Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А32) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой ...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа» городского округа закрытого административно-территориального образ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 1 июля 2011 года в 14.00 часов на заседании Дис­сертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: ...полностью>>
'Документ'
Жизненный путь каждого из нас зависит от многого. Кто-то проживёт счастливую и беззаботную жизнь, кто-то посвятит себя семье или работе, а кто-то в р...полностью>>

Мниисэпп. Публикация материалов только с его разрешения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Авторские права принадлежат МНИИСЭПП.

Публикация материалов только с его разрешения.

МИНГОРИСПОЛКОМ

МИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Современные стратегии развития

мегаполисов и крупных городов

Материалы международной научно-практической конференции

«Современные стратегии развития мегаполисов и крупных

городов», состоявшейся 9 – 10 октября 2003 года в г. Минске

Минск
2003

УДК 314(043.2)

ББК 60.7

С56

О р г к о м и т е т к о н ф е р е н ц и и:

Павлов М.Я. – председатель

Ерохов Н.М. – заместитель председателя

Бобков В.А. – заместитель председателя

Байдак В.И.

Дубровский В.Г.

Лученок А.И.

Папковский В.М.

Петрушин М.А.

Рубанов А.В.

Саванович М.Ф.

Чадович А.И.

С

С56

овременные стратегии развития мегаполисов и крупных городов: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Мн.: МНИИСЭПП, 2003. – 412 с.

ISBN

Материалы конференции рассчитаны на представителей органов власти и управленческие кадры, научных работников, преподавателей вузов, дипломатов, на всех, кто интересуется вопросами экономики, управления, экологии, градостроительства и политики.

УДК 314(043.2)

ББК 60.7

ISBN © Коллектив авторов, 2003

© МНИИСЭПП, 2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ЭКОНОМИКА ГОРОДА»

В. А. Б о б к о в,

член-корреспондент НАН Беларуси

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИНСКА

Д о к л а д

Уважаемые дамы и господа!

Чуть более года назад в этом зале мы представили научному сообществу и практическим работникам формулу устойчивого развития Минска: «5 городов – в одном». На прошлой международной конференции вокруг этой формулы шла основная дискуссия. Ее результатом стало признание данной формулы как весьма удачной, научно аргументированной и привлекательной с позиций маркетинга города.

Исследование проблематики устойчивого развития, проведенные дискуссии позволили вплотную подойти к четкому определению приоритетов, стратегических ориентиров в развитии Минска как современного европейского города.

Хотя надо заметить, что стратегический план, который разрабатывается институтом по инициативе мэра, – дело новое не только для нас, но и вообще для Беларуси. Если на Западе стратегическое планирование развития городов появилось в 60-е гг., в России – в 90-е гг. прошлого столетия, то у нас только теперь.

Вместе с тем вы можете возразить: зачем еще что-то выдумывать, разве мало отраслевых и комплексных программ, годовых, средне- и долгосрочных планов, которые мы научились неплохо разрабатывать?

Зачем городу понадобился стратегический план?

Во-первых, разработка и жизнь по стратегическому плану признаны в мировой практике одним из самых современных методов местного управления, ибо это позволяет четко определить основные ориентиры на перспективу, а затем эффективно добиваться их выполнения: создавать соответствующие структуры для реализации намеченных перспектив, мобилизовать кадры, внутренние и внешние материальные, финансовые ресурсы и т.п.

Подтверждением тому является опыт практической жизнедеятельности многих городов мира на основе стратегического планирования. Это и Вена, и Бонн, и Лион, и Варшава, и Киев, и Санкт-Петербург, и Екатеринбург, и Новосибирск, и Нижний Новгород. Замечу, что в России стратегические планы развития имеют или разрабатывают почти все крупные и многие средние города, а также города районного масштаба.

Во-вторых, современная концепция стратегического планирования и управления возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, обострение конкурентной борьбы, рост глобализации. Рынок в корне меняет содержание управленческой деятельности. Оно должно быть в меньшей степени направлено на администрирование и в большей – на преобразования. Сегодня способный руководитель перед собой ставит задачу разработать стратегию развития, а не стратегию выживания, а перед подчиненными – сегодня делать то, о чем другие завтра будут только думать.

