Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Внеклассное мероприятие'
Реквизит для игровых конкурсов – бумажные цветы с именами, круг со стрелкой и набор вопросов, «туфельки», табло с шестью карточками, кегли, магнитофо...полностью>>
'Документ'
Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и псих...полностью>>
'Документ'
В СНС-93 (системе национальных счетов, 1993 г.) учитывают экономическое национальное богатство (ЭНБ), но не учитывают главное - демографическое нацио...полностью>>
'Методические рекомендации'
В методических рекомендациях рассматриваются теоретический обзор акцентуации характера подростков и технологии оказания социально-психологической пом...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине методология и методика социологического исследования

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 8. Анализ документов.

Лекционный материал. Изучение документов. Темы для исследования методом анализа документов. Контент-анализ и его показатели. Качественные методики анализа документов. Фрейм-анализ. Манифестное и латентное кодирование.

Практическое занятие. Достоинства и недостатки метода анализа документов. Разработка методики. Составление показателей и шкал. Разработка выборки для анализа документов.

Самостоятельная работа. Классификация документов. Письменные, иконографические и фонетические документы. Официальные и личные документы. Первичные и вторичные документы. Приоритеты исследователя при формировании массива документов. Сфера применения контент-анализа.

Тема 9. Опрос.

Лекционный материал. Методическое разнообразие форм опроса. Анкетирование и интервью. Массовые и экспертные опросы. Количественные и качественные формы опроса. Индивидуальные и групповые опросы. Отдельные методики. Интервью лицом к лицу (face to face). Телефонное интервью. Почтовый опрос; проблема возврата анкет. Фокус-группы. Виды вопросов. Правила формулировки вопросов. Правила составления вопросника.

Практическое занятие. Основные требования к составлению вопросника. Составление открытых и закрытых вопросов; контрольных вопросов и вопросов-фильтров. Форма вопроса: конкретизация формулировки и детализация шкалы. Требования к формулировке вопроса. Составление вопросника. Омнибусы и буферизация.

Самостоятельная работа. Причины распространённости опросов в социологических исследованиях. Глубинные опросы. Индивидуальное глубинное интервью. Использование тестов в опросах. Экспресс-опрос. Метод экспертных оценок. Метод Дельфи. Открытые и закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Профильные и фоновые вопросы. Вопросы о фактах, знаниях и мнениях. Требования к полевым работникам при опросе.

Раздел IV. Аналитический этап исследовательского процесса.

Тема 10. Обработка первичной информации.

Лекционный материал. Структура аналитического этапа. Отличие обработки от анализа. Контроль качества первичной информации. Редактирование. Зависимость от эмержентности методики. Кодировка. Группировка: простая и комбинированная. Ряд распределения. Частота. Меры центральной тенденции: мода, средняя, медиана, квартили. Показатели вариации.

Практическое занятие. Кодировка показателей с открытыми шкалами. Построение простого распределения. Расчёт моды, медианы, средней. Определение типа распределения. Графическое оформление простых распределений.

Самостоятельная работа. Внешний и внутренний контроль. Проверка выборки. Использование контролёров. Порядковая и серийно-порядковая кодировка. Кодирование показателей с открытыми шкалами: субъективизм кодировщика. Критерии надёжности работы кодировщика. Графическое представление распределений. Полигон, гистограмма, кумулята. Использование технических средств обработки.

Тема 11. Анализ данных.

Лекционный материал. Цель анализа. Поиск связей между показателями. Определение вектора связи. Причинно-следственная зависимость. Ложная корреляция. Теснота связи. Сильные и слабые связи. Формы анализа. Системный анализ.

Практическое занятие. Определение связей по материалам исследований. Диагностика связей. Построение таблиц сопряжённости. Расчёт парного коэффициента корреляции для измерения тесноты связи.

