Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до пункту 2 статті 5 Закону України "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності та підпункту 3....полностью>>
'Конспект'
Так сталося, що реалії сьогодення диктують нам все більш жорсткіші умови суспільного буття: треба знати простіші юридичні поняття, бути в курсі змін ...полностью>>
'Сказка'
С 14 по 18 декабря 2011 года в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» в г. Москве пройдет XI Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка...полностью>>
'Документ'
Физические свойства металлов в виде тонких пленок представляют интерес благодаря тому, что в этих объектах реализуются специфические эффекты, не наблю...полностью>>

Тема урока: Программирование циклов на Паскале (9 класс, базовый уровень)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Нигматуллина Д.Г., учитель информатики

Тема урока: Программирование циклов на Паскале (9 класс, базовый уровень)

Цель урока:

  1. Познакомиться с этапами решения задач на компьютере.

  2. Научиться программировать циклы с предусловием на Паскале.

  3. Научиться тестировать программы, использующие циклы.

План урока

    1. Оргмомент.(2 мин)

    2. Проверка домашнего задания. (10 мин)

    3. Актуализация опорных знаний.

    4. Изучение новой темы (21 мин

    5. Домашнее задание (2 мин)

    6. Итоги урока (5 мин)

ПО: презентация MS PowerPoint, система программирования TURBO Pascal 7.0

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока. (слайды 1, 2)

  1. Проверка домашнего задания. (на доске 1 ученик)

    1. Составить алгоритм (блок-схему) вычисления суммы первых N натуральных чисел.

Дополнительные вопросы:

  1. какие переменные величины здесь использованы? Их тип.

  1. Актуализация опорных знаний. (слайд 3-7)

Устный опрос

  1. Алгоритм-это понятное и точное предписание исполнителю совершить конечную последовательность действий, приводящих от исходных данных к результату.

  2. Свойства алгоритма: дискретность, понятность, детерминированность, конечность, результативность, массовость

  3. Линейным называется алгоритм, команды которого выполняются последовательно друг за другом, каждая 1 раз

  4. Ветвлением называется алгоритм, последовательность выполнения команд которого зависит от истинности тех или иных условий

  5. Циклическим называется алгоритм, команды которого повторяются многократно

  6. Какие алгоритмические конструкции изображены на рисунке?

  7. Как записывается заголовок программы на Паскале?

  8. Как записывается раздел описания переменных?

  9. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

  10. Как записываются операторы ввода и вывода?

  11. Что такое оператор присваивания?

  12. Найдите ошибки в записи программы

Program TESTYLE="1;

vaR A, b, C:integer

begin

writeln(‘Введи а, в, с’);

readln(A, B, C, D)

C:=(A+B)*(B-A)

Writeln(c)

End

  1. Важнейший принцип структурного программирования: алгоритм любой сложности можно построить с помощью базовых структур: линейной, ветвления и цикла.

  1. Изучение новой темы

  1. До сих пор мы решали расчетные задачи . Но не все задачи формулируются на математическом языке. Для решения на компьютере ее сначала нужно привести к форме математической задачи, а потом программировать.

Этапы решения задач на компьютере: (слайд 8)

  1. Постановка задачи. (Что дано и что найти0

  2. Математическая формализация. (Создание математической модели)

  3. Построение алгоритма. (блок-схема)

  4. Составление программы на языке программирования

  5. Отладка и тестирование программы.

  6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Проследим этапы технологии на примере конкретной задачи

  1. Постановка задачи. Дано N карточек, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N буквенных слов можно составить из этих карточек (слова не обязательно должны иметь смысл)? (сколько комбинаций из N можно составить?)

Дано: N ( числовая величина целого типа)

Найти: F ( числовая величина целого типа)

  1. 1 буква- 1слово

2 буквы-2 слова

3 буквы- 6 слов

4 буквы- 24 слова

5 букв -120 слов и т.д.

Очевидно, что количество слов каждый раз увеличивается в «R- количество букв» раз.

Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок. Это число выражается функцией от N, которая называется факториалом

F=N!=1*2*3*4*5…*N

1!=1

2!=1*2=2

3!=1*2*3=6

4!=1*2*3*4=24

5!=1*2*3*4*5(слайд 9)

  1. Поскольку алгоритм должен быть независимым от данного значения N, то его нельзя сделать линейным (свойство массовости). Для разных N надо выполнять разное число умножений. Алгоритм будет циклическим.

Составим блок-схему для решения задачи. Решение какой задачи напоминает блок-схем?

(Сумма членов последовательности) (слайд 10, 11)

  1. Составление программы (слайд 12)

Чтобы составить программу на Паскале, нужно научиться программировать циклы на Паскале. Основной циклической структурой является ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ. C помощью этой структуры можно построить любой циклический алгоритм.

Формат цикла с предусловием (слайд 13)

While логическое выражение do оператор;

«пока» «делать» простой или составной

Program faktorial;

Var F, N, k:integer;

Begin

write(‘Введите число букв’);

readln(N);

F:=1;

R:=1;

while R<=N do

begin

F:=F*R;

R:=R+1;

end;

write(‘Из ’,N,’ букв можно составить’, F,’слов’)

end.

  1. Отладка и тестирование программы

N=3; 5; 10

  1. Анализ полученных результатов

Этот этап реализуется при решении практических глобальных задач. Вы тоже можете проанализировать, реальные результаты получили или нет.

  1. Домашнее задание. (слайд 15)

§39 (п. 12.6), ответить на вопросы

  1. Итоги урока. (слайд 16)

Видеоклип

Вы сегодня научились программировать циклы на языке Паскаль. Но в информатике важно не только любым способом решить задачу, а самое ценное – найти изящное решение. Вычисление факториала – классическая задача в программировании. Способов вычисления факториала несколько. Я хочу представить вам еще один способ, с использованием рекурсии. Что такое рекурсия - вы узнаете, если разберетесь с программой. Желаю удачи!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Цели

    Пояснительная записка
    овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  2. Тема урока Тип урока (4)

    Урок
    логических операций. Уметь определять истинность составного высказывания. Уметь формализовывать несложные высказывания и записывать их при помощи переменных и логических операций
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа Информатика и икт. 8 класс. (1час в неделю, всего 34 часа) умк и. Г. Семакин Учитель: Р. Ф. Нургалин Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
  4. Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В (1)

    Пояснительная записка
    Перечисленные издания составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса информатики и ИКТ с 8 по 11 класс. Вторую часть составляют следующие издания:
  5. Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса

    Учебно-тематический план
     Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».

Другие похожие документы..