Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средня...полностью>>
'Документ'
Паспорт сделки: порядок оформления на основании Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”. Требование о представлении подтвер...полностью>>
'Документ'
Ми, Партія промисловців і підприємців України (ПППУ) – політична сила, яка об’єднує в своїх лавах підприємців, робітників, інтелігенцію, селян і пенс...полностью>>
'Статья'
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном...полностью>>

Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. Ргпу им. А. И. Герцена. Спб., 1993. 45 С

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1993. 45 С.

Подготовка текста Е.А. Сытник

Оформление В.А. Севрук

В пособии представлены методы, приемы и речевой мате­риал для обследования - нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Речевой и дидактический матери­ал позволяет исследовать различные стороны речевой деятельно­сти /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематиче­ские процессы, понимание речи/, а также неречевые расстрой­ства в структуре дефекта.

Содержание пособия адресовано членам психолого-медико-педагогическнх комиссий, логопедам, методистам, воспитателям речевых детских садов, студентам дефектологических и педаго­гических факультетов.

Печатается по решению РИСа РГПУ им. А.И. Герцена

©1993, Волкова Г.А.

©1993, Книгоиздательство "Сайма"

Введение

Обследование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, развития и состояния его речевой функциональной системы рассматривается в контексте социальной ситуации развития, иерархии деятельно-стей, учета психофизических особенностей детей, зако­номерностей онтогенеза в целом. Исходя из этого, при обследовании необходимо выяснить развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные ана­мнеза. Во время индивидуального обследования важно выявить особенности поведения и те основные отклоне­ния или нарушения речи, которые позволят обосновать логопедическое заключение.

I. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АНАМНЕЗА 1.1. Пренатальный период

Во вр°мя беседы с матерью или обоими родителями выясняютс i некоторые наследственные факторы: со­стояние здоровья родителей до рождения ребенка /на­личие нервно-психических расстройств, речевой пато­логии/.

Также выясняются основные моменты дородового развития ребенка:

  • возраст матери /более 35 лет/ при рождении ре­
    бенка;

  • заболевания матери во время беременности, осо­
    бенно такие, как: краснуха, грипп, ангина, токсоплаз-
    моз, сахарный диабет, заболевания печени, почек, ане­
    мия;

  • неблагоприятные факторы внутриутробного раз­
    вития ребенка: нарушения кровообращения плода, кро­
    воизлияния в мозг плода, ушибы и падения матери с

4

последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности /явления угрожающего выкиды­ша: кровотечение, родовые схватки/, лекарственная те­рапия, рентгенологическое или какое-либо другое ра­диоактивное облучение.

1.2. Натальный период

Далее выясняются неблагоприятные факторы в те­чении родов:

  • рождение ребенка недоношенным, в 8 мес;

  • раннее отхождение вод /за 20 и более часов до
    рождения ребенка/;

  • длительность родов: первых — более 20 часов,
    повторных — более 12 часов;

  • родовспоможения /наложение щипцов, использо­
    вание вакуум-экстрактора/;

  • применение фармакологических средств для сти­
    муляции родовой деятельности;

  • рождение ребенка в асфиксии;

  • вес менее 1500 г;

  • наличие травм: переломы, кровоизлияния, родо­
    вая опухоль, вывих тазобедренного сустава и другие
    повреждения;

  • резус-фактор.

1.3. Постнатальный период

Выясняются следующие неблагоприятные факто­ры:

— первое кормление через несколько часов или суток
после рождения;

— отклонения в поведении малыша в бодрствую­
щем состоянии в течение первых трех месяцев жизни:

крик, плач, возбудимость или, наоборот, вялость, по­вышенная сонливость, отсутствие реакций на игруш­ки, речь взрослого и др.;

  • болезни в течение первого месяца жизни: желту­
    ха, сепсис, пневмония, диспепсия, анемия, грипп;

  • болезни на первом году жизни: пневмония, про­
    студные заболевания, грипп, корь, скарлатина, ко­
    клюш, диспепсия, дизентерия;

  • болезни от 1 года до 3 лет: инфекционные и со­
    матические, длительно текущие и вызывающие исто­
    щение нервной системы;

  • травмы головы /с потерей сознания, без потери
    сознания/;

  • недостаточность речевых и интеллектуальных
    контактов с ребенком;

  • двуязычие.

