Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Учащиеся узнают о многообразии ракообразных, особенностях их строе­ния и приспособленности к жизни в различных условиях обитания, их роли в природе. ...полностью>>
'Документ'
Гражданин – 1) лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и ин...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 18 октября 2007 года в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета по философским наукам (К 212.263.05) в Тверском государс...полностью>>
'Урок'
Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся; углубить общие знания учащихся о сущности советской модели тоталитаризма; развивать умения учащихся ...полностью>>

Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация») isbn 978-5-9614-0563-7 книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выбран синкретик

Предлагаю попробовать понять действия власти хотя бы с одной точки зре­ния. Перед ней — огромная, чрезвычайно конфликтная страна, пережившая в прошлом веке четыре революции. К тому же страна эта в переходном пе­риоде, в исторически беспрецедентном по качеству кризисе. Такое качество кризиса никогда не имело места ни у нас, ни в других странах. Достаточно напомнить о том, что родители в массовом порядке бросают собственных детей, или о том, что депопуляция в стране происходит не столько за счет снижения рождаемости, сколько за счет самого большого в Европе количе­ства бытовых убийств1. К тому же общественное настроение и массовое со­знание после серии глубоких исторических разочарований открыты край­ним идеологиям, беззащитны перед ними. Добавим сюда испуг, который остался после мятежей в бывших советских республиках.

См.: Саттеруэйт М. Патология насилия // Эксперт. 2006. № 15. С. 84-88. Автор, в частности, пишет: «Уровень самоубийств в РФ составляет 36-38 человек на 100 тыс. населения... а при­нятый ВОЗ критический уровень — 20 человек...» (с. 85).

Глава 2. СИНЕРГИЧНЫЙ СОЦИУМ 51

Вполне понятно в этих условиях обращение правящего класса к синкре­тическим ценностям, интегрирующим страну, обеспечивающим ей устойчи­вость. В качестве ведущей управленческой ценности власть стихийно выби­рает управляемость страны. А понимает она управляемость предельно упрощенно: усиление централизованного контроля, упразднение политиче­ской конкуренции (вот он — феномен «инертной синкретики» в действии1). При таком способе мышления управление сводится к власти и совпадает с политикой. Постепенно удержание целостности из средства превращается в цель. И мы снова движемся к синкретичному обществу, погашающему синер­гию. По-видимому, тут действует почти рефлекс, который в мысленной форме выглядит, наверное, так: нам нужно без потрясений и революций провести страну через два «выборных года», обеспечить преемственность, а там, быть может, получится оздоровить, нормализовать политический процесс по европейским стандартам.

Но что такое управляемость на самом деле применительно к организаци­онным образованиям любого масштаба? Она состоит из трех компонент:

  • устойчивость Порядка;

  • осуществляемость решений;

  • согласованность целей и действий.

Первая из этих компонент — начальное и самое главное условие управ­ляемости. Если оно не обеспечено, то остальные две реализуются трудно и неуспешно.

Теперь вопрос следующий: что есть Порядок в государстве? Ответ совер­шенно очевиден: законность. Это надо понять и принять, что для нашей страны нелегко. Ибо на всех уровнях и в большинстве социальных групп эта ценность пока непривлекательна, а потому ее тяжело обеспечить практиче­ски. Но в поисках ценностей она — стартовая.

Как видим, этим выводом мы соединяем углы таблицы 2.1 (см. с. 43), расположенные на разных концах упомянутой там диагонали. Да, бывают условия, когда синкретические ценности играют роль синергиков. И это не парадокс (об этом уже говорилось в начале главы I).

Но выдвижение этой ценности как приоритетной в современных услови­ях попадает в конкуренцию с множеством других.

3. БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ

Надо договориться о критериях выдвижения приоритетных ценностей в принципе. Прежде всего не надо предлагать ценности, заведомо не операци-онализируемые, т. е. практически неприменимые. Возьмем, к примеру, та­кую ценность, как справедливость. Она красива, благородна и всегда попу-

См. гл. I, п. 2 этой книги.

