Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Співпрацювати з Державною комісією з регулювання ринку фінансових послуг, Державною комісією з цінних паперів та фондового ринку, Національним банком ...полностью>>
'Документ'
С таким обращением к Великому разуму начинает и заканчивает день Белый Лама, профессор тибетской и народной медицины Виктор Федорович Востоков, прожи...полностью>>
'Документ'
За это время предприятие зарекомендовало себя как надежного производителя и поставщика качественного промышленного газового оборудования, товаров мед...полностью>>
'Учебное пособие'
В учебное пособие по дисциплине «Менеджмент» (специальности: «Менеджмент организации. Финансы и кредит. Документоведение и документационное обеспечен...полностью>>

Том I. Оглавление

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТОМ I.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Глава 1. Источники по истории средних веков (V-XV вв.)
Глава 2. Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке

1. Понимание сущности феодализма в исторической науке
2. Проблема происхождения феодализма в исторической науке

Раннее средневековье V-XI вв.

Глава 3. Возникновение феодального строя в Западной Европе

1. Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодальных отношений в Римской империи
2. Общественный строй германских племен
3 Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств
4. Пути развития феодальных отношений в Западной Европе

Глава 4. Развитие феодализма во Франкском государстве

1. Франкское государство Мерговингов
2. Франкская монархия Каролингов
3. Развитие феодальных отношений и закрепощение крестьянства в Каролингском государстве
4. Эволюция Каролингского государства и его распад

Глава 5. Возникновение и формирование феодальных отношений в Византии IV-XI вв.

1. Византия IV - первой половины IX в.
2. Византия во второй половине IX-XI в.

Глава 6. Западная Европа в IX- ХIвв.

1. Политическая карта Европы в IX-XI вв.
2. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в.
3. Франция в IX-XI вв.
4. Италия до конца XI в.
5. Германия в Х-XI вв.
6. Англия до середины XI в.

Развитое средневековье ХI-ХV вв.

Глава 7. Возникновение и рост средневековых городов, их место и роль в феодальном обществе.
Глава 8. Крестовые походы.
Глава 9. Франция в XI-XV вв.

1. Франция в XI-XIII вв.
2. Франция в XIV-XV вв.

Глава 10. Англия в XI- XV вв.

1. Англия в XI-XII вв.
2. Англия в XIII в.
3. Англия в XIV-XV вв.

Глава 11. Германия в XII-XV вв

1. Германия в XII-XIII вв.
2. Германия в XIV-XV вв.

Глава 12.Италия ХI-ХV вв.

1. Италия в XI-XII вв.
2. Италия в XIII-XV вв.

Глава 13. Испания и Португалия в XI-XV вв.
Глава 14. Скандинавские страны в XI-XV вв.
Глава 15. Венгрия в XI-XV вв.
Глава 16. Валахия, Молдавия и Трансильвания до конца XV в.
Глава 17. Византия в XI-XV вв

1. Византия в XI-XII вв.
2. Византия в XIII-XV вв.

Глава 18. Церковь и ее организация в Западной Европе. Народные еретические движения
Глава 19. Международные связи в Западной Европе XI-XV вв

1. Развитие международных отношений в Западной Европе в XI- XV вв.
2. Роль западнославянских и южнославянских стран в международных отношениях XII-XV вв.

Глава 20. Средневековая культура и идеология в странах Западной Европы в V-XV вв.

1. Культура раннего средневековья
2. Средневековая культура XI-XIII вв.
3. Культура Западной Европы в XIV-XV вв.

Глава 21. Культура Византии (IV-XV вв.)
Глава 22. Зарождение буржуазной идеологии. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии (XIV-XV вв.)
 

 

ТОМ II.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие

Позднее средневековье XVI - середина XVII вв.

Глава 23. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы
Глава 24. Великие географические открытия
Глава 25. Германия в XVI и в начале XVII в.

1. Эпоха Реформации и Великой Крестьянской войны
2. Германия во второй половине XVI и в начале XVII в

Глава 26. Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

1. Реформация в Швейцарии
2. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

Глава 27. Испания в XVI и в первой половине XVII в.
Глава 28. Нидерландская буржуазная революция. Республика Соединенных провинций впервой половине XVII в.

1. Нидерландская буржуазная революция
2. Южные Нидерланды и Республика Соединенных провинций в первой половине XVII в.