Самостоятельная работа. Модели системного анализа, критерии, ограничения. Возможности обобщения получаемых закономерностей. Систематизация, типологизация. Виды объяснений. Скрытые связи и их диагностика. Социометрический анализ. Социоматрица. Социограмма. Детерминационный анализ. Специфика анализа в качественных исследованиях. Аналитическое сравнение. Метод идеальных типов. Техника репертуарных решёток.

Тема 12. Составление отчёта.

Лекционный материал. Документы по итогам исследования: отчёт, информационная справка, аналитическая справка. Виды отчётов. Устный отчёт: коммуникация исследователя и заказчика. Краткий отчёт: сообщение о полученных данных. Подробный отчёт: доказательство полученных данных.

Практическое занятие. Составление и оформление краткого отчёта. Презентация об итогах исследования. Составление плана подробного отчёта. Формулирование практических рекомендаций.

Самостоятельная работа. Значение исследовательского отчёта для исследователя, заказчика, публики, науки. Специфика отчёта для фундаментального и прикладного исследования. Структура краткого отчёта. Требования к отчётам: научность и воспринимаемость. Эффективность выводов исследования.

    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Согласно технологической карте дисциплины большинство форм текущего контроля проходит в форме практических заданий. Это связано с прикладным характером дисциплины, значение которой как в том, чтобы сформировать у магистрантов знание о роли исследований, отношения исследователя с заказчиками, полевыми работниками и публикой и о последовательности операций при проведении исследований, но и умения в области основ исследовательского процесса – научить если не организации и проведения исследования в целом, то хотя бы реализации отдельных этапов исследовательского процесса. В рамках базового модуля магистрантам предлагается реализация учебного исследовательского проекта, в рамках дополнительного модуля – выполнение контрольных практических заданий, являющихся ключевыми этапами исследовательского процесса.

Теоретические задания встречаются дважды: на втором семинарском занятии (на первом предлагается выбрать темы учебных исследовательских проектов) и при тестировании в рамках дополнительного модуля.

На семинарское занятие выносятся следующие вопросы:

- задачи проведения социологических исследований;

- функции социологических исследований, в том числе институциональные;

- мотивы, побуждающие исследователя проводить исследование;

- наука как социальный институт современного общества.

Практических занятий, являющихся формой текущего контроля, планируется 9. Это связано с объёмом и структурой учебного исследовательского проекта. Данный проект имитирует не весь исследовательский процесс, а его подготовительный этап. Это считается адекватным, так как в ходе подготовительного этапа происходит планирование основных операций как полевого, так и аналитического этапов исследовательского процесса. В результате магистрант получает не только представление о процедурах сбора и обработки социологической информации, но и опыт построения подобных показателей. В то же время подготовительный этап выполняется в полной своей форме. Предполагается: чем более обучаемый умеет готовить исследование, тем легче ему будет его проводить.

Подготовительный этап исследовательского процесса состоит из следующих операций:

1. Описание проблемной ситуации. Двойственность этого этапа в том, что исследователь пишет его как для себя (организации, которая проводит исследование), так и для заказчика и публики. В первом случае задача исследователя – собрать как можно больше информации по теме исследования, показать, какая проблема будет исследоваться, в чём её сущность, сформировать собственное к ней отношение. Во втором случае – показать, что он понимает проблему и разбирается в ней; для этого во "внешнем" варианте проблемная ситуация изображается менее противоречивой. Не существует каких-либо стандартов реализации этого этапа. Для "внутреннего" варианта желателен максимальный объём материала, на который исследователь может опираться в дальнейшем.

В предлагаемом варианте магистрант только учится готовить исследование, поэтому его задача сводится к описанию проблемы "для себя". В рамках учебного проекта допустима следующая схема построения первого этапа: описательная модель (как обстоит проблема сейчас), нормативная модель (как могла бы обстоять ситуация при решении проблемы), эксплоративная модель (как может обстоять ситуация, если проблема не будет решаться в будущем).

