Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Захист дисертації відбудеться «31» березня 2006 р. о 15.00 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 26.236.03 по захисту дисертацій на здобу...полностью>>
'Бюллетень'
Икра различных видов рыб с древних времен является важным продуктом питания человека. В списке видов, используемых для промышленной переработки икры,...полностью>>
'Урок'
Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь. Слайд...полностью>>
'Документ'
Робочу навчальну програму обговорено та схвалено на засіданні Науково-методичної ради Інституту гуманітарних і соціальних наук НУ “Львівська політехн...полностью>>

Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. Ргпу им. А. И. Герцена. Спб., 1993. 45 С

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II.2. Исследование импрессивной речи

  • Понимание связной речи /см. составление рас­
    сказа по серии сюжетных картинок/;

  • понимание предложений /выполнение поруче­
    ний, типа, "Возьми игрушку", "Подай, пожалуйста,
    книжку" и т.п./;

понимание различных грамматических форм:

а/ понимание конструкций с различными падежны­ми формами. Оборудование — три предмета: каран­даш, ручка, тетрадь. Инструкция: "Покажи ручкой те­традь". "Покажи карандашом ручку".

Младшим школьникам можно предложить для сравнения две фразы: "Мальчик бежит за собакой". "Собака бежит за мальчиком". Одинаковы ли они?

б/ Понимание предложных конструкций /с предло­гами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО/. Инструкция: "Положи ручку на тетрадь", "...иод тетрадь", "... за тетрадь" и т.д.

Можно использовать рисунки детей: "Нарисуй де­рево около дома", "Нарисуй трубу на крыше дома".

в/ Дифференциация единственного и множествен-лого числа существительных. Предлагаются две кар­тинки: карандаш — карандаши, стол — столы, кни­га — книги, окно — окна.

г/ Дифференциация глаголов с различными при­ставками.

Предлагаются картинки: "Покажи, где мальчик вы­шел из дома, где перешел улицу, где вошел в дом" и т.д. Можно использовать картинки с самолетом /уле­тел, прилетел, вылетел, облетел/, с машиной /приеха­ла, уехала, выехала и т.д./.

д/ Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Используются предметные картинки и предлагает­ся показать, где грибок, а где грибочек и т.д.

е/ дифференциация мужского, женского, среднего рода прилагательных и существительных.

"Покажи, где красный шарф, красная шапка, крас­ное пальто? "

ж/ Дифференциация мужского и женского рода гла­голов прошедшего времени.

"Покажи, где Женя поймала рыбу, а где Женя пой­мал рыбу?"

з/ Дифференциация единственного и множествен­ного числа существительных и глаголов.

"Покажи, где сидит воробей, где сидят воробьи?"

и/ Понимание соотношения между членами предло­жения /на материале сюжетной картинки/.

"Чем д цушка ловит рыбу?" "Кого ловит дедуш­ка?" "Кто ловит рыбу?"

к/ Одним из существенных этапов исследования им­прессивной стороны речи является исследование пони­мания слов.

Полноценное понимание слов мо> :ет осуществлять­ся при наличии достаточно развитого фонематического восприятия у ребенка и прочной связи меж цу стабиль­ным звуковым комплексом и предметом, действием, ка­чеством, отношением, которые он обозначает.

Ребенок показывает называемые логопедом предме­ты. Далее перед ребенком раскладывают три — четы­ре — пять картинок и предлагают показать: где клюв? Где весло? Где табуретка?

Для детей 7-8 лет условия обследования усложняют-

16

11

ся за счет расширения объема воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывается шесть — восемь кар­тинок п он должен последовательно показать два — три предмета: "Где стакан — книга — ручка? Где перчат­ки — фартук — сачок?"

А. Р. Лурня рекомендует использовать многократ­ное повторение слов или группы слов для проверки по­нимания в затрудненных условиях. Например, покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу н т.д. Необ­ходимо обратить внимание на то, возникает ли "отчу­ждение" смысла слова. В этом случае у ребенка может страдать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объем.

Для выявления особенностей понимания слов деть­ми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития, следует использовать сложные виды заданий. Например, подо­брать к названным качествам подходящие предметы: мокрый —..., тяжелый — ..., радостный — ...; подо­брать к названию целого название части: платье — ру­кав, дверь — ..., забор — ..., дом — ...; подобрать к названию общего понятия частное: животное — соба­ка, растение — ..., насекомое — ...; подыскать название предметов по названным действиям: ... светит, ... пи­шет, ... шьет, ... висит.

Подобрать слова, противоположные по значению: большой — маленький, правдивый, узкий, кислый, прилежный, храбрый, прочный, пустой, ясный, весе­лый.

'Закончить предложение: Пластилин мягкий, а. ка­мень ...; диван мягкий, а скамейка ...; кашу варят гу­стую и ...; лес бывает густой и ...; ягоды земляники

мелкие, а ягоды клубники ...; ручеек мелкий, а река...

Имена прилагательные, данные в парах слов, за­менить прилагательными, близкими по значению: бес­страшный летчик, правильный ответ, занимательный рассказ.

