Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Английская революция XVII в. Основные этапы и законодательство. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция». Особенность английск...полностью>>
'Документ'
Ще недавно про Віктора Ющенка говорили і писали переважно негативно. Ним, якщо можна так висловитися, лякали пересічного обивателя. Причому у свідомо...полностью>>
'Документ'
Актуальность исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике стабильное развитие предприятий во многом зависит от их финансовой устойчивости. ...полностью>>
'Закон'
по материалам парламентских слушаний «Экология современных крупных городов» и Всероссийской конференции «Нормативно-правовое обеспечение природоохранн...полностью>>

Господа Иисуса Христа. Галилейский период. Путь на Страсти. Страстная неделя, Страсти, Воскресение. Священная история апостольского века лекция

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ РПЦ

БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ ПРИ МОСКОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Священник Константин (Польсков)

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Москва

2001 – 2002

Оглавление.

  1. Вводное занятие: основные термины и понятия библеистики.

  2. Новозаветная история и география.

  3. Евангелисты-синоптики, синоптическая проблема. Особенности Евангелия от Матфея.

  4. Особенности Евангелия от Марка и Евангелия от Луки.

  5. Евангелист Иоанн Богослов. Особенности Евангелия от Иоанна.

  6. Рождество, детство, Крещение, начало проповеди Господа Иисуса Христа.

  7. Галилейский период.

  8. Путь на Страсти.
  9. Страстная неделя, Страсти, Воскресение.

  10. Священная история апостольского века.

Лекция №1. Вводная лекция: основные термины и понятия библеистики.

Меня зовут Константин Польсков. Я клирик Николо-Кузнецкого храма, в Москве, на улице Новокузнецкой, Вишняковский переулок, и преподаватель Свято-Тихоновского богословского института по кафедре библеистики. Меня пригласили в этом году прочитать вам десять лекции по Священной истории Нового завета. Насколько я понял, изучение Нового завета на ваших курсах предполагается, если все будет хорошо, около трех лет. Первый год - священная история - это курс, цель которого дать вам основные понятия, основные термины, связанные с Новым заветом, и дать общее представление о новозаветной истории. И второй и третий курсы, это собственно новозаветные писания. Второй курс - четвероевангелие и третий курс - апостол. Если все будет хорошо. Сегодня мы с вами начинаем лекции, и мне показалось вполне резонным начать эти лекции с терминологии. С той терминологии, с которой нам придется сталкиваться, или Вы уже сталкивались, постоянно. Что такое Библия, что такое Новый завет, что такое канон, апокриф, может, кому-то знакомые, а может кому-то незнакомые слова, на которых библеистика и стоит. Ну, начнем с самого широкого, и постепенно будем сужать. Термин "Библия", греческое слово "biblia", есть форма множественного числа существительного "biblos", "книга", или, иначе говоря, Библия - это сборник книг. Это сборник совсем не случайных книг, а тех книг, в которых Церковь увидела Божественное учение, мы с вами увидим, что канон Новозаветный формировался несколько веков, это был длительный процесс. Так вот Библия как собрание священных книг, состоит из Ветхого и Нового завета. Интересно, что наименование "Ветхий завет" возникло благодаря тому, что в Библии есть наименование "Новый завет", потому что те, которые признают лишь Ветхий завет, таковым его не называют. Евреи не называют Ветхий завет Ветхим заветом, они называют его Писанием. Что же такое Новый завет, тот самый завет, который нам с вами предстоит изучать. Начну я со слова "завет". Слово церковнославянское или славянское, которое на русский язык может перевестись как "завещание", но в то же время оно может означать "договор". Новый завет или просто завет есть договор, договор между человеком и Богом, договор, в котором принимают участие две стороны - Бог и человек, договор, цель которого - спасение человечества. Поэтому, собственно говоря, Библия и есть зафиксированная на бумажном или ином носителе история осуществления этого договора между Богом и человеком, история спасения Богом человека. Уже в Ветхом завете появляется термин "новый завет", у пророков. У пророка Иеремии мы читаем в тридцать первой главе следующий отрывочек: «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет; не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними» (книга Иеремии, 31:38).