Ряд выявленных неблагоприятных факторов из ука­занных вь ше, могут быть причиной алалии и разных уровней недоразвития речи, заикания, стертых форм дизартрии, ринолалии.

Помимо этиологических факторов, целесообразно выяснить основные моменты в развитии моторики, ре­чи. Полученные сведения сопоставляются с нормаль­ным онтогенезом, знание которого позволяет уточнить задержку или нарушение в формированш функции.

В моторном развитии ребенка отметить следующие основные моменты /в скобках указано время нормаль­ного развития фикции/:

  • начал держать голову /до 3 мес./;

  • поворачиваться со спины на бок /с 4-5 мес./;

  • ползать /5-6 мес./;

  • самостоятельно садиться и сидеть без поддержки

6

/7 мес./;

  • самостоятельно ходить /от 1 года до 1 г. 3 мес./;

  • самостоятельно есть ложкой /от 1 г. 6 мес./;

  • частично одеваться и раздеваться /от 1 г. 6 мес.
    до 2 лет/;

В речевом развитии ребенка сначала следует вы­явить основные моменты развития импрессивпой речи:

  • отвечает сосательными движениями па речь /ко­
    нец 1-го мес. жизни/;

  • успокаивается, слыша колыбельную песню /ко­
    нец 1-го — начало 2-го месяца жизни/;

  • поворачивает голову в строну говорящего с ним,
    улыбается, смеется /конец 2-го месяца/;

  • выражает ликование, слыша речь взрослого, пе­
    рестает плакать, есть, поворачивается, слыша свое имя
    /на 3-м мес./;

  • понимает приказы: "Дай ручку", "Иди ко мне"
    /к G мес./;

  • понимает значение 8-10 слов, произносимых взро­
    слым, выполняет действия по слову /9 мес./;

— понимает имена окружающих его людей, на­
званий предметов, воспринимает целую фразу /10-11
мес./;

-- развивается активный интерес к окружающему, к картинкам, выбирает нужный предмет среди многих, выполняет словесные поручения /от 1 г. 1 мес. до 1 г. 6 мес./;

  • совместная игра детей с игрушками /1 г. 3 мес./;

  • скачок в развитии нмнрессивной речи: обобщен­
    ное понимание некоторых слов, например, слова "ку­
    кла", различение на слух звуков речи /от Jr. (3 мес. до
    1 г. 8 мес./;

— любит слушать сказки, песенки, стихи, диффе­
ренцирует слова, различающиеся одной фонемой, на­
пример, показывает на картинке, где усы, уши; где
ложки, рожки /1 г. 9 мес. — 1 г. 11 мес./;

По данным анамнеза выясняются основные этапы развития экспрессивной речи. В скобках также указано время нормального развития функции.

— Предречевые вокализации: гуканье, гуление,
вскрики /на 3-м мес. жизни и в 3 месяца/;

  • перекликается со взрослым на расстоянии во вре­
    мя "комплекса оживления" /на 4 мес./;

  • приближение взрослого встречает улыбкой, сме­
    хом, лепетом /4 мес./;

  • слоговый лепет устойчив, оформлен /6 мес./;

  • по подражанию взрослому говорит слова из оди­
    наковых слогов: "па—па", "ля—ля" и т.д. /9 мес./;

  • самостоятельно говорит слова /12 мес./;

  • скачок в формировании экспрессивной речи:
    обращается ко взрослому, называет предметы, активно
    подражает речи взрослого /1 г. б мес. — 1 г. 7 мес./;

  • воспроизводит в речи двухсложные слова, во
    фразе — два. аморфных слова /1 г. 9 мес./;

  • возникает описательная речь: говорит о том, что
    видит на улице, о прошлых событиях, фантазирует
    /1 г. 10 мес. — 2 года/;

  • умеет ответить на вопрос, говорит фразами из
    двух н более слов, запоминает множество двустиший,
    концовки песен и повторяет их /2 года/.

