Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
 Расширение совместных усилий белорусских и зарубежных деловых кругов, фирм, компаний, ученых и специалистов, направленных на выполнение космических...полностью>>
'Документ'
A) Комплекс принципов, способов, норм организации и технологических методов управления педагогическим процессом направленный на улучшение эффективност...полностью>>
'Закон'
Податок на додану вартість є одним із основних податків, на яких базується податкова система України. Відповідно серед податкових спорів найбільшу ча...полностью>>
'Статья'
Процесс экономических реформ в России сопровождался резкими и негативными явлениями во всей системе сельского образования, усилением и без того больш...полностью>>

План. I. Введение. «Гранатовый браслет» это безошибочный рассказ о единственной любви, которая действительно «повторяется один раз в тысячу лет» II. Краткая летопись жизни и творчества А. И. Куприна

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

Городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края

РЕФЕРАТ

по литературе

Функция цветовой детали в рассказе

А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»

Выполнила:

Кубарева Екатерина Андреевна, ученица 11 класса «Б»

Руководитель:

Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

эпиграф

Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь …

А.И. Куприн « Заповеди писателя- реалиста»

Цвет - лучшая часть чего-нибудь(высок.)

Ожегов С.И.

Толковый словарь русского языка

План.

I. Введение. «Гранатовый браслет» - это безошибочный рассказ о единственной любви, которая действительно « повторяется один раз в тысячу лет»

II. Краткая летопись жизни и творчества А. И. Куприна.

III. Критика о творчестве Куприна.

IV. Функция цветовой детали в рассказе « Гранатовый браслет»

§1 Идея обновления, начинающейся новой жизни, нового состояния, выраженная с помощью цветовой детали уже в начале рассказа.

§2 Серо-коричнево-чёрные цвета- отражение внутреннего состояния Веры.

§3 Созвучность цвета состоянию героя произведения.

§4 Отсутствие гармонии в душе Веры. Интересная параллель:

Вера - цветы на клумбе.

§5 Отражение в цветовых деталях противопоставления: Вера – Анна.

§6 Цветовая замкнутость пространства, в котором обитает Вера.

§7 Многоцветность мира, в котором обитает Желтков.

§8 Необычность эпизода с рыбой: чудесное многоцветие - вестник чего-то нового, раньше не бывавшего в её тусклой серой жизни

§9 Генерал Аносов.Добрая, мудрая сущность этого образа, подчёркнутая через цвет.

§10 Образ гранатового браслета. Разнообразие цветовых деталей- символическое значение: символ наполнения её жизни новым цветовым содержанием

§11 Цветовая деталь в портрете Желткова помогает почувствовать духовный путь героя.

§12 Красный цвет в заключительных эпизодах- символ торжества любви, которая преображает душу человека.

V. Заключение

I

Введение.

Произведения А.И. Куприна, «Олеся» и «Гранатовый браслет» и другие, с которыми я познакомилась в 11 классе, произвели на меня огромное впечатление. Мне показалось даже, что ничего лучше я не читала.

Именно поэтому я обратилась к творчеству А.И. Куприна, работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе».

Соглашусь в этой связи со словами К.Г. Паустовского, что «для того, чтобы погрузиться в житейский материал, какой «подымает» Куприн, чтобы оценить всю обширность купринских познаний в науке жизневедения, надо читать его книги медленно, надо запомнить множество точных и мелких черт жизни, схваченных острым глазом писателя и целиком перенесенных им из жизни на страницы книг, где они продолжают жить, как и в действительности».

Особо хочу выделить рассказ «Гранатовый браслет». Я прочитала в одной из критических книг о том, что Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми, облегчающими слезами и говорил о «Гранатовом браслете», что ничего целомудренного он не писал. У Куприна есть много превосходных и тонких рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о ее поэзии, о тоске и вечной молодости, но «Гранатовый браслет» - это безошибочный рассказ о единственной любви, которая действительно «повторяется один раз в тысячу лет» как сказал генерал Аносов.

«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно» - писал А.И. Куприн в знаменитых « Заповедях писателя- реалиста».

