Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Рисованию с натуры в 4 классе по программе В.С. Кузина «Изобразительное искусство» отводится 12 часов. Это как рисование отдельных предметов, так и г...полностью>>
'Урок'
- У вас лежат карточки с планом рассказа по частям. Вы попробуйте предположить порядок частей рассказа. А, прослушав рассказ, узнаем какая группа пра...полностью>>
'Документ'
Одна из специфических особенностей современного мира – появление, распространение и обострение проблем, которые по своему характеру выходят за рамки ...полностью>>
'Реферат'
Алюминий(лат. Aluminium, от alumen - квасцы) - химический элемент III гр. периодической системы, атомный номер 13, атомная масса 26,98154. Серебристо...полностью>>

Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академия управления МВД России

________________________________________________________________________

На правах рукописи

Карасева Ирина Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва • 2007

Диссертация выполнена на факультете повышения квалификации

Волгоградского колледжа газа и нефти.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Вершинин Михаил Александрович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Коломок Оксана Ивановна;

кандидат педагогических наук, доцент

Иванова Зоя Ивановна.

Ведущая организация: Воронежский государственный

педагогический университет

Защита состоится «31» мая 2007 г., в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.05 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. А. и З. Космодемьянских, д. 8 в зале Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления

МВД России.

Автореферат разослан « » апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук В.В. Вахнина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные условия экономического и социального развития страны диктуют педагогическим коллективам учебных заведений среднего и высшего профессионального звена необходимость организации такого уровня подготовки специалистов, который бы обеспечил не только формирование профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, но и личностных качеств, позволяющих им быть востребованными на рынке труда.

Учебно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, – все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований. Приобщение к исследовательской работе путем формирования основ методологической культуры характерно для всех студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения элементарных исследовательских изысканий. Но более глубокая исследовательская деятельность, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает далеко не всех.

Современная отечественная образовательная система, переживающая коренные преобразования, связанные с подписанием Россией Болонского соглашения (2003 г.), предъявляет к организации учебного процесса в средних и высших профессиональных учебных заведениях достаточно обширные, многофакторные и вместе с тем принципиально модернизированные требования. Это связано с разработкой концепций, ориентированных на информатизацию обучения, использование новых информационных технологий, средств Интернета. Подобные инновации делают одним из приоритетов наличие ярко выраженного программированного характера современного учебного процесса.

Однако проблема многоплановой, системной подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом многих социальных, психологических и педагогических явлений, тенденций, факторов в настоящее время является малоисследованной. Особенно важной в этом отношении представляется поисково-исследовательская направленность образовательного процесса, информатизация предметного обучения, аксиологический подход к формированию специалиста в процессе организации учебно-исследовательской деятельности на основе системного подхода, открывающие новые эффективные пути и возможности повышения качества подготовки специалистов с учетом специфики системы образования и новых интеграционных процессов, происходящих в ней.

Степень разработанности темы исследования. На протяжении всей истории развития и становления профессиональной образовательной системы процесс организации учебной деятельности был объектом пристального внимания многих ученых:

– особенности системы подготовки и педагогики начального профессионального образования (Н.М. Жукова, В.В. Кузнецов, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.);

– структурная характеристика учебной деятельности и отдельных ее компонентов (В.В. Давыдов, Е.И. Машбиц, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.);

– вопросы индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт и др.).

Исследования ученых внесли большой вклад в развитие теоретических и методических аспектов совершенствования образовательной системы и, в частности, в повышение качества подготовки специалистов (Л.Г. Вяткин, М.И. Ганелин, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.).

При всей несомненной теоретической и практической значимости указанных педагогических исследований и их важности в решении насущных задач, следует отметить, что проблемы рассмотрения факторов, необходимых для организации эффективного формирования учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода в них были не приоритетными.

Современный этап деятельности средней профессиональной школы характеризуется с одной стороны изменением требований к среднему профессиональному образованию со стороны личности, общества и государства, а с другой стороны – наличием серьезных проблем в функционировании и развитии этого образовательного уровня. В этих условиях необходимо согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного пространства на основе комплексной программы развития среднего профессионального образования.

Таким образом, сложились противоречия между:

– традиционной системой подготовки специалистов в сфере профессионального образования и несформированностью системного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности студентов;

– возрастающими требованиями к уровню и качеству знаний студентов и отсутствием необходимых условий, обеспечивающих высокий уровень сформированности учебно-исследовательских навыков обучающихся;

– между довольно высокой степенью теоретической разработанности вопросов программирования и программированного обучения и необходимостью выделения дидактических основ, позволяющих преодолеть стереотипные представления педагогов о внедрении программирования в организацию учебно-исследовательской деятельности студентов.

Названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования и обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования выступает образовательный процесс в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Предметом исследования является формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода.

