Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Срок медицинского наблюдения за эпидочагом устанавливается с момента: начала заболевания изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции в ...полностью>>
'Документ'
Введение 1.1 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаем...полностью>>
'Урок'
Обучающая: познакомить учащихся с м –н положением СССР в предвоенные годы, охарактеризовать основные цели и направления внешнеполитической деятельнос...полностью>>
'Рассказ'
Тихомирова Н.Г. «…В ответе за прошлое, настоящее, будущее: Становление личности в повести Б. Васильева «Красные жемчуга». 11 кл. Лит. в школе – 2008 -...полностью>>

Руководство по изучению курса "Статистика международного туризма". для специальностей "статистика"

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования российской федерации

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Кафедра Макроэкономической, международной статистики и национального счетоводства.

Руководство по изучению курса "Статистика международного туризма".

для специальностей "статистика"

Авторы:

1. Можаев Дмитрий Витальевич, преподаватель

2.1 Цель и задачи

Целью преподавания курса "Статистика международного туризма" является подготовка специалистов, владеющих методологией статистической оценки и анализа развития туризма, принятой в отечественной и зарубежной практике, знающих современное состояние и перспективы развития туризма, факторы, его определяющие, а также его роль в социально-экономическом развитии страны и в удовлетворении потребностей населения в туристских услугах.

2.2 Сфера профессионального применения

Курс предназначен для подготовки специалистов по экономике и статистике международного и отечественного туризма. Он знакомит с основными понятиями и категориями туризма и туристских услуг, с системой показателей, используемой для их характеристики и с методикой их расчета и анализа.

2.3 Для изучения дисциплины студент должен знать

Статистика международного туризма использует методологию общей теории статистики и математической статистики. Для изучения дисциплины Статистика международного туризма студент должен ознакомиться со следующими курсами: Общая теория статистики, Макроэкономическая статистика.

3 Характеристика курса

3.1 Основные сведения о дисциплине

Развитие туризма в последние годы увеличило его влияние на социальные и экономические условия жизни общества. Новые экономические условия, а также переход учета и статистики Рос­сийской Федерации к международной методологии, признаю­щей производственный характер функционирования сферы ус­луг, в том числе и туризма, требуют развития статистики туризма с целью выявления его тенденций и закономерностей, оценки влияния туризма на другие социально-экономические процессы и на уровень жизни населения.

Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовле­творение потребностей в отдыхе, которое является важной це­лью туризма, осуществляется не только туристскими предпри­ятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства. Наконец, туризм является средством получения доходов, объектом вложения инвестиций; туристские фирмы способствуют росту занятости трудовых ресурсов для обслужи­вания туристов; расширению ассортимента предоставляемых туристских услуг, повышению их качества.

Учитывая возрастающее влияние туризма на развитие эко­номики страны и на удовлетворение потребностей населения, статистика туризма и туристского обслуживания получает но­вый импульс развития, что требует решения методологических проблем, в решении которых отечественная статистика ориен­тируется на принятую в международной практике методологию, на рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО).

Развитие туризма определяет потребности в экономистах, знакомых со спецификой туристского бизнеса, владеющих мето­дологией статистической оценки и анализа туристских услуг и туризма.

Изyчение дисциплины основано на кyрсе лекций, практических занятий, текyщем контроле на основе тестирования, и проведения аyдиторных контрольных работ, и заключительном контроле знаний на основе экзамена.

Лекционный кyрс

Целью лекций является изложение методологических основ исследования развития междyнародного тyризма на основе освщения рекомендаций Всемирной тyристской организации (ВТО), дрyгих междyнародных организаций, Госкомитета по тyризмy и спортy, а также Госкомстата РФ; системы показателей статистики тyризма, методики их расчета направлений и методологии анализа.

Целью практических занятий является yсвоение методики расчета отдельных показателей статистики междyнародного тyризма, осyществление экспериментальных расчетов на основе yсловных и фактических данных с элементами их анализа, а также текущий контроль за освоением материала на основе тестирования и проведения контрольных работ.

Целью аудиторных контрольных работ является текyщий контроль знаний стyдентов, полученных в результате освоения тем курса.

3.2 Структура дисциплины

Материал учебного курса строится в следующей последовательности:

  1. Туризм как вид международной деятельности. Его классификации, цели и значение.

  2. Предмет, объект и задачи статистики туризма.

  3. Система показателей статистики туризма.

  4. Статистика туристских доходов.

  5. Статистика туристских расходов.

  6. Методы получения информации по статистике туризма.

  7. Статистика рынка туризма и туристских услуг.