Итак, мы видим, что уже в Ветхом завете Господь устами пророков дает обетование о заключении нового завета со Своим народом. Того самого завета, который Господь Иисус Христос заключил со Своим народом, с Церковью в Сионской горнице. Если вы помните, текст Евангельский, то у апостолов Матфея, Марка, Луки есть повествование об установлении Господом таинства Евхаристии на Тайной вечере. И апостол Лука приводит слова Христа, Который говорит, указывая на чашу: «сия кровь Моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая». Недаром появляется кровь, по представлениям древнего человека всякий договор должен был быть подтвержден кровавой жертвой. Христос в качестве такой жертвы приносит Самого Себя, заключает договор, Новый завет, с Новым Израилем. Итак Новый завет есть история спасения Христом человечества как Свою церковь; а уже как противопоставление Новому завету, древние Писания стали называться Ветхий завет, или Старый завет, если на русский перевести, но я думаю, что мы все привыкли к термину славянскому "ветхий завет".

Итак, Новый завет есть часть священной истории - истории спасения человечества. Но Новый завет, как и вся Библия, есть собрание некоторый книг, и здесь мы с вами сталкиваемся с термином "канон", «канон Нового завета». Термин греческий. Вообще, практически все термины, с которыми мы сталкиваемся, которые употребляются в библеистике, по преимуществу греческого происхождения, хотя встречаются и латинские, сегодня мы с вами столкнулись с латинским. Так вот слово "канон". В современном греческом языке оно обозначает то же самое, что и в русском языке, это есть некое правило, некое четко определенное собрание каких-то вещей или книг, имеющих строго регламентированный порядок. Слово канон в истории языка имеет длинную историю развития. Происходит оно от греческого слова "kanh"; интересно, что город французский Канны имеет тот же самый корень; город Канны и слово "канон" - однокоренные слова. Так вот это "kanh" обозначает тростник, и город Канны так называется, потому что раньше в этом месте, на побережье Средиземного моря, росло много тростника. Каким же образом тростник связан с тем, о чем мы с вами говорим? Сейчас попытаюсь объяснить. Если вы помните историю, общую историю, Египетскую, то наверняка вспомните рисуночки, сопровождающие тексты исторические, в которых египтяне собирают тростник; из тростника они делали многие вещи, в том числе из тростника изготовлялись особые пруты мерные, те пруты, которыми мерили землю, те пруты, которыми измерялось расстояние, а прут делался из тростника, который назывался "kanh" по-гречески. А если вы вспомните, Средиземноморье в те века времен императора Александра Македонского, Александра Великого, поэтому не странно, что появляется в Египте такое вот греческое слово. Вот эта тростинка мерная и стала называться "канон", иначе по-русски, линейка. Некий эталон длины - мера. Постепенно слово развивалось, и постепенно оно стало обозначать не только меру, но и некое правило, правило, которое определяет содержание чего-либо. Известно, что во втором веке до Рождества Христова, если вы помните, в Александрии была очень богатая библиотека, и вот в библиотеке в Александрийской стали появляться то, что бы мы сейчас назвали антологии или сборники образцовых писателей, и они стали называться канонами, т.е. это был образец писательского мастерства. Иначе говоря, канон от линейки стал обозначать некое правило. И вот в этом значении слово "канон" было унаследовано церковью. Канон Священного писания есть четко определенный церковью образец. Канон Нового завета - поскольку мы с вами говорим сейчас про Новый завет - состоит из двадцати семи книг, двадцать семь книг в каноне Нового завета. Давайте их перечислим. Ну, прежде всего четыре Евангелия: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, книга Деяний апостольских, а дальше в нашей славянской традиции идут соборные послания, а у греков в греческой традиции идут послания апостола Павла. Давайте будем придерживаться нашей традиции - соборные послания, каковых в каноне Нового завета семь: послание апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна, и послание апостола Иуды, брата Господня. Далее следует послание апостола Павла, их мы имеем четырнадцать. Давайте их тоже перечислим. Первое и второе послание к Фессалоникийцам, первое и второе послание к Коринфянам, послания к Галатам и Римлянам, послание к Колоссянам и к Ефесянам, первое и второе послания к Тимофею, послание к Титу, и послание к Филимону. Также в каноне Нового завета имеется послание к Евреям; Священное предание говорит о том, что автором этого послания является также апостол Павел. И вот, наконец, последняя, двадцать седьмая книга Нового завета, это Апокалипсис, или другое название - откровение Иоанна Богослова. Греческое слово "apokalupsis" и переводится как "откровение", "apo" - сверху, "kalupso" от глагола "kaleo", звать, то есть призыв сверху, открываю что-то, сообщаю нечто через откровение, апокалипсис. Итак, двадцать семь книг Нового завета.