52 Часть I. СИНЕРГИЯ

лярна, но относится скорее к идеалам, чем к идеологемам (о различиях между ними см. п. 1а в начале этой главы). Справедливость недостижима, как и любой идеал. Кроме того, она сугубо партийна, т.е. понимается по-своему каждой группой интересов. Иначе говоря, то, что справедливо с точки зрения одного, может вполне обоснованно выглядеть как полная несправедливость с точки зрения другого.

В сочетании с огромной возбуждающей силой эта ценность всегда была и будет чрезвычайно конфликтогеннои. Правда, обществу можно предложить зауженное и более практичное толкование данной ценности. Например, сокращение позорной дистанции между самыми бедными и самыми богаты­ми. Но, будучи глубоко освоенной массовым сознанием, она все равно станет источником раздоров, социальной напряженности и даже при сокращении имущественной дистанции найдет новые различия для обострения.

Далее. Провозглашаемые ценности должны быть обязательно расшифро­ваны, т. е. конкретизированы вплоть до эмпирических признаков. Это необхо­димо не только для одинакового понимания их смысла всеми, но и для того, чтобы довести следование им до поведенческого уровня государственных служащих и других граждан. К примеру, выдвигается ценность «конкуренто­способность России». Но тогда надо проанализировать ее конкурентную среду, выяснить, что сейчас в фокусе мировой конкуренции, какие факторы успеха там в тенденции выходят на первые места, и уже потом создавать свои конку­рентные преимущества. Иначе все эти слова и словосочетания безжизненны.

Применим теперь эти критерии к такой базовой ценности, как закон­ность.

Принятие данной ценности в качестве базовой действительно означает цивилизационный выбор, недвусмысленный и стратегичный. Она станет корневой и стартовой ценностью для формирования идеологии государства, идеологии надпартийной. На ее основе будут формироваться производные ценности, связанные с положением личности, собственности, разрешением конфликтов, демократическими механизмами и т. д. Попробуем раскрыть содержание этой базовой ценности в первом приближении.

Во-первых, законность — это признание примата права над законами, их принципиальное разделение и соподчинение. Право означает неотчуж­даемые свободы гражданина, на которые государство не имеет права поку­шаться любыми своими законами и тем более подзаконными актами1. Это означает также введение понятия «незаконных законов». За принятие или исполнение таких законов вводится уголовная ответственность тех, кто го­лосовал за них либо их исполнял. Например, государству запрещено лишать гражданства кого-либо из своих подданных. Свод таких неотчуждаемых прав должен быть разработан так, чтобы свести к минимуму их официальные интерпретации, искажающие исходный смысл.

1 См. об этом. Нерсесянц B.C. Философия права. — М.: Норма, 2001.

Глава 2 СИНЕРГИЧНЫЙ СОЦИУМ 53

Во-вторых, законность означает высокое качество законодательства. Для российских условий особо актуальный признак такого качества — оцен­ка законов на реализуемость. В Российской Федерации принято немало зако­нов, исполнение которых в принципе невозможно. Например, закон, обязы­вающий эстрадных артистов уведомлять в своих афишах об исполнении под фонограмму. То же касается закона о курении в последней его редакции.

В-третьих, законность означает реальную независимость судов: укрепле­ние специального федерального статуса судей и усиление уголовной ответ­ственности за внедрение в судебный процесс извне.

В-четвертых, законность — это полноценное правоприменение, т. е. обес­печение всей мощью государства исполнения законов и судебных решений органами правопорядка.

В-пятых, законность — это развитое правозащитное движение, компетент­ная и активная деятельность гражданских объединений и отдельных лиц по контролю над законодательством и правоприменением.

В-шестых, законность — это развитое правосознание, т.е. привитие об­ществу уважения к праву и закону. Правосознание — самая главная компо­нента законности, и она есть результирующая от действия всех остальных.