Насколько верно это утверждение? Насколько интересен с этой точки зрения рассказ « Гранатовый браслет»?- на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Цель исследования: исследовать идейно - художественное своеобразие цветовой детали в рассказе «Гранатовый браслет».

Задачи:

  • собрать и систематизировать литературно – критический материал по заявленной теме;

  • исследовать текст рассказа Александра Ивановича «Гранатовый браслет»;

  • оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

Литературно - критического материала о «Гранатовом браслете» достаточно много, но всё-таки я пришла к выводу, что исследования цветовой детали( при очевидной обозначенности этой темы во многих критических работах) ещё не проводились. Поэтому моя работа основана практически на собственных наблюдениях по тексту и выводах.

II

Краткая летопись

жизни и творчества А. И. Куприна.

26.08.1870 г.- Родился в г. Наровчате Пензенской губернии в семье регистратора (И. И.Куприна) и княжны (Л. А Куприной)

22.08.1871 г.- Умер отец Александра Куприна

Январь 1874г. – Куприн с семьей переезжает в Москву. От впечатлений полученных здесь, в дальнейшем он пишет рассказы «Река жизни»(1906), «Святая ложь»(1914)

Лето.1876 г.- Куприн отдан в Разумовский пансион (сиротское училище). С 1877 начинает писать стихи, славится воспитанников.

Осень.1888 г. - Принят в Московское Александровское военное училище.

03.12.1889 г. - В журнале «Русский сатирический листок» напечатан «Последний дебют» - первый рассказ Куприна.

1890-1894 г. – Служба в Днепровском пехотном полку. В это же время начинает работать над повестью «Впотьмах». 1893 рассказ опубликуется в журнале «Русское богатство».

11.-12.1893 г. – В журнале «Русское богатство» печатается рассказ «Лунной ночью». Задумывает роман « Скорбящие и озлобленные» (не сохранился).

09.-12. 1894 г. – Сотрудничает в киевских газетах «Жизнь и искусство», «Киевское

слово», где печатает рассказы, стихи, хронику.

Январь 1898 г. – Живет у своей сестры в Касимовском уезде Рязанской губернии. Начинает работать над повестью «Олеся », а в октябре повесть публикуется в газете «Киевлянин».

Февраль 1902г.- Куприн женится на М.К. Давыдовой.

Декабрь 1902г.- Рассказ «Болото» опубликован в журнале «Мир Божий» (№12).

03.01.1903 г.- Рождается дочь Лидия. В журнале «Русское богатство» опубликован рассказ «Конокрады». В конце года написан рассказ «Белый пудель».

06-11.1904 г.- Работает над очерком «Памяти Чехова», а так же над повестью «Поединок».

Январь 1906 г.- Выходит второй том «Рассказов» Куприна. Пишет рассказ «Река жизни», Делает первые наброски рассказа «Яма».

Март 1907 г. – Куприн расстается со своей женой, второй женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих. Пишет первый очерк будущего цикла «Листригоны». Работает над рассказом «Изумруд» и «Суламифь».

21.04.1908 г.- У Куприна рождается дочь Ксения. Выходит в свет книга «Детские рассказы»

1909-1910г.- Пишет ряд рассказов: «По-семейному», «Леночка», «Земля», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце».

Апрель 1911г.- Куприн посещает Францию, Италию, Испанию. Работает над циклом очерков «Лазурные берега» Выходит полное собрание сочинений Куприна в журнале «Нива».

1913-1919 г.- Опубликован рассказ «Анафема», сборник «Земля», «Каждое желание», работает над рассказами «Сашка и Яшка», «Царский писарь», «Гусеница», ( закончены в начале 1918 г),«Звезда Соломона».

1920-1924 г.- Переезжает семьей во Францию, где работает в журнале «Отечество»и сотрудничает с газетой «Общее дело».

1925-1930 г.- Сотрудничает с журналом «Иллюстрированная Россия» Куприн опубликовывает очерк «Париж и Москва», так же выходит в свет рассказ «Бой быков», «Ольга Сур», «Легче воздуха» и повесть «Колесо времени». Публикует статью «Петр и Пушкин», печатается роман «Жанета - принцесса четырех улиц».

1933 г.-1934 г. - В журнале «Современные записки» опубликовывается рассказ «Бредень», «Царев гость из Наровчата».