Очень давно, приблизительно с третьего века, канон Нового завета логически делится на две части. Ну, это очень легко понять. Четвероевангелие и Апостол - в нашей богослужебной практике именно такое деление и употребимо. У нас есть богослужебное Евангелие, в котором есть все четыре Евангелия, и есть богослужебный Апостол, в котором помещены книги, начиная с Деяний апостольских без Апокалипсиса, потому что Апокалипсис не входит в круг богослужебных чтений, но это другая история. Все книги апостольские, кроме Апокалипсиса.

Итак, наш канон состоит из двадцати семи книг. Как же он формировался наш канон? Оказывается, что этот процесс был весьма длительным, и протекал он не так просто, ибо в истории Церкви были такие моменты, когда церкви приходилось защищать на соборах авторитет тех или иных книг и отвергать авторитет других книг. Канон Нового завета сформировался как некое взаимное признание церквями книг, которые признавались в той или иной церкви. Было несколько центров христианства в империи; мы знаем, что был центр в Александрии, центр учености, был центр в современной Палестине, Антиохия, Палестина, собственно Византия вокруг Константинополя, Рим, и в более северной Европе это Галлия или современная Франция. Если спуститься в Африку, то Карфаген, северная Африка, Латинская Африка. Вот в этих центрах постепенно и начали формироваться каноны, ибо Церковь сохраняла писания, которые были подписаны именами апостолов и учеников апостолов, их было больше или меньше в той или иной церкви, та или иная церковь хранила большее или меньшее количество книг. И считала то количество книг, которое она хранила за правило, канон. И постепенно между церквями возник некий договор, и формальным закреплением этого договора для нас служит решение Пято-Шестого или Трулльского собора, - в истории Церкви вы наверное слышали, был такой собор, - и он проходил после Шестого Вселенского собора, и определил, четко определил канон Нового завета, и с тех пор уже мы с вами не можем какую-то книгу приписать или какую-то книгу убрать. Я говорю это совершенно неслучайно, и привожу вам пример, у апостола Павла в послании к Колоссянам, в четвертой главе, в шестнадцатом стихе, есть такое указание, он говорит: «вот я вам посылаю послание, вы его прочитайте, а когда прочитаете, то отправьте его в церковь Лаодикийскую; а то послание, которое я направил в Лаодикийскую церковь, вы прочитайте у себя». Но послание к Лаодикийцам в нашем каноне не содержится, нет такового. И вот если представить себе гипотетическую ситуацию, что послание к Лаодикийцам вдруг нашлось, вот произвели раскопки и нашли рукопись, само послание к Лаодикийцам, и стало ясно, что это послание апостола Павла, то будет ли это послание включено сразу в канон? Оказывается, что нет, оказывается, что канон был декретирован Вселенским собором, и изменить канон может только Вселенский собор, на котором Церковь выражает свое мнение под действием Духа Святаго.