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация технологического обеспечения формирования учебно-исследовательской деятельности студентов на основе изучения, обобщения и оценки существующего опыта использования в педагогике идей системного подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация и результаты учебно-исследовательской деятельности студентов будут эффективными, если:

– разработан комплекс целевых приоритетов учебно-исследовательской деятельности;

– определена педагогическая модель преподавания и обучения, спроектированы параметры и границы применения исследовательского метода учения, выявлены дидактические условия формирования этой деятельности на основе программирования и системного подхода;

– используется комплексная система программированных учебных заданий, ориентированная на развитие широкого спектра знаний, умений и навыков студентов, необходимых для последующей научно-исследовательской и профессиональной деятельности;

– осуществлена разработка программных предписаний по освоению студентами основами экспериментального метода учения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования.

1. Определение сущности и основ учебной, учебно-исследовательской деятельности, программированного обучения на основе анализа теоретических источников.

2. Выявление дидактических особенностей учебно-исследовательской деятельности студентов и анализ практики внедрения элементов программирования в ее организацию.

3. Обоснование предпосылок построения дидактической модели формирования учебно-исследовательской деятельности студентов и ее теоретическая разработка на основе системного подхода.

4. Проведение опытно-экспериментальной работы по верификации, апробации и практической реализации основных теоретических положений исследования.

5. Педагогическая и статистическая оценка результатов опытно-экспериментальной работы.

Методологическая база и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности и деятельности, в частности положения об интегративных характеристиках личности, механизмах персонализации личности, ее развитии в деятельности, ее субъекте, индивидуальности и развитии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.); идеи о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Существенное значение имели положения о сущности педагогического процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и др.); о принципиальных основах формирования содержания образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, О.П. Околелов, М.Н. Скаткин). Использованы теоретические положения о закономерностях формирования готовности к профессиональной деятельности (А.Л. Денисова, В.А. Сластенин и др.); о сущности и закономерностях формирования и функционирования образовательных и информационных технологий (Н.Е. Астафьева, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, О.П. Околелов и др.); методологические основы моделирования подготовки специалиста (А.А. Кирсанов, А.К. Маркова, Е.Э. Смирнова).

Выбор методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись следующие методы: теоретические (анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование, системный подход); эмпирические (анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование, экспертная оценка, анализ документации, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса непрерывной профессиональной подготовки); праксиметрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.

База и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2007 гг. в образовательном учреждении среднего профессионального образования «Волгоградский колледж газа и нефти». Всего в экспериментальное исследование было вовлечено 60 преподавателей и более 300 студентов.

На первом этапе (2001 – 2003 гг.) изучалось состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в средних профессиональных учебных заведениях на основе системного подхода. Проведенный анализ позволил сформулировать исходные положения работы. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы объект, предмет, цель, рабочая гипотеза и задачи работы.

На втором этапе (2003 – 2006 гг.) был проведен педагогический эксперимент, направленный на эффективное формирование основ учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа. Данный этап включал в себя организацию экспериментальной работы по уточнению и проверке комплекса психолого-педагогических условий формирования учебно-исследовательской деятельности на основе системного подхода, уточнение полученных выводов. Разрабатывались методические и дидактические материалы технического характера.

Третий этап (2006 – 2007 гг.), завершающий, был посвящен обобщению, систематизации и описанию полученных результатов, оформлению диссертации, внедрению результатов исследования в практику работы учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Научная новизна исследования.

Предпринята попытка доработки понятийного аппарата, дано авторское определение «учебно-исследовательской деятельности студентов» на основе системного подхода, выявлены особенности поэтапного развития данного параметра образовательного процесса;

на основе современного педагогического опыта комплексно проанализирована проблема формирования учебно-исследовательской деятельности студентов средних профессиональных и высших учебных заведений;

в процессе освоения цикла математических дисциплин выявлена специфика формирования учебно-исследовательской деятельности студентов и ее влияние на общепрофессиональную подготовку специалиста среднего профессионального звена;

сформулированы научные основы построения системы дидактических средств формирования учебно-исследовательской деятельности студентов, ориентированной на организацию высокоэффективного сотрудничества субъектов образовательного пространства и способствующей оптимальной адаптации студентов к учебному процессу;

в процессе экспериментальной работы обоснована и апробирована дидактическая модель формирования учебно-исследовательской деятельности, позволяющая существенно повысить качество обучения испытуемых.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современном образовательном учреждении учебно-исследовательская деятельность является приоритетной в подготовке будущих специалистов. С учетом накопленного опыта программированного обучения возможно формирование учебно-исследовательской деятельности на основе дидактических концепций о сущности и условиях практического применения исследовательского метода.

