Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре «Автоматизированные системы управления» в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ...полностью>>
'Документ'
В инвестиционно-банковской сфере репутация продавца финансовых услуг имеет большее значение, чем в других сферах деятельности. Люди иногда покупают п...полностью>>
'Лекции'
Музыкальное для тех, которые размышляли о нем, всегда заключало в себе нечто загадочное в отношении эстетического подхода к нему. Музыка с одной стор...полностью>>
'Анализ'
© Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В ...полностью>>

А. А. Бессмертных Образовательная программа

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.А.Бессмертных

Образовательная программа дополнительного образования детей

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ»

Возраст обучающихся – 13-17 лет

Срок реализации программы – 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа имеет культурологическую направленность. Однако её элементы могут применяться и в дополнительном образовании другой направленности, поскольку изучение родной культуры является неотъемлемой частью всего нравственного и патриотического воспитания детей. Программа может также использоваться при самостоятельном изучении русской литературы, истории живописи, архитектуры учащимися старших классов.

Изучение русской литературы является одной из основ современного гуманитарного образования школьников, поскольку именно в период её создания закладывались основные категории, понятия, жанровая система, эстетические, нравственные ориентиры всей русской культуры.

Актуальность настоящей программы связана, прежде всего, с тем, что в современных условиях глобализации, распространения и воздействия на ребенка различных культурных потоков возрастает значение включения детей в отечественную культурную традицию как необходимого условия формирования национального самосознания. Понять же истоки этой традиции невозможно без всестороннего и глубокого проникновения в мир русской литературы.

В современной школе обычна практика изучения лишь отдельных произведений русской литературы, рассматриваемых чаще всего вне культурного и исторического контекста. В результате школьники с трудом читают и плохо понимают тексты, что часто порождает искажённое представление о литературном творчестве наших предков как сложном, недоступном и совсем ненужном современному человеку.

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что русская литература изучается не сама по себе, как изолированное и чисто литературное явление, а как составная часть сложной и неразрывной культурной системы, формировавшей мировоззрение, психологию и поступки людей той эпохи. В результате у детей должно сформироваться представление о нерасторжимом единстве, гармонии всех видов искусств, а также их взаимосвязи с политическими и богословскими идеями своего времени. Это позволит им не только наглядно представить историю духовной жизни, но и покажет её напряженность, взлёты мысли, влияние которых прослеживается и в последующей культурной жизни России.

При разработке данной программы автор руководствовалась оценкой одного из крупнейших исследователей русской культуры академика Д.С. Лихачева: «Не может быть подлинного понимания одной литературы без всех других областей художественного творчества ».

Синтез искусств, характерный для художественной культуры Руси, определяет наш подход к изучению литературы, реализованный в данной авторской программе.

Цель программы: содействовать через изучение русской литературы формированию у детей целостного, адекватного представления о синтезном характере русского искусства и тем самым способствовать закладыванию в их сознании чувств патриотизма, гордости за историю своей страны, внесшей глубокий вклад в мировую культуру.

Задачи программы:

– познакомить школьников с важнейшими произведениями русской литературы XI-X1Х вв. и дать им адекватное представление о содержании, форме и контексте этих произведений;

– сформировать у школьников представление о закономерностях и особенностях развития русской художественной культуры в целом и отдельных видов искусств, научить их видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в контексте политических, богословских идей эпохи;

– познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий Руси, сохраняющих актуальность и в наши дни;

– дать представление детям о важнейших категориях культуры, которые будут им необходимы при изучении и понимании литературы, живописи, архитектуры нового времени; помочь овладеть рядом теоретических понятий, связанных со спецификой средневековых текстов, стилей изобразительного искусства, мировоззрением, эстетическими представлениями эпохи;

– сформировать на материале литературных произведений навыки анализа литературного текста (сюжет и композиция произведения, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также верно определять место произведения в историко-литературном и историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи, его влияние на последующую литературную традицию.