Помимо выяснения основных этапов в развитии ны-прессивной и экспрессивной речи, логопед дополни­тельно узнает у родителей, были ли в речи ребенка:

— нарушения слоговой структуры слов;

— аграмматизмы;

— неправильное звукопризношение. Особо отме­
тить звуки, которые ребенок долго произносил непра­
вильно.

П. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА II.1. Исследование неречевых функций

11.1.1. Исследование общительности

При первой встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт:

— легко, тяготеет к незнакомому взрослому;
Держится настороженно.

В логопедическом заключении указать степень об­щительности:

1/ легко устанавливает контакт;

2/ инициативен в общении /задает вопросы, инте­ресуется игрушками, картинками/;

3/ общение устойчивое /контактен на протяжении всего времени общения/;

4/ общение неустойчивое /требуется активизация контакта со стороны взрослого/;

5/ избирательное общение /с одним взрослым уста­навливает контакт, с другим — нет или только при побуждении к общению/;

6/ избирательный негативизм.

11.1.2. Исследование психомоторики

Использовать сведения из подготовленных логопе­дом документов о состоянии общей моторики. Во время непосредственного обследования обратить внимание на состояние пальчиковой и ручной моторики.

Для дошкольников предложить следующие пробы /сначала по подражанию, затем по словесной инструк-. ции/:

  • показать 2-й и 3-й пальцы на. правой, левой ру­
    ках;

  • показать 2-й и 5-й пальцы на правой, левой ру­
    ках;

  • сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый
    палец касается большого: "Здравствуй, пальчик", на
    правой, левой руках.

  • сложить все пальцы в кольцо на правой, левой
    руках.

Для младших школьников эти же пробы предло­жить только по словесной инструкции и после выпол­нения поочередно на левой и правой руках выполнить на обеих одновременно.

О несформировашюсти функции можно говорить, если имею тя персервативные повторения одного ито­го же движения, застревание на одном движении или позы, резко выраженная замедленность движения.

II. 1.3. Исследование гнозиса

Предметный гнозис

— Узнавание реальных предметов;

  • узнавание предметов, изображенных контурно
    /моркови, ромашки, утки, рыбы/;

  • узнавание предметов, изображенных пунктирно
    /елки, месяца, мяча, гриба, флажка/;

  • узнавание предметов в условиях наложения /фи­
    гуры Поппельрейтера/: чайник, яблоко; флажок, утка;
    елка, гриб, лист; бутылка, ложка, вилка, тарелка;

10

11

  • узнавание вписанных друг в друга геометриче­
    ских фигур: квадрат, треугольник, круг; прямоуголь­
    ник, квадрат, овал; три круга разных диаметров, тре­
    угольник;

  • узнавание пунктирных изображений предметов с
    недостающими деталями: заяц без уха и лапы; чайник
    без носика; кастрюля без ручек; ведро без дужки.

Буквенный гнозис /для младших школьников/

— Название букв печатного шрифта, данных в бес­
порядке: Б, Е, 10, X, Ж, И, С, У, Л, О, Р, М;

  • нахождение буквы, предъявленной зрительно,
    среди ряда других букв;

  • узнавание букв в условиях зашумления: пере­
    черкнутые дополнительными линиями, зашумленные
    точками, штрихами, запятыми;

— узнавание букв, неправильно расположенных на
листе бумаги;

— узнавание букв, наложенных друг на друга:
А(С Ю R JC УВ МЭ ДО

— дифференциация правильно и зеркально напи­
санных букв:

Ы, Л, Id, К, Э, Сг И, N

— называние и сравнение букв, сходных графиче­
ски:

АЛ, ПН, ЬРВФ

Буквы предъявляются попарно. Симультанный и сукцессивный гнозис

— Понимание смысла сюжетной картинки:

— понимание смысла сюжета последовательных
картин.

Оптико-пространственный гнозис Ориентировка в собственном теле

  • Нахождение и показ правых и левых частей соб­
    ственного тела /руки, ноги, глаза, уха/;

  • речевая проба Хэда: "Возьмись левой рукой за
    правое ухо". "Правой рукой за правое ухо". "Правой
    рукой за левое ухо".

