Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сказки, загадки, стихи, игры, основы самых необходимых знаний ждут Знайку в Волшебной Библиотеке. Вместе с любознательным котёнком ребята научатся соч...полностью>>
'Курсовая'
Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражд...полностью>>
'Документ'
Надежность потенциального заемщика и прогнозирование риска непогашения кредита выступают важнейшими условиями кредитной сделки. Оценка качества заемщ...полностью>>
'Доклад'
Агиография – литература о жизни и деянии святых. Как жанр агиография развивалась на протяжении всех веков существования Российского государства. Даже...полностью>>

Методические рекомендации по организации деятельности в сфере сбора, утилизации и безопасного размещения отходов производства и потребления на полигонах твердых бытовых отходов Г. Кемерово

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации деятельности в сфере сбора, утилизации и безопасного размещения отходов производства и потребления на полигонах твердых бытовых отходов

Г.Кемерово

2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………

3

Основные термины и определения……………………….

4

Образование, использование и размещение отходов на территории Кемеровской области ……………………….

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления ….

6

11

Анализ действующей в России нормативной документации, регулирующей обращение с твердыми бытовыми отходами………………………………………..

Способы хранения и переработки твердых бытовых отходов……………………………………………………….

12

27

Нормирование в области обращения с отходами ………

Контроль в области обращения с отходами …………….

Об организации работы по паспортизации опасных отходов……………………………………………………….

Экономическое регулирование в области обращения с отходами. Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов….

Ответственность за правонарушения в сфере сбора, утилизации и безопасного размещения отходов производства и потребления ………………………………

Справочная информация

Перечень предприятий, осуществляющих прием, переработку и обезвреживание отходов производства и потребления……………

36

36

37

39

40

42

Памятка…………………………………………………

Что делать с отходами упаковки предпринимателю?

Кто утверждает тарифы на вывоз мусора?

Что делать с отработанными энергосберегающими лампами?...........................................................................

47

48

49

50

Введение

Российская Федерация болезненно переживает сложившуюся экологическую ситуацию в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления. Неэффективное обращение с отходами ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.

Несмотря на спад производства, остановку предприятий продолжается увеличение объемов производственных и бытовых отходов. При этом идет накопление опасных производственных радиоактивных отходов. Это обстоятельство объясняется и тем, что производственные отходы не используются в качестве вторичного сырья. Поэтому современная экологическая ситуация в России характеризуется высоким уровнем нагрузки территорий отходами производства и потребления. Все более опасный характер приобретает расширение земельных участков для размещения отходов производства и потребления.

Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов производства. При этом в овалах и свалках накоплено токсичных отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн. Под полигоны и санкционированные свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых несанкционированными свалками.

Организация безопасного обращения с отходами производства и потребления относится к объекту государственного регулирования. Законы и подзаконные акты, принимаемые государственными органами власти и управления создают необходимую правовую основу для целенаправленной управленческой деятельности по организации и контролю за состоянием окружающей среды при обращении с отходами.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления преследует цель предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также рационального использования природных и материальных ресурсов.

Обращение с отходами производства и потребления должно сложиться в структуре экологических и природоресурсных правоотношений, поскольку в экологических отношениях обеспечивается право на благоприятную окружающую среду, а в природоресурсных отношениях- право на природные ресурсы и требования к их рациональному использованию. Во всем мире обостряется ситуация с утилизацией и безопасным обращением отходов производства и потребления.

Основные термины и определения

отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Хранение (складирование) отходов - изоляция с учетом временной нейтрализации отходов, направленная на снижение опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования.

Использование (переработка утилизация) отходов - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно.

Опасные отходы - отходы, которые в силу их реакционной способности или токсичности представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими отходами и окружающей среды.

Образование, использование и размещение отходов на территории Кемеровской области

Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области, а так же главным фактором негативного воздействия на окружающую среду.

Для Кемеровской области характерны все основные составляющие, негативного влияния промышленности: крупные масштабы промышленного производства, высокая степень концентрации промышленных объектов в юго-западной и западной частях области, сложная структура промышленности, включающая виды экономического действия высокого класса вредности (добыча полезных ископаемых, металлургическое и химическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды).

По данным государственной статистической отчетности за 2010 год (по состоянию на 10.02.2011 год) на территории области образовалось 1 827 923,233 тыс. т отходов производства и потребления, из них:

- использовано – 885 854,587 тыс. т;

- обезврежено – 158,257 тыс. т;

Размещено на объектах – 955 530,347 тыс. т;

в том числе на собственных объектах:

- на хранение – 954 487,905 тыс. т;

- на захоронение – 1 042,442 тыс. т.

Распределение отходов по классам опасности для окружающей среды представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение образовавшихся отходов по классам опасности для окружающей среды

Класс опасности

2010

Масса отходов, тыс. т

Доля по классам опасности, %

I

15,431

0,001

II

14,984

0,001

III

102,155

0,005

IV

5 643,630

0,309

V

1 822 147,033

99,684

Всего:

1 827 923,233

100,00

Образование отходов в 2010 году превышает образование отходов 2009 года. Рост количества образования отходов обусловлен преимущественно увеличением образования вскрышной породы (5 класс опасности) в связи с ростом добычи каменного угля.