Так вот, в различных центрах христианства начали формироваться каноны. И очень скоро, приблизительно к третьему веку, во всех этих центрах оказалось, что разногласия между ними состоят в шести-семи книгах Нового завета. Во всех, абсолютно во всех церквях признавались за канонические четыре Евангелия; во всех абсолютно церквях признавались за канонические Деяния апостолов; во всех церквях признавались за канонические почти все послания апостола Павла, за исключением Послания к Евреям; а спор в основном между церквями шел по поводу соборных посланий, да и то не всех; а в основном второго послания Петра, послания Иуды, третьего послания Иоанна Богослова и послания Иакова. Какая-то церковь признавала, а какая-то не признавала. А также спор между церквями долго, вплоть до пятого века, велся относительно Апокалипсиса. Нам известно, что Западная церковь уже во втором веке включила Апокалипсис в свой канон, а вот на Востоке еще в пятом веке были сомнения, принадлежит ли Апокалипсис Иоанну Богослову или нет. И это связано было, в том числе, с борьбой Церкви против еретиков, еретиков-хилиастов, которые пытались основать свое учение о тысячелетнем Царствии земном Иисуса Христа, опираясь на Апокалипсис. Но постепенно разногласия между церквями были преодолены, и мы видим, что уже в четвертом веке такой отец Церкви как Афанасий Александрийский (он жил в Александрии в первой половине четвертого века) в одном из своих посланий - он каждую Пасху писал своей пастве послания пасхальные, как сейчас это происходит, хотя они были гораздо более длинные и догматически содержательнее, - так вот, в одном из своих посланий свт. Афанасий перечислил все книги Нового завета. В следующем веке, в пятом, соборы, прошедшие в Карфагене, также утвердили канон Нового завета, но это был поместный собор. Карфаген - это Северная Африка, это латинская Северная Африка, там говорили на латинском языке. Карфагенский собор тоже в одном из своих постановлений перечисляет все книги Нового завета, говоря, что вот это и есть канон. И завершается этот процесс на Западе тем, что папа Геласий декретирует канон Нового завета, а на Востоке Пято-Шестой или Трулльский Вселенский собор подводит черту под долгими спорами.

Может быть, вы спросите: вот были сомнения относительно второго послания Петра, третьего послания Иоанна, а были ли такие книги, которые когда-то принимались, а сейчас не принимаются? Да, были. Причем эти книги, которые некогда входили в канон той или иной церкви, в настоящее время имеют очень высокий авторитет. О них говорят как о Писаниях мужей апостольских, к таковым относятся пастырь Ерма - такой муж апостольский Ерм, он упомянут ап. Павлом в одном из посланий; папа Римский Климент писал послание к Коринфянам, первое послание папы Климента к Коринфянам тоже считалось каноническим долго. Каноническим считалось и такое писание ранней апостольской Церкви как Дидахе, или другое название - учение апостолов. Это книга, имеющая и канонические предписания, и богослужебные предписания, и догматические учения. Вот эта книга очень долго в некоторых церквях почиталась как каноническая; были даже такие, которые содержали Апокалипсис Петра как канонический; в настоящее время этот апокалипсис Петра считается апокрифическим. Но постепенно Церковь посчитала, что эти книги не могут входить в число канонических; что же это значит? Вот почитала Церковь, признавала, а потом перестала признавать? Нет, конечно, это значит, что Церковь очень бережно подходит к своему наследию, и постепенно Церковь отшлифовывала канон. В каноне Нового завета осталось лишь то, что говорит о Господе, о Его жизни, о Его учении, и то, что принадлежит тем людям, которые видели Господа, ходили с Господом и которых избрал Сам Господь. Вот Ерм, папа Климент, учение Двенадцати апостолов, - это писание уже второго поколения христианского, это те, кто сами Господа не видели, а только слышали о Господе; может быть, один из критериев был такой, что Церковь оставила в числе канонических книг только те книги, которые принадлежат непосредственно ученикам Господа.