Глава 29. Италия в XVI и в первой половине XVII в.
Глава 30. Англия в XVI в.
Глава 31. Франция в XVI- первой половине XVII в.
Глава 32. Скандинавские страны в ХУ1 ив первой половине XVII в.

1. Дания
2. Швеция
3. Норвегия

Глава 33. Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия в XVI в.- первой половине XVII в.

1. Венгрия
2. Трансильванское княжество
3. Молдавия и Валахия

Глава 34. Балканские страны под властью Турции в XVI - первой половине XVII в.
Глава 35. Международные отношения в XVI-первой половине XVII в. Тридцатилетняя война

1. Международные отношения в XVI в
2. Международные отношения в первой половине XVII в. Тридцатилетняя война

Глава 36. Развитие естествознания в Западной Европе в XVI и первой половине XVII в.
Хронология
Библиография

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

В ДВУХ ТОМАХ

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ С. Д. СКАЗКИНА

Том I.

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов университетов, обучающихся по специальности «История»

Издание 2-е, переработанное

Москва «Высшая школа» 1977

Рецензент: кафедра истории средних веков Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

В первом томе учебника изложены важнейшие события истории средневекового общества на протяжении десяти столетий – с конца V до конца XV в. Специальные главы посвящены критике буржуазных концепций и обзору новой литературы по истории средних веков, истории католической церкви и еретических движений, развитию естествознания и культуры. Первое издание вышло в 1966 г. Предназначается для студентов исторических факультетов университетов.

Предисловие А.А.Хлевова для студентов РХГА (и не только)

Данный учебник является «классикой жанра» и, несмотря на почти сорокалетний возраст, несомненно, не был превзойден даже хваленым учебником команды С.П.Карпова. Надеюсь, что студенческое сознание обладает достаточной зрелостью для того, чтобы научиться не «спотыкаться» на постоянном цитировании Маркса, Энгельса и Ленина. Особенно если учесть, что, за редчайшим исключением, они в своих замечаниях были абсолютно правы. Для любознательных в тексте полностью сохранены главы о славянских странах, Венгрии и т.д. – лишнего знания не бывает. Как говорится, «не бойтесь совершенства – оно вам не грозит».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое вниманию читателей второе исправленное и дополненное издание учебника «История средних веков» в двух томах (первое издание вышло в 1966 г.) для, студентов исторических факультетов университетов охватывает историю стран Западной и Центральной Европы, а также Византийской империи (до ее падения в 1453 г.). Настоящий первый том этого учебника посвящен периоду с V до конца XV в.

Том состоит из трех разделов: введения и двух частей. Во вводном разделе определяется понятие «средние века» и место этого длительного периода во всемирной истории; характеризуются важнейшие источники по истории средневековья; дается критический анализ буржуазных концепций и краткий обзор советской историографии по важнейшим и наиболее спорным проблемам истории средних веков — о сущности феодализма и о происхождении этого общественного строя в Западной Европе.

В первой части тома излагается история раннего средневековья (V—XI вв.), во второй — история развитого средневековья (XI—XV вв.), когда феодальный строй достигает своего расцвета.

Как и в первом издании, в соответствии с программой курса, читаемого в университетах, главы по истории отдельных стран дополняются проблемными: кроме уже упомянутых глав вводной части это глава по истории средневековых городов (гл. 7), крестовых походов (гл. 8), церкви и еретических движений (гл. 18), международных отношений в странах Западной Европы (гл. 19), средневековой культуры и идеологии в V—XIV вв. (гл. 20), зарождения гуманистической идеологии и культуры раннего Возрождения (гл. 22).

Согласно учебному плану исторических факультетов университетов, курс истории Южных и Западных славян (включая и средневековый период) читается отдельно. По истории этих регионов имеется специальный учебник. Поэтому в данном издании предполагаемого учебника (как и в предыдущем) история славянских стран не освещается. Однако исторические взаимосвязи с другими народами Европы рассматриваются в специальном параграфе гл. 19 «Роль западнославянских и Южнославянских стран в международных отношениях XII—XV вв.»

В томе имеются карты, хронологическая таблица и обширная библиография.

