Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 24 апреля 2007г. в 12 час. на заседании Диссертационного совета К.002.009.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени канди...полностью>>
'Контрольная работа'
Май. Контрольная работа. В учебный план изучения дисциплины ЦСУ включена контрольная работа. В качестве контрольной работы необходимо решить первые 6 ...полностью>>
'Документ'
Появление новых технологий в системах уличного освещения позволяет получить большой экономический эффект. Практика показывает, что при их внедрении по...полностью>>

Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

Воробьёва Л.В.

Воробьёв И.Н.

Мировая

экономика

Красноярск 2007

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики МЭСИ

Красноярский филиал

Воробьёва Л.В., Воробьёв И.Н.

Мировая экономика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Красноярск 2007

Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007. – 119 с.

В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.

Рецензенты: Ю.Ф. Зубов, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии экономики и управления

© Воробьева Л.В., Воробьев И.Н.

© ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ )». Красноярский филиал, 2007

Содержание

Тема 1. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. РЕСУРСНАЯ БАЗА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 7

Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА: ТИПОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА 8

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ 8

Россия в системе современных международных экономических отношений. Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений 8

Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 9

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 9

Тема 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 9

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 10

Тема 1. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. РЕСУРСНАЯ БАЗА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 18

1.1. Мировое хозяйство: понятие, структура, современные тенденции развития. 18

Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА: ТИПОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА 30

2.1. Типология стран как основа выделения подсистем мирового хозяйства. Критерии и значение классификаций стран. 30

2.2. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню экономического развития. 33

2.3.Классификация стран по уровню социально-экономического развития. 34

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ 43

3.1. Система современных международных экономических отношений и их формы. 43

3.2. Россия в системе современных международных экономических отношений 46

Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 61

5.3. Транснациональные корпорации. Роль транснациональных корпораций в мирохозяйственных связях 70

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 74

6.3. Россия на международном рынке труда 80

Тема 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. 84

7.1. Содержание и формы региональной экономической интеграции. Основные центры региональных интеграционных процессов в мировом хозяйстве. 84

7.2. Европейский Союз как развитая форма международной региональной интеграции 86

7.3. Интеграционные процессы в Америке 91

7.4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 95

Ресурсы сети «Интернет» 104

Введение

Мировая экономика является одной из основ функционирования современного общества. Она является одним из условий, позволяющих сплачивать на материальной основе различные нации и народы. Мировая экономика представляет собой систему разнообразных хозяйственных, научно-технических, производственных, валютно-финансовых и кредитно-денежных связей между экономиками различных стран, основанную на международном разделении труда.

Характерной чертой современной мировой экономической системы является усиление глобализации и расширение связей между различными странами. Мировая экономика на современном этапе представляет собой качественно новую ступень в формировании единого экономического, научно-технического, информационного пространства, международного производства, рынка рабочей силы и капиталов.

В настоящее время большинство государств включено в систему мирового хозяйства и международных экономических отношений. Не является исключением и России, хотя и степень её вовлеченности пока ещё невысока. Тем не менее, мирохозяйственные процессы всё в большей степени оказывают влияние на развитие российской экономики, как на макроуровне, так и на микроуровне.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

(Рабочая программа дисциплины)

1.1. Выписка из ГОС ВПО (образовательный стандарт).

Рабочая программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 060400 – Финансы и кредит.

ОПД.Ф.05. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Современное мировое хозяйство: понятие; структура, субъекты и тенденции развития; международное разделение труда; глобализация мирового хозяйства; ресурсы мирового хозяйства; глобальные проблемы в мировом хозяйстве; классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития; неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве; система современных международных экономических отношений; мировой рынок и его конъюнктура; международная торговля: структура, динамика, ценообразование; государственное регулирование внешней торговли, тарифные и нетарифные методы; международное регулирование торговли; роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли; внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования; международный рынок услуг; международное движение капитала: сущность, структура, динамика; транснациональные корпорации; иностранные инвестиции в России и их регулирование; вывоз капитала из России; международные валютно-расчетные отношения; платежный и расчетный балансы; международный рынок рабочей силы, его регулирование; интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений; Европейский Союз; международные экономические организации (системы ООН, региональные организации); Россия в системе современных международных экономических отношений.

