Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Излагаются методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных работ в Современной гуманитарной академии, учитывающие требова...полностью>>
'Документ'
На территории республики сосредоточены крупные предприятия по добыче и переработке полиметаллических руд, производству свинца, цинка, вольфрама и мол...полностью>>
'Семинар'
В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков...полностью>>
'Закон'
4. Пріоритетний напрям відповідно до Закону України «Про пріоритетні напрямки розвитку науки і техніки»: VI – новітні технології та ресурсозберігаючі...полностью>>

Дипломная работа студента (3)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Кафедра психологии развития и

педагогической психологии

Изучение социальной тревожности у различных групп пользователей сети Интернет

К защите допущен (а)

______________________

(зав. каф. Попова Л.Г.)

Дипломная работа студента

6 курса заочного отделения

Щербинина Александра Александровича

Научный руководитель:

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, к. п. н.

Попова Лариса Григорьевна

Екатеринбург 2011

Содержание

1. Введение 3

2. Теоретическая часть 8

2.1 Интернет и онлайн-игры 8

2.2 Социальная тревожность. Социофобия 15

2.3 Связь социальной тревожности с другими показателями 22

2.4 Выводы теоретической части 25

3. Практическая часть 27

3.1 Введение в практическую часть 27

3.2 Описание методик исследования 30

3.3 Обработка и интерпретация результатов 38

3.4 Связь с другими методиками 53

3.6 Выводы 66

4. Заключение 67

5. Список литературы 72

1. Введение

Актуальность исследуемой проблемы связана, прежде всего, с большой распространенностью сети Интернет. По состоянию на 2010 год выход в сеть имеют порядка 25% мирового населения, а в развитых странах проникновение Интернета превышает 80%. Хотя Россия несколько отстает по темпам интернетизации, на сегодняшний день, по разным оценкам, примерно 60-70% городского населения пользуются подключением к сети Интернет. Вместе с этим растет и время, проводимое пользователями в интернете, появились и продолжают появляться разнообразные сервисы, рассчитанные на широкую аудиторию, в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Это, несомненно, внесло изменения в привычный уклад социальной жизни людей. Однако данные, касающиеся особенностей социальной сферы пользователей сети Интернет крайне противоречивы. С одной стороны, опубликованы исследования, выявившие положительное влияние различных интернет-сервисов на социальную сферу. С другой стороны, существует точка зрения, что Интернет может являться объектом аддикции, негативно влиять на личность, в том числе приводить к отказу от «реального» общения в пользу «виртуального», десоциализации. С этим же связан и крайне спорный вопрос об аддиктивности и влиянии на личность онлайн игр.

Объект исследования: группы пользователей сети Интернет с различной спецификой использования: люди, работающие с Интернетом в рамках профессиональной и учебной деятельности; пользователи т. н. «социальных сервисов» (социальные сети, службы мгновенных сообщений, онлайн-дневники); игроки в онлайн-игры.

Предмет: Социальная тревожность, рассматриваемые в контексте пользования сетью Интернет.

Цель исследования: Изучить и провести сравнительный анализ проявления социальной тревожности у различных групп пользователей сети Интернет

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Провести теоретический анализ работ, посвященных социальной тревожности и проблемам, связанным с использованием сети Интернет и онлайн-игр.

  2. Выделить и описать группы пользователей сети Интернет и виды сетевой активности.

  3. Выявить факторы, связанные с проявлением высокой социальной тревожности.

  4. Подобрать методически инструментарий, позволяющий определить уровень социальной тревожности.

  5. Провести анализ различий в проявлении социальной тревожности между респондентами из различных групп.

Гипотезы исследования:

    1. Уровень социальной тревожности выше среди игроков в онлайн-игры и ниже среди пользователей социальных сетей и блогов

    2. Высокие уровни социальной тревожности связаны с высокой степенью одиночества. Как следствие, уровень одиночества выше среди игроков в онлайн-игры и ниже среди пользователей социальных сетей и блогов.

    3. Более высокие уровни социальной тревожности связаны с использованием менее конструктивных стратегий копинга и, как следствие, менее эффективным поведением в стрессовых ситуациях.