При этом возникает трудный вопрос: как в такой стране, как Россия, с ее исторической инерцией беззакония осваивать столь важную, но сильно от­чужденную ценность? Такое, действительно, возможно только при сильном лидерстве, принявшем эту ценность для себя как базовую. Это условие внут­ренне парадоксально. Ведь Россия относится к числу стран с лидерской поли­тической культурой именно потому, что в ней всегда не хватало Порядка. Лидерство компенсирует недостаток Порядка, принимая на себя те решения, которые в государствах с правовой культурой принимают на себя законы. Но в этом и состоит цивилизационный поворот, который будущая президентская команда должна не только провозгласить, но и технологически обеспечить.

Итак, третья группа государственных целей предполагает выдвижение авангардных для нашего общества ценностей, формирование на их основе образа желаемого будущего, а если получится и захочется, то и миссии Рос­сии как в мире, так и внутри страны. Именно с них следует начинать по­строение целевой структуры государства. Они первичны по отношению ко всем другим. У будущей президентской команды, вероятно, появится на это запрос. Давайте готовиться.

4.ГДЕ СИНЕРГИКИ?

Все сказанное имеет совершенно практическое значение для оценки того, как создаются стратегии регионов. Сам интерес к ним возник на уровне за­данных целей, т. е. администрация президента, правительство страны просто потребовали от глав регионов представить такие документы.

54 Часть I. СИНЕРГИЯ

Характерно, что это требование исходило не столько от местных парла­ментов, общественности, сколько от центра. Конечно, после отмены прямых выборов губернаторов и президентов они уже не ищут электорального успе­ха, а борются за репутацию в глазах московского чиновничества. И тогда создание конкурентных преимуществ для миграционных потоков, для ин­весторов заменяется работой над абсолютно неконкурентными преиму­ществами в борьбе за административный ресурс в коридорах власти, а зна-чит — за средства из госбюджета. По результатам деятельности региональ­ных властей центр будет расставлять свои оценки за исполнение этих стратегий.

Отсюда вопрос: что считать результатом работы региональных админи­страций?

Статистические показатели состояния области, округа, республики дале­ко не всегда зависят от их руководителей. Например, достаточно унаследо­вать мощные советские заводы, промыслы, черноземы, коммуникации на своей территории, чтобы объективно выглядеть лучше других.

Совсем другое дело, если результатом считать вклад команды губернато­ра, президента республики в достигнутое состояние, т. е. оценивать качест­во управления регионом, умение администрации решать проблемы и обес­печивать достижение целей. И тогда будет видно, что при одинаковых бюджетах, структурах затрат и внешних условиях достигаются разные ре­зультаты. И вообще — небюджетные способы решения задач (подбор кадров, организация дела, контроль, управленческая воля, качество обратной связи и т. п.) могут быть вполне сопоставимы по эффективности с бюджетными вливаниями. Проще говоря, изменение Порядка может дать больший эффект, чем деньги центра, и даже произвести эти деньги.

Между тем руководители регионов планируют изменения почти полно­стью из левой колонки таблицы 1: повышение уровня качества жизни, ме­дицинской помощи, снижение бедности. Неужели возможно иное? Эти цели встроены в природу вещей, для их поиска и постановки не требуется интел­лектуальных усилий, но под них можно добиваться финансирования от го­сударства. Пользуясь нашей терминологией — в качестве синергиков у них чаще всего выступают кластеры, т.е. такие промышленные комплексы, где заглавное производство обеспечивает заказами ряд своих поставщиков. Это неплохо, однако методология региональных стратегий построена так, что даже левая колонка таблицы 1 задействована далеко не полностью. Я имею в виду игнорирование целеполагания от проблем (1а). А если что-то и пред­ставляется в виде проблем — это скорее жалобы на отсутствие чего-то, на какие-то трудности и препятствия.

Но ведь известна универсальная и корневая проблема всех без исключе­ния регионов — нездоровая конкурентная среда. Поразительно, но через 20 лет коммерциализации народного хозяйства многие предприниматели признаются, что у них нет прямых конкурентов. На многих сегментах оте-

Глава 2. СИНЕРГИЧНЫЙ СОЦИУМ 55

чественного рынка доминируют продавцы, а не покупатели. Всем известна и причина: вовлеченность местной бюрократии в бизнес и, как следствие, патронирование своих и подножки чужим, фактическое отсутствие чистых тендеров и аукционов.

