Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
18 апреля 2011 г. в г. Иркутск президент России Дмитрий Медведев провел заседание Президиума Госсовета, посвященное борьбе с распространением наркоти...полностью>>
'Семинар'
Единый налог на вмененный доход. Особенности заполнения налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2012 года. Текущий обзор изменений в налоговом зако...полностью>>
'Пояснительная записка'
В настоящее время, в связи с изменением социальных запросов к личности выпускника, имеется насущная необходимость в изменении подхода к учебно-воспит...полностью>>
'Документ'
24 серпня 1991 року Україна відродилася як незалежна держава – невід’ємна складова європейської сім’ї вільних народів. 20 років тому, на межі тисячол...полностью>>

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины религиоведение Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Религиоведение

Специальность: ______Юриспруденция_________________________

Факультет:_________Юридический_____________________________

Форма обучения: очная, заочная

Курс 1 семестр 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ С.М. КИРОВА

Кафедра философии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Религиоведение

Составитель: кандидат философских наук, доцент Г.В. Петров

Направление: ___________юриспруденция_______________________________________________

Факультет______________юридический_________________________________________________

Форма обучения: очная, заочная

Курс 1 семестр 2

Зачет 2 семестр

Псков, 2009

Выписка из государственного образовательного стандарта

Слагаемые и компоненты религии как предмета познания; суще­ствующие определения, понятия религии; религия и культ; религия и ритуал; религия и мифология; религия и магия; религия и мистика; религия и эзотерика; понятие религиозного опыта; религия и богословие; религия и вера; религия и ее роль в обществе; социологический аспект религии; религия в системе культуры; классификация религий; религии национальные и мировые.

Религии Запада; религии древнего Средиземноморья — египетская, месопотамская, древнегреческая, древнеримская; древнегерманская, древнеславянская, митраизм и его распространение на Западе. Авраамические религии — иудаизм, гностицизм, христианство (католицизм, православие, протестантство, несторианство, монофизитство), мусульманство, бахаизм.

Восточные религии; иранские, индийские, дальневосточные и др. религии.

Многообразие религий; судьбы религиозного сознания в современном мире.

Пояснительная записка

Учебный курс «Религиоведение» направлен на изучение религии как явления общечеловеческой культуры. Он ставит целью позна­комить студентов с современными научными взглядами на религию в це­лом, с особенностями и историей мировых религий, прежде всего христи­анства.

Курс по истории мировых религий включает вопросы по философии и социологии религии с учетом тех знаний, которыми студент овладел при изучении философии и других философских дисциплин.

Богатая история православия на Псковщине позволяет в ходе изучения программного материала широко использовать региональный истори­ческий материал.

Цель и задачи курса

Цель курса «Религиоведение» - дать научную информацию о религии, сформировать понимание принципов религиозного мировоззрения, показать представления об устройстве мира и месте в нем человека, существующие в различных религиозных учениях.

Задачи курса:

  • соблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета;

  • знакомство с основными вероучениями и культами, придающими каждой религии ее специфические особенности;

  • формирование умения видеть переплетение религии с другими духовными явлениями;

  • выработка навыка использования знаний о религии для лучшего понимания философии, морали, искусства, политики, права;

  • использование знаний о религии для усвоения этических ценностей общества;

  • применение знаний о религии в качестве основы формирования нравственных ценностей;

  • помощь в овладении приемами и навыками ведения дискуссий по проблемам религиозного мировоззрения.

В результате изучения курса религиоведения студент (слушатель) должен:

  • обладать знаниями по предмету в пределах, обозначенных программой курса;

  • свободно владеть понятийным аппаратом, основными терминами религиоведения;

  • уметь формулировать проблемы религиозного мировоззрения;

  • уметь устно и письменно излагать изученный материал курса религиоведения;

  • уметь обсуждать поставленные вопросы мировоззренческого содержания по проблемам религиоведения.

Самостоятельная работа

Под самостоятельной работой студента (слушателя) понимается совокупность всей его самостоятельной деятельности не только в учебной аудитории, но и за ее пределами: изучение учебной, учебно-методической и монографической литературы, подготовка докладов, выступлений на семинарских занятиях, ответов на контрольные вопросы по каждой из изучаемых тем и ответов на экзаменационные вопросы по курсу религиоведения в целом.

Виды занятий, методики обучения и формы контроля

В преподавании курса используются следующие виды занятий: лекции, семинары, консультации (групповые и индивидуальные); письменные работы, экзамены.

На лекциях излагаются ключевые темы курса, дается схема содержания всего курса. Обозначаются и устанавливаются вопросы и разделы для самостоятельной проработки.

На семинарах в ходе обсуждений и дискуссий закрепляется материал по более сложным разделам курса. Отрабатываются и проверяются навыки самостоятельной работы с текстами философского характера.

На консультациях студенты учатся правильно ставить и задавать во­просы, выясняют непонятные для себя проблемы. Преподаватель научает студентов рациональному построению ответов на экзаменационные вопросы, учит правильно строить план ответа, дает определения сложных терминов и т. п.

Письменные работы служат для выработки навыков и умений рефе­рировать научные тексты, самостоятельно излагать их содержание.

На экзаменах проводится проверка знаний студентов по единым . экзаменационным вопросам, а также выявляются и корректируются навыки и умения экзаменующихся вести мировоззренческие рассуждения и диалоги.