1935-1936 г.- Куприн вступает в переговоры с посольством СССР о возвращении на Родину.

29. 05.1937 г.- Куприн с женой покидают Францию. В Москве писателя встречает толпа поклонников. Однако писатель тяжело болен. Состояние его ухудшается.

Январь 1938 г.- Обострение болезни пищевода. В июне Куприн переносит тяжелую онкологическую операцию.

25.08. 1938 г. – Александр Иванович Куприн умирает.

27.08. 1938 г. – Куприн похоронен Литераторских мостах Волкова кладбища в Ленинграде.

III

Критика о творчестве Куприна.

В. Львов- Рогачевский: «В своем творчестве Куприн чудесно сочетал гамсуновское с мопассановским, толстовское с чеховским. А. П. Чехов оказал огромное влияние на развитие таланта художника. За Чеховом последовали Мопассан, И.С. Тургенев (см. повесть «Олеся»), у них стал учиться художник схватыванию жизни и закреплению ее черточек в метких коротких формулировках, под их влиянием, но несколько сдержанно относился к собиранию мелочей, как это ни трудно для него. Ведь в этой жадности жить, дышать, смотреть во все глаза, опускаться вместе с водолазами на дно морское, подниматься под облака вместе с летчиками, следить за цирковыми борцами – в этом весь Куприн.

В творчестве Куприна отразилась во всем ее бесконечном разнообразии, не сколько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… Все приходят в своём натуральном виде туда, на праздник жизни, приходят «навеселе», чтобы хлебнуть хмельной радости. Среди них и несчастные, среди них и заколоченные солдаты, воры, шпионы, артисты, борцы, духовенство, писатели. Их так много, что не успеваешь запомнить или запоминаешь только такие не обычные фигуры, как генерал Аносов, Олеся, «штабс-капитан» Рыбников. И от всего шествия веет радостью улыбки.…»

К. Бальмонт: «Основными свойствами своей благоволительной к миру душе Куприн занимает особое место среди русских художников прозы. Через все творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности.

Александр Иванович страстно любит мир животных, мир птиц, и животные приходят к нему, прикасаются к его душе. Птицы прилетают к нему и на склоне дня, - час, когда сущность ночи начинает входить в сущность дня, и это есть обручение души с тем, что прошло, и с тем, что будет – птицы посвистом рассказывают ему свою сказку. В благорастворении воздуха дышат все травы и рассказывается тайна существ и замыкается в четкие образы. Его произведения … - новый подвиг художественного достижения в тайновидении плоти, превращающейся в дух, в состоянии благоговейного вдохновения».

Олег Михайлов: «Культ физической красоты становится для Куприна средством обличения той недостаточной действительности, в которой красота гибнет. Умирает после состязания атлет Арбузов, само совершенство телесной гармонии. И несмотря на обилие драматических ситуаций, в купринских произведениях бьют ключом жизненные соки, преобладают радостные, оптимистические тона. Куприн радуется бытию по - детски непосредственно, словно чувствуя себя как некогда на каникулах».

В. Львов- Рогачевский: «А. И. Куприн вечно жил по-ребячески весело, в приподнятом настроении, не думая, что из чего, что к чему и что зачем… По жадности все захватить на все откликнуться хотя бы мелочью, пустячком, по жадности «вжиться в жизнь», вернее – еще раз пережить, вернуть невозможное, побыть с людьми – этот художник не знает себе равного. Он постоянно по – детски стремиться «заглянуть, что там внутри», он испытывает наслаждение «подержать в руке живое, горячие человеческое сердце и испытать его биение»

Олег Михайлов: «Куприн говорил: «… сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в… безнадежной любви! Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться, и всю жизнь, все мысли посвятить ей». Не так ли и сам Куприн, уже в старости, в эмиграции, в течение ряда лет 13 января - в канун старого русского Нового года - уходил в маленькое «бистро» и там один, сидя за бутылкой вина, писал нежно и почтительно любовное письмо к женщине, которую очень мало знал, но которую любил скрытой любовью. Потребность в идеальном, очищенном от всего житейского романтическом чувстве жила в нем до конца дней.