Опыт всего мира гласит, что главным мотором рыночной экономики является высокое качество конкурентной среды. Именно отсюда появляются рабочие места, налоги, приемлемые уровень и качество жизни и крепкие региональные бюджеты. Показательно, что в региональных стратегиях этот главный источник развития, корневая проблема всех реформ, обходят мол­чанием, и центр это молчание принимает как должное.

Но, спрашивается, какое средство прежде всего может обеспечить каче­ство конкурентной среды? Ответ очевиден — законность. Во всех перечис­ленных выше шести проявлениях.

Так вот, именно первая составляющая управляемости, т. е. надежность Порядка, в данном случае — законность, даст требуемый толчок экономике через оздоровление конкурентной среды. В современных российских усло­виях эта, казалось бы, типично синкретическая ценность (Порядок, закон­ность) превращается в мощный синергик, за которым дело и стало.

Что из этого следует практически? Уж коли взялся государственный центр работать вместо избирателей, задавать губернаторам те цели, которые в иных условиях ставило бы перед ними население, то критерии качества предлага­емых стратегий следовало бы пересмотреть. Уж как минимум не принимать эту «вытягивающую» модель развития, когда государство обязывает губер­наторов и мэров что-то улучшать и развивать. А обеспечить «толкающую» модель развития, по которой четкие и всем понятные правила игры продви­нут нас быстрее и дальше, чем обещают эти малокровные стратегии. Пусть центр устроит конкуренцию между регионами по главному критерию — ка­честву их конкурентной среды.

5. СИНЕРГИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Предлагаю новый взгляд на общеупотребительное понятие «эффективность». В концепции синергичного социума у него тоже есть свое место среди смеж­ных понятий.

Предположим, кто-то имеет задачу: взять столько-то товара и продать его по такой-то цене. И он выполняет эту задачу. Такое решение будем называть продуктивным. Но если он продал по этой цене больше товара или тот же товар по большей цене, то такое решение будет эффективным, что означает: с- меньшими издержками — больший результат. Но если кто-то вместо издер­жек и потерь смог произвести прибыль, такое решение буде^м называть си-нергичным. Можно добавить, что если продано меньше товара или за мень­шую цену, то это решение будет непродуктивным.

56 Часть I СИНЕРГИЯ

Итак, выстраиваем ряд понятий по нарастающему качеству решений:

  • непродуктивные решения;

  • продуктивные решения;

  • эффективные решения;

  • синергичные решения.

С первыми тремя, надеюсь, все понятно. А на четвертом остановимся подробнее.

В начале 90-х годов я работал с одним металлургическим комбинатом. Естественно, что вся территория вокруг него была завалена шлаками, отхо­дами производства. Окружающие совхозы и колхозы из-за них страдали не только потому, что они занимали все больше их земли, но еще и потому, что степные ветры разносили пыль от этих шлаков, засоряя сады, огороды и даже жилища. Наступили новые времена. Фермеры, оставшиеся директора и председатели стали предъявлять комбинату все более крупные иски на возмещение ущерба. По советской привычке суды поначалу принимали сто­рону производства, но потом и они сменили попустительство на строгость, и даже для крупного и богатого комбината эти иски стали все более обреме­нительными. Заводчане вздыхали, конечно, но что делать — такова специ­фика металлургии. Штрафы относились на себестоимость.

Но вот однажды давно уволившийся с завода механик пришел к замген-директора с просьбой: «Позвольте мне бесплатно вывозить шлаки». Тот об­радовался: «Сделай милость». Через некоторое время после очередного су­дебного иска он спросил бывшего механика: «Не мог бы ты вывозить больше? Мы тебе самосвалом поможем». — «А если двумя?» — «И двумя». Потом кто-то из руководителей случайно узнал, что механик использует гранулы из отвалов в качестве наполнителя бетона, а получив транспортную помощь от комбината, открыл торговлю ими для дальних регионов, где такой материал был в дефиците. На комбинате затеяли собственное производство бетонных блоков с этим наполнителем, и отвалы стали таять. На заводе возникла новая прибыльная бизнес-единица. А тому механику шлаки стали продавать, прав­да, недорого — в благодарность за идею.

