Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации к...полностью>>
'Документ'
В статье дан анализ существующих карт ветроэнергетических ресурсов, ветроэнергетического потенциала, приведены примеры используемых способов картогра...полностью>>
'Программа курса'
Программа дисциплины «Муниципальное право и архивы муниципальных органов» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязател...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон регулирует отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, л...полностью>>

Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский политический режим 1999-2004:

идеология и политические практики

Москва, 2006

"Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"

конецформыначалоформыКарл Маркс

конецформыначалоформы... Я хотел бы, чтобы социологи были всегда и во всем на высоте той огромной исторической ответственности, которая выпала на их долю, и чтобы они всегда привлекали в своих действиях не только свой моральный авторитет, но и свою интеллектуальную компетенцию. Вслед за Карлом Краусом я хочу сказать, что "отказываюсь выбирать из двух зол" ...

Пьер Бурдье "Социология политики"

"[...] мы можем продолжать наш путь, пытаясь всегда соединять идею и факт в их естественной и действительной научной гармонии, всегда сохраняя веру в разум и идеал и всегда стремясь по возможности внедрять их в жизнь. Результаты, быть может, не всегда будут соответствовать нашим усилиям, мы, быть может, часто будем обмануты в наших ожиданиях, но мы никогда не будем побеждены, ибо, пока будет существовать идеал, борьба будет продолжаться."

М.Я. Острогорский,

"Демократия и политические партии"

Содержание:

Введение

Глава 1. Идеология

Глава 2. Политические практики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Содержание научной проблемы и ее актуальность

В этом исследовании рассмотрен российский политический режим 1999-2004 гг., а именно – проведен его анализ в двух важнейших его аспектах: в ракурсе его идеологии и в ракурсе его реальной политической практики. Исследование призвано ответить на вопрос, насколько эти два аспекта режима взаимосвязаны, определяют ли они друг друга, или существуют в независимом состоянии. Я утверждаю, исходя из проведенного анализа, что идеология и практика рассматриваемого режима слабо связаны между собой. В работе рассмотрен и вопрос почему эта ситуация сложилась именно таким образом – по крайней мере, мною дана интерпретация и указаны вероятные причины этого положения вещей.

Период функционирования режима, который рассмотрен в работе, начинается с назначения В. Путина председателем правительства в августе 1999 г. К отправной точке исследования нужно относить и назначение Путина и.о. президента в самом конце того же года, а затем – избрание его на пост президента РФ в начале 2000 г. Мы условно ограничиваем1 наше рассмотрение режима избранием Путина президентом РФ на второй срок в 2004 г.

Содержание исследовательской проблемы заключается в определении вероятных причин расхождения идеологии и практики режима, но научная проблема этим не ограничена, так как результаты исследования могут быть полезны для более общего социально-научного и философского осмысления проблемы неразрывной связанности идей, их физических носителей и их воплощений. Конкретизация этой научно-философской проблемы необходима для более тщательного ее исследования и комплексного понимания. Я выбрал проблему функционирования конкретного политического режима и его анализа как относительно простой и частный случай, кроме того, имеющий практико-прикладное значение. Это, таким образом, не только показательный пример для данной теоретической проблемы, но и вполне узкое поле, чтобы иметь и практическое звучание. Это является, на мой взгляд, более софистицированным социально-научным пониманием общественно-политической ситуации в РФ рассмотренного периода. Необходимо определить роль данного политического правления в разворачивании социокультурной ситуации и политической повестки в России. Соответственно, рассматривается и обратное воздействие – определяется роль самой наличествующей социально-политической ситуации в динамике политической системы страны, и в структурировании ее политического режима. Общенаучная проблема социального познания, таким образом, распределяется, и я сужаю анализ до политической проекции конкретного общества – его политического режима. Но поставленную научную проблему можно рассматривать и более обще, как я и делаю на этом примере. Эту проблему надо определить как фундаментальное свойство всех социальных явлений и процессов – это их базовое свойство – их рефлексивный2 характер.  Это есть основополагающее свойство социальной реальности – оно показано мной в поставленных исследовательских рамках. Таким образом, содержание научной проблемы определено желанием проанализировать наличествующую идеологию и практику этого политического режима в обозначенной общетеоретической перспективе. Также в работе дана и дополняющая перспектива значения идеологии и практики этого режима для социума, для его развития. Проблема рефлексивности представляет собой базовую проблему взаимозависимости, и взаимоопределения идей и их практических реализаций, – что демонстрирует нам сам этот политический и политологический дискурс-вопрос: соотношение идеологии и практики.  Исследование показывает имманентную взаимообусловленность идей и их преломлений в действительности. На примере российского политического режима демонстрируется как идеология создает практическую реальность, а она, в свою очередь, порождает и саму существующую идеологию. Конечно, в исследовании учтено то, что данное разграничение на духовное и материальное бытие в известном смысле условно, как и большинство человеческих мыслительных и словесных оппозиций, но эти конструкции валидны, и более того – продуктивны для социальных наук, но полезно также и понимать эволюционную привязку нашего когнитивного аппарата к вполне определенно сложившемуся филогенезу вида. Дискурс отделяющий идеологию от реальности является нашей мыслительно-лингвистической конструкцией, и, как представляется, верной лишь в прагматическом понимании: т.е. удобной работающей моделью в свете социально-научного познания – концептуализации социальной реальности и операционализации таких культурных понятий как идея, идеал и идеология.