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Мировая экономика весьма сложное собирательное понятие. Учебный курс «Мировая экономика» как отражение этой особенности носит интегрированный характер. Поэтому целью изучения данной дисциплины является формирование понимания мирового хозяйства и как совокупности национальных экономик, и как поля взаимодействия между ними. В учебном курсе уделяется внимание решению следующих взаимосвязанных задач: рассмотрению проблем формирования и эволюции мирового хозяйства, экономического развития его подсистем и регионов, изучаются сущность и динамика развития наиболее важных форм международных экономических отношений, таких как мировая торговля, международная миграция капитала и рабочей силы. Растущее в последнее время осознание взаимозависимости национальных хозяйств и целостности мира определяет необходимость рассмотрения в данном курсе и глобальных проблем мировой экономики, а также процессов расширения участия России в мирохозяйственных связях.

1.3. Требования к уровню подготовки студента по дисциплине.

В ходе изучения дисциплины студенты должны:

  • знать структуру современного мирового хозяйства, основные группы стран, теории мировой экономики и основные формы современных международных экономических отношений;

  • уметь использовать систему знаний о мировом хозяйстве для анализа и сопоставления данных об уровне развития отдельных стран и групп стран;

  • иметь представление о неравномерности экономического развития стран в современном мировом хозяйстве в условиях глобализации, о взаимозависимости развития различных сфер международных экономических отношений и о месте России в современном мировом хозяйстве, проблемах интегрирования её экономики в мировые хозяйственные связи.

1.4. Содержание разделов дисциплины (учебная программа)

Тема 1. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. РЕСУРСНАЯ БАЗА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Предмет и задачи курса. Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития. Интернационализация мирового хозяйства. Глобализация мирового хозяйства.

Ресурсы мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве.

Международное разделение труда. Формы и виды международной специализации и кооперации.

Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН МИРА: ТИПОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА

Типология стран: содержание, виды, необходимость классификации. Системы и подсистемы мировой экономики и закономерности её формирования. Неравномерность экономического развития стран в современном мировом хозяйстве.

Классификация стран по экономическому потенциалу, по уровню экономического развития и уровню социально-экономического развития. Характеристика групп стран (развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой).

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

Система современных международных экономических отношений. Основные формы международных экономических связей между субъектами мировой экономики и экономическими операторами мирового хозяйства: торговые, валютно-финансовые, кооперационные, научно-технические и другие. Международное движение товаров, услуг и факторов производства.

Россия в системе современных международных экономических отношений. Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений

Тема 4. МИРОВОЙ РЫНОК И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Мировой рынок и его конъюнктура. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование; международный рынок услуг.

Регулирование внешней торговли. Государственная политика в области внешней торговли. Государственное регулирование внешней торговли, тарифные и нетарифные методы.

Международное регулирование внешней торговли; роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

Международное движение капитала: сущность, структура, динамика. Причины международного движения капитала и его основные формы. Прямые и портфельные инвестиции.

Иностранные инвестиции в России и их регулирование; вывоз капитала из России. Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению

Транснациональные корпорации. Роль транснациональных корпораций в мирохозяйственных связях. Прямые инвестиции и транснациональные корпорации.

Международные валютно-расчетные отношения; платежный и расчетный балансы.

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Международная миграция, её виды и причины. Волны международной миграции рабочей силы и их основные особенности.

Международный рынок рабочей силы, его регулирование и тенденции его развития. Международное движение рабочей силы. Центры трудовой миграции.

Россия на международном рынке труда.

Тема 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений. Основные центры региональных интеграционных процессов в мировом хозяйстве.

Европейский Союз как развитая форма международной региональной интеграции. Интеграционные процессы в Америке. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Важнейшие интеграционные структуры современности: Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Место и роль международных экономических организаций в системе международных экономических отношений (МЭО).

Классификация международных экономических организаций. Международные экономические организации системы ООН. Региональные организации.

