличие комментариев автора к предлагаемым данным и уровень их глубины.

- "Операционализация" – краткость и точность формулировок, насколько заданы способы измерения, свойственно ли явлению состояние, указанное в понятии.

- "Выдвижение рабочих гипотез" – количество выдвинутых гипотез, их связанность с задачами исследования, оригинальность предлагаемых суждений.

- "Определение методов исследования" – количество выбранных методов, их соответствие выдвинутым гипотезам.

- "Рабочий план" - число указанных мероприятий, подробность критериев выполнения, реалистичность суммы расходов и сроков выполнения.

- "Формирование выборочной совокупности" – предлагаемый объём выборочной совокупности, распределение массива по территории объекта исследования, соответствие специфике метода исследования, величина случайной ошибки выборки.

- "Разработка методики исследования" – количество используемых показателей, соответствие их специфике метода. Требования к показателям и шкалам зависят от выбранного исполнителем метода.

За выполнение всех этапов учебного исследовательского проекта магистрант может получить от 27 до 65 баллов. Содержание этапов магистрант определяет самостоятельно: он сам описывает проблемную ситуацию, ставит цели и задачи исследования, выдвигает гипотезы и т.д. Преподавателю рекомендуется проверять правильность выполнения этапов, соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к социологическим исследованиям, логике исследовательского процесса, а также соответствуют ли этапы друг другу.

Данная форма самостоятельной работы магистрантов рассчитана на регулярный характер их работы. Ошибки на одном этапе не компенсируются достоинствами другого этапа; работа не будет являться выполненной. От ошибок на первых этапах может измениться содержание последующих; поэтому наиболее оптимальным является вариант, когда магистрант приступает к этапу только после того, как закончил предыдущий.

Промежуточный контроль в форме экзамена включает в себя устный опрос по билетам, включающим 3 вопроса по курсу, каждый из вопросов может быть оценен до 10 баллов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществления
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерских
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  5. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых

Другие похожие документы..