Я назвал Апокалипсис Петра, и сказал, что в настоящее время этот Апокалипсис не только не входит в число канонических книг, но и почитается как апокриф. Вот еще один термин я ввожу - "апокриф". Этот термин тоже греческий, он происходит от глагола "krupto" - прятать. В русском языке есть слово "криптография", тайнопись, да? Что прячут. "Апокриф" - "apo", - "вниз", "под", спрятанный под спудом. Так вот, апокриф - это книга, содержащая тайное учение. И надо вам сказать, что это слово на Востоке и на Западе воспринимается по-разному. На Востоке к слову "апокриф", я имею в виду в Восточной церкви, относились всегда очень осторожно, поскольку на Востоке были такие еретики - гностики, второго-третьего века, которые говорили, что вот им-то известно тайное учение Господа, вот то, что написано в Евангелии, в Деяниях, в Посланиях - это для простаков, а им известно тайное учение, которое Господь передал избранным ученикам. И тот, кто знает это избранное учение, вот они-то и спасутся. В борьбе с этими еретиками, гностиками, которые говорили, что у них есть тайные знания, у них есть апокрифы, Церковь Восточная стала очень осторожно относиться к апокрифам. А вот на Западе отношение другое, на Западе под апокрифом понимается скорее то, что не входит в канон Нового завета; апокрифом может быть практически любая неканоническая книга. И действительно, если мы посмотрим внимательно, то ряд апокрифов Церковью используется; несмотря на то, что они неканонические. Церковь использует материал, содержащийся в апокрифах. Например, есть такой апокриф, который говорит о Деве Марии. Возьмем наш праздник Введение во храм, или Рождество Богородицы, ведь в Священном Писании нет ни строчки о Введении во храм, нет ни строчки о Рождестве Богородицы; весь этот материал почерпнут из апокрифов. Или все богослужения Великой Пятницы или Великой Субботы, которые говорят о сошествии Господа во ад, в Священном писании есть лишь краткое указание о том, что Господь сошел во ад; а что происходило, как это происходило, мы не имеем понятия, зато это есть в апокрифах, в Евангелии Никодима, в Евангелии Фомы. Церковь воспользовалась этим материалом. А есть апокрифы и на Западе, те которые абсолютно Церковью отвергаются; обычно такие апокрифы содержат либо мифические какие-то моменты, либо представляют Господа не таким, каким Его представляет Церковь. В качестве примера иллюстрирую свои слова, что значат "мифические черты": ну вот есть апокрифы, которые говорят о детстве Христа, и описывают, как Христос лепит из глины воробушков, их оживляет, или как мальчик-Христос наказывает соседских мальчиков, за то, что они разлили там лужу какую-то, расплескали, в которой играл Христос, причем наказывает очень жестоко, - соседский мальчик иссыхает, помирает. Евангелие не дает нам такой образ Христа, Христа жестокого, Христа безпощадного. Или в Евангелии нет таких чудес, которые творятся ради чудес; мы с вами видим, что уже искушение Господа в пустыне, тот урок, который мы выносим из искушения Господа в пустыне, с этого начинаются первые три Евангелия об искушении Господа в пустыне, является то, что Христос не творит чудес ради чудес; вот то, что предлагает Ему диавол: сотвори чудо, Христос отвергает эту возможность творить чудеса ради чудес. Чудом Господь подтверждает Свое учение, а если это чудо пустое, ради того, чтобы только поразить воображение, кого-то удивить, вот таких чудес Господь не творил. Господь никогда не насилует волю человека, свободную волю человеческую. Чудом Господь лишь подтверждает Свое учение, об этом мы с вами еще будем говорить. Вот если в писаниях были такие вот неимоверные чудеса, или Христос предстает как такой жестокий, безпощадный отрок, а потом и юноша, вот это Церковь не признавала за свое и отвергала. Это входило в разряд апокрифов. Но все-таки я вас призываю к слову "апокрифы" не относиться резко отрицательно; есть и такие апокрифы, которыми Церковь пользовалась. Ко всему надо подходить с рассуждением. Апостол Павел говорит: все нам дозволено, но не все полезно. Так что апокрифические писания читать, конечно, можно, но с рассуждением.

Так, про слово "апокриф" мы сказали. Итак, в каноне двадцать семь книг, апокрифов очень много; на самом деле, сейчас издаются сборники апокрифов, они содержат десяток, полтора десятка писаний, это наиболее известные писания, но на самом деле их гораздо больше. Причем апокрифы исследователи датируют вторым, третьим веком, это более поздние писания.

