Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сборник научных работ'
Сборник трудов юбилейной научной конференции и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ. Т. 2. - Курск, 2005. – ...полностью>>
'Урок'
1. Какие части речи бывают? Какое место среди них занимают наречия? С какими частями речи и в чем оно сходно? Чем отличается от этих частей речи? Как...полностью>>
'Документ'
Из Правил проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования (постановление...полностью>>
'Документ'
Огромный привет передает Вам небольшой, но очень уютный и гостеприимный городок Самарской области – Сызрань – неотъемлемая частичка нашей великой и м...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольные вопросы:

  1. Этапы допроса.

  2. Решение вопроса о необходимости проведения допроса.

  3. Подготовка к допросу.

  4. Планирование допроса.

  5. Психологический контакт.

  6. Тактические приемы допроса свидетелей и потерпевших для восстановления ими забытых фактов.

  7. Признаки, свидетельствующие о даче ложных показаний. .

  8. Тактические приемы выявления и разоблачения ложных показаний.

9. Тактические особенности допроса на очной ставке.

10.Требования, предъявляемые к протоколу допроса

Задания

1. Ознакомиться с исходной информацией и составить проект тактического плана допроса Анурова Г.Ф.

Ленинским РОВД г.Ижевска было возбуждено уголовное дело о краже товаров со скидала оптовой базы. Допрошенная в качестве свидетеля жена Анурова показала, что ее муж Ануров Г.Ф. весь день, предшествующий преступлению, работал на строительстве личного гаража. Придя домой, рано лег спать. Поздно ночью кем-то был разбужен и ушел из дома. Пришедшие позвонили в дверь, но Анурова Р.И. уже легла спать и не вставала, пришедших или пришедшего не видела. На ее вопрос - куда и зачем он уходит, Ануров ей ничего не сказал.

Живущий в соседней квартире Романов В.И. показал, что ночью он проснулся от шума подъехавшей машины. Заинтересовавшись, кто мог приехать так поздно, он подошел к окну и увидел стоявшую с потушенными фарами грузовую машину. Вскоре из дома вышел Ануров, сел в автомашину и уехал. Кто находился в кабине, Романов разглядеть не мог, государственный номер и других примет машины он не разглядел.

Допросом свидетеля Шубина, работающего вместе с Ануровым, установлено, что на следующий день Ануров явился на работу с опозданием, поздний приход объяснил тем, что ходил в поликлинику, чтобы записаться на прием к врачу.

Осмотром места кражи установлено ряд важных обстоятельств: обнаружены и изъяты следы пальцев, следы обуви и гвоздодер, окрашенный масляной краской зеленого цвета. Проверкой по криминалистическому учету установлено, что следы пальцев на месте кражи оставлены Никифоровым Иваном Петровичем, судимым в 1980 году по ст. 144 ч. 1 УК РСФСР. Гвоздодер был опознан соседом Анурова Зычковым В.И., у которого первый взял его неделю назад.

2. Обсудить варианты планов допроса Анурова Г.Ф., подготовленные в часы самоподготовки, и определить оптимальный вариант.

3. Инсценировать допрос Анурова Г.Ф., соблюдая процессуальные и тактические рекомендации.

4. Обсудить тактику проведенного допроса.

5. На основе проекта плана допроса, черновых записей, сделанных во время допроса, результатов обсуждений составить тактический план допроса Анурова Г.Ф.

6. Сдать план допроса преподавателю для проверки и оценки.

Методические рекомендации

Криминалистический анализ исходной информации предполагает:

-выделение фактических данных, дающих основание для вывода (решения) о том, есть ли необходимость в допросе и кого именно нужно допросить на данный момент;

-выделение обстоятельств (эпизодов), по которым затем строится информационная линия допроса;

-оценку отдельных данных или их совокупности для выбора тех или иных конкретных приемов допроса;

-составление письменного плана допроса.

В нашем примере план допроса может выглядеть следующим образом:

№ п/п

Обстоятельства, подлежащие

выяснению

Имеющиеся данные

Вопросы к

допрашиваемому

Заметки о тактике

1

9

т

4

5

1.