При планировании и организации своей деятельности по изучению фи­лософии студенты должны исходить из того, что самостоятельная работа по предмету требует не меньше времени, чем аудиторные занятия. Фактически (для хорошего освоения материала) — много больше.

При самостоятельной работе над курсом нужно уделить особое внимание отработке понятийного аппарата.

Формами контроля в процессе изучения курса являются: контрольные на знание терминов, проводимые на семинарских занятиях; проверка освоенного материала посредством специальных тестов по; письменные работы реферативного характера; экзамен (зачет) по всему учебному материалу.

Контрольные работы и тестовые испытания служат для проверки те­кущей успеваемости студентов и фиксируются преподавателем в своем журнале.

Оценки по письменным работам и на экзамене имеют официальный характер и фиксируются в соответствующих документа (ведомостях, зачетных книжках).

Программа курса

Тема 1. Религия как социально-историческое явление. Возникновение религии.

Определение религии. Особенности религиозного сознания. Религиозный ком­плекс. Основные элементы религии. Человек и религия. Религия и культура. Социально-культурные функции религии. Религия и церковь в истории общества. Типология рели­гии.

Условия и причины возникновения религии. Ранние формы религиозных верова­ний. Их следы в современной культуре. Родоплеменные культы. Язычество древних сла­вян. Эзотерические культы.

Тема 2. Религии в Древнем мире.

Возникновение национально-государственных религий. Политеизм и монотеизм. Религии Древнего Востока и Древнего Египта. Религия и мифология в Древней Греции. Пантеон богов Древнего Рима. Религия древних иудеев (иудаизм). Тора. Синтоизм. Даосизм. Влияние религии на культуру Древнего мира.

Тема 3. Буддизм.

Возникновение, вероучение и культ буддизма. Ханаяна и Махаяна. Культ Будды. Йога. Эволюция буддизма. Ламаизм. Предания Трипитаки. Буддизм и культура Древ­ней Индии. Махабхарата и Рамаяна. Индийская скульптура.

Тема 4. Христианство.

Социально-культурные условия возникновения. Библия. Апокрифы. Библейская история. Вселенские соборы. Символ веры. Возникновение церкви. Христианский культ. Этическое учение христианства. Отцы церкви. Превращение христианства в го­сударственную религию. Древние ереси. Раскол христианства.

История православия. Различные православные церкви. Крещение Руси. Русская православная церковь. Образование Московского патриархата. Церковная реформа патриарха Никона. Синодальный период истории церкви. Русская религиозная филосо­фия. Современное русское православие. Зарубежное русское православие. Старообряд­чество и его течения.

Особенности католицизма. Римско-католическая церковь. Крестовые походы. Ин­квизиция. Католицизм и западноевропейская культура. Философия Фомы Аквинского. Ватикан. 2Ватиканский собор и католический модернизм. Униатские церкви.

Эпоха Реформации и возникновение протестантизма. Учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Англиканская церковь. Секты в протестантизме. Ис­тория протестантизма в России.

Библия как литературный памятник. Библейские сюжеты в мировом искусстве. Образ Иисуса Христа в мировой художественной культуре.

Тема 5. Ислам.

Возникновение. Пророк Мухаммед. Коран. Шариат. Особенности вероучения и культа. Суннизм и шиизм. Современный ислам. Ислам в России. Арабская поэзия. Культовая архитектура. Орнамент.

Тема 6. Религия в современном мире.

Религиозная карта планеты. Роль современных религий в политической и куль­турной жизни народов мира. Клерикальные партии. Религия и решение глобальных проблем человечества. Экуменическое движение. Международные религиозные орга­низации и объединения. Новые нетрадиционные культы.

Семинарское занятие 1.

Религия как явление культуры.

  1. Социокультурная сущность религии.

  2. Религия в системе культурных ценностей.

  3. Художественные образы как способ выражения религиозных идей.

  4. Религия как фактор культурной преемственности поколений.

Темы докладов и сообщений.

  1. Социокультурные аспекты определения религии.

  2. Соотношение понятий «культура» и «духовность».

  3. Специфические особенности религиозно-церковной культуры.

  4. Символ и канон – важнейшие атрибуты церковного искусства.

  5. Религиозная обрядность как форма сохранения культурных традиций.

Литература.

  1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994.

  2. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Ч. II. Раздел V. Религия и культура. – М., 1994.

  3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 2005.

  4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кН. Сумерки богов. – М., 1990.

  5. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. Введение; Мировые религии и система искусств. § 4. Христианство и искусство. § 3,4.

Семинарское занятие 2.

Возникновение христианства.

  1. Исторические условия и причины возникновения христианства.

  2. Религиозно-философские источники христианства.

  3. Споры о природе Иисуса Христа в раннем христианстве.

  4. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

Темы докладов и сообщений.

  1. Исторические источники об Иисусе (Иошуа) из Лазарета.

  2. География распространения христианства в Римской империи.

  3. Гонения против христиан в I-III вв. н.э.

  4. Никейский собор 325 г.

Литература

  1. Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

  2. Донини А. У истоков христианства. – М., 1989.

  3. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

  4. Мень А. Сын человеческий. – М., 1991.

  5. Новый Завет. Евангелия.

  6. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. – М., 1987.

