Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. Ргпу им. А. И. Герцена. Спб., 1993. 45 С
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1993. 45 С.
Подготовка текста Е.А. Сытник
Оформление В.А. Севрук
В пособии представлены методы, приемы и речевой материал для обследования - нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Речевой и дидактический материал позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта.
Содержание пособия адресовано членам психолого-медико-педагогическнх комиссий, логопедам, методистам, воспитателям речевых детских садов, студентам дефектологических и педагогических факультетов.
Печатается по решению РИСа РГПУ им. А.И. Герцена
©1993, Волкова Г.А.
©1993, Книгоиздательство "Сайма"
Введение
Обследование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, развития и состояния его речевой функциональной системы рассматривается в контексте социальной ситуации развития, иерархии деятельно-стей, учета психофизических особенностей детей, закономерностей онтогенеза в целом. Исходя из этого, при обследовании необходимо выяснить развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза. Во время индивидуального обследования важно выявить особенности поведения и те основные отклонения или нарушения речи, которые позволят обосновать логопедическое заключение.
I. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕЗА 1.1. Пренатальный период
Во вр°мя беседы с матерью или обоими родителями выясняютс i некоторые наследственные факторы: состояние здоровья родителей до рождения ребенка /наличие нервно-психических расстройств, речевой патологии/.
Также выясняются основные моменты дородового развития ребенка:
возраст матери /более 35 лет/ при рождении ре
бенка;заболевания матери во время беременности, осо
бенно такие, как: краснуха, грипп, ангина, токсоплаз-
моз, сахарный диабет, заболевания печени, почек, ане
мия;неблагоприятные факторы внутриутробного раз
вития ребенка: нарушения кровообращения плода, кро
воизлияния в мозг плода, ушибы и падения матери с
4
последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности /явления угрожающего выкидыша: кровотечение, родовые схватки/, лекарственная терапия, рентгенологическое или какое-либо другое радиоактивное облучение.
1.2. Натальный период
Далее выясняются неблагоприятные факторы в течении родов:
рождение ребенка недоношенным, в 8 мес;
раннее отхождение вод /за 20 и более часов до
рождения ребенка/;длительность родов: первых — более 20 часов,
повторных — более 12 часов;родовспоможения /наложение щипцов, использо
вание вакуум-экстрактора/;применение фармакологических средств для сти
муляции родовой деятельности;рождение ребенка в асфиксии;
вес менее 1500 г;
наличие травм: переломы, кровоизлияния, родо
вая опухоль, вывих тазобедренного сустава и другие
повреждения;резус-фактор.
1.3. Постнатальный период
Выясняются следующие неблагоприятные факторы:
— первое кормление через несколько часов или суток
после рождения;
— отклонения в поведении малыша в бодрствую
щем состоянии в течение первых трех месяцев жизни:
крик, плач, возбудимость или, наоборот, вялость, повышенная сонливость, отсутствие реакций на игрушки, речь взрослого и др.;
болезни в течение первого месяца жизни: желту
ха, сепсис, пневмония, диспепсия, анемия, грипп;болезни на первом году жизни: пневмония, про
студные заболевания, грипп, корь, скарлатина, ко
клюш, диспепсия, дизентерия;болезни от 1 года до 3 лет: инфекционные и со
матические, длительно текущие и вызывающие исто
щение нервной системы;травмы головы /с потерей сознания, без потери
сознания/;
недостаточность речевых и интеллектуальных
контактов с ребенком;двуязычие.
Ряд выявленных неблагоприятных факторов из указанных вь ше, могут быть причиной алалии и разных уровней недоразвития речи, заикания, стертых форм дизартрии, ринолалии.
Помимо этиологических факторов, целесообразно выяснить основные моменты в развитии моторики, речи. Полученные сведения сопоставляются с нормальным онтогенезом, знание которого позволяет уточнить задержку или нарушение в формированш функции.
В моторном развитии ребенка отметить следующие основные моменты /в скобках указано время нормального развития фикции/:
начал держать голову /до 3 мес./;
поворачиваться со спины на бок /с 4-5 мес./;
ползать /5-6 мес./;
самостоятельно садиться и сидеть без поддержки
6
/7 мес./;
самостоятельно ходить /от 1 года до 1 г. 3 мес./;
самостоятельно есть ложкой /от 1 г. 6 мес./;
частично одеваться и раздеваться /от 1 г. 6 мес.