Ориентировка в окружающем пространстве

  • Указать рукой /относительно собственного те­
    ла/ направление: левое, правое, переднее, заднее, верх­
    нее, нижнее;

  • определение своего положения среди предметов
    /перед предметами, сзади, слева, справа/: "Скажи, где
    ты находишься относительно стола? Справа, слева или
    перед столом?"

II. 1.4. Ис :ледование оптико-пространственного

праксиса

— Воспроизведение по памяти различного распо­
ложения геометрических фигур. Логопед раскладыва­
ет на листе бумаги три геометриче :кие фигуры: тре­
угольник, круг, квадрат /в любой последовательно­
сти/, предлагает ребенку посмотреть, за ем убирает
фигуры и предлагает выполнить задание.

Варианты расположения фигур:

О

д

о

о

А

12

13

  • Составление картинки из частей /2, 3, 4 части/;

  • составление из палочек или спичек фигур по па­
    мяти, типа

Ъ

A

fy

— конструирование букв печатного шрифта. Пред­
лагаются элементы букв: "Составь букву "JI", переде­
лай ее в букву "X"; "Составь букву "Н", переделай ее
в "И", "А", "П" /задание для младших школьников/.

II. 1.5. Исследование динамического праксиса

  • Восприятие и воспроизведение ритмов: 1 1, II II,
    1 II, II 1, 1 Ш, III II, 1 II II, 1 III 1, Ш 1 1;

  • Проба "кулак — ребро — ладонь".

II. 1.6. Исследование мышления

— Составление рассказа по серии сюжетных кар­
тинок.

1/ В первую очередь оценивается, как ребенок раз­ложил серию сюжетных картинок.

2/ Оценивается понимание причинно-следственных связей.

3/ Определяется уровень смысловой целостности рассказа:

— 1 уровень /самый высокий/: рассказ полностью
соответствует изображенной ситуации. Имеются все
основные смысловые звенья, которые воспроизводят­
ся в правильной последовательности. Рассказ харак­
теризуется смысловой целостностью, определены вре­
менные, причинно-следственные и другие связи между
событиями. Допускаются частичные пропуски деталей
ситуации.

— 2 уровень /выше среднего/: рассказ в целом соот­
ветствует изображенной ситуации. Имеются основные
смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные
пропуски второстепенных смысловых звеньев. После­
довательность не нарушена, не отражены лишь некото­
рые причинно-следственные отношения, незначительно
страдает смысловая целостность.

  • 3 уровень /средний/: рассказ в значительной
    степени соответствует изображенной ситуации. Одна­
    ко отдельные смысловые звенья искажены; имеются
    основные смысловые звенья, но нарушена последова­
    тельность отдельных событий, либо пропущены от­
    дельные смысловые звенья.

  • 4 уровень /низкий/: рассказ лишь частично со­
    ответствует изображенной ситуации, имеются иска­
    жения смысла, пропущено большое количество смы­
    словых звеньев /более 2-3/. Не вскрыты временные
    и причинно-следственные отношения. Имеется лишь
    воспроизв*. 1ение отдельных фрагментов ситуации без
    определения их взаимоотношений. Отсутствует смы­
    словая целостность.

  • "Исключение предметов". Предъявляются кар­
    точки, на каждой нарисовано но четыре предмета, три
    из которых объединяются одним о )щим понятием, а
    четвертый предмет под это обобщение не подходит. На­
    пример, карманные часы, настенные чась. будильник,
    пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электриче­
    ская лампа, солнце, свеча.

Для дошкольников можно предложить обобщения на другом материале: фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.

ц

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  2. Утверждаю первый проректор гоу впо российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

    Документ
    Понятия, термины и сокращения, использующиеся в настоящей документации об аукционе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 21.07.
  3. А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Публикуется за счет средств инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена на 2007 – 2008 г.г. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
  4. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.
  5. Книга «защита детей от насилия и жестокого обращения»

    Книга
    Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) программы «Партнер».

Другие похожие документы..