Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Технология мясных, молочных, рыбных продуктов и холодильных производств – область технической науки, занимающаяся изучением и экспериментально-теорети...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится « » 200 года в час. мин. на заседании диссертационного совета К.501.001.12 при Московском государственном университете имени М.В. Ло...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и ...полностью>>
'Литература'
Прочитайте «Слово о полку Игореве» на древнерусском или современном русском языке (можно перейти к тексту произведения, нажав одновременно CTRL и подч...полностью>>

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины религиоведение Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Религиоведение

Специальность: ______Юриспруденция_________________________

Факультет:_________Юридический_____________________________

Форма обучения: очная, заочная

Курс 1 семестр 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ С.М. КИРОВА

Кафедра философии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Религиоведение

Составитель: кандидат философских наук, доцент Г.В. Петров

Направление: ___________юриспруденция_______________________________________________

Факультет______________юридический_________________________________________________

Форма обучения: очная, заочная

Курс 1 семестр 2

Зачет 2 семестр

Псков, 2009

Выписка из государственного образовательного стандарта

Слагаемые и компоненты религии как предмета познания; суще­ствующие определения, понятия религии; религия и культ; религия и ритуал; религия и мифология; религия и магия; религия и мистика; религия и эзотерика; понятие религиозного опыта; религия и богословие; религия и вера; религия и ее роль в обществе; социологический аспект религии; религия в системе культуры; классификация религий; религии национальные и мировые.

Религии Запада; религии древнего Средиземноморья — египетская, месопотамская, древнегреческая, древнеримская; древнегерманская, древнеславянская, митраизм и его распространение на Западе. Авраамические религии — иудаизм, гностицизм, христианство (католицизм, православие, протестантство, несторианство, монофизитство), мусульманство, бахаизм.

Восточные религии; иранские, индийские, дальневосточные и др. религии.

Многообразие религий; судьбы религиозного сознания в современном мире.

Пояснительная записка

Учебный курс «Религиоведение» направлен на изучение религии как явления общечеловеческой культуры. Он ставит целью позна­комить студентов с современными научными взглядами на религию в це­лом, с особенностями и историей мировых религий, прежде всего христи­анства.

Курс по истории мировых религий включает вопросы по философии и социологии религии с учетом тех знаний, которыми студент овладел при изучении философии и других философских дисциплин.

Богатая история православия на Псковщине позволяет в ходе изучения программного материала широко использовать региональный истори­ческий материал.

Цель и задачи курса

Цель курса «Религиоведение» - дать научную информацию о религии, сформировать понимание принципов религиозного мировоззрения, показать представления об устройстве мира и месте в нем человека, существующие в различных религиозных учениях.

Задачи курса:

  • соблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета;

  • знакомство с основными вероучениями и культами, придающими каждой религии ее специфические особенности;

  • формирование умения видеть переплетение религии с другими духовными явлениями;

  • выработка навыка использования знаний о религии для лучшего понимания философии, морали, искусства, политики, права;

  • использование знаний о религии для усвоения этических ценностей общества;

  • применение знаний о религии в качестве основы формирования нравственных ценностей;

  • помощь в овладении приемами и навыками ведения дискуссий по проблемам религиозного мировоззрения.

В результате изучения курса религиоведения студент (слушатель) должен:

  • обладать знаниями по предмету в пределах, обозначенных программой курса;

  • свободно владеть понятийным аппаратом, основными терминами религиоведения;

  • уметь формулировать проблемы религиозного мировоззрения;

  • уметь устно и письменно излагать изученный материал курса религиоведения;

  • уметь обсуждать поставленные вопросы мировоззренческого содержания по проблемам религиоведения.

Самостоятельная работа

Под самостоятельной работой студента (слушателя) понимается совокупность всей его самостоятельной деятельности не только в учебной аудитории, но и за ее пределами: изучение учебной, учебно-методической и монографической литературы, подготовка докладов, выступлений на семинарских занятиях, ответов на контрольные вопросы по каждой из изучаемых тем и ответов на экзаменационные вопросы по курсу религиоведения в целом.

Виды занятий, методики обучения и формы контроля

В преподавании курса используются следующие виды занятий: лекции, семинары, консультации (групповые и индивидуальные); письменные работы, экзамены.

На лекциях излагаются ключевые темы курса, дается схема содержания всего курса. Обозначаются и устанавливаются вопросы и разделы для самостоятельной проработки.