    4. Увлеченность компьютерными играми является одной из причин повышения социальной тревожности. Чем больше игровой «стаж» игрока, тем выше уровень его социальной тревожности.

Далее опишем выборную совокупность и процедуру проведения исследования.

Испытуемые. К участию в исследовании были привлечены респонденты из трех различных групп.

Первую группу составили студенты математико-механического факультета УрГУ, изучающие курс «Сетевые технологии», магистранты и преподаватели математико-механического факультета, а также сотрудники сектора Компьютерной Визуализации Института Математики и Механики УрО РАН.

Во вторую группу вошли игроки в одну из популярных онлайн-игр.

Третью группу составили пользователи социальной сети «В Контакте» и нескольких площадок для ведения блогов (онлайн-дневников).

Методы

Обследование проводилось с помощью тестового опроса в электронной форме.

На подготовительном этапе было проведено пилотажное очное исследование с помощью предварительной электронной версии опроса, в котором приняли участие 10 студентов математико-механического факультета, а также 6 пользователей социальной сети «В Контакте». В ходе этого исследования были выявлены недостатки стимульного материала, найдены вопросы, вызывающие у опрашиваемых наибольшие затруднения и прочие аспекты проведения исследования. На основании этих данных был разработан окончательный вариант стимульного материала, включающий в себя все необходимые правки и комментарии к заполнению.

Для проведения исследования была выбрана сеть Интернет, поскольку этот способ позволил привлечь интересующие нас группы респондентов напрямую, не прибегая к процедурам отбора испытуемых. В качестве платформы был выбран программный комплекс LimeSurvey развернутый на подготовленной для этого интернет-площадке.

LimeSurvey является веб-приложением, которое позволяет создавать, администрировать и проводить онлайн-опросы. Для создания опросов предлагается веб-интерфейс, в систему встроены большинство используемых типов вопросов, что облегчает обобщение и обработку собранных ответов. Каждый из опросов разбивается на группы вопросов, каждая группа вопросов находится на отдельной странице. Опросники и анкеты могут включать в себя различные типы вопросов, ответами на которые могут быть как ввод текста, цифровой ввод, выбор нужного варианта ответа, или же просто да/нет. Вопросы могут быть организованы в двумерный массив, одна ось которого будет содержать вопросы, а другая — ответы на них. Также поддерживается возможность логических ветвлений: вопросы можно отображать или скрывать в зависимости от предыдущих ответов респондента. Отдельно стоит отметить, что система содержит расширенный инструментарий для контроля доступа к опросу и, кроме того, может обеспечивать полную анонимность для участников.

Созданные с помощью этой системы опросы отличаются, с одной стороны, высокой степенью удобности для респондентов, значительно ускоряя и упрощая ввод данных и облегчая сам процесс участия, а с другой многократно повышает эффективность проведения опроса за счет автоматизации процесса и исключения человеческого фактора.

Прохождение опроса осуществлялось следующим образом: испытуемый с помощью веб-браузера заходил на страницу опроса в интернете. После чтения вводного текста он заполнял анкету (см. приложение 1), а после приступал к заполнению форм опросников. Вопросы были дополнительно разъяснены с помощью комментариев, в случае пропуска какого-либо из вопросов выводилось напоминание о необходимости ответа.

Всего использовалось пять методок: разработанный нами опросник «Виды активности в сети Интернет», переведенные нами с английского Liebowitz Social Anxiety Scale (LSAS, «Шкала социальной тревожности Либовица») [13] и University of California, Los Angeles Loneliness Scale («Шкала одиночества UCLA») а также опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норманн С. и др., адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [3] и предложенный в магистерской работе Г.С. Глудина опросник «Увлеченность компьютерными играми» [1]

2. Теоретическая часть

2.1 Интернет и онлайн-игры

Интернет — это глобальная сеть, потенциально позволяющая обмениваться данными любым компьютерам и иным устройствам, подключенным к этой сети. От характера передаваемых данных, принципа, цели и будет зависеть специфика работы. Чаще всего в обмене информацией участвуют специализированные компьютеры (серверы), которые предоставляют некоторый функционал «простым пользователям» (клиентам), например почтовые серверы, игровые серверы.

