Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
выполненные на формате А-3, А-4 (для 1-4 классов)....полностью>>
'Документ'
Бутовые вирусы (Boot viruses) - этот тип вирусов заражает загрузочную область дискет и жестких дисков; запускается во время загрузки системы и начинае...полностью>>
'Реферат'
У європейському контексті фемінізм виступив однією з найвпливовіших течій ХХ століття. У науковій літературі дане поняття вимагає визначення щонаймен...полностью>>
'Документ'
2 цветных фото 3,5смx4,5 см (в т.ч. для детей, вписанных в паспорт, если они выезжают), на белом фоне, так чтобы черты лица были легко различимы и кон...полностью>>

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6 СЕМИНАР

КУЛЬТУРА ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XVIII – НАЧАЛО XX В.)

  1. Реформы Петра I первой четверти XVIII в. и их влияние на развитие русской культуры

  2. Русская культура XVIII – первой половины XIX в.

  3. Культура пореформенной России (вторая половина XIX в.)

  4. Русский культурный ренессанс (конец XIX – начало XX в.)

Рекомендуемые доклады

    1. Основание Санкт-Петербурга — новой столицы России. Первые постройки и сооружения

    2. Дворцы Санкт-Петербурга

    3. Развитие науки и техники в России в XVIII в.

Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса, следует хорошо представлять, что основой громадных изменений в культуре являются нововведения в социально-экономической сфере. Непосредственным толчком к бурному переходу от средневековой культуры к новой русской культуре явились реформы Петра I. Они затрагивали все стороны жизни общества: экономику, политический строй, армию, флот, внешнюю политику, культуру. Для первой четверти XVIII в. характерна стремительность преобразований, зачастую насильственная ломка старины «сверху». На все преобразования накладывается отпечаток личности самого Петра I, который боролся с варварством варварскими методами. Студент должен понимать, что процесс перехода от древнерусской культуры к новой был чрезвычайно сложен, многообразен и даже противоречив. Хотя он и был подготовлен всем предыдущим развитием, он не носил плавного характера. Произошел стремительный скачок в развитии культуры, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств, подавляющая часть которых была простым механическим копированием заграницы.

При подготовке ко второму вопросу целесообразно выделить в рассматриваемом периоде два этапа развития русской культуры. Первый — со второй четверти XVIII в. до его конца. Второй — вся первая половина XIX в.

Студенту необходимо понимать, что развитие русской культуры после эпохи петровских реформ происходило в иных исторических условиях. Российская империя переживала период расцвета, значительно вырос ее авторитет, она стала одной из ведущих стран Европы, активно влияющей на европейскую политику. Направленность русской культуры в сторону ее дальнейшей европеизации, стремительно начавшаяся при Петре I, оставалась неизменной. Однако культурные новации касались, в основном, лишь дворянства и не затрагивали основной массы населения.

После смерти Петра I темпы преобразований, замедлились, но, затем, со второй половины XVIII в., наметилось явное ускорение развития культурных процессов. Студенту следует обратить внимание, что на развитие культуры во второй половине XVIII в. определенное влияние оказали идеи просветителей, о приверженности которым заявляла даже императрица Екатерина II. В обществе получили распространение идеи о том, что самодержавие как политическая власть должно опираться на разумные справедливые законы и руководствоваться ими в своей деятельности. Однако в целом идеи просветителей поверхностно воспринимались большинством русского дворянства, а подавляющая часть населения страны не знала о них вообще.

Изучая культуру первой половины XIX в., студенту следует обратить внимание, что на развитие культуры этого времени огромное воздействие оказали два события. Первое — это Отечественная война 1812 г., ставшая своеобразным рубежом в развитии национального самосознания. Война вызвала подъем патриотических сил, победа в ней воспринималась как общенациональная. Последствия войны 1812 г. связаны со вторым важным событием этого периода — движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года».