Любовь до самоуничтожения и – даже – до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема эта неуверенной рукой в раннем рассказе «Странный случай», расцветает в волнующем, мастерски написанном « Гранатовом браслете». Куприн стремится воспитать красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи». История «Гранатового браслета», рассказанная Куприным, приобретает отсвет мелодрамы. Пусть так, но она продолжает волновать сотни тысяч людей, и сегодня оплакивающих невыдуннными слезами желтковскую судьбу. Не даром произведения Куприна привлекают мировой кинематограф: от созданного по мотивам «Олеси» французского фильма «Колдунья» до наших «Поединка» и «Гранатового браслета».

Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей в произведениях Куприна противостояли циничному глумлению над чувством, живописного разврата, который, под видом освобождения мещанских условностей, проповедовали в 1910 – е годы Арцыбашев и Ан. Каменский. Но в целомудрии купринских героев есть что – то надрывное. Недооценка себя, неверие в свое право на обладание любимой, желание замкнуться, уйти в себя – эти черты дорисовывают купринского героя с чуткой и ранимой душой, попавшего в жестокий мир. Своей хрупкостью, способность болезненно остро переживать любую несправедливость, тонкостью душевной организации напоминает нам не жизнерадостного, грубовато – здорового « взрослого» Куприна в традиционном описании современников, а чуткого к страданьям, мечтательного Куприна – ребенка».

IV

§1

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря" – именно с этих строчек Куприн начинает рассказ, обозначая уже в этих первых строчках серость, безрадостность описываемого момента, которая чуть ли не доживает последние минуты («перед рождением молодого месяца»). Серость, которая уже скоро сменится ярким светом жёлтого молодого месяца. Идея обновления, начинающейся новой жизни, нового состояния будет потом поддерживаться на протяжении всего рассказа.

§2

«С утра до утра шел, не переставая, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь...»

Пасмурная, сырая, в целом очень плохая погоды - фон жизни главной героини – княгиню Веру Николаевну Шеину. На первом плане здесь серо-коричнево-чёрные цвета. Такова и жизнь Веры. Таково её внутреннее состояние. Ее жизнь скучна и однообразна, в ней нет ни одного просвета, кругом сплошная завеса из мелкого дождя, размывающего всё. Нет ничего хорошего в её жизни… только серый туман, который окутал и как будто затормозил жизнь героини. «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб…».

§3

Цвет созвучен состоянию героя произведения - вот вывод, который можно сделать, исследуя уже первые строчки произведения. На таком фоне логически не может возникнуть описания счастливых картин бытия. Такова логика жизни не только человека, а всего существующего. Солнце - тепло - свет - вот к чему стремится всё. Куприн верил в это. Поэтому мотив ярко-жёлтого солнца, изменяющего мир, наполняющего все теплом, безоблачностью, ясностью неизбежен был в его произведении.

«Но к началу сентября погода вдруг и совсем нежданно переменились. Сразу наступили безоблачные дни, такие ясные солнечные теплые, каких не было даже в июле». Очевидная параллель между жизнью природы и человека подводит читателя к мысли о том, что не только в природе всё переменится, но и в жизни героев рассказа.

Почти невидимыми штрихами нарисован образ неба. Куприн преподносит его нам ясным и чистым, возникают ассоциации с чисто-голубым цветом. Голубой цвет – это цвет ясности и чистоты, которая сменила серо-коричнево- чёрную тоску и скуку.

Ярко – желтый цвет солнца, который теперь заполнил всё художественное пространство произведения, ассоциируется с образами наступающего счастья и радости жизни. Тем более, что дальше сам Куприн пишет об изменившемся состоянии Веры Николаевны. Именно солнце наполняет её душу новым состоянием: «И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху…». Оказывается, что душа Веры уже давно устала от скуки, от однообразия. Она изначально была готова жить ясной, тёплой, солнечной жизнью. И хотя судьба не давала пока ей такого шанса, Вера внутренне всегда ждала его, верила в то, что чудо настанет: «Кроме того, сегодня был день ее именин… Она любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо - чудесного».

§4

В жизни Веры нет гармонии, нет какого-то порядка в её душе. Просто ожидание - и всё. Интересной в этом плане мне показалась параллель: Вера - цветы на клумбе.