Когда мы говорим "Библия", для нас Библия - это книга, которая напечатана на бумаге, можно ее взять и почитать. Все просто; но раньше-то все совсем было по-другому, не так. Поэтому нам с вами нужно несколько слов сказать о носителе Слова Божия. А прежде чем сказать об этом, нужно сказать вот еще о чем: мы сейчас можем взять Священное писание, открыть его, удобно устроиться в кресле и почитать его, ту или иную главу из Евангелия, ту или иную главу из Апостола. Вот в древности все было совсем не так. Если вы читали книгу Деяний апостольских, то вы помните, наверное, такой эпизод, когда апостол Филипп идет по дороге, и видит, что на повозке едет евнух, высокопоставленный вельможа, приближенный к царице. И подходит к нему, и видит, что евнух читает место из пророка Исаии. Спрашивает: понимаешь ли, что читаешь? Он отвечает: нет, не понимаю. Филипп ему объясняет и потом его крестит. Совершенно не случайное описание в Деяниях апостольских, ибо в древности к Слову Божию, было совершенно трепетное отношение. Слово Божие нельзя было читать про себя. Слово Божие читалось только вслух. Вот такой отец пятого века, как бл. Иероним Стридонский в одном из своих писаний пишет: «сегодня я не смогу ничего читать, у меня горло болит». А поскольку у него болело горло, и он не мог читать вслух Слово Божие, то он и не мог читать Слово Божие. Представляете, какое было отношение к Слову Божию? Такое трепетно-священное: его можно было произносить только вслух, со священным трепетом. Но все-таки в начале Слово Божие передавалось из уст в уста, от тех, кто слышал Господа, передавалось к тем, кто Господа уже не слышал. Апостолы своим ученикам передавали, а те своим ученикам, но очень скоро возникла необходимость записать Слово Божие. Это вполне объяснимо, Церковь начала быстро и активно расти, и уже только устной передачи стало не хватать. Те, кто мог засвидетельствовать истинность того или иного писания - апостолы, начали уходить из жизни, все они практически кончили свою жизнь мученической смертью. Поэтому уже сами апостолы осознают необходимость зафиксировать Слово Божие на каком-то носителе. Вот, например, Евангелие от Луки так и начинается, Лука пишет следующее: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен". Вот Лука свидетельствует, что появилось очень много устных преданий, и возникает необходимость их исследовать и отобрать из них то, что соответствует учению Господа, а что нет. Поэтому Церковь записывает Слово Божие, причем исторически этот факт можно легко доказать, и в свое время, Бог даст, мы на этом остановимся, канон Нового завета начал формироваться вовсе не с Четвероевангелия, как нам это привычно, а канон Нового завета начал формироваться с Писаний апостола Павла. Вот первыми самыми писаниями Нового завета были писания апостола Павла. Как бы там ни было, Церковь начала записывать Слово Божие. И на чем же она стала записывать Слово Божие? На том, на чем писал весь мир в то время. А на чем писал весь мир? Наиболее распространенным и наименее дорогим носителем были папирусы. Что такое папирусы, вы, наверное, все знаете; это материал, который внешне чем-то отдаленно напоминает бумагу, делался он из особого тростника, который сплетался, особым образом обрабатывался, и получался вот такой лист, довольно-таки длинный, лист папируса. На нем можно было писать, его можно было свернуть в трубочку и хранить. Вот первыми носителями, на которых и было Слово Божие записано, и были папирусы. Папирусы и являются древнейшими носителями, донесшими до нас Слово Божие. И здесь мы с вами сталкиваемся с совершенно потрясающим явлением. Известно, что самое раннее дошедшее до нас творение Платона, датируется тысячей лет после жизни самого Платона. Платон написал свои Диалоги, а самый ранний из дошедших до нас - это через тысячу лет после того, как Платон написал. А самые ранние папирусы, которые до нас дошли, относятся к первой четверти второго века. То есть, уже через несколько десятилетий после того, как Слово Божие стало записываться, мы имеем такие ранние свидетельства. Это уникальный случай, таких случаев больше нет в истории человечества, чтобы так близко подходило к источнику письменное свидетельство. Это все сейчас все легко - записал на магнитофон и распечатал. В древности таких прецедентов больше нет, это совершенно уникальный и единственный случай; видимо здесь Промысел Божий действует; самый ранний папирус датируется первой четвертью второго века. Он содержит отрывочек из восемнадцатой главы Евангелия от Иоанна, беседу Христа с Пилатом; это даже не важно, важно то, что уже во втором веке имеется носитель, который свидетельствует, что Новый завет, писания Нового завета аутентичны. Они наиболее близки к