Для культурного процесса в России первой половины XIX в. характерна тенденция к ускорению развития и определенной демократизации. Именно в это время русская культура достигает небывалого доселе уровня. Формируется современный русский литературный язык. Усиливаются культурные связи России с другими странами, русская культура воспринимает лучшие достижения культуры других народов. Причем это восприятие носило творческий характер, не было того «механического» перенесения западной культурной традиции на русскую почву, как это имело место в начале XVIII в.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен знать, что для культуры в пореформенный период характерно дальнейшее ускорение ее развития и демократизация. В общественно-культурной жизни страны во второй половине XIX в. все большую роль стала играть интеллигенция. Как особый социальный слой она стала формироваться еще раньше, и в пореформенную эпоху этот процесс фактически закончился. Причем преобладающим в интеллигенции становится разночинный элемент. Этим в значительной степени объясняется демократизм и высокая гражданственность русской интеллигенции.

При изучении четвертого вопроса следует подчеркнуть, что конец XIX – начало ХХ в. занимает исключительное место в русской культуре. Это поистине переломный период. Как и всякие переломные периоды истории, это время противоречиво. Все процессы, стремительно происходившие в обществе, не могли не влиять на развитие культуры, но нельзя упрощать воздействие этого влияния. Оно было не прямым, сложным, неоднозначным. В то же время этот этап развития русской культуры был плодотворным, ярким, чрезвычайно разнообразным. Н.А. Бердяев оценивал это время как «русский культурный ренессанс». Период конца XIX – начала ХХ столетия вошел в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием «Серебряного века».

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 418–429, 430–444, 445–453.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 481–501, 503–529.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 450–460, 461–492.

Дополнительная

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

  3. Варакина Г.В. Проблемы философии культуры на страницах художественных журанлов «серебряного века» // Вопросы культурологии. 2007. №2. С. 16–20.

  4. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

  5. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

  6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

  7. Лихачев Д.С. раздумья о России. 2-е изд. СПб.: Издательство «Logos», 2004.

  8. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.

7 СЕМИНАР

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX – НАЧАЛА XXI В.

  1. Развитие культуры в 1917–1927 гг.

  2. Советская культура конца 20–50-х гг.

  3. Советская культура конца 50 – начала 90-х гг.

  4. Культура постсоветского периода (с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени)

Рекомендуемые доклады

    1. Культура русского зарубежья

    2. Утраченные памятники культуры Петрограда – Ленинграда

    3. Развитие науки и техники в Советской России

Методические советы

При подготовке к первому вопросу студент должен хорошо представлять, что гражданская война и интервенция нанесли огромный ущерб экономике и культуре страны. Пришедшие к власти большевики были преисполнены решимости создать общество социальной справедливости, лишенное эксплуатации. Создание нового строя подразумевало коренные изменения всех сфер жизни, которые должны были происходить не стихийно, целенаправленно под руководством партии и государства. Это в полной мере относилось и к культуре. Постепенно в пропагандистский и научный оборот прочно вошел термин «культурная революция», подразумевавший комплекс задач по строительству новой «социалистической культуры». Студент должен знать, какие задачи выдвигали большевики в области культуры и как они осуществлялись.

Изучая историю культуры 1917–1927 гг. следует понимать, что сотни тысяч представителей русской интеллигенции в результате революции и гражданской войны оказались за границей, где многие из них продолжали вносить свой вклад в развитие культуры. Так появилось культурное явление, получившее название «культуры русского зарубежья».

Рассматривая второй вопрос, студент должен знать, что развитие культуры в конце 20–начале 30-х гг. шло в условиях сложившегося в стране культа личности И.В. Сталина и командно-административной системы. Нельзя думать, что культ личности совсем прекратил развитие культурных процессов в стране — имели место и определенные достижения. Но в целом он серьезно тормозил и деформировал все культурные процессы.