Еще пример. Не секрет, что мэры и губернаторы принуждают местный бизнес складываться на какие-то местные проекты. Вот реальный случай. Губернатор созвал к себе предпринимателей с просьбой: помогите достроить дорогу к такому-то райцентру, немного осталось. Гости отводят глаза, рас­ходятся с надеждой: может, и обойдется, а уж если будут очень часто напо­минать — придется чем-то жертвовать. И только один из них — глава местного филиала крупной страховой компании — прямо на следующий день перечислил небольшую, впрочем, сумму. Но быстро. В ближайшую пятницу губернатор по обыкновению выступал по местному телеканалу с ответами на вопросы граждан и в своем традиционном вступительном сло­ве с большой похвалой отозвался об этой страховой компании как о соци-

Глава 2 СИНЕРГИЧНЫЙ СОЦИУМ 57

ально ответственной и патриотичной. Нетрудно представить, какую боль­шую рекламу, а значит — клиентуру получили эти страховщики за довольно скромный взнос.

Несколько лет назад я проводил отпуск в Исландии. В гостинице одного городка я обнаружил в ворохе рекламных буклетов предложение такой плат­ной услуги: катание на замечательных лошадях-иноходцах местной породы с одним условием — приглашаемый турист должен иметь навык верховой езды. Я позвонил на ферму, договорился с хозяином, и он привез меня на конюшню, где я выбрал мохнатого жеребца. Поскакали, и тут выяснилось, что мы с хозяином то шагом, то рысью, то галопом ведем за собой небольшой табун его лошадей.

По возвращении на ферму за обедом я расспросил его об истории этого бизнеса. В числе прочего хозяин поведал: когда он впервые закупил молод­няк, оказалось, что его некому объезжать, — сын как раз собрался переез­жать в город. Кто-то надоумил пригласить старшеклассников из соседней школы за небольшую плату погонять лошадей. Желающих заработать оказа­лось достаточно. Спустя пару месяцев кто-то из соседей попросил разрешить его сыну объезжать лошадей бесплатно. Тогда хозяин заменил им одного из наемных наездников. Лишенный этого удовольствия отрок заявил, что он тоже готов работать бесплатно. Коннозаводчик тут же перестал платить и остальным, поскольку все они согласились объезжать лошадей задаром. А когда таких желающих стало много, предприниматель запросил плату с этих наездников за возможность кататься на лошадях по очереди. А на лето и их услуги не потребовались, поскольку туристы платили намного больше. Поверьте — было за что.

Вот как выглядели некоторые синергичные решения в разных случаях из моего опыта.

Кстати, в одной из региональных стратегий я увидел такой проект. На Вол­
ге браконьеры изводят ценную рыбу настолько, что некоторые популяции
осетровых вот-вот исчезнут. Репрессии были бесполезны, поскольку местным
жителям просто не на что было жить (местные совхозы и мелкие производ­
ства закрылись, работы не было). Рыбнадзор и милиция не в силах были
обуздать такое количество браконьеров. Региональные руководители сумели
привлечь инвестиции на строительство садков и бассейнов для промышлен­
ного производства осетровых и заняли на нем какую-то часть населения,
предложив другим, кто со средствами, вкладываться в расширение этого пер­
спективного производства. Таким образом вместо безработицы, браконьер­
ства и тяжких конфликтов с главами голодающих семей появились рабочие
места, заработки, налоги и гораздо лучшие возможности для обуздания ос­
тавшихся браконьеров. По-моему, тут тоже есть признаки синергичного
решения. Не находите? ^

Впрочем, не стоит так уж увлекаться: решения типа «плюс вместо минуса» есть высший синергик, но не единственный. Не буду повторять здесь другие

58

Часть I. СИНЕРГИЯ

признаки синергичных решений, которые перечислены во втором разделе первой главы.

Теперь давайте сопоставим предложенную здесь типологию решений (таблица 2.2) с типологией целей из таблицы 2.1. И что получается?

Таблица 2.2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.

Другие похожие документы..