По этой причине идеология и практика рассматриваемого режима исследованы в их диалектической «оппозиции». Хотя, исследование утверждает, что идеология – является важной и неотъемлемой частью политической практики; и само рассмотрение этой проблемы свидетельствует в пользу данного тезиса.

Актуальность проблемы предопределена ее практической важностью: лучшее понимание механизмов реализации взаимобытования идеологии и практики в конкретном случае рассматриваемого режима – дает возможность влиять на ход разворачивающихся социально-политических событий, задавать желаемые нам, людям, рамки социальной действительности. Мы хотим приблизиться к возможности самим создавать коридор возможностей для трансформации реальности (в первую очередь – политической) в желаемом нам направлении. Для этого необходимы многочисленные эмпирические исследования такого плана, – так как понять как обстоят дела на самом деле, что есть у нас и что возможно – это кратчайший и верный, на мой взгляд, путь к тому, чтобы определять-осуществлять реально то, что мы считаем должным. Цель любого познания действительности имплицитно предполагает возможность управлять ею, улучшать ее. Наличие идеала и идеальности в наших мыслительных построениях подразумевает потенциальную возможность их реализации. Реальность, особенно, социальная, постоянно и быстро изменяется, но наша цель направить эти изменения в сторону приближения к идеальности. Проблема может показаться слишком сложной для решения, поэтому и стоит продемонстрировать ее решаемость в очень ограниченном масштабе явлений. Я выбрал для примера конкретный случай из политической сферы – российский политический режим, чтобы показать и сложившуюся субоптимальную ситуацию, и как ее можно изменить. Есть ли тенденция к ее самоизменению, или необходимо исходить из посылки, что только осознанные целенаправленные действия могут поправить ситуацию – этот вопрос освещен в исследовании.      

  

Главным критерием оценки валидности самого моего исследования будет его верность и истинность лишь в прагматическом смысле: т.е. работающая полезность его выводов, хотя бы в предполагаемой возможной перспективе.    

Историография

Историография исследований отдельных аспектов рассматриваемого режима небогата, ввиду того, что сам режим начал явно институционализироваться лишь в конце 90-хх гг. XX века, а полностью сложился вероятно к 2004 г. Тем не менее, существует несколько монографий и сборников, как социально-научного и социально-философского, так и публицистического плана, – некоторые из них послужили мне ориентиром в работе. Это работы Григория Явлинского «Перспективы России», «Все впереди», его докторская диссертация (полностью опубликованная на его личном сайте в интернете); сборники «Россия 21 век … Куда же ты?..», «Наше светлое будущее, или Путин навсегда», «Режим Путина, идеи и практика»; публицистическая работа Андрея Пионтковского «Путинизм как высшая и заключительная стадия бандитского капитализма в России» и сборник его статей «За Родину! За Абрамовича! Огонь!». Также были полезны и апологетические работы Роя Медведева и Алексея Чадаева («Владимир Путин: четыре года в Кремле», «Путин. Его идеология»).

Цель и задачи

Цель работы состоит, прежде всего, в анализе и интерпретации социально-политических процессов определивших (и определяющих)  сложившийся политический режим, в анализе самого режима и его значения для политического, и шире – социального развития общества.

Также целью данного исследования является квалификация существа режима, о котором идет речь. На основе данного исследования дается оценка многозначной категории качества режима, и определяется один вполне конкретный момент, входящий в это понимание. Речь идет о демократичности/недемократичности режима. Для этого поставлены задачи анализа идеологии и практики режима на предмет маркирующих этот параметр действий и заявлений.