(Строительство

гаража»

Показания жены

Анурова

1 . Состоите ли Вы членом гаражного кооператива и какого именно? 2. В каком состоянии у Вас гараж?

Использование данных допроса жены, сведений, полученных в гаражном кооперативе, оперативно-розыскных данных

2.

«Ночной уход»

1 . Когда Вы вернулись домой со стройки гаража?

3.

«Опоздание на работу»

По каждому эпизоду не менее 4-6 вопросов

4.

«Посещение поликлиники»

5.

«Гвоздодер»

6.

«Иван (Петрович» и т.д.

Анализ тактики допроса Анурова Г.Ф. преследует цель сформировать умение студентов оценивать тактическое содержание допроса, выделять в нем применение того или иного приема допроса и его результативность, видеть положительные и отрицательные стороны. При анализе тактики допроса студент должен ответить на следующие вопросы:

1. Какова была тактическая ситуация допроса (кооперативная, конфликтная)? Была ли она устойчивой или менялась? Какова причина ее изменения? Дайте оценку в этом плане обеим сторонам.

2. Какие тактические приемы были использованы в допросе для установления психологического контакта?

3. Какие тактические приемы были использованы для получения правдивой информации от Анурова Г.Ф.? В каждом ли случае наблюдалась результативность приема? Если нет, в чем причина?

4. Достигнуты ли цели допроса и в какой степени? Если нет, в чем причина «недополучения» свидетельской информации?

5. Какие положительные стороны можно выделить в тактике допроса Анурова Г.Ф.? Какие ошибки, на Ваш взгляд, были допущены?

Тема 14. Тактика следственного эксперимента.

Контрольные вопросы

1. Какие обстоятельства расследуемого события могут быть проверены следственным экспериментом?

2. Техническое обеспечение следственного эксперимента.

3.Подготовка к эксперименту на месте его проведения.

4. Тактические требования, предъявляемые к проведению следственного эксперимента.

5. Чем отличается эксперимент, устанавливающий возможность что-либо слышать от предъявления для опознания по голосу?

Задания

1. Ознакомиться с исходной информацией №1, принять решение о производстве следственного эксперимента и обосновать его.

Исходная информация №1.

Расследуя уголовное дело об убийстве 12-летнего Р., жителя деревни N. Сотрудниками милиции был задержан 18-летний О., житель той же деревни. На допросах О. пояснил, что действительно, в своем доме три недели назад убил предварительно приглашенного им туда Р. Тело Р. он расчленил в сенях, уложил в деревянный сундук, стоявший там же, затем, закрепив сундук с расчлененным трупом Р. веревкой на багажнике своего велосипеда, вывез его в ближайший лес, расположенный в 3 км. от деревни N. При обыске в доме О. были изъяты топор, куски клеенки с бурыми пятнами. Как пояснил О., эти предметы он использовал при расчленении тела Р. В сенях дома О. на полу видно пятно прямоугольной формы на месте, где по показаниям О. и его знакомых стоял сундук. Далее, как пояснил О., на опушке леса он сжег сундук и некоторые предметы одежды Р., а тело закопал в лесу. О. выразил желание показать место в лесу, где закопано тело.

Так же при обыске в сарае дома О. изъят самодельный пистолет под мелкокалиберный патрон. О. пояснил, что из этого предмета он убил Р. Пистолет, со слов О., он сделал сам в слесарной мастерской* гаража.

Свидетелей изготовления пистолета, убийства и действий по сокрытию тела на данный момент не выявлено. Принятыми мерами розыска установлена жительница той же деревни М., которая, проходя грунтовой дорогой к деревне N, в 80 метрах от дороги, по которой она шла, на опушке леса видела О. с велосипедом. Будучи допрошенной по данному факту, М. пояснила, что хотя ей и 71 год и зрение у нее неважное, она узнала О. и верно описала его одежду.

О. невысокого роста, худощавого телосложения. Официально О. слесарем не работал и не учился слесарному делу.

2. Составьте план по одному из намеченных по исходной информации №1 следственных экспериментов.

3. Организуйте и проведите следственный эксперимент в соответствии с исходной информацией №2.

Исходная информация №2.

