Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Климат области континентальный, с резкими температурными контрастами, короткими переходными сезонами, холодной зимой, жарким летом, дефицитом влаги, б...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в к...полностью>>
'Диплом'
Особенности и методика определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении физическими лицами доходов в натуральной форме и в...полностью>>
'Документ'
Дисциплінарна відповідальність - це один з видів юридичної відповідальності. Вона полягає в обов'язку працівника відповідати перед власником або упов...полностью>>

Планирование и анализ издательской деятельности (на примере ООО ниц «Сибирский хронограф») Научный руководитель д э. н., проф. Лычагин М. В

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Бузлаевой Анастасии Юрьевны

Планирование и анализ

издательской деятельности

(на примере ООО НИЦ «Сибирский хронограф»)

Научный руководитель д.э.н., проф. Лычагин М. В.

Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Лычагин М. В.

Новосибирск 2002

Введение 3

Глава 1 Книгоиздание в России 5

1. Становление книжного рынка России. 5

2. Современное состояние книжного рынка в России 12

3. Состояние рынка научной литературы в России 16

4. Описание издательского процесса 18

Глава 2 Маркетинг 23

1.Маркетинг в издательском деле. 23

2. Планирование маркетинга 25

3. Элементы книжного маркетинга 30

Глава 3 Финансовый анализ деятельности издательства. 43

Анализ прибыли издательства 43

диагностика качества финансового состояния издательства 46

Диагностика риска банкротства издательства по модели Альтмана и модели Таффлера. 54

Расчеты 56

Заключение 65

Список литературы: 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Введение

Данная работа посвящена вопросам планирования и анализа издательского бизнеса. Этот вопрос чрезвычайно актуален в настоящее время. Анализ темпов роста производства в России за последние годы показывает, что при общем спаде начала – середины 90-х годов полиграфическая отрасль одна из первых оправилась от кризиса и начала развиваться. Во второй половине 90-х годов темпы роста полиграфического производства опережают общие темпы роста производства в России. Существует мнение, что издательский бизнес чрезвычайно прибылен. Так ли это? Действительно ли «издание печатной продукции – есть печатание денег»?

Цель данной дипломной работы состоит в разработке и апробации методов планирования и анализа издательской деятельности в рыночных условиях на примере относительно небольшого издательско-полиграфического предприятия.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

  1. Анализ книжного рынка России в историческом аспекте (до настоящего времени).

  2. Описание различных схем издательского процесса.

  3. Адаптация маркетинговой политики фирмы к условиям полиграфического производства.

  4. Разработка алгоритма планирования и анализа издательской деятельности.

  5. Апробация полученного алгоритма на конкретном предприятии.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе приведен анализ состояния книжного рынка России в историческом аспекте а также описаны основные схемы издательского процесса.

Вторая глава посвящена маркетинговой политики предприятия полиграфической отрасли.

В третьей главе приводится пример практического применения полученной модели планирования и анализа издательской деятельности.

Состояние и перспективы развития одного из полиграфических предприятий рассмотрим на примере ООО Научно – Издательского Центра (НИЦ) «Сибирский хронограф», специализирующегося на издании научной литературы.

Полученные результаты носят обобщенный характер. Данный алгоритм может быть использован любой полиграфической фирмой, занимающейся планированием и анализом своей деятельности.

Глава 1 Книгоиздание в России

1. Становление книжного рынка России.

Проанализируем историю развития книгопечатания в России с 17 века до 80-х годов 20 –го века. Обзор произошедших изменений представлен в виде таблицы (см. таблица 1).

В начале книги были в основном богослужебные. Это были большие красиво оформленные издания, на создание каждой из которых у переписчика уходило около года. Конечно, эти очень дорогие, прекрасно оформленные книги не были доступны простым людям, только государь, церкви и дворяне могли позволить себе иметь такие предметы роскоши. Поэтому не может быть и речи о массовой книжной торговле в то время.

Спустя столетие, усовершенствование типографской техники, развитие бумажного производства и широкое распространение литографии позволило издателям удешевить книги, рассчитанные на широкий сбыт. В связи с этим развивается книготорговля, открываются все новые книжные лавки.

В 19 – начале 20 века книжная торговля становится чрезвычайно прибыльна, в несколько раз увеличивается объем книжной продукции. С развитием сети железных дорог книжная торговля распространяется на всю территорию России. Книга становится все более доступной для народа.

