Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Фандрайзинговая деятельность в библиотеке [Текст] : метод. рек. / Сост. Н.В.Аверьянова; Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – Тамбов, ...полностью>>
'Документ'
Сьогодні не знайдеться жодної людини, яка б не розуміла ролі й місця освіти. Освіта складає основу розвитку людства, від її якості і стану залежить с...полностью>>
'Лекции'
ОС – набор программ, которые обеспечивают возможность использования аппаратуры ЭВМ и предоставляют пользователю набор средств по интерфейсу для управл...полностью>>
'Документ'
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГАКОМИТЕТ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯРАСПОРЯЖЕНИЕот 27 декабря 2007 г. N 141-рО ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВ...полностью>>

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3 СЕМИНАР

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  1. Культура средневековой Европы

  2. Культура Византии

  3. Культура арабского Востока

Рекомендуемые доклады

    1. Крестовые походы и их влияние на развитие западноевропейской культуры

    2. Развитие науки и техники в Западной Европе в средние века

    3. Рыцарская культура эпохи средневековья

    4. Нравы и быт средневекового города Европы

Методические советы

При подготовке к первому вопросу необходимо отметить, что становление культуры средневековья проходило в борьбе двух тенденций — языческого античного наследия и христианства. Следует также четко представлять, что именно христианство стало основополагающим фактором становления и развития средневековой культуры. Не было ни одной сферы культуры, где бы ни сказывалось влияние христианства. В этой связи необходимо представлять ту систему ценностей, которая присуща христианству, понимать, что являлось идеалом средневекового человека и как этот идеал отличался от античного.

Обращаясь к рассмотрению отдельных этапов в развитии культуры средневековья, следует помнить, что степень интенсивности культурных процессов в продолжение этой длительной эпохи была неодинакова. Если в начале средневековья (после падения Западной Римской империи и Великого переселения народов) политическая, социальная, экономическая, а значит, и культурная жизнь Европы существенно замедлилась, то уже к IX–X вв. в ней наметились позитивные перемены. В результате активного синтеза римских и варварских социальных систем жизнь и деятельность европейского населения заметно дифференцировалась. Еще большему подъему культурной активности способствовали Крестовые походы (конец XI–XIII вв.), начало которых значительно повлияло на всю дальнейшую историю средневековой Европы.

Изучая отдельные проявления средневековой культуры, студент также должен иметь в виду, что в ней (в особенности применительно к периоду развитого средневековья) выделяют четыре культурных слоя: культуру духовенства (монастырскую), рыцарскую (замковую), городскую (бюргерскую) и народную. Необходимо знать отличительные особенности каждого из этих культурных слоев средневековой культуры.

Рассматривая второй вопрос, следует прежде всего иметь представление о том, что византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества — в результате разделения Римской империи на Восточную (Византию) и Западную.

Географическое положение Византии — ее владения находились в Европе и в Азии, а некоторые и в Африке — превращало эту империю в своеобразное связующее звено между Востоком и Западом, что, несомненно, влияло на развитие ее культуры. Византия была многонациональным государством, что также отражалось на ее культуре.

Византийская культура сочетала в себе наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, в ней ощущается своеобразный синтез западных и восточных начал. Она оказала огромное влияние на культуру стран Южной и Восточной Европы. В истории европейской, да и всей мировой культуры, византийской цивилизации принадлежит особое место. Ее культура, несмотря на воздействие со стороны культур других народов, представляет собой самоценный тип культуры. Византия по уровню развития культуры вплоть до XIII в. намного опережала все страны средневековой Европы.

Приступая к изучению третьего вопроса, целесообразно вспомнить, что вся культура арабского Востока формировалась под влиянием ислама. В этой связи студент должен знать, что ислам — третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения. Он впитал в себя ряд положений христианства и иудаизма, однако развитие основных идей ислама пошло совершенно другим путем. Его специфика настолько велика, что можно говорить об особом «исламском мире», исламской (арабо-исламской) цивилизации.