Важно также рассматривать идеологию и практику режима в контексте существующей социально-экономической ситуации, а также, для более общего плана, необходимо учитывать, как генезис, так и средовые условия данного режима.

Это исследование не ставит перед собой цели вскрыть и/или придать режиму какую-либо т.н. историческую логику или «необходимость».  Вопрос о наличии или отсутствии таковой выносится за рамки исследования. Скорее тут целесообразно исходить из той посылки, что у истории и политики, как и у социальной реальности вообще, – нет иных законов, кроме «нас самих»: нашей деятельности исходящей из наших осознанных целей и интересов (вытекающих из нашей ныне существующей природы) и наших представлений о них. 

Для понимания характера влияния рассматриваемого режима на социальную эволюцию в лице развития российского общества, анализируются важнейшие пункты идеологического самооправдания режима (его идеология), рассматривается его практически реализуемая политика; для этого необходимо понять и интерпретировать их взаимосвязь, а также – для исследования важно понять мотивацию3 акторов режима, и в первую очередь ведущего и доминирующего игрока – российского властного класса. Это необходимо для видения возможных перспектив развития, и оценки вероятности их реализации.

Важная цель данного обществоведческого4 исследования прояснить вопрос не только о характере российского политического режима, но и вопрос его адекватности состоянию российского социума.

Источниковая база

Для решения поставленных задач, использованы послания президента РФ Федеральному собранию, политологические и др. социально-научные и социально-философские работы, а также социально-политическая публицистика и экспертные мнения, источником которых являются традиционные масс-медиа и медиа в более широком смысле, например, блоги и др. интернет-медиа.

Теоретико-методологические основы исследования

Основной способ, призванный привести исследование к поставленной цели путем решения соответствующих задач – это анализ и сопоставление заявленной идеологии, оправдывающей режим и его политические практики. Анализ идеологии и практики, по отдельности, и их сопоставление – одна из задач, которая призвана помочь достичь цели этого исследования. Базовый эпистемологический подход исследования основывается на методологии эволюционного накопления знаний5. А основной критерий верности всех исследовательских процедур и их результатов видится в парадигме философского прагматизма.

Научная новизна

Так как российский политический режим, складывающийся после 1999 года не получил еще общепризнанной квалификации в перспективе его трансформации, то исследование может быть полезным в плане стимулирования обсуждения этого вопроса. Кроме того, проблема рефлексивности социального развития не ставилась применительно к трансформации политических режимов.

Структура исследования

Исследование состоит из двух глав. В первой главе в основном рассматривается режим в его идеологическом ракурсе. Во второй главе рассматривается практический аспект режима и делаются выводы о соответствии/несоответствии политических практик режима официально декларируемой им идеологии; также делается формальный вывод (на основании имеющихся политических процедур) о характере режима. В обеих главах делаются предположения о реальной идеологии режима и мотивах деятельности его ведущих акторов.

Кроме того, во второй главе более детально, и одновременно в контексте обозначенных идей правления, рассматривается практическая реализация (или ее отсутствие) артикулированной и не артикулированной, но предполагаемой, идеологии.  

В работе дано описание и оценена адекватность идеологии, показаны вероятные причины ее возникновения именно в том виде в котором она существует, а также рассмотрена ее трансформация в течение обозначенного периода в соотнесении с меняющимися (внутри- и внешне-) средовыми параметрами.

Пояснение

Идеология и практика режима рассматриваются в функциональном ключе, – я не углубляюсь в сущностные6 основы таких феноменов, как идеология и властвование, это скорее предмет этологии человека и антропологии, а не политической науки как она сложилась на сегодня.

Учитывая тематику и цель данного исследования, оно не может быть оценочно нейтральным7, но факты и их анализ должны быть ясно отделены от оценок и предположений.

Здесь я рассматриваю данный политический режим как частный случай не только российского, но и мирового политического развития. Более того, рассматриваемый режим представляется мне одним из эпизодов (хотя и практически очень важным, в известной степени – определяющим дальнейшее развитие) грандиозного историко-культурного развития человечества, его социальной эволюции, которая началась со времен т.н. аграрной революции приблизительно 7-8 тыс. лет назад, примерно с того времени, когда начинают зарождаться первые цивилизации и начинается великое культурное развитие. Этот момент явился не только переломным в истории одного вида – homo sapiens8, как начало его цивилизации9, но этот период является важнейшим для выхода материи (в форме живой материи) на новый, надбиологический уровень эволюции10. Ранее, с появлением самого сапиенса11 [разума], появилась разумная материя12, а с начала неолита началась социальная и культурная эволюция13, технически выраженная в процессе цивилизации14 и развитии конкретных вариантов цивилизаций.