Наибольшую популярность получила так называемая «Всемирная Паутина» (World Wide Web), которую достаточно часто и имеют ввиду, говоря «интернет». Это распределенная система, состоящая из всех размещенных в сети документов, связанных между собой. Сами документы представляют собой гипертекст, т.е. текст (документ), содержащий ссылки или выполняющий какие-либо действия по запросу читающего. Таким образом, читатель получает возможность мгновенно переходить по ссылкам как в другие части того же документа, так и в другие документы (даже на хранимые на другом компьютере).

За счет этой возможности все опубликованные в сети документы (называемые также веб-страницами) образуют некую глобальную структуру (сеть), которая и получила приведенное выше название. Несколько связанных друг с другом страниц, как правило, объединенных одной тематикой, размещенных по одному адресу, называют веб-сайтом.

В самом начале своего развития страницы представляли собой именно текстовые документы со ссылками, иногда содержащие графические элементы. С развитием технологий и ростом пропускной способности каналов связи появилась возможность встраивать на страницы не только статичные изображения в гораздо большем объеме, но также аудио и видео, различные динамические (создаваемые в процессе работы пользователя со страницей) элементы, анимацию, небольшие программы и игры, а также реализовывать взаимодействие с пользователем.

В начале 2000-х наметился переход к так называемому «Web 2.0». Это принцип построения сайтов в соответствии с которым сайт развивается в том числе силами его посетителей, привлекаемых к наполнению сайта информацией, ее проверке и оценке. В качестве примера можно привести получивший большое распространение вид сетевой активности под названием «блог(г)инг», или ведение интернет-журнала (блога). Пользователи (блогеры, блоггеры) могут использовать сайт для размещения своих заметок и записей в формате журнала или дневника, а также комментировать и оценивать записи других пользователей. Аналогично, существуют сайты, предоставляющие площадку для публикации и обсуждения фотографий, видео, энциклопедических статей, информации о себе (сайты знакомств, а также социальные сети).

Другое направление развития интернет, наряду с публикацией информации — это общение между пользователями. Долгое время основными представителями этого направления были текстовые чаты и конференции, а также электронная почта. Первые предоставляли возможность общаться в реальном времени как в формате «тет-а-тет»: из этого направления выросли так называемые службы мгновенных сообщений, интернет-мессенджеры, ярким примером которых может послужить сервис ICQ (называемый на жаргоне «аськой»). Конференции и форумы изначально использовали принцип «доски объявлений»: пользователи могли публиковать сообщения, касающиеся тематики конференций, а остальные пользователи читали эти сообщения позднее, время от времени посещая конференцию. Наконец, электронная почта создавалась как аналог почты бумажной, единственным исключением являлась высокая скорость доставки (чаще в пределах нескольких минут).

Наконец, начало XXI века ознаменовалось появлением уже упомянутых социальных сетей. По определению социальная сеть — это социальные объекты (люди, социальные группы), соединенные связями. Примером может служить учебная группа, рабочий коллектив, генеалогическое древо и т. д. В контексте интернета социальные сети — это сайты позволяющие создавать свою личную страницу и размещать на ней информацию о себе, чтобы затем связать ее со страницами других людей, например на основании дружбы («Добавить в друзья»), принадлежности в настоящем или прошлом к какой-либо учебной группе или классу (что следует из названия одного из популярных сервисов - «Одноклассники»).

Поразительны темпы роста социальных сетей. Начало их популяризации пришлось на 2004-2005 год, а в России первые социальные сети появились в 2006 году. На сегодняшний день самая популярная всемирная социальная сеть «Facebook», появившаяся в 2005 году, насчитывает более 650 млн. пользователей по всему миру [8] и охватывает более 40% населения США. [7] Самая популярная русскоязычная сеть «В Контакте» насчитывает более 100 млн. учетных записей и более 25,5 млн. активных пользователей каждый день, примерно 70% из которых являются гражданами России. [5] Вторая по популярности социальная сеть «Одноклассники» насчитывает порядка 17 млн. активных пользователей, проживающих в Российской Федерации. [6] Таким образом, социальные сети являются одним из основных видов активности в Интернете.