до 2 лет/;
В речевом развитии ребенка сначала следует выявить основные моменты развития импрессивпой речи:
отвечает сосательными движениями па речь /ко
нец 1-го мес. жизни/;успокаивается, слыша колыбельную песню /ко
нец 1-го — начало 2-го месяца жизни/;поворачивает голову в строну говорящего с ним,
улыбается, смеется /конец 2-го месяца/;выражает ликование, слыша речь взрослого, пе
рестает плакать, есть, поворачивается, слыша свое имя
/на 3-м мес./;понимает приказы: "Дай ручку", "Иди ко мне"
/к G мес./;понимает значение 8-10 слов, произносимых взро
слым, выполняет действия по слову /9 мес./;
— понимает имена окружающих его людей, на
званий предметов, воспринимает целую фразу /10-11
мес./;
-- развивается активный интерес к окружающему, к картинкам, выбирает нужный предмет среди многих, выполняет словесные поручения /от 1 г. 1 мес. до 1 г. 6 мес./;
совместная игра детей с игрушками /1 г. 3 мес./;
скачок в развитии нмнрессивной речи: обобщен
ное понимание некоторых слов, например, слова "ку
кла", различение на слух звуков речи /от Jr. (3 мес. до
1 г. 8 мес./;
— любит слушать сказки, песенки, стихи, диффе
ренцирует слова, различающиеся одной фонемой, на
пример, показывает на картинке, где усы, уши; где
ложки, рожки /1 г. 9 мес. — 1 г. 11 мес./;
По данным анамнеза выясняются основные этапы развития экспрессивной речи. В скобках также указано время нормального развития функции.
— Предречевые вокализации: гуканье, гуление,
вскрики /на 3-м мес. жизни и в 3 месяца/;
перекликается со взрослым на расстоянии во вре
мя "комплекса оживления" /на 4 мес./;приближение взрослого встречает улыбкой, сме
хом, лепетом /4 мес./;слоговый лепет устойчив, оформлен /6 мес./;
по подражанию взрослому говорит слова из оди
наковых слогов: "па—па", "ля—ля" и т.д. /9 мес./;самостоятельно говорит слова /12 мес./;
скачок в формировании экспрессивной речи:
обращается ко взрослому, называет предметы, активно
подражает речи взрослого /1 г. б мес. — 1 г. 7 мес./;воспроизводит в речи двухсложные слова, во
фразе — два. аморфных слова /1 г. 9 мес./;
возникает описательная речь: говорит о том, что
видит на улице, о прошлых событиях, фантазирует
/1 г. 10 мес. — 2 года/;умеет ответить на вопрос, говорит фразами из
двух н более слов, запоминает множество двустиший,
концовки песен и повторяет их /2 года/.
Помимо выяснения основных этапов в развитии ны-прессивной и экспрессивной речи, логопед дополнительно узнает у родителей, были ли в речи ребенка:
— нарушения слоговой структуры слов;
— аграмматизмы;
— неправильное звукопризношение. Особо отме
тить звуки, которые ребенок долго произносил непра
вильно.
П. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА II.1. Исследование неречевых функций
11.1.1. Исследование общительности
При первой встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт:
— легко, тяготеет к незнакомому взрослому;
Держится настороженно.
В логопедическом заключении указать степень общительности:
1/ легко устанавливает контакт;
2/ инициативен в общении /задает вопросы, интересуется игрушками, картинками/;
3/ общение устойчивое /контактен на протяжении всего времени общения/;
4/ общение неустойчивое /требуется активизация контакта со стороны взрослого/;
5/ избирательное общение /с одним взрослым устанавливает контакт, с другим — нет или только при побуждении к общению/;
6/ избирательный негативизм.
11.1.2. Исследование психомоторики
Использовать сведения из подготовленных логопедом документов о состоянии общей моторики. Во время непосредственного обследования обратить внимание на состояние пальчиковой и ручной моторики.
Для дошкольников предложить следующие пробы /сначала по подражанию, затем по словесной инструк-. ции/:
показать 2-й и 3-й пальцы на. правой, левой ру
ках;показать 2-й и 5-й пальцы на правой, левой ру
ках;сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый
палец касается большого: "Здравствуй, пальчик", на
правой, левой руках.сложить все пальцы в кольцо на правой, левой
руках.
Для младших школьников эти же пробы предложить только по словесной инструкции и после выполнения поочередно на левой и правой руках выполнить на обеих одновременно.
О несформировашюсти функции можно говорить, если имею тя персервативные повторения одного итого же движения, застревание на одном движении или позы, резко выраженная замедленность движения.
II. 1.3. Исследование гнозиса
Предметный гнозис
— Узнавание реальных предметов;
узнавание предметов, изображенных контурно
/моркови, ромашки, утки, рыбы/;узнавание предметов, изображенных пунктирно
/елки, месяца, мяча, гриба, флажка/;узнавание предметов в условиях наложения /фи
гуры Поппельрейтера/: чайник, яблоко; флажок, утка;
елка, гриб, лист; бутылка, ложка, вилка, тарелка;
10
11
узнавание вписанных друг в друга геометриче
ских фигур: квадрат, треугольник, круг; прямоуголь
ник, квадрат, овал; три круга разных диаметров, тре
угольник;узнавание пунктирных изображений предметов с
недостающими деталями: заяц без уха и лапы; чайник
без носика; кастрюля без ручек; ведро без дужки.