Для исследования рассмотрение российского политического режима важно в этой общей перспективе, так как он является элементом данного развития, а качество этого элемента принципиально для нас, ввиду того, что он может способствовать позитивному развитию, но может и не способствовать, и больше того – препятствовать. Я не буду вдаваться в имеющиеся различия в механизмах «естественной»15 и социальной эволюции16, а они есть и очень существенны, – но важно, тем не менее, особо подчеркнуть, что одним из главных направлений исследования было желание лучше понять обозначенное выше фундаментальное свойство всей социальной действительности – ее рефлексивный характер. Подразумеваемое свойство можно выразить так: в социальном смысле «реально то, что мы считаем реальным»17. Феномены самореализующихся прогнозов, предсказаний и самосбывающихся пророчеств – хорошие иллюстрации этого свойства.

Российское общество и его политические режимы разного времени – один из важных элементов глобального социума и политии, которые в распределенном виде появились еще на заре цивилизации, а сейчас все явственнее проявляются на мировом общесоциальном и политическом уровне в консолидированном состоянии. Любые социологические (социально-научные) исследования и социально-философские осмысления могут затрагивать либо частные проявления глобального социума (как делается в этом исследовании), либо глобальный социум как таковой. Даже если в фокусе рассмотрения находится одно из проявлений глобального социума (как, например, местный политический режим), то надо не упускать из вида и его общую перспективу, что важно для адекватного политико-философского осмысления ситуации.

Для правильного понимания глобальных процессов необходимо понимать их основу – локальные социумы и их политические проекции. Российское общество, и в первую очередь российское государство18, – довольно развитое и влиятельное образование, чтобы упускать его из вида. Несмотря на то, что, по разным оценкам, это политическое образование занимает полупериферийное положение19 (в экономическом и в общекультурном понимании), относится ко второму эшелону модернизации20, оно, как бы то ни было, играет очень важную роль в мировых процессах. Это важная и неотъемлемая часть глобальной универсальной цивилизации, – тем важнее понять характер его режима, и его следствий для качества (скорости и направления) развития. Глобальное человечество, так или иначе, вышло из пределов этико-идеологических категорий, и стало социологическим понятием21. Но, в любом случае, оно пока сильно фрагментировано, и исследование локальных историко-культурных его состояний нисколько не потеряло своей актуальности.

Это важно для более полного понимания глобальных социокультурных и социально-политических тенденций. С одной стороны, промышленная22 и демократическая революции, а также революция23 в образовании – универсальны24, и ведут к унификации человеческих политических обществ, но, с другой стороны, существуют локальные особенности и ловушки развития25 (как экономического, так и политического и культурного характера). Наглядным проявлением таких ловушек можно считать: недемократические политические режимы, некоторые идеологии. Но они, как правило, поверхностные следствия более глубоких социальных болезней: экономической и культурно-бытовой отсталости26 (как минимум – коррелирующих между собой, но и во многом взаимно обуславливающих друг друга). В первую очередь подразумевается недостаточное проявление феномена глобальной революции в образовании. Тут важно отметить, что Россия включилась в этот процесс еще в XX веке (в рамках СССР, в рамках образовательной политики Советской власти: ликбез и массовое высшее техническое образование). Таким образом, совершенно уместно оценивать Россию по продвижению в этом направлении. Тоже можно сказать и в плане социально-экономической сферы. Конечно, Россия не является государством всеобщего благоденствия (welfare state), но, имплицитно стремится к такому положению вещей, и достигла некоторых (довольно значительных в сравнении с общемировыми показателями) успехов в этом. Поэтому оценка и по данному критерию (успешности на этом пути) является оправданной. Самая большая «особенность» России, и ее проявлений в ее политических режимах – это слабая выраженность глобальных демократических тенденций Новой и Новейшей истории. Хотя нельзя отрицать значения Русской революции 1917 года и других социокультурных процессов, важным следствием которых явилось принятие обществом и позитивное восприятие в общественном мнении эгалитарности (которая является ключевым элементом демократии, при разумной меритократичности политии), дающей обществам расширение творческих возможностей для реализации позитивных потенциалов своего развития. Несмотря на видимое отсутствие политической демократии в недавней истории России, ее нельзя исключать из анализа глобального демократического процесса развития человечества. Ввиду этого, я квалифицирую российский политический режим-1999/2004 и в плоскости его соответствия этим глобальным трендам. Я хочу оценить его в плане демократии и тех преимуществ для общественного развития, которые она дает; исследование отвечает на вопрос – лишено ли их российское общество, и предлагает свою интерпретацию – по каким возможным причинам сложилась такая ситуация. Как отмечено, политический режим является, видимо, только следствием более базовых социальных процессов, но, тем не менее, он, в то же время, их и порождает и регулирует27.

