Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «30» января 2010 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете п...полностью>>
'Документ'
11.00–11.40 Открытие Форума и Пленарного заседания Конгресса по ИС. Открывает Форум д.э.н. В.Л. Малькевич, Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр». На ...полностью>>
'Программа'
Программа предназначена для повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием для выполнения профессиональной деятельности в...полностью>>
'Анализ'
Самый интересный продукт – капитальное строительство, т.к. позволяет задействовать на объекте все существующие бригады и носит долгосрочный характер. ...полностью>>

Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов Iкурса, обучающихся по направлениям

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

Для студентов I курса, обучающихся по направлениям

521600 «Экономика» и

521500 «Менеджмент» (бакалавры)

(первое высшее образование)

МОСКВА 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов I курса,

обучающихся по направлениям:

521600 «Экономика» и

521500 «Менеджмент» (бакалавры)

(первое высшее образование)

Учетно-статистический факультет

Кафедра Истории экономики, политики и культуры

МОСКВА 2008

Методические указания разработала

кандидат экономических наук, профессор ВЗФЭИ Н.С. Кривцова

Методические указания одобрены на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д. М. Дайитбегов

История экономики. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование). – М.: ВЗФЭИ, 2008.

Методические указания

При изучении дисциплины «История экономики» студентам-бакалаврам необходимо выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа является важной формой самостоятельного изучения студентами-бакалаврами дисциплины «История экономики».

Значение контрольной работы определяется также рядом таких факторов как: самостоятельное углубленное изучение тем курса «История экономики»; приобретение необходимых навыков в работе с учебниками, учебными пособиями, дополнительными источниками, в том числе Интернет – ресурсами; освоение методики изложения и оформления изученного материала.

Подготовка контрольной работы и ее оформление

Начать подготовку к выполнению контрольной работы необходимо с выбора темы.

Кафедра предлагает студентам в соответствии с начальной буквой своей фамилии выбрать одну из пяти тем, предложенных в таблице

Начальные буквы фамилии студента

Номер темы контрольной работы

А Е Л Р Х Э

1

6

11

16 21

Б Ж М С Ц Ю

2

7

12

17 22

В З Н Т Ч Я

3

8

13

18 23

Г И О У Ш

4

9

14

19 24

Д К П Ф Щ

5

10

15

20 25

Выбор темы может определяться научными интересами студента и имеющейся в его распоряжении литературой. При этом, кроме рекомендованной в данных методических указаниях литературы, студенту необходимо изучить и дополнительную литературу: энциклопедии, экономические словари, компьютерные программы.

После изучения соответствующей литературы необходимо составить план, согласно которому раскрыть содержание темы.

При окончательном оформлении контрольной работы следует учесть следующее:

  1. Текст работы может быть выполнен как в рукописном, так и в компьютерном варианте.

  2. На обложке тетради необходимо указать свою фамилию, инициалы, факультет, специальность, номер группы, номер студенческого билета, а также фамилию преподавателя, читающего Вам курс лекций по данной дисциплине.

  3. На первой странице следует указать тему и вопросы плана, в соответствии с которым осуществляется изложение материала. При этом каждый новый раздел необходимо начинать с его наименования в соответствии с планом работы.

  4. Письменная контрольная работа исключает дословное заимствование текста источников, а в приведенных цитатах следует давать ссылки (название работы, стр.)

  5. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и свою подпись.

  6. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля.

  7. Необходимо строго придерживаться сроков представления контрольной работы своему преподавателю (не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии). Сдача работы в период экзаменационной сессии не допускается.

Собеседование по контрольной работе

Проверенная преподавателем контрольная работа с замечаниями и рекомендациями по их устранению, возвращается студенту для подготовки к собеседованию.

Работу, не допущенную к собеседованию, необходимо доработать и представить для повторной проверки.

Студент должен внимательно изучить замечания преподавателя, подготовиться к ответу и в назначенный день прийти на собеседование. Положительные результаты собеседования оформляются в зачетной книжке оценкой «зачет» и служат допуском к сдаче экзаменационного зачета.

Тематика контрольных работ по курсу «История экономики»

Вариант №1. Периодизация хозяйственной жизни человечества.

  1. Сущность и критерии периодизации мирового социально-экономического развития.

В первом вопросе обратите внимание на то, что периодизация экономического развития – одна из основ исторического метода в исследовании развития экономики. Это установление хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества. В основу периодизации положены закономерности развития общественного производства и изменения экономической жизни людей в различных обществах и культурах. Укажите критерии периодизации хозяйственной жизни человечества.

  1. Варианты периодизации экономической эволюции человечества.

Во втором вопросе проанализируйте содержание каждого из вариантов периодизации, которые можно свести к трем основным группам. Раскройте на конкретных примерах принципы периодизации первой группы – «восхождение от низшего к высшему», второй группы – «исторический круговорот», третьей группы – «теории цивилизаций». В заключении выскажите свою точку зрения на преимущества или недостатки какой-либо теории периодизации.