  8. Статистика управления туристской деятельностью.

  9. Статистика туристских инвестиций

  10. Статистика инфраструктуры туризма.

3.3 Перечень знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения студентами всей дисциплины

В результате изучения курса студенты должны:

- знать современную международную методологию оценки и анализа развития туризма;

-ознакомиться с системой показателей статистики туризма и туристского обслуживания, методами их исчисления и источниками информации;

- иметь представление о его состоянии и развитии в России, других странах и в мире и о его влиянии на экономику;

- знать факторы, определяющие развитие международного туризма и способы определения их влияния;

- уметь охарактеризовать развитие туристских услуг, их качество и ассортимент, их изменение в динамике и их соответствие спросу;

- знать направления анализа развития туризма и уметь осуществлять анализ фактических данных на основе статистических методов и формулировать выводы;

-иметь представление о состоянии, направлениях и перспективах развития международного туризма, о факторах, его определяющих, а также о его влиянии на платежный баланс.

4. Руководство по изучению тем курса

4.1.1 Цель изучения, дидактические единицы и их характеристика

4.1 Тема 1. Туризм как вид международной деятельности. Его классификации, цели и значение.

Туризм как вид деятельности. Связанные с ним туристские услуги. Их место в отраслевой классификации и в классификации видов экономической деятельности.

Стандартная международная классификация видов туристской деятельности (СИКТА)(PROVISIONAL, ST/ESA/STAT/SER. М. 83) и ее цели.

Концепции туризма. Туризм как явление, не ограниченное рамками отдыха, охватывающее мировой рынок путешествий в рамках мобильности населения в целом.

Определения понятий туризма, сформулированных в 1937 г. Советом Лиги наций.

Международные туристские организации и их функции. Всемирная туристская организация (ВТО), ее функции и роль в развитии международного туризма.

Туризм между странами и туризм в пределах страны. Туризм мигрантов (ночующих посетителей) и маятниковой миграции (однодневных посетителей).

Типы туризма: внутренний туризм- путешествие жителей по собственной стране; въездной туризм-путешествие по стране людей из другой страны, путешествие жителей страны в другие страны (регионы).

Категории туризма:

- туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

- национальный туризм- внутренний и выездной туризм;

- международный туризм - въездной и выездной туризм.

Активный и пассивный туризм.

Цели туризма - улучшение платежного баланса страны и получение дохода; реклама и пропаганда за границей; развитие деловых контактов; улучшение условий жизни населения и расширение кругозора; содействие организации отдыха населения; регулирование и управление потоками отдыхающих; развитие рекреационной отрасли; развитие товарооборота продуктов и услуг.

Правовые и организационные основы развития туризма в России.

4.1.2 Приобретаемые знания, умения и навыки

В результате изучения данной темы студент знает основные виды туризма и их особенности, знает основные международные туристские организации, понимает основные цели туризма.

4.1.3 Необходимая литература

  1. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С., Статистика Туризма, Учебное пособие / М.: МЭСИ 1996

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Внешнеэкономические связи Учебное пособие / М.: Финансы и Статистика 1998, Тема 4

  3. В. С. Сенин Организация международного туризма / Рек. Мин-вом общ. и проф. обр-ния РФ в качестве учебника для вузов / Финансы и Статистика 1999г.

4.1.4 Основные понятия, на которые требуется акцентировать внимание.

Особое внимание следует акцентировать на следующих понятиях: туризм как вид деятельности, туристские услуги, типы туризма, категории туризма, цели туризма.

4.1.5 Вопросы и задания для самооценки (с рекомендациями по их выполнению)

  1. Перечислите известные вам типы туризма

  2. Дайте определение туризма, сформулированное в 1937 г. Советом Лиги наций

  3. Перечислите основные категории туризма

  4. Существующие виды туризма

  5. Цели туризма

  6. Понятие международного туризма

  7. Всемирная туристская организация, ее функции и роль в развитии международного туризма

4.1.6. План практических занятий по теме

Рассмотрение и обсуждение категорий туризма, основных типов туризма, концепций туризма. Рассмотрение и оценка системы и классификаций показателей статистики международного туризма. Рассмотрение и анализ правовых и организационных основ развития туризма в России.

4.2 Тема 2. Предмет, объект и задачи статистики туризма.

4.2.1 Цель изучения, дидактические единицы и их характеристика

История статистики туризма и перспективы ее развития. Потребность в статистике туризма (секторов экономики, отраслевых ассоциаций, местных органов власти, научных кругов, национальных администраций стран, международных организаций и населения).

Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации (ВТО) - основа международной статистики туризма, их основные положения. Резолюции международной конференции по статистике путешествий и туризма (Оттава,1991г.).

Население России и других стран как объект статистики туризма. Социально-экономические процессы, связанные с туризмом и туристским обслуживанием населения, и их результат как предмет статистики туризма.

Единицы наблюдения статистики туризма и субъекты туристической деятельности. Путешественник и международный путешественник как единицы наблюдения.

Понятия "поездка" или "посещение" с позиции туристско-экскурсионной деятельности.

Внутренний путешественник как единица наблюдения. Различия между путешественником и пассажиром транспорта. Понятия "посетитель" и "прочий путешественник", турист. Группировка посетителей на ночующих и однодневных. Критерии, отличающие посетителей от прочих путешественников.

Понятие главной цели поездки и ее классификации по категориям: досуг, рекреация и отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия (поломничество); прочие.

Виды деятельности, включаемые в каждую из категорий. Продолжительность пребывания и цели поездки. Их классификация: однодневные посетители, туристы.

Понятие "обычная среда" как средство исключения из числа посетителей лиц с маятниковой миграцией на работу или учебу.

Обычная среда:

- как минимальное покрытое расстояние, которое необходимо для того, чтобы считать какое-либо лицо посетителем;

- как минимальная продолжительность отсутствия в обычном месте жительства;

- как минимальное отличие одной местности или административной территории от другой.

Страна обычного местожительства как основной критерий для выяснения различий между посетителем или прочим путешественником, и показатель того, жителем какой страны является посетитель - этой или другой.

Проблема идентификации понятий национальной и международной статистики туризма и ее роль в развитии международного туризма и сопоставимости статистической информации.

Единство методологии, концепции, определений и классификаций в статистике туризма как основа обеспечения сопоставимости показателей национальной и международной статистики туризма.

История развития статистики туризма.

Статистика как основа туристского планирования и управления туризмом. Статистика как средство информации и рекламы, ее роль в развитии предпринимательской деятельности в области туризма.

Задачи статистики и ее роль в развитии туризма, выявление резервов и направлений развития туризма и туристско-экскурсионного обслуживания. Задача характеристики туристского потенциала и его реализации. Основные принципы статистики. Основные требования к статистической информации.

Связь статистики туризма с другими отраслями статистики. Ориентация статистики на удовлетворение потребности в информации различных ее потребителей.

4.2.2 Приобретаемые знания, умения и навыки

В результате изучения данной темы студент знает историю статистики туризма и перспективы ее развития, рекомендации по статистике туризма, может охарактеризовать социально-экономические процессы, связанные с туризмом и туристским обслуживанием населения, и их результат как предмет статистики туризма, знает задачи статистики международного туризма, понимает связь статистики туризма с другими отраслями статистики

4.2.3 Необходимая литература

  1. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С., Статистика Туризма, Учебное пособие / М.: МЭСИ 1996

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Внешнеэкономические связи Учебное пособие / М.: Финансы и Статистика 1998, Тема 4

  3. В. С. Сенин Организация международного туризма / Рек. Мин-вом общ. и проф. обр-ния РФ в качестве учебника для вузов / Финансы и Статистика 1999г.

4.2.4 Основные понятия, на которые требуется акцентировать внимание.

Особое внимание следует акцентировать на следующих понятиях: единица наблюдения статистики туризма и субъект туристической деятельности, путешественник и международный путешественник, понятия "поездка" или "посещение" с позиции туристско-экскурсионной деятельности.

4.2.5 Вопросы и задания для самооценки (с рекомендациями по их выполнению)

  1. История статистики туризма и перспективы ее развития

  2. Перечислите рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации

  3. Назовите единицы наблюдения статистики туризма и субъекты туристической деятельности

  4. Понятие главной цели поездки и ее классификации по категориям

  5. Проблема идентификации понятий национальной и международной статистики туризма

туризма.

  1. Задачи статистики

  2. Связь статистики туризма с другими отраслями статистики

4.2.6. План практических занятий по теме

Рассмотрение и обсуждение рекомендаций по статистике туризма Всемирной туристской организации. Рассмотрение и оценка проблемы идентификации понятий национальной и международной статистики туризма.

4.3 Тема 3.Система показателей статистики туризма.

4.3.1 Цель изучения, дидактические единицы и их характеристика

Система показателей: понятие, назначение и основные принципы построения. Единство системы показателей и методики их расчета в национальной и международной статистике туризма - основное требование сопоставимости информации.

Статистические показатели международного туризма, одобренные 1ХХ сессией Статистической комиссии ООН.