Возможности общения интернете являются основной причиной избыточного количества времени, проводимого в сети. [34] В то же время увлечение интернетом может приводить к социальной изоляции и мешать повседневной жизни [51], приводить к снижению эффективности на работе и отстраненности от коллег [62].

Попытки исследования «интернет-зависимости» были основаны на адаптации критериев для гэмблинг-зависимости. [15],[43],[41], [52]. Однако отсутствие единого определения интернет-зависимости и четких критериев для ее диагностики привело к тому, что разные методики давали слабо связанные результаты. Так, например, при пересечении результатов двух методик на интернет-зависимость (IRABI и DQ) лишь 50% от первоначального числа «аддиктов» удовлетворяли двум критериям одновременно. [20]

«Интернет зависимость» связывается с такими психологическими переменными, как депрессия, низкая самооценка, застенчивость, [17][16] интернет-аддикты более одиноки и испытывают нехватку социальных навыков [27].

В качестве инструментария для исследования интернет-аддикции хорошо себя зарекомендовали онлайн-опросы. Так Купер заключает, что если целевая группа — пользователи Интернета, то хорошим решением будет проведение исследования в онлайн-режиме. [23]

Другой популярный и важный вид сетевой активности — онлайн игры. Изначально компьютерные игры являлись достаточно экзотичным видом развлечения. Однако в 2000е годы аудитория видеоигр значительно расширилась, поскольку разработчики и издатели переориентировались с опытных игроков на так называемых казуальных («casual gamers»), т. е. играющих от случая к случаю, без опыта игр. Одновременно с этим взрослели поколения игроков 70-х, 80-х и 90-х годов. В результате, по данным Entertainment Software Association [28] мальчики и юноши до 17 лет составляют лишь 20% от всех игроков, еще 26% - игроки старше 50 лет, а примерно 32% игроков — взрослые, причем средний возраст играющих — 34 года. [31]

Именно в 2000е годы набрали популярность так называемые MMORPG (массовые многопользовательские ролевые игры), самая популярная из которых (World of Warcraft) к октябрю 2010 года насчитывала более 12 млн. подписчиков. С MMORPG в первую очередь и связывают проблему зависимости от компьютерных игр, поскольку с появлением этого жанра резко увеличилось количество сообщений о патологическом увлечении онлайн-играми. Игроки в MMORPG в среднем тратят на игры 20-24 часа в неделю, и примерно 60% игроков хотя бы раз играли 10 и более часов подряд. При этом от 20% до 30% игроков считают себя «определенно зависимыми». [45]

Главная сложность изучения вопроса о патологическом увлечении играми заключается в неоднозначности понимания зависимости вообще и «компьютерной зависимости» в частности. Первоначальные исследования, например за авторством Янг [61] и Гриффитс [32] подходили к этому явлению, как к еще одной форме аддикции и применяли адаптированные критерии из DSM IV. Карлтон и Денфорт [18] выделили высокую степень увлеченности («high engagement», непатологическое использование видеоигр) и собственно аддикцию (патологическое использование).

По данным Peukert P, Sieslack S, Barth G, Batra A, примерно 1.5-3.5% компьютерных пользователей подросткового возраста проявляют признаки чрезмерного и аддиктивного использования компьютера и видеоигр. В частности, было установлено, что это расстройство связано с более высокими показателями депрессивности, тревожности и более низкими достижениями в школе. [44] Была найдена и связь между увлечением компьютерными играми и трудностями с социализацией. [38] Игроки, проводившие больше времени за компьютером, показали более высокий балл по опроснику социальных ситуаций (Social Situations Questionnaire), в котором выясняется степень неуверенности респондента в 30 различных ситуациях.