  7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. – М., 1990.

  8. Штраус Л.Ф. Жизнь Иисуса. – М., 1992.

Семинарское занятие 3.

Православие в истории России.

  1. Крещение восточных славян. Влияние христианства на культуру Киевской Руси.

  2. Церковная реформа патриарха Никона и раскол Русской церкви в 17 веке.

  3. Синодальный период истории Русской православной церкви. Церковь и образование в России.

  4. Восстановление патриаршества. Русская православная церковь в условиях отделения церкви от государства.

Темы докладов и сообщений.

1. Летописные свидетельства крещения Руси.

2. Псково - новгородская ересь «стригольников» (14-15 вв.)

3. «Житие протопопа Аввакума».

4. Патриарх Тихон, его жизнь и деятельность.

Литература

1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994

2. Изборник. Повести Древней Руси. - М.,1986

3. Как была крещена Русь. - М., 1990

4. Никольский Н.М. История русской церкви. - М.,1983

5. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. - М., 1995

6. Русское православие. Вехи истории. - М.,1989

Семинарское занятие 4.

Священные книги мировых религий.

  1. Мировые религии и их отличие от национальных.

  2. Сборник буддистских священных книг - Трипитака.

  3. Библия - священное писание христиан.

  4. Священные книги мусульман - Коран и Сунна.

Темы докладов и сообщений.

1. Этика Трипитаки.

2. Новозаветные образы в картине А. Иванова «Явление Христа народу".

3. Тема Корана в творчестве А.С. Пушкина.

Литература

1. Гече Г. Библейские истории.-М., 1990

2. ГордиенкоН.С. Основы религиоведения. -М., 1994

3. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии.

4. Крывелев Н.А. Библия: историко-критический анализ. - М.,1985

5. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М., 1982

6. Настольная книга атеиста. Раздел «Религиозные книги».

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.-М., 1986

8. Философский энциклопедический словарь. - М.,1989

9. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М.,1985

Литература по курсу «Религиоведение»

  1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.

  2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб.пособие. – М., 2006.

  3. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб.пособие. – М., 2005.

  4. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - М., 1994.

  5. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб.пособие. – М., 2005.

  6. Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.

  7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1,2. - М., 1992-1993.

  8. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб.пособие. – Минск, 2002.

  9. Крывелев Н.А. История религий. - М.,1988.

  10. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник/Под общ. ред. В.И.Жукова. – М., 2004.

  11. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. - М.,1995.

  12. НикольскийН.М. История русской церкви.-М., 1983.

  13. Ницше Ф., Фрейд 3. и др. Сумерки богов. - М.,1989.

  14. Основы религиоведения. Учебник /Под ред. Яблокова И.Н.-М.Д998.

  15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 в.-М., 1995.

  16. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебное пособие. - М., 1996.

  17. Религиоведение. Энциклопедический словарь/Под. ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М., 2006.

  18. Религии мира. Пособие для учителей./Под ред. Шапова Я.Н.-М., 1994.

  19. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. - М., 1996.

  20. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии./Сост. Гараджа В.И,-М.,1994.

  21. Русское православие: вехи истории./Науч. Ред. Клибанов А.И.-М.,1989.

  22. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. - М.,1988.

  23. Смелзер Н. Социология. Раздел «Социальные институты», гл. 15. Религия. -М.,1994.

  24. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. - М.,1987.

  25. Тайлор О.Б. Первобытная культура. - М.,1989.

  26. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.,2005.

  27. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1985.

  28. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1,2.- М., 1993.

  29. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учеб.пособие. – М., 2004.

Вопросы к зачету по курсу «Религиоведение»

1. Религиозный комплекс: сущность и структура.

2. Социально - культурные функции религии.

3. Условия и причины возникновения религии.

4. Ранние формы религиозных верований.

5. Родоплеменные культы. Язычество древних славян.

6. Возникновение национально - государственных религий. Политеизм и моно­теизм.

7. Религии Древнего Востока и Древнего Египта.

8. Религия и мифология в Древней Греции и Древнем Риме.

9. Религия древних евреев (иудаизм).

10. Социально-культурные условия возникновения христианства.

11. Библия: возникновение и структура.

12. Особенности христианского вероучения. Символ веры.

13. Этическое учение христианства.

14. Раскол христианства на католицизм и православие.

15. Православие: особенности вероучения и культа.

16. Крещение Руси: причины и влияние на культуру.

17. Церковная реформа патриарха Никона. Старообрядчество.

18. Православие в дореволюционной России.

19. Современное русское православие.

20. Католицизм: особенности вероучения и культа.

21. Современная деятельность Ватикана.

22. Униатские церкви.

23. Протестантизм: особенности вероучения и культа.

24. Протестантские церкви и объединения в РФ.

25. Христианство и мировая художественная культура.

26. Экуменическое движение.

27. Ислам и его связь с политикой.

28. Новые религиозно - мистические культы.

29. Свобода совести и права верующих в РФ.

30. Школа и религия.

Методические рекомендации для студентов

по курсу «История мировых религий»

Приступая к изучению курса, студент должен осознать главную целевую установку - усвоение богатейшей истории мировых религий как важнейшей составляющей мировой культуры. Для наиболее эффективного усвоения материала студентам рекомендуется:
1. Перед прослушиванием лекции по очередной теме курса прочитать соответст­вующий раздел в учебных пособиях, вспомнить свою жизненную практику об­ ращения к религии по данной проблеме, подготовить вопросы преподавателю.