Характеристика деятельности отдельных международных экономических организаций (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная организация труда и др.)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формами контроля по дисциплине являются экзамен и курсовая работа. К экзамену студенты допускаются только после сдачи и защиты курсовой работы. Контрольные вопросы предназначены для подготовки к письменному экзамену, который проводится в виде открытых и закрытых заданий (тестов).

1.5. Контрольные вопросы к экзамену

  1. Понятие мирового хозяйства.

  2. Структура мирового хозяйства. Основные элементы мирового хозяйства как системы.

  3. Международное разделение труда как материальная основа становления и развития мирового хозяйства.

  4. Формы и виды международного разделения труда.

  5. Субъекты мирового хозяйства

  6. Тенденции развития мирового хозяйства. Интернационализация и глобализация мирового хозяйства.

  7. Ресурсы мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства

  8. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве.

  9. Типология стран: содержание, виды, необходимость. Количественные и качественные типологии.

  10. Классификация стран по экономическому потенциалу.

  11. Классификация стран уровню экономического развития

  12. Классификация стран по уровню социально-экономического развития: критерии, группы стран.

  13. Характеристика группы промышленно-развитых стран (состав группы, подгруппы стран, особенности экономики, роль в мировом хозяйстве)

  14. Характеристика группы развивающихся стран (состав группы, подгруппы стран, особенности экономики, роль в мировом хозяйстве)

  15. Характеристика группы стран с переходной экономикой (состав группы, подгруппы стран, особенности экономики, роль в мировом хозяйстве)

  16. Система современных международных экономических отношений. Основные формы международных экономических связей между субъектами мировой экономики

  17. Россия в системе современных международных экономических отношений. Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений

  18. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование; международный рынок услуг.

  19. Государственная политика в области внешней торговли. Основные направления внешнеторговой политики: протекционизм и либерализация.

  20. Государственное регулирование внешней торговли: методы, инструменты, меры. Тарифные и нетарифные методы.

  21. Международное регулирование торговли: принципы, направления, основные международные организации.

  22. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

  23. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

  24. Международное движение капитала: сущность, структура, динамика.

  25. Причины международного движения капитала и его основные формы.

  26. Прямые и портфельные инвестиции.

  27. Иностранные инвестиции в России и их регулирование;

  28. Вывоз капитала из России.

  29. Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению.

  30. Транснациональные корпорации. Роль транснациональных корпораций в мирохозяйственных связях

  31. Международные валютно-расчетные отношения; платежный и расчетный балансы.

  32. Международная миграция, её виды и причины.

  33. Международный рынок рабочей силы, его регулирование и тенденции его развития.

  34. Международное движение рабочей силы. Центры трудовой миграции.

  35. Россия на международном рынке труда.

  36. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений.

  37. Основные центры региональных интеграционных процессов в мировом хозяйстве.

  38. Европейский Союз как развитая форма международной региональной интеграции.

  39. Процессы интеграции в Северной и Южной Америке, основные интеграционные объединения.

  40. Процессы интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основные интеграционные объединения.

  41. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

  42. Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)

  43. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС)

  44. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

  45. Место и роль международных экономических организаций в системе международных экономических отношений (МЭО).

  46. Классификация международных экономических организаций.

  47. Международные экономические организации системы ООН. Экономический и социальный Совет ООН.

  48. Всемирный банк и его структура. Международный банк реконструкции и развития как головная организация Всемирного банка.

  49. Международный валютный фонд (МВФ)

  50. Международная организация труда (МОТ)

  51. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

  52. Россия и региональные интеграционные объединения.

  53. Россия и международные экономические организации.

Примеры письменных экзаменационных заданий.

Экзамен проводится в письменной форме в виде различных заданий (тестов). Студентам предлагается несколько вариантов экзаменационных билетов, в состав которых входит 5 заданий. Задания могут разных типов: закрытые и открытые задания (тесты), вопросы представлены в свободной форме.