В день именин княгиня готовилась к празднику. В саду она набирает букет из осенних цветов.

«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в зеленых стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры…» Описание клумбы, я думаю, можно соотнести с характером и состоянием Веры Шеиной. Автор явно описывает её чем - то похожей на эти осенние цветы, и доцветающие, и сохранившие пышность цвета одновременно. Вот только одна из деталей её портрета: « С высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом… независимая и царственно спокойна».

§5

Далее Куприн знакомит нас с Анной, младшей сестрой Веры Шеиной. Сравнивая Веру и Анну, можно сказать, что это две противоположности.

Вот Анна: « Она вся состояла из веселой безалаберности и милых иногда странных противоречий… азартной, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой искренней набожностью».

Разговор Анны с Верой во многом раскрывает нам сущность характера Анны. Анна была фантазеркой, побывала на всех курортах и вела веселый образ жизни. Ее в какой-то степени можно назвать чудачкой. Она смотрит на предметы как будто через розовые очки. Интересно её стремление познавать мир, улавливать малейшие детали. « Прошлым летом я сделала изумительное открытие. Знаешь, чем пахнет вода во время прибоя? Представь себе резедой». Или вот её слова о том, что в лунном свете есть какой – то розовый оттенок и этот розовый цвет движется с ней по жизни. Розовый цвет здесь символ романтического мировосприятия. Действительно, для Анны характерны, любопытство, радость жизни и в тот же момент, какой – то детский взгляд на окружающий мир. Ее разнообразные увлечения, стремление все уметь и все попробовать тоже раскрывают ее романтическую натуру

Вроде бы всё в образе Анны должно привлекать, вроде бы Вера проигрывает ей в своих жизнеустремлениях….Но почему – то образ Анны привлекает читателя меньше, чем образ Веры. Анна, как мне кажется, как будто живёт искусственной, придумываемой ею на ходу жизнью. Её жизнь - это почти игра. Отсюда - и розовые краски. Зачем писатель вводит такое достаточно подробное описание Анны, которая почти не имеет отношения к будущим основным событиям? Ответ очевиден: на фоне образа Анны мы ещё сильнее ощущаем духовную силу Веры, её готовность к переменам, к настоящим чувствам.

Розовый цвет для Анны - красный ( а точнее - тёмно- красный) для Веры - противоположность героинь очевидна и на уровне цветовых деталей. Розовый тогда наполняется ещё и особым содержанием: по степени насыщенности это цвет не совсем пустоты, но в то же время по сравнению с густо - красным цветом он явно проигрывает.

§6

Пространство, в котором обитает Вера - замкнутое. Эта замкнутость усугубляется отсутствием света.

«Они пошли в дом через большую каменную террасу, со всех сторон закрытую густыми шпалерами винограда «изабелла». Черные обильные грозди, издававшие слабый запах клубники, тяжело свисали между темнотой, кое-где озолоченной солнцем зеленью. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели». Тёмный цвет ( «каменную»- тёмно-серый цвет, «густые шпалеры винограда»- тёмно- зелёный цвет, «чёрные обильные грозди», «темнота», «зелёнь», «зелёный полусвет») почти побеждает, практически не пропускают в жизнь Веры света, тепла держа в крепких, тугих объятьях. Тонкие лучи радости - солнечного света (ярко-жёлтого цвета) - среди постоянной тьмы, на мой взгляд, символизируют надежду, которая почти зачахла под натиском темного цвета. Такова же и жизнь героини рассказа. Её жизнь темна и лишь периодически освещается небольшими вспышками света. Логично предположить естественное желание человека вырваться из этого замкнутого пространства, вырваться из темноты, вырваться к солнцу, к теплу, к радости.

§7

Совсем иное складывается впечатление о пространстве, в котором обитает ещё один герой рассказа – Желтков.

«Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился. Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры».

Таков тёмный, загаженный мир вне квартиры Желткова. Его даже приходится искусственно освещать, чтобы хоть что-то разглядеть. Поневоле думаешь, что и мир Желткова, окажется таким же.