Ислам означает «покорность», «вручение себя богу». Возникновение мира ислама относится к началу VII в. и наполнено драматическими событиями, связанными с жизнью пророка Мухаммеда. Впоследствии описание этих событий оказалось включено в мусульманскую культуру, приобрело социально-значимые черты и стало составной частью новой религии. Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой цивилизации, которые и поныне являются основополагающими для всей исламской культуры. Все проявления арабской и мусульманской культуры: наука, философия, искусство, право — несут на себе печать этих двух факторов.

Раскрывая содержание исламской культуры, студенту следует обратить внимание на такие ее составляющие, как картина мира, идея абсолютного монотеизма, система мусульманских ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков, теократическая идея социального мира.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 266–285.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 159–189, 231–247, 287–309.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 161–172, 225–248, 249–261.

Дополнительная

  1. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

  2. Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

  4. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

  5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  6. Поньон Э. Повседневная жизнь в Европе в 1000 г. / Пер. с фр. М.: Молодая гвардия, 2001.

  7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

  8. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

4 СЕМИНАР

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

  1. Европейская культура Возрождения и Реформации как переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени

  2. Культура Западной Европы в XVII веке

  3. Культура эпохи Просвещения

  4. Европейская культура XIX века

Рекомендуемые доклады

    1. Титаны Возрождения

    2. Барокко — ведущее направление западноевропейского искусства XVII в.

    3. Развитие науки и техники в Европе Нового времени

Методические советы

Готовясь к первому вопросу, необходимо осознать, что зарождение в Европе капиталистических отношений, усиление роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии не могли не отразиться на развитии культуры. В ней происходят серьезные изменения, начинается постепенный переход от средневековой культуры к новоевропейской. Этот период включает в себя два таких крупных явления культуры, как Возрождение и Реформация.

Студент должен знать, что свое название эпоха Возрождения получила потому, что преодоление средневекового мировоззрения происходило в форме возрождения и развития тех идеалов античной культуры, которые были отброшены в средние века как несовместные с господствовавшей христианской культурой.

Центральной категорией культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство). На первый план выдвигается человек, безграничные возможности личности. Антропоцентризм культуры Возрождения противостоял теоцентризму средневековья. Следует также учитывать, что, хотя сами гуманисты глубоко презирали культуру «темных веков» — как они называли средневековье, — тем не менее, несомненно, что ренессансная культура основана на двух источниках — античном классическом наследии и культурном наследии средних веков.

Реформация стала важным этапом в культурно-историческом развитии Европы. Реформацию можно охарактеризовать как широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, целью которого было преобразование и исправление христианской религии, существующей в форме католицизма. Фактически Реформация стала первым серьезным выступлением европейской буржуазии против средневековых феодальных устоев общества. В результате Реформации возникла третья разновидность христианства — протестантизм. Именно на основе протестантизма была выработана новая буржуазная этика, составляющими которой стали трудолюбие, бережливость, педантизм, аккуратность, экономическая деятельность, договорные отношения.

Поскольку эпохи Возрождения и Реформации как бы накладываются друг на друга, студенту необходимо выяснить, что в них общего и в чем различие.

При подготовке ко второму вопросу необходимо осознать, что XVII в. — это время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, когда формирующаяся буржуазия стремится утвердиться политически, ослабить феодальную власть и диктатуру церкви. В ответ на Реформацию усилилась католическая реакция. В этих условиях происходят серьезные изменения в европейской культуре, в ее системе ценностей и идеалов. Наука все в большей степени превращается в самостоятельный фактор духовной культуры, в реальную базу мировоззрения, выступает как высшая культурная ценность; формируется новое представление о мире в целом.

Студенту следует разобраться, почему происходят существенные изменения и в самом человеческом идеале: на первый план выходит не святой, как в средние века, не творец, как в эпоху Возрождения, а работник, предприимчивый человек, не теряющий присутствия духа в самых тяжелых обстоятельствах.

Изучение третьего вопроса целесообразно начать с уяснения того, что под эпохой Просвещения обычно понимается идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Возникнув в XVII в. в Англии, идеи Просвещения получили широкое распространение во Франции, а затем и других странах Европы.