В первые годы советской власти книга становится орудием передачи политических идей. В это время выпуск книг увеличился в разы, но при этом очень сильно упало качество издания. После национализации всех издательств, книжных магазинов и складов, было создано Центральное агентство по снабжению и распределению произведений печати, основной задачей которого было распространение и экспедирование произведений всех видов печати. Таким образом, свободная торговля была заменена на систему распределения, которая отразилась на системе ценообразования - максимально возможное снижение цен или даже их бесплатное распределение.

В 60 – 80 годы значительно выросли тиражи издаваемых книг, что обеспечило существенное увеличение количества экземпляров на душу населения. По этому показателю СССР занял одно из ведущих мест в мире. Но, несмотря на такой значительный рост тиражей, начиная в середины 70-х годов, на книжном рынке страны спрос значительно превышает предложение. Целые разделы ассортимента стали чрезвычайно дефицитными.

Таблица 1

Период

Вид книг

Ценообразование

Покупатели

Место продажи книг

Наличие конкурентов

Продвижение книги

17 в

Наиболее распространены богослужебные книги, но, есть и

светские

Цена на книги устанавливалась исходя из себестоимости, большую часть которой (около 48,8%) составляла стоимость бумаги, около 30%- стоимость рабочей силы. С 1634 г. книги стали продаваться с наценкой. Цена была либо "указная", то есть назначенная государем, либо экспертная, определенная решением торговых людей. На цену книг оказывали влияние такие факторы, как наличие переплета и иллюстраций, формат книги, её тематика. [1]

В основном дворяне

Распространением книг занималась Книгохранительная палата - своего рода книжный склад, где собирались отпечатанные книги; московские рынки, на которые в середине 17 века появился особый книжный ряд; с 1640-х годов книжная лавка.

-

Основная масса книг московской печати рассылалась по российским городам. Книги везли в Ярославль, Казань, Псков, Владимир, Енисейск и другие города. Всего их насчитывалось восемьдесят. Часть книг в принудительном порядке рассылалась по монастырям и церквям по присланным заранее "памятям" - заказам. [1]

Середина 18 - начало 19 в

Книги, рассчитанные на широкий сбыт1

Усовершенствование типографской техники, развитие бумажного производства и широкое распространение литографии, частично вытесняющей более дорогую гравюру, позволили издателям удешевлять книги, рассчитанные на широкий сбыт.

«разночинцы»

Книжные лавки: в 1792 г. – 4 лавки, в 1810 – 244 места, где можно приобрести книгу.[12] В 40-х годах книжная лавка постепенно превращается в книжный магазин

Дворяне читали преимущественно иностранные книги; книготорговые предприятия иностранцев были организованы лучше и профессиональнее русских, все это привело к господству иностранцев на книжном рынке России.

В регионах книжная торговля развивалась медленно. В начале 19 века книжных лавок в провинции почти не было. В 20-х годах книги часто продавались лишь на ярмарках, на которые крупные столичные книгопродавцы присылали своих доверенных.

Конец 19 в – начало 20 в

Произошли структурные изменения в тематике книг. Наибольший рост издательской продукции наблюдается по финансово-экономическим вопросам - в 18 раз, по политическим и общественным проблемам - в 15 раз, по естественным наукам и медицине - в 9 раз. [13]

Книги становились дешевле за счет роста тиражей2, снижения качества печатной продукции, снижения уровня издержек обращения и других экономических факторов.

 

Книги становятся более доступными для широких слоев населения: рабочих, крестьян. Политические процессы, происходившие в обществе, породили интерес к книгам, брошюрам и периодическим изданиям.

В начале ХХ века в книжной торговле получила распространение торговля книгами по почте. Также распространены книжные магазины, литературные салоны; большую роль в улучшении распространения книг сыграли активные приемы и способы торговли, широковещательная реклама, библиографическая работа.

Начиная с 1870-х годов, на книжном рынке господствует предприниматель, вводится система бухгалтерии и учета, используются методы статистики и библиографии.