Критерии оценивания: умение показать актуальность выбранной темы, научную и практическую значимость, знание проблемной ситуации, видение перспектив её развития. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 7 баллов.

2. Определение контуров исследования. – К контурам исследования относятся цель, задачи, объект и предмет исследования. Определяя эти грани, исследователь определяет, что он будет исследовать, а что – нет. Как правило, при грамотно сформированной цели исследования предмет исследования очевиден. Наибольшую сложность представляет выдвижение задач, от количества выдвинутых задач зависит подробность исследования. Масштаб объекта зависит от неоднородности объекта и финансового обеспечения исследования.

Исходя из сказанного выше, магистрант может выделять или не выделять предмет исследования по своему усмотрению, тем более что западная традиция не поддерживает выделение объекта и предмета. Магистрант имеет право выдвигать задачи, не связанные с целью (фоновые), но он должен понимать отличие профильных задач от фоновых и указывать это в своей работе. Магистрант имеет право комментировать свои действия прямо в работе, делая это аккуратно и отделяя от прочей информации, указывая: "Комментарий".

Критерии оценивания: краткость и точность формулировок, соответствие целей, задач и объекта друг другу, количество задач, соотношение профильных и фоновых задач, масштаб объекта исследования. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 5 баллов.

3. Предварительный анализ объекта. – После того, как объект исследования был определён в предыдущем этапе, идёт более углублённый, чем в п.1, его анализ. Цель этого этапа – собрать как можно больше информации для дальнейшего выдвижения гипотез. Как правило, здесь происходит анализ других исследований по данной или схожей тематике, включая предыдущие работы исследователя, если таковые имеются. Разумеется, исследовательской организации, имеющей архив ранее проводимых исследований, проще развёртывать такой этап.

При проведении этот этапа важно иметь в виду следующие моменты: а) отделение фактического материала от комментариев; б) строгое оформление материалов, на которые идёт ссылка.

Источники оформляются следующим образом:

ссылка на монографию

Краснов Б.И. Теория государства и права. / Б.И.Краснов. – М.: Проект, 1996. – С.115.

на статью из сборника статей или коллективной монографии:

Мерлье Д. Статистическое конструирование / Д.Мерлье // Начала практической социологии. – М.: Социо-Логос, 1996. – С. 111-168. Сперва идёт название статьи, затем – название сборника.

на статью в газете:

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №21. – Ст.1924.

на статью в журнале:

Храмцов А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия / А.Ф.Храмцов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №3. – С.131-143.

на телерадиопередачу:

К барьеру // НТВ, 5 февраля 2009, 21:40.

на источник из интернета:

Владимиров В.Н. INTERNET для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? / В.Н.Владимиров // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". – 1996. - №18. Опубликовано на сайте Томского государственного университета /historynet/informatika/posobia.htm.

В этом случае также необходимо указать автора статьи и название материала, по возможности указать неэлектронный ресурс, на котором также опубликован материал. Также указывается дата появления статьи (интернет, как и периодика, обновляется!), в худшем случае – дата просмотра. Если трудно установить точную дату, указывают месяц или даже год.

на источник, уже упоминавшийся ранее в данной работе:

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Указ. соч., с. 71.

Huntington S.P. Op cit, p. 268 (или Ibid, p. 268).

Если количество авторов больше трёх, то указываются только первые трое авторов в том порядке, как они названы в источнике, а далее отмечается "и др."

Вывод: ссылаться можно практически на любой источник, единственное требование – чтобы чётко можно было определить, где (когда) опубликован материал, на который делается ссылка. Смысл ссылок состоит в том, чтобы любой интересующийся мог обратиться к этому материалу, а также проверить достоверность сведений, вызывающих сомнение со стороны заинтересованных лиц. Ссылки являются неотъемлемым компонентом научной и деловой коммуникации.

Критерии оценивания: количество используемых источников, детальность используемых данных или высказываний, связанность с темой исследования, умение выделить из источника главное для проведения данного проекта, наличие комментариев автора к предлагаемым данным и уровень их глубины. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 7 баллов.