2. На лекционных занятиях обращать особое внимание на логику изложения темы, фиксируя основные вехи истории мировых религий и их влияние на культуру на­родов и человечества в целом. В лекционных конспектах особо отмечать понятия и термины, составляющие понятийный аппарат дисциплины.

3. При подготовке к семинарским занятиям не ограничиваться учебной литерату­рой, обязательно обращаться к трудам религиоведов и теологов, рекомендован­ных преподавателем. Необходимо составить четкое представление по каждому вопросу темы семинарского занятия, быть готовым к участию в дискуссии, выде­лить вопросы, ответы на которые студент должен получить на семинарском заня­тии.

4. Воспитывать в себе толерантное отношение к различным конфессиям, что осо­бенно необходимо будущему учителю и что является неотъемлемым качеством просвещенного человека и гражданина.

Усвоение материала курса истории мировых религий требует большой самостоя­тельной работы студентов, которая включает в себя:

1. Изучение рекомендованной преподавателем учебной и дополнительной литера­туры с обязательным конспектированием основных работ ведущих отечествен­ных и зарубежных религиоведов.

2. Подготовку докладов и сообщений на семинарских- занятиях. При подготовке доклада или сообщения по определенной теме следует продумать план изложе­ния, подобрать и изучить соответствующую литературу, сделав из нее необходи­мые выписки.

3. Использование местного историко-культурного материала, что предполагает оз­накомление с историческими экспозициями Псковского историко-художественного музея-заповедника, с памятниками псковского храмового зод­чества, псковскими летописями, псковским литературным наследием.

Словарь терминов и персоналий

Авраам — библейский патриарх, основатель веры в единого Бога; считается родоначальником евреев и арабов.

Автокефальная церковь — одна из пятнадцати самоуправляющихся православных церквей.

Ад — место посмертных мучений душ умерших грешников. Аллах — имя единого Бога в исламе.

Аматэрасу — богиня Солнца, центральное божество синтоистского пантеона в Японии; к ней возводится родословная японских императоров.

Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей карой в христианстве.

Англиканство — одно из трех основных течений протестантизма, сочетающее католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой; глава англиканской церкви — король, назначающий епископов, в том числе примаса англиканской церкви — архиепископа Кентерберийского.

Анимизм — вера в существование сверхъестественных духовных двойников у материальных предметов, в духов природы и духов умерших предков, душ живых людей.

Антропоморфизм — перенесение физических и психических свойств, присущих человеку, на религиозные и мифологические образы, явления природы.

Апокалипсис — пророчества о конце света, о борьбе между Христом и Антихристом, о страшном суде и тысячелетнем царстве Божьем, данные в откровении святого Иоанна Богослова.

Апокриф — произведение религиозного содержания, не признанное господствующей церковью священным и не включенное в канон.

Апостолы — ученики Христа, избранные им самим для проповеди христианского учения.

Атман — в брахманизме и индуизме индивидуальная духовная сущность любого живого организма, совокупность всех его внутренних качеств.

Аутодафе — церемония приведения в исполнение приговора инквизиции.

Библия — свод книг, состоящий из Ветхого Завета и Нового Завета, которые в совокупности образуют священное писание христианской религии.

Боговоплощение — христианский догмат, утверждающий, что Бог явился в мир в человеческом естестве, во плоти (Иисус Христос).

Бодхисаттва — в буддизме существо, достигшее высшего совершенства, но добровольно отказывающееся погрузиться в нирвану из-за любви и сострадания к живым существам, которым нужно указать путь к спасению.

Брахман — 1) в брахманизме и индуизме высшее абстрактное духовное начало, абсолютная реальность; 2) профессиональный жрец, представитель высшей варны (сословия) в Индии.

Будда — просветленное существо, постигшее высшую истину, достигшее абсолютного совершенства; в узком смысле — первый просветленный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.

Булла — обращение, постановление или распоряжение папы римского.

Ваххабизм — течение в исламе, появившееся в XVIII веке в Аравии, исключавшее всяких посредников между человеком и Аллахом и выступившее за возрождение подлинной чистоты ислама.

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, собрания гимнов, содержащие сведения о мифологии и космологических представлениях жителей Древней Индии.

Вера — психологический компонент религии, бездоказательное признание истинности сверхъестественных явлений и объектов.

Вероучение — система взглядов, целостное учение, которого при­держиваются приверженцы конкретной религии.

Ветхий Завет — первая часть Библии (39 каноноческих книг), рассматриваемая в качестве священного писания и иудаизмом, и хри­стианством.

Газават — в исламе война против неверных, которые пытаются искоренить ислам или оккупировать мусульманскую территорию.

Грех — нарушение божественных предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире.

Далай-лама — титул главы ламаистского духовенства, считающегося земным воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, символа великого сострадания.

Дао — всеобщий путь развития, высшая целесообразность, исходящая от Неба; приверженцы даосизма понимают Дао как всеобщий закон природы, никем не созданный, но присущий всему.

Джихад — в исламе священная война за веру, предписанная Кораном.