При обобщении всего многообразия интернет-сервисов, мы будем отталкиваться от мотивации работы в интернете. Воспользуемся следующей классификацией [4]:

  • деловая мотивация

  • познавательная мотивация

  • мотивация сотрудничества

  • мотивация самореализации

  • рекреационная и игровая мотивация

  • аффилиативная мотивация

  • мотивация самоутверждения

  • коммуникативная мотивация

Обобщая в более крупные группы, объединим в первую группу деловую и познавательную мотивацию, во вторую группу мотивацию сотрудничества, самореализации, самоутверждения, игровую, аффилиативную мотивацию, наконец в третью группу войдет коммуникативная мотивация. Таким образом, виды мотивации в первой группе связаны с профессиональной и учебной деятельностью, во второй группе — с онлайн-играми, а в третьей — с интернет-общением. Конечно, по сравнению с исходной классификацией, ее обобщение будет более грубым, однако она достаточно хорошо отражает основные виды деятельности в интернете: работу и учебу, развлечения и общение.

Наиболее яркими представителями каждой из групп будут работники профессий, связанных с компьютерами и компьютерными сетями (т. н. IT-профессии), игроки в онлайн-игры и пользователи социальных сетей.

2.2 Социальная тревожность. Социофобия

Американская нозологическая система DSM-IV определяет тревогу как «опасение, ожидание предстоящей опасности или неудачи, сопровождаемое ощущением дисфории или соматическими симптомами напряжения». [11] Также к тревоге имеет отношение базовая эмоция страха.

Хотя одни теоретики не дифференциируют состояния страха и тревоги, другие (например Энтони и Бэрлоу [12]) приводят доводы о том, что эти два состояния различны. Тревога — это эмоциональное состояние, ориентированное на будущее и характеризующееся ярким негативным аффектом, чувством, что предстоящие события непредсказуемы и неподконтрольны человеку, трудностями в сосредоточении и тенденции к переживаниям. Например, индивид, испытывающий тревогу при публичных выступлениях, склонен переживать эту эмоцию при подготовке к предстоящей презентации. Или человек, опасающийся собак, может испытывать тревогу, собираясь в гости к другу, у которого дома живет большая собака.

В противоположность тревоге, страх является концентрированной реакцией, по принципу «все или ничего», при которой есть интенсивная мотивация на бегство от потенциальной опасности, и при которой организм мобилизуется (как физически, так и когнитивно) [12]. Используя аналогичные примеры, человек может испытывать страх, когда выступает на презентации или видит рычащую на него собаку. Также Дэвид Бэрлоу предполагает, что опыт панических атак по сути неотличим от переживания эмоции страха.

Многие исследователи обсуждали страх и тревогу в терминах их составных частей. Например, в своей теории тревоги и депрессии Кларк и Ватсон [21] утверждают, что тревога состоит из двух факторов: усиленного негативного аффекта (например, психологическое напряжение, ажитация, дистресс, переживание), которые так же связаны с подавленностью, и физиологического перевозбуждения (например, усиленное сердцебиение, потоотделение, дрожь), которое связано больше с тревогой, нежели с депрессией.

Питер Лэнг [39] подчеркивал важность концептуализации страха и тревожности, как сочетания трех различных каналов ответной реакции: когнитивного, поведенческого и психологического. Примеры когнитивной реакции — тревожные прогнозы и предположения, предвзятость и предубеждения при обработке информации, которые часто встречаются у тревожных индивидов. Поведенческий ответ включает в себя избегание, компульсивное поведение, отвлечение и другие защитные варианты поведения, которые позволяют снизить дискомфорт или предотвратить ожидаемую ситуацию опасности. Наконец, психологическая реакция — это ощущения и личностные переживания в ситуации тревоги или страха. Они могут включать сердцебиение, головокружение, потливость и некоторые другие симптомы, связанные с физическим возбуждением.

Михай Чиксентмихайи [24] рассматривает состояние тревоги как ситуацию несоответствия между высокой сложностью задачи и субъективно низкими навыками по ее решению. Таким образом, тревога исключает возможность вхождения в состояние потока.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. [2]

В своих крайних проявлениях тревожность может переходить в соответствующее расстройство: «Фобические тревожные расстройства» (F40) и «Иные тревожные расстройства» (F41) в рамках классификации МКБ-10. В этом случае тревожность настолько велика, что начинает отрицательно влиять на качество жизни человека, мешать ему.