4. Операционализация понятий и категорий. - Операционализацией понятия называется его перевод в систему показателей и индикаторов, которые позволяют измерить его основные свойства. Следовательно, операционализации предшествует определение ключевых слов – понятий, которые будут подлежать операционализации. Это могут быть и научные термины, и обыденные понятия, которые понимаются неоднозначно. Задача исследователя – показать, как он понимает эти понятия (интерпретация) и как он их будет измерять в ходе самого исследования (собственно операционализация). Исследователь свободен в том, какую операционализацию понятия он будет использовать при соблюдении базовых принципов – точности и однозначности. Плюрализм операционализаций существенно затрудняет сравнение данных разных исследователей, но без него исследовательская работа лишается творчества.

Желательно, чтобы магистрант использовал разные приёмы операционализации: через соседние понятия, через противоположные понятия, через перечисление, "дерево", "шкалу", через формы проявления. Исчерпывающего перечня приёмов операционализации нет, главное – добиться точного измерения явления. Если понятие выглядит совершенно неоперациональным, измерять нужно не его, а его разновидности или формы проявления. Необходимо помнить, что операциональные признаки должны быть достаточно простыми, чтобы их измерение не составляло труда. Необходимо смотреть, все ли неоднозначно понимаемые слова и термины были операционализованы; в случае появления таких понятий в ходе дальнейших этапов работы они также должны быть операционализованы.

Критерии оценивания: краткость и точность формулировок, заданность способов измерения, свойственно ли явлению состояние, указанное в понятии. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 8 баллов.

5. Гипотезой называется предположение, выдвигаемое исследователем с целью проверки в ходе исследования. По каждой задаче исследования должна быть выдвинута хотя бы одна гипотеза; в общем исследователь решает, сколько гипотез он выдвигает – чем больше гипотез выдвинуто, тем подробнее исследование, но тем больше ресурсов и усилий потребуется при его реализации. В отличие от достоверной или заведомо ложной информации гипотеза является вероятностным суждением. Исследователь имеет право выдвигать противоречащие друг другу гипотезы, но сумма их вероятностей не должна превышать 1. Ситуация, когда гипотеза по итогам исследования опровергается, является такой же нормальной, как и при подтверждении гипотезы. Наименее желательной является ситуация неопределённости, когда по итогам исследования нельзя сделать вывод, подтверждается гипотеза или опровергается. При вероятности гипотезы р=0,5 такая неопределённость максимальна.

Существуют специальные способы расчёта вероятности гипотез, но их изучение и применение находится за рамками объёмных требований. Поэтому допустимо, что вероятность гипотезы магистрант будет ставить интуитивно; при поисковых исследованиях такой вариант встречается часто. Магистрант имеет право выдвигать фоновые гипотезы, но он должен понимать их отличие от профильных, указывать, какие гипотезы являются фоновыми, соотношение профильных и фоновых гипотез является критерием оценивания. Рекомендуется следующая нумерация гипотез: 1.1., 1.2. (гипотеза 1 к задаче 1) или 1а, 1б.

Критерии оценивания: количество выдвинутых гипотез, их связанность с задачами исследования, оригинальность предлагаемых суждений. За выполнение этого этапа магистрант получает от 3 до 8 баллов.

6. Выбор методов исследования. – Выдвижением гипотез заканчивается методологический раздел подготовительного этапа, после его завершения исследователь может приступать к выбору методов исследования. Это делается именно после выдвижения гипотез, так как разные гипотезы требуют проверки разными методами. Естественно, возможна ситуация, когда все гипотезы требуют проверки при помощи одного метода, но более оптимальна ситуация, когда при проверке гипотезы используется комбинация нескольких методов. Все методы имеют свои изъяны, и использование одного метода может компенсировать недостатки другого.