Дзэн-буддизм — направление в буддизме, предписывающее путь к просветлению и индивидуальному преображению сознания через медитативную практику, «сосредоточенное созерцание»; распространено в Японии и Китае (кит. — чань-буддизм).

Дхарма — в индийской религиозно-философской традиции правильное учение; в буддизме — учение Будды.

Дэ — небесная благодать, благая сила; высшая добродетель, исходящая от Неба.

Евангелия — описания жизни, искупительной смерти и воскресения Иисуса Христа, изложение сущности христианского учения; четыре канонических Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Евхаристия — причащение, одно из христианских таинств: верующих потчуют хлебом и вином, в которые воплощены тело и кровь Христа; благодаря этому верующие становятся участниками божественного естества.

Епархия — церковно-административная территориальная единица в христианской церкви.

Епископы — обобщенное название всех христианских архиереев (митрополитов, архиепископов, епископов), высших церковных иерархов, управляющих епархиями и ответственных за свою деятельность перед органами высшей церковной власти.

Ересь — религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики и культа.

Жертвоприношение — религиозный обряд с целью умилостивить или возблагодарить высшие божественные силы путем принесения разнообразных жертв (заклание жертвенных животных, продуктов земледелия, человеческие жертвоприношения и т. д.).

Жречество — группа людей, совершающих религиозные обряды и
выполняющих посреднические функции между людьми и сверхъестественными силами.

Зооморфизм — наделение образов духов и богов чертами животных.

Идол — материальный предмет, почитающийся в качестве вместилища божества или непосредственно как божество.

Иисус Христос — основатель христианской религии, почитаемый в христианстве как богочеловек, сын Марии, чудесным образом зачатый от Духа Святого.

Икона — божественный образ или изображение святых, предмет религиозного поклонения, через который осуществляется общение с высшими божественными силами.

Индульгенция — папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов, выданная за деньги или за особые заслуги перед церковью.

Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с еретиками и действовавший почти во всех католических странах.

Инь — обозначение женского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Земля.

Иоанн Креститель — проповедник, возвестивший приход Иисуса Христа как мессии и крестивший его, призывавший народ к покаянию и нравственному очищению.

Кальвин Жан (1509-1564) — один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма; работал в Женеве, ставшей одним из центров Реформации.

Кальвинизм — одно из трех основных течений протестантизма, в центре которого находится учение о божественном предопределении, согласно которому судьбы людей изначально предопределены Богом.

Канонизация — акт причисления к лику святых в католицизме и православии. Капище — древнее языческое культовое сооружение у славян.

Кардинал — в иерархии католической церкви второй церковный чин после папы римского.

Карма — воздаяние за совокупность добрых и дурных поступков в текущей жизни, предопределяющее перерождение материального тела; в индийской традиции рассматривается как воплощение вечного нравственного миропорядка, высшей справедливости.

Катехизис — книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, предназначенная для начального религиозного обучения верующих и составленная, как правило, в форме вопросов и ответов.

Католицизм — одна из трех основных христианских конфессий, «вселенская церковь», имеющая единого главу — папу римского.

Клир — духовенство, совокупность священнослужителей и цер­ковнослужителей в христианской церкви.

Конклав — собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы римского для избрания нового папы.

Конфессия — религиозное объединение, имеющее собственные отличительные черты вероучения и культа.

Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н. э.) — древнекитайский философ, основоположник конфуцианства, распространивший принципы семейных отношений на жизнь государства и разработавший концепцию совершенного человека (цзюньцзы).

Коран — главная священная книга мусульман, оригинал которой хранится у Аллаха, передавшего ее пророку Мухаммеду в виде откровения на арабском языке.

Крещение — одно из христианских таинств, знаменующее принятие человека в лоно церкви и открывающее перед ним перспективу спасения путем очищения от первородного греха.

Культ — вид религиозной деятельности, выражающийся в поклонении сверхъестественным силам, господствующим над людьми, в соответствии с принятыми нормами и предписаниями.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, один из главных ежегодных религиозных праздников у мусульман.

Лао-цзы — легендарная фигура основателя даосизма, жившего в VI—V веках до н. э. и ставшего бессмертным небожителем.

Литургия — богослужение: совокупность обрядов и церемоний, связанных с системой религиозных представлений, приобщающих верующих к церковной жизни, закрепляющих в их сознании догматы вероучения и формирующих религиозное миросозерцание.

Лютер Мартин (1483-1546) — один из вождей реформации, ос­новоположник лютеранства; сигналом к началу реформаторского движения в 1517 году стали его «95 тезисов».

Лютеранство — одно из трех основных течений протестантизма, понимающее веру как непосредственную связь человека с Богом без посредничества церкви; центральный тезис — об «оправдании верой»: спасение достигается только верой в Христа и не зависит ни от каких заслуг или дел человека.

Магия — вера человека в возможность воздействовать на предметы и явления окружающего мира при помощи колдовства.

Махаяна — «большая колесница», «широкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, которое утверждает, что обрести спасение может любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.

Месса — литургия в католической церкви, заключающаяся в чтении молитв, песнопениях в сопровождении органа и завершающаяся причащением.

Мессия (др.-евр. машиах) — божий посланник, наделенный особой силой и направленный в мир, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. С точки зрения христиан таким посланником был богочеловек Иисус Христос, в первое свое пришествие искупивший первородный грех человечества, а его второе пришествие завершит избавление человечества от бедствий.