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-17 лет.

Срок реализации программы – 2 года (из расчёта – 6 часа в неделю).

Формы проведения занятий – лекции, диалоги учащихся с преподавателем, совместное комментированное чтение произведений, работа учащихся над рефератом и защита реферата, подготовка и выступление учащихся с докладами и сообщениями, проведение экскурсий, составление презентаций.

Ожидаемые результаты реализации программы

Прочитав и изучив основные произведения русской литературы, учащиеся приобретут:

1) новые знания:

– о важнейших этапах истории русской литературы и культуры;

– о закономерностях и особенностях развития русской художественной культуры, особенностях развития литературного жанра;

– о системе эстетических и нравственных категорий и понятий, существовавшей в Руси;

– о жанровых, композиционных, стилистических и иных характерных чертах русского литературного творчества;

– о важнейших политических и богословских идеях разных времен, их влиянии на русское общество нового времени;

2) новые навыки и умения:

– видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в общем контексте культурного развития эпохи;

– пользоваться ключевыми категориями истории культуры, литературоведения и искусствознания и применять их при изучении культурных, прежде всего литературных, явлений других времён и народов;

– анализировать формальные и содержательные стороны литературных произведений, соотносить их с культурным контекстом эпохи, находить «ключи» к адекватному пониманию текстов;

– писать рефераты и доклады, работать с исследовательской (научной) литературой, готовить презентации.

У учащихся продолжится и усилится формирование ряда личностных качеств: любви к своей стране и её культуре, гордости за её достижения, способности к формированию и обоснованному, доказательному отстаиванию собственного мнения. Всё это будет способствовать формированию гражданина России, обладающего активной жизненной позицией и расширенным культурным кругозором.

Формы контроля и проверки достижения ожидаемых результатов:

– в качестве средств текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверочные письменные и контрольные работы;

– в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися рефератов, докладов и презентаций с их последующим коллективным обсуждением преподавателем и самими учащимися;

– в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения преподавателями за учащимися, индивидуальные беседы с ними и их родителями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Истоки древнерусской культуры

6

24

30

1

Язычество и христианство

2

6

8

2

Византия и Русь

2

12

14

3

Жития и труды равноапостольных Кирилла и Мефодия. Оформление книги

2

6

8

Культура Киевской Руси

16

28

44

4

Крещение Руси и начало русской книжности

2

4

6

5

Первые христианские храмы на Руси

2

4

6

6

Символика монастыря

2

2

4

7

Житие преподобного Нестора-летописца. Своеобразие жанра летописи. История создания «Повести временных лет»

2

4

6

8

Концепция истории Нестора-летописца

2

4

6

9

«Сказание о Борисе и Глебе»

2

4

6

10

«Слово о полку Игореве»

4

6

10

.

Культура Владимиро-Суздальского княжества

8

12

20

11

«Моление Даниила Заточника»

2

2

4

12

«Житие и подвиги князя Андрея Боголюбского»

2

4

6

13

Своеобразие владимиро-суздальского зодчества

2

4

6

14

Владимиро-суздальская школа иконописи

2

2

4

Культура эпохи татаро-монгольского завоевания

4

10

14

15

Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе

2

4

6

16

«Житие Сергия Радонежского»

2

6

8

Культура Великого Новгорода

6

10

16

17

Политическое и социальное своеобразие Новгородской республики

4

4

8

18

«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим»

1

3

4

19

Новгородская школа зодчества и иконописи

1

3

4

Культура Московского княжества

26

40

66

20

Москва как центр объединения русских земель

2

4

6

21

Формирование ансамбля Московского Кремля в XIV-XV вв.