Этот этап не выглядит трудоёмким. Достаточно чётко указать, к какой гипотезе какой метод выбран. Недопустимо путать метод и методику. Если автор уверен не только в методе, но и в методике (хотя на данной стадии это выглядит преждевременным), он может указать это следующим образом: опрос (телефонное интервью), наблюдение (включённое наблюдение). При этом проверка одной гипотезы в рамках одного метода может осуществляться несколькими методиками.

Критерии оценивания: количество выбранных методов, их соответствие выдвинутым гипотезам. За выполнение этого этапа магистрант получает от 2 до 5 баллов.

7. Рабочий план. - Он представляет из себя документ, в котором фиксируется последовательность проводимых в ходе исследования мероприятий, реализация которых требует расходов и проводится руками не самого исследователя. Он является одновременно и бюджетом исследования, поскольку в нём фиксируется распределение ресурсов исследования по мероприятиям, и планом, поскольку в нём указаны сроки исполнения мероприятия. Составление рабочего плана и контроль за его соблюдением требует не сколько исследовательских, сколько менеджерских навыков, поэтому за этот этап в крупных исследовательских организациях часто отвечает не исследователь, а менеджер исследовательского проекта.

В итоге рабочий план учебного исследовательского проекта включает в себя следующие элементы:

  • Мероприятие (единица рабочего плана)

  • Ресурсы, которые планируется затратить на данное мероприятие. В итоге подсчитывается сумма ресурсов.

  • Критерий выполнения – при каких достигнутых результатах мероприятие можно считать выполненным.

  • Сроки выполнения мероприятия.

  • Ответственный – в условиях учебного проекта заполнение этой графы формально, но обучаемые должны знать, что в реальных документах она всегда присутствует.

  • Примечания – здесь указывается всё, что авторы сочли нужным, но что не относится к предыдущим пунктам.

Критерии оценивания: число указанных мероприятий, подробность критериев выполнения, реалистичность суммы расходов и сроков выполнения. За выполнение этого этапа магистрант получает от 2 до 5 баллов.

8. Формирование выборочной совокупности. - Выборочная совокупность (выборка) – множество элементов, являющихся источником информации для исследователя. При использовании методов наблюдения, опроса и эксперимента определение выборки звучит точнее: часть объекта, отобранная исследователем для сбора информации об объекте. Иначе обстоит дело при использовании метода анализ документов: объектом социологического исследования будет некоторое множество людей, а выборкой – некоторое множество документов. В этом случае выборкой будет не часть объекта, а множество документов, содержащее информацию о части объекта, отражающую состояние объекта в целом.

При формировании выборки магистрант должен исходить из выбранных в этапе 6 методов и указанной в этапе 7 сумме ресурсов. Вероятно, для разных методов будут использоваться разные выборки, для анализа документов это будет обязательно. Других правил нет, всё зависит от специфики выдвинутых гипотез, касаются они одной части объекта или разных.

В рамках этапа требуется выполнить следующие операции:

1). Определить объём выборки n. Необходимо помнить, что эта величина зависит от объёма объекта N или от оценки этой величины, требуемой точности данных Δ, соотношения исследуемого показателя р и коэффициента вариации V, а также от бюджета исследования. Поскольку р и V измеряются для отдельных показателей, то n измеряется гипотетически для каждого показателя, а затем берётся наибольшее из возможных значений (с учётом бюджета исследования).

2). Распределение выборки по точкам. Рекомендуется брать максимальное количество точек и соответственно минимальное количество единиц объекта внутри точки, чтобы свести к минимуму зависимость от особенностей каждой точки и произвольный выбор полевого работника элементов объекта внутри точки (в последнем случае можно задействовать механический отбор). Для выборок документов аналогичной операцией будет распределение массива документов по периоду; в роли точки может выступать хранилище официальных или архивных документов.