Миропомазание — одно из христианских таинств, заключающееся в смазывании частей лица и тела верующего ароматическим маслом, миром, посредством чего человек наделяется божественной благодатью.

Миряне — рядовые верующие.

Моисей — пророк, который вывел евреев из египетского плена и заключил договор (завет) с Богом, получив от него на горе Синай скрижали с десятью заповедями; считается основателем иудаизма как монотеистической религии.

Мокша — в брахманизме и индуизме состояние освобождения от череды перерождений и обретение высшего нематериального блаженства.

Монахи — ревнители веры, полностью посвятившие себя божественному служению и связавшие себя добровольными обетами аскетизма, безбрачия (целибат), отказа от имущества (нестяжательство), послушания.

Монотеизм — единобожие, религиозное представление и учение о едином боге. Монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Монофелитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисус Христос имел две разные сущности, божественную и человеческую, но единую волю.

Монофизитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисусу Христу присуща только одна природа, божественная, а не две — божественная и человеческая.

Намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе.

Нирвана — состояние нематериального блаженства в буддийском учении, когда прерывается череда рождений и смертей и наступает высшее состояние духа, при котором все земные привязанности преодолены и отсутствуют желания.

Новый Завет — вторая часть Библии (27 книг), почитаемая в качестве священного писания только христианами и повествующая о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, о проповеднической деятельности Христа и апостолов.

Пантеон — совокупность всех богов какой-либо политеистической религии.

Папа римский — глава римской католической церкви и государства Ватикан.

Пасха — главный христианский праздник в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния; в иудаизме — праздник в честь исхода евреев из Египта.

Патриарх — высший духовный сан в православии, глава православной церкви в ряде стран.

Политеизм — многобожие, поклонение ряду богов, олицетворяющих, как правило, различные силы природы и социальные явления.

Православие — одна из трех основных христианских конфессий, восточная ветвь христианства, «церковь истинной веры», не имеющая единого духовного центра и единого главы церкви.

Пророк — человек, приобщившийся к божественному разуму, действующий по поручению божества и выполняющий функцию посредника между богами и людьми.

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, совокупность многочисленных самостоятельных церквей, утверждающих принцип спасения личной верой и право каждого верующего на личное общение с Богом без посредников.

Рай — посмертное местопребывание душ умерших праведников.

Религия — форма общественного сознания, основанная на вере в реальное существование сверхъестественного, отражающая действительность в иллюзорно-фантастических образах, представлениях и понятиях; включает в себя религиозное вероучение и совокупность культовых действий.

Реформация — социально-политическое движение, развернувшееся в Европе против феодализма и католической церкви и породившее протестантизм. Началось в 1517 г. в Германии с выступления М. Лютера, осудившего злоупотребления католической церкви.

Сакрализация — возведение материальных предметов, людей, действий, норм поведения, текстов в ранг священных, вовлечение в сферу религиозного влияния общественного и индивидуального сознания, социальных отношений и институтов.

Сверхъестественное — сверхчувственная реальность, противопоставляемая верующими действительному, чувственному миру и признаваемая стоящей над ним.

Секта — замкнутое религиозное объединение, возникшее как оп­позиционное течение по отношению к господствующей религии и ревностно отстаивающее свои доктрины, ценности, идейные принципы и установки.

Секуляризация — процесс выхода различных сфер жизни общества,
общественного сознания, социальных отношений и институтов из-под влияния религии, обретение ими светского, мирского характера, отчуждение церковной собственности в пользу государства.

Сансара — концепция круговорота жизни в индийской религиозно-философской традиции, в соответствии с которой жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений, цепочка рождений и смертей.

Священнослужители — служители религиозного культа, рукоположенные в духовный сан (епископы и священники, имеющие право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства, а также дьяконы).

Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения; принимается на веру слепо, без доказательств.

Синто — традиционная национальная религия японцев («путь богов»).

Сунна — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Суннизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее наряду с Кораном святость Сунны.

Табу — магический запрет в первобытном обществе, за нарушение которого должна была последовать кара, насылаемая сверхъестественными силами.

Талмуд — священная книга иудаизма, свод религиозных трактатов,
содержавших комментарии к Торе и Танаху и окончательно закрепивших
идеологические и культовые представления, господствующие в иудаизме.

Танах — священная книга иудаизма, включающая в себя Пятикнижие Моисеево (Тору), Книги пророков (Невиим) и Книги писаний (Хтувим). По своему содержанию в основном соответствует Ветхому Завету Библии.

Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Теология — богословие, концепция обоснования и защиты положений религиозного учения, система доказательств истинности религиозной догматики, комплекс норм и правил жизни верующих и духовенства.

Тора — священная книга иудаизма, включающая в себя первые пять книг Танаха, Пятикнижие Моисеево.

Тотемизм — первобытная форма религии, основанная на вере в то, что сверхъестественным предком (тотемом) и символом конкретного человеческого рода было священное животное, растение либо некое явление природы.

Тримурти — божественная триада в индуизме, состоящая из творца и управителя мира Брахмы, защитника и разрушителя Шивы, реализующего жизненную энергию, и мягкого, непротиворечивого Вишну, олицетворяющего космическую творческую энергию.

