Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Настоящий учебный курс призван сформировать у студентов базовые представления о развитии истории России с древнейших времен до конца XX в., ее период...полностью>>
'Документ'
2 -2005 Ур.гос.экономический университет (СИНХ), Торгово-экономический факультет, специальность «Товароведение и экспертиза непродовольственных товар...полностью>>
'Документ'
Современное человечество живет в эпоху глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимос...полностью>>
'Программа'
Кафедра экономической географии и охраны природы факультета естествознания Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический универси...полностью>>

Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор Даниляк В. И

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Управление качеством»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор Даниляк В.И.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

_______________________ «Управление проектами»

Председатель Зав. кафедрой

_______________________ ______________Аньшин В.М..

" " 2007 г. " 04 " сентября 2007 г

Утверждено УС факультета

_______________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« _____» _______________2007 г

Москва 2007

Пояснительная записка.

Курс “Управление качеством” имеет целью ознакомление слушателей с основополагающими методологическими положениями, а также практическими методами и способами управления качеством, основанными на процессном подходе.Актуальность курса определяется возрастающей ролью современного менеджмента качества и динамикой интегрирования его принципов в хозяйственную практику российских предприятий.

В данном курсе изучаются:

  • основные понятия, теоретическое обоснование и методические положения менеджмента качества;

  • формирование квалиметрических и статистических методов в составе менеджмента качества;

  • совершенствование взаимоотношений и связей организации-производителя с поставщиками и потребителями (пользователями) конечного продукта;

  • место и роль человеческого фактора в решении проблем менеджмента качества;

  • порядок создания и функционирования систем качества, включая их нормативное обеспечение (в том числе – международные стандарты серии ИСО 9000);

  • возможности и перспективы развития менеджмента качества на российских предприятиях, сертификации систем качества, продукции и услуг.

В результате прохождения курса “Управление качеством” слушатели должны:

  • иметь представление о критериальном характере качества продукции и услуг в деятельности предприятия (фирмы);

  • освоить основные принципы управления качеством;

  • уметь пользоваться основными методическими приемами управления качеством (структурирование функции качества, статистические методы управления качеством, анализ и формирование бизнес-процессов и пр.);

  • знать и использовать квалиметрические способы управления качеством;

  • освоить методики анализа и синтеза социотехнических систем в рамках менеджмента качества.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

Введение в теорию менеджмента качества

14

4

-

10

2

Основные принципы и положения TQM

16

4

2

10

3

Статистические методы управления качеством

22

4

4

14

4

Концепция человеческого фактора в TQM

22

4

4

14

5

Экономика управления качеством

18

4

2

12

6

Системы качества и нормативное обеспечение TQM

16

4

-

12

Итого

108

24

12

72

Элементы итоговой оценки:

- посещаемость – 10%;

  • работа на семинарах и практических занятиях – 30%;

  • домашняя работа (эссе)- 10%;

  • зачет – 50%.

Таблица соответствия оценок

по десятибалльной и пятибалльной системам.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо

незачёт - 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

зачёт - 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо

зачёт - 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще

зачёт - 5

Содержание программы.

Тема 1: Введение в теорию менеджмента качества. Основополагающие понятия и категории теории качества и управления качеством. Этапы развития и основоположники Всеобщего управления качеством (TQM): Э. Деминг, Д.Джуран, К. Исикава и др. Работы Э.Деминга как методологическая основа TQM. Взаимосвязь и адаптация средств общего менеджмента и TQM.

Тема 2: Основные принципы и положения TQM. Объекты качества (продукция, процесс, услуга). Системный и процессный подходы в управлении качеством. Акцент на потребителя. Поставщик и потребитель (внутренний и внешний). Их отношения в развитых странах (Япония, США и др.) QFD – процесс развертывания функции качества. Квалиметрия как вид бенчмаркинга. Движение производителя продукта от внешнего контроля к самоконтролю в рамках TQM.

Тема 3: Статистические методы управления качеством. Статистические методы и робастность процессов. Основные методы и их место в TQM. Применение статистических методов в практике управления качеством.

Тема 4: Концепция человеческого фактора в системе качества. Партисипативное управление организацией. Организационно-психологическая и социотехническая составляющие проблемы человеческого фактора в TQM. Мотивация, самомотивация и удовлетворенность работника. Кружки качества как форма управления качеством.

Тема 5: Экономика управления качеством. Ценностная парадигма в теории качества. Рыночная ценность и конкурентноспособность высококачественного продукта. Инвестиции в качество конечного продукта и их классификация.

Тема 6: Системы качества и нормативное обеспечение TQM. Комплекс международных стандартов по управлению качеством: серия ИСО 9000-2000 и др. Разработка и сертификация систем качества. Техническое регулирование в России.

Список литературы:

Основной учебник:

Глудкин О.М. и др. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь. 2002. – 599 с.