Но ожидания не оправдываются: «Комната была очень низкая, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

Да, нет в квартире Желткова богатой обстановки - ведь он беден. Однако мир его существования наполнен каким - то особым (на мой взгляд) многоцветием. Так же мало освещённая, квартира всё-таки не кажется читателю тёмной, замкнутой.

Вот диван - покрытый пусть истрёпанным, но «прекрасным текинским ковром» (ассоциации с многоцветием, с красным - традиционным для ковров фоновым цветом). Вот «цветная малороссийская скатерть» (такие же ассоциации с основным красным цветом - основным цветом русских рукоделий).

Желтков не способен на решительные, революционные действия даже ради своей любви. Но жить в темноте он тоже не может, в отличие от княгини Веры. И ковёр, и скатерть постелил он сам, не только из желания прикрыть хоть немного бедность, но больше из нежелания жить в безрадостности, в бесцветии.

Анализируя цветовые детали в описании художественного пространства, я сделала вывод, что Куприн выводит на первый план не разницу в социальном положении героев, а их разные мироощущения. Все зависит от самого человека. В его власти изменить хоть малейшее в своём мире.

§8

Соглашусь со словами критика В. Львова- Рогачевского: В творчестве Куприна отразилась во всем ее бесконечном разнообразии, не сколько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей…» Каждая из этих случайностей в тексте Куприна играет особую, чаще символическую роль. Вспомним эпизод с рыбой, который, казалось бы, почти никакого отношения к основным событиям не имеет. «Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост. Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко - красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно – голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами».

Какое многоцветие!!! Здесь и золотой, и ярко- красный, и нежно- голубой цвет… Но нелепостью это на общем темном фоне не кажется. Что символизирует эта рыба, случайно оказавшаяся перед глазами Веры? Может быть, такое же случайное событие в жизни. Может, это как будто вестник чего-то нового, раньше не бывавшего в её тусклой серой жизни? Так как в день своего рождения Вера надеялась на чудо, то рыбу можно назвать предвестником этого чуда. Прочитав рассказ до конца, проанализировав цветовые детали, можно с уверенностью подтвердить это предположение.

§9

На день рождения в дом к Шеиным приезжает генерал Аносов – дядя Веры и Анны. Тёплые, искренние дружеские отношения связывают Веру и Аносова.

Вот его портрет: « Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец у него было большое, грубое, красное с мясистым носом и с тем добродушно – величавым, чуть – чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть». Использование цветовых деталей в этом портрете совсем не случайное. Белый (седой – серебристый), красный и жёлтый (лучистыми - непрямая ассоциация с солнечным, жёлтым цветом) цвет - в соединении создают впечатление положительного портрета. Добрая, мудрая сущность этого образа подчёркнута именно через цвет.

§10

Но ключевая символическая деталь в этом рассказе, конечно же, образ гранатового браслета.

«Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно – голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку… Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой – то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов – кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо – красные живые огни».

Такое разнообразие цветовых деталей! Казалось бы, описывается браслет гранатового( тёмно - красного цвета), и главным должен быть именно красный. Несомненно, эта цветовая гамма побеждает ( это видно при цветовом выделении слов, см. выше) Но здесь и зелёный(он посередине, в центре гранатовой композиии, будто возвышается, будто главенствует), и золотой ( ярко- жёлтый - цвет драгоценности, цвет ценности в целом), и голубой в сочетании с чёрным. Общее впечатление, которое производит такое сочетание разных цветов - необычность. Действительно, гранатовый браслет сделал жизнь героев - как Желткова, так и Веры- необычной.

Для Желткова браслет - фамильная ценность, которую он преподнёс своей возлюбленной в знак полной самоотдачи, безграничной любви. Разве это обычно? Нет! Обычно- это жить так, как живёт, например, муж Веры, или как живёт её брат… Или , в конце концов, как жила она сама до появления этого гранатового браслета.