Готовясь к третьему вопросу, необходимо знать, что после смерти И.В. Сталина в советской истории начался период, впоследствии получивший название «оттепель», характеризующийся робкими попытками демократизации общества. Это весьма позитивно сказалось на культуре, дало значительный импульс для ее развития. Следует отметить значительные достижения в области развития фундаментальной науки, техники. Однако в целом период оттепели и в жизни страны, и в развитии культуры был неоднозначен. Студент должен знать, в чем выражалась противоречивость развития советской культуры в это время.

«Оттепель» в СССР продолжалась недолго — всего около 10 лет. В октябре 1964 г. к власти пришло новое руководство во главе с Л.И. Брежневым, что во многом означало возврат к прошлому. Нарастали и не находили своего решения негативные явления во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. Постепенно культура в стране стала развиваться по двум направлениям. Первое — официальное, соответствующее рамкам традиционной манеры социалистического реализма, второе — неофициальное, многообразное по формам и не укладывающееся в дозволенные каноны.

Начавшаяся в середине 80-х гг. своеобразная революция «сверху» — «перестройка» — сильно повлияла на развитие культуры, особенно на общественную мысль. Стали общедоступными культурные достижения «русского зарубежья» и почти неизвестные широкой публике произведения культуры неофициального направления периода «застоя».

Рассматривая четвертый вопрос, следует понимать, что период «перестройки» очень скоро закончился полнейшим провалом и распадом СССР. Начался так называемый «постсоветский период» в развитии России. Стремительный ход событий в обществе, ожесточенная политическая борьба, экономический кризис, естественно, не могли не сказаться на развитии культуры. Но это воздействие оказалось весьма противоречиво. С одной стороны, демократизация общества, приобщение к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры очень позитивно сказываются на развитии отечественной культуры. Однако, с другой стороны, коммерциализация культуры, отсутствие должного финансирования науки и образования отражаются на ее состоянии крайне негативно.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 454–491.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 635–671.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 533–551.

Дополнительная

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

  2. Жукоцкая З.Р. Культурологические школы советского периода // Вопросы культурологии. 2007. №11. С. 27–29.

  3. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

  4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

  6. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.

8 СЕМИНАР

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВВ.

  1. Культура, цивилизация и глобальные проблемы современности

  2. Культура и контркультура

  3. Культура и техника

  4. Основные культурологические концепции XX – начала XXI в.

Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса, следует обратить внимание на такие проблемы, как кризис социально-экономических, политических и социальных форм общественной жизни, идеалов и ценностей, а также поиски причин кризиса цивилизации и культуры, путей выхода из него в трудах по культурологии и общественной мысли.

Необходимо рассмотреть культурологические причины кризиса цивилизации и глобальные проблемы: истощение ресурсов, перенаселение, деградацию и загрязнение среды обитания, мировой терроризм, распространение ядерного оружия. Особо следует обратить внимание на проблему взаимодействия различных цивилизаций, обострившуюся на исходе ХХ в., прежде всего христианской и мусульманской.

При подготовке ко второму вопросу следует помнить, что некоторые зоны культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри некоторых общественных групп рождаются специфические культурные феномены, которые именуются «субкультурами». Студент должен знать, что характеризует субкультуру, и привести конкретные примеры субкультур. Как правило, субкультуры имеют замкнутый характер и не претендуют на некую универсальность, т. е. не выходят за рамки своей социальной среды. Когда же это происходит, можно говорить уже о контркультурных тенденциях. Студент должен знать, какие значения имеет понятие «контркультура» и как контркультура воздействует на основную культуру.

Готовясь к третьему вопросу, следует понимать, что техника — это особое явление культуры, ее своеобразный феномен. В настоящее время существует много определений техники. В целом все они могут быть сведены к двум понятиям: в узком смысле термин «техника» — это инструментальные средства, используемые человеком в его деятельности по преобразованию природы; в широком смысле термин «техника» имеет социальный смысл, ценностный и историко-цивилизационный. Техника понимается как продукт деятельности человеческой цивилизации, как неотъемлемый элемент социальной динамики общества, часть общественного прогресса.