На семинарах в ходе обсуждений и дискуссий закрепляется материал по более сложным разделам курса. Отрабатываются и проверяются навыки самостоятельной работы с текстами философского характера.

На консультациях студенты учатся правильно ставить и задавать во­просы, выясняют непонятные для себя проблемы. Преподаватель научает студентов рациональному построению ответов на экзаменационные вопросы, учит правильно строить план ответа, дает определения сложных терминов и т. п.

Письменные работы служат для выработки навыков и умений рефе­рировать научные тексты, самостоятельно излагать их содержание.

На экзаменах проводится проверка знаний студентов по единым . экзаменационным вопросам, а также выявляются и корректируются навыки и умения экзаменующихся вести мировоззренческие рассуждения и диалоги.

При планировании и организации своей деятельности по изучению фи­лософии студенты должны исходить из того, что самостоятельная работа по предмету требует не меньше времени, чем аудиторные занятия. Фактически (для хорошего освоения материала) — много больше.

При самостоятельной работе над курсом нужно уделить особое внимание отработке понятийного аппарата.

Формами контроля в процессе изучения курса являются: контрольные на знание терминов, проводимые на семинарских занятиях; проверка освоенного материала посредством специальных тестов по; письменные работы реферативного характера; экзамен (зачет) по всему учебному материалу.

Контрольные работы и тестовые испытания служат для проверки те­кущей успеваемости студентов и фиксируются преподавателем в своем журнале.

Оценки по письменным работам и на экзамене имеют официальный характер и фиксируются в соответствующих документа (ведомостях, зачетных книжках).

Программа курса

Тема 1. Религия как социально-историческое явление. Возникновение религии.

Определение религии. Особенности религиозного сознания. Религиозный ком­плекс. Основные элементы религии. Человек и религия. Религия и культура. Социально-культурные функции религии. Религия и церковь в истории общества. Типология рели­гии.

Условия и причины возникновения религии. Ранние формы религиозных верова­ний. Их следы в современной культуре. Родоплеменные культы. Язычество древних сла­вян. Эзотерические культы.

Тема 2. Религии в Древнем мире.

Возникновение национально-государственных религий. Политеизм и монотеизм. Религии Древнего Востока и Древнего Египта. Религия и мифология в Древней Греции. Пантеон богов Древнего Рима. Религия древних иудеев (иудаизм). Тора. Синтоизм. Даосизм. Влияние религии на культуру Древнего мира.

Тема 3. Буддизм.

Возникновение, вероучение и культ буддизма. Ханаяна и Махаяна. Культ Будды. Йога. Эволюция буддизма. Ламаизм. Предания Трипитаки. Буддизм и культура Древ­ней Индии. Махабхарата и Рамаяна. Индийская скульптура.

Тема 4. Христианство.

Социально-культурные условия возникновения. Библия. Апокрифы. Библейская история. Вселенские соборы. Символ веры. Возникновение церкви. Христианский культ. Этическое учение христианства. Отцы церкви. Превращение христианства в го­сударственную религию. Древние ереси. Раскол христианства.

История православия. Различные православные церкви. Крещение Руси. Русская православная церковь. Образование Московского патриархата. Церковная реформа патриарха Никона. Синодальный период истории церкви. Русская религиозная филосо­фия. Современное русское православие. Зарубежное русское православие. Старообряд­чество и его течения.

Особенности католицизма. Римско-католическая церковь. Крестовые походы. Ин­квизиция. Католицизм и западноевропейская культура. Философия Фомы Аквинского. Ватикан. 2Ватиканский собор и католический модернизм. Униатские церкви.

Эпоха Реформации и возникновение протестантизма. Учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Англиканская церковь. Секты в протестантизме. Ис­тория протестантизма в России.

Библия как литературный памятник. Библейские сюжеты в мировом искусстве. Образ Иисуса Христа в мировой художественной культуре.

Тема 5. Ислам.

Возникновение. Пророк Мухаммед. Коран. Шариат. Особенности вероучения и культа. Суннизм и шиизм. Современный ислам. Ислам в России. Арабская поэзия. Культовая архитектура. Орнамент.

Тема 6. Религия в современном мире.

Религиозная карта планеты. Роль современных религий в политической и куль­турной жизни народов мира. Клерикальные партии. Религия и решение глобальных проблем человечества. Экуменическое движение. Международные религиозные орга­низации и объединения. Новые нетрадиционные культы.

Семинарское занятие 1.

Религия как явление культуры.

  1. Социокультурная сущность религии.