При подготовке нового издания авторами и редакторами учебника были учтены замечания по первому изданию, сделанные в рецензиях, опубликованных в периодической печати. Учтены также основные выводы важнейших специальных монографий и статей по проблемам истории средних веков, вышедших за последнее десятилетие. Структура тома осталась без существенных изменений так же, как и основное содержание большинства глав. Значительной переработке подверглись главы 2-я («Сущность феодализма и проблема его происхождения в исторической науке»), 7-я («Возникновение и рост средневековых городов»), 18-я («Церковь и ее организация в Западной Европе. Народные еретические движения»). Заново написана глава 20-я («Средневековая культура и идеология в странах Западной Европы в V—XIII вв.»). Картографический материал тома дополнен рядом новых карт и карто-схем.

В подготовке нового издания участвовал большой авторский коллектив. В него входят научные сотрудники сектора истории средних веков Института Всеобщей Истории АН СССР, Ленинградского отделения Института Истории СССР АН СССР, преподаватели кафедры истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета и других вузов, а также сотрудники ряда других научных учреждений. Состав авторского коллектива указан в оглавлении.

Редколлегия первого тома.

История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни.

В средние века человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующими периодами истории. Наряду с проявлениями феодального насилия, невежества и кострами инквизиции, голодовками и опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества мощные крестьянские восстания и войны против феодалов и церкви, полную драматизма борьбу горожан с феодальными сеньорами, массовые еретические движения, выражавшие социальные чаяния народных масс, первые буржуазные революции, ранние проявления свободомыслия. От этой эпохи дошли до нас замечательные поэтические произведения, в том числе памятники народного творчества, прекрасные образцы архитектуры, живописи, поэзии; к концу ее относятся первые успехи пробуждающейся научной мысли.

Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, которыми гордится передовое человечество. Таковы первые провозвестники еще смутных коммунистических чаяний народа — Дольчино, Джон Болл, Томас Мюнцер; вожди революционных народных масс — Гильом Каль, Уот Тайлер; родоначальники утопического социализма — Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В благодарной памяти потомков навсегда остались имена смелых представителей свободной мысли — Петра Абеляра, Роджера Бэкона, Авиценны и Аверроэса, Яна Гуса, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея; гениальных поэтов и писателей — Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади, Хафиза, Низами, Данте, Петрарки, Боккаччо, Чосера, Рабле, Шекспира, Сервантеса; выдающихся художников — Джотто, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Андрея Рублева, Дюрера, Рубенса, Рембрандта. Термин «средние века» (точнее средний век — medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов (от этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика», которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков). На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия средние века. В современной буржуазной исто­риографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены всякого определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Марксистско-ленинская историческая наука вкладывает в эту традиционную периодизацию совершенно иное содержание. Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века как время господства феодального способа производства, который сменил рабовладельческий, а затем в новое время уступил историческую арену капитализму. Средние века определяются ими как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации.

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье. Поэтому в советской исторической науке понятие средние века относится не только к истории западноевропейских или европейских народов, как это до сих пор принято в буржуазной историографии. Ему придается всемирно-историческое значение. Данный учебник, однако, посвящен истории феодальной формации только в странах Западной и Центральной Европы, а также в Византии. Переход к феодализму у разных народов проис ходил не одновременно. Поэтому хронологичекие рамки средневекового периода различны для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Европы у истоков средневековья стоит крушение рабовладельческой Западной Римской империи во второй половине V в., которая погибла в результате внутреннего кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция, имевшая общеевропейское значение и положившая начало господству капиталистического строя в Западной Европе, — английская революция 1640— 1660 гг. (в буржуазной историографии гранью, отделяющей средние века от Нового Времени, принято считать другую дату – конец XV в.).

Между второй половиной V и серединой XVII в. лежат двенадцать столетий средневековья в странах Западной и Центральной Европы. С ростом производительных сил в феодальной социально-экономической формации происходили определенные сдвиги. Изменялись характер производственных отношений, отчасти социальная структура, а также политический облик феодальных государств. Поэтому в советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода. Первый — раннее средневековье — раннефеодальный период – с конца V по середину XI в., когда феодализм только складывался как господствующий способ производства. Второй – с середины XI по конец XV в. – период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг своего наивысшего расцвета. Третий – позднее средневековье, XVI – первая половина XVII в. – период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения. Буржуазная историография, с начала XVIII в.