Студент должен знать, что техника действительно может характеризовать тот или иной этап развития человечества, так как само развитие культуры неразрывно связано с техникой, поскольку последнее является ее составной, своеобразной культурной ценностью. Уровень технического развития общества является в значительной степени показателем его культурного развития в целом. Однако следует понимать, что эта взаимосвязь зачастую не носит прямолинейного характера. В современных условиях стремительное развитие науки и техники приводит к тому, что индустриальная мощь общества опережает его культурный уровень, т. е. индустриальная мощь становится неадекватной уровню социально-культурного развития большинства членов этого общества.

При освещении четвертого вопроса необходимо понимать, что ХХ в. стал самым динамичным в истории человечества и это весьма серьезно повлияло на характер культуры и процессы, происходящие в ней. К тому же, на рубеже ХХ и XXI вв. человек сталкивается со многими новыми, иногда парадоксальными, явлениями. С одной стороны, наблюдается торжество науки, человеческого интеллекта, культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов, а с другой стороны, развивается религиозный фанатизм, национальная неприязнь, противопоставление друг другу различных цивилизаций, неприятие их культурных ценностей. Это порождает много вопросов о дальнейших путях человечества и его культуры. Все перечисленные проблемы нашли свое отражение в трудах видных ученых, таких как О. Шпенглер, П.А. Сорокин, А.Дж. Тойнби, К. Ясперс, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер и др. Студент должен знать основные культурологические концепции, которые распространены на рубеже XX и XXI вв. и уметь изложить их суть.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 362–379.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 557–599, 601–633.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 511–532, 552–575.

Дополнительная

  1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / Пер. с нем. СПб.: Университетская книга, 1999.

  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

  3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.

  4. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1–2. СПб.: Университетская книга, 1998.

  5. Рачеева Е.В. Американизация как процесс глобализации современного общества // Вопросы гуманитарных наук. 2007. №4(31). С. 293–295.

  6. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М.: Эксмо, 2005.

  7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

  8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992.

  9. Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

  10. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  11. Хейзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. М.: Прогресс, 1992.

  12. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993.

  13. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Республика, 1994.

ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

  3. Введение в культурологию: Учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Попов. М.: Владос, 1996.

  4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.

  5. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

  6. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

  7. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2001.

  8. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 1997.

  9. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

  10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

  11. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002.

  12. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.

  13. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2001.

  14. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

  15. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  16. Культурология. XX век: Антология / Сост. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1995.

  17. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1–2. СПб.: Университетская книга, 1998.

  18. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003.

  19. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003.

  20. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие для вузов. СПб.: СПбГУП, 1996.

  21. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

  22. Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. М.: Крафт+, 2004.

  23. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Писманика. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.

  24. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М.: Эксмо, 2005.

  25. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

  26. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: Союз, 1998.

  27. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.

  28. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992.

  29. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  30. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

  31. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  32. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: Мирос, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.
  2. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. История и методология науки и техники: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям / П.А. Гостенков; Отв. ред. И.П. Потехина.
  3. Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 9 тематика семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. Срок об

    Тематика семинарских занятий
    Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
  4. Учебное пособие (для студентов дневной формы обучения всех специальностей академии) харьков − 2007

    Учебное пособие
    Социология: Учебное пособие для студентов дневной формы обучения всех специальностей академии. Авт. Белова Л.А., Радионова Л.А. – Харьков: ХНАГХ, 2007.
  5. Методические указания по дисциплине «Сервисная деятельность» для студентов всех форм обучения Направление и специальности подготовки дипломированных специалистов

    Методические указания
    В методических указаниях содержатся материалы, необходимые для самостоятельной подготовки студентов к изучению курса дисциплины «Сервисная деятельность» и выполнению практических и контрольных работ.

Другие похожие документы..