Тест

Приведите в соответствие хронологию и исторические процессы, соответствующие эволюции первобытного хозяйства:

  1. Предыстория хозяйства и а. VIII – V тыс. до н.э.

материальной культуры

  1. Примитивно-присваивающее б. 1 млн. лет назад-40 тыс. до н.э.

хозяйство

3. Развитое присваивающее в. 40-20 тыс. до н.э.

хозяйство

4. Зарождение производящего г. IX – VIII тыс. до н.э.

хозяйства

5. Эпоха производящего д. Примерно 1 млн. лет назад

хозяйства

6. Разложение первобытно- е. V – IV тыс. до н.э.

общинного хозяйства

Вариант №2. Особенности экономического развития рабовладельческих государств Древнего Востока и античного мира.

  1. Причины возникновения и особенности рабовладельческого способа производства.

В первом вопросе, при рассмотрении причин возникновения рабовладельческого строя, выделите те из них, которые обусловили формирование общин «азиатского» или «античного» типа и заложили основы рабовладельческих государств. Выявите особенности рабовладельческого способа производства.

  1. Варианты развития рабовладения (восточное и античное рабство).

Во втором вопросе, при рассмотрении вариантов развития рабовладения, обратите внимание на особенности организации хозяйственной жизни в древневосточных и античных государствах. Дайте анализ основных причин падения рабовладельческих государств и событий, ставших условной гранью между рабовладельческой и феодальной эпохами.

Тест

Установите соответствие между этапами феодализма в Западной Европе, их хронологией и главными событиями:

1. Ранний феодализм А. XI – XV вв.

2. Расцвет феодализма Б. конец XV – сер. XVII вв.

3. Разложение феодализма В.V – X вв.

а. Великие географические открытия

б. Аллод, бенефиций, феод

в. цех, гильдия

Вариант 3. Главные направления и результаты экономического развития Руси в IX-XV вв.

  1. Социально-экономическое развитие Древнерусского государства – Киевская Русь.

В первом вопросе покажите, что феодальные отношения в Киевской Руси вырастали из первобытнообщинных. Расскажите о политическом строе, экономической структуре, организации хозяйственной жизни, налогах, торговле и др.

  1. Особенности хозяйственного развития в период феодальной раздробленности.

Во втором вопросе дайте анализ причин и последствий феодальной раздробленности на Руси. Расскажите о формировании крупнейших княжеств в домоногольский период. Покажите, что в политическом, экономическом и культурном отношении они не отставали от крупнейших государств Европы. Подчеркните, как повлияло на состояние Руси ордынское иго. В заключении раскройте содержание основных событий, положивших начало формированию на Руси централизованного государства - принятие «Судебников», утверждение новой формы землевладения.

Тест

Приведите в соответствие варианты рабовладения и положения, которые раскрывают их характерные черты:

А. Древневосточное (азиатское) рабство.

Б. Античное рабство

  1. Появление слоя люмпен-пролетариев.

  2. Рабы заняты в основном в ремесле и торговле

  3. Рабство носит домашний, патриархальный характер

  4. Рабство носит классический производственный характер

  5. Основная производительная сила – крестьяне, а не рабы

  6. Установление государственной собственности на землю

  7. Право частной собственности на землю

  8. Распространение общественных работ

Вариант 4. Основные этапы и направления совершенствования отраслевой структуры экономики в странах Западной Европы

(V - середина XVII вв.)

  1. Хронологические рамки и общие хозяйственные черты средневековой Европы.

В первом вопросе необходимо отметить, что в отечественной историографии началом Средневековья в Западной Европе принято считать падение Западной Римской империи (V в.), а окончанием – Английскую буржуазную революцию (середина XVII вв.), символизирующую завершение феодализма и начало капитализма. Подчеркните, что в эпоху Средневековья человечество значительно продвинулось в развитии материальной и духовной культуры.

  1. Эволюция производительных сил в период раннего феодализма (V-X вв.), его расцвета (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (конец XV-середина XVII вв.).

Во втором вопросе дайте анализ основных этапов хозяйственной эволюции Средневековой эпохи по схеме: преобладающая форма земельной собственности, характер производства (натуральное или товарное), степень зависимости крестьян от феодала, ведущие отрасли экономики. При этом особое внимание обратите на товарно-денежные отношения, способствовавшие развитию городов, ремесел, коммутации ренты на разных этапах: раннего феодализма (V-X вв.), его расцвета (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (к. XV- середина XVII вв.). Покажите, как в недрах позднего Средневековья складывался капиталистический уклад, зарождался процесс первоначального накопления капитала.

Тест

Укажите источники первоначального накопления капитала:

  1. Насильственный сгон с земли и экспроприация крестьян

  2. Ограбление и эксплуатация колоний

  3. Капиталы, созданные мануфактурной промышленностью и посреднической торговлей

  4. Внутренний государственный долг

  5. Налоги

  6. Торговля и промышленная монополия государства

  7. Строительство пирамид

  8. Последствия III НТР

Вариант 5. Великие географические открытия.