Буквенный гнозис /для младших школьников/
— Название букв печатного шрифта, данных в бес
порядке: Б, Е, 10, X, Ж, И, С, У, Л, О, Р, М;
нахождение буквы, предъявленной зрительно,
среди ряда других букв;узнавание букв в условиях зашумления: пере
черкнутые дополнительными линиями, зашумленные
точками, штрихами, запятыми;
— узнавание букв, неправильно расположенных на
листе бумаги;
— узнавание букв, наложенных друг на друга:
А(С Ю R JC УВ МЭ ДО
— дифференциация правильно и зеркально напи
санных букв:
Ы, Л, Id, К, Э, Сг И, N
— называние и сравнение букв, сходных графиче
ски:
АЛ, ПН, ЬРВФ
Буквы предъявляются попарно. Симультанный и сукцессивный гнозис
— Понимание смысла сюжетной картинки:
— понимание смысла сюжета последовательных
картин.
Оптико-пространственный гнозис Ориентировка в собственном теле
Нахождение и показ правых и левых частей соб
ственного тела /руки, ноги, глаза, уха/;речевая проба Хэда: "Возьмись левой рукой за
правое ухо". "Правой рукой за правое ухо". "Правой
рукой за левое ухо".
Ориентировка в окружающем пространстве
Указать рукой /относительно собственного те
ла/ направление: левое, правое, переднее, заднее, верх
нее, нижнее;определение своего положения среди предметов
/перед предметами, сзади, слева, справа/: "Скажи, где
ты находишься относительно стола? Справа, слева или
перед столом?"
II. 1.4. Ис :ледование оптико-пространственного
праксиса
— Воспроизведение по памяти различного распо
ложения геометрических фигур. Логопед раскладыва
ет на листе бумаги три геометриче :кие фигуры: тре
угольник, круг, квадрат /в любой последовательно
сти/, предлагает ребенку посмотреть, за ем убирает
фигуры и предлагает выполнить задание.
Варианты расположения фигур:
О
д
□
о
о
А
12
13
Составление картинки из частей /2, 3, 4 части/;
составление из палочек или спичек фигур по па
мяти, типа
Ъ
A
fy
— конструирование букв печатного шрифта. Пред
лагаются элементы букв: "Составь букву "JI", переде
лай ее в букву "X"; "Составь букву "Н", переделай ее
в "И", "А", "П" /задание для младших школьников/.
II. 1.5. Исследование динамического праксиса
Восприятие и воспроизведение ритмов: 1 1, II II,
1 II, II 1, 1 Ш, III II, 1 II II, 1 III 1, Ш 1 1;Проба "кулак — ребро — ладонь".
II. 1.6. Исследование мышления
— Составление рассказа по серии сюжетных кар
тинок.
1/ В первую очередь оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок.
2/ Оценивается понимание причинно-следственных связей.
3/ Определяется уровень смысловой целостности рассказа:
— 1 уровень /самый высокий/: рассказ полностью
соответствует изображенной ситуации. Имеются все
основные смысловые звенья, которые воспроизводят
ся в правильной последовательности. Рассказ харак
теризуется смысловой целостностью, определены вре
менные, причинно-следственные и другие связи между
событиями. Допускаются частичные пропуски деталей
ситуации.
— 2 уровень /выше среднего/: рассказ в целом соот
ветствует изображенной ситуации. Имеются основные
смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные
пропуски второстепенных смысловых звеньев. После
довательность не нарушена, не отражены лишь некото
рые причинно-следственные отношения, незначительно
страдает смысловая целостность.
3 уровень /средний/: рассказ в значительной
степени соответствует изображенной ситуации. Одна
ко отдельные смысловые звенья искажены; имеются
основные смысловые звенья, но нарушена последова
тельность отдельных событий, либо пропущены от
дельные смысловые звенья.4 уровень /низкий/: рассказ лишь частично со
ответствует изображенной ситуации, имеются иска
жения смысла, пропущено большое количество смы
словых звеньев /более 2-3/. Не вскрыты временные
и причинно-следственные отношения. Имеется лишь
воспроизв*. 1ение отдельных фрагментов ситуации без
определения их взаимоотношений. Отсутствует смы
словая целостность."Исключение предметов". Предъявляются кар
точки, на каждой нарисовано но четыре предмета, три
из которых объединяются одним о )щим понятием, а
четвертый предмет под это обобщение не подходит. На
пример, карманные часы, настенные чась. будильник,
пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электриче
ская лампа, солнце, свеча.
Для дошкольников можно предложить обобщения на другом материале: фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.
ц
15
Похожие документы:
Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц
Документ«Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»Утверждаю первый проректор гоу впо российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
ДокументПонятия, термины и сокращения, использующиеся в настоящей документации об аукционе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 21.07.А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплексПубликуется за счет средств инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена на 2007 – 2008 г.г. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)
ДокументАлексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.Книга «защита детей от насилия и жестокого обращения»
КнигаРабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) программы «Партнер».