Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
150мин 7.0 «Жестокий романс». Островский. 1 0мин. 30.0 «Накануне». И.С. Тургенев. 140мин. 44.0 «Свадьба» . А.П. Чехов. 0мин. 45.0 «Обрыв». Гончаров....полностью>>
'Учебник'
М. Ковалев, журнал «Справочник экономиста» №11’ 00 . Булгакова С.В.Бухгалтерский учет на предприятиях. М., Приор, 005. Валебникова Н.В., Василевич И....полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Государственного образовательного учр...полностью>>
'Диплом'
Понятие «миокардиодистрофия» (МКД), или «дистрофия миокарда», означает нарушения метаболизма в миокарде на биохимическом уровне, которые являются час...полностью>>

Задачи: Образовательная дать понятие операционной системы; Развивающая расширить кругозор учащихся в области операционных систем, их многообразии;

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: «Понятие и классификация операционных систем»

Цель: сформировать у учащихся знания о различных операционных системах, объяснить их назначение, степень важности и сферы применения, познакомить учащихся со способами их классификации.

Задачи:

  • Образовательная – дать понятие операционной системы;

  • Развивающая – расширить кругозор учащихся в области операционных систем, их многообразии;

  • Воспитательная – приучить к грамотному выделению качественных признаков конкретных операционных систем среди остальных.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод проведения урока: проблемная лекция (основная задача - ввести обучаемого в проблемную ситуацию (в данном случае – незнание большинства людей о существовании большого количества разнообразных операционных систем, неверная мысль о том, что они существуют только на современных персональных компьютерах), для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей).

Методические средства: проектор, подключенный к компьютеру, либо интерактивная доска.

Оборудование: компьютер с предустановленной виртуальной машиной типа VM ware, Microsoft Virtual PC или аналогичной, эмулирующей ядра Windows- и Unix-подобных систем, MacOS или других, проектор.

Необходимые для занятия знания, умения и навыки: Общие сведения о персональных компьютерах, компонентах персональных компьютеров, знание структуры и принципа работы компьютеров.

План.

  1. Организационный момент (1-2 мин).

  2. Проверка домашнего задания (3 мин).

  3. Мотивация учащихся(2-3 мин).

  4. Постановка целей урока(3 мин).

  5. Объяснение нового материала(25-30 мин).

  6. Подведение итогов, выставление оценок (3-4 мин).

  7. Задание на дом (1 мин).

Ход урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1я-2я мин

Организационный момент.

Проверка присутствующих, запуск необходимых приложений на компьютере учителя, подключенном к проектору.

Проверка присутствующих, один из учеников помогает настроить необходимое оборудование.

3я-5я мин

Проверка домашнего задания.

Домашним заданием к этому уроку было повторить материал прошлых уроков по структуре и принципам работы компьютеров, а также записать в тетрадь известные операционные системы.

Рассказывают пройденный материал, предлагают свои варианты выполненного задания.

5я-7я мин

Мотивация учащихся

«С появлением первых компьютеров людям нужен был интерфейс для работы с ними, то есть базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами , работу с , ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и . То есть операционные системы. На сегодняшний день существует большое их количество, но не все понимают, в чем их различие и зачем они нужны. Сегодня мы попытаемся понять их основные свойства».

Учитель показывает на экране список самых известных операционных систем.

Ученики ознакомляются со списком операционных систем, понимают, что их существует очень много, готовятся к изучению нового материала – решению проблемы ограниченности людей в выборе ОС.

7я-10я мин

Постановка целей урока.

Учитель спрашивает мнение учеников, почему на их взгляд изучение темы операционные системы не ограничивается лишь изучением семейства Windows, зачем им следует изучать операционные системы, в чем это пригодится им в будущем.

«Операционная система – предмет, относящийся не только к персональным компьютерам, но и к большим вычислительным станциям, серверам и мобильным телефонам»

Ученики пытаются объяснить многообразие операционных систем и их назначение. Слушают мнение учителя, совпадают ли их мнения.

10я-40я мин

Объяснение нового материала (см. ниже таблицы)

Учитель ознакомляет учеников с понятием операционной системы, предлагает записать определение. Далее рассказывает о самых известных на сегодняшний день операционных системах, показывает их интерфейс и способ работы с ними на экране, объясняет их особенности. Затем рассказывает о других операционных системах и о том, какие группы и классы выделяют среди них.