Студент должен уяснить, что западноевропейское Просвещение многими нитями связано с Возрождением. Однако просветительская критика старой феодально-церковной культуры была острее и глубже ренессансной и затрагивала всю структуру общества и государства. Главенствующую роль в культуре Просвещения начинает играть идея прогресса, культ разума, суверенности личности. Всей культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Для ученых эпохи Просвещения характерно ясное убеждение в необходимости объяснить все явления природы исключительно естественными причинами.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо понять, что культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К началу века капитализм как система полностью сформировался. В XIX в. в большинстве западноевропейских стран произошел промышленный переворот, вызвавший резкий рост объемов промышленного производства. Произошли огромные изменения и в непроизводственной сфере — политике, науке, философии, искусстве, образовании, в быту, общественном сознании. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Коренным образом изменились представления людей о строении материи, пространстве и времени, о путях развития природы и общества, происхождении человека. Теологические представления сменялись строго научными. Важнейшим средством получения новых знаний стал эксперимент. Теория признавалась верной лишь в том случае, если она опиралась на факты, на эмпирический опыт. Происходило стирание граней между теорией и практикой, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу.

Вместе с тем все больше сказывались и противоречия в буржуазного общества — стремительное развитие техники способствовало распространению монотонного труда на фабриках, превращению человека в придаток машины, усиливалось социальное неравенство, порождавшее социальные потрясения. Все это не могло не отразиться на развитии культуры XIX в. В обществе получают развитие два противоположных ценностных ориентира — с одной стороны, утверждение и восхваление ценностей буржуазного образа жизни, с другой — критическое отношение к ним и неприятие их. Поэтому в культуре XIX в. наблюдаются и столь непохожие друг на друга явления, как романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и т. д.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 286–315, 316–333, 334–361.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 191–229, 391–411,413–437, 439–479.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 173–190, 381–400, 401–441.

Дополнительная

  1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. М.: Интрада, 1996.

  2. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

  3. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

  4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991.

  5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

  6. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

5 СЕМИНАР

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА (IX–XVII ВВ.)

  1. Особенности и периодизация древнерусской культуры

  2. Культура Киевской Руси

  3. Развитие русской культуры в условиях монголо-татарского ига (вторая половина XIII – конец XV в.)

  4. Культура Московской Руси (конец XV–XVII вв.)

Рекомендуемые доклады

    1. Языческая культура восточных славян

    2. Архитектура Киевской Руси

    3. Древнерусская иконопись

Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо понимать, что русская культура является составной частью мировой культуры. Несомненно, что русская культура несет на себе определенный отпечаток культур других народов; в то же время она сама оказала существенное влияние на развитие культур многих народов и на мировую культуру в целом.

Являясь по своей направленности в основном европейской, русская культура весьма существенно отличается от нее и имеет свои собственные ритмы и этапы культурного развития, не совпадающие с западноевропейскими, поэтому периодизация русской культуры коренным образом отличается от периодизации развития западноевропейской культуры.

Среди наиболее важных отличительных особенностей русской культуры следует отметить следующие: бинарность, катастрофизм, дискретность, периферийность развития.

При изучении второго вопроса студент должен хорошо представлять, что культура Киевской Руси — это начальный этап развития древнерусской культуры, которая возникла путем своеобразного «слияния» двух разных по своей сути культур — языческой культуры восточных славян и христианской культуры Византии после принятия в 988 г. христианства на Руси. При этом студент должен понимать, что культура Киевской Руси не является простым продолжением культуры предшествующего времени. Это качественно новая самобытная культура, отличающаяся от всех других, в том числе и от византийской. Следует также представлять ближайшие и отдаленные последствия вхождения Руси в круг православных стран и влияние православия на развитие русской культуры. Необходимо уяснить, что именно в период существования Киевской Руси сложилась та мощная культура, которая затем явилась основой для развития русской, украинской и белорусской культур.

В процессе подготовки к третьему вопросу следует вспомнить, что в конце 30-х гг. XIII в. на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие, принесшее неисчислимые беды и лишения русскому народу. А после нашествия на Руси установилось тяжелое иго, продолжавшееся два с лишним века. Большинство историков и культурологов считает монголо-татарское иго явлением глубоко отрицательным для развития русской культуры. Вместе с тем нужно отметить, что вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды неоднозначно трактуется в литературе. Ряд авторов полагает, что появление татар и возникновение на границах с Русью Золотой Орды явилось решающим фактором для дальнейшего развития русской государственности, укрепления церкви и православия.