Выбрать прилагательные, которые можно употре­бить с существительными, указанными в скобках:

коричневый, карий /платье, глаза, костюм/,

густой, дремучий /лес, туман/,

горячий, знойный /лето, вода, привет/,

смуглый, темный /волосы, лицо, небо/,

старый, пожилой /человек, учебник/.

Выбрать из слов, приведенных в скобках, наибо­лее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... /стая, стайка, стадо/ воробьев. Они уселись на крыше II весело ... /пели, щебетали, чирикали/. Нина /вышла, сбежала/ на крыльцо п насыпала на землю хлебных кро тек. Воробьи быстро ... /бегали, ходили, скакали, прыгали/ л /ели, глотали, кушали, клевали/ крошки. Вдруг незаметно ... /пришла, прибежала, подкралась, приползла/ кошка, она... /поймала, взяла, схватила, цапнула/ одного воробья и убежала.

Приведенные выше задания позволяют выявить у детей с недоразвитием речи недостаточность номина­тивной стороны речи. Учащиеся также обнаружива­ют недостаточное усвоение синонимических отношений языка, для них близкие значения слов недостаточно дифференцированы и часто применяются вне зависи­мости от контекста. Непонимание оттенков значений затрудняет выбор и актуализацию слов и задерживает формирование развернутой активной речи.

18

19

II.3. Исследование фонематического анализа,

синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Определить способность:

а/ выделять звук на фоне слова. Инструкция: "Слы­шишь ли звук Ш в слове Шапка?", "Звук А в слове Аня?", "Звук Р в слове Рыба?" Звук, который необхо­димо выделить ребенку, произносится логопедом инто-нированно.

б/ Выделять звук из слова. Инструкция: "Какой звук слышишь в слове Шуба?", "в слове паР?", "в слове Лапа?"

в/ Определить место звука в слове по отношению к другим звукам: "Где ты слышишь С в слове Сад: в начале или в конце?" Далее предлагается определить звук в конце слова и затем в середине: нос, оса.

г/ Определить количество звуков в слове. Предла­гаются односложные слова /кот, дом, сад, шум, рот, дуб, сом, рак/, двусложные /рама, каша, лиса., рука, лапа, шуба, Луша, сани/, а также слова, состоящие из пяти звуков /кошка, белка, банка, шалаш, марка/.

д/ Дифференцировать звуки по противопоставлени­ям: звонкость — глухость /дом — том, зайка — сайка, жар — шар, крот — грот, папа — баба, катушка, — ка­душка/, мягкость — твердость /угол — уголь, мал — мял, лук — люк, был — бил, рысь — рис/, свистящие

  • шипящие /касса — каша, крыса •— крыша, миска

  • мишка, зайка — чайка, сайка — шайка, цок ■— чок
    и т.п./, звуки Р -— Л /рожки — ложки, барка —балка,
    рука — Лука, бурка — булка/.

Фонематический синтез

  • Определить способность составлять слова из по­
    следовательно данных звуков. Инструкция: "Послушай
    звуки и скажи, какое слово получилось". Предлагают­
    ся три звука, например, С,О,К — сок, III, У, М — шум,
    Р, А, К — рак, Д, О, М — дом, Ж, У, К — жук. Затем
    четыре звука: К, А, III, А каша, Р, У, К, А — рука,
    У, Т, К, А утка, И, Г, Л, А — игла, К, Р, О, Т —
    крот, С, Т, О, Л — стол; пять звуков: II, О, Л, К, А —■
    полка, М, А, Р, К, А — марка, С, А, II, К, И — санки,
    С, Т, О, Л. Б — столб, Т, У, Ф, Л, И — туфли.

  • Определить способность составлять слова из зву­
    ков, данных в нарушенной последовательности. "По­
    слушай звуки, они поссорились, а ты их помири так,
    чтобы получилось слово". Предлагаются три, четыре,
    пять звуков. Например, М, Ы, Д — дым, О, С, II —
    нос, X, С, М — мох, Ж, II, О — нож; 3, О, К, А
    коза, К, И, О, Ч — очки, Д, О, В, А — вода, О, Л, Т,
    С — стол, К, У, Л, Ч, О — чулок, 3, А, Л, Г, А —
    глаза, Щ, Т, Е, А, К — щетка, Р, О, П, Т, О — топор.

Фонематические представления

— Придумать слово на определенный звук. Снача­
ла, предлагаются звуки сохранные в npoim ошении, за­
тем нарушенные. Например, "Придумай слово со зву­
ком М", "... со звуком Д", "...со звуком К", "Придумай
слово со звуком Ш", " ... со звуком Р" и т.д. Можно
специально оговорить место звука в слове, например,
"Придумай слово со звуком С в начале слова", "... со
звуком Р в конце слова"

20

21

ИЛ. Исследование экспрессивной речи

II.4.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата

  • Определить аномалии в строении:

  • губ /расщелина верхней губы, послеоперацион­
    ные рубцы, излишне толстые губы, короткая верхняя
    губа/;

  • зубов /сверхкомплектность зубов, мелкие зубы,
    вне челюстной дуги, язычный наклон зубов/;

  • прикуса /открытый передний прикус, открытый
    боковой прикус/;

  • челюстей /прогенпя — излишнее выдвижение
    вперед нижней челюсти, прогнатия, — излишнее вы­
    движение вперед верхней челюсти/;

  • языка, /излишне толстый и большой язык, длин­
    ный узкий язык, короткая подъязычная связка/;

  • твердого неба /расщепление твердого неба, "го­
    тическое" — излишне высокое, куполообразное, субму-
    козная расщелина/;

  • мягкого неба /укорочение, расщепление, раздво­
    ение маленького язычка, отсутствие его/.