На очной ставке свидетель Карин показал: «Я работаю в одном кабинете с Коневым. У нас в кабинете есть два телефона внутренней АТС, один из которых установлен на столе Конева, а другой - на моем. В кабинете есть также телефон городской АТС.

Наши столы стоят один за другим. Я сижу позади Конева. Телефон на столе Конева обычно стоит в левом углу.

В период с 1 по 15 марта с. г. по городскому телефону неоднократно звонил незнакомый мужчина и спрашивал Конева. Конев, разговаривая с ним, ограничивался короткими фразами, такими как: «Все делается, не волнуйтесь», «Решится не сегодня-завтра»; «Подождите пару дней, я сообщу». Я замечал, что после этих разговоров Конев сразу же звонил по внутреннему телефону и говорил: «Я все о том же, как дела?». Поскольку номера внутренних телефонов трехзначные, я без особого труда определял, по какому номеру он звонит. С моего рабочего стола видно, какие цифры набирает Конов. Это был № 365 нашего сотрудника Жеребцова.

Конев показания Карина отрицает и уверен, что последний лжет, так как Карин близорук.

4. По результатам эксперимента составьте протокол и схематический план, показывающий расстановку участников эксперимента на месте.

5. Подготовленные документы сдать преподавателю для проверки и оценки.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию по теме «Тактика следственного эксперимента» необходимо обратить особое внимание на сущность данного следственного действия - проведение специальных опытов, преследующих пять целей: а) проверку имеющихся доказательств, б) получение новых доказательств, в) проверку выдвинутых версий, г) иллюстрацию материалов уголовного дела, д) установление условий, способствующих совершению преступлений. При этом необходимо усвоить те основания, по которым следственный эксперимент подразделяется на различные виды.

Практические задания требуют обязательного знания тактических условий производства следственного эксперимента и тех тактических приемов, которыми обеспечиваются надежные результаты этого следственного действия.

Успеху проведения учебного следственного эксперимента будет способствовать правильный криминалистический анализ исходной информации, в процессе которого необходимо выделить фактические основания (данные), которые:

-во-первых, обосновывают необходимость проведения следственного эксперимента и его цель;

-во-вторых, дают повод определить конкретный вид и условия его проведения;

-в-третьих, позволяют обозначать количество и содержание опытов, а также участников данного следственного действия,

-в-четвертых, определить средства и способы фиксаций хода и результатов эксперимента.

Важным моментом при подготовке к следственному эксперименту является определение очередности проведения нескольких опытов, исходя из конкретного содержания и тактических соображений, сели в нем участвует подозреваемый или обвиняемый.

Не следует забывать и о реконструкции отдельных элементов или всей обстановки на месте проведения следственного эксперимента. При планировании эксперимента рекомендуется воспользоваться следующими таблицами.

План подготовки к следственному эксперименту

Мероприятие

Назначение

План проведения следственного эксперимента

Количество и последоват. опытов

Условия проведения

следственного эксперимента

Количество и роль

участников следствен. эксперимента

Средства и способы фиксации результатов

При составлении протокола следственного эксперимента необходимо в описательной его части обязательно отразить:

-действия, с помощью которых на месте проведения эксперимента были обеспечены соответствующие условия (реконструкция);

-распределение участников эксперимента, в том числе понятых, по определенным точкам, обеспечивающие надлежащее проведение опытов, их полное и объективное восприятие;

-подробно все действия, являющиеся содержанием опытов;

-результаты каждого опыта в отдельности и следственного действия в целом.

Тема 15. Тактика обыска и выемки

Контрольные вопросы

1. Требования УПК РФ, учитываемые при принятии решения о производстве обыска.

2. Задачи обыска.

3. Подготовка к обыску в помещении.

4. Подготовка к обыску на участке местности.

5. Тактические рекомендации по проведению обыска в помещении.

Задания

1. Ознакомившись с исходной информацией, вынести постановление о производстве обыска и составить планы производства обыска в магазине и доме Сусликова.

Исходная информация.

При проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делу о расследовании фактов обвеса и обсчета покупателей в магазине №15 Ижевского горпищеторга стало известно, что периодически (2-3 часа в день) кассир в магазине не работает, а деньги за товар получают сами продавцы. Заведующий магазином Сусликов и кассир Хорькова живут явно не посредствам. Продавцы Лещова, Санникова и Федина ведут учет сумм, «вырученных» при обвесе и обсчете покупателей. Записи об этом хранятся среди товаров под прилавками. А в рабочем кабинете Сусликова спрятана тетрадь, куда он записывает суммы, полученные от продавцов. В своем доме по адресу: Ижевск, Бабушкина, 18, Сусликов хранит сберегательные книжки, деньги и облигации, нажитые преступным путем.

2. Обсудить планы производства обыска в магазине и доме Сусликова.

3. Произвести обыск в инсценировочном классе.

4. Составить протокол обыска и схематический план места проведения обыска с указанием в нем точек обнаружения предметов и ценностей.

5. Сдать преподавателю документы, составленные на практическом занятии и в часы самоподготовки для их проверки и оценки.

Методические рекомендации

При выполнении домашнего задания обратите внимание на особенности оценки исходной информации, заключающейся в том, что фактические данные, служащие основанием для решения о производстве, имеют различные источники происхождения. Одни могли быть получены следственным путем, другие - оперативно-розыскным. Этот момент важен при составлении постановления о производстве обыска, в устанавливающей (мотивировочной) части которого не рекомендуется использование оперативных данных.

Планы проведения обыска в магазине №15 и в квартире Сусликова могут быть составлены в произвольной форме, но при этом следует иметь в виду, что в них должны содержаться тактические вопросы подготовки и проведения обыска, а именно:

- время производства обыска,

- изучение подходов к месту обыска,

- выбор способа «проникновения» в квартиру,

- определение оптимального состава следственно-оперативной группы,

- особенности инструктажа участников обыска и определения функций каждого из них,

- технико-криминалистическое оснащение следственно-оперативной группы и т. д.

Можно рекомендовать следующую форму плана обыска:

п/п

Подготовительные

мероприятия и

состав следственно-

оперативной

группы

Время обыска и

проведения

подготовительных

мероприятии,

функции

участников

Способы

проникновения на

место обыска и

технико-крим.

средства

Особенности

тактики

проведения

обыска

Описательная часть протокола может содержать следующие сведения:

1. Наименование, назначение, количество, мера, вес, индивидуальные признаки предметов, выданных обыскиваемым добровольно или обнаруженных следователем.

2. Отметку о том, что обыскиваемый заявил об отсутствии у него предметов, указанных в постановлении о производстве обыска, а также запрещенных предметов.

3. Отметку о прилагаемой к протоколу описи добровольно, выданных или принудительно изъятых предметов (в случае изъятия большого количества предметов).

4. Наименование и точное месторасположение каждого в отдельности хранилища где обнаружены или находились добровольно выданные предметы.

5. Наименование и точное расположение объекта (стены, печь, фундамент), в котором обнаружен тайник.

6. Точное местонахождение тайника его конструкция, размеры особенности маскировки.

7. Характер и точное месторасположение следов, могущих, иметь значение для дела (следов выстрела, крови и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Курс адресован студентам 2-го курса обучения на базе среднего профессионального образования ИПСУБ УдГУ, по специальности «Юриспруденция», очной формы обучения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория оперативно-розыскной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Оценка знаний студентов производится с помощью текущего опрос в виде зачета в конце семестра. В ходе изучения дисциплины предполагается написание студентами рефератов Курс завершается экзаменом по дисциплине.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция» Специальности 030501 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Курс адресован студентам 4 и 5 годов очной формы обучения, для студентов 6 курса заочного отделения, студентам лонгированной формы обучения дневного и заочного отделения.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине экспертизы в правоохранительной деятельности для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Объективные причины, побудившие привлечение специалистов в судебную сферу. Отражение экспертных исследований в законах древнего Китая, Индии, Рима. Средневековая правовая система и экспертизы.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений для направления 030500 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Основная цель курса для студентов изучение общих закономерностей организации и тактики раскрытия преступлений, а также углубление знаний в области методики расследования отдельных видов преступлений и выработка умений применять полученные

Другие похожие документы..