В-третьих, стратегический план позволяет интегрировать все приоритеты развития территории, в том числе общественно-политические. Иначе говоря, позволяет консолидировать городское сообщество: власть, население, политические партии, общественные структуры, без чего не возможен успех. В то же время это позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех научных, хозяйствующих, финансовых и иных структур принимать участие в выборе решений и их реализации. И в этом – одна из основных ценностей стратегического плана.

Таким образом, стратегический план – это прогнозный документ, интегрирующий в согласованное целое главные цели и задачи развития, внутренние и внешние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия. Его предметом является прежде всего конкурентоспособность: 1) города как места для жизни, хозяйственной деятельности и места пребывания; 2) отдельных отраслей и сторон городского хозяйства, экономики, социальной сферы. Это своего рода маркетинг города.

Начиная разрабатывать стратегический план, мы поставили перед собой еще один вопрос: какова цель его разработки? Учитывая, что город является сложным социальным явлением, исходили как из личных целей минчан, так и из целей хозяйствующих субъектов. Но они, понятно же, неодинаковы. Поэтому пришлось их агрегировать и объединить в одну общую цель. На наш взгляд, эта цель должна давать представление о том, каким город станет в обозримом будущем. Нам Минск представляется как чистый, красивый город с прогрессивным цивилизованным обществом.

С учетом идеологии кардинального поворота к человеку, его нужд и потребностей главная цель стратегического плана г. Минска вырисовалась следующей: обеспечить высокое качество жизни нынешних и будущих поколений горожан. Эта целевая установка заложена в план как основное стратегическое направление его развития: «Минск – город здоровья и высоких социальных стандартов». Понятие «качество жизни» включает приемлемые денежные доходы, хорошее жилье, благоприятную и здоровую окружающую среду, большую продолжительность жизни, гарантированные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения, сохранение и создание новых рабочих мест, общественные и досуговые возможности минчанина.

Эта и другие стратегии основываются на результатах исследований. Например, разработано три варианта демографического прогноза населения Минска: «оптимистический», «пессимистический» и «средний». По всем трем вариантам численность населения города будет расти, но темпы роста будут разными. Так, «оптимистический» вариант в 2010 г. предусматривает численность минчан в 1 886 тыс., «пессимистический» – в 1 776 тыс., «средний» – в 1 794 тыс., а к 2020 г. «оптимистический» – 2 192 тыс., «пессимистический» – 1 797, «средний» – 1 900 тыс.

В целом демографическую ситуацию и тенденции ее развития нельзя оценить однозначно. Есть положительные тенденции.

1. В течение последних трех лет несколько выросла рождаемость.

2. Растет численность трудоспособного населения. И этот рост продолжится как минимум до 2005 г. Не случайно у нас отмечен конкурс уже не только в вузы, но и в армию. Связано это с тем, что в активный период жизни вступают наиболее многочисленные поколения, родившиеся во второй половине 70-х – 80-е гг.

3. Остается высокой ценность семьи среди молодежи города.

Однако после 2010 г. демографическая ситуация существенно обострится. Прежде всего ощутимо уменьшится приток трудоспособного населения. В дефиците может оказаться рабочая сила. Для решения этой и других проблем мы выдвигаем вторую стратегию – «Город знаний и наукоемких технологий».

Кроме названной, предлагаются еще четыре основные стратегии: «Город знаний и наукоемких технологий»; «Город – центр международных коммуникаций»; «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций»; «Город, развивающий демократию с широким участием жителей».

На наш взгляд, эти стратегии ориентируют перспективное развитие белорусской столицы в соответствии с мировыми тенденциями развития столичных городов и с учетом специфических особенностей Минска. Одной из таких специфических особенностей, в данном случае негативной, является исторически сложившаяся перенасыщенность города индустриальным производством. В этом плане новые стратегии показывают нетерпимость такого положения и требуют от городских властей решительных действий по изменению ситуации.