Основные подсистемы показателей системы, их назначение и содержание.

Показатели статистики туристского потенциала: трудового, материально-технического, экологического, финансового и проч.

Показатели численности туристов в различных группировках - по местам (зонам) посещения, странам проживания, продолжительности туристкой поездки, виду пребывания, цели туризма и др., а также по полу, возрасту туристов, их социальному положению и другим критериям. Понятие и численность организованных и неорганизованных туристов.

Показатели числа туристских поездок в группировке по мотивам поездки, степени удовлетворенности и др.

Показатели статистики рынка туризма - турпродукт, показатели спроса и предложения, показатели конъюнктуры на этом рынке.

Показатели результатов состояния, развития туризма и туристской деятельности.

Показатели связанных с туризмом затрат.

Показатели доходов туризма.

Показатели эффективности развития туризма и функционирования туристской фирмы.

4.3.2 Приобретаемые знания, умения и навыки

В результате изучения данной темы студент знает систему показателей статистики международного туризма.

4.3.3 Необходимая литература

  1. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С., Статистика Туризма, Учебное пособие / М.: МЭСИ 1996

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Внешнеэкономические связи Учебное пособие / М.: Финансы и Статистика 1998, Тема 4

  3. В. С. Сенин Организация международного туризма / Рек. Мин-вом общ. и проф. обр-ния РФ в качестве учебника для вузов / Финансы и Статистика 1999г.

4.3.4 Основные понятия, на которые требуется акцентировать внимание.

Особое внимание следует акцентировать на следующих понятиях: показатели статистики туристского потенциала, показатели численности туристов в различных группировках, показатели числа туристских поездок в группировке по мотивам поездки, степени удовлетворенности, показатели статистики рынка туризма, показатели результатов состояния, развития туризма и туристской деятельности, показатели связанных с туризмом затрат, показатели доходов туризма, показатели эффективности развития туризма и функционирования туристской фирмы.

4.3.5 Вопросы и задания для самооценки (с рекомендациями по их выполнению)

  1. Система показателей: понятие, назначение и основные принципы построения

  2. Перечислите статистические показатели международного туризма

  3. Показатели статистики туристского потенциала: трудового, материально-технического, экологического, финансового и проч.

  4. Показатели численности туристов в различных группировках - по местам (зонам) посещения, странам проживания, продолжительности туристкой поездки, виду пребывания, цели туризма и др., а также по полу, возрасту туристов, их социальному положению и другим критериям.

  5. Понятие и численность организованных и неорганизованных туристов.

  6. Показатели числа туристских поездок в группировке по мотивам поездки, степени удовлетворенности и др.

  7. Показатели статистики рынка туризма - турпродукт, показатели спроса и предложения, показатели конъюнктуры на этом рынке.

  8. Показатели результатов состояния, развития туризма и туристской деятельности.

  9. Показатели связанных с туризмом затрат.

  10. Показатели доходов туризма.

  11. Показатели эффективности развития туризма и функционирования туристской фирмы.

4.3.6. План практических занятий по теме

Рассмотрение основы построения системы показателей статистики международного тризма, обсуждение принципов статистических показателей международного туризма, одобренных 1ХХ сессией Статистической комиссии ООН.

4.4 Тема 4. Статистика туристских доходов.

4.4.1 Цель изучения, дидактические единицы и их характеристика

Доходы от туристско-экскурсионной деятельности их классификация. Доходы от предоставляемых туристам продуктов и услуг. Доходы гостиничного хозяйства и общественного питания от туризма. Доходы от предоставляемых туристам услуг: транспорта, связи и др. Доходы в валюте от международного туризма. Доходы от внутреннего туризма, их учет и отражение в СНС и валовом внутреннем продукте. Валовая добавленная стоимость туризма, ее отражение в СНС.

Объем доходов от туризма по видам туристских услуг.

Методика отражения доходов от туризма в СНС.

Факторы роста туристских доходов и методы определения их влияния.

4.4.2 Приобретаемые знания, умения и навыки

В результате изучения данной темы студент знает основные показатели статистики туристских доходов, владеет методикой отражения доходов от туризма в СНС, может охарактеризовать основные факторы роста туристских доходов и методы определения их влияния.

4.4.3 Необходимая литература

  1. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С., Статистика Туризма, Учебное пособие / М.: МЭСИ 1996

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Внешнеэкономические связи Учебное пособие / М.: Финансы и Статистика 1998, Тема 4

  3. В. С. Сенин Организация международного туризма / Рек. Мин-вом общ. и проф. обр-ния РФ в качестве учебника для вузов / Финансы и Статистика 1999г.