Ученики записывают основные определения, которые предлагает им учитель, наблюдают за работой учителя в различных операционных системах на большом экране, пытаются назвать отличия систем, увиденные ими. Пытаются определить, к какому классу относятся демонстрируемые учителем операционные системы.

40я-44я мин

Подведение итогов, выставление оценок.

«Вы познакомились с операционными системами. Что вы узнали нового? Поняли ли вы, что понятие операционной системы не ограничивается лишь Windows, Linux и MS-DOS? Теперь со словами операционная система у вас будут ассоциироваться не рабочий стол и окна проводника, а компьютерная программа, с помощью которой вы можете пользоваться любым из современных электронных устройств».

У учеников спрашивается, понятен ли им изложенный материал и смогли ли они решить проблему, заложенную в цели урока. Оценки за урок ставятся, исходя из качества и полноты выполненного домашнего задания и от степени активности работы на уроке (ответы на вопросы учителя, дополнения).

Ученики пытаются вместе с учителем сделать вывод по данному уроку, о том, что они теперь знают гораздо больше об операционных системах и причем не только о привычных им, но и других, альтернативных или использующихся вне индустрии персональных компьютеров.

44я-45я мин

Задание на дом.

Учитель предлагает записать следующее задание: составить кластер по схеме операционные системы – сферы применения – типы используемых систем. Отвечает на возможные вопросы учеников.

Ученики записывают задание и, если необходимо, уточняют у учителя детали его выполнения.

Материал урока (подробно).

Учитель просит записать следующее определение:

Операцио́нная систе́ма, ОС ( operating system) — базовый комплекс компьютерных программ, обеспечивающий интерфейс с пользователем, управление аппаратными средствами , работу с , ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и .

ОС позволяет абстрагироваться от деталей реализации аппаратного обеспечения, предоставляя разработчикам программного обеспечения минимально необходимый набор функций. С точки зрения обычных пользователей компьютерной техники ОС включает в себя и программы пользовательского интерфейса.

Учитель и ученики обсуждают функции операционных систем, какие еще функции существуют, учащиеся записывают основные из них.

Основные функции (простейшие ОС):

  • Загрузка приложений в оперативную память и их выполнение;

  • Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода);

  • Управление оперативной памятью (распределение между процессами, виртуальная память);

  • Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как Жёсткий диск, и т. д.), как правило с помощью файловой системы;

  • Пользовательский интерфейс;

  • Сетевые операции, поддержка стека протоколов

Операционная система составляет основу программного обеспечения ПК. Операционная система представляет комплекс системных и служебных программных средств, который обеспечивает взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ.

С одной стороны, она опирается на базовое программное обеспечение ПК, входящее в его систему BIOS, с другой стороны, она сама является опорой для программного обеспечения более высоких уровней – прикладных и большинства служебных приложений.

Учитель спрашивает учеников, что такое BIOS (материал из предыдущих тем).

Для того чтобы компьютер мог работать, на его жестком диске должна быть установлена (записана) операционная система. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ. Этот процесс называется загрузкой операционной системы.

Учитель спрашивает учеников, зачем программа размещается в ОЗУ (повторение ранее изученного), можно ли без этого обойтись.

Операционные системы различаются особенностями реализации алгоритмов управления ресурсами компьютера, областями использования.

Следующие классификации даются под запись:

Так, в зависимости от алгоритма управления процессором, операционные системы делятся на:

  • Однозадачные и многозадачные

  • Однопользовательские и многопользовательские

  • Однопроцессорные и многопроцессорные системы

  • Локальные и сетевые.

По числу одновременно выполняемых задач операционные системы делятся на два класса:

  • Однозадачные (MS DOS)

  • Многозадачные (OS/2, Unix, Windows)

Ученикам демонстрируются примеры операционных систем и работы с ними на большом экране, операционные системы запущены на виртуальной машине в режиме эмуляции, работающей под управлением системы семейства Windows, запускает несколько операционных систем одновременно, просит учеников найти главные отличия, определить, к каким категориям относятся данные системы на основе только что изученных классификаций.

В однозадачных системах используются средства управления периферийными устройствами, средства управления файлами, средства общения с пользователями. Многозадачные ОС используют все средства, которые характерны для однозадачных,  и, кроме того, управляют разделением совместно используемых ресурсов: процессор, ОЗУ, файлы и внешние устройства.