3). Расчёт случайной ошибки выборки Δ=√(р*(1-р))/n. Необходимо помнить, что для квотных выборок Δ будет рассчитывать для каждой квоты отдельно. Автор должен указывать в начале каждой выборки, вероятностная она у него или квотная.

Критерии оценивания: предлагаемый объём выборочной совокупности, распределение массива по территории объекта исследования, соответствие специфике метода исследования, величина случайной ошибки выборки. За выполнение этого этапа магистрант получает от 4 до 10 баллов.

9. Разработка методики исследования. - Методика – применение метода в ходе конкретного исследования. Если новые методы исследования в обозримой перспективе едва ли удастся открыть, то вариантов их применения и комбинирования бесчисленное множество. По существу, каждая методика является авторской, за исключением трендовых исследований (проводятся по той же методике для изучения динамики объекта) и апробации известных методик к новым темам исследований. Исследователь может использовать несколько методик даже в рамках одного метода. Элементом методики является показатель. Разработать методику означает сформировать некоторое множество показателей, достаточное для проверки гипотезы исследования.

Итак, магистрант должен помнить, что для каждого метода, указанного в этапе 6, он должен разработать хотя бы одну методику. В рамках этапа требуется выполнить следующие операции: а) формирование показателей; б) построение шкал для показателей; в) для контактных методов (опрос, эксперимент) – составление композиции методики (последовательности показателей); г) составление схемы анализа по каждому показателю – при каких значениях показателя гипотеза будет считаться верной (кроме фоновых показателей в контактных методах).

При формировании показателей необходимо исходить из того, что с одной стороны, количество показателей должно быть достаточным для проверки гипотезы; с другой стороны, их количество не должно быть утомительным для респондента и полевого работника. Рекомендуется сводить на нет достаточно большое количество показателей на нет их простотой и разнообразием. При использовании метода анализа документов первостепенно не количество показателей, а их соответствие указанным в выборке документам.

При построении шкал нужно исходить из неоднозначного влияния детализации шкалы на сбор информации. Рекомендуется использовать шкалы с малой детализацией, за исключением использования анализа документов, компенсируя это ростом числа показателей. При использовании контактных методов показатели с похожими шкалами желательно расставлять на удалении друг от друга.

При составлении композиции необходимо исходить из того, что начинать методику лучше с более простых показателей, в конце также ставить более простые, особенно для объёмных методик; при этом сложные показатели лучше вообще по возможности не использовать и тем более не ставить их блоками. Необходимо добиваться независимости показателей друг от друга, для чего показатели с похожей тематикой и показателями по одной гипотезе желательно расставлять на удалении друг от друга, при необходимости вводя для этого дополнительные показатели (буферы).

Критерии оценивания: количество используемых показателей, соответствие их специфике метода. Требования к показателям и шкалам зависят от выбранного исполнителем метода. За выполнение этого этапа магистрант получает от 4 до 10 баллов.

Итак, по итогам выполнения учебного исследовательского проекта в зависимости от качества проделанной работы магистрант получает от 27 до 65 баллов. Содержание этапов магистрант определяет самостоятельно: он сам описывает проблемную ситуацию, ставит цели и задачи исследования, выдвигает гипотезы и т.д. Преподаватель проверяет правильность выполнения этапов, соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к социологическим исследованиям, логике исследовательского процесса, а также соответствуют ли этапы друг другу.

Данная форма самостоятельной работы магистрантов рассчитана на регулярный характер их работы. Ошибки на одном этапе не компенсируются достоинствами другого этапа; работа не будет являться выполненной. От ошибок на первых этапах может измениться содержание последующих; поэтому наиболее оптимальным является вариант, когда магистрант приступает к этапу только после того, как закончил предыдущий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществления
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология правовых исследований»

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины – формирование и развитие у студентов-магистров навыков проведения научных исследований в области права; раскрытие творческого научного потенциала студентов; разработка методологии конкретных научных исследований (магистерских
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  5. Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых

Другие похожие документы..