В закрытых заданиях ставится вопрос и предлагается несколько вариантов ответов. В таких заданиях необходимо отметить любым заметным и понятным способом (крестиком, галочкой, кружком и т.п.) один или несколько вариантов правильных ответов.

Открытые задания содержат не варианты ответов, а варианты ситуации, напротив каждой студент сам должен написать правильный ответ.

Вопросы в свободной форме - это обычные вопросы, не имеющие ни вариантов ответов, ни вариантов ситуации. Студент должен написать ответ на поставленный вопрос.

Структура экзаменационного билета следующая:

Задание 1.

Предлагается расшифровать аббревиатуры названий международной экономической организации или интеграционной группировки.

Например: МВФ – Международный валютный фонд

Задание 2.

Даётся список стран и предлагается отметить страны, которые относятся к одной из трёх групп: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой (закрытое задание, то есть отмечаются правильные варианты ответов)

Например:

Какие страны относятся к промышленно развитым странам (отметить правильный ответ):

А) Норвегия

Б) Бразилия

В) Египет

* Правильный ответ отмечен подчёркиванием

Задание 3.

Предлагается тест закрытого типа по различным проблемам курса (отмечается правильные варианты ответов)

Например:

Какие международные экономические организации регулируют мировую торговлю:

    • МОТ.

    • ВТО.

    • ОЭСР.

    • ЮНКТАД.

* Правильные ответы отмечены подчёркиванием

Задание 4.

Предлагается тест открытого типа, то есть в этом задании не отмечается правильный ответ, а ответы подписываются напротив каждой позиции.

Например:

К какому виду государственного регулирования внешней торговли относятся следующие ситуации:

1. Фирма «Орион» обратилась в министерство экономического развития и торговли за разрешением на вывоз древесины в Австралию.

Ответ: нетарифное регулирование.

2. Государство повысило таможенные пошлины на импорт водки с 10 до 12% таможенной стоимости товара.

Ответ: тарифное регулирование.

Задание 5.

Предлагаются вопросы в свободной форме. Обычно это мелкие проблемные вопросы из более крупных вопросов из списка контрольных вопросов к экзамену, не требующие пространных ответов.

Например:

Какие критерии лежат в основе деления стран на группы промышленно развитых стран, развивающихся стран, стран с переходной экономикой?

1.6. Темы курсовых работ

(методические рекомендации по их оформлению и выполнению)

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний студентов по важнейшим разделам курса «Мировая экономика» и развитие навыков анализа современных экономических процессов, происходящих в мировом хозяйстве.

Тема курсовой работы выбирается из предлагаемого перечня тем курсовых работ в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки Например, если последняя цифра «5», то выбираются темы из списка под номерами 5, 15, 25, 35 и т.д. Допускается, по согласованию с преподавателем, конкретизация или корректировка темы в пределах поставленной проблемы.

Курсовая работа выполняется самостоятельно на основе изучения соответствующей специальной литературы: учебников, учебных пособий, монографий, энциклопедий, справочников. При написании курсовой работы необходимо использовать экономические периодические издания, такие как газеты: «Экономика и жизнь», «Ведомости», «Финансовые известия», «Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)», журналы: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные экономические отношения (МЭ и МО)», «Внешняя торговля», «Внешнеэкономический бюллетень», «Рынок ценных бумаг», «Деньги и кредит», «Эксперт» и др.

Структура курсовой работы включает:

  1. Титульный лист.

  2. Содержание (план) работы с указанием страниц отдельных пунктов плана.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации Для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит» и Положением по итоговой государственной
  2. Учебно-методический комплекс по изучению курса «Бюджетная система Российской Федерации» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» Нижний Новгород

    Учебно-методический комплекс
    Ф-15 Н.И. Яшина, С.Д.Макарова Бюджетная система Российской Федерации: Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. Рецензент д.э.н.
  3. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» Пермь 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»/ Сост.: Мешкова С.
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по статистике (раздел: общая теория статистики) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи специальность 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    По специальностям 080109 «Бухучет, анализ и аудит», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 080502 «Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)», 080102 «Мировая экономика», 080401 «Товароведение

Другие похожие документы..