Книжной торговлей стало выгодно заниматься, многие предприниматели вкладывали в нее большие средства

Развитие сети железных дорог и улучшение путей сообщения, особенно в центральных и южных районах России, содействовали улучшению снабжения книгами отдаленных населенных пунктов. Резко увеличился объем книгоиздания в провинции - в 13 раз. [13]; появились большие книжные магазины. Происходит развитие системы земских складов, которые открывались не только в губернских, но и в уездных городах. Земские книжные склады ставили две задачи: снабжение земских школ и библиотек писчебумажным материалом и книгами, купленными со значительной скидкой, и организацию торговли общедоступными изданиями в деревне.[14]

Первые годы советской власти 1917 - 1960

Огромные тиражи3 журналов, брошюр и др. агитационного материала. Книга стала главным орудием распространения политических идей.

Максимально возможное снижение цен на книги, зачастую бесплатное их распределение. Советские издательские предприятия находились на государственном обеспечении, что позволяло им проводить политику снижения цен без особого риска. На обложках книг часто стояли штампы, запрещающие книгопродавцам повышать цену на ту или иную книгу под страхом ответственности.[15]

Практически все население

Почти все издательства самостоятельно распространяли свои издания. Они имели собственные книжные магазины и склады, располагали сетью агентов по всей стране.

Свободная торговля существовала в стране до осени 1918 г

Правительство национализировало издательства, книжные магазины, склады.

Политика централизации воплотилась в системе учета и распределения печатной продукции. 23 ноября 1918 г. было создано Центральное агентство по снабжению и распределению произведений печати (Центропечать). [15] Основной задачей этого государственного органа было распространение и экспедирование произведений всех видов печати. Центропечать имела свои отделения, пункты и экспедиции по всей России.

1960-1980

В 1960-е годы темпы роста производства книг снизились. В 1970-е годы начался рост: тираж книг по сравнению с 1960 г. увеличился на 6 процентов, число названий - на 4 процента, общий листаж - на 2 процента. Наибольшее количество - 86,8 тыс. названий было выпущено в 1974 г. Затем наступил период стабилизации. [16]

Продажа книжной продукции осуществлялась по твердым низким ценам. Одна и та же книга продавалась во всех книготорговых точках страны по одной и той же цене, указанной на обложке. Издательства устанавливали цены в соответствии с прейскурантом (1966 г.), согласно которому цены зависели не только от характера оформления издания, сорта бумаги, но и от вида и целевого назначения литературы. Самые низкие цены были установлены на учебники для средней школы и издания агитационно-массовой литературы. [1]

Активные читатели, в основном интеллигенция, составляли 40-50 млн. жителей страны, именно они составляли большинство (90 %) посетителей книжных магазинов. Пассивные читатели, примерно - 100 млн. человек, были приобщены к чтению классики, имели небольшие домашние библиотеки, посещали книжные магазины 1-4 раза в год. [1]

Торговая сеть с 1959 г. по 1972 г. увеличилась почти в два раза до 15869 книжных магазинов (против 8544).[16] В этот период значительно повысился удельный вес крупных книготорговых предприятий (баз, книжных магазинов, библиотечных коллекторов). В России государственная розничная книготорговая сеть насчитывала свыше 3700 книжных магазинов. Это позволило увеличить продажу книжных товаров в расчете на душу населения более чем в пять раз.[16]

В 1963 г. было принять решение о создании укрупненных издательств, что способствовало монополизации книгоиздания, усилению контроля за их работой. . В 1966 г. насчитывалось более 3300 издающих организаций, которые выпускали 30 процентов общего тиража книжной продукции. К 1972 г. число издающих организаций сократилось до 623. [16]

Книготорговая сеть охватила практически все населенные пункты страны с численностью жителей свыше 5000 человек.

2. Современное состояние книжного рынка в России

В конце 1980-х - начале 1990-х годов на книжном рынке России существовал огромный спрос на целые тематические разделы литературы. В связи с этим, книжное дело было сверхприбыльной отраслью. Сначала покупатели не обращали особого внимания на качество издания и книготорговых услуг. Успеха можно было добиться простыми перепечатками ранее дефицитных изданий, что не требовало значительных средств, времени и квалифицированного труда. Однако, с 1994 г. ситуация на книжном рынке меняется в сторону его насыщения, покупатели все тщательнее выбирают книги. Книжное дело перестает быть сверхприбыльным, усиливается конкуренция, все большее значение приобретает качество издательской, полиграфической и книготорговой деятельности, имидж фирмы. Успеха добиваются те, кто располагает капиталом, имеет налаженные связи с партнерами по бизнесу, с поставщиками и покупателями.