своему источнику. Дальше мы имеем папирусы, написанные на рубеже второго и третьего века; вообще, папирусов очень много, несколько сот, и наиболее известные ранние папирусы. Но все бы хорошо с папирусами, это недорогой материал, но как все недорогое, он весьма недолговечен. И храниться папирус может только в жарком климате, африканском. Как только папирус попадает во влажную атмосферу, он начинает активно впитывать в себя влагу, разлагаться, гниет, и все, портится. Это одна из причин почему папирусов до нас дошло немного, и в основном папирусы находят в Африке, там, где климат сухой. Несмотря на то, что папирусы были распространены во всем Средиземноморье, до нас дошли только африканские папирусы. И Церковь, конечно, видя такой недостаток папирусов, великолепно знала и осознавала это и постепенно начала использовать и другие носители. А какими носителями можно пользоваться? Опять-таки теми, которые были под рукой - пергамент, или, в другом произношении, пергамен. Сам пергамент есть кусок особо выделанной кожи телячьей, она особым образом вычищалась, и на ней, когда она высыхала, писали как на листе бумаги. Эти самые пергаменты, что с ними делали? Либо их в трубочку сворачивали, либо их сшивали в книги; и в зависимости от того, что с ними делали, они носили разные названия: если их сворачивали в трубочку, то их называли "свиток"; а когда их сшивали в виде книги, то их называли "кодекс"; вот такие два названия - свиток и кодекс. Причем, кончено, были более распространенными свитки. Мы привыкли, что книги разворачиваются и открываются; в древности наиболее распространенными были свитки. Четвертая глава Евангелия говорит о том, что Христос входит в синагогу, Ему дают книгу, давайте прочитаем "и пришел в Назарет, где был воспитан, и пришел по обыкновению Своему в синагогу, и стал читать. Ему подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано...". Вот мы читаем, и понимаем, что дали книгу, Он раскрыл и начал читать. Но было совсем не так; Ему дали свиток, Христос развернул и стал читать. Вот очень часто на иконах апостолы изображены со свитками, и это исторически верно. Иногда апостолы изображаются с книгами, с кодексами, но это принадлежность епископского служения, а вообще, если кто-то на иконе изображен со свитком, это знак того, что он оставил после себя некое писание. И вот Христу подали свиток, Он его развернул и стал читать. Но свитки имеют некий недостаток: книгу мы можем взять и перелистать, заложить пальцем одно место и открыть другое место, и сравнить эти два места. А свиток, если он длинный, не очень удобно сравнивать, нужно перекручивать, поэтому постепенно от свитков стали переходить к кодексам; и мы видим, что со временем свитки почти полностью исчезают и остаются кодексы, сшитые книги. Это удобнее. Кодекс есть род книги, это книга не из бумаги, а из пергамента. Поскольку материал этот был весьма дорогой, чтобы написать одну книгу на пергаменте, нужно было убить целое стадо телят этих несчастных, чтобы их кожу выделать, а не дай Бог ошибку сделаешь, загубил целый лист, их выскабливали; материал был очень дорогой, и поэтому эти книги были весьма дорогие и редкие. Это одна из причин, почему до нас дошло не так много древних кодексов. Это было просто очень дорого. Поскольку книги были редкими, то может вы когда-нибудь видели древние книги, как они были украшены? Это было целое произведение искусства, к книгам-кодексам относились как к произведениям искусства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви (2)

    Документ
    Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир, почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство — Римское. Рим назывался столицей всей вселенной.
  2. История Христианской Церкви (1)

    Документ
    С благодарностью к нашему Богу передаем мы второйтом „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Дапочиет благословение Господа над всей книгой и укрепитмногие сердца в познании Его верности и милости во славуСвоего имени.
  3. Отестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого и Нового Заветов, православного Богослужения и вероучения и соотнесенных с ним инославных вероучений

    Документ
    Данная работа представляет собой систематический обзор истории Древней Церкви, Поместных Православных Церквей, «нехалкидонских» Церквей, Римо-Католической Церкви и основных протестантских деноминаций, а также Священной истории Ветхого
  4. История (2)

    Документ
    Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада.
  5. Тальберг Н. Д. История церкви

    Документ
       Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство - римское. Рим назывался столицей всей вселенной.

Другие похожие документы..