Таким образом, рассматривается российский политический режим в аспекте его идеологии и реальной политики, их соответствия.

Анализ идеологии и практики исследуемого режима политики может дать материал для более общего анализа (выходящего за рамки данного исследования) – анализа историко-эволюционных тенденций разворачивания государственных практик, что может показать некоторые потенциальные как негативные (и очень опасные) так и позитивные моменты в имеющемся социально-политическом развитии: это же, вероятно, может дать нам некоторое дополнительное знание для более целесообразного и оптимального социального конструирования необходимых и желаемых рамок нашего общественного бытования, управление нашим эволюционным развитием, осуществление управляемого устойчивого развития человеческой Цивилизации ею самой. Исследование показывает некоторые вероятные ключевые точки политии, воздействуя на которые мы можем избежать как опасности превращения государственной машины в некий супраорганизм28 с собственной логикой развития, не соотнесенной с целями общества, но могущий приобрести свои не человеческие цели29, что представляется одной из главных опасностей общемировых тенденций всего социально-гуманитарного развития человечества;  это, в том числе, исследование иллюстрирует частным российским примером. Другая возможная опасность развития – более традиционна для человеческой социальной эволюции: получение контроля над госаппаратом конкретной группой лиц, интересы которой могут не совпадать с общественным благом. Эта опасность также рассматривается в исследовании, – т.е., иначе говоря, анализируется и оценивается качество рассматриваемого политического режима30 и с этой точки зрения.

Исследование старается систематизировать факты и проводит их анализ с целью прояснить нам характер этого режима – понять его значение для развития российского общества. Важно ответить как на вопрос об адекватности этого режима состоянию общества, так и на вопрос о возможности оптимизации ситуации с целью доброкачественного ее развития в дальнейшем. И, конечно, нельзя игнорировать тот факт, что так или иначе, российский социум является частью глобальной системы, взаимодействующий с ней.

Российское общество не только воспринимает прямые и косвенные воздействия глобальной системы, но и само влияет на внешнее окружение, и не только на политическом, но и на общекультурном уровне.

Глава 1. Идеология режима

Говоря об идеологии рассматриваемого российского политического правления, необходимо кратко сказать о самом понятии идеологии. В исследовательской традиции существуют разные трактовки понятия идеологии31, в том числе наиболее фундаментальное – этологическое32 понимание феномена идеологии33. Для целей этой работы представляется достаточным лишь функциональная, а не глубинная (эволюционная) перспектива понимания идеологии. Здесь идеология будет трактоваться как комплекс идей, лежащий в основе социально-этического поведения индивидов и их групп. Поэтому я буду в этой работе называть идеологией режима (точнее – его официальной идеологией) именно ту систему идей, которая артикулирована властью в качестве базовой ценности рассматриваемого правления. Как бы то ни было, предположения о вероятных причинах возникновения – генезиса некоторых конкретных идей рассматриваемого политического режима должны быть сделаны и делаются для более комплексного понимания его основополагающих целей.

Для рассмотрения идеологии российского политического режима, начало которого условно определено с момента назначения президентом Борисом Ельциным Владимира Путина председателем Правительства РФ в августе 1999 г., после вторжения группировки Шамиля Басаева в Дагестан34, и последующего его избрания президентом в марте 2000 г., невозможно полностью игнорировать предыдущий политический режим, являющийся прямым родоначальником рассматриваемого.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская академия наук к программе социально-экономического развития России в период с 2008 по 2015 годы

    Доклад
    Накануне обновления высших институтов государственной власти, как правило, везде и всегда появляются сценарии, концепции, программы будущего социально-экономического развития страны.
  2. Интеллигенция как субъект российского политического процесса: федеральный и региональный аспекты

    Автореферат
    Защита состоится «31» мая 2007 г. в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.081.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук при Казанском государственном университете по адресу: 42 8, г.
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

    Реферат
    Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России.
  4. Потенциал либерализма в современном российском политическом процессе

    Автореферат
    Защита состоится 29 апреля 2009 года в 1600 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.04 при Саратовском государственном университете им. Н.
  5. Российский комплекс жкх: проблемы и решения (по материалам сми) Москва

    Документ
    Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны.

Другие похожие документы..