Социальная тревога — это тревога, триггером для которой служат различные социальные ситуации: общение и межличностное взаимодействие, а также некоторые виды деятельности, осуществляемые в присутствии других людей или в общественных местах (например, прием пищи).

По аналогии с определением тревожности частный вариант ее проявления — социальная тревожность — представляет собой индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения в ситуациях социального взаимодействия и выполнения действий на публике. Другими словами, человек с высокой социальной тревожностью склонен испытывать тревогу и страх даже в тех ситуациях, когда общение не связано с какими-либо провоцирующими стресс факторами. В том случае, когда социальная тревожность настолько высока, что это приводит к нарушению социальной жизни индивида, говорят о возникновении такого тревожного расстройства, как социофобия.

Социофобия, определяемая наличием значимого и устойчивого страха социальных ситуаций или выполнения каких-либо действий на публике - это часто встречающееся, хроническое и значительно дезабилитирующее расстройство, которое, к тому же часто остается без какого-либо лечения. [60]

Согласно МКБ-10 (пункт F40.1) социальные фобии часто начинаются в подростковом возрасте и сконцентрированы вокруг страха испытать внимание со стороны окружающих в сравнительно малых группах людей (в противоположность толпе), что приводит к избеганию общественных ситуаций. В отличие от большинства других фобий, социальные фобии одинаково часто встречаются у мужчин и у женщин. Они могут быть изолированными (например, ограничиваясь только страхом еды на людях, публичных выступлений или встреч с противоположным полом) или диффузными, включающими в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга. Важным может быть страх рвоты в обществе. В некоторых культурах особенно пугающим может быть прямое столкновение с глазу на глаз. Социальные фобии обычно сочетаются с заниженной самооценкой и боязнью критики. Они могут проявляться жалобами на покраснение лица, тремор рук, тошноту или императивные позывы к мочеиспусканию, при этом иногда пациент убежден, что одно из этих вторичных выражений его тревоги является основной проблемой; симптомы могут прогрессировать вплоть до панических атак. Часто значительно выражено избегание этих ситуаций, что в крайних случаях может привести к почти полной социальной изоляции.

Для постановки диагноза используются следующие критерии:

А. Должен присутствовать один из следующих признаков:

  1. выраженный страх оказаться в центре внимания или страх повести себя так, что это вызовет смущение или унижение;

  2. выраженное избегание пребывания в центре внимания или ситуаций, связанных со страхом повести себя так, что это вызовет смущение или унижение.

Эти страхи проявляются в социальных ситуациях, таких как прием пищи или общение в общественных местах, случайная встреча знакомых лиц на публике, пребывание в небольших группах (например, на вечеринках, собраниях, в классной комнате).

Б. В то или иное время после начала расстройства должны обнаруживаться минимум два симптома тревоги в пугающих ситуациях, как это определяется критерием Б в F40, а также один из следующих симптомов:

  1. покраснение и "дрожь";

  2. страх рвоты;

  3. позывы или страх мочеиспускания или дефекации.

В. Выраженное эмоциональное беспокойство из-за симптомов или стремления избегнуть ситуаций и осознание, что беспокойство чрезмерное или необоснованное.

Г. Появление симптомов тревоги только или по преимуществу в ситуациях, вызывающих страх, или при мыслях о них.

Результаты национального эпидемиологического исследования («National Comorbitity Survey») в США показывают, что социофобия — самое распространенное тревожное расстройство и третье по распространенности среди всех психологических расстройств. Примерно 13,3% взрослых (из них 11,1% мужчин и 15,5% женщин) в какой-либо из периодов своей жизни удовлетворяли критериям социофобии, причем ее распространенность увеличилась в последних когортах.