Основная литература:

1. Аристов О.В. Управление качеством.– М.: ИНФРА-М, 2004.- 240 с. 240 с.

2. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: Типография Новости, 2000. 432 с.

3. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. – М.: Дело и сервис, 1999. – 160 с.

4. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. – 640 с.

5. Эванс Д. Управление качеством. М.: ЮНИТИ, 2007

6. Даниляк В.И. и др. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. – М.: Стандарты, 1996 . 220 с

Дополнительная литература:

1. Чудновская С.Н. История менеджмента. - С-Пб.: Питер, 2002. – 239 с.

2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2001. 480 с.

3. Розова Н.К. Управление качеством. – С-Пб.: Питер, 2002. – 224 с.

4. Елиферов В.Г. Управление качеством. М., С-Пб.: Вершина, 2006. – 296 с.

5. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. М.: Логос, 2001. – 420 с.

6. Человеческий фактор (под ред. Г.Сальвенди) в 6 томах. – М.: Мир, 1992-1994.

Приложение

Темы эссе:

  1. Инновационность TQM в системе менеджмента.

2. Человеческий фактор в управлении качеством.

3. Сущность систем качества в организациях.

4. Потенциал постулатов Э.Деминга в современной России.

5. Вклад менеджмента качества в упавление проектами.

6. Что результативне в качестве – внешний контроль или самоконтроль?

7. Партисипативное управление и человеческий фактор в менеджменте качества.

8. Ценностная парадигма качества.

9. Стандарты и качество – что первично?

Работа выполняется в соответствии со списком тем, предлагаемых преподавателем. Инициативно сформулированные темы согласуются с преподавателем.

Эссе должно содержать оригинальный взгляд автора на предмет исследования и может не совпадать с «нормативной» (общепринятой) точкой зрения на него. Основные положения эссе желательно сопровождать аналитическим и фактическим материалом, подтверждающим выводы и рекомендации автора. Оригинальность постановки и раскрытия темы повышают ценность работы. Иллюстративный материал должен иметь конкретный характер. В случае разделения материала на разделы (параграфы) они должны быть пронумерованы.

По окончании основного материала приводятся выводы и рекомендации автора.

Работа должна сопровождаться перечнем изученной литературы (отечественной и зарубежной): монографий, учебников, статей в научной периодике, электронных ресурсов. Ссылки на источники обязательны. Объем работы – от 8 с. Представление эссе на контроль – не позднее 15 дней до даты окончания модуля.

PS:«Скачивание» электронных ресурсов не приветствуется!

Вопросы к зачету по курсу «Управление качеством»

  1. Понятие «качество» и «качественный продукт», «удовлетворенность потребителя».

  2. Анализ постулатов Э.Деминга.

  3. Этапы развития и сущность «Всеобщего управления качеством» (TQM).

  4. Место управления качеством в системе менеджмента.

  5. Фокус на потребителя.

  6. Внутреннее и внешнее качество, внутренний и внешний потребитель.

  7. Системный и процессный метод в TQM.

  8. Школы взаимоотношений «поставщик-потребитель» в развитых странах.

  9. Основные инструменты статистического контроля качества.

  10. Гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма разброса в контексте контроля качества.

  11. Партисипативное управление организацией в контексте проблемы качества.

  12. Базовые составляющие проблемы человеческого фактора в TQM.

  13. Кружки качества и наставничество.

  14. Мотивация, самомотивация и удовлетворенность работника в системе качества.

  15. Ценностный подход в TQM.

  16. Классификация затрат на качество конечного продукта.

  17. Рыночная ценность и конкурентоспособность высококачественного продукта.

  18. Международные стандарты качества ИСО 9000-2000

  19. Разработка и сертификация систем качества.

  20. Современное техническое регулирование и стандартизация в РФ.

  21. Перспективы TQM в пространстве менеджмента.

Автор программы /В.И.Даниляк/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Управление качеством» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.
  2. Программа дисциплины Теория организаций для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор: профессор Романов Павел Васильевич

    Программа дисциплины
    Студент должен: обладать базовыми знаниями по социологии и психологии, экономике; знаниями по курсу общего менеджмента; уметь оперировать такими понятиями как: организация, бюрократия, контроль, современное и постсовременное общество
  3. Программа дисциплины Этика бизнеса для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: доц., к с. н. Чеглакова Людмила Михайловна

    Программа дисциплины
    Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента. 2004. №3. http: www.rjm.ru/files/Blagov_The_Corporate_Social_Responsibility_Concept_Strategic_Management.
  4. Программа дисциплины «Управленческий учет»  для направления 080500. 62 «Менеджмент» (подготовка бакалавра)

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины «Финансовый анализ» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Цель: теории и практики финансового анализа организаций (предприятий) с целью принятия соответствующих управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей, а также повышение уровня достоверности оценки бизнеса и управленческой работы.

Другие похожие документы..