Троица — в христианской догматике одновременно существующие три ипостаси единого Бога: Бог-отец, Бог-сын и Бог — Святой Дух.

Фанатизм религиозный — слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в повседневной жизни, нетерпимость к иноверцам.

Фарисеи — религиозно-политическое направление в иудаизме во II в. до н. э. — II в. н. э., члены которого настаивали на строгом и неукоснительном соблюдении религиозных предписаний, отличались показным благочестием.

Фетишизм — одна из ранних форм религии, выражающаяся в поклонении неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Хаджж — паломничество мусульман, выражающееся в посещении Мекки и храма Каабы, одна из пяти основных обязанностей мусульманина.

Хинаяна — «малая колесница», «узкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, его монашеская форма, утверждающая, что обрести спасение может только монах.

Церковь — религиозная организация, организующая управление верующими, кодифицирующая систему вероучения и упорядочивающая культовую практику.

Церковнослужители — низшие служитапи церкви, посвященные обрядом руковозложения, который не относится к таинству священства.

Шаманизм — распространенная в период разложения первобыт­нообщинного строя вера в способность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе, лечить от болезней, провожать умерших в подземный мир.

Шариат — свод норм мусульманского права, морачи, религиозных предписаний и ритуалов, основанный на положениях Корана и Сунны. Шахид — в исламе: мученик, погибший в войне за веру.

Шиизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее Коран божественным откровением и исключительное право прямых потомков Мухаммеда (имамов, унаследовавших четвертому халифу Али — двоюродному брату и зятю Мухаммеда) быть наследниками его миссии.

Экуменизм — движение за объединение христианских конфессий, которое координирует Всемирный совет церквей.

Энциклика — послание папы римского, посвященное наиболее важным общественно-политическим, религиозным, нравственным вопросам, не подлежащее обсуждению и обязательное для исполнения.

Эсхатология — религиозные учения о конце света, связанные с завершением борьбы доброго и злого начал, сил света и тьмы.

Язычество — собирательное обозначение различных политеистических религиозных верований, обрядов и праздников.

Ян — обозначение мужского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Небо.

Материалы для тестовой системы

1. Основой религиозного мировоззрения служит:

а) Знание, рационализирующее отношение человека к действительности.

б) Знание, не требующее доказательств и в представлении человека данное ему свыше.

в) Интуиция человека, открывающая сущность духовной первоосновы мира.

г) Понимание мира как упорядоченной целостности, основанной на

собственных законах развития.

2. Основой любого религиозного вероучения является:

а) Созерцательное основание в виде конкретно-чувственного образа.

б) Вера в высшую сверхъестественную силу, управляющую миром и человеком.

в) Умозрительная модель мира, выраженная в понятийной форме.

г) Замкнутая система знаний, выстроенная на основе аксиом, добытых эмпирическим путем.

3. Политеизм — это:

а) Вера в духов и божественное провидение.

б) Поклонение единому всемогущему богу.

в) Поклонение пантеону богов.

г) Вера в бога, представляющего единое целое с природой.

4. Монотеизм — это:

а) Поклонение пантеону богов.

б) Вера в духов и божественное провидение.

в) Вера в бога, представляющего единое целое с природой.

г) Поклонение единому всемогущему богу.

5. Тотемизм — это:

а) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

б) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

6. Фетишизм — это:

а) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

б) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

7. Анимизм — это:

а) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

б) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

8. Магия — это:

а) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

б) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

9. Зооморфные боги — это:

а) Боги, внешний облик которых подобен животным.

б) Боги, представляющие собой высшую абстрактную силу.

в) Идолы и амулеты как носители сверхъестественного могущества.

г) Боги, внешний облик которых подобен человеку.

10. Антропоморфные боги — это:

а) Боги, внешний облик которых подобен животным.

б) Боги, представляющие собой высшую абстрактную силу.

в) Идолы и амулеты как носители сверхъестественного могущества.

г) Боги, внешний облик которых подобен человеку.

11. Церковь это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Миссионеры, распространяющие религиозное вероучение.
в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

12. Конфессия — это:

а) Объединение последователей одного вероучения и культа в рамках единой организации.

б) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

13. Клир — это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Миссионеры, распространяющие религиозное вероучение.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

14. Миряне — это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Рядовые последователи одного вероучения.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

15. Социальная функция религии:

а) Поддержание веры в грядущее вознаграждение за страдания в земной жизни.

б) Установление правил поведения, которых придерживается большинство верующих.

в) Удовлетворение потребности человека в психологической разрядке.

г) Способ самозащиты человека от внешнего враждебного начала.

16. Богиня подземного царства в религиозной системе Двуречья:

а) Исида.

б) Астарта.

в) Инанна.

г) Эрешкигаль.

17. В религиозной системе Двуречья бог, управляющий Землей и людьми:

а) АН.

б) Энлиль.

в) Мардук.

г) Нергал.

1 8. Бог — покровитель власти фараонов в Древнем Египте:

а) Гор.

б) Сет.

в) Ра.

г) Осирис.

19. Бог пустыни в Древнем Египте:

а) Атум.

б) Анубис.

в) Сет.

г) Осирис.

20. Солярный бог, олицетворявший в Древнем Египте солнечный диск сам посебе:

а) Амон.

б) Атон.

в) Атум.

г) Хепри.