4

6

10

22

Феофан Грек в Москве

2

4

6

23

Житие и творчество Андрея Рублёва

2

4

6

24

Максим Грек и любомудрие Древней и Средневековой Руси

2

4

6

25

Творчество Дионисия

2

4

6

26

«Повесть о Петре и Февронии Муроских»

2

2

4

27

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина

2

2

4

28

Шатровое зодчество в Московской Руси

2

4

6

29

Послания царя Иоанна Грозного. Иван Грозный и Василий Блаженный. Покровский собор (Собор Василия Блаженного)

2

6

8

30

Домострой. Историческое бытование жанра

2

2

4

Культура XVII века

12

16

28

31

Стиль барокко

2

2

4

32

Ранние «парсуны». Строгановская школа иконописи

2

2

4

33

Творчество Симона Ушакова

2

2

4

34

«Повесть о горе-злочастии»

2

2

4

35

Раскол в русской церкви. «Житие протопопа Аввакума»

2

6

8

36

Возникновение демократической сатиры в литературе. Лубок

2

2

4

Традиции древнерусской культуры в культуре нового времени

2

6

8

37

Экскурсии и по Москве, посещение музеев и выставок. Подготовка докладов и рефератов. Участие в научной конференции

Культура XV111 -Х1Х веков

6

24

18

30

38

Общая оценка русской культуры 18 -19

2

6

8

39

Народное творчество 18-19 века

2

12

14

40

Культура дворянства

2

6

8

Литература ХУ111 –Х1Х веков

16

28

44

41

Державин Г.Р. "На смерть князя Мещерского". "Водопад". "Бог". "Фелица". "Властителям и судиям". "Памятник"

6

10

16

42

Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву"

2

4

6

43

Карамзин Н.М. "Бедная Лиза"

2

2

4

44

Фонвизин Д.И. "Недоросль".

2

4

6

45

Фонвизин Д.И. "Лисица-казнодей".

2

4

6

46

Фонвизин Д.И. "Послание слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке".

2

4

6

Творчество Фонвизина в контексте русской литературы 19 века.

Критика о Фонвизине.

47

Баратынский Евгений Абрамович ("Финляндия", "Разуверение", "Признание", "Две доли")

2

2

4

48

Константин Батюшков

2

4

6

49

Белинский в споре с западниками

2

4

6

50

Вяземский Петр Андреевич

2

2

4

51

Гоголь Николай Васильевич

2

4

6

52

Грибоедов Александр Сергеевич

2

6

8

6

10

16

53

Денис Давыдов

4

4

8

54

Владимир Иванович Даль

1

3

4

55

Федор Михайлович Достоевский

1

3

4

26

40

66

56

Жуковский Василий Андреевич

2

4

6

57

Лермонтов Михаил Юрьевич

4

6

10

58

Крылов Иван Андреевич

2

4

6

59

Николай Михайлович Карамзин

2

4

6

60

Лесков Николай Семенович

2

4

6

61

Островский Александр Николаевич

2

4

6

62

Александр Сергеевич Пушкин

6

6

12

63

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

2

6

8

64

Толстой Алексей Константинович

Баллады, сатирические стихи, исторический роман

2

2

4

65

Лев Николаевич Толстой

6

6

12

66

Тургенев Иван Сергеевич

Цикл рассказов "Записки охотника"

6

10

16

Социально-психологические романы

"Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850)

Сотрудничество с журналами.

67

Чехов Антон Павлович

18



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» (1)

    Программа
    Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
  2. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» (4)

    Программа
    Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
  3. Образовательная программа и учебный план

    Образовательная программа
    - Литературный лицей – специализированная структура дополнительного образования в рамках общеобразовательной гимназии, обеспечивающая соответствующее направление работы гимназии в части содержания и методики педагогического сопровождения
  4. Образовательная программа начального общего образования моу петропавловской сош

    Образовательная программа
    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ Петропавловской средней общеобразовательной школы, а также способы достижения
  5. Образовательная программа начального общего образования моу «сош №4 г. Белёва Тульской области»

    Образовательная программа
    Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают

Другие похожие документы..