  2. Религия в системе культурных ценностей.

  3. Художественные образы как способ выражения религиозных идей.

  4. Религия как фактор культурной преемственности поколений.

Темы докладов и сообщений.

  1. Социокультурные аспекты определения религии.

  2. Соотношение понятий «культура» и «духовность».

  3. Специфические особенности религиозно-церковной культуры.

  4. Символ и канон – важнейшие атрибуты церковного искусства.

  5. Религиозная обрядность как форма сохранения культурных традиций.

Литература.

  1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994.

  2. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Ч. II. Раздел V. Религия и культура. – М., 1994.

  3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 2005.

  4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кН. Сумерки богов. – М., 1990.

  5. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. Введение; Мировые религии и система искусств. § 4. Христианство и искусство. § 3,4.

Семинарское занятие 2.

Возникновение христианства.

  1. Исторические условия и причины возникновения христианства.

  2. Религиозно-философские источники христианства.

  3. Споры о природе Иисуса Христа в раннем христианстве.

  4. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

Темы докладов и сообщений.

  1. Исторические источники об Иисусе (Иошуа) из Лазарета.

  2. География распространения христианства в Римской империи.

  3. Гонения против христиан в I-III вв. н.э.

  4. Никейский собор 325 г.

Литература

  1. Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

  2. Донини А. У истоков христианства. – М., 1989.

  3. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

  4. Мень А. Сын человеческий. – М., 1991.

  5. Новый Завет. Евангелия.

  6. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. – М., 1987.

  7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. – М., 1990.

  8. Штраус Л.Ф. Жизнь Иисуса. – М., 1992.

Семинарское занятие 3.

Православие в истории России.

  1. Крещение восточных славян. Влияние христианства на культуру Киевской Руси.

  2. Церковная реформа патриарха Никона и раскол Русской церкви в 17 веке.

  3. Синодальный период истории Русской православной церкви. Церковь и образование в России.

  4. Восстановление патриаршества. Русская православная церковь в условиях отделения церкви от государства.

Темы докладов и сообщений.

1. Летописные свидетельства крещения Руси.

2. Псково - новгородская ересь «стригольников» (14-15 вв.)

3. «Житие протопопа Аввакума».

4. Патриарх Тихон, его жизнь и деятельность.

Литература

1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994

2. Изборник. Повести Древней Руси. - М.,1986

3. Как была крещена Русь. - М., 1990

4. Никольский Н.М. История русской церкви. - М.,1983

5. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. - М., 1995

6. Русское православие. Вехи истории. - М.,1989

Семинарское занятие 4.

Священные книги мировых религий.

  1. Мировые религии и их отличие от национальных.

  2. Сборник буддистских священных книг - Трипитака.

  3. Библия - священное писание христиан.

  4. Священные книги мусульман - Коран и Сунна.

Темы докладов и сообщений.

1. Этика Трипитаки.

2. Новозаветные образы в картине А. Иванова «Явление Христа народу".

3. Тема Корана в творчестве А.С. Пушкина.

Литература

1. Гече Г. Библейские истории.-М., 1990

2. ГордиенкоН.С. Основы религиоведения. -М., 1994

3. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии.

4. Крывелев Н.А. Библия: историко-критический анализ. - М.,1985

5. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М., 1982

6. Настольная книга атеиста. Раздел «Религиозные книги».

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.-М., 1986

8. Философский энциклопедический словарь. - М.,1989

9. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М.,1985

Литература по курсу «Религиоведение»

  1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.

  2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб.пособие. – М., 2006.

  3. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб.пособие. – М., 2005.

  4. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - М., 1994.

  5. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб.пособие. – М., 2005.

  6. Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.

  7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1,2. - М., 1992-1993.

  8. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб.пособие. – Минск, 2002.

  9. Крывелев Н.А. История религий. - М.,1988.

  10. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник/Под общ. ред. В.И.Жукова. – М., 2004.

  11. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. - М.,1995.

  12. НикольскийН.М. История русской церкви.-М., 1983.

  13. Ницше Ф., Фрейд 3. и др. Сумерки богов. - М.,1989.

  14. Основы религиоведения. Учебник /Под ред. Яблокова И.Н.-М.Д998.

  15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 в.-М., 1995.

  16. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебное пособие. - М., 1996.

  17. Религиоведение. Энциклопедический словарь/Под. ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М., 2006.

  18. Религии мира. Пособие для учителей./Под ред. Шапова Я.Н.-М., 1994.