  1. Предпосылки и основные направления Великих географических открытий.

В первом вопросе определите содержание Великих географических открытий и раскройте их общую хронологию. Выявите главные предпосылки, обусловившие необходимость этих открытий. Укажите главные направления, по которым европейцы пустились на поиски новых земель и торговых путей. Назовите имена руководителей этих экспедиций.

  1. Экономические последствия Великих географических открытий.

Во втором вопросе дайте анализ последствий Великих географических открытий, повлиявших на мировую экономику и развитие торговых связей. Рассмотрите содержание и социально-экономические последствия «революции цен», ставшей одним из источников первоначального накопления капитала.

Тест

Установите соответствие имен, хронологии и направлений Великих географических открытий:

А. Магеллан а. Морской путь из 1. 1519 – 1521 гг.

Лисабона в Индию

вокруг Африки.

Б. Васко да Гама б. Открытие Америки. 2. 1492 г.

В. Кортес в. Кругосветное путешествие 3. 1498 г.

Г. Хр. Колумб г. Открытие Мексики 4. 1519 – 1522 гг.

Д. Дж. Кабот д. Открытие Северной 5. 1497 – 1498 гг.

Америки

Е. Т. Ермак е. Открытие пролива между 6. 1581 г.

Азией и Северной

Америкой

Ж. С. Дежнев ж. Начало похода в Сибирь 7. 1648 г.

Вариант 6. Мануфактурный капитализм в Голландии и Англии.

  1. Становление и развитие мануфактурного производства в Европе.

В первом вопросе необходимо выявить общие закономерности развития и модификации хозяйств европейских стран к моменту зарождения мануфактурного производства. Раскройте содержание понятия «мануфактура», и покажите ее отличие от ремесленной мастерской. Установите своеобразие различных форм мануфактур.

  1. Специфика голландского и английского мануфактурного капитализма.

Во втором вопросе целесообразно проследить специфику хозяйственного и социально политического развития Голландии и Англии в XV-XVII вв. Особенность экономического развития Голландии состояла в том, что главную роль в ней играл торговый капитал. В XVII в. она стала не только мировым торговым посредником, но и страной – банкиром. Однако к началу XVIII в. она потеряла свои позиции, уступив первенство Англии – «классической стране первоначального капитала». Выявите причины и последствия торговых войн между этими странами. Покажите, что именно в Англии наметился широкий переход промышленности на стадию мануфактурного производства, ускорявший технический прогресс в различных отраслях хозяйства. В отличие от голландского торгового капитализма в Англии набрал силу промышленный капитализм.

Тест

Укажите среди нижеперечисленных положений те, которые характеризуют последствия Великих географических открытий:

  1. Становление мирового рынка

  2. Формирование феодальной земельной собственности

  3. Возникновение машинного производства

  4. «Революция цен»

  5. Перемещение торговых путей

  6. Образование колониальных империй

  7. Изобретение электричества

  8. Подготовка первой мировой войны

Вариант 7. Буржуазные революции в Европе.

1. Причины и задачи буржуазных революций в Европе.

В первом вопросе следует уяснить, что основная причина буржуазных революций заключается в вызревании противоречий между отжившими феодальными и утверждавшимися капиталистическими отношениями. Каждая страна имела свою специфику. В Нидерландах (Голландии) революция совпала с борьбой за независимость, в Германии – с объединением страны, во Франции – с отменой крепостного права; Английская буржуазная революция открыла эру капиталистических отношений в Европейском масштабе.

2. Социально-экономические последствия буржуазных революций в Голландии, Англии, Франции и Германии.

Обратите внимание, что при характеристике социально-экономических последствий европейских буржуазных революций необходимо подчеркнуть прогрессивность буржуазии – ее стремление к свободе предпринимательства, торговли, внедрению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Проанализируйте результат буржуазных революций в названных странах в решении вопроса о феодальном строе, цеховом устройстве ремесла, монополии дворян на землю. Определите, какие страны сумели решить эти вопросы радикально, какие половинчато. Особое внимание уделите рассмотрению решения аграрного вопроса. Рассмотрите «прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. В каких странах имел место подобный вариант решения этой проблемы. Покажите, в чем заключалось своеобразие решения аграрного вопроса в Англии (система лендлордизма), Франции (парцеллярное крестьянское хозяйство) и др. Объясните, какой из вариантов обеспечивал наиболее эффективное функционирование аграрного сектора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права» для студентов Iкурса Челябинск

    Методические указания
    Приложение 3. Сокращение слов в библиографическом описании ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (извлечение)
  2. Конспект занятия №1 по физическому воспитанию в суо для студентов Iкурса в весеннем семестре Общие задачи

    Конспект
    Лекция по теме: «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности».
  3. Нтов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10

    Документ
    Составлено на основании порядка представления документов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10.

Другие похожие документы..