2. Формирование учебно-исследовательской деятельности представляет собой многоаспектный интегральный процесс, который включает в себя классификацию методов преподавания и учения, границы применения исследовательского метода, цели и принципы функционирования, развития системы формирования учебно-исследовательской деятельности, типы и функции учебно-исследовательских заданий, формы и средства управления развитием исследовательских умений и способностей студентов.

3. Эффективное формирование учебно-исследовательской деятельности студентов возможно в рамках учета комплекса дидактических условий (определение оптимального соотношения репродуктивных и исследовательских процедур; поиск наиболее оптимальной методики введения и активного применения программированных материалов; поиск оптимального соотношения функций контроля и самоконтроля в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий; поиск оптимальных условий для индивидуальной и коллективной деятельности студентов; уточнение и оптимизация функций преподавателя), позволяющих повысить уровень качества обучения испытуемых при наличии грамотного и умелого использования их в образовательном процессе.

4. В структуре учебно-исследовательской деятельности следует выделять ряд этапов: анализ фактов, явлений, их связей и отношений; осознание исследовательской задачи, проблемы, цели исследовательского задания; формулировка конечной и промежуточных целей в решении исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания; выдвижение предположения, гипотезы решения исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания; решение исследовательской задачи, выполнение исследовательского задания путем теоретического обоснования и доказательства гипотезы; практическая проверка правильности решения исследовательской задачи, выполнения исследовательского задания. Прохождение этих этапов обеспечивает наиболее эффективное формирование учебно-исследовательских навыков студентов и способствует оптимизации процесса подготовки высококвалифицированных специалистов среднего и высшего профессионального звена.

5. Представленная авторская модель управления педагогической системы формирования учебно-исследовательской деятельности, содержащая комплекс взаимосвязанных элементов (система целей, система педагогических задач, система содержания, система методов обучения, система организационных форм обучения, система средств обучения, система контроля и самоконтроля), способствует оптимизации процесса обучения студентов и повышению уровня усвоения учебного материала.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрены и конкретизированы понятия «педагогическая и учебная деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «программированное обучение», «методы программированного обучения»; выявлены особенности учебно-исследовательской деятельности студентов и обоснованы дидактические основы ее формирования (целей, принципов, анализа функций, системы учебно-исследовательских заданий, эвристических предписаний, условий формирования и развития исследовательских умений) с привлечением системного подхода; разработана теоретическая модель формирования учебно-исследовательской деятельности студентов и технология ее реализации; описана классификация методов обучения по различным основаниям и раскрыты их особенности; представлен перечень профессионально-педагогических умений педагога по формированию учебно-исследовательской деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской методики проведения теоретических и практических занятий по курсу математики в средних профессиональных учебных заведениях, практикума по организации учебно-исследовательской работы на базе среднего профессионального учебного заведения, вариативных диагностических методик формирования учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода, которые могут быть использованы в практике работы средних профессиональных образовательных учреждений и вузов России.

Представленный в исследовании материал призван способствовать повышению качества подготовки специалистов на основе использования учебников, методических пособий, при составлении учебных планов и программ, спецкурсов по формированию учебной деятельности студентов, поскольку экспериментально подтвердил свою целесообразность и эффективность.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем выступления автора на Всероссийских и региональных научных, научно-практических и методических конференциях, совещаниях и семинарах: на научном семинаре, посвященном памяти профессора В.С. Ильина в Волгоградском государственном педагогическом университете (2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии создания современного образовательного пространства» в Волгоградском государственном университете (2005 г.), на научно-методической конференции «Научно-методическое обеспечение управления качеством высшего профессионального образования» в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (2006 г.). Материалы исследования используются в организации учебно-воспитательного процесса в Волгоградском колледже газа и нефти, Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградском государственном техническом университете. Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе более чем 20-летней преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.

Достоверность полученных результатов исследования. Достоверность решения поставленных в диссертации задач обеспечена методологической обоснованностью исходных положений методики исследования; репрезентативностью выборки участников эксперимента, применением адекватных форм опытно-экспериментального исследования; всесторонним и многоаспектным анализом полученных данных и обоснованностью полученных выводов; верифицированностью основных теоретических положений в практике профессиональной подготовки.

Структура и объем диссертации были определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода

    Автореферат
    Защита состоится 30 января 2010 г. в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, Астрахань, ул.
  2. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «6» октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 008. 012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской
  3. Анисимова Вера Александровна исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие

    Документ
    Защита состоится « » октября 2009 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.
  4. Учебно-исследовательской деятельности студентов удк 377(075. 32) Ббк 74. 5 Я723 р 93 Рыжов Владимир Николаевич Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. Саратов, 2009. 97 с

    Курс лекций
    Учебное пособие составлено в соответствии со стандартом среднего профессионального образования. Оно предназначено для студентов педагогических училищ и колледжей, изучающих соответствующий курс и выполняющих выпускную квалификационную работу.
  5. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июля 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.

Другие похожие документы..