Чрезвычайно важно, что новые стратегии в своей концептуальной основе ориентируют власть своевременно улавливать качественные изменения в составе ресурсов городского развития. Например, с переходом к рыночной экономике из сферы прямого управления города практически выпали многие хозяйствующие субъекты. Это приватизированные и созданные новые промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли, быта и др.

В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов экономического развития города. Так, к традиционным ресурсам (сырьевые, трудовые, финансовые, культурно-рекреационные) добавились те, которые в условиях прежних экономических отношений либо вовсе не могли быть использованы, либо использовались крайне неэффективно. Что это за ресурсы? В первую очередь к ним можно отнести землю, здания, сооружения, коммунальную инфраструктуру, городской транспорт.

В целом же логика стратегического планирования опиралась на следующие целевые установки:

на период до 2005 г. – преодоление имеющихся негативных тенденций в социально-экономическом развитии региона и закрепление достигнутых позитивных параметров;

на период до 2010 г. – недопущение снижения положительного уровня развития экономики и социальной сферы города по ключевым (целевым) позициям прогноза регионального развития путем активизации структурных и рыночных преобразований в экономике, создания благоприятных условий хозяйствования в городе;

на период до 2015 г. – обеспечение существенной положительной динамики развития основных секторов экономики города за счет перехода на новый технологический базис производства, последующей реконструкции территориальной структуры городского хозяйства с акцентом на развитие сферы услуг и формирование здоровой социальной среды. Настоящий этап можно охарактеризовать как «прорывной» в инновационном и научно-техническом развитии региона. (Расчет прогнозных показателей был выполнен исходя из предполагаемого соотношения занятых в отраслях реального сектора экономики и сфере обслуживания как 45 : 55 %.);

на период до 2020 г. – последующее поступательное развитие города на основе эффективного использования всего комплекса городских ресурсов с приоритетами в развитии отраслей и сфер деятельности, способных вывести Минск на параметры и направления развития как столичного города европейского значения. В первую очередь это усиление функциональной значимости города как финансового, информационного, ярмарочно-выставочного, культурного, туристического, коммуникационного и делового центра.

Девизом стратегического развития Минска мы предлагаем следующий: «Качество жизни, инновации, партнерство».

И еще о некоторых особенностях стратегического планирования. Изучение зарубежного опыта показывает, что во многих странах местные власти главными стратегиями чаще всего избирают экономические и социальные направления развития городов и соответственно детально прорабатывают их. Скажем, в Германии – это «экономическая стратегия города», в США – «стратегия экономического развития», в Бельгии – «стратегия развития торговли и промышленности» (Кайсаров В.П. Проблемы управления развитием городов //Вестник С.-Петербург. гос. ун-та. 2002. Сер. 5. Вып. (№ 5). С. 40). Обычно стратегические планы не изобилуют конкретными цифрами. Они ставят целью формирование продуманного, аналитического взгляда на будущее города, акцентируют внимание на его конкурентных возможностях. Мы, например, стремимся обосновать качественные изменения в структуре города, тех его отраслей и сфер жизни, которые имеют критическое значение для его существования или могут дать сильный, «прорывной» импульс его развитию. Иначе говоря, идея стратегического планирования состоит в том, чтобы систематизировать уже идущий процесс размышлений о будущем города, дать властям, городскому сообществу обоснованные рекомендации по их политике на длительную перспективу. Поэтому аналитический взгляд на будущий Минск у нас формулируют экономисты, философы, историки, политологи, социологи, правоведы, градостроители, экологи, управленцы, художники, языковеды, депутаты Мингорсовета, практические работники органов власти и управления. Активно помогают наши российские друзья.

Наиболее сложной проблемой, с которой придется столкнуться при осуществлении плана, – это вовлечение в сотрудничество и координацию деятельности различных городских и республиканских органов, негосударственных организаций, населения, т.е. впереди – нелегкая работа и для городских властей, и для ученых.

Еще одна важная особенность. Стратегический план развития города – это план, предполагающий постоянное обновление, возможное изменение отдельных приоритетов в соответствии с изменяющейся ситуацией. Однако стратегические цели должны оставаться неизменными.