Социофобия характеризуется интенсивным и хроническим страхом социальных ситуаций, в которых могут произойти оценивание или возможны смущение, конфуз. Нахождение в подобных ситуациях почти всегда приводит к интенсивной тревожной реакции, вплоть до полноценного приступа паники. Социальные ситуации часто избегаются, хотя человек может заставить себя выдержать какую-либо социальную ситуацию несмотря на сопровождающий ее дистресс. Часто встречается значительный уровень тревоги по поводу предстоящих социальных ситуаций. Социальная фобия как диагноз ставится в том случае, когда клиент признает, что это этот страх избыточен и\или избегание социальных ситуаций значительно влияет на его жизнь. [10]

Типы ситуаций, которые вызывают страх и тревогу в большинстве случаев относятся к двум категориям: социальное взаимодействие и действия на публике. Ситуации социального взаимодействия включают начало или поддержание обычного разговора, знакомство с новыми людьми, свидания, общение с авторитетными фигурами (например, с начальством), проявление настойчивости. При боязни действий на публике, человек может бояться устных выступлений перед аудиторией, писать (например, заполнение бланков и форм), заниматься спортом, есть в общественном месте или в присутствии других людей, выступлений вообще (например, участия в соревнованиях или в концерте). Среди всех людей, страдающих хронической социофобией, примерно треть имели только страх устных выступлений перед аудиторией, а оставшиеся две трети испытывали тревогу по поводу как минимум еще одной социальной ситуации. [49]

Социофобия часто бывает коморбидна с клинической депрессией. Лонгитюдное эпидемиологическое исследование, проведенное в Германии на выборке подросткового и юношеского возраста (возраст от 14 до 24 лет), показало, что даже среди респондентов с социальной тревожностью, не страдающих депрессией, выше риск возникновения депрессии в будущем. Кроме того, коморбидность социофобии и депрессии вызывает более тяжелое течение последней, риск хронизации и повторных проявлений. Таким образом, высокая социальная тревожность в подростковом и юношеском возрасте является предиктором более высокого риска возникновения депрессии в будущем. [56] Кроме того, социофобия является одним из факторов в злоупотреблении алкоголем, каннабисом [57], в формировании булимии и анорексии [53]

Причины формирования социальной тревожности во многом связаны с неадекватной оценкой своего поведения, эффективности в ситуациях общения и социального взаимодействия. Пациенты, страдающие социофобией, проявляют значительно заниженные уровни оценки собственных социальных способностей, их чаще посещают негативные мысли о своей некомпетентности. [22] В экспериментальных ситуациях выступления, общения индивиды с высокой социальной тревожностью (как с генерализованной формой расстройства, так и с негенерализованной связанной со страхом общения или выступлений) оценивают своё выступление и навыки общения гораздо ниже, чем сторонние наблюдатели. [46],[25],[55]. Механизмы возникновения социальной тревоги описываются и иначе: в работе [54] представлен подход, в рамках которого тревога является следствием несоответствия высокой мотивации индивида произвести впечатление на реальную или воображаемую аудиторию и неудовлетворительной ожидаемой или субъективно воспринимаемой оценочной реакцией со стороны этой аудитории. Также существует теория социального исключения, согласно которой основным источником социальной тревожности является субъективное ощущение исключения из важных социальных групп. [48]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа студента (4)

    Диплом
    Разработка интеллектуальной многоагентной системы адаптивных роботов для игры в футбол. Разработка модуля принятия решений, модуля анализа стратегий, модуля картины мира, драйвера базовой станции, аппаратной архитектуры роботов, командоаппарата
  2. Дипломная работа студента (1)

    Диплом
    Без использования сырья и материалов не может быть организовано ни одно производство, следовательно, при рассмотрении любого производства всегда встает вопрос об эффективности их использования как составляющей эффективности производства вообще.
  3. Дипломная работа студента (2)

    Диплом
    В данной работе будут рассматриваться индексы, позволяющие улучшить время исполнения запросов XPath[5] к XML базе данных. Предполагается, что хранилище XML данных представляет собой множество соответствий вида: 7
  4. Дипломную работу студента на тему

    Диплом
    Представленная дипломная работа выполнена на актуальную с точки зрения гражданского и земельного права и юридической науки в целом тему. Предпринятое исследование проблем приватизации земли весьма актуально потому, что, приватизация
  5. Дипломную работу студента группы у петрова А. О. на тему Разработка подсистемы исполнения имитационных многоагентных

    Диплом
    Развитие различного рода Интернет - приложений, систем электронной коммерции привело к необходимости использования многоагентных систем для анализа и прогнозирования поведения распределенных систем.

Другие похожие документы..