Желтков отличается от всех остальных: его жизнь наполнена высоким содержанием, он любит так, что любовь для именно «трагедия», в самом глобальном смысле этого слова. Чувство захватывает его полностью, до самоотречения. Прочитав последние строчки произведения, где переданы слова Желткова, обращённые к Вере в последнем письме, вдруг чувствуешь, что Желтков всё ещё жив, потому что его чувство живо: его любовь не умерла вместе с ним. Она осталась жить вне телесной оболочки. И не просто жить, а жить в людях. Жизнь Веры теперь совершенно иная. Это только начало, но мы знаем, что именно с момента появления гранатового браслета, её жизнь перестала быть обычной. Желтков вместе с гранатовым браслетом дарит Вере, своей возлюбленной, самое ценное, что он вообще может ей подарить, и чего у Веры раньше не было( да и вряд ли бы появилось без гранатового браслета)- возможность духовного изменения, а точнее, возрождения. Браслет, красного цвета («точно кровь»), пробуждает её, окрашивает её жизнь в новый- теперь уже не тёмный, а насыщенный красный цвет.

Сочетание цветовых деталей в этом эпизоде имеет символическое значение: это перелом в жизни героини, это символ наполнения её жизни новым цветовым содержанием.

§11

Браслет не остаётся у Веры. Она сообщила своему мужу и брату о подарке Желткова, и они отправляются к Желткову, чтобы вернуть драгоценность. В этом их действии есть своя символика: муж и брат добровольно отказываются от того многоцветия, которое несёт в себе браслет. Для них привычна жизнь серая, бесцветная.

Итак, брат и муж Веры приходят к Желткову.

Вот его портретное описание: «Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого, короткого пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы».

« И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужда лицо…очень бледный… губы у него были белые и не двигались, как у мертвого».

На наших глазах меняется цветовая гамма: о коричневого через жёлтый к белому. Герой как бы выцветает, теряя, в конце концов, свою телесную сущность. Логично тогда сравнение его с мёртвым. Цветовая деталь здесь опять как бы подсказывает о трагедии, которая должна вот - вот совершиться. Но самое интересное, что можно отметить: нет полного обесцвечивания, прозрачности. Остаётся белый цвет. Мне кажется, что это можно истолковать так: уходит всё ненужное, тяжёлое, душа героя очищается. Белый цвет приобретает символическое значение невинности, чистоты. Что ж всё что, что мы уже знаем о судьбе Желткова вполне вписывается в это толкование. Цветовая деталь здесь помогает почувствовать духовный путь героя.

§12

Большое идейное значение имеет в рассказе эпизод, описывающий, как Вера пришла попрощаться телом Желткова. Яркий цветовой образ - образ красной розы- становится ключевым в этом эпизоде.

В знак уважения «Вера вынула из кармана большую красную розу… и положила ему под шею цветок».

«В секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Та роза, которую она положила к телу Желткова, становится символом любви, той самой которая «прошла мимо».

Жаль что Вера поняла это слишком поздно. Поцелуй, который она дарит Желткову - это и дружеский, и в знак благодарности, и как итог определённых переживаний Веры.

Именно на красном цвете завершается рассказ. И красный становится символом торжества любви, которая преображает душу человека.

V

Заключение

Итак, победа красного цвета в рассказе « Гранатовый браслет» очевидна. От серости, замкнутости существования к осознанию необходимости высокой трагической любви- таков путь главной героини рассказа.

Исследование рассказа «Гранатовый браслет» позволило сделать интересные, на мой взгляд, выводы о многогранной функции цветовых деталей. Цветовая деталь- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Куприн даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.

Проведённое исследование стало целым этапом в моей жизни. Я научилась не просто заглядывать внутрь слов, строчек текста. Я научилась видеть в мелких деталях- грандиозное целое. Идея рассказа стала мне более понятной, приняла конкретные цветовые очертания.

Приложение 1

А. И. Куприн в искусстве

В конце 1900 –х гг., в пору рассвета всероссийской славы А.И, Куприна, его колоритная фигура привлекала внимание художников – современников. Из многочисленных журнальных рисунков и шаржей, выполненных в эти годы, особенно примечателен рисунок художника Троянского 1906 г., на котором был изображен Л.Н Толстой в военной форме, отечески поглаживающий Куприна по голове, также одетого в офицерский мундир. Подпись под рисунком гласила: «Нынешние писатели все что-то крутят. Один только офицер Куприн возьмет кусочек жизни и напишет…»

В январе 1908г. Куприн приобрел акварель своего друга, талантливого художника – карикатуриста П. Е. Щербова «В Ваньке пляшут суставы». На ней был изображен сам Куприн.