широко пользуясь термином «феодализм», не сформулировала, однако, его единое научное определение. Чаще всего буржуазные историки определяют феодализм по его второстепенным, главным образом политическим и юридическим, признакам. Одни считают его главной отличительной чертой политическую раздробленность; другие — феодальную иерархию; третьи — соединение политической власти с землевладением; некоторые — господство личных связей и т. д.

Марксистско-ленинская историческая наука видит сущность феодализма не в этих вторичных признаках, а в имманентно присущих ему производственных отношениях, обусловленных определенным уровнем развития производительных сил общества. Именно эти производственные отношения определяли все особенности политической и общественной структуры, присущие феодальной социально-экономической формации в целом.

Для производственных отношений феодального строя характерно прежде всего господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов и «была подлинной основой средневекового, феодального общества». Другой важной чертой, отличавшей феодальный строй от рабовладельческого, с одной стороны, и от капиталистического — с другой, являлось сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей — крестьян, которым феодалы раздавали в держания большую часть своей земли. Крестьяне в феодальном обществе никогда не являлись собственниками обрабатываемой ими земли; они были лишь ее держателями на тех или иных условиях, иногда даже на правах наследственного пользования. На этой земле они вели самостоятельное мелкое хозяйство. В отличие от античного раба и наемного рабочего при капитализме непосредственный производитель феодального общества был наделен основным средством производства — землей — и, кроме того, являлся собственником орудий труда и рабочего скота. Сущность производственных отношений феодализма, по словам В. И. Ленина, состояла в том, что «земля разделена была между крупными землевладельцами, помещиками, что помещики наделили крестьян этой землей для того, чтобы эксплуатировать их, так что земля была как бы натуральной заработной платой: она давала крестьянину необходимые продукты, чтобы он мог производить прибавочный продукт на помещика...».

Эти отношения собственности порождали необходимость внеэкономического принуждения, применения насилия для обеспечения эксплуатации крестьян, «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство». Формы в степень внеэкономического принуждения при феодализме были самые различные: крепостничество или другие менее жесткие виды зависимости; в позднее средневековье — сословное неполноправие крестьянства.

Перечисленные характерные черты феодального способа производства порождали многие специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической надстройки феодальной социально-экономической формации. В области права к их числу относится условный характер феодальной земельной собственности в связанное с ним разделение права собственности на землю между несколькими феодалами. Развитая форма феодальной собственности — «феод» (лат. — feodum), от которого произошел термин «феодализм», представлял собой наследственную земельную собственность представителя господствующего класса, связанную с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Последний, а иногда и другие стоявшие над ним сеньоры юридически также считались собственниками данного феода. Такое юридическое разделение земельной собственности в феодальном обществе придавало ей, а вместе с тем и классу феодалов иерархическую структуру, определявшую значительную роль в его среде личных вассально-ленных связей. Однако эти связи были не самодовлеющим фактором, а производным от специфики распределения земельной собственности внутри господствующего класса. Объединяя его представителей всех рангов поземельными и вассальными связями, феодальная иерархия играла важную роль в организации эксплуатации крестьянства и подавлении его сопротивления.

Лишенные права собственности на землю крестьяне противостояли феодалам — собственникам земли — как эксплуатируемый антагонистический класс. Эксплуатация крестьянства осуществлялась, как правило, в рамках феодальной вотчины (сеньории, манора), в которой наиболее полно реализовались экономическое и социальное назначение феодальной собственности. Вотчина служила наиболее удобной организацией для взимания феодальной ренты. Феодальная земельная рента — это часть прибавочного труда, или прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем. Таким образом, феодальная рента выступает как экономическая форма реализации собственности феодала на землю. Средством этой реализации является внеэкономическое принуждение, которое проявляется также в личных отношениях — в той или иной степени зависимости крестьянина от феодала. Однако внеэкономическое принуждение и порождаемые до личные связи являлись не источником, а лишь средством получения ренты от крестьян, определялись отношениями собственности, господствовавшими в обществе. Феодальная рента выступала в трех формах: отработочная рента (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). На различных этапах развития феодализма преобладал один из видов ренты.