И последнее. По большому счету разработчики стратегического плана преследовали и такие цели: с одной стороны, показать перед Европой, перед всем миром конкурентоспособность нашего чудесного города, а с другой – дать местным властям научное видение главных перспектив развития Минска, подвигнуть их к содействию этому развитию. Насколько я понимаю, у нас с городской властью идет уже совместный поиск эффективной городской политики.

М. Я. П а в л о в,

председатель Мингорисполкома,

кандидат технических наук

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

МИНСКА – НАШИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Д о к л а д

Уважаемые участники конференции!

Я полностью разделяю точку зрения разработчиков стратегического плана: вся многосложная и многотрудная работа еще впереди. И, видимо, придется создавать какой-то общественный орган, координирующий эту работу и обновляющий стратегический план. Но уже сейчас могу сказать, что стратегии развития города мы принимаем. Более того, они становятся нашими ориентирами в практической работе: куда идти, что делать, как делать, с кем делать. На мой взгляд, пять основных стратегий, предложенных наукой, обоснованны, объективны и указывают в целом правильную дорогу в развитии Минска будущего.

Мы ставим главной целью повышение качества жизни минчан. Мы не скрываем при этом своих амбиций сделать Минск красивым европейским городом, удобным для жителей и привлекательным для его гостей. Поэтому уже сегодня обращаем особое внимание на то, чтобы его развитие носило устойчивый и динамичный характер, гармонично решались вопросы развития городской экономики, модернизации коммунального хозяйства, формирования здоровой экологической среды, создания эффективной организационной структуры управления.

Первое стратегическое направление устойчивого развития Минска гласит: «Город здоровья и высоких социальных стандартов».

В рамках этого стратегического направления развернута реализация целого ряда флагманских проектов. Назову лишь некоторые из них:

  • создание зоны водно-зеленого ансамбля оздоровления и спорта вдоль реки Свислочь;

  • реконструкция такого нашего сокровища, как Ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, а также городских парков, бульваров, скверов;

  • строительство новых и реконструкция старых спортивных объектов;

  • строительство нового здания Национальной библиотеки;

  • реставрация Лошицкого усадебно-паркового комплекса XIX века;

  • строительство торгово-общественного центра на пл. Независимости;

  • строительство бизнес-центров, гостиниц международного класса, гипермаркетов.

Совсем недавно состоялось открытие обновленного Центрального детского парка – любимого места отдыха минчан и гостей белорусской столицы. А буквально месяц тому назад на Празднике города мы заложили новый городской парк в районе строящейся Национальной библиотеки.

Если накануне прошлогодней научной конференции вы могли увидеть новый железнодорожный вокзал, то к нынешней нашей встрече практически завершена реконструкция всей Привокзальной площади – своеобразной визитной карточки нашего города и всей Беларуси.

Вы не получите полного представления о нашем городе, если не пройдетесь по улицам и площадям вечернего Минска, если не увидите и не оцените работу по подсветке города, в рамках программы «Минск – светлый город».

Постоянно отслеживая мнение минчан по различным проблемам городской жизни, мы пришли к выводу: абсолютное большинство горожан поддерживает нас в реализации этих и других проектов, которые должны в значительной мере изменить облик города, поднять его имидж среди европейских столиц и крупных городов.

Действуя в рамках городской программы «Минск – здоровый чистый город», повышенное внимание уделяем состоянию экологии окружающей среды. Уже завершили первый этап очистки главной водной артерии Минска – реки Свислочь.

Каждый человек нуждается в достойных жилищных условиях. Для нас эта проблема особенно актуальна: среди минских жителей растет число молодых семей. Сегодня в городе зарегистрировано около 130 000 семей, желающих улучшить условия проживания, поэтому стремимся к ежегодному увеличению объемов строительства жилья. В 90-е гг. годовой ввод жилья упал до 240 000 кв. м общей площади. Сегодня он приблизил­ся к 600 000 кв. м. На ближайшее время запланировано увеличение этого показателя до 800 000 кв. м в год.