Период 1991 – 2000 годов характеризуется небывалым ростом числа издательств, особенно в регионах из-за произошедших в России коренных изменений - введения свободы печати, отменены цензуры, установления простой системы получения лицензии на выпуск печатной продукции. В результате количество действующих в стране издательств, по данным Государственного комитета РФ по печати, выросло за это время с 1500 до 15000.[3]

Также произошло разрушение государственной монополии на выпуск печатной продукции. Сегодня частные издательства выпускают около 80% от всей книжной продукции России. Динамика выпуска книг различными по собственности группами издательств и объемы выпускаемых книг в 1991 – 1999 годах представлены в табл. 2 (использованы данные из сборников российской книжной палаты).

Табл.2

Год выпуска

Государственные издательства

Частные издательства

1991

1993

1996

1997

1998

1999

Количество названий, %

Тираж, %

56

72,2

39

41,6

27

27,2

21

17,1

22

15,2

21

17,2

Количество названий, %

Тираж, %

8

21,2

28

52,9

43

68,1

46

78,8

46

80,5

50

78,1

Таким образом, анализ таблицы 2 показывает, что с каждым годом уменьшается доля государственных издательств в общем количестве названий книжной продукции и тираже; для частных издательств ситуация полностью противоположна. См. Приложение 6, 7.

Выпуск книг в России с 1990 по 1998 г. существенно колебался, превысив в 1997 г. по названиям показатели конца 1980 –х гг., а по суммарному тиражу сократившись более чем в три раза. По этим показателям Россия заняла 11-ое место среди самых издающих государств мира. Производство книг на душу населения за это время сократилось с 10 до 2,8 экз. в год. [6]

По данным статистики печати выпуск книг и брошюр всеми российскими издательствами в 1998 г. составил 46595 названий, тиражом 410,7 млн. экз., что выше показателей 1997 г. по названиям на 3,5 % и меньше по тиражу на 6%. [6]

По данным Государственного комитета РФ по печати, помимо Москвы и Санкт – Петербурга издательства имеются сегодня в 186 городах РФ. Причем в 32 городах из них имеется свыше 20 издательств. Так, например, в Екатеринбурге сегодня насчитывается 97 издательств, в Новосибирске – 93, в Челябинске и Казани –53, Самаре – 40 и т.д. [3]

В настоящее время, по данным рейтинга журнала «Карьера», лицо рынка определяют 16 издательств страны, в первую семерку которых вошли такие, как «Терра», «Вагриус», «Дрофа», «Издательство Росмэн», «АСТ – Пресс», «Олма – Пресс», «Махаон», «Эксмо» , «Просвещение» . Именно они и обеспечили львиную долю выпуска книжной продукции всех предприятий : 4981 наименование (11% всех книг, выпущенных в стране) общим тиражом 152,8 млн экземпляров (35%) и общим объемом 2784,4 млн листов-оттисков (40,8%).[18]

В табл. 3 приведено 10 крупнейших издательских центров России в 1999 году (использованы данные из сборников Российской книжной палаты).

Табл.3

Название региона

Число выпущенных книг, ед.

Тираж, млн. экз.

Москва

28341

346,4

Санкт – Петербург

4906

33,3

Новосибирская обл.

870

0,82

Ростовская обл.

739

4,3

Республика Башкортостан

668

1,2

Свердловская обл.

632

2,88

Челябинская обл.

550

0,69

Республика Татарстан

529

2,6

Московская обл.

479

1

Саратовская обл.

469

5,9



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник

    Учебник
    В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования,
  2. Иям, филологии, лигвистике, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-техническим дисциплинам, медицине, образованию и прочим

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, мемуарам-биографиям, филологии, лигвистике, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-техническим
  3. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  4. Федеральное агентство по образованию Бийский технологический институт (филиал) (3)

    Монография
    В монографии представлены теоретико-методологические проблемы мотивации, оценки и стимулирования труда персонала организаций в условиях перехода на инновационный путь развития, сформирован авторский подход к персоналу как к доминантной
  5. Процесс монополизации прессы

    Документ
    Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными

Другие похожие документы..