21. Священная книга зороастризма:

а) Ригведа. в) Кодзики.

б) Дао дэ цзин. г) Авеста.

22. Воплощение высшего благого начала в зороастризме:

а) Ахура-Мазда. в) Митра.

б) Ангхро-Майнью. г) Заратуштра.
23. Брахман — это:

а) Высшая абсолютная реальность.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.
24. Карма — это:

а) Состояние высшего нематериального блаженства.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Череда рождений и смертей.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.

25. Бог, почитаемый в индуизме как мягкий и непротиворечивый охранитель:

а) Брахма. в) Вишну.

б) Шива. г) Кама.

26. Атман — это:

а) Принцип упорядоченности мира.

б) Воплощение абсолютной реальности.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.

27. Мокша — это:

а) Состояние высшего нематериального блаженства.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Череда рождений и смертей.

28. Бог, почитаемый в индуизме как творец мира:

а) Кришна. в) Шива.

б) Вишну. г) Брахма.

29. Книга, содержащая древнеиндийские священные гимны:

а) Дао дэ цзин. в) Кодзики.

б) Авеста. г) Ригведа.

30. Цель последователей брахманизма, джайнизма и индуизма:

а) Следование принципу недеяния.

б) Достижение высшего нематериального блаженства.

в) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни государства.

г) Продление жизни и достижение бессмертия.

31. В китайской традиции высшая добродетель, благая сила, исходящая отНеба:

а) Дао. в) Инь.

б) Ян. г) Дэ.
32. Цель последователей даосизма:

а) Следование принципу ненасилия.

б) Продление жизни и достижение бессмертия.

в) Достижение высшего нематериального блаженства.

г) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни
государства.

33. Священная книга даосизма:

а) Дао дэ цзин в) Ригведа

б) Авеста. г) Кодзики.
34. Женское начало в китайской традиции:

а) Инь. в) Дао.

б) Ян. г) Дэ.
35. Цель последователей конфуцианства:

а) Достижение высшего нематериального блаженства.

б) Продление жизни и достижение бессмертия.

в) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни государства.

г) Следование принципу ненасилия.

36. Какая из перечисленных религий НЕ относится к мировым:

а) Иудаизм. в) Ислам.

б) Христианство. г) Буддизм.

37. Какая из перечисленных религий относится к мировым:

а) Индуизм. в) Буддизм.

б) Иудаизм. г) Синтоизм.

38. Какое из перечисленных религиозных учений появилось в Индии:

а) СИНТОИЗМ

б) Даосизм.

в) Джайнизм.

г) Зороастризм.

39. Главной целью последователя буддизма является:

а) Выход из цепочки перерождений и достижение состояния нирваны.

б) Достижение долголетия, а в перспективе - физического бессмертия.

в) Следование законам природной естественности.

г) Гибель в борьбе с противниками вероучения.

40. Достижение нирваны для буддиста означает:

а) Прервать цепочку телесных перерождений и обрести высшее нематериальное блаженство.

б) Достижение долголетия, а в перспективе - физического бессмертия.

в) Гибель в борьбе с противниками вероучения.

г) Следование законам природной естественности.
41. Основа христианского вероучения:

а) Греческие языческие культы.

б) Иудейское вероучение.

в) Религиозные культы арабских кочевых племен.

г) Языческие культы древних римлян.

42. Апостолы — это:

а) Христианские великомученики, принимавшие смерть во имя веры.

б) Защитники христианской веры, разъяснявшие ее основные положения.

в) Руководители крупных церковных округов.

г) Последователи Иисуса, распространявшие его учение.

43. Отношение христианского вероучения к земной жизни человека:

а) Это время, данное человеку для проявления своих лучших качеств.

б) Это временное испытание, данное Богом на пути к вечной жизни.

в) Это путь к построению Царства Божьего на земле.

г) Это возможность осознать, что духовные ценности выше материальных.

44. Евангелия — это:

а) Сборники христианских молитв.

б) Послания апостолов, распространявших христианское вероучение.

в) Описания символов веры и святых таинств.

г) Жизнеописания Иисуса Христа.

45. Какая из христианских конфессий признает духовную власть выше

светской:

а) Католицизм. в) Кальвинизм.

б) Православие. г) Англиканская церковь.
46. Представители какой из перечисленных конфессий не являются
христианами:

а) Католики. в) Сунниты.

б) Кальвинисты. г) Лютеране.
47. Пророк — основатель ислама:

а) Зороастр. в) Мухаммед.

б) Моисей. г) Кришна.
48. Священной книгой мусульман является:

а) Талмуд. в) Тора.

б) Коран. г) Бхагавадгита.
49. Какие из религиозных течений относятся к исламу:

а) Кальвинизм и лютеранство.

б) Махаяна и Хинаяна. в) Шиизм и суннизм.

г) Шиваизм и вишнуизм.

50. Какое из верховных божеств никогда не существовало в человеческом облике:

А) Будда

Б) Аллах

В) Иисус

Г) Зевс

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд по специальностям 020201 биология психология политология

    Документ
    Целью курса «Религиоведение» является изучение роли религии в системе духовной культуры общества и основ религиоведения; выявление специфики различных подходов к некоторым религиоведческим проблемам; анализ религиозных феноменов и
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 01 «География религий» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Д.С.01 «География религий» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».

Другие похожие документы..