Образование отходов I класса опасности для окружающей среды составило 15,431 тыс. т (0,001 % от общего количества отходов, образованных в 2010 году).

Основными видами отходов являются:

- прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа

- 15,360 тыс. т, которые на 100,0 % повторно использованы на предприятиях;

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

- 0,054 тыс. т, полностью переданы другим предприятиям для обезвреживания.

Отходы I класса опасности на 99,7 % использованы и обезврежены на самих предприятиях. Оставшиеся отходы переданы другим предприятиям для использования, обезвреживания и хранения.

Образование отходов II класса опасности для окружающей среды составило 14,984 тыс. т (0,001 % от общего количества отходов, образованных в 2010 году).

Основными видами являются отходы неорганических кислот – 6,842 тыс. т (45,66 %), которые на 100,00 % повторно использованы на предприятиях, а также синтетические и минеральные масла отработанные – 7,987 тыс. т (53,30 %), которые на 100,0 % повторно использованы на предприятиях.

Отходы II класса опасности утилизированы на 99,9 %: использованы (99,2%) и обезврежены (0,7 %) на собственных предприятиях, оставшиеся переданы другим предприятиям для использования, обезвреживания и хранения.

Образование отходов III класса опасности для окружающей среды составило 102,155 тыс. т (0,006 % от общего количества отходов, образованных в 2010 году).

Основными видами отходов являются:

- отходы химического происхождения

- 56,417 тыс. т, которые на 95,1 % обезврежены на предприятиях

- шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак

- 14,521 тыс. т, из них: использовано отходов на предприятиях – 33,24 %, переданы другим предприятиям для обезвреживания – 58,9 %

- прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа

- 9,964 тыс. т, которые на 100,00 % повторно использованы на предприятиях

- шлам минеральный от газоочистки производства алюминия

- 6,525 тыс. т, полностью лежит на хранении на предприятиях

Отходы III класса опасности утилизированы на 77,1 %: использованы (24,5 %) и обезврежены (52,6 %) на собственных предприятиях, оставшиеся переданы другим предприятиям для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Образование отходов IV класса опасности для окружающей среды составило 5 643,630 тыс. т (0,309 % от общего количества отходов, образованных в 2010 году).

Основными видами отходов являются:

- металлургические шлаки, съемы и пыль

- 3 270,391 тыс. т (57,9 %), использовано на предприятиях 88,3 %, оставшиеся переданы для использования другим предприятиям;

- отходы минерального происхождения

- 443,609 тыс. т (7,86 %), из них переданы другим предприятиям для использования – 87,3 %;

- минеральные шламы

- 416,890 тыс. т (7,4 %), полностью использованы на предприятиях;

- прочие твердые минеральные отходы

- 506,687 тыс. т (9,0 %), использовано на предприятиях 37,8 %, оставшиеся переданы для использования другим предприятиям;

- отходы минеральные от газоочистки

- 405,658 тыс. т (6,83 %), использовано на предприятиях - 98,9 %;

- окалина

- 259,851 тыс. т (4,6 %), использовано на предприятиях – 97,9 %.

Из общего количества образовавшихся отходов IV класса опасности 84,19 % повторно использованы на предприятиях, остальная часть размещена на собственных объектах хранения, захоронения и передана другим предприятиям для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Образование отходов V класса опасности для окружающей среды составило 1 822 147,033 тыс. т (99,683 % от общего количества отходов, образованных в 2010 году).

Основными видами отходов являются:

- отходы при добыче угля и горючих сланцев

- 1 725 574,057 тыс. т (94,7 %), из них 47,4 % использовано на предприятиях;

- отходы при добыче рудных полезных ископаемых

- 16 202,099 тыс. т (1,0 %), использовано на предприятиях -15,4 %;

- минеральные шламы

- 5 702,443 тыс. т (0,3 %), использовано на предприятиях – 15,9 %;

- золошлаки от сжигания углей

- 3 318,517 тыс. т (0,18 %).

С учетом отнесения предприятий к видам экономической деятельности основное образование отходов приходится на отходы V класса опасности на предприятия по добыче полезных ископаемых – 1 789 924,994 тыс. т (97,92 %), в том числе по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 1 768 915,619 тыс. т (97,1 %).

Количество образования, использования и размещения отходов на собственных объектах предприятий с учетом отнесения предприятий к видам экономической деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утвердить отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год (приложение). Решение вступает в силу со дня его подписания

    Публичный отчет
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  2. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год

    Публичный отчет
    Приложение 3. Перечень важнейших муниципальных правовых актов города Новосибирска, необходимых для реализации плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
  3. Экономическое регулирование ресурсосбережения в сфере обращения отходов производства и потребления

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «28» февраля 2012 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.196.10 при ГФБОУ ВПО «Российский экономический университет им.
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 9 февраля 2010 г

    Информационный бюллетень
    Президент РФ Дмитрий Медведев провел совещании по проблемам инвестиционного климата в России. В ходе встречи глава государства призвал принять меры для увеличения притока капитала в страну.
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 02 марта 2010 г

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев указом преобразовал управление своей администрации по работе с обращениями граждан, сообщила пресс-служба Кремля. Теперь оно сможет рассматривать обращения различных организаций и заставлять муниципалитеты

Другие похожие документы..