Основные типы операционных систем записываются учениками в тетрадь, пояснения к ним внимательно прослушиваются, но не записываются.

В зависимости от областей использования многозадачные ОС подразделяются на три типа:

  • Системы пакетной обработки (ОС ЕС)

  • Системы с разделением времени (Unix, Linux, Windows)

  • Системы реального времени (RT11)

Системы пакетной обработки предназначены для решения задач, которые не требуют быстрого получения результатов. Главной целью ОС пакетной обработки является максимальная пропускная способность или решение максимального числа задач в единицу времени.

Эти системы  обеспечивают высокую производительность при обработке больших объемов информации, но снижают эффективность работы пользователя в интерактивном режиме.

В системах с разделением времени для выполнения каждой задачи выделяется небольшой промежуток времени, и ни одна задача не занимает процессор надолго. Если этот промежуток времени выбран минимальным, то создается видимость одновременного выполнения нескольких задач. Эти системы обладают меньшей пропускной способностью, но обеспечивают высокую эффективность работы пользователя в интерактивном режиме.

Системы реального времени применяются  для управления технологическим процессом или техническим объектом, например, летательным объектом, станком и т.д.
По числу одновременно работающих пользователей на ЭВМ ОС разделяются на однопользовательские (MS DOS) и многопользовательские (Unix, Linux, Windows 95 - XP)
В многопользовательских ОС каждый пользователь настраивает для себя интерфейс пользователя, т.е. может создать собственные наборы ярлыков, группы программ, задать индивидуальную цветовую схему, переместить в удобное место панель задач и добавить в меню Пуск новые пункты.

В многопользовательских ОС существуют средства защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей.
Многопроцессорные и однопроцессорные операционные системы. Одним из важных свойств ОС является наличие в ней средств поддержки многопроцессорной обработки  данных. Такие средства существуют в OS/2, Net Ware, Widows NT.По способу организации вычислительного процесса эти ОС могут быть разделены на асимметричные и симметричные.

Ученикам предлагаются в качестве примера операционные системы MS-DOS и любая из Windows, Linux или подобных. Наглядно показываются признаки, отличающие их, а именно: интерфейс, количество пользователей, однозадачность или многозадачность.

Одним из важнейших признаков классификации ЭВМ является разделение их на локальные и сетевые. Локальные ОС применяются на автономных ПК или ПК, которые используются в компьютерных сетях в качестве клиента. В состав локальных ОС входит клиентская часть ПО для доступа к удаленным ресурсам и услугам. Сетевые ОС предназначены для управления ресурсами ПК включенных в сеть с целью совместного использования ресурсов. Они представляют мощные средства разграничения доступа к информации, ее целостности и другие возможности использования сетевых ресурсов.

Вывод: целью данного урока является не только рассказ учителя о самых известных операционных системах, их функциях и сферах применения, но также и объяснение ученикам, что отличия между ними носят не только визуальный характер, но и существенную различность в их структуре, назначении и направленности. Данный урок сочетает в себе не только необходимую информацию, которую необходимо изучить по учебной программе, но и пробудить в учениках интерес к этому понятию, изменить их взгляд на операционные системы, сложившийся до изучения их в курсе информатики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (32)

    Основная образовательная программа
    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к деятельности в областях использующих математические методы и компьютерные технологии, а также способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию
  2. Образовательная программа гоу сош №828 соответствует принятым стандартам образования. Образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №828 направлена

    Образовательная программа
    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школы № 828 открыта приказом № 01/64 Московского городского отдела народного образования города Москвы от 11.
  3. Яковлева Виктория Александровна, учитель информатики сош №37 г. Саранска республики Мордовия 84 Бухвалова Ольга Алексеевна, учитель информатики сош №36 г. Ангарска Иркутской области урок

    Урок
    В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.
  4. Образовательная программа начального общего образования Верхняя Тишанка, 2011 год

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Верхнетишанской средней общеобразовательной школы разработана рабочей группой в составе директора школы Муковнина Н.
  5. Задачи изучения дисциплины 48 1 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины 48

    Документ
    Мы живем в эпоху национального возрождения. Ингушское образование опирается на собственные культурные ценности и многовековые традиции. В стремлении учителя сделать жизнь красивее – будущее Ингушетии.

Другие похожие документы..