Дружеские отношения, многолетняя переписка связывали Куприна с Е. И. Репиным. В письме от 3 марта 1920 года Репин надеется, что предполагавшийся приезд писателя в усадьбу Пенаты даст ему возможность написать портрет Куприна. К сожалению, эта намерение осталось неосуществленным.

Графический портрет А. И. Куприна, парный портрет писателя и его жены, Е. М. Куприной, а также портрет шестнадцатилетней дочери писателя, Ксении, были выполнены в Париже В середине 1920- х гг., Ф. А. Малявиным. К. А. Куприна, киноактриса, автор книги «Воспоминания «Куприн – мой отец», по возвращении из Франции в СССР передала эти три работы в Ф. А. Малявина Дому – музею А. И. Куприна в г. Наровчате, на родине писателя.

В1905 г. литератором А. Шевляковым была выполнена исценировка повести Куприна «Поединок». Сценический вариант «Поединка» был запрещен цензурой, однако в 1906 г. Запрещение было снято. В годы первой русской революции инсценировка «Поединка» была сыграна в тридцати провинциальных театрах России.

Новый спектакль по мотивам «Поединка» был поставлен в Театре Красной Армии в 1937 г. Спектакль назывался «Господа офицеры». Куприн упомянул о нем в очерке «Москва родная» (1937), написанном по возвращении в СССР.

Отечественный кинематограф обращался к творчеству Куприна чаще, чем театр. Уже в 1915- 1916 г. были поставлены три фильма по произведениям Куприна. Лучшим из них был «Гранатовый браслет» (1915) в постановке В. Гардина, в котором роль княгини Веры сыграла Ольга Преображенская, одна из первых звезд русского кинематографа. Фильм «Яма» (1915) был вскоре после выхода на экран запрещен цензурой. Фильм «Гувернантка» (1916), снятый по мотивам ранней повести Куприна «Впотьмах», резко осудил сам писатель.

В1956 г. в СССР был поставлен кинофильм «Белый пудель», а во Франции вышел на экраны фильм А. Мишеля «Колдунья», созданный по мотивам повести «Олеся». Главную роль сыграла Марина Влади. Этот фильм был чрезвычайно популярен в СССР в конце 1950-х гг.

В 1957 г. народный артист СССР В. М. Петров поставил кинофильм «Поединок». В роли Ромашова снялся актер Ю. Пузырев. В 1965 г. известный кинорежиссер А. М. Роом вновь вывел на экран героев рассказа «Гранатовый браслет». Главные роли сыграли А. Шенгелая, В. Стржельчик, И. Озеров, О. Басилашвили. В 1971 г. был поставлен кинофильм «Олеся», в котором роль Ивана Тимофеевича сыграл Б. Брондуков, а Олеси – Л. Чурсина.

Паустовский К. Поток жизни заметки о прозе Куприна. Фрагменты. – М., Олимп, 2002

Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература в вопросах и заданиях. - М., Владос, 2001

Французский писатель (1850 – 1893).

Русский писатель (1818 – 1883).

1898 г.

В. Львов- Рогачевский. Художник-жизнелюб. Фрагменты статьи. - М. Олимп, 2002

К. Бальмонт. Золотая птица. Отрывок. - М. Современник, 1987.

О. Михайлов. Загадка художника. Отрывки из статьи. - М. Олимп, 2002.

В. Львов- Рогачевский. Художник-жизнелюб. Фрагменты статьи. - М. Олимп, 2002

О. Михайлов. Загадка художника. Отрывки из статьи. - М. Олимп, 2002.

Анна и Вера Шеины.

В. Львов- Рогачевский. Художник-жизнелюб. Фрагменты статьи. - М. Олимп, 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Русская Правда»

    Документ
    «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков.
  2. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем решительно" имеются в Словаре
  3. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред. Фортунатова Н. М. Нижний Новгород: Изд-во , 2010 с. Редакционная коллегия

    Сборник статей
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред.
  4. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  5. Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы

    Литература
    - собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.

Другие похожие документы..