В раннее средневековье, когда феодалы в своих вотчинах вели домениальное хозяйство, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства, или рента продуктами. Во второй период феодализма в большинстве стран Западной и Центральной Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой приобретает большое значение и денежная, что было связано со значительным распространением в этот период товарно-денежных отношений и ростом городов как центров ремесла и торговли. Использование в широких масштабах ренты продуктами и особенно денежной ренты исподволь подрывало систему барщинного хозяйства. На смену ей шла другая система, при которой феодал почти полностью свертывал свое собственное хозяйство, передавал барскую землю в держание крестьянам и жил за счет натурального или денежного оброка крестьян-держателей. Это вело к росту экономической независимости крестьянского хозяйства, укреплению владельческих прав крестьянина на землю и как следствие этого — к дальнейшему развитию производительных сил в деревне.

В позднее средневековье, когда в феодальном обществе зарождаются капиталистические отношения, денежная рента еще господствует в большинстве стран Западной Европы. Вместе с тем в этот период начинается ее разложение; наряду с феодальной денежной рентой постепенно распространяется капиталистическая земельная рента. Одни народы перешли к феодализму от рабовладельческого строя, другие — непосредственно от первобытнообщинного. И в том и в другом случае переход к новой формации был важным прогрессивным фактом в развитии всемирной истории. Прогрессивность феодального строя по сравнению с рабовладельческим заключалась прежде всего в том, что при феодализме утвердилось мелкое крестьянское производство, которое при достигнутом к тому времени уровне производительных сил и сложившихся феодальных производственных отношениях было «единственно выгодной формой земледелия».

В отличие от античного раба, лишенного каких-либо средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда. При переходе к феодализму смягчились и формы внеэкономического принуждения: даже самые тяжелые формы личной зависимости крестьян, широко распространившиеся в странах Европы еще в раннее средневековье, были значительно легче, чем рабство. В еще большей степени это относится к зависимости поземельной и судебной, которые стали преобладающими в большинстве стран Западной Европы уже в конце второго периода средних веков, когда основная масса крестьян оказалась лично свободной. Такие смягченные формы зависимости при феодализме по сравнению с рабовладельческим строем, как подчеркнул Ф. Энгельс, давали крестьянам средство к постепенному освобождению их как класса, что было абсолютно недоступно для рабов.

Исторически прогрессивен был переход к феодализму и от первобытнообщинного строя. Этот переход, обусловленный дальнейшим развитием производительных сил, требовал роста индивидуального производства, снятия или смягчения ограничений, налагавшихся на него общинным строем. Хотя в условиях крайне низкой производительности труда этой переходной эпохи развитие парцеллярного хозяйства с неизбежностью вело к частной земельной собственности, а общественное разделение труда — к возникновению классов и экс­плуатации, все же феодальный строй открывал большие возможности для дальнейшего укрепления индивидуального производства и повышения производительности мелкого крестьянского хозяйства, чем первобытнообщинный. Вот почему, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьянства, низкое и рутинное состояние техники, обусловленное отчасти этой эксплуатацией, отчасти мелким характером производства, в феодальном обществе росли производительные силы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Как их созидать и как их восстанавливать Том Маршалл Оглавление

    Документ
    Эта книга посвящена взаимоотношениям. Не какому-то конкретному типу взаимоотношений, например, взаимоотношениям в браке, на работе или в Церкви, а взаимоотношениям в общем: чем они являются, как они действуют, как они могут развиваться
  2. Творения святого преподобного ефрема сирина том 2 Оглавление 2-го тома

    Документ
    О любви О псалме О молитве О любви к бедным О посте На слова: Два будета на селе (Мф.24:40)О суете настоящей жизни О блаженных обителяхО блаженных местах О том,
  3. Творения святого преподобного ефрема сирина том 3 Оглавление 3-го тома

    Документ
    Беседа против Иудеев, говоренная в неделю: ОсаннаО свободной воле человекаНа слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10) На слова Иеремии: Горе нам, яко согрешихом (Плач.
  4. Оглавление Оглавление 1

    Документ
    Чтобы присоединить компьютер к локальной сети, необходимо настроить IP-адрес и маску сети. Эти параметры используются для идентификации компьютера в сети.
  5. Оглавление (8)

    Документ
    2.  Структура и требования к урокуОсновные этапы (звенья) современного урока. Многообразие структур урока развивающего типа обучения. Структура уроков учителей-новаторов.

Другие похожие документы..