4.4.4 Основные понятия, на которые требуется акцентировать внимание.

Особое внимание следует акцентировать на следующих понятиях: доходы от туристско-экскурсионной деятельности их классификация, валовая добавленная стоимость туризма, ее отражение в СНС, объем доходов от туризма по видам туристских услуг, методика отражения доходов от туризма в СНС, факторы роста туристских доходов и методы определения их влияния.

4.4.5 Вопросы и задания для самооценки (с рекомендациями по их выполнению)

  1. Доходы от туристско-экскурсионной деятельности их классификация.

  2. Объем доходов от туризма по видам туристских услуг.

  3. Методика отражения доходов от туризма в СНС.

  4. Факторы роста туристских доходов и методы определения их влияния.

4.4.6. План практических занятий по теме

Рассмотрение и обсуждение основных видов доходов от туристской деятельности, методики отражения доходов от туризма в СНС, факторов роста туристских доходов.

4.5 Тема 5. Статистика туристских расходов.

4.5.1 Цель изучения, дидактические единицы и их характеристика

Показатели туристских расходов и их роль в оценке воздействия туризма на национальную экономику и на различные секторы туристской индустрии.

Понятия потребления в туризме как стоимость товаров и услуг, использованных для непосредственного удовлетворения единиц туризма (посетителей).

Методика отражения туристского потребления и расходов в СНС. Туристские расходы - как общая сумма потребительских расходов, которые производятся посетителем или от его имени при подготовке и в ходе своей поездки и пребывания в месте назначения.

Показатели объема приобретенных потребительских товаров и услуг, товаров длительного пользования для личного потребления, сувениров и подарков. Виды расходов, исключаемых из состава туристских. Время и место производства туристских расходов.

Платежи, относящиеся к международному туризму. Поступления в иностранной валюте от въездного туризма, от международного туризма, от международных перевозок; расходы от выездного туризма.

Классификация туристских расходов на товары и услуги; на отдых и комплексные туры; на размещение и проживание, на питание и напитки; на транспорт; на культурные, рекреационные и спортивные мероприятия; на посещение магазинов; прочие.

Методика расчета объема расходов на туризм. Объем расходов на производство туристских услуг, содержание туристского гостиничного, обслуживающего персонала, экскурсоводов и проч. Расходы с позиций СНС: расходы внутреннего туризма; связанной с туризмом деятельности; расход как постоянных жителей (резидентов), так и нерезидентов путешествующих в пределах данной страны; расходы внутреннего и въездного туризма.

Показатели туристских потоков и их классификации в местах назначения или на маршрутах; показатели выездных потоков на направляющих рынках: объема и частотности (или интенсивности).

Группировка численности отдыхающего населения по зонам посещения, процента загрузки общедоступных средств размещения и гостиниц.

Группировки показателей численности посетителей по разным признакам: страна проживания или гражданства; вид транспорта -воздушного, морского, наземного, речного, и др.; мотивировка посещения - отдых, де- 6ловые цели; продолжительность пребывания.

Показатели статистики размещения туристов. Коэффициент использования стационарных мест размещения туристов гостиниц, мотелей, туристских судов и т.д. Статистика индивидуальных средств размещения туристов - частные пансионаты, палатки на неорганизованных площадках, суда на неофициальных стоянках и др.

Показатели статистики гостиничного хозяйства: число гостиниц и их группировка по классам; их географическому расположению; величина по численности работающего персонала; форма владения предприятием гостиничного типа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Ю. Александрова международный туризм

    Документ
    Учебное пособие дает целостное представление о туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все составляющие туристской системы в их взаимосвязях.
  2. Программа, планы семинарских занятий и методические указания по изучению курса Для студентов гф

    Программа
    Социально-культурный сервис и туризм на транспорте: Программа, планы семинарских занятий и методические указания по изучению курса/ Университет ГА. С.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы менеджмента» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080507 менеджмент организации / сост.
  4. В. С. Сенин организация международного туризма

    Документ
    Глава 2ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА.ТУРИСТСКАЯ И ГОСТИНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ТУРИЗМ КАК СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХПОНЯТИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ.ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ.ПУТЕШЕСТВИЕ-КОМПЛЕКСНАЯ ТУРИСТСКАЯ УСЛУГА 27
  5. Методические рекомендации по курсу «Организационные основы приема и обслуживания туристов» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации подготовлены на кафедре экономики и менеджмента, кандидатом технических наук Клюевой И.П. для студентов, изучающих курс «Организационные основы приёма и обслуживания туристов», для специальности 060800 «Экономика

Другие похожие документы..