Определить подвижность артикуляционных орга­нов с помощью ряда последовательных движений:

— раздвинуть губы в улыбке, вытянуть вперед
/"трубочкой"/, покой;

  • поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз ниж­
    нюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх
    нижнюю губу — губы сомкнулись;

  • выдвинуть губы вперед хоботком, повернуть хо­
    боток вправо, влево, прямо, покой;

— вибрация губами /"тиру"'/, как кучер лошадь
останавливает;

  • открыть рот, показать широкий язык на ниж­
    нюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу,
    опустить на. нижнюю, убрать язык в рот;

  • открыть рот, узким языком поочередно достать
    правый, левый углы рта, убрать язык, закрыть рот;

  • открыть рот, показывать поочередно то широ­
    кий, то узкий язык;

  • присосать язык к твердому небу таким образом,
    чтобы натянулась подъязычная связка и затем отпу­
    стить с характерном щелчком.

Отметить следующие параметры движений:

1/ Тонус /нормальное напряжение, вялость, чрез­мерное напряжение/;

2/ активность /нормальная, заторможенность, рас-торможенность/;

3/ объем движения /полный, неполный/;

4/ точность выполнения;

5/ длительность /способность удерживать органы в заданное положении в течение 5 с/;

6/ замена одного движения другим;

7/ добавочные и лишние движения /синкинезип/.

II.4.2. Состояние звукопроизношения

Обследование изолированного ьронзношення зву­ков. Проверяются следующие группы зву! ов:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;

сонорные звуки: Р, РЬ, Л, Jib, M, Mb, H, НЬ;

глухие и звонкие парные: 11 — Б, Т — Д, К — Г, Ф — В в твердом и мягком звучании /II' -•- Б'; Т' — Д'; К' — Г'; Ф' — В'/;

22

23

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, НЕ, ПЮ, также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ.

Процедура: логопед называет звуки, ребенок повто­ряет.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обна­ружить трудности денерващш артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

Обследование произношения звука в слогах: откры­тых, закрытых, со стечением согласных.

Затем выясняется, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на, замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Используются наборы картинок, включающие слова hj проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой струк­туры.

Особое внимание обращается на то, как звуки про­износятся в предложениях. Примерные предложения для проверки произношения свистящих и шипящих звуков: "У кошки пушистый хвост. Саша уступил ме­сто старушке. Медвежонок залез на сосну. У наседки пять пушистых цыплят. В чаще щебечут птицы. Шиш­ки на сосне, шашки на столе" и др.

Примерные предложения для проверки произноше­ния звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ: "Лара разбила тарелку. Маляр красит ларек. Корабль украшен фла­гами. Орел на горе, перо на орле".

Предложения для повторения с целью проверки про­изношения согласных звонких и глухих: II Ь, Т—Д, К—Г- Ф—-В, С—3, Ш—Ж: "На дубе прыгает белка.

Дети видели в лесу дупло дятла. У Зины болят зубы. Соня завязывает синий бант. Змея шипит, а жук жуж­жит" и др.

Предложения для повторения с целью проверки про­изношения мягких и твердых согласных: "У кошки пять котят. Ребята любят изюм. Тетя Нюра сварила кисель из клюквы" и др.

Обследуется умение произносить слова различной слоговой структуры.

Исследуемый

Слова слоговой структуры

звук

простой

более сложной

Гласные:

паук

канава

а, о, у, и, э, ы

мох

панама

эхо

петухи

ива

дым

Согласные:

С

собака

сосна

колесо

пастух.

нос

касса

3

зуб

заноза

замок

замок

коза

звезда

Ш

шапка

шмель

кошка

школа

мышь

шахматы

25

жук

ножик

пижама

абажур

пожарник

ножовка

ива

сова

корова

гвозди дрова

цепь

курица

палец

огурцы офицер рукавица

лапа пила стол

фиалка

палатка

бутылка

чулок

очки

ключ

чучело прачечная

рука

борода

топор

воробей

брови

провод

щетка

ящик

клеши

яшерица пещера

мама

лимон

дом

малина

мухомор

самовар

собака

зубы

яблоко

бабочка

бублик

барабан

нож

сани

баран



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  2. Утверждаю первый проректор гоу впо российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

    Документ
    Понятия, термины и сокращения, использующиеся в настоящей документации об аукционе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 21.07.
  3. А. И. Герцена социально-реабилитационные технологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Публикуется за счет средств инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена на 2007 – 2008 г.г. «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
  4. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.
  5. Книга «защита детей от насилия и жестокого обращения»

    Книга
    Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) программы «Партнер».

Другие похожие документы..