  19. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. - М., 1996.

  20. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии./Сост. Гараджа В.И,-М.,1994.

  21. Русское православие: вехи истории./Науч. Ред. Клибанов А.И.-М.,1989.

  22. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. - М.,1988.

  23. Смелзер Н. Социология. Раздел «Социальные институты», гл. 15. Религия. -М.,1994.

  24. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. - М.,1987.

  25. Тайлор О.Б. Первобытная культура. - М.,1989.

  26. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.,2005.

  27. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1985.

  28. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1,2.- М., 1993.

  29. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учеб.пособие. – М., 2004.

Вопросы к зачету по курсу «Религиоведение»

1. Религиозный комплекс: сущность и структура.

2. Социально - культурные функции религии.

3. Условия и причины возникновения религии.

4. Ранние формы религиозных верований.

5. Родоплеменные культы. Язычество древних славян.

6. Возникновение национально - государственных религий. Политеизм и моно­теизм.

7. Религии Древнего Востока и Древнего Египта.

8. Религия и мифология в Древней Греции и Древнем Риме.

9. Религия древних евреев (иудаизм).

10. Социально-культурные условия возникновения христианства.

11. Библия: возникновение и структура.

12. Особенности христианского вероучения. Символ веры.

13. Этическое учение христианства.

14. Раскол христианства на католицизм и православие.

15. Православие: особенности вероучения и культа.

16. Крещение Руси: причины и влияние на культуру.

17. Церковная реформа патриарха Никона. Старообрядчество.

18. Православие в дореволюционной России.

19. Современное русское православие.

20. Католицизм: особенности вероучения и культа.

21. Современная деятельность Ватикана.

22. Униатские церкви.

23. Протестантизм: особенности вероучения и культа.

24. Протестантские церкви и объединения в РФ.

25. Христианство и мировая художественная культура.

26. Экуменическое движение.

27. Ислам и его связь с политикой.

28. Новые религиозно - мистические культы.

29. Свобода совести и права верующих в РФ.

30. Школа и религия.

Методические рекомендации для студентов

по курсу «История мировых религий»

Приступая к изучению курса, студент должен осознать главную целевую установку - усвоение богатейшей истории мировых религий как важнейшей составляющей мировой культуры. Для наиболее эффективного усвоения материала студентам рекомендуется:
1. Перед прослушиванием лекции по очередной теме курса прочитать соответст­вующий раздел в учебных пособиях, вспомнить свою жизненную практику об­ ращения к религии по данной проблеме, подготовить вопросы преподавателю.

2. На лекционных занятиях обращать особое внимание на логику изложения темы, фиксируя основные вехи истории мировых религий и их влияние на культуру на­родов и человечества в целом. В лекционных конспектах особо отмечать понятия и термины, составляющие понятийный аппарат дисциплины.

3. При подготовке к семинарским занятиям не ограничиваться учебной литерату­рой, обязательно обращаться к трудам религиоведов и теологов, рекомендован­ных преподавателем. Необходимо составить четкое представление по каждому вопросу темы семинарского занятия, быть готовым к участию в дискуссии, выде­лить вопросы, ответы на которые студент должен получить на семинарском заня­тии.

4. Воспитывать в себе толерантное отношение к различным конфессиям, что осо­бенно необходимо будущему учителю и что является неотъемлемым качеством просвещенного человека и гражданина.

Усвоение материала курса истории мировых религий требует большой самостоя­тельной работы студентов, которая включает в себя:

1. Изучение рекомендованной преподавателем учебной и дополнительной литера­туры с обязательным конспектированием основных работ ведущих отечествен­ных и зарубежных религиоведов.

2. Подготовку докладов и сообщений на семинарских- занятиях. При подготовке доклада или сообщения по определенной теме следует продумать план изложе­ния, подобрать и изучить соответствующую литературу, сделав из нее необходи­мые выписки.

3. Использование местного историко-культурного материала, что предполагает оз­накомление с историческими экспозициями Псковского историко-художественного музея-заповедника, с памятниками псковского храмового зод­чества, псковскими летописями, псковским литературным наследием.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд по специальностям 020201 биология психология политология

    Документ
    Целью курса «Религиоведение» является изучение роли религии в системе духовной культуры общества и основ религиоведения; выявление специфики различных подходов к некоторым религиоведческим проблемам; анализ религиозных феноменов и
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 01 «География религий» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Д.С.01 «География религий» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».

Другие похожие документы..