Одновременно ставим задачу повышения комфортности проживания. В 2003 г. увеличили норматив общей жилой площади, приходящейся на одного жителя, с 15,0 до 20,0 кв. м с доведением его в перспективе до 25 кв. м. Улучшается качество жилья.

Важнейшая задача, свойственная всем мегаполисам и крупным городам, – обеспечение комфортности передвижения населения в рамках городской и пригородной территории. Минские городские власти на протяжении многих лет ведут плановое развитие сети метрополитена. В 1998 – 2001 гг. вторая линия метрополитена увеличилась на три станции. Строительство еще трех станций планируем завершить к 2005 г. Одновременно обновляем парк автобусов, троллейбусов, трамваев. В этой работе используем опыт других городов, в том числе Москвы, Киева, Вены.

Многие из присутствующих знают о проведенной реконструкции Минской кольцевой дороги. Ведется реконструкция других наиболее напряженных автомобильных трасс, строятся современные автомобильные развязки. Разворачивается строительство паркингов. Принимая во внимание интересы автолюбителей, находим для них место и в центральной части города.

В рамках стратегических приоритетов развития Минска ведется благоустройство и эстетизация городской среды. Возвращаем первозданный облик послевоенной застройке города. Вернули к жизни все минские фонтаны. Создаем малые архитектурные формы. Стараемся создать в городе как можно больше тихих уютных уголков, где человек может отвлечься от суеты большого города, отдохнуть, помечтать, побыть наедине с природой. В последние годы обратили особое внимание на озеленение города. На улицах и площадях столицы стало заметно больше цветов. А задача стоит такая: сделать Минск городом цветов.

Но всего этого не достичь без самих минчан, поэтому привлекаем их к облагораживанию города. Недавно подвели итоги конкурса на лучшую улицу и лучший двор, лучшее цветочное оформление клумб, лоджий, балконов и окон. И надо признать: конкуренция была очень острой. Победителя смогли определить с большим трудом.

Крупный город не может не развивать и не обустраивать зоны отдыха и туризма. Их немало в пределах водно-зеленого диаметра г. Минска. Природа подарила нам как в самом городе, так и за минскими околицами много чудесных мест. Только сеть пригородных водохранилищ, находящихся в радиусе 30 км от Минска, способна принять одновременно до 200 тыс. отдыхающих. Планируем более эффективно использовать имеющиеся возможности для купания, катания на лодках, рыболовства, других видов активного отдыха. Думаю, через несколько лет и минчане и гости столицы смогут по достоинству оценить и красоту окрестностей Минска, и нашу работу. Этому будет способствовать реализация концепции и программы развития в Минске внутреннего и въездного туризма на 2003 – 2005 гг. Она является одной из составных частей стратегического плана.

В этом году Президентом страны утвержден Генеральный план развития города Минска до 2030 года. Он, в частности, предусматривает значительный территориальный рост города. Уже на самом первом этапе реализации нового Генерального плана при расширении территории города до кольцевой дороги его площадь выросла с 266 до 305 кв. км. В перспективе площадь Минска должна составить 418 кв. км. Эти вопросы, очевидно, более подробно будут освещены в выступлениях минских градостроителей.

Второе стратегическое направление устойчивого развития Минска гласит: «Город знаний и наукоемких технологий». Этот городской приоритет видится нам закономерным этапом развития технологической инфраструктуры Минска.

Развитие индустриализации в советскую эпоху, стремительный рост после Великой Отечественной войны новых и новейших отраслей промышленности: авто- и тракторостроения, станкостроения, радиоэлектронной промышленности, электронного машиностроения превратило наш город в «сборочный цех» Советского Союза. Мы так свыклись с этим образом, что далеко не все заметили, как быстрое развитие науки и образования придало Минску новые очертания.

Между тем за последние 30 лет прошли четвертая, пятая и шестая волны научно-технической революции, и белорусская наука не осталась в стороне от этого всемирного процесса. В ряде областей лазерной и ядерной физики, радиоэлектроники, биотехнологии и других научных дисциплин ее представители шагают вровень с мировыми лидерами. Все это результат того, что сегодня наш город – один из самых насыщенных городов Европы научными и образовательными учреждениями.