Период XIII–XV вв. в плане развития культуры можно разделить на два этапа. Первый длится со второй половины XIII до середины XIV в. Он характеризуется регрессом, стремлением сохранить то, что осталось от русской культуры после нашествия. Вместе с тем студент должен понимать, что, причинив огромный ущерб русской культуре, монголо-татары отнюдь не уничтожили ее и уже с конца XIII в. появляются некоторые признаки возрождения. В этот период самыми значительными культурными центрами были Псков и Новгород, не пострадавшие от нашествия.

Второй этап начинается со второй половины XIV в. Он знаменует собой подъем русской культуры, что связано с успехами хозяйственного развития, а также военными успехами в борьбе с татарами. Происходит подъем народного самосознания, усиливается тяга к единству русских земель, собирателем которой стала Москва. Она же становится и основным культурным центром русских земель.

При подготовке к четвертому вопросу следует уяснить, что в рассматриваемом периоде русской культуры можно выделить три этапа: первый — с конца XV до середины XVI в., второй — с середины XVI до начала XVII в., третий — XVII в.

Для русской культуры первый период ознаменован большими успехами. В это время происходят три важных события: образование единого русского государства, освобождение от многолетнего татарского ига, формирование великорусской народности. С конца XV в. появляется и само название — Россия. Студент должен знать наиболее выдающиеся достижения русской культуры в этот период. Особое внимание следует обратить на успехи в области иконописи, архитектуры, а также на формирование теории «Москва — третий Рим».

Для второго периода характерно замедление развития культуры, причинами чего служило усиление крепостнических отношений, разорение экономики, вследствие опричнины и Ливонской войны. Политическое развитие страны этого времени чрезвычайно противоречиво: с одной стороны, реформы Избранной Рады и складывание сословно-представительной монархии, а с другой стороны — опричнина. Студент должен знать о публицистических произведениях того времени, в которых нашли отражение различные взгляды на пути и методы централизации, о роли и характере царской власти, об отношении монарха и подданных.

Третий период характеризуется началом кризиса русской средневековой культуры. Студенту необходимо уяснить, с чем это связано. В истории страны XVII в. фактически стал переломным — это последний век русского средневековья. В политической и экономической сферах происходят весьма серьезные изменения. Это оказало сильное влияние и на развитие культуры, она также вступает в переломный момент своей истории. Средневековая культура переживает кризис, и на смену ей начинает появляться новая. Студент должен понимать, что определяющим в этом процессе было разрушение средневекового мировосприятия, религиозного в своей основе. Средневековая культура уже не могла обеспечить потребности развития общества и государства.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 381–413, 414–418.

  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С 249–285.

  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 132–145, 191–211, 212–224, 442–449.

Дополнительная

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1.

  2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Издательство «Глаголъ», 1995.

  3. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

  4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

  5. Лихачев Д.С. раздумья о России. 2-е изд. СПб.: Издательство «Logos», 2004.

  6. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учебное пособие для вузов. СПб.: СПбГУП, 1996.

  7. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.

  8. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: Мирос, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.
  2. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Санкт-Петербург

    Методические указания
    Гостенков, П.А. История и методология науки и техники: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям / П.А. Гостенков; Отв. ред. И.П. Потехина.
  3. Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 9 тематика семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. Срок об

    Тематика семинарских занятий
    Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
  4. Учебное пособие (для студентов дневной формы обучения всех специальностей академии) харьков − 2007

    Учебное пособие
    Социология: Учебное пособие для студентов дневной формы обучения всех специальностей академии. Авт. Белова Л.А., Радионова Л.А. – Харьков: ХНАГХ, 2007.
  5. Методические указания по дисциплине «Сервисная деятельность» для студентов всех форм обучения Направление и специальности подготовки дипломированных специалистов

    Методические указания
    В методических указаниях содержатся материалы, необходимые для самостоятельной подготовки студентов к изучению курса дисциплины «Сервисная деятельность» и выполнению практических и контрольных работ.

Другие похожие документы..