На наш взгляд, наукоемкие отрасли должны стать своеобразными точками роста экономики города, с которыми будет связано повышение конкурентоспособности остальных отраслей промышленности и сферы услуг. В соответствии с этой стратегической линией городского развития с нашей стороны гарантирована всемерная поддержка созданию технопарков и технополисов, инновационных инкубаторов, тех инвестиционных проектов, которые предусматривают создание производств на основе наукоемких, новых и высоких технологий. В этом плане мы и Национальную академию наук Беларуси рассматриваем как важнейший инновационный центр.

Одно из предложенных разработчиками стратегических направлений развития Минска гласит: «Город – центр международных коммуникаций».

Для Минска характерно выгодное не только географическое, но и геополитическое положение. Это своеобразный «культурный перекресток», город, где встречаются две цивилизации, западная и восточная культуры. И, что особенно важно, существует устойчивая социокультурная и межконфессиональная ситуация. Мирное и взаимоуважительное сосуществование представителей разных национальностей и конфессий порождает свойственные минчанам и белорусам в целом толерантность, дружественное и заинтересованное отношение к различным культурам, верованиям и обычаям. Тем самым создается благоприятный социально-психологический климат для гостеприимного, дружественного и заботливого отношения к людям любой нации, любой религии, любой культуры, любого языка. Все это усиливает возможности обмена новейшими научными идеями, технологиями и образовательными успехами.

Городские власти стараются бережно относиться к культурным традициям, истории Минска, которая насчитывает уже 936 лет. Ведем активную реконструкцию главного исторического центра Минска – Верхнего города и Троицкого предместья. На своем прежнем месте вы можете увидеть воссозданную Минскую ратушу. Ратуша – прямое напоминание о том, что уже в 1499 г. наш город получил магдебургское право. Большая часть воссозданной ратуши будет отдана музею истории Минска. Одновременно группа ведущих белорусских историков работает над созданием фундаментального научного издания «История города Минска».

Важное событие в культурной жизни города – празднование Дня Минска, которое теперь проводится ежегодно во вторую субботу сентября. Этот праздник мы отметили только дважды, но уже ясно, что он становится самым популярным у минчан.

Два предложенные учеными стратегические направления гласят: «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций», «Город, развивающий демократию с широким участием граждан». Мингорисполком не только приемлет их, но и многое практически делает. Мы стремимся создать благоприятный микроклимат, равные условия для субъектов различных форм собственности. Новое строительство и реконструкция ведутся в Минске в основном на деньги инвесторов. Мы у них не спрашиваем национальную принадлежность, вероисповедание и тому подобное. Неси деньги – и честно зарабатывай.

Хочу со всей ответственностью заявить: руководство города хорошо понимает и ту истину, что одни мы, без минчан, без их поддержки и активного участия не сможем реализовать намеченные планы. Поэтому вовлечение населения во все городские дела, учет его мнения, опора на него, развитие различных форм самоуправления – это закономерное стратегическое направление нашей работы.

В заключение я хотел бы отметить. Мировой опыт показывает: бессистемное развитие городов не дает им энергии для полноценного развития, для наращивания производственного, экономического, социального и человеческого потенциала. Такие города чахнут и умирают. Только система, четкое видение приоритетов позволяют городу вырабатывать активную политику, добиваться сбалансированности различных сфер, создавать наилучшие условия для жизни горожан, учитывать интересы всех, кто в нем работает, учится, посещает его, ищет в нем культуру, информацию, знания, развлечения.

Н. В. П о д м о г и л ь н ы й,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций Минск 2008 министерство здравоохранения республики беларусь белорусский государственный медицинский университет кафедра философии и политологии социология

    Курс лекций
    Авторы: канд.филос.наук, доцент Савко Н.П. (введение, темы 5,8,9,10,12, заключение); ст.преподаватель Карнацкая В.И. (темы 2,3,4,7,11); ст.преподаватель, канд.

Другие похожие документы..